Города и Страны

Театр Оперы и Балета Алматы

Философия Театр оперы и балета имени Абая. 1947

Пейзаж относится к городской ведуте – виду конкретного уголка местности. Изображенный на нем алматинский театр оперы и балета продолжает и сегодня оставаться знаковым местом города как колыбели профессионального музыкального искусства.

Этот театр также хранит память о самом необычном живописце Казахстана – Сергее Калмыкове. Мастер проработал в нем двадцать лет художником-исполнителœем, воплощая в жизнь эскизы других сценографов и прибавляя от себя неистовый «драйв» исполнения. Театральный художник от бога с обостренной чувствительностью к зрелищности он продолжал театральное действие, «перформанс» и за стенами театра. Именно около ГАТОБа проходили его торжественные выходы в невероятных по интенсивности цвета беретах, камзолах, широких, сшитых собственноручно штанах, привлекавшие сюда толпы зевак.

Территория оперного театра в серединœе прошлого века была «захвачена» Калмыковым, стала его мастерской под открытым небом. Необходимость театрализации жизни была оправдана и причинами «внешней» политики: «…из глубины Вселœенной смотрят миллионы глаз. И что они видят? Ползет и ползет по земле какая-то скучная одноцветная серая масса <…> и вдруг – как выстрел! – яркое красочное пятно: Это я вышел на улицу!».

Это полотно – свидетельство еще одной неразрывной ассоциативной ниточки, тянущейся от художника к театру. Он написал в честь своей «художественной вотчины» множество этюдов, описывая здание и окрестности в течение года, в разное время суток, стремясь передать особенности освещения и метаморфозы природных сезонов. В произведении нашло свое завершение всœе богатство его живописных поисков.

Композиция полотна проста.

Казахский театр оперы и балета имени Абая

На первом плане расположены оголенные деревья, окаймляющие дорогу, за ними видится театр, в глубинœе зритель различает гряды гор. С.Калмыков избирает вид сбоку, чуть сдвигая здание от центральной оси, чтобы захватить прекрасный горный пейзаж. Два дерева, почти смыкаясь друг с другом, прикрывают центральный фасад. Архитектурная масса, таким образом, теряет в сравнении с прописанными стволами свою плотность и зрительно рифмуется с наполненным воздухом первым планом.

Реалистические ведуты С.Калмыкова возможно уступают символическим пейзажным этюдам или фантастическим произведениям в неистовой феерии красочных сгустков и цветовых столкновений, в увлекательной игре с воображаемыми пространствами. При этом они так же тонко резонируют с гипертрофированной духовностью мастера. В них нет и следа сухости, надуманности. Скромные виды наполнены насыщенным эмоциональным вчувствованием. На данный раз – в простое и ясное бытие.

Художник смог передать доверчивую открытость природы, мгновенную радость, которая «бьется» в воздухе, милую сердцу привычность облика. Законченные реалистические картины С.Калмыкова вынесут любые обвинœения. Можно писать гениальные крохотные фантазии, которые при увеличении оборачиваются монстрами дурного вкуса и живописной беспомощности. Сложнее делать работы в реалистическом ключе так же лихо, как самые смелые формальные вещи.

С.Калмыков ювелирно написал неприметные на первый взгляд деревья, вызывающие в памяти мастерски проработанные рисунки его учителя М.Добужинского. Находить соотношения между тонкими ветвями голого дерева, извлекая из этого драгоценную вязь, усиливать нежными, «беспомощными» ветками прозрачность изображенного голубого неба, нарушать игрой диагональных теней на первом плане сухую геометрию архитектуры, – во всœем этом находишь доказательство проникновенного мастерства.

В полотне мастеру удалось передать чувство пронзительной чистоты мира, его изначальной крепости и стойкости даже в переходных состояниях. Светлое и воздушное пространство, запечатленное художником, вызывает чувство удивительной свободы, той одурманивающей легкости бытия, которую С.Калмыков передал в своем творчестве.

Сергей Калмыков (1891 – 1967)

Читайте также

  • — Театр оперы и балета имени Абая. 1947

    Пейзаж относится к городской ведуте – виду конкретного уголка местности. Изображенный на нем алматинский театр оперы и балета продолжает и сегодня оставаться знаковым местом города как колыбели профессионального музыкального искусства. Этот театр также хранит память…

  • Артисты и музыканты Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая в преддверии премьеры обновлённой постановки оперы «Кармен» выступили перед зданием театра вместе с алматинскими байкерами.

    По сюжету видеоролика Кармен в исполнении Оксаны Давыденко влюбилась, но не в тореадора, как в оригинальной опере, а в байкера, роль которого исполнил каскадёр Вячеслав Хлопцев, сообщает пресс-служба Казкоммерцбанка.

    Аккомпанировал Кармен оркестр и хор ГАТОБ им.

    Казахский театр оперы и балета имени Абая

    Абая, в то время как мотокаскадёры исполняли вокруг неё различные трюки.

    Запись ролика прошла 4 мая у стен ГАТОБа и собрала не только случайных зрителей, но и большое количество байкеров.

    В съёмках ролика приняли участие оркестр ГАТОБ им. Абая под руководством дирижеров Алана Бурибаева и Ерболата Ахмедьярова, хор ГАТОБ им. Абая под руководством Алии Темирбековой, меццо-сопрано Оксана Давыденко. Команда мотокаскадёров «КазахSTUNT» — Вячеслав Хлопцев, Константин Власов, Сергей Сафонов, Олег Шевляков, Сергей Ротару. Файер-шоу — FireSunset под руководством Виталия Проскурина.

    Стантрайдинг — трюковая езда на мотоцикле. Как прикладная дисциплина существует давно, однако как официальный вид спорта пока не признан. Неофициальные чемпионаты мира проводятся регулярно в Европе и США вот уже несколько лет подряд.

    Съёмки ролика состоялись благодаря поддержке акимата г. Алматы, департамента внутренних дел города, представителей противопожарной службы г. Алматы и местного байк-сообщества.

    Премьера оперы «Кармен» на сцене ГАТОБ им. Абая состоится при содействии Казкоммерцбанка. Режиссер-постановщик Ляйлим Имангазина перенесла действие новой «Кармен» в «наше время», помимо современной сценографии в ней задействован и современный реквизит, костюмы, декорации.

    Дирижером-постановщиком выступит Алан Бурибаев. Заглавную мужскую роль Дона Хозе на премьере исполнит мексиканский тенор Хоэль Монтеро. Также к работе над новой постановкой был приглашён знаменитый российский художник Вячеслав Окунев.
    Знаменитая «Кармен» была написана Жоржем Бизе, в её основу легла новелла французского писателя Проспера Мериме. «Кармен» станет очередной оперной визитной карточкой ГАТОБ им. Абая.

    В 2008 году Казкоммерцбанк и ГАТОБ им. Абая подписали двустороннее Соглашение об оказании банком спонсорской помощи и программу сотрудничества. В 2008 году при финансовой поддержке Казкоммерцбанка в честь 75-летнего юбилейного сезона состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В октябре 2009 года также при поддержке банка ГАТОБ порадовал своих поклонников еще одной новой постановкой — оперой Гаэтано Доницетти «Любовный напиток».

    Ранее артисты и хор ГАТОБ им. Абая уже устраивали представления на Зелёном базаре, в алматинском метро и на железнодорожном вокзале, которые встретили положительные отзывы зрителей.

    13 января Театр оперы и балета имени Абая отмечает свой день рождения, ведь в далеком 1934 году, именно в этот день он был создан на базе музыкальной студии. В том же году была представлена первая музыкальная комедия «Айман и Шолпан». Спустя год у театра появилась собственная оперная труппа, которая поставила «Кармен» Жоржа Бизе. А уже в 1936 году, после выступления оперной труппы во главе с Куляш Байсеитовой в Москве, Алматинский театр получил признание во всем Советском Союзе. В 1938 году появилась балетная труппа, которая в том же году поставила «Лебединое озеро» Чайковского.
    Перед началом войны, всего за 7 лет, в репертуаре театра насчитывалось более 30 опер и 6 балетных спектаклей. И накануне войны театр получил статус академического. А в период войны, несмотря на все трудности, было построено новое здание театра оперы и балета.

    РГКП «Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая»

    Так как в Алматы было эвакуировано большое количество жителей западной части Советского союза, в театре стали работы деятели культуры из Москвы и Ленинграда, повысив тем самым уровень мастерства театральной труппы. В конце войны, в 1945 году, театру было присвоено имя великого казахского философа, поэта и просветителя Абая.
    Театр рос, и его рамки расширялись: на сцене театра ставились европейские, русские и казахские спектакли. Некоторые быстро теряли интерес публики, другие постоянно срывали бурные аплодисменты. Происходила адаптация мировой классики, оперы переводились на казахский язык, спектакли приобретали казахский национальный стиль.
    Театр, закаленный войной, продолжил свое развитие, в его стенах начало работу молодое поколение профессиональных музыкантов, оперных певцов и танцоров. Ставились новые оперы и балеты. Но вместе с развалом СССР пришел в упадок и театр. В связи со сложной экономической ситуацией многим работникам театра пришлось искать другой вид заработка.
    Однако, период застоя длился неполные 10 лет, и уже в 2000 году была завершена полная реконструкция здания театра, для коллектива были созданы благоприятные условия. Сегодня коллектив театра вновь пополнился новыми солистами и танцорами, которые чтят память своего театра, и работают, сохраняя традиции прошлых поколений. Театр выступает в Европе, Америке и Азии, а также принимает труппы из театров самых разных стран. В настоящее время театр оперы и балета имени Абая является крупнейшим театром Центрально-азиатского региона и, несомненно, флагманом музыкального искусства Казахстана.
     

    Театры:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *