Города и Страны

Возрождение Храма Афанасия и Кирилла

Храм святителей Афанасия и Кирилла (Воскресения Словущего) на Сивцевом Вражке

Многие исследователи считают, что церковь существовала, предположительно, с начала XVI века, поскольку получала ругу. Сильно пострадав в Смутное время, долго не восстанавливалась, почему в 1631 году по книгам Патриаршего приказа церковь числилась «новоприбылой». В 1657 и 1689 годах церковь была ещё деревянной. Каменной церковь стала в начале XVIII века; главный престол был освящён в честь Спаса Нерукотворенного Образа; другой придел — в честь Святителя Николая Чудотворца. В 1749 году по прошению поручика Плещеева в трапезной части церкви был устроен придел Святителей Афанасия и Кирилла, и в документах храм стали называть «Афанасие-Кирилловская церковь».

В 1812 годуСмоленская икона Божией Матери, вывезенная из Смоленска, была помещена первоначально в храме Святителей Афанасия и Кирилла и уже отсюда перенесена в Успенский собор Кремля. Разорённый в 1812 году храм был обновлён в 1815—1817 годах на средства дочери полковника Прасковьи Петровны Юшковой. В 1836 году началась основательная перестройка церкви в стиле ампир: были построены новая колокольня, трапезная и новый световой барабан. Освящение обновлённого храма состоялось 19 сентября1856 года, причём по желанию благотворителя, почётного гражданина Бубнова Спасский престол был переименован в Воскресенский. В 1899 году с целью расширения храма были перестроены алтари приделов, и здание приобрело нынешний вид.

При советской власти в 1932 году храм был закрыт, и в его здании располагались склады, различные мелкие предприятия, электромеханический завод, общежития. В 1970-х годах началась частичная реставрация здания, поскольку в нём предполагалось открытие концертного зала с органом.

В 1991 году принято решение о передаче здания Русской православной церкви, что и было осуществлено 7 апреля 1992 года. Главный престол было решено вновь освятить во имя Спаса Нерукотворенного Образа, но прежде, 5 ноября 1992 года, был освящён придел Святителей Афанасия и Кирилла. 11 сентября 1993 года из церкви Воскресения Словущего на Арбате была возвращена главная храмовая икона Святителей Афанасия и Кирилла. Главный престол освящён 14 января 2003 года, Никольский — 17 декабря 2009 года.

4 марта 2017 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти патриарха Московского Ермогена и великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения возрождённого храма.

Престолы

  • Воскресения Словущего
  • Святых Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских
  • С 1848 года до своей смерти старостой храма был П. В. Хавский.
  • В 2002 году в храме состоялось отпевание артиста

    Литература

  • Токмаков И. Ф.Краткий историко-археологический очерк церкви Свв. Афанасия и Кирилла Александрийских Патриархов, что на Сивцевом Вражке, в Москве. — М.: Губ. тип., 1890. — 12 с. — (Сб. материалов для VIII Археол. съезда в Москве ; Вып. 7).
  • Паламарчук П. Г.Москва в границах Садового кольца // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. — Москва: Астрель, 2004. — Т. 2. — С. 345—348. — 744 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-07711-1.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. — Москва: издательство Московской Городской думы, 1884. — Т. 1. — С. 648.
  • Шармин П. Н.Церковь Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке // Москва. Энциклопедический справочник : Москва. — Большая Российская Энциклопедия, 1992.
  • Храм Святителей Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке. Приходская летопись / Сост. П. Шарганов. — М., 1994. — 63 с.
  1. ↑На найденной в 1965 году медной доске было указано, что «особенными же приношениями и советами генерал-майор Афанасий Петрович Тютчев, статский советник Григорий Яковлевич Выгодский, московский купец Иван Федорович Жуков». Афанасий Петрович Тютчев (1788 — до 1847) — участник сражений при Бородине (подпрапорщик лейб-гвардии Преображенского полка), Лютцене, Баутцене, с 1840 года — действительный статский советник.
  2. Курсакова Е. Н. П. В. Хавский — историк и исследователь русской хронологии: диссертация кандидата исторических наук. — Барнаул, 2001. — 181 с.
  3. Раззаков Ф. И. Как уходили кумиры. Память, согревающая сердца. — М.: Эксмо, 2010. — 573 с.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

К оглавлению — храмы Москвы

Построен: 1837-1856

Адрес храма: 121019, Москва, Филипповский пер., 3, ст. м. «Кропоткинская», «Арбатская».
Телефон храма: (495) 691-16-89

Престолы: главный — Воскресения Словущего,
приделы — свтт. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских,
свт. Николая Чудотворца.

Дни памяти: 18/31 января, 2/15 май

История: первая церковь на этом месте появилась у слияния небольшой реки Сивка и ручья Черторыя не ранее середины XVI в.

В документах за 1722 г. храм упоминается уже как каменный.

В 1812 г. здесь четыре дня находилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Смоленская при подготовке к Крестному ходу до Успенского собора Московского Кремля.

В 1816 г., через четыре года после разграбления и пожара, церковь восстановили и освятили придел во имя свтт. Афанасия и Кирилла, а в 1817 г. — центральный престол во имя Спаса Нерукотворного Образа и придел во имя свт. Николая Чудотворца.

Существующий храм сооружен в несколько этапов: в 1836 — 1856 гг., перестроен в 1880 — 1890-х гг., с сохранением части стен предыдущего храма.

Архитектура существующего здания отражает финальный этап в развитии стиля ампир. Четверик храма завершен небольшой купольной ротондой, слабо гармонирующей с укрупненным масштабом трех пониженных апсид храма, приделов и широкой трапезной.

Колокольня с двумя прямоугольными в плане ярусами увенчана высоким шпилем.

В 1932 г. церковь закрыли, здание предполагалось снести, но была разрушена только колокольня.

Здание использовали под мастерские, склады, а 1970-х гг., после реставрации, здесь предполагалось устроить концертный зал.

7 апреля 1992 г., в день Благовещения храм возвращен Церкви.

5 ноября 1992 г. был освящен придел свтт.

Храм святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке в Москве

Афанасия и Кирилла, где начали совершаться богослужения.

4 января 2003 г. малым чином освящен придел Воскресения Словущего.

Святыни: ковчежцы с частицами свв. мощей — прп. Амвросия Оптинского и свт. Феофана Затворника, св. мц. Татианы.

Богослужение: по воскресеньям и праздникам — Литургия в 9 час, накануне — всенощное бдение в 17 час. Ежедневная книжная торговля.

В начало

      Престолы: первый престол во имя Святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, второй – во имя святых апостолов Петра и Павла
      Год постройки: Между 1901 и 1905.
      Адрес: Брянская область, Жирятинский район, село Страшевичи.

      Храм Петра и Павла впервые упоминается как запустевший в Смутное время. С 1654 года действует. Конец XVII-начало XVIII века — храм ветхий с приделом Афанасия и Кирилла. В 1731 году заменен новым храмом Афанасия и Кирилла. С 1798 с колокольней. Просуществовал до 1812 года, когда и был перестроен. В 1831 году пристроен большой придел по имя Боголюбской Божией Матери. Современное каменное здание 1901-1905 годов постройки. Метрические книги 1874-1891, 1876-1886, 1907, 1910-1912 годы.

***

      Первое упоминание о храме в честь святых апостолов Петра и Павла относится к 1654 году. Владельцем село Страшевичи в то время был Ф.А. Бахтин. В 1731 году здесь был построен деревянный храм в честь святителей Афанасия и Кирилла. Просуществовал этот храм до 1812 года, потом был перестроен на средства генерал-майора М.П. Бахтина. В 1831 году помещик А.С. Бахтин, бывший староста села Страшевичи, на свои средства пристроил деревянный придел в честь Боголюбской иконы Божией матери. Он же построил деревянную колокольню. В 1901 году Строительным Комитетом был утверждён план современного храма, который построен брянскими и почепскими мастерами в 1905 году. Приход был воссоздан в 1993 году. Храм двухпрестольный: первый престол во имя Святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, второй – во имя святых апостолов Петра и Павла. Придел освящен в честь иконы Божией Матери Боголюбской.
      Стены кирпичные с расшивкой швов и использованием в деталях лекального и тесаного кирпича; шатры деревянные. Характерный образец культового зодчества данного периода в русском стиле. Принадлежит к типу бесстолпных трехчастных храмов с шатровым завершением и ярусной, также шатровой колокольней.
      Массивный основной куб с широким антаблементом и ярусом полукруглых кокошников несет небольшой световой восьмерик, увенчанный невысоким шатром с главкой; в завершенных архивольтами гранях восьмерика прорезаны арочные окна. К кубу примыкают узкий пятигранный алтарь и трапезная с поперечно ориентированной папертью в западной части. Короткий и узкий переход связывает ее с четырехъярусной колокольней, состоящей из четверика с полуярусом, прорезанным круглыми проемами и завершенным поясом кокошников, и двух восьмериков звона с арками и аналогичным храму шатром с небольшой главкой (утрачена). Суховатый кирпичный декор фасадов несколько перегружен деталями, подражающими архитектурным формам 17 века: плоские широкие лопатки, карнизы с городками, пояса нишек-ширинок под окнами и в завершении основного объема, кокошники, порталы боковых входов, обрамления окон храма и проемов колокольни с пилястрами, архивольтами и проч.
      В интерьере основное помещение перекрыто сомкнутым четырехлотковым сводом со срезанными углами и световым кольцом круглого изнутри восьмерика.

Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, на Сивцевом Вражке

Широкий проем связывает основное помещение храма с алтарем, имеющим коробовый свод с лотками над восточными гранями. Три проема ведут из центральной части в трапезную и из нее на паперть, которые перекрыты вспарушенными сомкнутыми сводами.
      "Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.

***

      В селе Страшевичах, Брянского уезда, по прошению помещика майора Петра Афанасьевича Бахтина, в 1798 году, разрешено перестроить при церкви первоверховных Апостолов Петра и Павла обветшавшую колокольню.
      Сведения эти заимствованы при разборе Архива Орловской Духовной Консистории из подлинных актов.
      Орловские епархиальные ведомости, № 3, 1873 год.

***

      Умер причетник брянского уезда села Страшевич Иван Петров.
      Орловские епархиальные ведомости, № 15, 1869 год.

***

      Указом Святейшего Синода, от 30 апреля 1873 года за № 1571, дано знать Орловскому Епархиальному Начальству, что вследствие ходатайства онаго, в 8 день апреля, Всемилостивейше удостоен награждения знаком отличия, по Орловской епархии, за службу по духовному ведомству, камилавками Брянского уезда села Страшевич священник Николай Любомудров.
      Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1873 год.

***

      Указом Святейшего Синода, от 28 апреля 1876 года за № 1366, дано знать Орловскому Епархиальному Начальству, что вследствие ходатайства онаго, в 3-й день апреля сего года, Всемилостивейше удостоен награждения, за службу по духовному ведомству, камилавками, от Святейшего Синода выдаваемым, священник брянского уезда села Страшевич Николай Любомудров.
      Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1876 год.

***

      Приговором общества прихожан Брянского уезда села Страшевич, составленным 21 ноября 1877 года, в открытое при их церкви попечительство избраны на первое трехлетие следующие лица: председателем попечительства священник Николай Любомудров; членами попечительства: государственные крестьяне: Тихон Андреев Черкасов, Никита Иванов Леквин, Афанасий Егоров Савченков, Феодор Андреев Мошлевцев, Михаил Киреев Юденков, Парфений Афанасьев Oтдельный: крастьяне собственники: Григорий Иванов Батов, церковный староста Василий Фомин Жеровков, Лукьян Стефанов Новиков, Павел Емельянов Паршин и Дмитрий Николаев Бурыкин.
      Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1878 год.

***

      Всемилостивейше пожалован в 20-й день апреля 1880 года, за отличноусердную службу по гражданскому и военному ведомствам, знаком отличия по Орловской епархии, наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, Брянского уезда церкви села Страшевич священник Николай Любомудров.
      Орловские епархиальные ведомости, № 14, 1880 год.

***

      Список духовным лицам, кои, кои за службу по военному и гражданскому ведомствам, в 7-й день апреля 1884 года, Всемилостивейше удостоены знаков отличия, Высочайше жалуемых: … ордена Св. Анны 3-й степени: брянского уезда церкви села Страшевич священник Николай Любомудров.
      Орловские епархиальные ведомости, № 12, 1884 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *