Города и Страны

Таврический Дворец Санкт-Петербург

Фаворит великой императрицы, и фактически — второй человек в государстве, Князь Григорий Потемкин, в 1783-89 годах построил дворец, а вокруг приказал разбить роскошнейший сад — лучший в Петербурге.

(до сих пор территория Таврического парка — одна из крупнейших в городе, и примерно в 2 раза больше Летнего сада)

На строительство ушло около 400 000 рублей, но вскоре постоянные дела в южных губерниях, и расходы заставили князя продать слишком дорогую «игрушку».

Отдавать без прибыли князю было «не солидно», а кроме казны, покупателей на такую роскошь не предвиделось. В результате поместье было выкуплено за 460 000 рублей в пользу государства.

Но не прошло и года, как «Светлейший», за взятие Измаила, был награжден Екатериной… все тем же, своим бывшим собственным дворцом.

Подарок Екатерина снабдила и титулом «светлейшего князя Таврического».

Забавно, но Измаил штурмовал Суворов, а Потемкин только формально был командующим южной армией русских.

Что получил Суворов в награду за Измаил?…

Таврический дворец в петербурге

Первоначально пустынную местность поручили английскому садоводу Вильяму Гульду. Довольно быстро были прорыты каналы, устроены дорожки.

На месте небольшой речушки, устроили два живописных пруда, наполненные водой. В них стали выращивать стерлядь. Вынутую землю превратили в горки, покрытые дерном.

На Большом пруду устроили два острова, один из которых засадили деревьями, а на другом насыпали холм, с которого открывался великолепный вид на дворец.

Остров был соединен с «большой землей» мостиком, выполненным как макет будущей деревянной переправы через Неву.

Мост через Неву построен так и не был, а его точная копия, уменьшенная в 10 раз, появилась в Таврическом саду.

Но сам дворец строил и проектировал Иван Старов.

Особняк планировался с большим размахом. Стоит вспомнить, что позднее, на торжествах, по случаю взятия Измаила, был организован прием на 3000 гостей.

От города, Таврический сад был отделен рвом, по берегам которого были высажены высокие деревья. Через него перебросили несколько деревянных мостов.

После смерти Потемкина Екатерина снова купила дворец у наследников, обеспечив им безбедное существование на многие века.

На этот раз цена сделки составила более 2 миллионов 600 тысяч рублей!

Для сравнения: отличная корова тогда стоила меньше 3 рублей, а за 100 рублей можно было купить деревеньку с десятком домов и крепостных душ.

По возвращении Таврического в казну, дворец подвергся переделке.

Построили небольшую церковь, от Невы прорыли канал.

Архитектором Волковым были сделаны беседки, скамейки, оранжереи и теплицы, где круглый год выращивали овощи и фрукты для княжеского стола.

Вместе с арбузами и дынями, росла здесь и такая экзотика, как ананасы и абрикосы.

Екатерина очень любила это место и перевезла сюда свою богатую скульптурную коллекцию.

А вот ее сын, Император Павел Первый не питал к Таврическому дворцу никаких романтических иллюзий. Более того, по восшествии на престол он приказал разместить в нем Конногвардейский полк.

Все ценное было вывезено, что-то пошло на строительство Михайловского замка. В зимнем саду устроили конюшню, в торжественных Екатерининском и Купольном залах – конный манеж, а в прочих помещениях — казармы.

Такой поворот событий как нельзя лучше характеризует отношение Павла и к матери, и к её «фавориту».

В принципе – ничего удивительного.

Екатерина не желала, чтобы сын становился царем, и настаивала на передаче трона в пользу внука Александра.

Только политическое сопротивление приближенных и смерть царицы позволили Павлу взойти на престол.

К счастью для дворца (и несчастью для Павла Первого), всего через четыре года в Михайловском замке произошел заговор.

Павла не стало, и престол занял таки внук Екатерины.

Память бабушки Александр уважал, и тотчас распорядился отреставрировать Таврический дворец.

Но, в целом, так дорого стоившее казне имение, перестало интересовать правящий дом Романовых.

Работы велись вяло, хотя с 1819 года к ним подключился сам Карл Росси.

Таврический не был публичным садом, он содержался в прекрасном состоянии благодаря прислуге императорского двора, так как входил в его ведение.

Так как его посещала исключительно избранная публика, стало возможным содержать в пруду лебедей.

По дорожкам беспрепятственно бродили павлины, а в Большом пруду жил морской тюлень, подаренный князю персидским принцем.

Открыт парк для массовых гуляний был в 1861 году.

В беседке, названной «Адмиралтейство», где хранились лодки, сделали ресторан. Зимой в Таврическом саду устраивали каток и катание на ледяных горках.

В 1906 году дворец был передан вновь созданной Государственной думе.

Как «избранники» отплатили Николаю Второму… известно. Но предательство не пошло им в прок. господа заседатели и так называемое «временное правительство» только и могли, что надувать щеки на трибуне.

Как дошло до дела, с этой кучкой смог легко справиться всего лишь один обыкновенный матрос.

Еще в 1910 году в на территории открыли выставочный павильон для садоводческого общества, который после революции перестроили в двухэтажный гараж.

Все это, и общественные сборища нанесли значительный урон Таврическому дворцу и саду. Было вырублено много деревьев, нарушена ландшафтная композиция.

Еще большие разрушения принесла война. На идеальных газонах организовали ремонт машин и обучение новобранцев, а в ноябре 1941 года сюда упали обломки вражеского самолета.

 

Восстанавливать Таврический начали сразу после войны. Вместо гаража, заработал первый панорамный кинотеатр «Ленинград».

В 1962 году в саду поставили памятник детям, погибшим в Блокаду. На территории работали кружки и пионерские лагеря.

К 300-летию Санкт-Петербурга починили мосты, посадили новые деревья, очистили пруды и поселили в них лебедей.

Адрес:

  • Санкт-Петербург, Шпалерная улица, дом 47
  • Почти напротив Таврического двроца находится музей Воды.

Как добраться:

Выйти из метро Чернышевская, повернуть… направо или на лево (все равно).

В первом случае – через 50 метров еще раз повернуть направо, на Фурштадскую улицу, и идти по ней до конца.

Фурштатская упрется в Потемкинскую улицу, за которой и начинается территория Таврического сада.

Если от метро повернуть налево, то тоже через 50 метров нужно сделать еще один левый поворот, и, уже по Кирочной улице дойти до ограды, при этом Вы попадаете его на юго-западный угол.

Таврический дворец находится в противоположном (по диагонали) углу.

Первый вариант предпочтительнее: Фурштатская – тихая улочка со сквером посередине, застроенная красивыми домами 19 века. Кирочная – шумная и оживленная городская трасса.  

Дворец был возведен в 1783-1789 годах по проекту И.Е. Старова для всесильного вельможи екатерининского времени Г.А. Потемкина, получившего титул князя Таврического за присоединение к России Крыма — древней Тавриды. В планировке этого здания применена усадебная схема: главный корпус и крылья с трех сторон охватывают большой парадный двор. В XVIII веке перед дворцом не было никаких построек; двор беспрепятственно раскрывался к реке и с Невы здание, вытянутое вдоль берега на 260 метров, воспринималось особенно эффектно. Бессистемная застройка второй половины XIX века отрезала дворец от реки.
Главный вход во дворец выделяет мощный дорический портик. Над ним вырастает купол на цилиндрическом барабане. Боковые части фасада центрального корпуса, как и галерей соединяющих его с флигелями, очень просты по композиции: здесь доминируют плоскости ничем не украшенных стен, на глади которых четко рисуются прямоугольные окна.

Резиденция для фаворита. Малоизвестные факты из истории Таврического дворца

Колоннаде парадного входа «аккомпанируют» портики флигелей, фланкирующих двор. От улицы двор отделяет низкая ограда на гранитном цоколе. Ее соорудили по проекту Ф. И. Волкова в 1792—1793 годах.
Произведение Старова, в архитектурном образе которого были убедительно воплощены идеалы классицизма, высоко оценил Г. Р. Державин. Поэт писал о дворце: «Наружность его не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни другими какими пышными украшениями. Древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно».
Предельной простоте внешнего облика Таврического дворца Старов противопоставил великолепие убранства его парадных интерьеров. Они образуют грандиозную анфиладу, расположенную в центре здания. За небольшим вестибюлем находится перекрытая куполом ротонда, а затем громадный белоколонный зал, своей длинной осью ориентированный поперек анфилады. Парадная анфилада раньше замыкалась зимним садом. Благодаря высоким окнам полукруглого выступа заднего фасада казалось, что этот сад сливается с обширным парком, раскинувшимся посреди дворца.
Одновременно с дворцом возник и связанный с ним Таврический сад; в соответствии с замыслом садовника Вильяма Гульда ему был придан облик пейзажного парка, напоминающего уголок естественного ландшафта.
В саду находится еще один любопытный памятник классицизма. Это так называемый «дом садового мастера», построенный Волковым в 1793—1794 годах. Фланкированный двумя служебными флигелями, он напоминает классическую усадьбу в миниатюре.

&copy Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Литература:

А.П.Крюковских "Дворцы Санкт-Петербурга" Санкт-Петербург Лениздат 1997

Таврический Дворец

В конце XVIII века появились усадебные комплексы в сравнительно удаленных от Финского залива местах, менее подверженных угрозе наводнений. Там еще сохранились кое- где нетронутые лесные массивы, остались неосвоенные земли.

На одном из таких участков, на левом берегу Невы, недалеко от Смольного монастыря, архитектор И. Е. Старов возвел монументальное здание дворца для генерал-фельдмаршала князя Г. А. Потемкина-Таврического, фаворита Екатерины II. Перед дворцом была устроена гавань, соединенная каналом с Невой, на берегу которой находилась гранитная пристань. Позади него раскинулся пейзажный сад.

В планировке здания, сооруженного в 1783—1789 годах, применена традиционная усадебная схема: главный корпус и крылья, соединенные галереями, охватывают большой парадный двор. Фасад центрального двухэтажного корпуса отмечен монументальным шестиколонным дорическим портиком с фронтоном, над которым высится купол на широком барабане. Под прямым углом к нему развернуты боковые флигеля с четырехколонными портиками. Низкая ажурная ограда, установленная в 1793 году но проекту архитектора Ф. И. Волкова, отделяет парадный двор от улицы.

Творение Старова, прозванное современниками «пантеоном афинским», вызвало восхищение Г. Р. Державина. Поэт писал о дворце: «Наружность его не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно».

Исключительно интересна композиция интерьера, решенная Старовым с высоким профессиональным мастерством. Парадные залы развертываются в глубь здания, образуя короткую, но внушительную анфиладу. За восьмигранной купольной Ротондой следует великолепный Белоколонный зал (Большая галерея) с двумя рядами ионических колонн, расположенный поперек продольной оси анфилады. Раньше к этому залу примыкал просторный зимний сад, отделявшийся от него открытой двойной колоннадой, что создавало иллюзию бесконечности дворцовых покоев.

Расположенные в главном корпусе с западной и восточной сторон Ротонды парадные помещения (Картинный зал, Гобеленовая гостиная, Диванная, Китайский зал) частично сохранили первоначальную художественную отделку. В некоторых помещениях уцелели камины, фигурные печи, роспись стен и плафонов.

Одновременно с Таврическим дворцом был разбит позади него обширный сад, который, в соответствии с замыслом садовника В. Гульда, получил облик пейзажного парка. На его территории соорудили искусственные холмы, вырыли пруды и каналы, построили мосты. Для Гульда в 1793—1794 годах архитектор Ф. И. Волков возвел на западной окраине сада так называемый «Дом садового мастера», напоминающий классическую усадьбу в миниатюре.

Таврический дворец оказал на русское зодчество конца XVIII — начала XIX века огромное влияние. Не было губернии, где не появился бы помещичий дом, напоминавший старовский прототип. Фасады, украшенные белыми колоннами, стали одной из примет русского пейзажа прошлого столетия.

Как и многие другие здания Петербурга, Таврический дворец неоднократно переделывался внутри. Всего через восемь лет после постройки Павел 1 отдал его под казармы Конногвардейского полка. Из всех парадных помещений была вывезена утварь, разобраны паркеты, снята отделка. Однако уже в 1801 году дворец вновь стал одной из резиденций императоров. При восстановлении его архитектором Л. Руска интерьеры подверглись значительным изменениям. В 1819 году центральные залы дворца расписал в стиле классицизма живописец-декоратор Дж. Б. Скотти.

В 1906—1907 годах зимний сад Таврического дворца был перестроен в зал заседаний Государственной думы, вследствие чего открытая колоннада между садом и колонным залом заложена кирпичом. Тогда же к дворцу пристроили Министерский павильон.

После февральской революции 1917 года в здании Таврического дворца работало Временное правительство, заседал ВЦИК Советов, проходили собрания и совещания различных государственных и общественных организаций и учреждений, размещались учебные заведения.

Штаб-квартира МПА СНГ — Таврический дворец

Ныне в здании расположена штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ.

Несмотря на перестройки и уничтожение многих интерьеров в XIX и особенно в XX столетии, сохранившаяся отделка дворцовых помещений представляет большую художественную ценность. Классически строгий облик Таврического дворца, продуманное расположение здания ставят его в ряд выдающихся памятников архитектуры. Художественную выразительность силуэта ансамбля не смогла снизить даже бессистемная и разностильная застройка окружающих кварталов в последние десятилетия XX века.

Фотографии Таврический дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *