Города и Страны

Успенский Собор Московского Кремля Фото

Описание Успенского собора Московского Кремля в г. Москва

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475-1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятыя Богородицы во исполнение пожелания Киевского митрополита Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы.

Успенский собор Кремля

Это был четырёхстолпный, трехапсидный, трехпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотесаными элементами архитектурного декора.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642-1644 годы собор был расписан заново, старые росписи не сохранились.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по измененному рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено «венчание на царство» Ивана IV.

В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмировским Августином (Виноградским).

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявшего в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда сюда правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Открыт как музей в 1955.

В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР.

С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Здесь покоятся мощи: митрополитов Киевских Петра, Феогноста, Фотия, Киприана и Ионы; митрополитов Московских Макария и Филиппа; Патриархов Московских Иова и Гермогена .

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Николая в Толмачах).

Паломнические поездки к Успенскому собору Московского Кремля в г. Москва

Кремль. Москва.

Первые деревянные укрепления вокруг Москвы появились уже в 1156 году.
Они несколько раз горели и отстраивались заново. В 1339-40 г. при Иване Калите возвели дубовые стены и башни. В плане Кремль был треугольной формы, с двух сторон он был защищен реками, а с третьей – рвом.

В 1326 году был заложен каменный собор – Успенский.
В 1365 году в Москве случился пожар, сгорел весь город, в том числе и Кремль.
Летом 1366 года князь Дмитрий замыслил построить каменный Кремль. В течение всей зимы в Москву возили белый камень. И весной 1367 года началось строительство, стены завершались каменными зубцами, соорудили глубокий ров с подъемными мостами. Имена строителей остались неизвестны. В литературных источниках упоминается, что руководили строительством Иван Собакин, Федор Свибло, Федор Беклемиш.
В 1368 и 1370 гг. Кремль выдержал атаки войск литовского князя Ольгреда. Защитники крепости поливали противника горячей смолой и кипятком, рубили мечами и кололи копьями.
В последующие годы Кремль выдержал атаки и осады, его захватывали войска татарских ханов, но стены выдержали и Москва не сдалась.
Более ста лет белые стены служили Москве, но к середине XV в. они сильно обвешали и не могли обеспечить должную защиту.
Тогда Иван III пригласил иностранных мастеров для строительства нового Кремля.
В 1475 году в Москву приехал итальянский мастер Аристотель Фиораванти, позже – Петр Антонио Солярио, Марко Руффо, Алевиз и другие. Развернулись большие строительные работы.
Возводились соборы – Успенский и Благовещенский, строилась Грановитая палата, закладывали фундамент Архангельского собора, расширяли территорию Кремля.
Успенский собор был построен на месте первого белокаменного храма, возведенного при Иване Калите.
В 1474 году собор рухнул из-за технических просчетов русских зодчих Ивана Кривцова и Мышкина.
За работу над собором взялся итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Фиораванти был первый из плеяды итальянских зодчих построивших в России множество великолепных творений.
Иван III хотел построить собор на подобии Владимирского, только более грандиозный. Существует легенда, что когда Фиораванти отвезли во Владимир, он с интересом осмотрел собор, потрогал кладку и произнес: "Наши строили!".
При строительстве нового московского храма в грунт были вбиты огромные дубовые сваи, что было небывалым новшеством тех лет. На берегу Москва-реки построили кирпичный завод. Фиораванти выполнил пожелания высокого заказчика, но не обошлось и без новшеств: форма внутренних столбов не обычная для тех времен, огромный собор впервые не был разделен внутри на небольшие пространства. В 1479 году Успенский собор был освящен.


Успенский собор

Успенский собор на протяжение веков был главным храмом Московского государства, местом коронации российских императоров.


Успенский собор

Собор стоит на Соборной площади – главной площади древнего Кремля.
Здесь же находится Благовещенский собор — домовой храм русских царей, возведенный в 1484-89 гг. русскими зодчими Кривцовым и Мышкиным.


Благовещенский собор

Рядом с собор находится Грановитая палата. Она построена в 1473-90 гг.архитекторами Марком и Петром Фрязиными. Стены здания выполнены из граненого камня, отсюда и ее название.Здесь проводились торжественные коронационные обеды. В Грановитой палате царь Иван Грозный праздновал покорение Казани, а Борис Годунов принимал датского принца Иоанна, за которого сватал свою дочь.
Архангельский собор был возведен в 1505 году.


Архангельский собор

Собор является местом погребения многих правителей Русского государства. Здесь погребены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный. Всего 53 гробницы.
Строителем собора был итальянец Алевиз Фрязин. Иногда его называли Алевизом Новым. Отдав дань православному пятиглавию, он вместо традиционных сводов с круглыми столпами использовал крестово-купольную систему сводов, типичную для ренессансной Италии. Также нетипичное решение фасадов, разделенных на два этажа.
В 1329 году была построена первая в Москве колокольня – церковь Иоанна Лествичника. В 1505-08 гг. была воздвигнута новая колокольня Ивана Великого для Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, которые не имели собственных звонниц.


Колокольня Ивана Великого

Сначала колокольня была двухъярусной, но в 1600 году по повелению Бориса Годунова колокольню надстроили, и ее высота составила 81 метр. До возведения храма Христа Спасителя она была самым высоким сооружением Москвы, запрещалось строить здания выше Ивана Великого.
Можно подняться на колокольню и осмотреть панораму Москвы и территорию Кремля.

К колокольне Ивана Великого примыкает Успенская звонница, построенная в 1532-43 гг. итальянским архитектором Петроком Малым.
За колокольней Ивана Великого находилась Ивановская площадь, на которой выкрикивали царские указы, тогда и произошло выражение «кричать на всю Ивановскую».
На этой площади стоит знаменитый Царь-колокол.
Это самый большой из всех русских колоколов, но его голоса так никто и не услышал. Колокол был отлит московскими литейщиками Иваном и Михаилом Моториными для Успенской звонницы в 1734-1735 гг.

Колокол остывал в литейной яме, когда в мае 1737 г. в Москве начался пожар. Холодная вода, которой заливали пламя, попала в яму, и колокол треснул.
Долгие годы колокол лежал в яме, но в 1836 г. в Москву приехал французский архитектор Монферран, чтобы достать колокол из ямы. Колокол подняли и установили на постамент.
В 1485 году итальянский архитектор Антон Фрязин заложил самую древнюю Тайницкую башню, или стрельницу, а под ней устроил тайник, то есть тайный подземный ход к Москва-реке для снабжения Кремля водой.
Тайницкую башню в XVIII в. разобрали во время строительства Большого Кремлевского дворца, но в 1862 г. ее восстановили.
В 1487 году Марко Руффо заложил круглую башню угловую башню, которая получила название Беклемишевской – от примыкающего к ней двора боярина Беклемишева.
В 1488 году Антон Фрязин построил угловую башню в устье реки Неглинной. Она называлась Свибловой стрельницей, так как недалеко от нее находился двор бояр Свибловых. В XVII в. в башне была установлена водоподъемная машина, подававшая по трубам воду из реки в Верхние кремлевские сады. Это был первый водопровод в Москве. С этого времени башня стала называться Водовзводной.


Водовзводная башня

В эти же годы были построены и другие башни: Петровская, 1-я и 2-я Безымянные и Благовещенская.
В 1490 г. Петр Антонио Солярио заложил проездную Боровицкую башню и стену до Свибловой башни, а также Константино-Еленинскую башню.
Хозяйственное снабжение Кремля осуществлялось через Боровицкие ворота. Вблизи них в Кремле были расположены кормовые, житные и конюшенный дворы.
Название Константино-Еленинской башни связано с церковью Константина и Елены.

Сначала здесь располагались ворота, которые заложили, а башню стали использовать башню в качестве тюрьмы.
В 1491 году были построены новые проездные башни с отводными стрельницами и воротами – Фроловскую (ныне Спасскую).
Над воротами Спасской башни на белокаменных досках вырезаны надписи, рассказывающие о времени постройки башни.
Спасские ворота были и остаются главными парадными воротами, в старину их называли «святыми». По легенде, во время нашествия на Москву крымского хана Менгли-Гирея, слепой монахине было видение: под колокольный звон из этих ворот вышли московские святители, чьи мощи покоились в Успенском соборе Кремля. Перед собой они несли чудотворную икону Владимирской Божией Матери. У ворот их встретили преподобный Сергий Радонежский и св. Варлаам Хутынский с просьбой не оставлять Москву и молить Бога о прощении грехов и спасения москвичей. В тот же день татары отступили от Москвы. С тех пор через ворота проходили только пешком, снимая шапку и осеняя себя крестом.


Спасская башня, Храм Василия Блаженного

Свое название Спасская башня получила в 1658 г. от образа Спаса, написанного над ее воротами.
Часы на Спасской башни были установлены в XVI в. Изготовили часы под руководством английского мастера Христофора Галовейя. Часы неоднократно реставрировались и заменялись. Те часы, которые мы видим сегодня появились в 1851-52 гг. Установили их братья Бутеноп, используя старые механизмы. Общий все часов примерно 25 тонн. В 1917 г. часы были повреждены снарядом. По указанию Ленина часы исправил кремлевский часовщик Н.В. Беренс.
В старину на Спасской башни помещался набатный колокол, который оповещал москвичей при пожаре или нашествии неприятеля. Позже колокол перенесли на Набатную башню. И там он своими ударами возвестил о начале Чумного бунта в 1771 году, за что Екатерина Великая велела вырвать ему язык.
Слева от Спасской башни прямо на стене находится Царская башня. По преданию, с нее Иван Грозный наблюдал за казнями, совершавшимися на Васильевском спуске.
В том же году была построена Никольская башня, названная так в честь иконы «Николая чудотворца», которая написана над воротами со стороны Красной площади.
В 1492 году была сооружена Собакинская башня – сейчас Угловая Арсенальная и Сенатская башня.
За два года построили Конюшенную, Колымажную, Троицкую, Набатную и Граненную (сейчас Средняя Арсенальная) башни.
Троицкие ворота, расположенные в Троицкой башни, получили свое название от находившегося поблизости он них в Кремле Троицкого подворья, свое название они получили в 1658 г.
Эти ворота служили для въезда к патриаршему двору и хоромам цариц и царевен. Постройка стен с башнями была окончена в 1495 году.
Башни Кремля были построены по всем правилам фортификационного искусства того времени. Каждая башня была отдельной крепостью, которая могла держать оборону, если бы другие башни занял враг. В круглых угловых башнях находились колодцы с питьевой водой. Один из них до сих пор сохранился в Угловой Арсенальной башни.

В 1516 г.

Успенский Собор в Москве

построили башню Кутафья.


Кутафья и Троицкая башни, Троицкий мост.

В XVI в. русским мастером Андреем Чаховом была отлита Царь-пушка.


Царь-пушка.

В конце XVII в. на башнях были надстроены кирпичные шатры и Кремль потерял значение крепости.
Однако здесь по-прежнему стояли пушки, дежурили стрельцы на стенах, а на ночь ворота запирались.
В 1701 г. Петром I был основан Арсенал для хранения военного оружие и снаряжения. Кроме того, Арсенал был музеем военный славы. Здание возводили архитекторы Х. Конрад и Д. Иванов.
После того, как Петр I перенес столицу в Петербург, Кремль пришел в упадок, стены и башни постепенно разрушались. Большие беды наделал и пожар в 1737 году.
Но в 60-х гг. XVIII в. Кремль решили восстановить.
В 1737 г. начали строить Большой Кремлевский дворец по проекту В.И. Баженова, но казна опустела быстрей, чем дворец был построен. Замыслу Баженова не удалось сбыться.
Большой Кремлевский дворец был построен в 40-е гг. XIX в. архитектором К.А. Тоном.
В 1776-88 гг. было возведено здание Сената архитектором Матвеем Казаковым. После революции здесь находились рабочий кабинет и квартира Ленина.
В 1801 году в Кремле стали наводить порядок в связи с коронацией императора Александра I. В это время были уничтожены многие древние сооружения, полностью разобрали Водовзводную башню, а затем отстроили вновь.
В 1812 году Наполеон вошел в Кремль через Троицкие ворота, французские войска грабили, жгли и разрушали. Когда Наполеон стал отступать, после победы русских войск под руководством Кутузова, он решил взорвать Кремль. От взрыва разрушились до основания Водовзводная, 1-я Безымянная и Петровские башни, сильно пострадали Угловая Арсенальная и Никольская башни.
После окончания Отечественной войны в 1815 году началось восстановление Кремля. Так как древние чертежи отсутствовали, то в ходе реставрации были допущенные некоторые неточности и искажения. Были срыты все оборонительные сооружения. На месте реки Неглинной построили кирпичный завод, заключив в него воды реки, а пойму засыпали землей. Таким образом образовалась площадь, на которой разбили Александровский сад.
В 1844-51 гг. было построено здание Оружейной палаты архитектором К.А. Тоном, где хранятся воинские трофеи, царские регалии, предметы церковной утвари. В этом же здании размещается Алмазный фонд России.

Успенский собор Московского Кремля фото описание архитектор


Василий Поленов. Галерея живописи и рисунков карандашом художника
Успенский собор во Владимире

Русский художник Василий Поленов
Успенский собор во Владимире

Страницы биографии

B 1872 году жизнь Поленова, классного художника первой степени по исторической живописи и кандидата прав, складывалась очень удачно. Весной вышло постановление об отправке его на шесть лет за границу пенсионером Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», с июня началась его командировка. Поленов посетил Москву, где осмотрел ряд частных коллекций живописи, затем Киев, Вену и Мюнхен. Художественная жизнь этого города захватила его «круговоротом работы». Круг художников, творчество которых привлекло особенное внимание Поленова, довольно широк и разнообразен… читать далее »

Учитель и ученики

Многие живописцы — Нестеров, Константин Коровин, Илья Остроухое, Исаак Левитан, Головин и другие — отмечали различные аспекты воздействия на них поленовского творчества. В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи. Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа и натюрморта Алексея Саврасова, и вел этот класс до 1895 года. В отличие от Саврасова, взывавшего к эмоциям своих учеников, Поленов обращал внимание прежде всего на технику живописи. Постепенно он погружал своих учеников в тайны колорита, которыми сам владел блестяще… читать далее »

Элеонора Пастон о Василии Поленове

Своеобразие художника, его личности было во многом связано с той средой, в которой он сформировался. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранившей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века.

Успенский собор

Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был известным историком, археологом и библиографом. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну глубокий интерес к древним культурам, в частности — к изучению русской старины, ее памятников. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей… читать далее »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *