Города и Страны

Железные Дороги Австралии

Города: Санкт-Петербург Часть 1, Часть 2, Часть 3
Страны:Австралия, Греция, Италия, Финляндия, Франция, Чехия, Южная Корея
Дороги:Кругобайкальская, Приднепровская, Северная, Северо-Кавказская
Подразделения:Локомотивное депо
Техника и технологии:Вода на железной дороге, Вагоностроение Часть 1, Часть 2
Люди:Пулльман и его вагоны, Александр Бородин

Железная дорога на Австралийском континенте

Герб Австралийского союза
Коала на стволе Эвкалипта

Австралийский континент расположен в Южном полушарии. Материк простирается на 3180 км с севера на юг и на 4000 км с востока на запад. Ввиду того, что длительное время континент находился в изоляции от остальных участков суши и поэтому там сохранились многие уникальные виды животных, в том числе различные сумчатые – коала и кенгуру, яйцекладущие – утконос и ехидна. Своеобразие фауны страны отображено на государственном гербе.

На этом континенте всего одно государство. Его правильное наименование Австралийский Союз. Население страны 21,5 млн. человек.

Австралийский Союз имеет сравнительно густую железнодорожную сеть в прибрежный районах и крайне редкую в остальных частях страны. На 1946 год общая протяжённость железных дорог страны составляла 44800 км. К 1990 году протяжённость дорог даже сократилась 39700 км. К 2000 году протяжённость 41300 км, из них 2540 км электрифицированы. Используются две системы электрификации: постоянный ток 1,5 кВ и переменный ток 25 кВ, 50 Гц. Показатель плотности железнодорожной сети в целом по континенту один из самых низких в мире. В железнодорожном пути применяются как деревянные, так и стальные и железобетонные шпалы, масса погонного метра рельсов уложенных в путь колеблется на разных линиях от 25 до 60 кг.

Железные дороги Австралии выполняют 42% грузоперевозок страны. Примерно половину грузоперевозок выполняют частные железнодорожные линии, их протяжённость составляет 2400 км. Крупнейшая железнодорожная сеть, находящаяся в частных руках, действует в штате Западная Австралия и обеспечивает перевозку железной руды.

В 2001 году по железным дорогам было перевезено 646 млн. пассажиров. На туристических сайтах широко распространён миф о том, что железнодорожные билеты на местных линиях дороги. Так это или нет доподлинно неизвестно. Во всяком случае количество перевезённых пассажиров говорит о доступности билетов для населения страны.

Схема железнодорожной сети
Чтобы увеличить — нажмите

Немного истории

Первые железнодорожные линии на континенте появились в 1854 году в районе города Мельбурн. Затем, в 1855 году, была построена железнодорожная линия между Сиднеем и городом Парраматта.

Почти все железнодорожные линии страны находятся в государственной собственности или принадлежат отдельным штатам. Дороги эти строились в интересах иностранных капиталистов и они не были ориентированы на внутренние нужды страны, их главной целью которых был вывоз ценного сырья и полезных ископаемых в порты страны. В силу этих обстоятельств в Австралии ныне имеются дороги с самой разной шириной колеи: 1600, 1435, 1067 мм. Дорог с колеёй 1435 мм – 17678 км, сосредоточены эти дороги в основном в штате Новый Южный Уэльс. Капская колея 1067 мм сосредоточена в штатах Квинсленд, Западная Австралия и Тасмания, некоторые линии есть и в Южной Австралии. Дорог с Капской колеёй 15160 км. Дорог с колеёй 1600 мм – 4017 км, они пролегают в штатах Виктория и Южная Австралия. Но ранее был ещё больший разнобой с размерами колеи.

Поезд в Австралии, 1950 год

В середине XX века в Австралии были начаты работы по стандартизации железнодорожной колеи. В 1945 году сэр Нарольд Винтроп Клапп (Harold Winthrop Clapp) предложил несколько направлений для приведения железнодорожной колеи на континенте к единообразию. Среди этих мер: унификация колеи трамвайных систем в разных городах с железнодорожной колеёй на прилегающих линиях, перешивка отдельных линий с «экзотической» колеёй на ширину прилегающих магистралей, перешивка узкоколейных линий на колеи 1067 мм или 1435 мм или полная ликвидация малоиспользуемых линий.

Некоторые железнодорожные линии с тех пор совмещают колею 1067 мм и 1435 мм.

С конца 1950-х годов подвижной состав австралийских дорог переведён на подшипники качения. В 1980-е годы здесь было освоено тяжеловесное движение, с тех пор 65 процентов перевозок выполняется поездами весом более 10 тысяч тонн. В Австралии 21 июня 2001 года был проведён самый тяжеловесный, рекордный поезд. Состав из 682 вагонов груженных железной рудой провели 8 тепловозов распределённых по длине состава. Масса груза составила 82 262 т, а общая длина поезда – 7 353 м.

В 2004 году было открыто движение по Трансконтенинтальной Австралазийской железной дороге. Она протянулась от порта Дарвин на северном побережье до Аделаиды на южном побережье. По этой дороге курсируют контейнерные и пассажирские поезда. Первый после открытия движения пассажирский поезд стал историческим: несмотря на высокую цену билетов (специально для первого рейса – 1000 долларов), предварительный заказ билетов на поезд показал, что включить в состав поезда нужно 43 пассажирских вагона. Поезд протянулся более чем на 600 метров.

Идея строительства этой дороги возникла ещё в XIX веке, однако много лет от её реализации отказывались как от слишком затратного и технически сложного. В 1980-е годы была построена линия от станции Таркула на трансавстралийской магистрали до города Алис-Спрингс в самом центре континента. В 2001 году были начаты работы по сооружению новой линии, проходящей по пустынным районам. Дорога строилась с шириной колеи 1435 мм. Благодаря соединению железной дорогой наиболее развитые регионы континента – штаты Виктория и Новый Южный Уэльс, получили постоянную связь через порт Дарвин со странами Юго-Восточной Азии.

Железнодорожная сеть

Железнодорожная сеть австралийского континента принадлежит пяти основным компаниям: Австралийские национальные железные дороги (Australian National Railways), железные дороги штата Квинсленд (Queensland Government Railways), Корпорация общественного транспорта штата Виктория (Victoria Public Transport Corporation), железные дороги штата Западная Австралия (Western Australian Government Railways – Westrail), железные дороги штата Новый Южный Уэльс (State Railway Authority).

Национальный железнодорожный музей в Аделаиде, 2007 год

Австралийские национальные железные дороги (Australian National Railways – ANR) насчитывают 7890 км. Дороги в этой сети имеют ширину колеи 1600 (2395 км), 1435 (2812 км) и 1067 мм (2683 км). В это количество входит 851 км железных дорог на острове Тасмания и участок в 748 км в Южной Австралии изолированный от остальной сети дорог. В сеть ANR входит Трансавстралийская железная дорога от Порт-Пири до Калгурли – протяжённость 1782 км, колея 1435 мм. Основные перевозимые по дороге грузы – полиметаллические руды, уголь, зерно, удобрения, сталь. В локомотивном парке дороги тепловозы. Грузооборот дороги в 1990 году составлял 8,112 млрд. т*км, пассажирооборот 2,3 млн. пассажирокилометров.

Локомотивы Victorian Railways, 1952 год

Железные дороги штата Квинсленд (Queensland Government Railways) имеют протяжённость 10094 км, в том числе 1992 км электрифицированы (25 кВ, 50 Гц). Компания основана в 1865 году. Компания полностью находится в государственной собственности, участие частного капитала минимально. На дороге используется колея 1067 и 1435 мм. Основные перевозимые компанией массовые грузы – уголь и сахар. При формировании угольных маршрутов используют распределённую тягу с управлением с головного локомотива, длинна таких сверхтяжёлых поездов достигает четырёх километров. В 1989 году объём перевозок составил 80,5 млн. тонн, 50,9 млн. человек. В локомотивном парке дороги тепловозы и электровозы.

Корпорация общественного транспорта штата Виктория (Victoria Public Transport Corporation) была образована в 1989 году слияние железной дороги «Victoria Line» и компании «The Met». Общая протяжённость дорог в корпорации – 5374 км. Колея – 1600 и 1435 мм. В локомотивном парке компании тепловозы и электровозы. Компания «Виктория лайн» отслуживает дороги в штате Виктория и перевозки между штатами. Основные грузы на это дороге – промышленное сырьё и зерно, развиты и контейнерные перевозки. В 1988 году объём грузоперевозок составил 9,95 млн. тонн, перевезено 5,8 млн. пассажиров. Компания «Мет» обслуживает Мельбурн и пригородные линии. Эти линии имеют ширину колеи 1600 мм и электрифицированы на постоянном токе (1,5 кВ). Объём пассажирских перевозок – 306 млн. человек.

Железные дороги штата Западная Австралия (Western Australian Government Railways – Westrail) имеют колею 1067 и 1435 мм и общую протяжённость 5553 км. В локомотивном парке дороги тепловозы. Основные грузы дороги: бокситы, железная руда, гравий, зерно. В 1989 году объём грузоперевозок по этой дороге составил 24,3 млн. тонн, пассажирских перевозок 323 тыс. человек.

Железные дороги штата Новый Южный Уэльс (State Railway Authority) имеют колею 1435 мм. Протяжённость этих дорог 9917 км, из них электрифицированы 618 км (постоянный ток, 1,5 кВ). Основные грузы дороги: руда, зерно, уголь. В 1988 году объём грузовых перевозок составил 50,2 млн. тонн, в тот же год дорога перевезла 249,3 млн. пассажиров. В локомотивном парке дороге тепловозы и электровозы (порядка 10%). Для пригородных перевозок и на отдельных направлениях для перевозок между городами используются электропоезда.

Один из паровозов Clyde Engineering
Двухэтажный электропоезд CityRail V set

Производство

В Австралии несколько фирм производящих железнодорожный подвижной состав и оборудование для железных дорог. Clyde Engineering производит тепловозы (ранее производила паровозы, вагоны). Commonwealth Engineering (в недавнем прошлом Comeng Holdings) производит высокоскоростные поезда, тепловозы, электропоезда с двухэтажными вагонами, дизель-поезда, грузовые вагоны, оборудование для железнодорожного пути. United Group Rail производит и ремонтирует электро- и дизельпоезда, вагоны, хопры для перевозки угля. Фирмы Humes и Monier производят железобетонные шпалы. Австралийское подразделение австрийской фирмы Plasser & Theurer производит путевые машины.

Любопытный факт

При движении по линии Indian Pacific протяжённостью 4352 километра, поезда проходят самый длинный в мире прямой участок пути.

Железная дорога Австралии

Этот участок длинной 478 километров находится на равнине Налларбор к северу от Большого Австралийского залива. Путешествие по линии занимает 65 часов и проходит через три австралийских штата: Западная Австралия, южная Австралия и Новый Южный Уэльс. Поезда для туристов курсирующие по этой линии разделены на три класса обслуживания: платинум (премиум обслуживание, примерно соответствует новым вагонам премиум-класса), золотой сервис (или Золотой кенгуру – одноместные и двухместные купе, питание в ресторане) и красный сервис (или Красный кенгуру – по уровню обслуживания соответствует эконом-классу авиакомпаний). Во время стоянок этого поезда предусмотрены экскурсии по местным достопримечательностям.

  • Большая Cоветская Энциклопедия. Гл. ред. С. И. Вавилов, 2-е изд. Т. 1. Т. 1. А — Актуализм. 1949. 640 стр., илл.; 53 л. илл. и карт.
  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 559 с.: ил.
  • Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  • Журнал «Железнодорожный транспорт» № 6 за 2008 год.
  • Журнал «Железнодорожный транспорт» № 7 за 2008 год.

Copyright © Василий Зимин. Страница создана 18 июля 2009 года.

&#10148 National Rail Map&#10148 Northern NSW rail map&#10148 Victoria & Sth NSW rail map&#10148 Queensland rail map&#10148 WA, SA & NT rail map&#10148 Melbourne rail map&#10148 Brisbane rail map&#10148 Adelaide rail map &#10148 Transport Nearby Right Now&#10148 Sydney-Melbourne (NSW Trainlink XPT)&#10148 Sydney-Canberra (NSW Trainlink Xplorer)&#10148 Sydney-Brisbane (NSW Trainlink XPT)&#10148 Brisbane-Cairns (Spirit of Queensland)&#10148 Brisbane-Charleville (The Westlander)&#10148 Brisbane-Longreach (Spirit of the Outback)&#10148 Townsville-Mt Isa (The Inlander)&#10148 Melbourne-Adelaide (The Overland)&#10148 Sydney-Perth (The Indian Pacific)&#10148 Adelaide-Darwin (The Ghan)&#10148 Perth-Kalgoorlie (The Prospector) &#10148 Transport Nearby Now&#10148 Train trips from Sydney&#10148 Train trips from Melbourne&#10148 Train trips from Brisbane&#10148 Train trips from Adelaide&#10148 Train trips from Perth&#10148 Train trips from Canberra&#10148 Train trips from Cairns&#10148 Day Trips from Sydney&#10148 Day Trips from Melbourne&#10148 Day Trips from Brisbane

Australian Rail Maps

The website for planning rail, bus, tram and ferry travel all over Australia featuring integrated maps of EVERY passenger rail service in Australia and a journey planner covering all train, tram, ferry and inter-town bus services.

Australia’s Rail Services

Australia’s passenger railway system is a safe and convenient form of travel. There are many passenger train and tram operators in Australia offering services — intensive suburban trains and electric tramways in major cities, to commuter trains and long distance interstate and luxury trans-continental journeys. Trains are high quality and all operators have reasonable on-line information about their services, but information is not co-ordinated. This site is a reference hub for anyone planning a rail or bus trip in Australia. Whether you’re travelling from one suburb to another or making a trans-continental odyssey you will find the information here. We link to official web-sites of train and bus operators and help you book travel and accommodation online.

Discovery. Железная дорога Австралии (1 сезон) (2016)

NEW Mobile Website

Try out our BRAND NEW mobile site. See all the buses, trains, trams and ferries coming up near you. See stop times, routes and connections.

Need Accommodation?

Find and book conveniently located hotels online with Australian Rail Maps and booking.com. Book Online now. No booking fees. Pay the Hotel when you stay.

National Rail Map

We’ve amalgamated all of our regional maps into one national rail map showing all non-metropolitan passenger train services and railway stations in Australia.

Buy our Maps

Would you like a printed version of our maps? Through our partners at redbubble.com you can buy our maps as posters, prints, ipad covers and even t-shirts. All works are professionally manufactured and home delivered to you.

Our Maps

We have eleven rail maps of Australia, its regional areas and cities showing every passenger railway and every station served by passenger trains. All suburban trains, light rail, country and interstate passenger train routes are shown.

Железная дорога Австралии

Железная дорога пересекает австралийский континент с запада на восток (Перт – Сидней) и с севера на юг (Дарвин – Аделаида). Трансконтинентальные поезда ходят два раза в неделю, а проезд стоит примерно столько же, сколько и на самолете. Для того чтобы побывать в глубинке, лучше пользоваться авиационным или автомобильным транспортом. Если покупать авиабилеты заранее, одновременно с приобретением билетов в Австралию и обратно, они будут стоить значительно дешевле, чем при их покупке уже непосредственно в стране.

Первая австралийская железная дорога была построена в 1854 г. В XIX в., до объединения Австралии в одну страну, в каждом штате железные дороги имели разную ширину колеи и не были связаны между собой. Максимальная протяженность – 42 тыс. км – была достигнута в 1921 г. В 1991 г. создана общенациональная железнодорожная корпорация (www.railaustralia.com.au), и сейчас движение поддерживается на государственных железных дорогах общей протяженностью в 34 800 км. Кроме того, действуют и частные линии, принадлежащие главным образом компаниям по добыче железной руды.

Железнодорожный транспорт Австралии

Участок железной дороги между Алис-Спрингс и Дарвином, протяженностью 1420 км, строился с перерывами, начиная с 1858 по 2004 г. Сейчас по нему ходит очень популярный у туристов поезд «Хан» (www.gsr.com.au). В разгар туристского сезона (май – июль) он трижды в неделю связывает Аделаиду с Алис-Спрингс и дважды в неделю проходит весь путь до Дарвина. Для удобства туристов существует возможность перевозки в багажном вагоне своего автомобиля.

Если вы планируете объехать на поездах всю страну, то стоит задуматься о приобретении проездного билета Austrail Flexipass. Он дает право на поездки по сетям Great Southern Railway, Queensland Rail, Countrylink (www.countrylink.info) и CityRail штата Новый Южный Уэльс. Проездные продают на 8, 15, 22 или 29 дней в течение 6-месячного периода (правда, 8-дневный проездной действует только на линиях Аделаида – Мельбурн и Аделаида – Сидней). В отдельных частях страны существуют и региональные проездные: на Восточное побережье, на Южную часть Австралии, на штат Новый Южный Уэльс.

Проездной билет Kangaroo Road ‘N Rail Pass дает право путешествовать по Австралии не только на поездах, но и на автобусах.

   Первые железные дороги в Австралии были построены частными компаниями, базируемыми в тогдашних колониях Нового Южного Уэльса, Виктории и Южной Австралии. Первая линия открылась в Южной Австралии в 1854 году, это была конно-железная дорога Goolwa-Port Elliot. Первая линия, на которой работали паровозы, открылась в Южной Австралии в 1856 году. Линия состояла из 5 станций: Аделаида, Боуден, Вудвилль, Албертон и Порт Аделаида (позже переименованный в Порт Док). В 1890-х годах было обсуждено предложение австралийской Федерации от шести колоний (ныне штатов). Один из пунктов предложения  гласил, что железные дороги будут федеральной собственностью. Предложение было отвергнуто и вместо этого разрешили приобретение железных дорог в частную собственность с согласия государства, а также строительство и расширение железнодорожного пути с согласия властей штата.  В первые годы развития железные дороги создавались для нужд отдельных английских колоний (теперь это штаты Австралии) независимо друг от друга, в результате чего возникла очевидная проблема, заключавшаяся в существенных отличиях между железнодорожными линиями. Несмотря на совет из Лондона принять один стандарт ширины колеи, многие колонии так и не сделали это. С тех пор это является национальной проблемой. Попытки устранить проблему ведутся и теперь. Различные штатные правительства и частные железные дороги не могут договориться, кто будет финансировать изменение ширины колеи в случае приведения ее к единому стандарту, что тормозит развитие железнодорожной инфраструктуры, и, в частности, строительство скоростных железных дорог.

Discovery. Железная дорога Австралии (2 сезон) (2018)

В Австралии нередки участки железнодорожного полотна, по которому идут пути разной ширины одновременно. Некоторые локомотивы и вагоны оборудованы колёсными парами с изменяемой шириной колеи. В настоящее время реконструкция, развитие и строительство новых межштатных (то есть общегосударственных) железных дорог в Австралии ведется на основе европейской колеи (1435 мм). При этом, например, штат Виктория сохранил для всей пригородной сети Мельбурна ирландскую колею (1600 мм). На крупнейшей в Мельбурне железнодорожной станции, реконструированной в 2000-х годах, из 22-х путей 2/3 используют местную ирландскую колею, а 1/3 — стандартную европейскую. Соответственно в городской и пригородной зоне часть путей, идущих в общем транспортном коридоре, трех- или четырехпутная (пригородное сообщение близ Мельбурна двухпутное по колее 1600 мм, плюс 1-2 пути межштатного сообщения по европейской колее).

Локомотивы железных дорог Австралии, как правило, собственного производства, особенно известны такие заводы как Clyde Engineering, Goninan и A. E. Goodwin. Распространённой практикой является сотрудничество с английскими и американскими локомотивостроительными компаниями. 

Пригородная электрификация началась в Мельбурне в 1919 году на постоянном токе с напряжением 1500 вольт. Линии Сиднея начали электрифицировать с 1926 году по той же системе, Брисбен с 1979 (переменный ток напряжением ~25 кВ), и Перт 1992 (переменный ток на ~25 кВ). Электрификация главных линий была сначала выполнена в Виктории в 1954 году, и после расширена на территории Нового Южного Уэльса. Эти сети не оправдали ожиданий, в отличие от Квинсленда, где оборудование переменного тока ~25 кВ было введено с 1980-х для грузовой линии, по которой перевозился уголь.
Об
В Австралии, в отличие от многих других стран мира, всё ещё популярны междугородние поезда со спальными вагонами, что обусловлено огромными расстояниями между городами, разделёнными незаселёнными территориями. Например, трансавстралийская железная дорога, введённая в эксплуатацию в 1915 году, проходя по пустыне Налларбор, которая представляет собой крупнейший в мире известняковый монолит, на протяжении 478 км не делает ни единого поворота.  Самыми известными пассажирскими поездами Австралии являются The Ghan, ходящий с 1929 года по 2979-километровому маршруту из Аделаиды на южном побережье страны в Дарвин на севере, и трансконтинентальный Indian Pacific, чей 4352-километровый путь пролегает из Сиднея в Перт. Он находится в пути 65 часов и является восьмым поездом в мире по протяжённости маршрута.Общая протяжённость железнодорожных путей в Австралии составляет 41461 километр, из которых электрифицировано 2940 километров. Крупнейшими железнодорожными компаниями страны являются Queensland Rail, Pacific National, Rail Corporation New South Wales и V/Line.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *