Города и Страны

Вифанский Монастырь Сергиев Посад

Митрополит Платон (Левшин)

 

 220 лет Спасо-Вифанскому монастырю

 

Мало кто знает, что Сергиев Посад знаменит не только Троице-Сергиевой лаврой, но и своими окрестностями. Здесь расположены монастыри, скиты, пустыни. Особое положение среди них занимает Спасо-Вифанский монастырь, находящийся в пяти километрах от лавры. К сожалению, большинство храмов и построек монастыря ныне утрачены. Сегодня этот сергиево-посадский микрорайон носит название "Птицеград".

Московский митрополит Платон основал Вифанский монастырь в 1783 году как пустынь, но, прежде всего, как кладбищенское отделение Троице-Сергиевой лавры. С начала основания монастыря и до 1917 года здесь хоронили лаврскую братию. Во время советской власти, когда здесь, на окраине Загорска, строили птичники, надгробия с могил монахов выкорчёвывали и использовали в качестве фундамента. Часть надгробных плит ушло на постройку моста через пруд. Сами захоронения сегодня находятся под детской площадкой и футбольным полем. Вплоть до 1990-х годов в бывшем здании собора Сошествия Святого Духа были устроены инкубатор, кинозал и танцплощадка. А в семинарском корпусе поместили кожвендиспансер.

Спасо-Вифанский монастырь. Фото 1910 г.

— Когда я сюда только приехал служить, — рассказывает настоятель Вифанского монастыря отец Даниил, — мне мой алтарник сказал: "Знаете, у нас в посёлке очень сложная криминальная обстановка. У каждого третьего — нет отца: или убили, или от пьянки умер". Подобные вещи по отношению к памяти усопших просто так бесследно не проходят…

Наряду с митрополитом Платоном одним из основателей монастыря можно по праву считать императора Павла I, который посетил Вифанию в 1797 году и дал обители статус второклассного монастыря. Затем именно он настоял на том, чтобы здесь была открыта семинария.

Когда император Павел предложил на рассмотрение своему воспитателю и духовнику митрополиту Платону "Устав вольных каменщиков", как будущую основу законодательства государства, владыка с негодованием отверг масонские проекты: "У нас есть своя вера, и прежде всего надо опираться на святое Православие". Воспитанник послушал своего учителя. И тем самым отодвинул революционные события на сто лет.

Церковь Спасо-Вифанского монастыря. Литография 1874 г.

— Наверное, из-за этого и было оклеветано доброе имя не только императора Павла, но и митрополита Платона, — сетует отец Даниил. — Даже если мы посмотрим курс церковной истории, то мы увидим, что о митрополите Платоне говорится очень мало. Даже здесь, в лавре, к нему отношение неоднозначное…

Во время советской власти, когда на месте монастырского Преображенского собора собрались устанавливать статую Ленина, один из рабочих, долбивших фундамент, точно сквозь землю провалился. Под землёй, вернее под фундаментом, оказался склеп с могилой митрополита Платона. Честные мощи святителя были перенесены в Духовскую церковь Троице-Сергиевой лавры.

Иеромонах Даниил был назначен сюда настоятелем 31 декабря 2002 года. Наместник Троице-Сергиевой лавры, епископ Сергиево-Посадский Феогност поставил перед ним задачу восстановить обитель.

— Конечно же, надо воссоздать не только стены, но и монашескую жизнь, — объясняет батюшка. — Честно говоря, движется всё очень тяжело. Многие люди обещают помочь и не выполняют своего обещания. Службы мы совершаем на втором этаже полуразрушенного собора. На первом этаже -инкубатор… Сейчас нужно привести в порядок здание братского корпуса: покрыть крышу, вставить окна, провести отопление, чтобы зимой здесь можно было жить.

На сегодняшний день в Вифанской обители отец Даниил и настоятель, и священник, и диакон, и эконом в одном лице. Кроме него монахов в монастыре нет, одни послушники. Но отец Даниил не унывает. Хотя иной раз монастырский стол бывает совершенно пустой.

— А почему же вы не попросите наместника лавры, чтобы он вам сюда монахов направил в помощники? — интересуюсь я у батюшки.

— Знаете, я не хочу, чтобы сюда шли по принуждению. Может, кто-нибудь из других монастырей и епархий захочет быть насельником нашей обители. Милости просим. Также при монастыре недавно открылась гостиница. Любой паломник может остановиться у нас.

— Особенность нашей обители: к нам всегда везут много детей, — улыбается отец Даниил. — Ещё преподобный Антоний (Медведев), будучи настоятелем Троице-Сергиевой лавры приезжал сюда и, после службы, сделал замечание игумену, что во время литургии дети кричат и шумят. На это игумен ответил: "В том-то и дело. Сюда привозят больных и одержимых детей. После литургии служится панихида митрополиту Платону. Дети успокаиваются. Бывали случаи чудесного исцеления". Уже в наше время мы продолжили эту практику. В нашем храме дети чувствуют себя совершенно иначе.

ВИФАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Мощи митрополита Платона батюшка планирует перевезти из лавры в Вифанию как только здесь всё обустроится. На повестке дня — возвращение монастырскому комплексу хотя бы части зданий, которыми он владел до октябрьского переворота.

— Когда я заговорил об этом с директором экспериментального хозяйства Филоненко, он начал кричать: "Это имущество Министерства сельского хозяйства!" Я ему говорю: "Вы знаете, культурно-исторические памятники не могут являться чьей-то собственностью. Это собственность государства. И тот монастырский корпус, которым вы владеете, и весь комплекс является культурно-историческим памятником". Но самое главное сейчас — наладить круглосуточное богослужение. И я думаю, постепенно здесь начнёт собираться братия. Потому что круглосуточный круг богослужения формирует устав и распорядок дня монастыря.

 

141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25. Спасо-Вифанский монастырь Троице-Сергиевой Лавры.

Тел./факс: (09654) 6-13-84.

ИНН 5042072221;

Р/с 40703810400580000017 в Сергиево-Посадском филиале коммерческого банка Менатеп С/Пб;

Корр./с 30101810100000000420; БИК 044689420.

Сергиев Посад

Опубликовано 12 октября 2009 г.

В трех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры, на северо-восточной окраине Сергиева Посада идет восстановление Спасо-Вифанского монастыря, часть сохранившихся зданий которого в 1998 году была возвращена Лавре, а в 2002 году стала лаврским подворьем. В сентябре текущего года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, Вифанскому подворью вновь, как в мае 1797 года, присвоен статус мужского общежительного монастыря.

"Гора" в алтаре

Вифания — город на Святой земле, где Иисус Христос воскресил уснувшего смертным сном праведного Лазаря. На подмосковной земле напоминанием о чуде воскрешения стала Вифанская обитель, устроенная попечением Лавры в 1783 — 1787 годах.

Подобно Сергиевой лавре, Спасо-Вифанский монастырь начался как скромная пустынь, основателем которой был митрополит Московский и священно-архимандрит Лавры Платон (Левшин). В историю Русской Православной Церкви он вошел как талантливый администратор, богослов, проповедник и педагог. После его кончины Вифания стала местом почитания его памяти и целью паломничества для множества богомольцев.

В центре Вифанской обители располагался небольшой, построенный "овальной фигурой" Спасо-Преображенский собор. Он получил широкую известность благодаря тому, что место иконостаса в нем занимал макет евангельской горы Фавор, с престолом в честь Преображения Господня на вершине. Гора была покрыта мхом, цветами и даже чучелами животных. В подножии горы, как бы в пещере, был устроен нижний Лазаревский престол собора.

Прямо перед входом в собор, в центре западной линии кирпичной ограды, возвышались святые врата — главный вход в обитель — с колокольней над ними. Здание колокольни и святых врат дважды перестраивалось, последний раз в 1875 году. При советской власти здание было уничтожено, колокола тоже не сохранились.

В последнее время Вифанская обитель преображается на глазах. Воссоздается Спасо-Преображенский собор. Завершается строительство нового здания колокольни и святых врат по образцу утраченного в советское время. Наконец, уже отлит набор из десяти колоколов, и среди них большой пятитонный благовестник — главный колокол Спасо-Вифанского монастыря. Работы были проведены в Москве, на "ЗИЛе". Напомним, что в 2002 году завод уже отливал колокола для Троице-Сергиевой лавры.

Череда благовестников

Не многим известно, что новый большой колокол возрождаемой Вифании — пятый в исторической череде больших благовестников этой обители.

Первый упоминаемый в документах большой колокол весил 102 пуда и помещался на небольшой еще колокольне, скорее, одноярусной звоннице, возведенной над святыми вратами Вифанской пустыни в 1786 году. На Пасху 1822 года колокол от неосторожного благовеста дал опасную трещину: слишком уж старались звонари.

Новым большим колоколом монастырь обзавелся осенью 1824 года. Перелитый из треснувшего старого с прибавкой колокольной бронзы, он весил уже 118 пудов и 18 фунтов.

В 1875 году святые врата с колокольней были перестроены, причем новая колокольня значительно превысила размерами старую. Третий большой колокол весом 325 пудов и 38 фунтов был отлит заранее, еще зимой 1870 — 1871 годов. Необходимые средства собрали частные лица "по усердию к памяти Святителя Платона". Новый большой благовестник Вифании поместили в южной арке первого яруса звона.

Между тем и колокол 1824 года (второй по счету) сохранили в качестве повседневного благовестника; он висел в северной арке того же яруса.

Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде

Оба колокола запечатлены на фотографиях и почтовых карточках Спасо-Вифанского монастыря.

В апреле 1914 года, во вторник пасхальной недели, большой колокол 1870 — 1871 годов (третий по счету) треснул во время благовеста, из-за чего звон сделался "глухим и дребезжащим". Быть может, то было предупреждение о новых, тяжких и кровавых годах, ожидающих Россию: и, действительно, совсем вскоре началась война с Германией…

Осенью 1914 года, несмотря на военное время, треснувший колокол был перелит в Москве, на Финляндском заводе, с добавкой "уральской пушечной меди". Так в Вифании появился уже четвертый большой благовестный колокол весом 350 пудов и 30 фунтов. В ноябре 1914 года "при помощи Божией и содействии крестьян соседних деревень" новый колокол подняли на колокольню.

Судьба четвертого большого благовестника оказалась недолговечной: вероятно, он разделил участь многих колоколов Лавры, уничтоженных зимой 1929 — 1930 годов. Власть, установившаяся в России в 1917 году, ненавидела и боялась звучного церковного благовеста — этой "молитвы в бронзе".

Пятый по счету, весом пять тонн

Прошло время, изменились люди, изменилась Россия. И вот уже воссозданы большие колокола Лавры. Настала очередь Спасо-Вифанского монастыря. В 2009 году, спустя 95 лет после водружения на колокольню четвертого большого благовестника, отлит и готов к подъему на новую колокольню возрождаемой Вифанской обители новый, пятый по счету, большой благовестный колокол.

Вес нового большого колокола — 5,1 тонны; колокол украшают два пояса литых надписей на церковно-славянском языке, два медальона с литыми иконными изображениями Рождества Христова и Преображения Господня и еще два медальона с изображением преподобного Сергия Радонежского на одном и изображениями преподобного Анатолия, мученицы Галины и пророка Илии на другом.

И воссозданная колокольня, и новый большой колокол — свидетельства успешного восстановления знаменитой Вифании митрополита Платона, возрождаемой в наши дни с помощью Троице-Сергиевой лавры при щедрой поддержке благотворителей.

Колокола Спасо-Вифанского монастыря будут собирать христиан на торжественные богослужения, призывая к молитве и подвигу веры, будут встречать и провожать почетных гостей обители и, конечно же, молить о здравии и долголетии всех, внесших свою лепту в их создание.

Константин ФИЛИМОНОВ

Газета "Вперед"

Спасо-Вифанский монастырь — бывший мужской православный монастырь в Сергиевом Посаде (в 1783—1797 годах — скит Троице-Сергиевой лавры). В 2002 года на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры.

Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). Строительство велось в 1783—1788 годах. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.

В 1797 годуПавел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.

Император пожаловал монастырю 533 десятин и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон устроил у входа в свои покои обелиск.

Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века; переделки коснулись и интерьера. В XIX веке появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.

После кончины основателя стал небольшой обителью, существование которой в 1-й пол. XIX в. было связано прежде всего с Вифанской семинарией; в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1824 году жили 8 иноков, в 1828 году — 11, в 1839 — 14, в 1860 — 37 насельников. В 30-х гг. XIX в. была перестроена Лазаревская ц., в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову)); в 1832 г. завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860—1863 гг. на средства свт. Филарета, купца Г. А. Красногорова и др. жертвователей шло сооружение нового 2-этажного собора. В нижнем храме в 1863 г. были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. 28 июля 1866 г. свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская ц. митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903—1905 гг.- новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В нач. XX в. в В. м. жили 23 насельника.

Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Здесь сохраняется деревянный гроб, в коем был первоначально похоронен преп. Сергий. Богомольцы грызут гроб, так как по поверью это исцеляет зубную боль.

В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены (в перестроенном Тихвинском соборе располагался Дом культуры).

Спасо-Вифанский монастырь

Ныне восстановлен как действующий мужской монастырь. Сохранившиеся строения восстанавливаются. Часть помещений открыта для посещения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *