Города и Страны

Успенский Собор Ростов

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. РостовСтраница приходаРусская Православная Церковь, Ярославская митрополия, Ярославская епархия, Ростовский благочиннический округ

  • Статус собора:собор
  • Статус:действующий
  • Состояние:восстанавливаемый
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):В соборе совершаются ежедневные богослужения
  • Настоятель:протоиерей Роман Крупнов
  • Престольные праздники:
  • Успения Пресвятой Богородицы — Август 28

Успение Пресвятой Богородицы

  • Святыни:мощи свт. Леонтия Ростовского
  • Краткая историческая справка:Ростов Великий — один из древнейших русских городов.

    Успенский собор (Ростов)

    Ростов впервые упомянут в летописи в 862 год как отдаленный форпост Киевской Руси. В домонгольское время Ростов был крупнейшим городом Северо-Восточной Руси, её духовным центром. В 1147 году на землях Великого Ростова появилось небольшое поселение под названием Москва… Ростов мог бы называться Великим даже только потому, что это родина Преподобного Сергия Радонежского. Ростов стал местом духовного подвига целого сонма великих святых: от апостола Ростовской земли святителя Леонтия — до "Российского Златоуста" св. Димитрия.

    Успенский кафедральный собор в Ростове Великом — первый христианский храм на Северо-Востоке Руси, древнейшая и величайшая святыня Ярославской епархии. История собора берет свое начало в 991 году, во времена Крещения Руси. Храм заново перестраивался четыре раза. Его порог многократно истирался ногами святых — так можно сказать о соборе словами святителя Филарета. Нынешнему зданию собора скоро исполнится 500 лет. В этих стенах покоятся почти все правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век. Именно под этими сводами звучали боговдохновенные слова святителя Димитрия Ростовского. В 1913 году здесь молились вместе Государь Николай II и Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон: будущие Царственные мученики с будущим Патриархом.

    Успенский собор знаменит своими тысячепудовыми колоколами, которые смотрением Божиим неприкосновенно сохраняются здесь вот уже более 300 лет. Большинство колоколов были отлиты в XVII веке при митрополите Ионе Сысоевиче. Ростовские звоны по праву считаются классическими. Даже во времена гонения на Церковь они звучали на грампластинках и во многих кинофильмах. Звоны были возобновлены в виде "концертов колокольной музыки" в 1987 году, а с1991 г. стали сопровождать церковные службы.

    В тридцатых годах собор был закрыт и превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм возвратили верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные богослужения в соборе как в летнем храме (с мая по октябрь) уже возобновлены, до полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко…

    (источник http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=yaroslavl&page=1)

  • Звонница Успенского собора расположена между северным входом в Ростовский кремль и Успенским собором. Она была построена по заказу митрополита Ионы Сысоевича. Сохранилось письмо, в котором он сообщал: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки» (Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. Москва, 1981, с. 314).

    На нижних этажах звонницы расположена церковь Входа в Иерусалим. На верхнем этаже находится открытая площадка с четырехпролетной аркадой. Каждый из этих пролетов огорожен металлической решеткой, а наверху их завершают полукруглые своды (закомары). Над пролетами установлены четыре барабана с главами, увенчанными крестами. Чтобы попасть на верхний этаж звонницы, нужно пройти по узкой лестнице. От пролетов до земли внутри звонницы имеются пустоты, что превращает само здание в отличный резонатор. Акустический эффект усиливается также благодаря расположению звонницы близко к открытому пространству озера Неро.

    Начало строительства звонницы Ростовского кремля относят к 1682 году, когда была возведена трехпролетная звонница. По заказу митрополита Ионы литейщиком Филиппом Андреевым были изготовлены два больших колокола («Полиелейный» и «Лебедь»). Аккорд колоколов звонницы являлся минорным. Это не устроило митрополита и он пригласил из Москвы литейщика Флора Терентьева, который перевел звонницу в мажорный лад. В 1688 году мастер отлил колокол «Сысой», вес которого составил 32 тонны. Этому гиганту потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвертого пролета была пристроена к трехпролетной. Три колокола — «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» — вместе образовали до-мажорное звучание. Строительство колокольни было завершено в 1689 году, когда 13 колоколов были повешены на двух дубовых брусьях. Во второй половине XIX века добавили еще 2 колокола.

    Колокола звонницы Ростовского кремля

    «Сысой» — самый крупный колокол. Его вес составляет 32 тонны. Он был отлит Флором Терентьевым, литейщиком Московского пушечного двора. Митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца Сысоя, скромного сельского священника. Основной тон колокола — «до» малой октавы.

    «Полиелейный». С греческого языка название переводится как «многомилостивый». Вес составляет 16 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном — мастерами из Москвы.

    Успенский собор в Ростове

    Основной тон — нота «ми» малой октавы.

    «Лебедь». Вес составляет 8 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым. Нота «соль» малой октавы.

    «Голодарь». Вес 2800 кг. Один из самых красивых по своему звучанию колоколов. В него били во время великого поста, от этого факта он получил свое название. Нота — «ля».

    «Баран». Вес 1310 кг. Самый древний колокол на Ростовской звоннице. Был изготовлен в 1654 году московский мастером Емельяном Даниловым для звонницы, которая находилась при Успенском соборе ранее. Нота «ми».

    «Красный». Вес 491 кг. Нота «соль» первой октавы.

    «Козел». Вес 327 кг. Был изготовлен в XIX веке на ярославском заводе Оловянишникова.

    «Набатный» или «Ионафаноский». Вес 106 кг. Изготовлен в 1894 году на заводе Оловянишникова. Основной тон — «ми» второй октавы.

    На звоннице расположено также четыре безымянных колокола весом 180, 144, 87 и 72 килограмма.

    Несколько раз колокола были под угрозой уничтожения. Петр I во время войны со Швецией собирался перелить колокола в оружие. Но митрополия отдала из своих кладовых около 245 кг (15 пудов) серебра, а позже выплатила в государственную казну огромную для того времени сумму — 15 тыс. рублей. В XX веке во время гражданской войны поступали предложения о переплавки колоколов в сырье. После 1928 годы были прекращены звоны на звоннице. Однако ростовские звоны использовали при съемках кинофильмов «Петр I» и «Война и мир». В конце 60-х гг XX века звоны постепенно начали возвращаться.

    Звонница вместе с Успенским собором входят в состав исторических памятников Ростовского кремля, но не относятся музею-заповеднику Ростовский кремль. Поэтому касса для посещения звонницы расположена на ее первом этаже.

    Успенский собор г. Ростов

     

     

    Ростов самый ранний центр Православия на территории современной России: в 991 году святителем Феодором († 1023, в числе священнослужителей-греков посланный Константинопольским патриархом крестить Русь) здесь был построен Успенский собор.

    Год возведения Успенского собора ., самого древнего храма в России, считается годом основания епископской кафедры в Ростове, первой кафедры в Северо – Восточной Руси, Под управлением Ростовской епископской кафедры находилась духовная жизнь огромной территории. Ростовская епископская кафедра в дальнейшем стала матерью многих епархий Русской Православной Церкви. Постепенно от Ростовской епархии стали отделяться другие епархии: Муромская, Тверская, Калужская, Костромская, Вологодская и др. Владимирская кафедра отделилась от Ростовской в 1215 году.

    И даже когда в 1788 году епископская кафедра из Ростова была переведена в Ярославль, Ростов в память о своем историческом прошлом остался кафедральным городом с кафедральным Успенским собором, и имя его сохранилось в названии Ярославской и Ростовской епархии.

    Ныне существующее здание собора, построенное в 1508–1515 годах, — четвертое по счету на этом месте, и каждое из этих зданий имело свою историю, в которой отразились деяния святых подвижников Древней Руси и ее великих исторических деятелей.

    В древние века Ростов со своими храмами и монастырями для русских людей был центром Православия. Величайшей святыней собора являются мощи святителя Леонтия Ростовского. Святитель Леонтий († ок. 1073), один из первых святителей, канонизированных на Руси. Самый древний список жития святого, существовавший уже в конце XII века, сообщает, что будущий святитель родился и вырос в Константинополе, там же принял постриг и «за премногую его добродетель епископом поставлен бысть Ростову».

    Великий князь Андрей Боголюбский, всю жизнь боровшийся за государственное и духовное возвышение Северо-Восточной Руси, узнав об обретении мощей святителя Леонтия, произнес: Хвалит бо римьская земля Петра и Павла, гречьская земля Константина царя, киевская земля Володимира князя, ростовская ж земля вся тебе великыи святитетелю Леонтие ублажает. До наших дней дошли части белокаменной гробницы, присланной великим князем Андреем Боголюбским.Сохранилось Житие свт. Леонтия, составленное в XV веке, где сообщается о многих чудесах от гроба свт.

    Успенский собор в Ростове Великом

    Леонтия, происшедших в начале пятнадцатого столетия: за один месяц произошло «сорок чудоносных исцелений».

    Кафедру в Ростове стали называть «кафедрою Леонтия чудотворца», а при избрании новых епископов Ростову говорили, что они «поставлены молитвами святого чудотворца Леонтия». Чудотворные мощи свт. Леонтия еще с древности притягивали к себе паломников со всей Руси. У его раки молились  великие князья и цари, именитые люди России. На молитвенную память они делали богатые вклады для украшения раки. Об особом почитании мощей свт. Леонтия, говорит тот факт, что в начале XVII века его рака была выполнена из золота.

    Мощи свт. Леонтия почивали открыто с XII века до начала XVII века. После разорения собора во время смуты в октябре 1608 года мощи святителя Леонтия почивают под спудом в Леонтьевском приделе, расположенном справа от алтаря. Леонтьевский придел был основан еще во втором здании Успенского собора, созданном по повелению Андрея Боголюбского в 1162 году Пол этого придела находится на уровне пола собора XIIIвека. Уровень пола собора XII века находится ниже существующего пола на .

    В соборе почивали мощи ростовских святителей Исаии, Игнатия, Феодора. Святитель Феодор, был поставлен в архиепископы Ростовские в Константинополе. Племянник и воспитанник прп. Сергия Радонежского, он был духовником великого князя Димитрия Донского, и многих известных московских бояр. Святитель Феодор является известным книжником, дипломатом, иконописцем эпохи прп. Андрея Рублева. Мощи его почивают под спудом в соборе.  

    В соборе почивают мощи святого благоверного князя Василько, погибшего в битве с монголо-татарами на реке Сить в 1238 году.

    Успенский собор Ростова в течение многих веков был центром духовной и культурной жизни Северо-Восточной Руси. При соборе создавались летописные своды, были иконописные мастерские, богатая библиотека. В XV веке служба в кафедральном Успенском соборе сопровождалась пением, как на церковно-славянском, так и на греческом языках.

    Статус ростовских архиереев был всегда очень высок. Ростовские владыки, как иерархи одной из древних и крупнейших епархий, участвовали во всех важных событиях духовной и политической жизни Руси. Большинство ростовских епископов были духовниками великих князей и членов их семей. Значительную часть времени ростовские архиереи проводили в Москве, где с незапамятных времен на берегу реки Москвы в Доргомиловской слободе имели свое подворье с белокаменным Благовещенским храмом.

    В 1606 году на ростовскую кафедру поставлен митрополит Филарет (Романов), с именем которого связано воспоминание о подвиге, совершенном в стенах Успенского собора в октябре 1608 года, когда во время смуты на Ростов напали поляки и литовцы под предводительством Яна Сапеги. Часть населения Ростова в страхе бежала из города, а многие вместе с архипастырем заперлись в Успенском соборе, где владыка Филарет отслужил Божественную Литургию, причастил всех предстоящих, сам готовился яко агнец на заклание, воодушевляя собравшихся в храме  мужественно встретить врага. Двери собора были взломаны и осаждавшие «начаша сечи людей, и изсекоша множество неповинного народа». Митрополит Филарет был схвачен, святительские одежды с него сорваны, и в рубище он был отправлен в стан Тушинского вора. Собор подвергся полному разграблению. Марина Мнишек в своем дневнике писала о взятии Ростова и разграблении Успенского собора: «…захватили живыми митрополита и воеводу, поубивали там же в церкви попов и чернь, взяли в плен многих женщин, разграбили церковную сокровищницу, золото, серебро, жемчуг и иные драгоценности. Между прочим, был там один предмет, отлитый из чистого золота, называемый ракой чудотворца, весивший семь с половиной пудов. Они взяли также серебряный гроб и все золотые и серебряные украшения, бывшие на иконах».

    В апреле 1613 года проездом из Костромы в Москву был в Ростове  избранный на царство первый царь династии Романовых Михаил  Феодорович, сын митрополита Филарета. Он был встречен ростовцами в Успенском соборе, где царя благословили иконой Божией Матери с Младенцем с предстоящими ростовскими святителями Леонтием, Исайей и Игнатием. Михаил Феодорович усердно молился перед святынями собора, проливая слезы при виде следов его разрушения. Ростовскому митрополиту Кириллу царь подтвердил владение вотчинами церковными, что дало возможность ростовским архипастырям  восстановить собор. В 1619 году царь Михаил Федорович, совершая паломническую поездку по святым местам, вновь посетил Ростов. Позднее он неоднократно делал богатые вклады в Успенский собор.

    С переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль в 1778 году, многое из ризницы соборной «со всеми археологическими драгоценностями было увезено в Спасо-Преображенский монастырь, новую резиденцию Ростовских и Ярославских владык. С переводом Архиерейской кафедры Успенский собор остался кафедральным. В течение многих веков Ростов Великий, «колыбель русской святости» притягивал к себе паломников.

    В 1702-1709 годы в стенах Успенского собора святитель Димитрий Ростовский произносил свои проповеди. Священномученик Арсений (Мацеевич) установил крестных ход в Ярославль с чудотворной Владимирской-Ростовской иконой Пресвятой Богородицы, что совершалось вплоть до 1917 года.

    Успенский собор с молитвенным усердием посещали члены Российского Императорского Дома Романовых. 19 июля 1894 года Божественную литургию служил в соборе протоиерей Иоанн Кронштадтский. Любил здесь служить и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. В 1913 году, в год 300-летия царствования династии Романовых, государь император Николай II и августейшие дети посетили Успенский собор.

    В сегодняшнем соборе сохранилась частично настенная роспись  второй половины XVII века, которая по распоряжению архиепископа Самуила в 1777–1779 годы была записана масляными красками московским живописцем И.Д. Лигоцким

    Главным украшением интерьера собора являетсярезной золоченый иконостас, выполненный в 1731–1740 годы при архиепископе Иоакиме (1731–1741). Слева и справа перед иконостасом находятся раки святителей Игнатия (слева) и Исаии (справа). Иконостасы над гробницами святителей оформлены в 1731–1740 годы в едином ансамбле с храмовым иконостасом. В течение многих веков мощи святителей Игнатия и Исаии почивали в Успенском соборе открыто. Раки святителей сегодня лишь напоминают о почитании ростовских святителей Исаии и Игнатия, мощей здесь нет. Частицы мощей Игнатия и Исаии находятся в мощевике, расположенном в церкви в честь Входа Господня в Иерусалим в Соборной звоннице. В годы правления архиепископа Иоакима были выполнены и околостолпные иконостасы к четырем столпам собора. Резьба их с небольшими утратами сохранилась, живопись на иконах почти полностью утрачена.

    В XX веке последние службы совершались в 1935-1936 годах. Более 50-ти лет Успенский собор Ростова Великого был закрыт. В октябре 1990 года Успенский собор по инициативе работников Ростовского музея был возвращен Церкви. 13 мая 1993 года Успенский собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 23 августа 1997 года Божественную Литургию в соборе служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Патриарх подарил Успенскому собору комплект богослужебных сосудов. 

    Назад к списку

    Успенский собор (Ростов Великий)

    Колокола Ростова Великого

    Главный храм Ростова Великого — Успенский собор. Первая церковь на этом месте была построена в 991 году, а нынешний храм сооружен в начале XVI века. Здесь был крещен отрок Варфоломей — будущий Сергий Радонежский, много позже служил Иоанн Кронштадский. А удивительно красивый Ростовский кремль — это вовсе не кремль, а резиденция местных архиереев. Очень многое здесь построил митрополит Иона III Сысоевич, возглавлявший епархию почти 39 лет (с 1652 по 1690 годы). Одна постройка была особенной и делалась по оригинальному плану владыки Ионы: это колокольня (звонница) Успенского собора. Построить ее он велел в один ярус и необыкновенно длинной — 15 сажен при высоте 10 (1 сажень = 2,1336 м), и приказал лить колокола.

    В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем". В следующем году — "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер.

    А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол — в 2000 пудов по имени "Сысой". Диаметр его основания 363 см, только вес языка 75 пудов (1,2 т), раскачивают его два (!) человека, до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию.

    "Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый "старый" колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. По-видимому, "Баран" отливался не специально для Успенской звонницы, а попал туда уже при подборе колоколов.

    Остальные колокола — от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: "Красный" и "Козел", остальные без названия, только два небольших зазвонных имеют нумерацию: первый и второй… Эти колокола отлиты в разное время, но датируются в основном XVII веком.

    Фото Н. Пастушенко
    Фото Н. Пастушенко

    Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших — поперек (сейчас на звоннице 15 колоколов). Замысел был гениальный — об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России, здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны. Звонница Успенского собора, которой более 300 лет, является уникальным инструментом-сооружением: "Сысой", "Полиелейный" и "Лебедь" образуют до-мажорное трезвучие и слаженность, необходимая для этого, поразительна. "Частоты основных тонов согласуются с погрешностью не более процента по правилам хроматического строя и не более трети процента — по правилам натурального: сверх того высший обертон "Сысоя" совпадает с основным тоном "Полиелея". (Ю. Пухначев "Колокол".)

    Ростовскими звонами восхищались композитор Берлиоз и певец Шаляпин… Советская власть запретила в Ростове колокольные звоны. Но даже во времена гонения они звучали на грампластинках и в кинофильмах. В виде "концертов колокольной музыки" звоны были возобновлены в 1987 году, а с 1991г. сопровождают церковную службу. Довольно часто под звонницей Успенского собора раздаются восхищенные аплодисменты: звонари за деньги дают для туристов короткие концерты. Средства необходимы, чтобы обновить один из 15 колоколов звонницы — он треснул.

    Ростовские колокола чудом уцелели во время гонения на церковь: "была попытка уничтожить и их, а заодно "разобраться" со всем Ростовским кремлем. А.В. Луначарский, оказавшийся тогда в Ростове, спас исторические памятники: "Рубите руки тому, кто посягнет на целость их", — приказал он работникам укома". (Ю. Пухначев "Колокол".)

    Справедливости ради, стоит заметить, что кроме времени послереволюционных гонений на церковь, угроза уничтожения Успенской звонницы и ее колоколов возникала и раньше. Во время войны со шведами после неудачи под Нарвой в 1700 году, когда была потеряна большая часть русской артилерии, Петр I издал указ об изъятии колоколов в различных городах. "Ростовские храмы и звонница избежали этой участи благодаря тому, что в 1691 году Петр из митрополичьих кладовых взял 15 пудов серебряной утвари и перечеканил ее на монеты, а с 1692 по 1700 гг. ростовская метрополия выплатила в государственную казну 15000 рублей — сумму по тому времени огромную. Это подорвало экономическую мощь метрополии, и она уже не могла вести сколько-нибудь значительного строительства, но зато звонница и колокола остались в целости" (М.Н.

    РОСТОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

    Тюнина "Ростовские колокола и звоны").

    В начале XX века в России было 39 колоколов весом 1000 пудов и более. Из них до наших дней дошло всего лишь пять: Царь-колокол, Большой Успенский, "Реут" (Москва, Кремль) и "Полиелейный", "Сысой" из соборной звонницы Ростова Великого…

    В 1999г. состояние колоколов звонницы Успенского собора Ростовского Кремля было исследовано специалистами

    Самой мне довелось побывать в Ростове Великом только виртуально: на сайте

    Светлана НАРОЖНАЯ

    Основные источники:

    Наверх

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *