Города и Страны

Стрельна Константиновский Дворец Фото

Константиновский дворец

"Царь, как я слышал, даже сожалеет, что начал строить Стрельну-мызу, которая для того только и была задумана им, чтобы иметь много фонтанов и гротов," – писал в конце лета 1721 года Ф.Берхгольц

Это замечание камер-юнкера императорского двора относилось к затее Петра I построить парадный дворец-резиденцию, который превосходил бы своей красотой, богатством Версаль. (Сразу отметим, что на момент постройки этого дворца он и вправду именовался восьмым чудом света).

И хотя замыслы первого самодержца реализовались уже после его жизни и со значительными изменениями, Константиновский дворец в Стрельне сегодня – это все-таки государственная резиденция, которая именуется Государственным комплексом «Дворец конгрессов» и покоряет туристов своей красотой и гармонией.

Предыстория Стрельнинской резиденции

Выбор места для своего дворца Петр осуществлял как всегда самостоятельно. В 1709 году он облюбовал для своего «Версаля» местность в старейшем пригороде Петербурга – Стрельнинской Мызе (южное побережье Финского залива) как наиболее эффектной с точки зрения градостроительства территории.

Впервые в Стрельне приморское имение появляется в 1624 году, и владеет им шведский барон. Территорию тогда называют на немецкий манер – Стрална холф, потом это название трансформируется в Стрелен холф, а после Северной войны эти земли, отошедшие России, в дневнике Петра получают имя – Стрелина мыза.

Для работы над резиденцией (дворцы, парки, фонтаны) Петром были привлечены лучшие на тот период архитекторы – Растрелли и Ж-Б. Леблон. Оба представили свои проекты. Петр выбрал работу Леблона как наиболее смелую и дерзновенную.
Так и появился в Стрельне Константиновский дворец в стиле итальянского барокко. Впрочем, до получения им имени «Константиновский» должны были пройти годы.

Забавно, что французский творец Леблон «превзошёл» итальянца Растрелли-старшего как раз в итальянском барокко… (Хотя Растрелли еще доведется поучаствовать в создании стрельнинского шедевра – в числе его авторов окажется Растрелли –младший, Бартоломео).

Проект Леблона состоял из удивительного ансамбля дворца, грандиозного водного каскада, двух парков (верхний и нижний) и Замка Воды, расположенного на острове напротив.

Итак, осень 1716 – начало строительства под руководством Ж-Б. Леблона. Однако через три года архитектор внезапно умирает, и работы по обустройству царской усадьбы, на которых уже тогда были задействованы 4тыс. человек, поручают Н.Микетти, на этот раз итальянскому архитектору. В 1720 году закладывают Большой дворец по проекту уже Микетти, который привлёк Петра своим обещанием сотворить в Стрельне невиданную доселе красоту.

Сам дворец имеет два парадных входа – нарядных фасада – северного (с моря), южного (со стороны Петергофского шоссе).

Кто выиграл тендер на «Русский Версаль» — Петергоф против Стрельни?

Возведение парадного императорского ансамбля шло очень активно. Но вот уже через год самодержец «охладевает» к этой «стрельнинской» затее в пользу аналогичного проекта в Петергофе. Архитектор Микетти уезжает, а к строительству подключают уже российских мастеров М.Земцова и П.Еропкина.

С отъездом Николо Микетти связана ещё одна история. Говорят, что он отправился в Италию якобы покупать скульптурные украшения для нового дворца и, прихватив с собой все основные чертежи проекта, исчез насовсем.

Смерть императора Петра послужит причиной и длительной остановки работ по возведению стрельнинской резиденции в 1730 году. Дворец накрыт временной кровлей, а окна заколочены…

В чём же интрига императорского «забвения» этой усадьбы?

Историки пишут, что если французская резиденция в Версале возводилась как обитель «царя Земли», то «Русский Версаль» в Стрельне изначально задумывался как дворец морского царя. Император России на тот момент являлся царем четырех морей, и его желанием было увековечить именно эту свою власть. А какое же может быть морское величие без буйства водных стихий? Задумка Петра должна была воплотиться в великолепии не только дворцов и парков, но и «пирамид водяных» и «затей водных» разных форм.

Территория Стрелиной мызы, казалось бы, полностью соответствовала этим притязаниям – прекрасная возвышенность (для дворца), река (перед фасадом), перед рекой – небольшая роща, зеленые уступы гор, спускающиеся к заливу. Но! Петр возжелал, чтоб фонтанная феерия каскада работала без конца (день-ночь), а это уже требовало не только уникальных инженерных решений, но и существенных вложений.

Поскольку нижняя отметка цоколя Большого дворца находилась на 12.7-метровой отметке над нулевым ординаром, то такой каскад был бы невозможен без создания накопительного резервуара (для перепадов воды), который надлежало устроить на отметке 9-10 м выше уровня моря. Иного решения не было. А такое, в свою очередь, повлекло бы затопление рек Кикенки и Стрелки, что также было неприемлемо. Вложения же в гидротехнические сооружения для работы желанных водных феерий были бы огромны. Тем более, что для данного каприза царя уже имелась иная территория, где все составляющие такого проекта для круглосуточной подачи воды уже сошлись вместе. Это был Петергоф! Там и сам ландшафт был не менее эффектен и возможности водных сооружений более подходящий.

Но, как оказалось, логические доводы еще не решают все. А что делать с царской волей, пожелавшей именно Стрельну? И кто сможет решиться убедить царя в «неразумности» его выбора?

Историки не располагают точными документами, как и кто именно пошел на такое «безрассудство» — убедить Петра изменить решение, но склонны относить этот поступок к биографии Б.Х.Миниха. Известно, что Петр взял этого инженера с собой в Стрельну показать «объект» 23 марта 1721 года. С этого дня судьба Русского Версаля переместилась в Петергоф. Исследователи «подозревают», что Миних в ту поездку взял с собой инженерные бумаги российского гидротехника В.Туволкова, который в то время работал над «запасным» вариантом царской резиденции в Петергофе.

Поэтому «убеждение» Петра было аргументированным – с привлечением доказательств по промеру рек, топографической съемки, расчетов и сопоставлением этих данных с данными проекта Леблона, в котором француз предлагал наполнять нужные резервуары (4 шт) из местных рек с юга от дворца, при этом не учитывая дополнительные гидротехнические мероприятия (это было бы нереальным). Так, вероятно, следовало бы прокладывать и новое (изолированное!) русло Кикенки, и уводить его в акваторию залива, а для самой фонтанной системы использовать воды Стрелки. Причем, с учетом существенного укрепления ее берегов и постройкой плотины.

Вот тогда, скорее всего, и произнес Петр I слова сожаления об этой затее, которые мы вынесли в наш эпиграф…

«Отставная» Стрельня или Дворец «Константиновичей» и Президента

Итак, работы были остановлены. Через 20 лет достраивать Большой дворец поручают Б.Растрелли, но и тогда ансамбль не получает своего завершения.

Опять следует перерыв, уже на 40 лет. На рубеже веков Стрельня лишается статуса императорского владения и становится великокняжеской усадьбой. Павел I передает её старшему сыну Константину. А в 1802 году к доработке привлекается А.Воронихин. В 1803 году дворец горит, и его значительно перестраивают – как конструктивно (достроен бельведер, анфилада), так и декоративно (античные интерьеры). Следующую реконструкцию Константиновский дворец «переживет» уже в середине 19 века по решению нового великокняжеского владельца – еще одного Константина (Николаевича). После него усадьба достается Константину Константиновичу и Дмитрию Константиновичу.

Так складывается целая эпоха «Константиновичей» в судьбе дворца. Однако свое историческое название Константиновский дворец получит в честь сына императора Николая I – великого адмирала Константина Николаевича.

20 век чуть было не прервал историю существования этого дворца совсем. Началось с расстрела хозяина – Дмитрия Константиновича и утраты многих артефактов – книг, коллекций, документов и личных вещей. После октября 1917 года во дворце помещались:

А после войны, почти разрушившей Константиновский дворец, в его частично восстановленных корпусах располагают учебные кафедры и библиотеку. Период же неспокойных 90-х гг. превратил великокняжескую усадьбу в бесхозную недвижимость и довел почти до полной разрухи.

Канун третьего тысячелетия ознаменовался для Константиновского дворца новым рождением – территория стрельнинского ансамбля передается в Управление делами Президента и за три года полностью восстанавливается по историческим эскизам и чертежам. Вот тогда и исполняется идея Петра, не воплощенная полностью здесь ранее – мосты и фонтаны становятся настоящим украшением всего ансамбля.

Уникальные артефакты и достопримечательности Константиновского дворца

  • Интерьеры Голубого и Мраморного залов-гостиных (арх.Л.Руска)
  • Башенка бельведера, ставшая архитектурным акцентом Константиновского дворца и его эстетической завершенностью (арх.Л.Руска). Кстати, помещение этого бельведера стилизовано под каюту корабля, чего нет ни в одном музее столицы. Интерьер выполнен из черешневого дерева. Из бельведера на башню ведет винтовая лестница, башня эта – великолепная смотровая площадка на уровне 30 м над морем. Это было любимым местом первого владельца дворца – Константина Павловича.
  • Прекрасная водная панорама из трех больших каналов (трезубец Нептуна), воссозданные по проекту Леблона каменные мосты (20 штук). Причем, три из них разводные. А один из них – почти точная копия Благовещенского моста в столице
  • Коллекция семьи русских музыкантов – Ростроповича-Вишневской.

    Константиновский дворец (Дворец конгрессов)

    Собрание экспонатов было выкуплено на Сотбис А.Усмановым и подарено Константиновскому дворцу. В него входят картины, скульптуры, фарфор и прочие предметы искусства, которые музыканты собирали (30 лет), мечтая создать себе русский дом на чужбине.

  • Коллекция орловского фарфора. Интересно, что фарфор известен на Руси еще с петровских времен, но собственное производство долго не было налажено из-за отсутствия мастеров. Русскую технологию фарфора изобрел отечественный химик Виноградов, образцы его сервисов украшают дворец Стрельни. Причем, покрытие предметов таких сервисов действительно было «золотым», оно готовилось из монет царской казны!

Рекомендуем ознакомится: http://www.peterburg.biz

Каждый, кто проезжает по Петергофскому шоссе, невольно обращает внимание на величественное здание. Это Константиновский дворец, доминанта государственной резиденции «Дворец конгрессов». Современный комплекс, состоящий из дворца, двух парков и множества других зданий и сооружений, создан на основе ансамбля XVIII века, внесенного ЮНЕСКО в список памятников культуры мирового значения.

Идея создания дипломатического центра на южном побережье Финского залива принадлежит Петру I.

В соответствии с замыслом императора именно здесь, в Стрельне, должна была воплотиться в жизнь его мечта о парадной императорской резиденции. По проекту знаменитых европейских архитекторов Ж.-Б.А.Леблона и Н.Микетти в начале XVIII века здесь был разбит обширный регулярный парк с затейливыми партерами, боскетами, фонтанами, сетью поперечных и продольных каналов, которые органично сливались с водной гладью Финского залива. А на прибрежной природной террасе в стиле итальянского барокко был построен дворец.

В XIX веке дворцово-парковый ансамбль в Стрельне стал резиденцией великих князей Дома Романовых — цесаревича Константина Павловича, чьим именем декабристы выводили на Сенатскую площадь мятежные войска, и Константина Николаевича – генерал-адмирала русского флота.

Стрельнинский (Константиновский) дворец с террасами и гротом

Здесь жили «отец всех кадет» Константин Константинович — известный поэт Серебряного века «К.Р.», и королева Греции Ольга Константиновна, чьи потомки сегодня находятся на королевских тронах Испании и Англии. Последний владелец Стрельны, великий князь Дмитрий Константинович, был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости в 1919 году. Памятник архитектуры XVIII века серьезно пострадал в период Великой Отечественной войны, затем стал прибежищем курсантов Ленинградского Арктического училища, а в 1990-е годы едва не был утрачен для потомков.

* * *

В XXI веке Константиновский дворцово-парковый ансамбль, восстановленный под эгидой Управления делами Президента Российской Федерации, стал основой Государственного комплекса «Дворец конгрессов». Здесь проходят мероприятия высочайшего государственного уровня, такие как саммит «Большой восьмерки», саммит «Россия – Евросоюз», двусторонние встречи глав государств, международные конференции и симпозиумы представителей крупного бизнеса, парламентариев и экономистов разных стран. «Дворец конгрессов» является единственным представителем России в международной ассоциации «Исторические конференц-центры Европы» (НCCE). Согласно указанию Президента Российской Федерации, одним из условий деятельности «Дворца Конгрессов» является его доступность для посещения: это не только государственная резиденция, но и музейный, культурный и деловой центр.

Во «Дворце конгрессов» проводятся обзорные и тематические экскурсии, во время которых гостям предоставляется возможность увидеть парадные залы и представительские апартаменты дворца, восхититься шедеврами русских мастеров художественного и декоративно-прикладного искусства. В выставочных залах Константиновского дворца экспонируется известная коллекция, созданная великими русскими музыкантами М. Ростроповичем и Г.Вишневской, переданная на постоянное хранение во «Дворец конгрессов». В залах дворца постоянно проходят художественные выставки в рамках проекта «Россия в произведениях современных художников», концерты классической музыки, литературные вечера.

Посетители Константиновского дворца могут продегустировать элитные вина в его знаменитых винных погребах. Из центра Санкт-Петербурга, от Аничкова моста, в Стрельну, отправляются собственные экскурсионные автобусы. В летний период проводятся экскурсии по паркам, пешеходные и на электромобилях, с посещением Павильона Переговоров. Билеты на экскурсии и концерты можно приобрести на месте, а также в театральных кассах города.

Неотъемлемой частью Государственного комплекса «Дворец конгрессов» является и гостиничный комплекс VIP-уровня, включающий в себя отель «Балтийская Звезда», выполненный в стиле старинной русской усадьбы, и коттеджный поселок «Консульская деревня», состоящий из 20 мини-дворцов, каждый из которых представляет один из городов России. В западной части комплекса, на берегу Финского залива, находится Пресс-центр, оснащенный всеми средствами связи, вертодром, способный принять до четырех бортов одновременно, и 800-метровый причал, оборудованный для стоянки судов и яхт. Гостей, прибывающих во «Дворец конгрессов» водным путем, встречает скульптурная композиция Михаила Шемякина «Царская прогулка».

ВЕРСАЛЬСКИЕ МОТИВЫ В СТРЕЛЬНЕ

В середине XVIII века для удовлетворения потребностей царского двора в Стрельне работало большое хозяйство: огороды и сады, оранжереи и теплицы, пасеки и рыбные пруды — Карпиев, Карасиев, Форелиев. В 1777 году сад пострадал от самого страшного в истории Санкт-Петербурга наводнения. Облик ансамбля окончательно сформировался во второй половине XIX века, когда Стрельнинское садовое хозяйство считалось одним из лучших садоводств Российской империи и даже могло претендовать на видное место среди европейских садоводств. Согласно описи, в стрельнинских оранжереях выращивались орхидеи, камелии, лилии, розы, бегонии, папоротники… Летом дворец утопал в цветах и был уставлен сотнями кадок, в которых росли лимоны, мандарины и пальмы. Была организована Стрельнинская дворцовая школа садоводства, которая готовила кадры квалифицированных садоводов для всех северо-западных губерний России. Здесь изучались: садоводство, огородничество, пчеловодство, травосеяние, лесоразведение, цветоводство, грибное дело и другие науки. За время существования школы садоводства в Стрельне были реконструированы старые и построены новые оранжереи и парники, устроен арборетум (дендрарий) для экзотических растений, «шампиньонные простенки», возрождена пасека. Овощи и фрукты, выращенные воспитанниками Школы, отправлялись в собственный магазин на Офицерской улице в Петербурге. Школа, выращивавшая около тысячи видов растений, всегда участвовала в традиционных выставках садоводства в Петербурге.

В эпоху войн и революций отношение к парку было варварским, но он все еще сохранял свое очарование. Реставрацией занялись только в 1980-е годы, и тогда зеленый массив был почти полностью вырублен: архитекторы пошли по пути радикальной замены. На месте снесенных деревьев высадили молодые липы. В 1990-х годах дворцово-парковый ансамбль был включен ЮНЕСКО в список памятников мирового значения в основном благодаря Нижнему парку – одному из первых регулярных парков России, чья общая композиция оставалась неизменной в течение трехвековой истории.

В ходе современной реконструкции дворцово-паркового ансамбля Нижнему парку была возвращена структура классического французского – или регулярного – парка, в основе композиции которого лежит принцип подчинения природы человеку. Строгие прямые линии аллей и каналов, подстриженные по ранжиру деревья и кустарники, иллюзия перспективы. Как и раньше, основной древесной культурой Стрельнинского парка стала липа: было высажено около 30 тысяч взрослых лип, каштанов, кленов. Каждый год в парках Константиновского ансамбля расцветают тысячи цветов: розы, тюльпаны, ирисы, виолы, петунии… На террасах вновь появились ели, подстриженные пирамидами. В барочную структуру парка хорошо вписались фонтаны – «Придворцовые» и «Цветочные». Выкованные искусными мастерами розы, лилии, гладиолусы, ландыши несут свежесть и прохладу настоящим цветам и деревьям. Среди зелени белеют фигуры античных богов – парк украшен скульптурой, традиционной для исторических парков Петербурга и его окрестностей. На острове, замыкающем Центральный канал, появился Павильон Переговоров, напоминающий об идее Ж.-Б. Леблона «Замок вод». Со смотровой площадки Павильона открываются великолепные виды на Финский залив и дворец. С наступлением темноты сады и парки Константиновского дворца загораются тысячами огней. Подсветка дворца и других зданий, отражение огней в водах залива дают ощущение безграничного пространства.

АФИША СОБЫТИЙ ДВОРЦА КОНГРЕССОВ

Управление делами Президента Российской Федерации
ФГУ Государственный комплекс
«Дворец конгрессов»

Адрес: Санкт-Петербург, Стрельна, Березовая аллея, 3
Проезд: от ст.м. "Автово" маршр.: 300, 424, 424-А
Тел.: (812) 438 53 60, 438 53 13
факс: (812) 438 58 84
Экскурсии проводятся ежедневно с 10.00. — 18.00 (кроме среды)
www.konstantinpalace.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *