Города и Страны

Воскресенский Собор Истра

Задание 16 ЕГЭ по русскому языку

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения
Определения:
1) Обособляются:

  1. распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова
  2. два или больше одиночные определения, стоящие после определяемого слова
  3. одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение
  4. распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение
  5. распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения
  6. определение, если определяемое слово является личным местоимением
  7. несогласованные определения, для того чтобы оторвать их от соседнего члена предложения или если нужно подчеркнуть передаваемое ими значения

2) Не обособляются:

  1. распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами и не имеет значений, стоящие перед определяемым словом
  2. распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, зависящие от неопределенного местоимения и стоящие за ним

Приложения обособляются:
1) запятыми:

  1. распространенные приложения, выраженные существительным с зависимыми словами, которые стоят после определяемого слова (реже — перед)
  2. приложения, зависящие от личных местоимений
  3. одиночные приложения, которые относятся к нарицательному существительному с пояснительными словами
  4. приложения, зависящие от имен собственных, если они стоят после определяемого слова
  5. приложения, выраженные именем собственным, если перед ними без изменения смысла можно поставить а именно, то есть
  6. приложения, которые присоединяются союзом как или словами по имени, по фамилии и т.д. и которые имеют дополнительное обстоятельственное значение

2) тире:

  1. приложения, перед которыми можно поставить слова а именно (Он сломал дерево -дуб.); — распространённые приложения, стоящие в конце предложения
  2. приложения, относящиеся только к одному из однородных членов

Дополнения:
1) Обособляются:

  1. распространенные обстоятельства, выраженные причастными оборотами, и одиночными обстоятельствами, выраженные деепричастиями
  2. обособляются обстоятельства, выраженные наречиями или существительными, если они поясняют или уточняют другие обстоятельства (места и времени); обычно структура такова: до? (обстоятельство, являющееся главным) где именно? (зависящее обстоятельство); Когда? (обстоятельство, являющееся главным) когда именно? (зависящее обстоятельство)
  3. обстоятельства, вводимые словами помимо, несмотря на, как-то, не считая, вопреки и т.д., которые уточняют или ограничивают смысл определяемых слов (обязательным является обособление только конструкции, начинающейся с не смотря на)
  4. устойчивые выражения, выраженные причастным оборотом, которые выступают в роли вводных выражений

2) Не обособляются:

  1. одиночные деепричастия, которые не обозначают добавочного действия и близки к наречиям
  2. обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами, если они представляют собой устойчивое сочетание

Тестовые варианты для задания 2 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы

Пример 1:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Боец (1) быстро подхватив ружьё (2) и (3) вложив ногу в узкое стремя (4) сел в седло.

Пример 2:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Арагва (1) обнявшись с (2) шумно вырывающейся из полного мглою ущелья (3) речкой (4) тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуёй.

Пример 3:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Задача 4348 Расставьте знаки препинания: укажите все

Строители Воскресенского собора на Истре (1) повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме (2) возвели в Подмосковье (3) отличающийся особой красотой и оригинальностью (4) памятник архитектуры XVII столетия.

Пример 4:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Боец (1) быстро подхватив ружьё (2) и (3) вложив ногу в узкое стремя (4) сел в седло.

Пример 5:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

Пример 6:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Создателями произведений, как правило, анонимных, в Древней Руси выступали (1) искренне заботившиеся о судьбах своей родины (2) люди (3) мыслившие (4) во вселенских масштабах.

Пример 7:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Работая (1) над текстом комедии Я. Б. Княжнина (2) В. А. Пашкевич проявил себя (3) удивительно одарённым (4) музыкантом.

Ответы:

  1. 1,4
  2. 1,4
  3. 1,2
  4. 1,4
  5. 1,3,4
  6. 3
  7. 2

Воскресенский собор

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» — книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.

Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью.

Задания 13-16 "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.

Использованная литература:

1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.

2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)

4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.

5.Историческая справка об Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *