Города и Страны

Троице Сканов Монастырь

Взору ежедневно посещающих обитель паломников и гостей предстает восстановленный из развалин и запустения Троице -Сканов монастырь, который день ото дня приобретает свой неповторимый первоначальный вид с его устремившейся ввысь колокольней, величественным двухэтажным собором, белым фасадом зданий, угловыми башенками, делающими монастырский ансамбль стройным,гармонично завершенным в архитектурном плане. Это самый красивый из всех здешних исторических архитектурных памятников. Это — "жемчужина" Пензенского края.
В 1990 году, когда в обители еще только начала возрождаться монашеская жизнь, монастырь посетил ныне почивший в Бозе Владыка Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В разное время монастырь посетили высокие светские гости и духовенство. Были гости из зарубежных стран: Индии, Голландии, США.
В настоящее время в обители около 70 насельниц из разных городов и сел России: 3 схимонахини, 20 монахинь, 7 инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. В монастыре ежедневно совершаются богослужения, читается "неусыпаемая" Псалтирь.
По монастырскому уставу в монашеском житии на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном в колокол в половине шестого утра в обители начинается новый день. Насельницы собираются вместе в храме на утреннее молитвенное правило. По окончании — получают благословение матушки игумении на послушания. Вечером трудовой день также заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает всякое богоугодное дело.
9 мая 1993 года по благословению Патриарха Алексия II благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители. А первая настоятельница матушка Митрофания, как более опытная в деле устроения монашеского уклада, была переведена в город Пенза игуменией во вновь открывшийся Троицкий женский монастырь. С этого времени жизнью Скановой обители управляет игумения Евстолия.

Троице-Сканов монастырь

Настоятельская должность ответственна и хлопотна: забота о душевном состоянии и материальных нуждах сестер, хозяйственные проблемы, встреча многочисленных гостей, посещающих обитель. Каждый день матушки Евстолии начинается с раннего утра и заканчивается около полуночи, когда сестры уже отдыхают. К матушке часто обращаются за духовным советом и помощью прихожане и паломники. И каждый приходящий получает от нее утешение, доброе наставление, пример милосердия и душевного участия.
Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть в монастыре свое хозяйство: поля для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, посажен сад и ягодный участок, луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут разные послушания: клиросное пение, церковница, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризной, на скотном дворе, делают из воска свечи. Летом — ухаживают за цветником, пасут скот, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины.
В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут четки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и обплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.
Монастырь — это "пристань спасения", "островок" истинной православной веры и благочестия, где под сводами храма неустанно звучит слава Богу-Творцу и молитва Господу нашему Иисусу Христу за каждого христианина, за православную Русь, за весь мир.

Платформы для сайта: site-builders.ru.

Россия / Пензенская область / Наровчатский район

Наровчат

Описание

Использована работа Бормотовой А. В. (студентка Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского; факультет экономики, менеджмента и информатики).

Географическое расположение

 Наровчат – сельский населенный пункт, центр района. Расположен в равнинной северо – западной части области на реке Шелдаис, не далеко от ее впадения в р. Мокша (правый приток р. Оки). Находится в 144 км от областного центра г. Пенза, в 24 км. от железнодорожной станции г. Ковылкино (Республика Мордовия), на автомагистрали областного значения Нижний Ломов – Наровчат, примыкающей к дороге Республиканского значения Челябинск – Москва и Наровчат – Ковылкино – Саранск.

Почвы – засоленные, речные и весьма плодородные суглинистые черноземы, выщелоченные и оподзоленные. Растительность преимущественно луговая, кое – где сохранились леса. В основном березовые и осиновые, встречаются так же дубравы.

Животный мир представлен зайцами, кабанами, косулями, лосями. В лесах встречаются тетерева.

Климат – умеренно-континентальный с холодной зимой и теплым летом. Снежный покров лежит практически полгода. Самый холодный месяц – январь. Самый теплый месяц – июль.  Преобладающие ветры – южные и юго-западные.

Численность населения Наровчата – 4767 человек. Национальный состав и удельный вес различных национальностей: русские – 90 %, мордва – 8 %, татар – 1 %, др. национальностей 1 %.

Герб Наровчата утвержден  Указом  «Об утверждении гербов городам Пензенского наместничества» от 25 мая 1781 г.  Герб Наровчата представляет щит: в первой части щита герб Пензенский – «в зеленом поле три снопа – пшеничный, ячменный, просяной», которые говорят о богатстве и плодородии пензенской земли во второй части – «в голубом поле гора, на которой видны норы, означающие имя сего города». Сессией комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета от 4 февраля 1999 г . утверждены дополнения в герб Наровчата, в верхнюю часть щита внесены изображения цвета Российского флага. 

Решением Комитета местного самоуправления Наровчатского сельсовета от 08.09.2006 № 135-25/4 внесены изменения: «В лазоревом (синем, голубом) поле на серебряной земле гора того же металла; на горе означены две чёрные звериные норы вплотную к подножию; на земле — три таковые же норы в ряд».

История Наровчата

Наровчат – один из древних городов Поволжья. В своей истории Наровчат пережил три периода существования: мордовский, монголо-татарский, русский.

Произошло это, как считают археологи, в эпоху неолита (V – IV тыс. до н. э.). Древние люди селились на песчаных буграх в поймах реки Мокша. Археологи исследовали две стоянки – Озименки и полынный бугор и обнаружили многочисленные каменные орудия труда, кости животных, фрагменты глиняной лепной посуды с различным орнаментом. По ним опредилили, что сначала здесь поселились представители волго-камской культуры, затем – среднедонской, волосовской и имерской.

Основными занятиями времен эпохи неолита были охота, рыболовство и собирательство, что обуславливалось природной средой. В III тыс. до н.э. в Наровчате появились не надолго племена балахнинской культуры, от которых остались посуда с ямочно – зубчатым орнаментом.

Практически вся древняя история Наровчатского края представлена на материалах одной уникальной стоянки – Озименки, где люди жили, сменяя друг друга в течении 5 тысяч лет. Озименки, многослойное поселение неолита раннего железного века.

В конце II тыс. до н.э. в Наровчате появились бронзовые изделия, но в очень малом количестве. В целом среди орудий труда продолжали господствовать комбинированные изделия из дерева и камня. Природные условия той эпохи способствовали активному развитию кочевого скотоводства. Разводили коров, овец, лошадей и свиней.

В Наровчатском крае большинство памятников эпохи бронзы представлено курганами, которые служили скотоводам ориентирами в степи. Яркой приметой бронзового века являются курганы и курганы с погребениями.

Своеобразие поселений Наровчатского края состоит в том, что на поздняковских селищах встречена керамика текстильной культуры рубежа II – I тыс. до н.э., являющейся непосредственным предшественником городетской культуры раннего железного века.

Корни мордовского народа уходят в ранний железный век. Поселение предков мордвы этого времени пока не обнаружены, но о том, что они были, может свидетельствовать найденная в Наровчате монета III в. н. э., а так же древнемордовский могильник IV – V вв. у с. Тезиково.

До XII в. на территории Наровчатского края жило только мордовское население, которое получило свое название по реке Мокше. Активно развивалась торговля, о чем свидетельствуют Римские украшения, встречающиеся в могилах мордвы IV – V вв., и хазарские вещи в могильниках VIII – IX вв. Но людей было еще очень мало. Произошел приток населения с р. Суры. В XII в. мордву с востока потеснили буртасы. В XIII в. пришлые монголо-татары захватили Наровчатские земли и стали расселять мордву по всей Золотой Орде.

Большая группа мордвы оказалась сосредоточенной у города Мохши, о чем свидетельствует могильник в с. Наровчат.

В конце XII в. на реке Мокше возникает Наровчатское городище, как буртасская крепость – форпост в мордовских землях. По мере освоения новых земель городище превращается в полноценный город – экономический и административный центр Верхнего Примокшанья. Из анализа археологический и этнографических данных можно предположить, что оборонительные сооружения Наровчатского городища, известное сейчас как «бугры», были построены в конце XII – начале XIII вв. А уже в 20-х годах XIII в. буртасам пришлось испытать силу монгольского войска под командованием Субедея. Это событие нашло отражение в легенде о Мокшанской княгине Нарчатке: «…Жила в наших местах мордва, а правила мордвой царица Нарчатка. Наровчат был ее главным городом. Когда пришел с войском татарский хан Тагай, то она сама вывела против него свои войска, но была разбита и, спасаясь от плена, бросилась на коне в реку Мокшу, в самом широком ее месте, около Пенясевой заводи. Усталый конь не мог переплыть реку с тяжелой вооруженной Нарчаткой о потонул вместе со всадницей.»

После завоевания Наровчатские территории вошли в состав Золотой Орды. Жизнь не замерла, и городище постепенно отстроилось. С момента проведения ханом Берке ясачной реформы и переписи населения Наровчатское городище стало вновь возвышаться как экономический центр Примокшанья. Этому способствовало сохранение богатых ремесленных традиций уцелевшим после нашествия населением города и округи, а так же удобное военно-стратегическое, торговое расположение и соседство с Русью. Край стал превращаться в форпост Орды.

К концу XIII в. городище превратилось в крупный экономический и торговый центр Примокшанья. Он располагался на территории современного села Наровчат. Город Мохши был открыт лишь в 20-х годах XX в. А.А. Кротковами и исследовался в 60-х годах А. Е. Алиховой, а в 90-х годах Ю. А. Зеленеевым.

Последний удар по существованию города Мохши нанес хан Тамерлан, который в 1395 году во время погони за Тохтамышем уничтожил город. Пришел в упадок и весь улус. Крупные феодалы постепенно уходили из Нарочадской Орды и поступали на службу к московским князьям. Это были родоначальники таких известных впоследствии в России фамилий, как Опраксины, Хитровы, Голицины, Татищевы.

Из истории названия Наровчата мы видим, что сначала он существовал как город Нуриджан (рус. – Наручать). Позднее город Мохши и с XVII в. город возрождается под старым,  немного измененным именем – Наровчат. Точнее его называли тогда Наровчатским городищем.

В 1570-80 годах в Наровчатское городище для укрепления «на вечное житье» была прислана сотня казаков с женами и детьми, которая образовала поселение около крепости, получившее название «Казачья слобода», затем «Старая Сотня». За рекой Лапыжовкой к северу от крепости в 1648 году возникла слобода Новая Пятина. С этого времени Наровчат стал существовать как город русской крепости.

В 1631 году Наровчатское городище становится центром присуда Темниковского уезда (Республика Мордовия), а после строительства Нижнего Ломова Наровчат с округой был приписан к Нижнеломовскому уезду. Наровчатское городище вплоть до конца XII в. оставалось крепостью для защиты от кочевников с юга. После ликвидации Петром I  этой угрозы крепость потеряла свое значение и превратилась в обычный городок.

Во время Е. Пугачева Наровчат стал одним из центров повстанческого движения. Здесь располагались крупные отряды Вьяскова, Я. Иванова, П. Евстафьева, которые организовали упорное сопротивление царским войскам.

С 1780 года Наровчат становится уездным городом и через год утверждается его герб: «В голубом поле гора, на которой видны вновь зачатые норы, означающие имя сего города».

В 1785 году Наровчат, как и все уездные города России, указом Екатерины II получает генеральный план застройки.

В конце XVIII — начале XIX в Наровчат постепенно отстраивался, и к 1861 году численность населения достигла 3890 человек или возросло в 6 раз   по сравнению с 1783 годом.

В начале XIX в. в Наровчате возводится три типовых каменных здания: полицейское управление, тюрьма и казарма. К концу первой половины XIX в. Наровчат обстраивается каменными дворянскими и купеческими домами, лавками и приобретает вид типичного провинциального города.

В Отечественную войну 1812 года жители Наровчата с радостью шли в народное ополчение собирали денежные средства, фураж и продовольствие для армии. Наровчатцы снабжали бесплатно продуктами и топливом госпиталь в Наровчате.

В 1870 году вокруг Покровского собора был заложен «Общественный сад», ныне центральный парк Наровчата. Вначале XX в. здесь построили сцену с электрическим освещением, на которой играл по выходным духовой оркестр местного полка.

В 1890 году Наровчат выгорел дотла:

«Ужасное бедствие постигло город Наровчат. 19 августа при 30-ти градусной жаре и сильной буре сгорел весь Наровчат, со слободами и запасами хлеба и имущества.» Сгорело около 500 домов, уцелело лишь 2 здания  тюрьма и казначейство. Но вскоре город был отстроен заново.

В бурные дни первой русской революции 1905 – 1907 гг. в Наровчате создалась группа членов РСДРП.

Во время первой мировой войны в городе стоял 186 запасной полк, расквартированный в казармах у Старой Сотни. Возле бугров располагались бараки с военнопленными австро-венграми.

В годы Великой Отечественной войны в Наровчате работали два эвакогоспиталя, сюда был эвакуирован Белобережский детский дом. На фронт были отправлены тысячи мобилизованных, добровольцев. Среди фронтовиков Наровчатского района 12 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Послевоенные годы восстановительного периода были нелегки. Все возвращалось в свое русло. Развивалось сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура.

С конца 70-ых годов началось строительство нового административного центра Наровчата, включавшего в себя здание администрации, дом культуры, поликлинику, корпуса терапевтического отделения центральной районной больницы, среднюю школу, административное здание управления сельского хозяйства, мемориал воинам – землякам, погибшим в 1941 -1945 гг.

Современное состояние села Наровчат

Особенно интенсивное развитие Наровчат получил в последние 15 – 20 лет. В село пришел газ, улицы покрылись асфальтом, реконструированы многие здания древнего Наровчата, построены физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный», плавательный бассейн «Жемчужина», хоккейная площадка, тепличный комплекс площадью 6 га.

В настоящее время на территории Наровчата успешно работают предприятия пищевой и легкой промышленности, строительные, дорожные и ремонтно-транспортные организации. Активно ведут свою деятельность субъекты малого бизнеса. Этому способствует богатая история древнего Наровчата, привлекающая большой поток туристов из России и многих зарубежных стран.

На протяжении 8 лет село занимает призовые места в областном конкурсе «Самый благоустроенный сельский населенный пункт Пензенской области».

Наровчатцы бережно хранят и преумножают традиции старших поколений. Они уверенны, что чистота и красота села, как рентгеновские лучи проникают в души и сердца жителей, членов трудовых коллективов, в семьи улучшая в них социальный климат. В обращении общественной организации «Наровчатское землячество» к своим землякам высказана вся суть любви к своей малой Родине:

«Любой человек в глубине своей памяти хранит воспоминания о первых шагах на родной земле, о детских мечтах, о первой любви. Сердце каждого из нас до глубокой старости бережет воспоминания о родных просторах, о лугах и полях, о речке Мокше, окаймленной зеленым ожерельем деревьев. Древняя Наровчатская земля дала Вам путевку в жизнь. Кем бы Вы ни стали: строителем, политическим деятелем, учителем, предпринимателем или руководителем предприятия и где бы Вы не жили, Ваша душа, Ваше сердце – в родном Наровчате».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *