Города и Страны

Спасо Преображенский Собор Чернигов

Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Старейший сохранившийся датированный памятник зодчества Киевской Руси. Спасо-Преображенский собор в Чернигове принадлежит к уникальным памятникам византийско-киевской школы зодчества первой половины ХІ в. Он сыграл значительную роль в формировании строительных норм в храмовом строительстве домонгольской Руси и Украины. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны.

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о полку Игореве»,  св. блг. князя Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

История

Заложен около 1030-34 черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести Временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св.Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом города и Чернигово-Северского княжества.Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: по решению гетмана Кирилла Разумовского храм подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Внешний вид

На протяжении веков он неоднократно перестраивался.В XVIII-XIX вв., в частности, были надстроены две башни, после чего собор приобрёл нынешний вид.В плане собор представляет собой большой (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами.Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной  кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами,  в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Интерьер

В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви. Рапорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

Одним из древнейших храмов времен Киевской Руси, наряду с Софийским собором, является черниговский Спасо-Преображенский собор. Этой святыне – почти тысяча лет! Уникальная памятка – кандидат на внесение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Свою историю Спасский собор ведет с 1031 года – тогда его основатель черниговский князь Мстислав Храбрый, сын Владимира Великого, начал строительство святыни в центре местного Детинца. Достраивался собор уже при брате Мстислава Ярославе Мудром (а затем и его сыне Святославе): князь неожиданно «заболел и умер», а Ярославу отошли его владения – Черниговское княжество.

Согласно летописям, похоронили Мстислава (1036 год) в недостроенной церкви святого Спаса, стены которой были высотой «сколько можно достать рукой сидя на коне», то есть примерно 3-4 метра.

Строили храм тмутаранские мастера, потому его планировка значительно отличалась от других церквей Киевской Руси. Это была самая величественная святыня на Чернигово-Северских землях, по красоте и убранству соперничающая со знаменитыми киевскими церквями. В течение девяти веков Спасский собор был кафедральным собором Черниговской епархии.

Храм являлся княжеской усыпальницей, есть мнение, что здесь был похоронен и князь Игорь, герой «Слова о полку Игореве». Также в соборе хранились мощи святых. По легенде, в крипте святыни расположены огромные погребальные склепы.

Естественно, что за всю свою историю храм не раз подвергался реконструкции.

Спасо-Преображенский собор Чернигова

Впервые он сильно пострадал от монголо-татарского нашествия в 1239 году. Еще одной серьезной «передрягой» для святыни оказался великий черниговский пожар 1750 года.

В конце XVIII века на соборе надстроили две высокие лестничные башни, которые служили солнечными часами, а в конце XIX — позолотили верхушки его куполов, так храм постепенно приобретал современный вид.

В 1926 году собор был закрыт – но это уже страничка советской истории. Как и повсеместно в таких «заведениях», здесь расположилась сначала организация с мудреным названием «Главросмасложирсбыт», затем в 1937 году храм отдали местному историческому музею. Богослужения возобновлялись в период с 1942 (фашистская оккупация) по 1961 годы, затем храм вновь вернули музею.

Ныне Спасский собор является частью Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» и одновременно действующим храмом УПЦ Московского патриархата.

Что посмотреть

Спасо-Преображенский собор представляет собой микс из византийской архитектурной традиции и элементов романских базилик.

В плане это трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Длина собора – 35 метров, ширина – 22,4, высота – 30 метров, толщина стен – 1,4 метра.

Фасады украшены орнаментальными узорами, выложенными из кирпича. К сожалению, интерьер практически весь восстановлен, сохранились остатки мраморных полов и колонн. Единственную фреску XI века, изображающую святую Феклу, в 1923 году обнаружили под толстым слоем штукатурки. Фреску передали в местный музей, где она сгорела вместе с другими экспонатами во время Второй мировой войны. Однако осталась ее удачная копия, сейчас она хранится в заповеднике «София Киевская».

Роспись храма – работа художника Я. Юринова (1818 год), иконостас – проект архитектора И. Яснигина, изготовлен С. Волощенком и С. Белопольским (1795-1798 годы).

* Лечение в Крыму предлагает удобная система бронирования путевок для оздоровления и отдыха от Putevka.com

Поиск Лекций

Спасский Собор в Чернигове

Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. XI в. Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира – Мстиславом и Ярославом. Раньше началось строительство в стольном городе Мстислава – Чернигове, где был заложен Спасский собор. Впервые город упоминается в “Повести временных лет” под 907 г., когда киевский князь Олег в результате успешного похода на Византию обязал греков “даяти уклады на руския грады: первое на Киевъ, та же на Чернигов, на Переаславь, на Полтескъ, на Ростов, на Любечь и на прочая грады: по тем бо городомъ седяху велиции князи под Олгом сущее”. Статья Лаврентьевского летописного списка под 1036 г. (Ипатьевского – под 1034) сообщает о смерти черниговского князя Мстислава Владимировича и о погребении его в Спасском соборе, когда стены храма были выведены несколько выше всадника, стоящего на лошади с поднятой рукой. Так это летописное сообщение воспринималось всегда и всеми, но вот парадокс, замеченный М.Алешковским: недостроенный храм невозможно освятить, как невозможно положить тело христианского князя в неосвященную землю3. Значит в 1036 (или в 1034) г. собор уже был завершен, что и следует из внимательного прочтения летописного текста: “В год 6544 (1036) Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви Святого Спаса, которую сам заложил; были ведь при нем выведены стены ее на высоту, сколько можно, стоя на коне, достать рукою ” . Был ли собор достроен тогда же или после смерти Мстислава в строительстве наступил перерыв, неизвестно.

Спасский собор в Чернигове сохранился до наших дней почти полностью (прил.№6). В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т.е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников византийской архитектуры. В нижней части собора на северном и южном фасадах частый ритм наружных членений не совпадает с ритмом членений второго яруса. Удлиненность здания, а также наличие внутренних аркад в северной и южной сторонах подкупольного пространства напоминают купольную базилику, хотя завершающие части здания имеют четкую крестовокупольную схему сводов. Ощущение продольной вытянутости в интерьере еще подкрепляется наличием хор на деревянных балках, идущих вдоль всего здания над его северным и южным нефами. Собор увенчен пятью главами. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) была пристроена двухэтажная крещальня. Таким образом, общая композиция Спасского собора имела пирамидальный характер. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания.

Возможно, что архитектура Черниговского собора использует планировку десятинной церкви видимо потому, что строителями собора были византийские мастера.

Заключение

В результате изучения научной литературы можно прийти к выводу, что в архитектуре первых каменных соборов Древней Руси отразились следующие византийские традиции:

1. Архитектурный стиль Византии отличался рядом разнообразных, но в то же время, своеобразных особенностей. Этот стиль существенно отличался от других:

a. типом храма – укороченной базиликой, увенчанной куполом или повернутым на Восток алтарем.

b. определенной формой, сильно напоминающей примитивный корабль в форме простого четырехугольника с небольшим выступом у входа и закруглением на противолежащей стороне.

c. простой и незамысловатой планировкой, представляющей из себя квадратное здание, которое делилось рядом столбов на нефы, идущие от входа к алтарю.

d. особым смыслом внешних и внутренних росписей храма

e. значительное внимание во внутреннем убранстве храма уделялось свету и цвету.

f. особенностями крестово-купольной системы

2. В связи с огромным влиянием Византии на Русь, эти архитектурные традиции были воплощены при строительстве храмов на Руси.

a. самым первым известным архитектурным памятником в Древней Руси является Десятинная церковь, вобравшая в себя почти все особенности византийского архитектурного стиля. Этот памятник представляет собой шестистопный вариант крестово-купольного храма. Здание было возведено из кирпичей византийского типа. На стенах присутствуют византийские росписи.

b. еще одним памятником, в котором в значительной степени отразились византийские традиции, является Спасский собор в Чернигове. По планировке он схож с Десятинной церковью, но обладает дополнительным членением, что очень характерно для византийской архитектуры. Подкупольное пространство напоминает купольную базилику. На стенах также присутствуют византийские росписи.

Таким образом, подводя общий итог, можно сказать, что византийское влияние на Древнюю Русь и, в частности, на древнерусскую архитектуру было очень высоко. Во многом это объясняется тем, что Византия в то время была главным союзником и торговым партнером Руси. Русь приняла христианство по византийскому образцу и, в последствии, византийское влияние очень сильно сказывалось на других сферах жизни русского общества.

Из всех архитектурных византийских традиций в архитектуре Древней Руси отразились следующие: тип храма – купольная базилика, форма храма – примитивный корабль, расположение алтаря в восточной части и обращение его на Восток, украшение стен символическими росписями.

Список источников и литературы.

1. Ипатьевский летописный список 1034г. Полное собрание русских летописей (ч. 2, с. 4–148), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц

2. Лаврентьевский летописный список 1036г. Полное собрание русских летописей (ч. 2, с. 4–148), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц

3. Лаврентьевская летопись 1377 г. Полное собрание русских летописей (ч. 2, с. 4–148), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц

Литература:

1. Бусева-Давыдова И.Л. Каменное зодчество Древней Руси./ Вступит. ст. В.Д. Черного.- М.: Дет. лит., 1989.-144с.

2. Белоконь И.А. Память и красота: историко-культурные очерки.-М.: Современник, 1987.-302с. Греков Б.Д. Культура Киевской Руси.- М.-Л.: изд-во АН СССР, 1944.-76с.

3. Голицын С.М. Сказания о белых камнях.- 2 изд. доп. и перераб.- М.: Мол. гвардия, 1980.-254с.

4. Ильин М.А. О русской архитектуре.- М.: изд-во Мол. гвардия, 1987.-351с.

5. Воронин Н.В. Архитектура Киева, Москва, 1998 – 450с.

6. Каргер М. Древняя Русь. – Ленинград, «Аврора», 1990 – 560с.

7. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в.. — М.: Наука, 1987 — 245с.

8. Любимов Л. П. Искусство Древней Руси — Москва: ‘Просвещение’, 1974 — с.336.

9. Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII века-М.: АСТ-ЛТД, 1998.- 576 с.

10. Пилявский В.И. История русской архитектуры Стройиздат, 1984 – 512с.

11. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. — Л., 1986 — 250с.

12. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. — М.: ВЛАДОС, 1995 – 450с.

13. Рябцев Ю.С. Вопросы формирования русской народности и нации — Изд-во АН СССР, М-Л., 1997 – 235с.

14. Тарасюк Е.Н. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. Л., 1986 — 250с.

Приложение

Прил. №1 Крестово-купольная композиция византийского храма

Прил.№2 Внутренняя планировка византийского храма

Прил.№3 Росписи византийского храма

Прил.№4 Собор Святой Софии Константинопольской

Прил.№4 Внутреннее убранство собора Софии Константинопольской

Прил.№5 Десятинная церковь в Киеве

Прил.№6 Спасский Собор в Чернигове

По Лаврентьевской летописи 1377 г.: ист.-лит. очерк (ч. 2, с. 125), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц.

Там же.

А.И. Комеч Древнерусское зодчество конца X-начала XII веков, с.45

По Лаврентьевской летописи 1377 г.: ист.-лит. очерк (ч. 2, с. 120), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц

Там же, с.95

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *