Города и Страны

Театр Марионеток Им Деммени

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е.С. Деммени»

Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е. С. Деммени — первый в России профессиональный театр кукол был организован в 1918 году группой петроградских художников во главе с Любовью Васильевной Шапориной-Яковлевой и назывался Петроградский государственный театр Марионеток. Его занавес впервые поднялся 12 апреля 1919 года: зрители увидели «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина и «Вертеп» М.Кузьмина. В 1930 году «Театр Петрушки» Евгения Деммени соединился с театром марионеток Шапориной-Яковлевой и стал называться «Ленинградским государственным кукольным театром под руководством з.а. РСФСР Евг. Деммени».

Евгений Сергеевич Деммени около полувека руководил театром. Свои первые пьесы писали для театра Евгений Шварц и Самуил Маршак. Здесь были поставлены первые в стране спектакли в куклах по произведениям Сервантеса, Шекспира, Мольера, Свифта, Анатоля Франса, Пушкина, Гоголя, Чехова, Метерлинка. Коллектив театра принимал участие в создании первого в истории российского и европейского кино игрового кукольного фильма «Макс и Мориц» (1920-е годы). В 1939 году здесь был создан первый в стране телевизионный кукольный фильм «Школяр в раю» по Г. Саксу.

В 1927 году на базе театра были созданы первые в стране курсы по подготовке профессиональных режиссёров, актёров и художников театра кукол. Высоким героическим смыслом наполнена деятельность театра в годы Великой Отечественной войны. Коллектив театра продолжил работу и в году Великой Отечественной войны вплоть до конца января 1942 года, пока не были отключены свет и вода.

Творчество театра марионеток под руководством Е.С. Деммени оказало несомненное влияние на развитие этого вида искусства в России. При участии Е.

Санкт-Петербургский государственный театр марионеток имени Е. С. Деммени

Деммени были открыты театры в Нижнем Новгороде, Свердловске, Харькове, Одессе, Тбилиси, Нежине и других городах. Над оформлением спектаклей театра работали такие большие мастера, как Е. Кругликова, Е. Янсон-Манизер, Т. Бруни, Е. Якунин, И. Павлович, М. Артюхова и многие другие. Куклы из спектакля и театра экспонировались на международных выставках в Париже, Варшаве, Бухаресте. А марионетки М. Артюховой к спектаклю «Школяр в раю» на Всемирной выставке в Брюсселе были отмечены серебряной медалью.

В 20-е годы в театре начала формироваться уникальная коллекция театральных кукол — авторские работы замечательных скульпторов и резчиков по дереву. Среди них — марионетки, приобретённые у народных кукольников и ручные куклы французского театра конца XIX века, купленные Деммени в комиссионном магазине, игравшие в его первых постановках — «Арлекинада» и «Поцелуй Коломбины». Свыше 1000 великолепных марионеток — бесценное сокровище, хранимое в театре.

В настоящее время в репертуаре театра идут спектакли, созданные по произведениям русских и зарубежных авторов, разные по стилям и жанрам. В спектаклях используются практически все известные виды кукол: марионетки, петрушки, куклы на тростях и другие. Театр гастролирует, участвует в международных фестивалях в Канаде, Южной Корее, Греции, Испании, Италии, Германии, Швейцарии, Франции, Финляндии, Дании, Израиля, Болгарии и других странах.

Санкт-Петербургский Театр марионеток имени Е. С. Деммени открывает юбилейный сезон. Вот уже целый век он радует зрителей кукольными спектаклями. В честьДня рождения зрителей ожидает множество премьер и сюрпризов, сообщила в студии Города+ актриса театра, заслуженная артистка России Лариса Жорина. 

Первая премьера «Книга чудес» состоится уже 14 сентября в 14:00. Ожившие иллюстрации загадочной книги перенесут детей и взрослых в волшебную страну и раскроют им секреты мироздания. Также осенью будут идти спектакли «Золушка», «Расскажи мне про Красную Шапочку» и «Умка» – добрые и понятные всем. 

21 сентября актеры проведут для всех желающих уникальную театральную экскурсию по музею марионеток. Она в форме представления расскажет историю театра с момента его основания до сегодняшнего дня. Гости увидят старинные марионетки, которые участвовали в самых первых постановках 100 лет назад. 

Первое событие юбилейного сезона состоялось уже в августе – театр принял участие в Международном фестивале «Дни кукольника» в Болгарии. 

Евгений Деммени организовал свой театр в 1918 году.

Театр марионеток имени Е.С. Деммени в Санкт-Петербурге

За годы его существования здесь показали несколько тысяч спектаклей с петрушками и марионетками, воспитали многие поколения актеров-кукольников мирового уровня и создали свой музей марионеток. Такой глубокой и последовательной традиции работы с куклами в мире больше нет, считает заслуженная артистка России Лариса Жорина. 

«Это культурный феномен Петербурга, который образовался закономерно – именно в то время и в том месте, которое было ему предназначено. В сердце города на Невском проспекте, по которому ходили писатели, поэты, композиторы, скульпторы, архитекторы, появилось маленькое отражение всей жизни Петербурга и страны», – рассказывает она. 

Артистка посвятила театру всю сознательную жизнь. Она пришла в труппу 40 лет назад сразу после театрального института – и до сих пор влюблена в свою профессию. Она признается, что работа очень тяжелая и полностью освоить ее просто невозможно, ведь в театре Деммени используется самая сложная марионеточная система в мире. Артист управляет каждым движением и жестом человекоподобной куклы. И чем лучше у него это получается, тем реалистичнее ведет себя персонаж. 

«Марионетка требует постоянного труда, тренинга, усилий. Когда получается, происходит настоящее чудо. Институт – первая ступенька обучения, театр – вторая, потом – вся жизнь. Оторваться от этого невозможно. Театр работал и в блокаду, и в войну, он был всегда. Все, что происходила в стране за 100 лет, отражено в нем», – подвела итог Лариса Жорина.

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.

наверх

Петербургский театр марионеток (в прошлом – Петроградский государственный театр Марионеток) датой своего создания считает год 1918. Благодаря энтузиазму и горячей влюбленности в свое дело, группе художников удалось объединиться с такими же единомышленниками для организации кукольного театра. В истории России он стал первым. Надо заметить, что этого события не произошло бы без участия Любови Васильевны Шапориной-Яковлевой, которая была идейным вдохновителем театра. Впоследствии он стал носить ее имя.

«Первые шаги» Петербургского театра

Впервые актеры театра с марионетками вышли на сцену 19 апреля 1919 г. В те годы марионеточное искусство имело другой, более глубинный смысл и значение. Некоторые художники, историки через эту древнюю куклу осмысливали бытие 17-х и 18-х веков.

Туры в Санкт-Петербург

В театре же это происходило посредством постановки старинных пьес, заимствованных из французского культурного наследия.

Развитие

В довоенном становлении театра участвовали многие исторические личности. Известно, что пьесы с французского переводил поэт Георгий Иванов. Куклы и постановочные декорации оформлял Мстислав Добужинский. А Евгений Шварц и Самуил Маршак свои первые пьесы писали для марионеток. Большое значение в развитии театра сыграло и первое его помещение – особняк Александра Гауша. В нем увидели свет первые представления, в числе которых была и «Силы любви и волшебства» (французская пьеса 17-го века), которую считают основополагающей в репертуаре театра.

Одним из первых зрителей в особняке Гауша был Евгений Деммени. Позже он вместе с другими артистами создает театр Петрушки. В 1930 году Театра Марионеток Е. Шапориной-Яковлевой и Театра Петрушки сливаются в одно целое. Так сформировался Ленинградский кукольный театр под руководством Е. Деммени. Впоследствии театр переехал в уникальное с исторической и культурной точки зрения здание на Невском проспекте, где в начале века размещался Концертный зал.

Последующие военные лихолетья оставили свой след на репертуаре театра и на его актерском составе. Почти все призванные на фронт артисты с него не вернулись, а оставшиеся не пережили блокаду. Но театр работал до 1942 года, создавая сюжетные постановки «на злобу дня».

После окончания войны театр возродился с полной силой. Его идейные вдохновители популяризировали само явление театра куклы по всему СССР, открывая филиалы и в других республиках. Сегодня можно сказать, что Ленинградский Театр марионетки был предвестником кукольного театрального искусства, на основах и принципах которого впоследствии развивались другие аналогичные театры. 

Деммени Евгений Сергеевич — Биография

Евгений Сергеевич Деммени (28 февраля 1898, Санкт-Петербург — 23 января 1969, Ленинград) — актёр, режиссёр, теоретик и историк кукольного театра; заслуженный артист РСФСР (1934).

Несмотря на то, что во многих официальных изданиях дата рождения Е.С. Деммени указана по новому стилю как 12 марта, сам Евгений Сергеевич всегда отмечал свой день рождения на следующий день, 13 марта и считал это число счастливым для себя.

В своей автобиографии он писал: "По происхождению — дворянин, по образованию — военный, по устремлениям — актер". Но путь в искусство у сына чиновника Министерства Двора Его Величества был достаточно долгим. Пятилетнм ребенком Е.С. Деммени был отдан в Николаевский Кадетский корпус, по окончании которого — офицерские курсы Пажеского корпуса и выпуск в 1916 году в чине прапорщика инженерных войск. Октябрь 1917 года Е.С.Деммени встретил в действующей армии в должности начальника мостовой команды. В декабре 1917 года его избирают помощником командира батальона, а в начале апреля 1918 года последовала демобилизация. Впрочем, мирный период биографии Деммени продолжался относительно недолго — до ноября 1918 года, когда он, как профессиональный военный, вступил в ряды Красной Армии. За участие в боевых действиях на Северном и Карельском фронтах молодой командир Е.С. Деммени был награжден почетным знаком "Честному воину Карельского фронта". Повторно Деммени демобилизовался только в 1922 году.

Как актер-любитель Е.С. Деммени начал выступать с 1918 года — 10 апреля состоялся его актерский дебют на сцене Народного Дома в Петрограде. В 1924 году он создал при Ленинградском ТЮЗе «Театр Петрушки». В 1930 г. этот театр был объединён с Театром марионеток и получил наименование Ленинградский государственный кукольный театр, которым Деммени руководил и которому потом — уже в девяностые годы двадцатого века — было присвоено его имя. Деммени оставался руководителем театра 45 лет, до самой смерти, поставив в нем около 150 спектаклей.

Когда-то Самуил Яковлевич Маршак назвал Деммени "наркомом Петрушки" ("Учитесь, друзья, у наркома Петрушки — до старости лет не бросает игрушки…"). В этой штуке был глубокий смысл: ключевым словом для определения значения Деммени в истории отечественного детского театра является слово "впервые". Его поиски в 1920 — 1930-е годы, по существу, определили пути развития этого вида искусства. Первые спектакли на современную тему, первые произведения классиков на кукольной сцене ("Свадьба" Чехова, "Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем" по Гоголю, послевоенные "Проказницы Виндзора" по Шекспиру, "Лекарь поневоле" Мольера) — в каждой из постановок были открытия, было новаторство.

Первый в Европе игровой кукольный фильм "Макс и Мориц" по В.Бушу был снят Деммени в 1928 году. Первый спектакль в куклах на телевидении "Школяр в раю" Ганса Сакса был поставлен Деммени еще тогда, когда телевидение у нас в стране только зарождалось, — в 1938-м.

Санкт-Петербургский Театр марионеток им. Е.С. Деммени. История создания

И это еще не все — первые курсы по подготовке режиссеров и актеров для театров кукол страны были организованы Евгением Сергеевичем еще в 1927 году.

Итак, он был первым профессиональным pежиccepoм-кукoльником, сумевшим, как сказано в Большой Советской Энциклопедии, профессионализировать и самое искусство театра кукол. Первый режиссер и первый теоретик. И еще одно "впервые" — именно Е.С. Деммени в 1934 году первым из советских кукольников получил почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».

В годы Великой Отечественной войны театр, руководимый Е.С. Деммени, до февраля 1942 года продолжал работу в блокадном Ленинграде. Затем Деммени и оставшиеся в живых сотрудники и актеры театра были эвакуированы в г. Иваново, где выпустили спектакль-памфлет "Юный Фриц" по пьесе С.Я. Маршака. С этим спектаклем театр в годы войны выступил на фронтах более 600 раз. Возобновлен этот спектакль актерами театра, носящего имя Деммени, был в 2010 году, к 65 годовщине Великой Победы.

Большой вклад внес Е.С. Деммени и в эстрадное искусство, современниками он признавался выдающимся исполнителем кукольных эстрадных номеров. "Известно, что пионерами эстрадного кукольного искусства в нашей стране являются С.В.Образцов и Е.С.Деммени, создатели и руководители прекрасных кукольных театров. Впрочем, Сергей Владимирович начал работу в Центральном театре кукол, уже будучи известным кукольником-эстрадником, в то время, как Евгений Сергеевич появился на эстраде уже не менее известным режиссером и актером кукольного театра" (как написал в своей статье "Он вдохновенно и чудесно играет в куклы…" в "ПТЖ" Н.В. Охочинский, ученик и соратник Е.С. Деммени). Среди его наиболее известных эстрадных работ — номера "12 рапсодия Листа в исполнении пианиста-виртуоза", "Цыганский танец", "Чарли Чаплин", "Танцевально-акробатическое трио", "Танго смерти" и др.

Е.С. Деммени являлся автором нескольких книг и ряда статей по теории и практике кукольного театра, большинство из которых сегодня признанных пионерскими и основополагающими для искусства кукольного театра. На его счету — более пятидесяти публикаций в газетах, журналах и профессиональных сборниках кукольников.

Е.С. Деммени был награжден Орденским знаком "Честному воину Карельского Фронта" (1922), Орденом "Знак Почета"(1939), Орденом Трудового Красного Знамени (1957), медалями, в том числе — "За оборону Ленинграда", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "250 лет Ленинграду", был лауреатом нескольких Всесоюзных Фестивалей.

Евгений Сергеевич Деммени являлся членом Всероссийского театрального общества (ВТО), персональным членом УНИМА (Всемирная организация кукольников), почетным членом Российской секции УНИМА.

Похоронен Е.С. Деммени на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.

Работы в театре

Режиссёр (избранное):

  • 1928 «Свадьба» А.П. Чехова
  • 1929 «Ссора Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича» Г. Тарасова (по Н. Гоголю)
  • 1932 «Пустяки» Евгения Шварца
  • 1938 «Красная шапочка» Евгения Шварца
  • 1939 «Кукольный город» Евгения Шварца
  • 1940 «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца
  • 1942 «Юный Фриц» С.Я. Маршака
  • 1947 «Лекарь поневоле» У. Шекспира
  • 1957 «Мичек-Фличек» Яна Малика
  • 1957 «Точка,точка, два крючочка» И. Скороспелова и Н. Клыковой
  • 1958 «Приключения Тома Сойера» Н. Охочинского (по Марку Твену)
  • 1959 «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера
  • 1960 «Приключения Чиполлино» Н. Охочинского (по Джанни Родари)
  • 1961 «Синяя птица» М. Метерлинка
  • 1965 «Забытая кукла» Инны Булышкиной
  • 1968 «А вот и мы!» В. Ильина и Н. Охочинского

Фильмография

Режиссёр, сценарист:

  • 1928 «Макс и Мориц» (в куклах, экранизация сказки В. Буша «Макс и Мориц»)
  • 1938 «Школяр в раю» (телевизионная передача, кукольный спектакль, экранизация фарса Ганса Сакса)

Актёр:

  • 1954 «Герои Шипки» — Пётр Дмитриевич Святополк-Мирский, генерал
  • 1957 «Его время придёт» — эпизод

Избранные труды

Источник — электронные каталоги РНБ.

  • Гауш Ю. А., Деммени Е. Наш цирк : . — Л.: Детгиз, 1948. — 16 с. — 100 000 экз.
  • Деммени Е. С. XX лет : 1919-1939. — Л., 1939. — 34 с. — 5500 экз.
  • Деммени Е. За петрушечной ширмой : Пособие для школ и клубов. — М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. — 80 с. — 3000 экз.
  • Деммени Е. С. Куклы на сцене : Рук-во по устройству сцены и вождению кукол для театра петрушек и марионеток. — Л.; М.: Искусство, 1949. — 84 с. — 5000 экз.
  • Деммени Е. С. Призвание — кукольник : . — Л.: Искусство, 1986. — 199 с. — 10 000 экз.
  • Деммени Е. С. Страницы из жизни театра. — Л.: тип. № 2 Упр. изд-в и полиграфии Исполкома Ленгорсовета, 1949. — 64 с. — 5200 экз.
  • Деммени Е. С. Школьный кукольный театр : . — Л.: Детгиз, 1960. — 72 с. — (Б-чка пионера «Знай и умей»). — 40 000 экз.
  • Деммени Е., Гауш Ю. Самодельный театр петрушек: Прил.: Петрушечное представление «Набат» (сценарий, полный текст, указания к постановке). — Л.; М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1931. — 47 с. — (Театр-искусство-кино). — 15 000 экз.
  • Деммени Е., Качалин В. Как устроить петрушечный театр. — Л.: театр Петрушки, 1927. — 18 с. — (В помощь клубам, избам-читальням, школам и красным уголкам ЖАКТ’ов). — 2000 экз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *