Города и Страны

Спасо Преображенский Монастырь Ярославль

Далее:Спасо-Преображенский собор. Вверх:Список ссылок Назад:Собинов Л.В.

Спасо-Преображенский монастырь.

Этот монастырь видел очень много. Он был заложен в начале XIII века ростовским князем Константином Мудрым, о чем имеется запись в Лаврентьевской летописи:

"Христолюбивый князь великий Констянтин, сын Всеволож, заложи церковь каменну и монастырь святого Спаса Преображения на Ярославли"

Разумеется, от тех времен в монастыре не сохранилось ничего, время и свирепые пожары стерли с лица земли все постройки до XVI века. Но влияние монастыря на экономическую и политическую жизнь этих краев всегда было огромным. Монастырь владел обширными землями и тысячами крепостных крестьян, настоятели монастыря были духовными наставниками ярославских князей, которых и погребали в монастырской усыпальнице.

В Спасо-Преображенском монастыре хранились бесценные книжные сокровища. Именно отсюда некий комиссионер обер-прокурора Святейшего Синода графа А.И. Мусина-Пушкина вывез сборник "Хронограф" XVI века с единственным уцелевшим до XIX века списком "Слова о полку Игореве". Комиссионер купил список, вместе с несколькими другими рукописями, у архимандрита монастыря Иоиля Быковского, сильно нуждавшегося тогда в деньгах. Предположительно манускрипт относился к XVI веку. Мы никогда не узнаем этого точно, потому что в пожар 1812 года в Москве рукопись сгорела…

Толпы народа стекались в монастырь на церковные службы и особенно — на крестный ход. Сюда шли и шли паломники со всей России, особенно после того, как в XVIIвеке здесь открылись мощи князя Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. В середине XVI века все трое были причислены к общерусскому почитанию. Для Ярославля этот факт имел особое значение: у мощей святых князей исцелилась от тяжелой болезни первая жена Ивана Грозного, и в ознаменование этого события царь объявил их покровителями московского царского дома. По этой причине монастырь получал многочисленные привилегии и дары. По указу Ивана монастырские земли были включены в опричнину, а сам монастырь объявлен "опричным государевым богомольцем".

В Смутное время монастырь осаждали войска "Тушинского вора" — Лжедмитрия II, состоявшие из польских интервентов и примкнувших к ним русским "лихим людям". Ярославль был взят и разграблен, но крепость взять враги не смогли: несколько недель деревянный кремль на Стрелке и монастырь не сдавались врагу, пока не дождались помощи войск Василия Шуйского. Ярославцы то признавали власть поляков, то отвергали ее, то откупались от захватчиков, то восставали. Так что недаром это время называлось Смутным См. — история Казанского монастыря Посмотрите, каким красивым слогом и в то же время бесхитростно изложена осада монастыря и вся драматическая история захвата Ярославля поляками и изменниками в письме защитников монастыря в Сольвычегодск:

"В нынешнем 117 году Апреля в 30 день пришли под Ярославль воры, литовские люди и казаки, и черкасы, и татарове, и государевы изменники русских городов многие люди, и …мы, с дворяны и и с детьми боярскими и со всякими ратными людьми вышли за острог и с воры бились во весь день до самые ночи, и приступы у воров к большому острогу были многие и крепкие, и того дни острог большой от воров Бог миловал. И Мая против первого числа, в пятом часу ночи, воры пришли к большому острогу со всеми людьми, великими приступы с щиты и с огнем, с смолеными бочками, с приметом и с огненными стрелами, и мы с воры у приступов бились до полудни, и на вылазку выходили. и Божиею милостию и Пречистыя Богородицы помощию, и великих чудотворцев молитвами, воров с острогу и на вылазках многих побили и живых поимали, и щиты и приметы и знамяна и прапоры многие у них взяли и от острогу всех отбили".

Положение осажденных было нелегким, но они держались, хотя и просили о помощи:

"…У нас с воры драка живет ежечас и ратные люди добре надобны, да и зелью расход велик". "Зелье" — это порох.

Скорее всего, именно в Спасо-Преображенском монастыре после захвата Москвы поляками, "сидел" "Совет всея земли" — временное русское правительство, здесь даже чеканили собственную монету. Казна пряталась в особых подземных тайниках "мешках", которые и сегодня волнуют искателей кладов См. Клады в Ярославле. "Совет" собирался даже избрать государя, но совершилось сие уже в освобожденной Москве.

В течение четырех месяцев ополчение под руководством "посадского человека" мясника Минина и потомка Рюриковичей князя Пожарского бывают же в истории такие союзы! "стояло" и формировалось в самом монастыре и вокруг См. Ополчение Минина и Пожарского в Ярославле. Сюда стекались ополченцы из других княжеств. Перед самым выходом ополчения из Ярославля был раскрыт злодейский заговор казаков против князя Пожарского, едва не стоивший ему жизни См. Покушение на кн. Пожарского. Огромное стечение народа привело к довольно естественному событию — моровой язве, поразившей множество ярославцев.

В Спасо-Преображенском монастыре 1613 году некоторое время прожил молодой царь, первый из династии Романовых — Михаил, прежде чем отправиться в отвоеванную Москву См. Михаил Романов в Ярославле. .Так что монастырь снова, как и во времена Ивана Грозного, оказал услугу царскому дому и снова получил за это дары и привилегии. К концу XVII века по своему богатству и могуществу Спасо-Преображенский монастырь стоял третьим после Троице-Сергиевой лавры и Кирилло-Белозерского монастыря.

Здесь в монастыре отпевали знаменитого патриарха Никона См. Патриарх Никон. Наконец, в монастыре погребали самых именитых князей и бояр.

Есть сведения, что именно здесь были первоначально погребены князь Федор Черный с сыновьями, князь Василий Давидович, последний владетельный ярославский князь Александр Федорович "Брюхатый", известный архимандрит этого монастыря Прохор. Где теперь их погребения, не знает никто.

В монастыре была и своя тюрьма — "поруб", подземное сооружение для государственных преступников, особенно популярное для времен Ивана Грозного. В советскую эпоху какое-то время такой тюрьмой служил весь монастырь: для врагов советской власти средневековое узилище явно было мало…

Волновал умы он и в прошлые века, рождая самые невероятные легенды. Некоторые из них сегодня нельзя вспомнить без улыбки — вроде того, что огромные камни, лежащие воснованиях стен монастыря — это ядра не то татарские, не то польские.

Есть легенды про некие подземные ходы из монастыря под Которослью и аж до Туговой горы: вырыть такой ход могли бы, пожалуй, только строители современного метрополитена.

Впрочем, последние исследования подтвердили, что нет дыма без огня: реставраторы обнаружили несколько метров подземного хода от Богородицкой башни в сторону Московского проспекта. Что это был за ход, куда вел, как далеко тянулся — теперь, наверно, уже и не узнаешь.

Рассказывают легенду и про ярославских князей, которые якобы стояли на стенах монастыря и молились за воинов, сражавшихся с татарами на Туговой горе; пока князья воздевали руки к небу, верх одерживали русские, но когда у них руки устали и бессильно пали вниз, победили татары. Русские, говорит легенда, бросились бежать по подземному ходу, конечно! до стен монастыря, спрятались там, а татары, добежав до Водяных ворот, остановились, потому что ворота перед ними наглухо закрылись, и с тех пор больше никогда не открывались…

Надо ли говорить, что все здесь — сплошная выдумка. Сам сюжет с поднятыми руками просто заимствован из Библии, татары к нынешнему монастырю не имеют никакого отношения, разве что служебные Водяные ворота и в самом деле были надолго заперты, что, вероятно, и породило эту часть легенды.

В монастырь можно войти со стороны Богоявленской площади, а можно с главного входа на Которосльной набережной, через Святые ворота. Это одно из самых интересных мест древнего Ярославля, пропустить его нельзя никак. На его территории — самый старый "житель" Ярославля — Спасо-Преображенский собор, храм Ярославских чудотворцев, Крестовская церковь, звонница, Настоятельские покои, Трапезная палата, монастырские кельи, монастырская ризница и библиотека.

Ярославцы нередко называют весь этот комплекс кремлем — не без некоторого основания; во всяком случае, так его стали называть еще с конца XVIII века. Однако здесь уместно отметить, что с конца XVIII века монастырь свое существование прекратил и был превращен в Архиерейский Дом, резиденцию главы Ростово-Ярославской епархии. Дело в том, что к тому времени Ярославль, а не Ростов, где обосновались наши митрополиты, стал центром епархии. Митрополиты переехали из Ростовского кремля в Ярославский. Места здесь было, пожалуй, поменьше, но зато — столица!

Но прежде чем войти внутрь монастыря-музея, хорошенько рассмотрите две его главные башни со стороны площади Богоявления. Они прекрасно реставрированы и выглядят сейчас очень импозантно.

Проходим через главные ворота. Вот мы поднялись по ступеням и оказались на территории монастыря. Направо — громада монастырской звонницы. Очень странный вид представляет она в настоящее время. Дело в том, что в основе ее лежит звонница XVI века — массивное, крепостного вида сооружение, в котором была устроена церковь. В нее можно войти и сейчас. Но впоследствии проем для колоколов перестроили в ложноготическом стиле — это видно по завершению проемов. Уже это никак не вязалось с нижней строгой частью здания. А уж когда в XIX веке на вершине звонницы появилась этакая веселенькая ротонда в виде беседки или паркового павильона, все сооружение стало выглядеть несколько гротескно.

Впрочем, многим нравится…

Реставрационные работы, проведенные в связи с подготовкой к тысячелетию Ярославля, выявили многие переделки, которым подверглась звонница. В частности, обнаружился заложенный кирпичом большой конный проезд. Обнаружились следы прежних окон и дверей.

В нижнем ярусе звонницы был устроен храм с длинным названием Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В храме находилась фреска Печерской Богоматери. В первой трети XIX века у этой фрески стали происходить чудеса исцеления от недугов, редкий случай, когда чудотворной стала не икона, а настенное изображение. В результате весь храм был переосвящен и стал храмом во имя Чудотворной иконы Печерской Божией Матери.

При советской власти фреска была сбита со стены, еще одна ярославская святыня прекратила существование.

На колокольню можно взобраться по узенькой винтовой лестнице. С верхней площадки открывается великолепный вид на центральную часть Ярославля.

Из книги Е.А. Анкудиновой и Т.А. Рутман "Утраченные святыни Ярославля":

"Сейчас уже никто не знает, что одни из самых больших колоколов Ярославля был колокол звонницы Спасского монастыря, отлитый в конце XVII века в самом монастыре москвичом Фролом Терентьевым — мастером знаменитого на весь мир ростовского колокола-гиганта Сысоя, а на Успенской звоннице звонил колокол Константина Слизова — автора Большого Успенского колокола Московского Кремля"…

Через узенький проход слева — церковь Ярославских чудотворцев. Она построена в XIX веке на месте храма Входа в Иерусалим в традиционных формах провинциального классицизма и малоинтересна в архитектурном смысле. Зато в ней сейчас устроен прекрасный концертный зал, в котором нередко можно послушать хоровое пение — главным образом, конечно, церковную музыку.

Эта церковь пристроена к самому замечательному зданию монастыря, да и всего Ярославля — Спасо-Преображенскому собору XVI века. Он дошел до нас сильно перестроенным, утратившем две из трех глав, но сейчас он восстановлен в более или менее первоначальном виде См. Спасо-Преображенский собор.

Теперь давайте рассмотрим комплекс из трех слитых вместе зданий, Настоятельских покоев, трапезной и Крестовой церкви.

Начнем с расположенной напротив церкви Ярославских чудотворцев Крестовой церкви, она же — церковь Рождества. Она недаром пристроена к монастырской трапезной, потому что была обязательной составной частью этой монастырской столовой: перед едой, во время ее и после в трапезной церкви читались молитвы. Во время обстрела монастыря в 1918 году церковь была сильно повреждена, потом восстановлена — но без главы, которой до сих пор у нее так и нет. Время ее постройки — XVI век с перестройками XVII-го.

Обратите внимание на то, как глубоко церковь "ушла в землю". Разумеется, никуда она на самом деле не ушла, а просто после ее постройки вокруг нее — как и вокруг всех других древних построек монастыря — нарос так называемый "культурный слой", который у самого основания здания сейчас снят. Правильнее было бы назвать этот слой "некультурным", потому что он образовывался столетиями за счет растущей вокруг травы и всякого мусора, который не убирался, а утаптывался ногами наших предков, а они ведь порой бросали, роняли на землю и теряли монетки, обломки глиняной посуды, старую обувь и прочее: кто же знал, что впоследствии археологи будут все это бережно выкапывать, очищать, сортировать и помещать под стекло в музеях! По этим остаткам мы теперь можем судить о материальной и даже духовной культуре предшествующих веков — вот откуда и название слоя "культурный".

К Крестовой церкви, как уже было сказано, примыкает здание керамиста-реставратора Алексея Алексеевича Егорова В том виде, в каком мы ее сейчас видим, она напоминает неприступную крепость с высоко расположенными маленькими окнами. Ее суровый вид говорит о том, что построена она в XVI веке. Но назначение ее — вполне мирское. В нижнем ее этаже располагались кухня — "поварня" и кладовые. Почему окна устроены не на одном уровне, не совсем понятно, но выглядит все это очень впечатляюще. Взгляните на то, как выразительно оформлены эти маленькие окошечки: наличников на этот раз нет, но стена уходит вглубь несколькими полукруглыми уступами.

Обратите внимание: строители здесь не пользовались фигурным, резным кирпичом, но зато мастерски использовали кирпич обыкновенный, выкладывая его то так, то эдак, то плашмя, то на ребро. Получается прекрасный орнамент.

По углам и посередине гладкую стену прорезают так называемые "лопатки" — кирпичные выступы, напоминающие современные пилястры — нечто вроде имитации колонн.

Возможно, что лопатки имитировали выступы бревен на деревянных зданиях той поры: но только в деревянных постройках они были неизбежны по, так сказать, техническим соображениям, а здесь служили украшением, разбивали монотонную гладь стен, да и просто были более привычны во времена, когда вокруг стояли только деревянные здания.

Трапезная палата заслуживает внимания еще по одной причине. По тому времени это было исключительно комфортное помещение. Поварня и, стало быть, очаг были расположены на первом этаже, но тепло от очага зря не пропадало, оно шло на второй, жилой этаж через особые отдушины. Еду тоже не носили с одного этажа на другой, а подавали наверх через специальные люки. Сама трапезная была разрисована фресками. Словом, это был зал, в котором было не стыдно принимать и коронованных особ.

В перекрытиях Трапезной палаты был найден клад серебряной церковной утвари, датированный началом ХХ века.

Замыкает весь этот ряд здание Настоятельских покоев — скорее всего, XVII века. Это настоящий дворец с пышно оформленными окнами. Когда-то в верхний, парадный этаж вело богатое крыльцо, вместо которого сейчас устроено деревянное, много проще. Нижний этаж был занят хозяйственными службами, а верхний представлял собой дворцовые покои. В них неоднократно останавливались приезжавшие в Ярославль русские монархи.

Никак нельзя пройти мимо монастырских келий. Значительная часть этих келий перестроена и большого архитектурного интереса не представляет. Впрочем, и сохранившаяся старая их часть тоже перестраивалась и сейчас относится к нескольким векам, но это — очень нарядная двухэтажная постройка. Обратите внимание на сохранившиеся крыльца — в свое время они шли по всему фасаду и вели сразу в четыре кельи каждое.

Осталось упомянуть об отдельно стоящей ризнице довольно непритязательных форм, в которой, однако, в настоящее время расположена богатейшая библиотека древних рукописей. Знакомиться с ними в Ярославль приезжают ученые со всех концов нашей страны и из-за рубежа.

Спасо-Преображенский монастырь. Город Ярославль. Фото.

Но мы еще ничего не сказали о том, что вся территория Спасо-Преображенского монастыря в настоящее время отдана Ярославскому историко-архитектурному музею-заповеднику, владельцу несметных сокровищ, гордости русского искусства и культуры См. Ярославские музеи.

Об этом музее можно рассказывать очень долго. Лучше всего самим войти о не спеша осмотреть хранящиеся там шедевры.

Башни Спасо-Преображенского монастыря. Когда-то башен на монастырских стенах было шесть. Постепенно, когда становилось ясно, что в таких мощных укреплениях нужды больше нет, ветшавшие башни сносились. Со стороны реки были снесены и мощные древние стены. Вместо них была поставлена невыразительная стенка и две башенки в стиле XVIII века, совершенно непропорциональные стенам.

Так что, как видим, древние сооружения портили и сносили и века назад. Существенная разница была, однако, в том, что в прежние времена никто не относился к тем же крепостям, замкам, монастырям, дворцам как к памятникам архитектуры, заслуживающим сохранения по эстетическим соображениям. В них видели прежде всего практический смысл. Иными словами, уничтожая красивое сооружение, люди не ведали, что творили. А мы ведаем. Как говорится, почувствуйте разницу…

Во время недавних реставрационных работ, откапывая монастырские стены со стороны Которосли, была обнаружена булыжная мостовая XVII века. Вполне возможно, именно по ней ступали воины ополчения Минина и Пожарского…

Рассмотрим внимательно сохранившиеся старинные башни. Первой пусть будет Угличская, та, что слева от нас, если мы стоим на площади лицом к монастырю. Это настоящая крепостная башня, выстроенная по всем правилам фортификационного искусства.

Сейчас она закрыта, но в свое время через нее можно было пройти в монастырь. Обратите внимание на несколько ярусов боя — отверстий, через которые на врага направлялись орудия, лился кипяток и горячая смола. Верхний бой — мушкетный, средний назывался варницей, так что его назначение понятно, нижний был, конечно же, пушечным. Башня впечатляет и с чисто художественной стороны: взгляните, как изящно ярусами подымается вверх и упирается в башню крыша галереи, которая идет по всей стене монастыря.

Ничуть не хуже и вторая, Богородицкая башня, та, что справа от нас. Правда, она глухая, без ворот, но очень внушительно смотрится хотя бы уже потому, что расположена прямо на въезде в древнюю часть Ярославля.

У самой башни находилась стоянка гужевых извозчиков.

В другом месте этой книги уже рассказывалось о недавно открытом подземном ходе от этой башни в сторону Московского проспекта. Башней, очень сложной проблемой укреплением ее фундамента занимается коллектив во главе с заместителем директора музея С.Е. Блажевская. Задачи, стоящие перед ней, невероятно трудные уже хотя бы по тому, что работать приходится в непосредственной близости от главной ярославской магистрали — Московского проспекта.

Когда будете внутри монастыря, взгляните на боевую галерею — крытый отступ на стенах, где стояли защитники крепости. Если хотите, заберитесь на этот отступ и вообразите себя воином с мушкетом в руках.

Обе башни дошли до двадцатого века в полуразрушенном состоянии и были тщательно восстановлены в двадцатые годы нашими реставраторами. Не восстановлены только сторожевые дозорные вышки, прорезанные в крышах башен.

О работе ярославской реставрационной мастерской в первые годы советской власти можно было бы рассказывать долго. Ее деятельность трудно переоценить. В года послереволюционной разрухи, когда после восстания 1918 года полгорода лежало в руинах, когда каждый ящик гвоздей был, что называется, на вес золота, реставраторы спасли огромную часть разрушенного, и порой восстановленное стало выглядеть даже лучше, чем до разрушения, потому что реставраторы убрали поздние наслоения, ухудшавшие вид древнего памятника — например, были снесены многочисленные лавочки, облепившие стены Спасо-Преображенского монастыря.

Другое дело, что спустя очень короткое время спасенное было в значительной части погублено. Вот как с горечью пишет об этом в газетной статье известный ярославский журналист Т.В. Егорова:

Первые реставрационные работы, в основном противоаварийные, были произведены здесь в 1920-е годы светлой памяти Петром Дмитриевичем Барановским и Илларионом Александровичем Тихомировым. Они буквально жили тут, работали сутками, но, к сожалению, мало что успели. Всю их работу просто прикрыли, а реставраторов разогнали. В 1930-е начались гонения на реставрацию вообще, считалось, что она служит пропаганде церковных ценностей. И только после войны до руководителей государства наконец дошло, что величие страны состоит в том, чтобы, выстояв в войнах и лишениях, суметь сохранить свою. самобытность, сложившуюся на протяжении истории. В 1950-е годы началась первая научная реставрация Спасского монастыря, который был передан музею.

А до того, что только не пережил монастырь…Была тут и тюрьма, и жилье, и сельхозвыставка, а в одной из башен — даже керосиновая лавка. В результате — неизбежные перестройки.

А из погубленного в злые 1930-е годы особенно жаль храм Петра и Павла и его шатровую колокольню на Волжском берегу, которые стояли там, где сейчас построен мост через Волгу. Это была сказочно красивая церковь XVII века. Внутри храм был расписан прекрасными фресками. Здание очень пострадало во время его обстрела красными войсками в 1918 году, тщательно и с любовью было восстановлено и взорвано в 1937 году…

Коль скоро мы заговорили о реставрационных работах, скажем о еще одной весьма острой проблеме, стоящей перед реставраторами. Древние строители пользовались материалами, которые нередко не выдерживают века: кто задумывался о том, что через несколько столетий это здание станет выдающимся памятником архитектуры? Да и не было в природе таких материалов, которыми мы обладаем сегодня. Поэтому велик соблазн использовать при реставрации и ремонте именно новые материалы, которые хоть и дороги, но зато простоят куда дольше, чем традиционные. Да и на вид они не отличаются от этих последних. И все бы ничего, но реставрация — это когда все восстанавливается как было. А была известь, был природный довольно легко разрушающийся со временем камень, а не современные синтетические прочные материалы. Это же дикость: башня XVII века из синтетики! Но непомерная стоимость ежегодного ремонта…Но недостаточное финансирование…И неопытный турист замену все равно не заметит…Есть над чем задуматься.

Все эти проблемы надо решать главному архитектору реставрации монастыря В. Сафронову.

Святые ворота. Пройти через малый проем этих ворот сегодня нельзя: он занят под магазин сувениров. Так что не спеша двинемся через большой проем проезд, по которому в свое время въезжали кареты и через которые в монастырь мог рваться враг.

Но сперва посмотрим на остатки укреплений перед входом. Здесь был так называемый захаб — открытый дворик со своими воротами, служивший дополнительным укреплением перед воротами. Вход в захаб был устроен с востока, т.е. со стороны Волги, под углом к Святым воротам, чтобы нападавшие не могли как следует в нем развернуться и тем более протащить пушки или стенобитные орудия. Предполагалось, что если враг преодолеет ров с водой и ворвется в захаб, он будет обстрелян из бойниц нижнего яруса. Ну, а если он справится и с этим препятствием, ему придется брать штурмом ворота, где его тоже ждали большие неприятности, например горы песка, специально насыпанные над проходом и готовые обрушиться на тех, кто оказался внизу. Впоследствии, когда стало ясно, что такие предосторожности больше не нужны, захаб перестраивали и делали въезд более удобным для мирной жизни. А потом его и вовсе разобрали.

Над Святыми воротами возвышались два сооружения, надвратная церковь — ее галерея хорошо видна и сейчас — и сохранившаяся дозорная башня с проемами для набатного колокола. На башне были укреплены часы. Есть сведения, что их в свое время монастырь купил у московского кремля, когда в XVII веке тот перестраивался. От тех часов сохранилась шахта, по которой ходили гири. Известна даже легенда, будто в эту шахту сбрасывали осужденных на казнь, но это уж явно досужие вымыслы.

А теперь давайте пройдем через ворота и не забудем при этом взглянуть на плохо сохранившиеся фрески XVII века. В таких местах обычно изображались сцены Страшного суда. Очень мрачное зрелище, призванное соответствующим образом настроить входящих в монастырь, напомнить им о необходимости праведной жизни. А недругам эти сцены говорили, что их тем более ничего хорошего на том свете не ждет. Вряд ли, конечно, у тех, кто, например, пытался взять монастырь штурмом, было время и желание разглядывать фрески и тем более раздумывать о бренности жизни на этом свете, но все же, все же…

Далее:Спасо-Преображенский собор. Вверх:Список ссылок Назад:Собинов Л.В.
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
28.12.2007

Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь

    Старейший мужской монастырь в Ярославле − Спасский − впервые упоминается в летописи под 1186 годом. По другим источникам, он был основан в XIII веке, но скорее всего, это дата не основания, а постройки первых каменных храмов на территории монастыря − в документах указаны 1216-1224 годы.
Обитель была поставлена на левом берегу Которосли, у переправы, и находилась неподалеку от кремля, она призвана была защищать подступы к нему с запада. Первоначально все постройки и стены были деревянными, но уже в первой половине XIII века монастырь получает покровительство ярославского князя Константина, который возводит здесь каменный собор и трапезную церковь. Но князь не ограничился только строительством новых храмов: его иждивением здесь было открыто первое в северо-восточной части Руси духовное училище − Григорьевский притвор, в монастыре хранилась великолепная, очень богатая библиотека, в которой было множество греческих и русских рукописных книг. Монастырь стал не только религиозным, но и культурным центром края. Именно здесь, в Спасском монастыре Ярославля, в начале 90-х годов XVIII века известный любитель и собиратель русских древностей Алексей Иванович Мусин-Пушкин обнаружил список «Слова о полку Игореве», одного из шедевров древнерусской литературы.

    Нынешний Спасо-Преображенский собор − древнейшее сооружение Ярославля, дошедшее до наших дней − был построен на фундаменте от первого собора в 1506-1516 годах. Первый собор сильно пострадал от городского пожара 1501 года, и его пришлось разобрать. Новый храм строили не ярославцы, а московские мастера, присланные Василием III из Москвы. Это было неслучайно: Василий III до восхождения на московский престол княжил именно в Ярославле. Архитектурные очертания собора напоминают формы храмов Московского Кремля. Собор с двух сторон опоясан галереей с открытой аркадой, с запада на нее некогда вело огромное красивое крыльцо, но оно не сохранилось. Галерея построена вместо первоначального открытого «гульбища»; она долгое время служила монастырским книгохранилищем. Сейчас с северной стороны арочные проемы галереи заложены.
    Очертания собора просты и строги, они почти лишены каких-либо украшений, за исключением «ступенчатости» галереи с западной стороны. Фасады заканчиваются крупными закомарами, лишенными каких-либо украшений.

Достопримечательности Ярославля

В трех высоких апсидах прорезаны узкие окна-бойницы. Собор венчают три главы на световых массивных и высоких барабанах, окруженных небольшими кокошниками и опоясанных аркатурно-колончатыми поясками по верху. Это едва ли не единственный резной декор, который украшает собор. В остальном же его внешнее убранство исключительно строго и аскетично, оно и сейчас передает суровость тех времен, в которые собор был построен… Подклет собора служил усыпальницей ярославских удельных князей; позднее, в XVII веке, там погребали и менее знатных, но богатых ярославцев.

    С юго-востока к Спасскому собору примыкает совершенно не гармонирующая с ним огромная церковь Ярославских Чудотворцев в стиле ампир, построенная в 1827 — 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова и полностью загородившая собой с юга вид на древний собор. На месте этой церкви некогда стояла маленькая Входоиерусалимская церковь, ровесница первого собора, в подклете которой в 1463 году были обретены мощи Ярославских Чудотворцев − Святого Благоверного князя Федора и сыновей его Давида и Константина. Во время пожара 1501 года она тоже пострадала, но не так сильно, как собор, и простояла еще более ста лет, пока не решено было ее перестроить. В 1617-1619 годах на ее месте был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим, который, впрочем, не закрывал собой собор; его фрагменты видны в кладке стен более новой церкви Ярославских Чудотворцев, поставленной на его месте.

    Монастырь пользовался большой благосклонностью московских князей. Сам Иван Грозный неоднократно посещал его, и при его участии Спасский собор был расписан, а монастырь получал постоянные дары: сохранилось целых 55 жалованных царских грамот.

    В XVI веке на монастырской площади была возведена большая звонница; первоначально она была, вероятно, столпообразной и соединялась с собором высокой двухъярусной галереей, а в нижней части здания был устроен храм, апсида которого и поныне видна с восточной стороны. Позднее, к середине XVI века, звонницу расширили, сделали в ней проезд, а верх увенчали двумя каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Нынешний свой вид звонница приобрела в XIX веке, одновременно с постройкой в монастыре нового храма в честь Ярославских Чудотворцев. По проекту того же архитектора П.Я.Панькова она была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, на который сверху поставили небольшую ротонду в стиле классицизм. В таком эклектичном виде, сильно «выросшая», она и дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.

    Наискосок от звонницы, с западной части обрамляя монастырскую площадь, стоит огромная двухэтажная трапезная с церковью Рождества Христова. Она также была построена в начале XVI века, может быть, даже раньше собора. Центр здания составляет просторная одностолпная палата с парусными сводами. Она была предназначена не только для торжественных приемов высоких гостей, но и для трапез многочисленной монастырской братии. Стены и своды трапезной палаты были богато украшены росписями. По благоустройству трапезная превосходила многие столичные здания своего времени: отопление шло через отдушины от очага в кухне, которая располагалась внизу; блюда подавались сюда прямо из поварни, наверх через специальные люки. Внизу, кроме кухни, были и другие хозяйственные помещения: хлебная, квасоварня, кладовые; второй этаж, кроме трапезной палаты, был занят и жилыми покоями.

    В восточной части здания устроена трапезная церковь Рождества Христова, небольшой одноглавый храм, стоящий на высоком подклете. С запада к трапезной палате примыкают настоятельские покои XVII века. Внешне стены лишены какого-либо выдающегося убранства, за исключением скромных наличников и пилястр.

    Первоначально мощная ограда Спасского монастыря была деревянной; в XVI веке возводятся первые каменные укрепления, в том числе очень интересные по своей архитектуре Святые ворота. Изначально восточная стена проходила намного ближе к звоннице; сейчас по ее линии стоит длинный келейный корпус 1670-1790-х годов постройки.
    В 1516 году была возведена первая каменная башня монастырской стены − Святые ворота, выходящие на берег Которосли. На надстроенной в XVII веке дозорной башне-колокольне висел специальный набатный колокол для объявления тревоги, а снаружи к башне был пристроен захаб − защитное сооружение, прикрывающее вход от возможных прямых атак неприятеля. Башня служила парадным въездом в монастырь; ее ворота выводят прямо на главную площадь монастыря и по замыслу строителей были поставлены так, что входящий сразу видел величественный Спасо-Преображенский собор, в то время еще не загороженный новым храмом. Первоначально башня была опоясана зубчатым поясом, который теперь сохранился только с южной стороны. В XVII веке на Святых воротах помимо дозорной вышки была поставлена Введенская надвратная церковь с шатровым завершением; в XIX веке она была сильно перестроена, шатер заменен примитивной, но более практичной четырехскатной кровлей.
    В 1550-1580-х годах постепенно все деревянные стены монастыря заменяются каменными. Граница монастыря в то время проходила с востока там, где сейчас стоит длинный келейный корпус. Новые каменные стены пригодились очень скоро: в 1609 году к Ярославлю подошли польско-литовские войска. Город был осажден, но благодаря взаимному расположению кремля и Спасского монастыря смог выдержать двадцатичетырехдневную осаду и остаться непокоренным. В 1612 году в Спасском монастыре на четыре месяца разместились командующие русским ополчением князь Дмитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин. Спустя год по пути в Москву для венчания на царство здесь же остановился Михаил Романов. Может быть, отчасти и этим объясняется и дальнейшее покровительство царского дома Спасскому монастырю.
    После окончания смуты монастырь расширяет свою территорию; строятся новые стены с башнями. На месте прежней восточной стены в 1670-х и 1690-х годах возводится длинный келейный корпус − незаурядная постройка, хорошо продуманная для жилья: с системой отопления, внутренними лестницами, стенными шкафами и отдельными выходами для каждой пары келий (ныне выходы заложены). В монастырской ограде сохранились не все башни, некоторые были разобраны позднее. Уцелели Михайловская, Богородицкая, Угличская и Богоявленская башни, Святые и Водяные ворота.

    В конце XVIII века монастырь был упразднен, как и многие другие монастыри по России, в связи с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель. В его стенах разместилась резиденция архиепископов ярославских и ростовских. Дальнейшие перестройки XIX века проводились уже в соответствии с потребностями и вкусами Архиерейского Дома. При бывшем монастыре сохранялась богатейшая библиотека – книгохранилище, была открыта семинария.
    В советское время монастырь был закрыт. Во время боев Ярославского восстания здания сильно пострадали, и в 1920-х годах отремонтированы. После этого храмы и кельи монастыря использовалась под жилье, учебные заведения, военкомат. Только с 1950-х годов, после полноценной реставрации здесь разместился Ярославский историко-архитектурный музей заповедник. Он и остается владельцем территории монастыря по сей день.

Адрес: Ярославль, Богоявленская пл., 25
Телефон: (4852) 30-3869 (музей)
Сайт:  http://www.yarmp.yar.ru (музей)
 

Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений). ВНИМАНИЕ! Эта форма не предназначена для заказа мероприятий, экскурсий и т.п.

▲ Наверх (Ctrl ↑)

Ярославль. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Деисусный чин

Литература:

  • Владимир 1913. Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь. — Ярославль, 1913. — С. 23.
  • Анисимов 1926/2. Анисимов А. И. Реставрация памятников древнерусской живописи в Ярославле. 1919–1926. — М.: Гос. реставрационные мастерские, 1926. — С. 7, илл. 4-10.
  • Реставрационная выставка 1927. III Реставрационная выставка Центральных государственных реставрационных мастерских: апрель – май 1927. — Москва: Гос. реставрационные мастерские, 1927. — Кат. № 34 (архангелы).
  • Denkmäler 1929. Denkmäler altrussischer Malerei. Russische Ikonen vom 12.–18. Jahrhundert. Ausstellung. — Berlin; Königsberg, 1929. — S. 17, N 54, 55, Abb. S. 32 (архангелы).
  • Masterpieces 1930. Masterpieces of Russian Painting. Twenty colour plates and forty-three reproductions of Russian icons and frescoes from the XI to the XVIII centuries. — London: Europa Publications, 1930. — P. 31, pl. XIV (архангелы).
  • Ярославо-Ростовский музей 1964. Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: Живопись, миниатюра, рисунок, акварель, скульптура, прикладное искусство: Каталог. — М.: Искусство, 1964. — Кат. № 12.
  • Ростово-суздальская школа 1967. Ростово-суздальская школа живописи : . — М.: Советский художник, 1967. — Кат. № 100, стр. 110-111.
  • Даен 1970. Даен М. Е. Новооткрытый памятник станоковой живописи эпохи Ивана Грозного (икона «Иоанна Предтечи» из Махрищского монастыря) // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. . — М.: Наука, 1970. — Стр. 225.
  • Воейкова, Митрофанов 1973. Воейкова И. Н., Митрофанов В. П. Ярославль. — Л.: Аврора, 1973. — Стр. 32, илл. 19-23.
  • Попов 1975. Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV — начала XVI века. — М.: Искусство, 1975. — Стр. 122.
  • Попов, Рындина 1979. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. — М.: Наука, 1979. — Стр. 196, прим. 275.
  • Ярославская иконопись 1981. Ярославская иконопись XIII–XVIII веков: Каталог выставки. — Ярославль, 1981. — Кат. № 8.
  • Масленицын 1983. Масленицын С. И. Ярославская иконопись = Yaroslavian icon-painting. — М.: Искусство, 1983. — Стр. 22-23, табл. 22-24.
  • Турцова 1994/2. Турцова Н. М.

    Избранная запись

    Ярославская иконопись XVI–XVIII столетий в собрании Русского музея // Древнерусское искусство. Новые атрибуции: Сб. ст. — СПб.: ГРМ, 1994. — С. 47-49, прим. 5.

  • Болотцева 1996. Болотцева И. П. Статьи и исследования. — Ярославль: Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1996. — С. 7.
  • Игошев 1997. Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI–XVIII вв. — М.: Модус граффити, 1997. — Стр. 75, илл. 80.
  • Русские монастыри 1997. Русские монастыри: искусство и традиции. — CПб.: Palace Editions, 1997. — Стр. 125 (Архангел Гавриил).
  • Кочетков 2000. Кочетков И. А. Русский полнофигурный деисусный чин. Генеалогия иконографических типов // Иконостас: Происхождение — развитие — символика: . — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 442–465.
  • Анкудинова, Мельник 2002. Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. — М.: Северный паломник, 2002. — Стр. 85-87, илл. 66-78.
  • Демина 2002. Демина Н. А. Отчет о командировке в Ярославль научного сотрудника музея имени Андрея Рублева Н. А. Деминой 26 июня — 10 июля 1951 года // VI научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. ст. — Ярославль: Аверс Пресс, 2002. — С. 210-212.
  • Иконы Ярославля 2002. Иконы Ярославля 13–16 веков. — М.: Северный паломник, 2002. — Кат. №№ 8-18, стр. 40-47.
  • Блажевская 2003. Блажевская С. Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле = Transfiguration monastery in Yaroslavl. — М.: Северный паломник, 2003. — Стр. 76, илл. с. 69-73.
  • Болотцева 2004. Болотцева И. П. Ярославская иконопись второй половины XVI — XVII веков. — Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2004. — Стр. 43, 45, 50.
  • Сарабьянов, Смирнова 2007. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. — М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007. — Стр. 584-585, илл. 553-554.
  • Юрьева 2007. Юрьева Т. В. Ярославский иконостас. — Ярославль : Мастерская рекламы, 2007. — Стр. 91-98, илл. 60, 61.
  • Иконы Ярославля 2009. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13—mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. — М.: Северный паломник, 2009. — Т. I, кат. №№ 22-32, стр. 192-211.
  • Финская 2009 (?). Финская И. Е. Деисусный чин Спасо-Преображенского собора в Ярославле. Проблема обращения к византийскому и русскому наследию в русской художественной культуре XV–XVI веков // Доклад на XIII Болотцевских чтениях; в сборнике не опубликован
  • Игошев 2011. Игошев В. В. Атрибуция серебряных окладов икон деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора ярославского Спасского монастыря: Ярославль, Новгород или Москва? // XV научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. — Ярославль, 2011. — С. 38–58.
  • Пуцко 2011/2. Пуцко В. Г. Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (об интерпретации ранних образцов) // XV научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. — Ярославль, 2011. — С. 25–37.

Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 — 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

Ярославская губерния

Начало раздела

ЯРОСЛАВЛЬ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ:  страница  1  2  3  4  5  6  7

СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ (только цветные фотографии)

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь — еще один большой архитектурный ансамбль в центре города. После гибели Успенского собора и других монументальных зданий Соборной площадироль Спасо-Преображенского собора в облике Ярославля еще возросла. Он воспринимается теперь как исторический центр города. Спасо-Преображенский собор нередко по ошибке называют кремлем. (Настоящий кремль — это Рубленый город, в котором находился Успенский собор; деревянные стены Рубленого города погибли при пожаре Ярославля 1658 г., сохранилась часть крепостного рва.)

Спасо-Преображенский монастырь основан, вероятно, в XII в. В 1216 — 1218 гг. на его территории появились первые каменные здания, не дошедшие до нашего времени. Самое старое сохранившееся здание монастыря — Спасо-Преображенский собор (1516 г.), являющийся и самым древним зданием всего Ярославля.

В мае 1609 г. Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 г. здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 г. новоизбранный царь Михаил Федорович Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.

В 1787 г. монастырь был упразднен и превратился в резиденцию ярославских и ростовских архиепископов.

Со Спасо-Преображенским монастырем связано событие очень важное для русской культуры. В конце XVIII в. граф А.И.Мусин-Пушкин приобрел у Бельского — архимандрита упраздненного монастыря — его личную библиотеку, в которой нашел "Слово о полку Игореве".

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, слава Богу, сохранился до нашего времени. Сейчас в нем находится музей. В 1950-1960-х гг. в монастыре были проведены большие реставрационные работы, и теперь облик некоторых зданий монастыря существенно отличается от того, что мы видим на фотографиях Прокудина-Горского.

К сожалению, все представленные на этой странице фотографии сохранились только в черно-белых копиях.

Вид на Ярославль от железной дороги с моста через реку Которосль. 1910

Репродукция №02444

Справа вдали, у впадения Которосли в Волгу — Успенский собор с колокольней, уничтоженный в советское время. Ближе — Спасо-Преображенский монастырь с возвышающейся над нам звонницей. Остальные здания я не могу уверенно распознать. (Слева вблизи — возможно, церковь Николы Мокрого.)

Спасо-Преображенский монастырь. Ярославль. 1910

Репродукция №02437

Снимок сделан со стороны Которосли.

Справа — Святые ворота с дозорной вышкой (ворота построены в XVI в. дозорная вышка — в XVII в., ее верх переделан, вероятно, в XVIII — начале XIX в.). левее — звонница (построена в XVI в., перестраивалась в 1808 г. и в 1823 г., арх. П.Я.Паньков). В просвет между звонницей и дозорной вышкой Святых ворот видно пятиглавие церкви Михаила Архангела (1657 — 1680), не принадлежащей монастырю и расположенной за его пределами.

Слева — Водяные ворота (XVI — XVII в., с переделками XIX в.). За ними — Крестовая трапезная церковь (построена в первой половине XVI в., перестроена вначале XIX в.). Правее — купол церкви Ярославских Чудотворцев, слева на заднем плане возвышается луковичная глава Спасо-Преображенского собора (см. далее).

На заднем плане, в большом удалении из-за монастыря выглядывает церковь св. Тихона Чудотворца. Другие храмы на заднем плане я не могу уверенно распознать (возможно, у правого края фотографии — церковь Николы Рубленого, а левее и дальше — Успенский собор).

Все здания, изображенные на переднем плане, сохранились. Звонница, а также не относящаяся к монастырю церковь Михаила Архангела выглядят сейчас практически так же, как на фотографии Прокудина-Горского. Другие сооружения переделаны. При реставрации 1950-1960-х гг. позднее завершение дозорной вышки Святых ворот было заменено простым четырехгранным шатром, разобрана поздняя надстройка над Водяными воротами, очень существенно изменился облик Спасо-Преображенского собора и церкви Ярославских Чудотворцев (см. далее). В то же время Крестовая церковь изуродована — она обезглавлена.

Врата Спасского монастыря . Ярославль. 1910

Репродукция №02440

(Авторское название: "Врата Спасского монастыря с запада. Ярославль". В нем перепутаны страны света. На самом деле врата выходят точно на юг (в чем можно убедиться, например, по карте Google.)

На фотографии изображены крупным планом Водяные ворота.

В XVII веке в монастырь вели двое ворот со стороны Которосли: Святые, служившие для торжественных въездов, и Водяные — для повседневного использования (см. также предыдущую фотографию). В XIX в. в монастырских стенах были пробиты двое других ворот (со стороны города), а старые ворота практически перестали использоваться по назначению.

Внутри Спасо-Преображенского монастыря. Вход в собор. Ярославль. 1910

Репродукция №02439

Спасо-Преображенский собор, построен в 1516 г. на месте более древнего. Первоначально он был трехглавым (боковые главы были выдвинуты на восток), с перекрытием по закомарам, с притвором в виде двухъярусной открытой аркады. Позже собор подвергался перестройкам, его облик нивелировался. В таком виде и изображен этот ценнейший памятник архитектуры на фотографии Прокудина-Горского.

В 1950-1960-х гг. была проведена реставрация собора, ему возвращена былая красота (см. современную фотографию справа).

Здание, изображенное на переднем плане, мне неизвестно.

. 1910

Репродукция №02438

Фотография помещена под несколько другим (явно ошибочным) названием: "Внутри Спасо-Преображенского монастыря. Снято с колокольни".

Слева Спасо-Преображенский собор, справа на заднем плане звонница (с которой якобы сделан снимок).

В центре — церковь Ярославских Чудотворцев. Она построена на месте более древней церкви Входа Господня в Иерусалим, в подклете которой в 1463 г. были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Новая церковь построена в 1831 г. по проекту ярославского архитектора П.Я.Панькова. Это было красивое здание в стиле ампир. С запада церковь была украшена портиком, ко входу вела высокая лестница.

Во второй половине XIX в. облик церкви был искажен. В 1875 г.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

на южном и восточном фасадах появились наличники в "русском стиле" (на снимке не видны). Исчезли лестница и портик, а вместо этого был пристроен переход к соседнему зданию. В таком состоянии и запечатлел церковь Прокудин-Горский.

В 1950-1960-х гг. церковь была частично реставрирована. Разобран переход, вновь построены лестница и портик. Купол церкви теперь выглядит значительно проще (но я не уверен, что он реставрирован в первоначальных формах).

Спасо-Преображенский собор после реставрации. Фотография 1960 — нач. 1970-х гг.

Справа виден фрагмент реставрированного западного фасада церкви Ярославских Чудотворцев.

Чудотворное резное изображение Спасителя в Спасском монастыре. 1910

Репродукция №02441

Церкви в центре города

Из всего множества приходский церквей XVII века в историческом центре Ярославля здесь показаны только две, наиболее примечательные по архитектуре. Фотографии сохранились только в черно-белых копиях.

Обе церкви сохранились. В советское время они были открыты как музеи. Насколько мне известно, теперь они вновь используются по назначению.

Церковь Ильи Пророка. Ярославль. 1910

Репродукция №02427

Церковь Ильи Пророка построена в 1647 — 1650 гг. Общепризнано, что это одно из самых прекрасных произведений ярославской архитектуры XVII века (наряду с церквями Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Успенским собором, преступно уничтоженным коммунистическими властями).

Одной фотографии для этого шедевра маловато. Но следует заметить, что церковь Ильи Пророка широко известна, описания и фотографии ее фасадов и интерьеров можно увидеть в многочисленных литературных источниках.

Церковь Николо-Надеинская. Ярославль. 1910

Репродукция №02428

Церковь построена в 1620 — 1622 гг. Названа по имени купца Надея Свешникова, давшего деньги на строительство.

Первоначально церковь была пятиглавой. Шатер над колокольней появился только в 1695 г. В XVIII — XIX вв. церковь подверглась новым переделкам. (В частности, в 1836 г. были сняты боковые купола.)

Церковь была частично реставрирована в 1960-х гг. При этом поздний барочный купол был заменен шлемообразным. Часовня, изображенная на переднем плане, не сохранилась.

ЯРОСЛАВСКАЯ ГУБЕРНИЯ: начало раздела

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ:  страница  1  2  3  4  5  6  7

СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ (только цветные фотографии)

Предыдущая страница        Следующая страница

Главная страница

© Прохоров С.О.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *