Города и Страны

Замок Шамбор Франция

Долина реки Луары — красивый живописный регион, где с XV века короли и знать возводили свои особняки, дворцы и самые красивые замки Франции. Шамбор (Шато де Шамбор) является крупнейшим и самым экстраординарным из 42 замков Луары, с которым может соперничать разве что замок Шенонсо, находящийся поблизости.

Мифы и факты

Король Франциск I построил имение в Шамбор в 1519 году как охотничий домик, и провел здесь все восемь недель своего царствования. На строительство замка Франциск не жалел денег. Даже когда казна иссякла и он нуждался в деньгах, чтобы оплатить выкуп Испании за двух своих сыновей, король увеличил налог церкви и плавил серебро подданных, но замок Шамбор продолжали строить. В своем рвении Франциск даже хотел повернуть реку, чтобы подвести Луару к подножию строения, но столкнувшись с масштабностью задачи, отказался.

Оригинальным дизайном здание обязано итальянскому архитектору Доменико да Кортона. Но, полагают, что Леонардо да Винчи, который посетил замок Шамбор во время его 50-летнего строительства, также вдохновил архитекторов на некоторые элементы дизайна. В отличие от многих средневековых замков (как Виндзорский замок в Англии), Шамбор никогда не имел оборонительных функций крепости, проектирование сосредоточачивалось на красоте здания.

Конечный результат стал самым экстравагантным сооружением Европы, шедевром архитектуры эпохи Возрождения, превосходившим все известные сооружения Франции до строительства Версальского дворца веком спустя. Крыша разработана под вдохновением Константинополя с сотней колонн, башен, дымовых труб поднимающихся на высоту 134 метра.

Замок Шамбор: подробное описание

Одно из чудес замка — центральная лестница с двойной спиральной обмоткой — сделана по проекту Леонардо да Винчи.

Несмотря на дорогостоящее убранство и обширнейший парк (13000 га — самый крупный огороженный парк в Европе), замок Шамбор редко использовался французскими монархами, которые предпочитали оставаться в Париже или Версале. Людовик XIV был одним из немногих, кто регулярно покидал шумный Версаль, чтобы насладиться красотой Шамбор. По приглашению Короля-Солнца в замке ставил свои пьесы знаменитый французский драматург Мольер.

Известно, что в середине XVIII века в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена. В 1745 году Людовик XV отдал замок Морицу де Саксу, чтобы вознаградить его победы во время войны за Австрийское наследство, и замок превратился в казарму для полка Морица. Впоследствии Шамбор был заброшен, а в 1792 году революционное правительство распродало мебель и картины с аукциона.

Как и многие другие известные замки Франции, Шамбор, выкупленный за 11 миллионов франков золотом в 1930 году, в настоящее время принадлежит правительству, которое начало восстановление замка после Второй мировой войны. С 1981 Шамбор включен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть

77 лестниц замка Шамбор представляют собой настоящую сеть запутанных лабиринтов. Говорят, Франциск I построил их, чтобы его многочисленные фаворитки не могли встретиться. К центральной лестнице примыкают террасы, малые винтовые лестницы и открытые переходы над галереями. Интерес представляет также часовня в противоположном королевскому крыле — самое большое помещение Шамбор.

Более 400 комнат замка заполнены старой мебелью, на втором этаже располагается музей охоты и природы. На территории замка расположен огромный парк, который также занесен в список наследия природы Франции. По вечерам здесь устраиваются свето-звуковые представления.

Cамым романтичным замком Луары считается Шенонсо, в Англии — замок Лидс, а среди замков Австрии — Шенбрунн и, конечно же, сказочные замки Людвига в Германии — Линдерхоф и Нойшванштайн.

Замок Шамбор открыт ежедневно с 9.00 до 18.15. Вход стоит 15 евро.
Официальный сайт: www.chambord.org

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2011-06-11

Видео:

Замок Шамбор (Chateau de Chambord)

О замке

Среди многообразия замков Луары, есть один особенный замок, замок-крепость, замок-знаменитость, замок, который мог изменить всю историю этого департамента. Для того, чтобы сделать его особенным король Франциск Первый хотел изменить течение реки Луары. Замок Шамбор по праву считается самым знаменитым замком среди многообразия замков этой долины. Шамбор поражает великолепием и изысканностью. Здесь столько всего, что на экскурсии придется потратить не один час.

Шедевр Ренесансса от ворот, до шпилей, замок поражает своими размерами и величием. Одних только комнат в этом замке более четырехсот. Раскинулся этот белоснежный красавец на притоке реки Луары, небольшой речушке Беврон. До того, как был построен Версаль, Шамбор считался самым экстравагантным замком Франции, и одним из самых красивых. Окружает замок огромнейший парк. Даже не парк, а скорее лес. Местная знать, до сих пор, периодически, устраивает в этих местах охоту. Окружена территория лесопарка огромной стеной, протяженностью в 32 километра.

Архитектурно замок Шамбор представляет собой образец укрепленного замка средневековья. Такова была первоначальная задумка, но впоследствии замок перестраивался и достраивался. Вообще, посещая Шамбор, сразу чувствуешь, чей это замок, присутствие короля Франциска первого, чей страстью были охота и архитектура, чувствуется повсюду. Везде его герб – саламандра, напоминающий почему-то небольшого дракона.

Поскольку Франциск первый был страстным любителем поохотится, то и символом лесной зоны, вокруг замка Шамбор стали кабан и олень, которые водились здесь в изобилии. И сегодня здесь можно увидеть огромное количество животных и птиц.

Замок Шамбор представляет собой центральное сооружение – донжон и две пристройки к нему – восточное и западное крыло. Донжон насчитывает 5 этажей, на каждом этаже 4 квадратных комнаты и 4 круглых. Коридоры на каждом этаже, идут, как будь-то, с разных сторон света и встречаются в центре этажа около двойной лестницы. Лестницы в этом замке представлены в избытке, их тут целых 77 штук. И планировка замка настолько хаотична, что потеряться в нем, проще простого. Как говорит легенда, такая планировка задумывалась за тем, чтобы многочисленные фаворитки Франциска первого ни разу не столкнулись друг с другом.

Еще одна достопримечательность замка Шамбор – двойная винтовая лестница с двумя входами. Считается, что задумка этого архитектурного шедевра принадлежит великому Леонардо да Винчи. Лестница действительно уникальная, она имеет две ветви, которые поворачиваются вокруг спирали в одном направлении, но при этом, ни в одном месте замка, эти лестницы не пересекаются. Эта чудо-лестница в замке ведет еще к одному шедевру архитектурного искусства – на террасу, которая также считается идеей великого да Винчи. По этой террасе можно обойти все центральное здание Шамбора по периметру и полюбоваться на многочисленные башенки, дымоходы и прочее. Венчает лестницу маяковая башенка, на шпиле которой установлена королевская бурбонская лилия. В замке удалось сохранить многие предметы быта, мебель, посуду. Сегодня, все это можно лицезреть на экскурсиях, или выставках, которые в большом количестве устраиваются в замке. Интересный факт, парк, окружающий Шамбор внесен в список наследия природы Франции, а в самом замке располагается музей охоты и природы.

Шамбор поражает воображение своим размахом. Огромные комнаты, огромные коридоры и такие же лестницы. Третий этаж замка со сводчатыми потолками в свое время был главным залом, где проводились многочисленные балы. Здесь же можно увидеть покои короля, лицезреть ложе, на котором спал Франциск Первый. Практически каждая комната в этом замке имеет камин. В донжоне комнаты не такие большие, как в восточном и западном крыле. Даже королевская спальня в центральной части здания совсем небольшая, что часто очень удивляет посетителей Шамбора. Только в восточном крыле позже были построены огромные опочивальни для короля и королевы. В западном крыле располагается капелла. Все ее убранство напоминает античные здания в Древней Греции. Замок Шамбор одно из самых популярных туристических мест Франции, и долины Луары в частности. Здесь проходят выставки, по вечерам часто устраиваются свето-музыкальные шоу. Замок является историческим памятником и входит в состав всемирного наследия ЮНЕСКО.

История замка – от молодого короля к Мольеру

Начинать рассказ об истории замка Шамбор, нельзя не сказать об истории его строительства, ибо… она страшна. По сути своей это замок на костях. Хотя в те времена, практически все так строили, вручную и жизнью многих людей. Строительство Шамбора продолжалось с 1519 по 1547 год. На его строительстве трудилось постоянно примерно две тысячи человек. Стройка шла на болотистой местности, среди рабочих распространялась болотная лихорадка, люди погибали практически сразу после заражения. Дубовые сваи своими силами вгоняли в болотистую почву на глубину 12 метров! Еще один факт: каменщикам по тем временам платили сдельно, за каждый каменный блок. И для удобства подсчета произведенных блоков, каждый каменщик оставлял на блоке свой знак. Эти знаки сохранились и до наших времен.

С чего же начиналась история Шамбора? Почему именно в лесах? В 1392 году лесистое имение Шамбор покупает герцог Орлеанский у семейства Блуа. В 1498 году, герцог становится королем Людовиком Тринадцатым. У него есть сын Франциск. Любознательный сын, который любит путешествовать по Италии.

Шамбор, то о чем молчат путеводители

И вот в 1516 году, Франциск возвращается из Италии и с багажом впечатлений от итальянской архитектуры и Леонардо да Винчи, местным гением, которому он пообещал сладкую жизнь на своих «французских» хлебах. В 1519 году Франциск решает строить здесь охотничье поместье, которое бы могло по красоте соперничать с итальянскими замками.

Кто был архитектором Шамбора до сих пор остается тайной, покрытой мраком. Ученные-историки долго бились над разгадкой имени архитектора, создавшего эту красоту. Но сегодняшняя официальная версия, это тоже догадки. Бесспорно, в этом замке есть задумки великого Леонардо да Винчи, но он скончался за несколько месяцев до начала строительства. Есть косвенные подтверждения работы другого придворного архитектора Доминико де Кортона.

После смерти Франциска, который и сам побывал в этом замке без году неделю, его наследники не жалуют имение.

Выделяют только один период в истории замка – правление короля-солнце Людовика XV. Он распорядился перестроить в замке северные покои и сделать из них нечто вроде сцены для спектаклей. Здесь в Шамборе, впервые свет увидел «Мещанина во дворянстве». Чуть позже король приказывает написать Мольеру пьесу-комедию, премьера, которой тоже должна состоятся в Шамборе. Два месяца Мольер пребывал в неотапливаемом замке Шамбор и писал пьесу. После окончания, король и его свита увидели на сцене пьесу «Господин де Пурсоньяк». Увы, король остался разочарован, и он отбыл из Шамбора, не заплатив драматургу ни копейки.

В XVIII веке Шамбор служит прибежищем свергнутому польскому королю Станиславу Лещинскому. Затем тут жил граф Мориц Саксонский со своим полком, после него замок занимала химическая лаборатория Сен-Жермен. Далее замок еще определенное время дарился, переходил из рук в руки, пока в 1930 году не был выкуплен государством у Элии Бурбонского за 11 миллионов фунтов стерлингов. С этих пор, Шамбор – народное достояние.

Время работы:
С 01 января по 31 марта – 10:00 -17:00
С 01 апреля по 30 сентября – 9:00 – 18:00
С 01 сентября по 30 сентября – 9:30 – 18:00
С 01 октября по 31 декабря – 10:00 – 17:00
Выходные дни: Новый год и Рождество
Продажа билетов заканчивается за 30 минут до закрытия.

Цены:
Взрослые – €9,50; льготный тариф – €8; бесплатно – дети до 18 лет, в сопровождении взрослых; лица от 18 до 25 лет, граждане Евросоюза, за исключением групп школьников.
Плата за парки: авто-мотоцикл – €3.

Необычный замок Шамбор во Франции – это один из знаменитых дворцов Луары, считающийся выдающимся памятником архитектуры времен Ренессанса. Он был возведен по личному указанию короля Франциска I, намеревавшегося отдыхать в нем вместе со своей прекрасной фавориткой графиней Тури, которая обитала неподалеку. Дворец расположен на излучине реки Коссон – ответвления реки Беврон, являющейся левым притоком Луары. От левого берега этой крупнейшей водной артерии Франции Шамбор отделяет всего 6 км.

История замка

Интересно проследить историю Шамбор в его современном виде появился здесь только в середине XVI века.

Замок Шамбор во Франции

Имение, большую часть которого занимали леса, было приобретено семейством герцогов Орлеанских у графа Блуа. В конце XV века представители этой династии взошли на трон, что автоматически сделало Шамбор королевской резиденцией.

Полуразрушенный средневековый замок в поместье совсем не соответствовал достоинству гордых французских монархов, поэтому Франциск I принял решение о возведении нового дворца.

Хотя имя архитектора точно до сих пор неизвестно, определенные исторические источники утверждают, что в разработке проекта участвовал сам великий Леонардо да Винчи. Трудно сказать, действительно ли это правда: знаменитый живописец скончался в 1519 году, когда строительство только начиналось. Однако искусствоведы утверждают, что лестница замка, которая состоит из двух переплетенных спиралей, создана именно гениальным Леонардо. Лестничные марши ее двух веток расположены таким образом, что поднимающиеся и спускающиеся по ней люди никогда не столкнутся.

О постройке замка Шамбор отзывы современников были не слишком лестными. Сам процесс возведения стен и укреплений выглядел достаточно грандиозно для той эпохи, но можно смело сказать, что новое поместье создавалось на крови и костях. Для строительных работ потребовалось более 200 тысяч тонн камня, а участие в них принимало около 2 тысяч человек. Многие из них не дожили до завершения строительства из-за непомерных физических нагрузок и болотной лихорадки, часто встречающейся в этой заболоченной местности.

Строение было завершено в 1547 году, уже после кончины монарха, который посещал Шамбор всего лишь несколько раз с целью поохотиться. На протяжении ста лет замок оставался практически заброшенным, пока в конце XVII века Людовик XIV не распорядился немного перестроить его. В частности, на часовне была установлена новая кровля, а часть комнат была объединена в королевские апартаменты. В 1670 году именно здесь с успехом прошло первое представление знаменитой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

В первой половине XVIII века временным владельцем дворца Шамбор стал Станислав Лещинский – польский монарх в изгнании, являвшийся отцом супруги Людовика XV. Затем до начала Французской революции в здании сначала размещалась армейская казарма, потом превратившаяся в лабораторию таинственного алхимика графа Сен-Жермена. После революционного переворота и до 1930 года замок переходил от одного французского аристократа к другому, пока не стал собственностью государства.

Во время Второй мировой войны в Шамборе прятали бесценные произведения искусства из Лувра, в частоности «Мону Лизу» и Венеру Милосскую. Несмотря на то, что часть строения в этот период была уничтожена пожаром, дворец сохранился относительно неплохо и сейчас открыт для посещений туристами.

Что посмотреть в замке

На фото видно, что замок Шамбор построен из больших глыб белого песчаника. Это придает ему особый колорит, делая здание более легким и воздушным, чем мрачные средневековые цитадели. Длина фасада превышает 150 м, а ширина строения составляет чуть более 110 м. Дворец состоит из более чем 400 комнат, соединенных между собой 77 лестницами. Здесь установлено около 300 каминов, считающихся настоящими произведениями искусства, а многочисленные капители украшают 800 скульптурных композиций.

Согласно отзывам туристов, в поместье Шамбор заслуживают внимания следующие объекты:

  • Донжон – центральная башня дворца, придающая ему сходство со средневековыми цитаделями. В нем пять этажей, на каждом из которых обустроено по 4 комнаты округлой и квадратной формы. Помещения связаны 4 узкими галереями, соответствующими сторонам света, которые сходятся у центральной двойной лестницы.
  • Часовня в западной части замка, спроектированная знаменитым архитектором той эпохи Жаном ле Гумбль, и апартаменты правителя Франции в восточном крыле. Такое расположение являлось достаточно нестандартным для королевской резиденции. Оно означало, что монарх проживает в комнатах, направленных по отношению к Иерусалиму и считает себя главой не только светской, но и духовной власти в стране.
  • Двойная лестница винтового типа в центре дворца. Она привлекает внимание не только тем, что подъем и спуск по ней разделены в пространстве, но и красивым резным узором. Лестница огибает донжон по всей его протяженности и ведет к гигантской террасе, с которой открывается красивый вид на дымоходы и капители кровли. Над пролетами установлена небольшая башня-маяк, прекрасно заметная не только снаружи, но и изнутри строения, когда человек стоит на нижнем этаже. Высота башни превышает 30 м, а ее вершину украшает лилия – символ французских королей.
  • Второй этаж дворца. На его своды нанесены символы-эмблемы Франциска I (саламандра и буква F, заканчивающаяся королевским венцом) и его матери Луизы Савойской (шнурок с завязанными узелками). На лестничных клетках некоторые монограммы, расположенные рядом с террасами, размещены в перевернутом виде, чтобы Господь видел их и мог оценить могущество короля.
  • Гобелены-полотна «Охота короля Франциска», созданные в первой половин XVII века. Они изготавливались вручную, еще до открытия знаменитой королевской мануфактуры по производству гобеленов.

Как гласят предания, французский монарх и Жан ле Гумбль разрабатывали грандиозный для XVI века проект отвода Луары из ее русла таким образом, чтобы воды реки струились прямо перед замком. Однако по здравом размышлении правитель отбросил эту идею, воплощение которой обошлось бы слишком дорого.

Экскурсии и цены

Если верить описанию из путеводителей, замок Шамбор практически не имеет аналогов не только во Франции, но и по всей Европе. Более 30 лет назад он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому заслуживает тщательного внимания. Попав сюда, обязательно посетите:

  • Лестничный лабиринт, соединяющий небольшие винтовые лестницы, живописные террасы и открытые галереи. Предполагают, что такая планировка позволяла избежать встречи многочисленных любовниц короля друг с другом.
  • Музей охоты и природы, расположенный на втором этаже. Здесь экспонируются картины, посвященные теме охоты, авторства Рубенса, Снейдерса, Кранаха и других великих живописцев.
  • Парк. Он занимает более 5 га и окружен самой длинной во Франции стеной общей протяженностью свыше 30 км. Туристам открыт доступ лишь на небольшой огороженный участок площадью 1000 га. В парке водятся олени и кабаны, а также множество видов пернатых.

С января по март и с октября по декабрь экскурсии по замку проводятся с 10:00 до 17:00, с апреля по сентябрь – с 9:00 до 18:00. Входной билет обойдется в 11 EUR. Купить его можно не позже, чем за 30 минут до закрытия.

Как добраться из Парижа

Из Парижа в Шамбор можно попасть на поезде компании TGV, который отходит от вокзала Аустерлиц. Путешествие в купе класса люкс обойдется примерно в 35 EUR, стоимость билета во второй класс составляет 23 EUR. Продолжительность поездки не превышает 1,5 часов, а выйти следует на остановке Блуа.

Также вы можете добраться до замка от вокзала Монпарнас с одной пересадкой. Для этого необходимо доехать до Сен-Пьер-де-Корп – городка неподалеку от Тура (билет обойдется примерно в 40 EUR – 50 EUR). Здесь вам придется пересесть на местную электричку TER, которая довезет вас до Блуа всего за 25 минут.

Шамбор – настоящая энциклопедия эпохи расцвета королевской монархии. Посетив замок, вы узнаете немало увлекательных фактов о жизни выдающихся представителей династии Бурбонов.

экскурсии из Парижа по волшебным ценам, на русском, микрогруппы 4-8 человек

Замки Луары:    Шамбор + Шеверни + Шенонсо + Амбуаз + Блуа
5 замков 97 евро на человека    тур Замки Луары    отзывы    ЗАКАЗАТЬ

Замок Шамбор
Замок Шамбор с высоты птичьего полета. Смотреть видео: Замок Шамбор (Chambord) — уникальное сооружение, по праву считающееся одним из красивейших замков эпохи Возрождения. Это самый большой замок Луары. Грандиозный ансамбль расположен среди лесов, где и поныне охотятся представители высшего общества. Задумал это великолепие король Франциск I, а над проектом замка наверняка работал сам Леонардо да Винчи. Хотя великий скульптор и умер в год начала строительства, невозможно представить, что создание этого удивительного творения пленяющего своей красотой и гармонией обошлось без его гения. Архитектурное исполнение замка Шамбор, задуманного как место для пышных официальных приемов и грандиозных празднеств, делает его поистине монументальным. Этот самый удивительный из всех замков Луары занимает площадь почти в два гектара и возвышается на уровень двадцатиэтажного здания. В нем расположено 426 залов и 77 лестниц. Поначалу замок поражает необычностью архитектуры и масштабами постройки, в которых с легкостью прочитывается тщеславие и самолюбие его первого владельца. Однако при ближайшем рассмотрении нельзя не почувствовать гармонии и совершенства архитектурной концепции и изящества деталей.
Местность, на которой теперь возвышается замок Шамбор, в X веке принадлежала графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 г. она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, владения стали собственностью французской Короны. Франциск I стал королем Франции в 1515 году в возрасте 20 лет.

Замок Шамбор (Chambord)

После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии, и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и других великих итальянских мастеров с намерением создать шедевры не уступающие итальянским в столь любимой им долине Луары. Одним из таких шедевров стал замок Шамбор. План замка, строго симметрический, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между крылом Франциска I и крылом с молельней, то есть между королем и Богом. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами Франции, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 км. Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.
Франциск I посещал Шамбор вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д’Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель сезона охоты. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. С особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество, организованное церемониймейстером бароном Монморанси в зиму 1539 г. по случаю визита Карла V. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 г. он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им" После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своем монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 г. был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств — Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.
В 1559 г., после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что и у него потекла кровь. После его смерти в 1574 г., замок оставался не занятым в течение 50 лет, так как Генрих III и Генрих IV посещали его крайне редко.
В 1626 г. Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель" на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать. Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны.
Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 г. резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк. В 1669 г. Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить короля его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".
Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. В 1725 г. Людовик XV отдал Шамбор своему тестю Стан иславу Лещинскому — королю Польши в изгнании, который возобновил строительство. Двадцать лет спустя замок перешел к маршалу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 г. маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось, якобы, от запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокруа был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.
Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 г. все его великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье. Во времена правления герцога де Бордо замок посетил Густав Флобер, у которого родились там великолепные образные строки с описанием огромных пустых залов, где "паук ткет свою паутину на саламандре Франциска I". Сегодня залы Шамбора открыты для публики, и взору посетителей предстает прекрасное внутреннее убранство, в частности гобелены в апартаментах Людовика XIV. Среди живописных работ следует упомянуть портреты Генриха III и Анны Австрийской. Другие залы хранят вещи и принадлежности герцога де Бордо, графа де Шамбор — последнего законного претендента на трон Франции. Здесь можно видеть его кровать и батарею игрушечных пушек; на нижнем этаже выставлены кареты, выполненные в мастерских Hermes в 1871 году. В этих каретах граф де Шамбор предполагал осуществить свой въезд в Париж, чтобы занять королевский трон.

Замок Шамбор возведение и архетектура
В строительных работах по возведению замка было занято более 1800 человек. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание. Работы продолжались в течение многих лет. В 1537 г. был закончен жилой корпус, а в 1540 г. построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и прилегающими служебными постройками; и только в 1547 г. было полностью закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. Большая часть залов были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления. Увенчанная куполом-фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница ведет на огромную, необыкновенной красоты, террасу, воплощение гениального замысла Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка. Кажется что вся верхняя часть замка словно взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть — фонарь, высотой 32 м, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому были построены два крыла для апартаментов короля и капеллы. Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву F, эмблему короля Франциска I. Капелла, расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорационную отделку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *