Города и Страны

Софийский Собор Пушкин

Екатериной II в 1780 г. неподалеку от Царского Села был основан новый город — София, на короткое время ставший даже уездным городом Санкт-Петербургской губернии. Городу нужна была церковь. И 30 июля (10 августа) 1782 года была произведена закладка Софийского собора.

Это событие было отмечено торжественной литургией в софийской деревянной церкви святых Константина и Елены в присутствии императорской семьи. Автором проекта и руководителем строительных работ был шотландский архитектор Ч. Камерон. Впоследствии к работе над возведением собора был привлечен архитектор И. Е. Старов.

20 (31) мая 1788 года в присутствии Екатерины II, наследника и придворных состоялось освящение храма. Богослужение совершал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). Настоятелем нового собора был назначен духовник Александра и Константина Павловичей протоиерей А. А. Самборский. Главный придел освящен в честь Софии, Премудрости Божией, два других в честь святого князя Александра Невского и святых Константина и Елены.
Архитектурное оформление собора удачно сочетает в себе формы и пропорции классицизма, с традициями русских канонов. Внушительное здание собора является ценным памятником архитектуры строгого классицизма. Квадратный в плане основной массив Софийского собора, увенчан пятью куполами на невысоких цилиндрических барабанах. Фасады оформлены портиками дорического ордера. Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик.

Центральный купол в соборе устроен необычно. Внутри него устроен второй, меньший по размеру купол, похожий на купол Софийского собора в Константинополе. Этот купол и поддерживается вторым барабаном, назначение которого не всегда понятно с первого взгляда.
Вся конструкция в целом создает впечатление величия и державной мощи. Белоснежные стены Царскосельской Софии среди зелени и простых построек военного городка сияют своей чистотой. Простота и лаконичность сооружения только подчеркивают его монументальность. Софийский собор Вознесения Господня — одно из первых церковных зданий русского классицизма.
Интерьер здания столь же торжественен. В его архитектурном оформлении преобладают пропорции ионического ордера. Своды поддерживаются четырьмя массивными пилонами с пилястрами из красного цельного гранита, к которым присоединены восемь колонн из полированного гранита. Капители и базы колонн позолочены. Стены собора прежде были украшены простым орнаментом, оконные проемы были обрамлены позолоченными орнаментальными тягами.

О первых иконостасах никаких сведений не сохранилось. В 1849-1850 годах в храме устанавливаются новые иконостасы. Проект для иконостаса главного придела составил И. Д. Черник. Этот высокий многоярусный иконостас являл собой образец высокого искусства и по своим художественным качествам принадлежал к числу лучших иконостасов в храмах столицы и ее пригородов. Автором проекта для иконостасов боковых приделов был П. Егоров. Иконостасы были окрашены в белый цвет с позолотой. В настоящий момент в храме установлены копии дореволюционных иконостасов.
Екатериной II храму было подарено великолепное серебряное паникадило, весившее более 85 килограммов. Она же ко дню освящения храма подарила крест и церковную утварь. В 1812 году церковная утварь (Евангелия, подсвечники, сосуды, водосвятная чаша, брачные венцы) из опасения наступления Наполеона на Санкт-Петербург была передана в Воскресенскую церковь Екатерининского дворца, а затем в Екатерининский собор.

В 1903 году Николаем II собору были пожалованы точные копии прежних богослужебных предметов, полученных когда-то в дар от Екатерины II ко дню освящения.
С 1817 Софийский собор становится полковым храмом Гусарского лейб-гвардии полка, в нем были представлены воинские трофеи и реликвии. Вплоть до 1917 года в западной части собора у пилонов размещались знамена и знаки, отбитые генералом М. Г. Черняевым у кокандцев при Чимкенте 22 сентября 1864 года, а также мраморная доска с именами воинов лейб-гвардии Гусарского полка, погибших в первую турецкую войну. Здесь же хранились георгиевские штандарты и награды гусаров за боевые заслуги. В северном приделе до 1899 года находились штандарты Кирасирского (1817 года) и Драгунского (1804 года) полков.
Собор был задуман как центр, архитектурная доминанта екатерининского городка София, соединившегося позже с Царским Селом. Под сводами великолепного храма побывал весь цвет России. Здесь молились Пушкин и Лермонтов, Суворов и Кутузов, крупнейшие ученые, композиторы, художники, здесь побывали почти все знаменитые иноземцы, посещавшие Россию.
В 1849 году во время ремонта собора была найдена серебряная позолоченная закладная доска 1782 года, молоток и лопаточка с вензелем Екатерины II и надписью на английском языке «Чарльз Камерон, архитектор».

Софийский собор в Пушкине

Здесь же были обнаружены старые полковые штандарты и деревянный крест 1782 года, указывавший место воздвижения престола. Крест находится сейчас в алтаре одного из приделов.

В 1903 — 1905 годах в саду, окружавшем собор, была построена двухъярусная колокольня по проекту В. А. Покровского и Л. Н. Бенуа с небольшой церковью в честь Преподобного Серафима Саровского в нижнем ярусе колокольни. Ее четкий силуэт хорошо вписался в панораму городской площади, усилив доминирующее значение собора.
В 1934 году собор был закрыт, его богатейшее внутреннее убранство расхищено, разбито и уничтожено. Война и последующие десятилетия запустения привели к полной утрате великолепных интерьеров храма.
Полуразрушенное здание некогда величественного собора было возвращено православной церкви в 1988 году после обращения Митрополита Алексия (Ридигера) к властям города Пушкина с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора. В 1988 году здание собора было возвращено церкви. Настоятелем собора был назначен протоиерей Геннадий Зверев. 8 июня 1989 года, в престольный праздник Вознесения Господня под осыпающимися сводами среди почерневших стен, им была совершена первая литургия.

Восстановление собора началось с ремонта колокольни, которую удалось отреставрировать к апрелю 1991 года. Параллельно шло восстановление собора. 20 марта 1995 года Софийский собор был включён в список памятников архитектуры федерального значения.
В мае 1998 года были изготовлены и установлены новые иконостасы, являющиеся копией дореволюционных. Занимались установкой и изготовлением иконостасов «Вятские кустарные мастерские».
17 мая 1999 года состоялось полное освящение храма.
Успешное завершение работ по восстановлению Софийского собора, возвращения этому замечательному памятнику архитектуры его первоначального облика характеризует конец ХХ века в истории России, как время открытия внутренних потенций страны, радостно откликнувшейся на возможность духовного возрождения.
Белоснежный интерьер храма снова украшают гранитные колонны, великолепные позолоченые паникадила, ценные старинные и вновь созданные образа. В числе вновь созданных образов отметим образ покровителя города — священномученика Иоанна Кочурова, пресвитера Царскосельского. Среди старинных, особенно ценных икон, в храме находится икона Божией Матери "В скорбях и печалях Утешение" — подарок священномученика Митрополита Вениамина царскосельскому Екатерининскому собору "в память о страшных днях смуты 29 — 31 октября 1917 года в Царском Селе", с подписью святителя.

К 750-летию Невской битвы, 12 сентября 1990 года у стен собора был установлен памятник Александру Невскому, святому покровителю Санкт-Петербурга. Автор памятника — скульптор В. Г. Козенюк.
В ограде собора Балтийской строительной компанией, оказавшей неоценимую помощь при восстановлении собора, в 2000 — 2002 годах построено здание приходской воскресной школы.
К собору приписаны домовые часовни, кладбищенская церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Пушкине, часовня Патриарха Тихона на Южном кладбище С-Петербурга; собор имеет подворье в пос. Новолисино Ленинградской области.
На Пасху 2009 года были созданы колокольные звоны собора. Были установлены и обшиты балки для колоколов в проемах, изготовлен и смонтирован новый постамент, в дополнение к старым установлен ряд из 9 новых колоколов: 700, 270, 140, 80, 35, 18, 12, 8 и 4кг. Настроена система управления.

Адрес: г. Пушкин, Софийская пл. 1

Описание Софийского собора в г. Пушкин

Софи́йский собо́р в Пушкине на Софийской площади в центре исторического района София.

Среди других наименований — Вознесе́нский (Софи́йский) собо́р.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Царскосельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Геннадий Зверев.

С основанием в январе 1779 года уездного города София Екатерина II предполагала построить храм-памятник в честь русских побед в русско-турецких войнах. По замыслу, храм должен был напоминать Софийский собор в Константинополе. Но экономические трудности не позволили воплотить его.

30 июля (10 августа) 1782 года в софийской деревянной церкви святых Константина и Елены в присутствии императорской фамилии была отслужена литургия по случаю закладки Софийского собора. Проектными и строительными работами руководил шотландский архитектор Ч. Камерон. Совместно с ним работал И. Е. Старов. Освящение храма состоялось 20 (31) мая 1788 года в присутствии Екатерины II, наследника и придворных.

Софийский собор

Богослужение возглавил Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Настоятелем нового собора был назначен духовник Александра и Константина Павловичей протоиерей А. А. Самборский.

С самого освящения и до 1845 года собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Владимира.

9 (22) сентября 1817 года «состоящий в городе Софии собор» был передан расквартированному с 1815 года поблизости лейб-Гусарскому полку (впоследствии лейб-гвардии Гусарский его величества полк). Походная полковая церковь была установлена в центральном приделе. В северном приделе в 1832-1899 годах находилась церковь лейб-гвардии Кирасирского его величества полка, в южном в разное время с 1850 года размещались храмы Образцового пехотного полка, лейб-гвардии 1-го и 2-го стрелковых батальонов.

Офицеры лейб-Гусарского полка в 1836 году преподнесли собору икону покровителя полка — святого Павла Исповедника — в серебряном вызолоченном окладе. Он был установлен в киоте-поставце у левого клироса центрального придела.

В 1833 году в память даты переформирования, был перенесён полковой праздник лейб-гвардии Кирасирского его величества полка со дня святителя Николая Чудотворца (9 мая) на день мученика Иулиана Тарсийского (21 июня). По этому случаю был написан храмовый образ святого на кипарисовой доске в сребропозлащённом окладе, который хранился в соборе до 1899 года.

В 1849 году во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской.

Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора. В 1903-1904 годах на Софийской площади по проекту архитектора Л. Н. Бенуа была возведена соборная колокольня, построенная на средства шефа Гусарского полка императора Николая II. В её нижнем этаже устроена часовня преподобного Серафима Саровского.

В 1903 году Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь — точную копию полученной храмом в дар от Екатерины II ко дню освящения. Первая утварь (богослужебные сосуды, Евангелия, подсвечники, водосвятная чаша и брачные венцы) в 1812 году в связи с опасностью похода Наполеона на Санкт-Петербург была передана в Воскресенсую церковь Екатерининского дворца, а затем в Екатерининский собор.

С 1918 года Софийский собор стал приходским храмом.

6 ноября 1933 года вышло постановление Ленинградского пригородного райсполкома о закрытии собора. Подобное постановление Леноблисполкома было подписано только 10 октября 1934 года.

Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада. Территория площади была превращена в учебный полигон.

После Великой Отечественной войны в здании снова размещался склад, в котором разводился открытый огонь с целью утилизации отходов производства.

Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 года была занята гаражно-строительным кооперативом № 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности.

Церковная община была образована в 1988 году. После чего митрополит Алексий (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора. 13 марта 1988 года решение о передаче храма было принято.

8 июня 1989 года, в престольный праздник Вознесения Господня, протоиереем Геннадием Зверевым была отслужена первая литургия. Восстановление собора было начато с его колокольни, которую отреставрировали к апрелю 1991 года.

20 марта 1995 года Софийский собор был включён в список памятников архитектуры федерального значения.

В мае 1998 года были «Вятскими кустарными мастерскими» изготовлены и установлены новые иконостасы, являющиеся копией дореволюционных. После выдержки иконостасов в храме, все резные детали были позолочены.

17 мая 1999 года состоялось полное освящение храма.

C 28 по 31 мая 2009 года прошло празднование 20-летия возобновления богослужений в Софийском соборе. В рамках празднования прошли торжественные богослужения; награждения клира, благотворителей и прихожан митрополичьими и патриаршими наградами; праздничный концерт.

Вечером 28 мая 2009 года храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Паломнические поездки к Софийскому собору в г. Пушкин

г. Царское Село, Софийская пл., д. 1

Особое значение для всей русской истории имел заложенный 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II Софийский Вознесенский собор. Именно в это время в результате длительных войн пал Константинополь, турки захватили и превратили в мечеть одну из главных святынь православного мира Софию Константинопольскую. Весь христианский мир был потрясен совершившимся кощунством. А Екатерина II, всю свою жизнь мечтавшая вернуть Константинополь православным (в какое-то время победы Потемкина сделали эту мечту близкой к осуществлению), решила — до тех пор, пока святыня находится в руках мусульман, заменить ее, воздвигнув Софийский храм в новом городке близ Царского Села.

В 1780 г. в непосредственной близости от Царского Села был основан новый город — София, который на короткое время стал уездным городом Санкт-Петербургской губернии. Однако привлечь жителей в новый город оказалось нелегко. Екатерина II запретила постройку домов в Царскосельской слободе, пока не будут разобраны все участки в Софии. Закладка нового собора тоже должна была стимулировать заселение нового города.

Большой пятикупольный каменный собор построен в 1782 – 1789 годах. Его строительство начато по проекту Ч. Камерона и завершено им совместно с И. Е. Старовым. Архитекторы использовали для создания храма господствовавший тогда в России и в Европе стиль классицизм. Они не следовали классическим канонам слепо, но создавали как бы синтез традиционных для классики форм и пропорций с русскими канонами. Внушительное здание собора является ценным памятником архитектуры строгого классицизма.

Софийский собор (Пушкин)

Основной массив квадратного в плане Софийского собора, увенчанного пятью куполами на невысоких цилиндрических барабанах, усложнен четырьмя выступами — портиками дорического ордера. Дорические колонны без каннелюр несут антаблемент с триглифами и треугольные фронтоны. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с полуциркульными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными оконными проемами.

Монументальные четырехколонные портики перекрытые фронтонами, придают храму торжественный, парадный облик. Это впечатление усиливают пять куполов, высившиеся на круглых барабанах и имеющие плоские завершения. Силуэт центрального купола напоминает купол Таврического дворца, но кроме обычного барабана под ним еще один — более широкий, на первый взгляд непонятного назначения. Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен второй, меньший, похожий на купол Софийского собора в Константинополе. Этот купол и поддерживает второй, более широкий, барабан.

В храме ощущается прежде всего не строгая геометричность и холодная правильность, а величие устремленности вверх и державная мощь. Совершенно белая снаружи и внутри, лишь с золочеными иониками и базами красных гранитных колонн, София Царскосельская сверкает своей чистотой среди зелени и простых построек военного городка. Собор Вознесения Господня в Софии — одно из первых культовых зданий зрелого русского классицизма. Это простое, лаконичное и в то же время монументальное сооружение.

Столь же торжественно здание выглядит и внутри. В архитектурном оформлении интерьеров собора использованы пропорции ионического ордера. Своды поддерживают массивные пилоны с пилястрами, вытесанными из красных гранитных монолитов, к которым были приставлены восемь монолитных темных гранитных колонн. Капители колонн эрехтейонского типа.

Внутри стены собора прежде украшал простой орнамент, исполненный неизвестным мастером, оконные проемы обрамлены позолоченными орнаментальными тягами. Иконостасы всех трех приделов — святой Софии, Александра Невского, святых Константина и Елены — по цвету белые, с позолотой. Высокий многоярусный иконостас главного придела принадлежал к числу самых великолепных иконостасов храмов столицы и ее пригородов. Значительную художественную ценность представляли запрестольный образ Введения во храм Пресвятой Богородицы работы П. И. Соколова и картина "Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме" кисти Г. И. Угрюмова. На стенах собора в золоченых деревянных рамах висели картины, изображающие земную жизнь Христа и Богоматери. Среди достопримечательностей собора было великолепное серебряное паникадило, подаренное Екатериной II и весившее более 85 килограммов. В 1903 году Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь — точную копию утраченной, полученной в подарок от Екатерины II ко дню освящения собора.

Некогда собор являлся центром, архитектурной доминантой располагавшегося здесь образцового екатерининского городка София, построенного Камероном и соединившегося позже с Царским Селом. Храм был освящен в мае 1788 года в присутствии императрицы и всего двора. Его освятили во имя Вознесения Христова и во имя Святой Софии Премудрости Божией. С тех пор весь цвет России побывал под сводами великолепного храма. Здесь молились Пушкин и Лермонтов, Суворов и Кутузов, крупнейшие ученые, композиторы, художники, здесь побывали почти все знаменитые иноземцы, посещавшие Россию.

В 1817 году Софийский собор стал церковью лейб-гвардии Гусарского полка, одного из наиболее прославленных полков российской армии. В нем хранились георгиевские штандарты и награды, которых гусары были удостоены за боевые заслуги. На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров полка. В западной части храма, у пилонов, были прикреплены знамена и значки, отбитые генералом Черняевым у кокандцев 22 сентября 1864 года.

В 1804 году был освящен придел во имя Великомученицы Екатерины (в 1850–1905 гг. – во имя святых Константина и Елены), а в 1850 году, после капитального ремонта храма, – придел во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Тогда же при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого амосовского отопления была найдена серебряная позолоченная закладная доска с вензелем императрицы и надписью "Чарльзъ Камеронъ — архитекторъ". Тогда же был извлечен из-под сводов подвала деревянный крест 1782 года, указывавший место, где должен был быть воздвигнут престол. Крест этот был помещен в алтаре одного из приделов.

Двухъярусная колокольня собора построена в саду, окружавшем собор, в 1903 – 1905 годах по проекту В. А. Покровского и Л. Н. Бенуа. В её нижнем ярусе была устроена небольшая церковь во имя Преподобного Серафима Саровского. Четкий силуэт колокольни хорошо вписался в панораму городской площади, усилил доминирующее значение собора.

В 1934 году собор был закрыт, его богатейшее внутреннее убранство расхищено, уникальный иконостас уничтожен, мемориальные доски сорваны и разбиты. Серьезный ущерб причинила зданию война. Последующие десятилетия довершили гибель интерьеров храма. В середине восьмидесятых годов, едва началась "оттепель", верующие Царского села, где в то время не осталось ни одной действующей церкви, решили обратиться к властям с просьбой о возвращении им Софии. В 1990 году полуразрушенное и изувеченное здание было возвращено православной церкви и на Вознесение 1989 года среди черных стен, под осыпающимися сводами в нем была отслужена первая служба. Сразу же началось восстановление храма. К 750-летию Невской битвы, 12 сентября 1990 года у стен собора установили памятник Александру Невскому — Великому князю новгородскому, воину, защитнику земли русской, святому покровителю Санкт-Петербурга. Автор памятника — скульптор В. Г. Козенюк.

В 1999 г. собор был полностью освящён. Восстановление Софии стало одной из крупнейших работ реставраторов в С.-Петербурге и его окрестностях последних десятилетий и одним из символов возрождения православия в России конца ХХ века.

Левый придел вновь был освящен во имя святых Константина и Елены. Белоснежный интерьер храма украшают гранитные колонны, великолепные позолоченые паникадила, ценные старинные и вновь созданные образа, в том числе образ покровителя города – священномученика Иоанна Кочурова, пресвитера Царскосельского и икона Божией Матери "В скорбях и печалях Утешение", подаренная священномучеником Митрополитом Вениамином царскосельскому Екатерининскому собору "в память о страшных днях смуты 29 – 31 октября 1917 года в Царском Селе", с подписью святителя.

В 2000 — 2002 гг. Балтийской строительной компанией, восстанавливавшей собор, в его ограде было выстроено здание приходской воскресной школы.

К собору приписаны домовые часовни, а также кладбищенская церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Пушкине, часовня Патриарха Тихона на Южном кладбище С-Петербурга; собор имеет подворье в пос. Новолисино Ленинградской области.

Разумов А., 2003, 2004 гг. ()

Используются технологии uCoz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *