Города и Страны

В Каком Году Основан Псков

История Пскова

Основан славянами в 903 году.

 

Княгиня Ольга, жена князя Игоря, происходила из Пскова.

Крупнейший город Киевской Руси. В дальнейшем попадает под власть Новгородской республики. В Пскове долгое время существует вече.

Псков — боевой форпост Руси, защищает её с севера и запада.

Земля, на которой возник древний Псков, издавна заселённая славянскими племенами, тянулась узкой полосой вдоль западной границы новгородских владений. Город упоминается впервые в "Повести временных лет". Она рассказывает, что князь Игорь взял в жёны Ольгу "от Пьскова (Плескова)". Произошло это "в лето 6411", то есть в 903-904 году. 903 год и стал официальной датой основания города, хотя, конечно, как славянское поселение Псков возник раньше.

Удобное положение на водной магистрали стимулировало быстрое экономическое развитие города. Уже в X веке Псков занимал значительную территорию, разделённую на три части: детинец, посад и культовый центр — святилище и кладбище. До начала XII века псковские земли входили в состав Киевской Руси, а во второй четверти XII века, когда Великий Новгород получил независимость, Псков оказался во владениях Новгородской республики. Сначала Псков был новгородским пригородом и управлялся княжьими людьми или новгородскими посадниками. Псковичи часто посещали по торговым делам Новгород и принимали деятельное участи в новгородском вече. Многи из новгородцев, потерпев поражение на вече, бежали в Псков. Здесь же часто появлялись претенденты на новгородский стол. Они выжидали в Пскове благоприятного момента. Это подтверждает, что в дальнейшем Псков имел большую самостоятельность и мало зависел от Новгорода, с которым его связывали экономические и военные интересы.

В XIII-XVI веках Псков приобретает славу богатого торгового, экономического и культурного центра. С 1348 года он становится центром независимого княжества. Власть псковского князя ограничивалась вечем, которое избирало посадника, управлявшего вместе с князем военными, судебными и административными делами.

С первых дней существования город почти непрерывно участвовал в боевых действиях. Псков отстаивал собственную независимость в период междоусобищь и оборонялся от внешних врагов. Интересы обороны сделали его одним из самых укреплённых древнерусских городов: общая длина городской крепостной стены превышала девять километров. Несколько столетий Псков оставался боевым форпостом, защищавшим Русь с севера и запада. Сотни раз он отражал нападения врагов. В XIII веке псковская дружина вместе с новгородцами учавствовала в походах против немецких рыцарей. Военные походы не всегда бывали удачными для псковичей. Одной из таких неудач стало выступление псковских ратных людей осенью 1240 года против немецких и датских рыцарей. В битве од Изборском они потерпели поражение. В результате Псков захватили тевтонские рыцари. Город освободил в 1242 году Александр Невский, который встал во главе новгородской и суздальской дружин на борьбу с Тевтонским орденом.

После Александра Невского борьбу с рыцарями принял князь Довмонт. Бежав из Литвы, он появился в Пскове во второй половине XIII века вместе с могучей дружиной. Псковичи выбрали его своим князем без согласия Новгорода. Всё своё долгое княжение (1266-1299) Довмонт боролся с врагами Пскова и приобрёл большую любовь псковичей.

Месяца генваря в 13, на память святых мученик Ермолы и Стратоника, спустица вечной колокол у Святыя Живоначальныя Троицы, и начаша псковичи, на колокол смотря, плакати по своей старине и по своей воле. И повезца его на Снетогорский двор к Ивану Богослову, где ныне наместничь двор; тоя же нощи повезе Третьяк вечной колокол к великому князю в Новгород…

О славней граде Пскове великий! почто посетуеше и плачеши? И отвеща прекрасный град Псков: "Како ми не сетовати, како ми не плакати и не скорбети своего опустения? Прилетел бо на мя многокрылый орёл, исполнь крыле Львовых ногтей, и взят от меня три кедра Ливанова; и красоту мою, и богатство, и чада моя восхити, Богу попустивши за грехи наши; и землю путу сотвориша, и град наш разориша, и люди моя плениша, и торжища мои раскопаша, а иные торжища коневым калом заметаша, а отец и Фатию нашу разведаша, где не бывали отцы и деды и прадеды наши, и тамо отцов и братию нашу, други наша заведоша, и матери сестры наша в поругание даша. А иные во граде мнози постригахуся в черньцы, а жены в черницы, и в монастыри пондоша, не хотящее во полон пойти от своего града во иные грады". Ныне же се, братие, видяще, убоимся пращения сего страшнаго, припадем ко Господу своему, исповедующея грехов своих, да не выйдем в больший гнев Господень, не наведем на ся казни горши первой; а еще ждет нашего покаяния и обращения, а мы не покаяхомся, но на больший грех превратихамся, на злые поклепья и лихие дела, и у вечьи (вечи) причины, а не ведущи главы, что язык глаголет, не умеющее своего дома строити, а градом содержати хощем. Сегод ради самоволия и непокорения друг другу бысть сия вся злая вы.

"Сказание о Псковском взятии"

Из "Повести временных лет"

 

При нём Псков выстроил второе кольцо укреплений, получившее название Довмонтовой стены, или Довмонтова города. Сюда перенесли княжеский двор и здесь же были построены каменные храмы в честь святых, в дни памяти которых Довмонт одержал победы над врагами. К тому времени Псков уже стал одним из важнейших центров древнерусской культуры, летописания и книжности, с самобытной школой иконописи и каменного зодчества. Особенно прославился Псков искусством своих зодчих-каменотёсов. В городе процветала торговля.

К концу XIV века Псков был окружен системой мощных каменных крепостных сооружений. Псковичи участвовали в Куликовской битве (1380). Это стало началом сближения Пскова с Москвой.

В начале XVI века Псковское княжество вошло в состав Русского государства. В 1510 году великий князь Василий III прислал в Псков дьяка для объявления княжеского решения: "Вече не быть, князю и посаднику не быти, а быти по воле великого князя". Вечевой колокол был снят, увезён на Валдай и разбит. В том же столетии в Пскове пострадал ещё один "всполошный колокол". Его звон напугал лошадь Ивана IV, которая чуть не сбросила на землю царственного всадника. Царь приказал казнить колокол, срубив ему "уши". Но вскоре последовала царская амнистия: "уши" вновь прилили, и колокол вернули на звоницу.

Во время Ливонской войны Псков осадили войска Степана Батория. В августе 1581 года к стенам города спешно подошла 100-тысячная польска армия. Один из участников этого похода записал в дневнике впечатления о Пскове: "Господи, какой большой город! Помоги нам боже с ним справиться! Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь обнесён стеной, за ней красуются церкви, все каменные; домов за стенами не видно". Число защитников города, включая всех, кто мог носить оружие, значительно уступало войскам Батория. Но защитники города во главе с воеводой Шуйским героически отразили 30 штурмов крепости, так и не сдав Псков врагу. Поляки были вынуждены убраться восвояси. Отдавая дань мужеству защитников Пскова, участник этого похода оставил такие воспоминания: "Они не думают о жизни, становясь на места убитых, заграждали проломы грудью; день и ночь сражаясь, едят один хлеб, умирают с голода, но не сдаются". После Ливонской войны Псков и окрестные земли были разорены, но город быстро восстанавливался. В нём вньвь заработал монетный двор. Чеканка собственной монеты началась в Пскове в 1425 году. С 1510 года Псковский денежный двор стал выпускать монеты для всего Русского государства вместе с Московским и Новгородским дворами.

В 1615 году у стен Пскова решил испытать счастье шведкий король Густав-Адольф, к тому времени прославленный полководец. Но после полуторамесячной осады шведы отступили, так и не взяв город.

С началом Северной войны Псков принял все тяготы военного времени. Возросло его оборонное значение. Сам царь Пётр I приезжал в горо и лично руководил фортификационными работами. В городе размещался большой гарнизон, собирались и обучались рекруты, заготавлялись запасы военного снаряжения и продовольствия. Из Пскова начался победоносный поход русских войск в Прибалтику; в городе находилась штаб-квартира генерал-фельдмаршала Шереметева.

В 1708 году Псков вошёл в состав Ингерманландии. В дальнейшем он был приписан сначала к Петербургской, потом к Новгородской губерниям. В 1777 году город стал центром Псковского наместничества (позднее — губернии).

История Пскова

Со строительством Петербурга Псков утратил ведущую роль во внешней торговле, а с перенесением границы после победы России в Северной войне лишился также и оборонного значения.

В XIX веке город пребывал в статусе провинциального города, коих в России было превеликое множество. Оживление экономики Пскова началось со строительством железной дороги, соединившей через Псков Петербург и Варшаву. Затем было налажено параходное сообщение по реке Великой и Чудскому озеру, что ативизировало торговлю, главным предметом которой был лён. К началу XX века в городе действовало 55 заводов и фабрик и 22 льняных склада.

В годы Первой мировой войны здесь разполагался штаб Северного фронта. В Пскове весной 1917 года отрёкся от престола последний российский император Николай II.

Торжественные мероприятия в честь памятной даты проходят на центральных улицах, площадях и парках города. В этот день администрация присваивает почетные звания выдающимся деятелям. Вручаются медали «За заслуги перед Псковом». Поклонники флористики приглашаются на выставку цветов.

Действуют игровые площадки. Мастера делятся опытом на ярмарке народных промыслов. Выступают театральные коллективы и цирковые труппы. Детей удивляют фокусами, акробатическими номерами. Картинная галерея открывает двери для интересующихся художественными произведениями. Вечером на сцену выходят популярные исполнители. Праздник завершается красочным салютом.

В 2018 году День города Псков отмечается 23 июля. Дата закреплена в уставе. Она связана с освобождением населённого пункта от немецко-фашистских захватчиков и праздником Святой равноапостольной Великой княгини российской Ольги.

Информация о городе

Псков является административным центром одноимённой области Российской Федерации. Находится на берегах реки Великой. Экономика представлена предприятиями машиностроительной, электротехнической, металлургической, химической, пищевой отрасли. Развита сфера услуг, торговля.

Через населённый пункт проходят важные автомобильные трассы федерального значения: М20, Е77, E95, А212. Пролегает крупный железнодорожный узел. Расположен одноимённый международный аэропорт. Работают профессиональные учебные заведения, ВУЗы и их филиалы. Население насчитывает более 200 тысяч человек. Удостоен звания города воинской славы.

История

История Пскова начинается с древних времён. На современной территории размещались славянские племена. Датой основания города принято считать 903 год. С 1136 г. он перешёл из Древнерусского государства в Новгородское. В нём начала развиваться торговля, народные промыслы. Вскоре он потерял независимость и оказался под протекторатом Москвы. В 1615 году на его территории шли сражения с войсками шведского короля.

Важную роль населённый пункт сыграл в годы Северной войны. После неё утратил оборонительное и экономическое значение. В XIX веке в нём были возведены здания, появилась инфраструктура: железная дорога, водопровод, электростанция, трамвайные линии.

Провозглашение советской власти сопровождалось вооружённой борьбой с противниками большевиков. После завершения Второй мировой войны получил стремительное восстановление. В первые годы существования РФ экономика и социальная сфера пришли в упадок.

Герб

скачать картинку

Герб Пскова представлен в виде лазоревого французского щита, увенчанного короной. На нём изображена выходящая вниз из серебряных облаков правая ладонь. Внизу – золотой барс с червленым языком, серебряными глазами, зубами и когтями.

Конструкцию удерживают двое животных (барсов). Они обернуты в противоположные стороны. Увенчаны по плечам венцами святого Довмонта в виде серебряных обручей с лазоревыми камнями. Существа прижимают вдоль краев мечи, вложенные в ножны рукоятями вверх.

В каком году основан российский город Псков?

Последние увенчаны малыми лапчатыми крестами. На лазоревой ленте серебряными литерами начертан девиз – «Чести своей не отдам никому».

Художественная композиция принята решением Псковской городской Думы от 16 июля 2010 № 1355. Внесена в Государственный геральдический регистр РФ под № 6264.

Флаг

скачать картинку

Флаг Пскова выполнен в виде лазоревого прямоугольного полотнища. Отношение сторон – 2:3. На нём воспроизводятся элементы герба города.

Художественная композиция принята 16 июля 2010 года и внесена в Государственный геральдический регистр РФ под № 6265.

Гимн

Там, где к Великой мчится Пскова,
Там, где Россия в людях жива, —
Встал наш любимый город седой,
Вечно хранимый Ольгой святой.

Припев:
Блещет барс над каждой башней.
Блещет золото крестов.
Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

Звон колокольный в небо плывет.
Город наш вольный вечно живет.
Годы лихие сгинут, как дым.
Славу России мы возродим.

Припев

Не опрокинет времени гром
Нашу твердыню — каменный Кром.
Вскормлен и вспоен силой земной,
Пахарь и воин, Псков наш родной.

Припев

Слова С. Золотцева, музыка Н. Мишукова. Утвержден в 1999 году.

Как работаем в мае 2017 года
Выходные дни в июне 2017 года

Города России155

Назад

Возникновение Пскова

В середине первого тысячелетия нашей эры на землю нынешней Псковщины пришли предки средневековых псковитян, славяне — кривичи. Много веков до них жил человек на этой земле, но все же она оставалась очень слабо освоенной. Лишь кое-где, у берегов рек и озер, были разбросаны небольшие селения финского племени чуди и проникших из Прибалтики летто — литовцев. Нетронутые, непроходимые дикие леса расступались только у водоемов и глубоких топей да на отложившихся в некоторых местах бесплодных толщах песков. Пробираться по этому краю на дальние расстояния можно было лишь водными путями. Главным из них служила широкая полноводная река, названная славянами Великой. По ней ладьи кривичей спускались с юга на север, а по ее притокам расходились в стороны — к западным и восточным пределам будущей псковской земли.

Выше того места, где ныне стоит город Псков, лесные дебри отступали от берегов Великой. Здесь широкие пространства были заняты гигантскими песчаными наносами. А ниже по течению, вблизи впадения в Великую реки Мирожи, пески переходили в обширную богатую растительностью местность, изрезанную ручьями, оврагами, прудами, болотами и холмами. Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с Великой.

Славяне назвали его Кромом. Под его крутыми скалистыми склонами плескались речные воды, и только к узкому южному краю примыкал пригорок — место будущего Довмонтова города. Понижаясь к югу, пригорок сменялся низиной, простиравшейся от Великой до Псковы. За низиной шла цепь возвышенностей, в которую входило высокое место у Псковы, известняковая гряда у берега Великой, а между ними возвышение, известное в древности под названием Городца (ныне на этом месте стоит церковь Михаила Архангела).

Южнее этих высот, примерно на месте нынешней Профсоюзной улицы, пролегало старое русло пересохшей речки, получившее название Усохи. Еще дальше, в междуречье Псковы и Великой, вплоть песков, раскинулась местность с разнообразной почвой и рельефом — кое-где низкая и сырая, кое-где возвышенная, сухая, местами ровная, местами холмистая. Примерно такой же характер носила местность, расположенная за Псковой и названная позднее Запсковьем. Выбирая места для поселений, кривичи облюбовали живописные возвышения, выходившие к широкой красавице Великой, защищенные водой и болотистыми низинами, расположенные в окружении плодородных земель и сочных пойменных лугов.

Давно уже была высказана мысль о том, что на Городце славяне поселились раньше, чем на Крому. Пока это предположение не проверено археологами. Но само название Городца свидетельствует о том, что в дофеодальные времена на нем существовал укрепленный поселок. Неизвестно, был ли он старше Кромского или нет, но Псков, по-видимому, вырос не из одного Крома, а в результате развития двух или даже нескольких поселений.

Вероятно, уже в первой половине X века определилось постоянное место торга (там, где он оставался до 1510 года). С торгом было связано место поклонения языческим богам. Когда в конце X века языческие капища заменяли христианскими храмами, первым был построен храм Троицы на Крому, а вторым — Власия на Торговище.

К X веку, по всей вероятности, уже установились направления важнейших сухопутных дорог, связавших поселения на месте будущего Пскова с окружающими землями. Эти дороги определили потом расположение главных улиц города. Так уже в те времена намечались основные вехи будущей планировки Пскова и слагались такие характернейшие черты его композиции, как парадность западного «фасада» города и доминирующее значение Крома.

В X веке у дорог, соединявших Торговище и Кром с окрестностями, разрасталось скопление дворов ремесленников. Судя по результатам археологических разведок, застроенная площадь вышла в это время уже за пределы будущего Старого Застенья. Можно считать, что Псков тогда стал городом, но его посад по характеру застройки напоминал скорее сельское поселение. Раскопки в Старом Застенье показали, что в X веке улиц там еще не было, дворы были рассыпаны в беспорядке и связывались между собой лишь узкими пешеходными мостками. Все строения были деревянными. Жилищами основной массы жителей посада служили небольшие избушки, срубленные из круглых бревен. В состав дворов входили постройки для домашнего скота и других надобностей семейств, не порывавших с сельским хозяйством.

На Крому и, возможно, в Городце были, конечно, и дворы знати, отличавшиеся обширностью, более сложной композицией и более крупными постройками. Расположение Пскова на основной транспортной артерии края и естественная защищенность его Крома способствовали превращению Пскова в центр развития ремесла и торговли, а затем в стольный город псковского княжества.

После нападения на Псков полоцкого князя Рогволда, то есть после 977 года, укрепления Крома, вероятно, были значительно усилены. За ними разместился двор первого псковского князя Судислава, княжившего с 988 по 1036 год, а близ княжего двора, надо полагать, расселилась княжеская дружина. Может быть, именно с этого времени укрепление на Кромской горе стало называться Детинцем. На псковском посаде, наверное, уже появились «лавицы» — постоянные сооружения, служившие для перехода через топкие места.

В XI веке псковский посад превратился уже в настоящее городское поселение. Местами его постройки вышли за пределы будущего Среднего города. Дворы образовали сплошную правильную застройку улиц. Улицы стали замащиваться деревянными настилами, применялся дренаж и другие способы осушения почвы, позволявшие занимать под поселение сырые участки. Наряду с главными складывалась сеть второстепенных улиц и переулков. Обычные жилища были по-прежнему очень простыми по планировке, состояли из одного помещения в бревенчатом срубе с очагом или печью, лавками у стен и большим столом со скамьями в стороне, противоположной входу. Крыша для тепла засыпалась землей. Дым от печи выходил в отверстие в крыше.

О городе Пскове

Окошки представляли собой щели, задвигавшиеся деревянными заслонками.

Есть основания предполагать, что у изб устраивались крытые ходовые галерейки, начинавшиеся у входа и заходившие на заднюю сторону избы, а также небольшие помещения, примыкавшие к избе. В более богатых жилых постройках, имевших частично вторые этажи, галерейки превращались уже в висячие балконы. Великолепный лесной материал, тщательно обработанный, придавал даже самым простым постройкам основательность и своеобразную красоту.

О характере архитектурных украшений, типичных для новгородско-псковской земли того времени, можно судить по найденному при раскопках в Новгороде в 1953 году обломку резного столба. Он покрыт сложной по рисунку и довольно мелкой резьбой. Изображения сказочных существ сочетаются в ней с очень свободно скомпонованным затейливым плетеным орнаментом. Рассматривая этот обломок, нельзя не вспомнить описаний древнеславянских языческих храмов с их резными, ярко расписанными изображениями фантастических зверей, птиц и людей. Резьбой и, вероятно, росписью украшалась и мебель, состоявшая главным образом из столов и скамей, а также деревянная утварь.

Живописным богатством отличались дворы, принадлежавшие представителям верхов укрепившегося в то время на Руси феодального общества. Каждое из жилых, хозяйственных и парадных приемных помещений на этих дворах ставилось в виде особого здания. Отдельные срубы устраивались для летних и зимних спален; отдельно строились залы для пиров — гридницы, самостоятельно сооружались и терема. Все они соединялись между собой крытыми переходами. Жилые помещения поднимались на подклети, переходы между ними были висячими. Для подъема на переходы сооружались особые постройки с лестничными всходами, называвшиеся сенями. Указания летописей говорят, что такие холодные постройки, как сени и терема, поднимались над землей на деревянных столбах. Многие из хозяйственных построек, в их числе конюшни, житницы, кладовые для меда (бретьяницы) и имущества (скотницы, клети), челядни, поварни, тоже соединялись переходами.

Бревенчатые стены жилых срубов кое-где прорезались очень маленькими оконцами. Сени же, терема, переходы открывались наружу рядами проемов, украшенных резными обрамлениями. Гридню русские былины часто называют «светлой». Это говорит о том, что она освещалась большим количеством проемов. Все эти, очень разные по объемам и обработке постройки объединялись в свободную асимметричную композицию. Сложное сочетание объемов, богатая игра светотени, причудливый силуэт, умелое использование дерева в декорации, местами резной (а кое-где, может быть, и раскрашенной), придавали таким дворам необычайную живописность. Вокруг они огораживались высоким частоколом из бревен с заостренными концами и замащивались деревянными помостами. Ворота этих дворов, вероятно, имели красивую обработку.

В то время в Пскове, несомненно, были гражданские общественные здания. Псков XI века делился уже на пять концов и, следовательно, наряду с общегородским вечем существовали кончанские организации и кончанские сходки. Один из авторов, описывавших древнеславянские города, упомянул о постройках, в которых славяне «имели обычные свои собрания и совещания… сходились пировать и рассуждать о важных делах…» Внутри были «вокруг скамьи и столы». Разумеется, такого рода зданий не могло не быть, хотя бы по одному, в каждом из псковских концов.

Псков того времени, насколько мы можем его себе представить, отличался очень характерным обликом. Среди множества деревянных строений, в числе которых были обширные и богато украшенные дворы, должно быть, совершенно терялись две деревянные, скромные по размерам и отделке церкви города — Троицкая и Власьевская. На длинных главных улицах и в переулках встречались лишь гражданские постройки. За пределами посада были рассыпаны только дворики ремесленников. Такой ярко выраженный светский облик города отражал его внутреннюю жизнь.

Христианство, вводимое феодальными верхами, укоренялось тогда на Руси чрезвычайно медленно. Народ относился к новой религии враждебно, не желал оставлять старых привычек и верований, глубоко связанных со всей его жизнью и с явлениями родной природы. Даже феодальной верхушке Руси христианство было чуждо. Слагавшиеся тогда городские обычаи сплетались не с христианскими обрядами, а с остатками языческих. В повседневный быт христианство еще не начало проникать, и это отражалось на всем виде города.

Развитие ремесленного производства и рост торговли в XII веке превратили Псков в большой и богатый город. Во второй половине XII века в Пскове появились первые каменные здания.

Современный Псков сохранил не только древние башни и церкви, но и более позднюю губернскую архитектуру. Псковичи каждый день проходят мимо городских особняков, усадеб, доходных и купеческих домов, построек Земского банка, каторжной тюрьмы и военных казарм, но вряд ли задумываются о том, что именно скрывается за современными фасадами зданий.

Речь пойдёт о прошлых и настоящих историях владений купцов Гельдта, Сафьянщикова, Батова, Викенгейзера, Хмелинского, о домах Земского и Городского банков, апартаментах вице-губернатора Перовского и помещика Брылкина, губернаторском доме и здании Кадетского корпуса, а также о многих других псковских особняках, построенных в XIX — начале XX вв.

Псков сохранил немало памятников старины. Его архитектурный облик за последние полтора века значительно изменился. Между тем каждое старинное здание – это страничка в истории города. В них происходили события – обыденные и важные, жили люди – малоизвестные и знаменитые. Естественно желание узнать, увидеть, как раньше выглядел город. Впрочем, в старинном городе и современные строители стараются почувствовать традиции прежней застройки.

Назад&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

Происхождение топонима Псков

Из всех названий городов Псковской области особенно интересным представляется имя Псков, которое связано, конечно, с названием реки (Пскова). Формы его имени в древних источниках разнообразны: Пьсков, Пъсков, Пськов, Пльсков, Плесков и т.п.; древнейшей из них является безусловно Пьсков, на что обращали внимание академики А.И.Соболевский, А.Г.Преображенский и др. Объяснение Плесков от «плескати» абсолютно исключено, так как название мест на -ов от глаголов не образуются. Форма Пльсков, Плесков относительно поздняя, но особенно широко она распространяется в XII-XIII веках, встречаясь как в русских, так и в немецких актах и других источниках.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСКОВА

Ее образование объясняется возникновением так называемого эпентетического "л" после мягкого губного звука в имени Пьсков. Этот вставной звук имел сложную историю, появляясь в начальном слоге слова сравнительно редко и притом обычно в заимствованных словах. Так, он образовался в усвоенном из готского языка слове ІблюдоІ; упоминаемый в летописях XII века город Вьяхань позже обратился во Влехань, Влеханское городище. Такого рода примеры наводят на мысль о постепенном превращении Пьсков в Пльсков и далее в Плесков; последняя форма, впрочем, не удержалась в общем употреблении; и сейчас обычно говорят Псков (придерживаясь литературных норм), но в некоторых местах Псковщины еще не так давно можно было слышать: Пьсков, Пьсковской и Ськопськой.

В то же время река Пскова, по-видимому, никогда не меняла своего названия.

Город Псков – один из древнейших в Озерном крае. Таким образом, вполне вероятно, что Псков как город возник на месте древнего дославянского поселения. Этим и объясняется то обстоятельство, что все этимологии и сближения со славянскими языковыми материалами были отвергнуты как несостоятельные. (Была и попытка объяснения из «песок», и сближение с «подобно звучащим» именем болгарского города Плиска и т.п. Часть таких попыток указана в словаре А.Г.Преображенского). Остается искать ответ на этот вопрос в «чудских» материалах.

…Начнем, однако, не с ливских данных, а с названия Пскова в финском (суоми) и эстонском языках; это финское Pihkava (pihka – «смола») и эстонское Pihkva (pihk – «липкая масса»). Весьма замечательно, что эстонское pihk, финское pihka соответствуют ливскому piisk – «смола».

Таким образом мы можем восстановить древнейший «чудской» вид названия Пьсков в форме *Piisk-va, причем, по-видимому, надо отнести его к реке Пскове, а не к селению или городу. Здесь формант –va есть прибалтийско-финский словообразовательный суффикс, имеющий даже, вероятно, общефинно-угорское происхождение. Заметим, что это почти единственное название города во всем Озерном крае, которое может претендовать на дославянскую древность.

Попов А.И. Следы времен минувших. Л., 1981. С. 69-72.

Псков изначальный

Первым местом для основания города Пскова, должно полагать, была избрана возвышенность при устье реки Псковы, впадающей в реку Великую, способная для устройства крепости и отражения нападений неприятельских, где был воздвигнут и первый деревянный храм во имя Святой Троицы 965-го года. Вероятно, в то же время, как основывался поселением город, построена и первоначальная деревянная крепость, довольно сильная по образу оружия и военного искусства того времени, а по гористому местоположению своему почти неприступная с 3-х сторон. Впоследствии, когда город увеличивался и распространялся заселением к югу, между реками Псковой и Великой, и когда для защиты от неприятельских нападений, оградили деревянными стенами с башнями; тогда первоначальную крепость для отличия стали именовать Детинцем, вероятно по примеру Софийского в Новгороде (не от того ли получила это название – Детинец – что во время осады в нем сберегали граждане своих детей, как в месте неприступном, и где сохраняли также свои сокровища и запасы?).

Годовиков И.Ф. Описание и изображение древностей Псковской губернии. Псков, 1880. Вып. 1. С.17-18.

Местонахождение древнего Пскова. Версия

Самый возвышенный из бугров — тот, на котором стоит ныне кафедральный Троицкий собор. Эта горка или бугор, находящийся при самом соединении рек Псковы и Великой, занимает главное место в истории Пскова. Ныне эта местность представляет возвышенность, имеющую непосредственное сообщение с городом, но гораздо ранее, при основании города, оно представляло возвышенность, трудную для подъема, а в весеннее время, в половодье, когда воды Великой и Псковы соединялись в южной его части, это был остров; часть этого острова по выходе из-под воды была влажна и не скоро высыхала, а еще южнее находилось болото, где ныне городская площадь с мясными рядами. Для осушения южной части полуострова перед бугром вырыт был канал, называвшийся в летописи «Гребля», соединявший реки Великую и Пскову, находящиеся здесь в близком одна от другой расстоянии. Греблей или Гроблей в настоящее время не существует. Местность здесь искусственно поднята и уже в половодье не затопляется.

Троицкий бугор представляется как бы естественной крепостью. Теперь он кажется наблюдателю ядром всех крепостных сооружений, господствующим над всею окружающею местностью; но если принять во внимание, что прежде бугор этот требовал искусственных сооружений для подъема на него и что в половодье, особенно в ледоход, он был совершенно недоступен, то нельзя не склониться к мысли некоторых местных исследователей, что первоначальной крепости или укрепленного пункта нужно искать не здесь, а в другом месте, что до укрепления, сделанного на полуострове на памяти истории, было укрепление доисторическое, построенное согласно существовавшим в то время средствам и обычаю, по которому у славян город или городище представлял насыпь, окруженную водою. Развивая эту мысль, указывают, что памятником этой первобытной крепости можно считать сохранившееся название одной части Пскова Городецким концом; в летописи Псковской два раза упоминается даже слово «городец». Это заставляет думать, что здесь, т.е. в этой части города, была и первоначальная крепость, устроенная по образцу постройки всех славянских крепостей из земляного вала. Можно с вероятностью полагать, что это укрепление было на месте, которое ныне называется Островком, в северовосточном углу Окольной стены, где была церковь (ныне, впрочем, не существующая) архистратига Михаила, общего патрона псковских пригородов или крепостей. В одном месте городец этот назван даже «Воронец». Правда, теперь здесь земляной насыпи не видно, но местность эта сильно была изменена устройством земляных сооружений по плану Петра Великого. Что бугор Троицкий не представлял первоначально удобств для занятия его под крепость — это свидетельствует тот исторический уже факт, что когда потребовалась постройка крепости по правилам существовавшей в то время фортификации из камня, то благоверный князь Довмант нашел удобным для сего занять место не на бугре, где Троицкий храм, а внизу его в южной части. В местности, ныне называемой консисторским или архиерейским двором, и была построена Довмантом крепость. Домантова крепость представляла неправильный четыреугольннк, длиною 40 саж. и шириною 30 саж. Это была первая историческая крепость. Впрочем, некоторые нз ученых предполагают существование ранее сего на бугре деревянной крепости. Едва ли однако можно согласиться с таким предположением постройки крепости. При ее доступности для неприятеля в половодье и осаднаго положения ее защитников, особенно во время ледохода, когда сообщение с городом делалось если не невозможным, то затруднительным, ближе к истине думать, что если бугор этот и был заселен, то не с целью сделать его укрепленным пунктом для всего города.

Достоверное известие о первой постройке на бугре относится ко временам историческим; эта постройка — церковь в честь св. Троицы, заложенная первым князем Пскова, Всеволодом, который, может быть, имел здесь и терем для себя. Заложенный князем храм приобрел особенное значение: в нем стали принимать новгородских владык, приезжавших в Псков на свой подъезд; он сделался патрональным, а местность по образцу новгородскому получила название Детинца. Таким образом Детинец и Домантова крепость были древнейшими историческими местами.

Крепостные стены Пскова в частях своих носили следующие названия: 1) Кром или Крем (Детинец и Довмантова стена); 2) Средний город; 3) Окольный или Большой город и 4) Запсковье.

Василев И.И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. СПб, 1898. С. 9-11.

История города Псков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *