Города и Страны

Софийский Собор Новгород

 Новгородский собор Святой Софии

Софийский собор — храм, возведенный в Великом Новгороде в 1045-1050 годах. Признан главным православным сооружением Великого Новгорода, самая древняя российская церковь.

История

В 1046 году князь Ярослав Мудрый прибыл в Новгород со своей женой Ириной из Киева к сыну Владимиру, чтобы начать строить Софийский собор. Фундамент установили на немного севернее храма из дерева, который сгорел в 989 году. Освятили сооружение сразу после открытия, в 1050 году.

Состоял собор из трех галерей, самую северную часто реставрировали и отстраивали по-новому. Изначально стены не были выкрашены в белый цвет, лишь барабаны и пристройки покрыли кирпичной крошкой. Внутри стены тоже не красили, только своды украшали фрески. Образы были навеяны константинопольской архитектурой, где мрамор покрывал стены, а мозаики — своды. Для уменьшения стоимости вместо мрамора выбрали известняк, а вместо мозаик — фрески. Полностью стены покрыли крошкой из кирпича ближе к 1150-ым годам.

С западной стороны установлены Магдебургские врата, отлитые из бронзы, отличаются различными барельефами и скульптурами. В XVIII были пристроены контрфорсы с южной и северной сторон, но при следующей реставрации их разобрали и вернули сооружению начальный вид. В 1922 году изъяли множество вещей, а в 1929 году собор и вовсе был закрыт. В здании разместился музей, отвергающий веру, но его разграбили во времена Великой Отечественной войны. После освобождения Новгорода храм отстроили заново.

Специфика конструкции

Собор крестово-купольного типа, состоит из пяти нефов. Похожие конструкции появились в Руси в XI веке. В Киеве и Полоцке такого типа возведены одноименные церкви. У храма есть 3 апсиды. Первая расположена в центре, имеет пять граней, еще две круглой формы установлены по бокам. Рядом с сооружением построены галереи, состоящие из двух этажей. О них до сих пор идут споры, но принято считать, что галереи построены вместе с храмом.

Длина здания составляет 27 метров, ширина — около 25 метров без учета галерей. Если считать галереи, то длина конструкций около 35 метров, а ширина около 40 метров. Общая высота чуть меньше 40 метров. Толщина стен более одного метра, материал — известняк. Камень не обработан, соединение происходит за счет известкового раствора, арки и своды кирпичные. Дизайн схож с киевским Софийским собором, но новгородский вариант более вытянутый, отчего различия достаточно заметны, многие элементы упрощены.

Росписи и иконы

Первые росписи появились начале XII века, но до нынешнего времени дошли только некоторые элементы купола, изображающие пророков и ангелов, между которыми находился образ Христа. Также современное общество может увидеть фреску с образами апостолов Константина и Елены. Считается, что фреску хотели сделать основой мозаики, потому что при ее написании использовали краски, сильно разбавленные водой. В церкви присутствуют 3 иконостаса, наиболее популярен главный (создан в пятнадцатом веке) и Рождественский (создан в шестнадцатом веке). Икона Софии находится в центре сооружения. Имеет множество важных деталей, например, основной цвет — алый, символизирует жертву Христа. В Рождественском иконостасе особо замечательна икона Богородицы, написанная по просьбе царицы Софьи.

Крест центрального купола и голубь, сидящий на нем

Главный купол храма увенчан крестом, а на самой его вершине красуется голубь, отлитый из свинца, символизирующий Святой Дух. Легенда гласит, что после расправы Ивана Грозного с новгородцами в XVI веке на крест сел голубь. Наблюдая за кровавой бойней, птица окаменела от страха. Позже Богородица рассказала служителю церкви, что птица отправлена неслучайно, а ради усмирения населения. Пока птица венчает крест, Новгород находится под ее охраной.

В результате артиллерийского обстрела Кремля пострадало изображение Спаса Вседержателя, написанное в начале XII века. Также не пережили атаки барабаны, своды и стены. Из восьмидесяти залпов пять пришлись на собор. Многие иконостасы, мозаики и фрески были сворованы немецкими захватчиками. Крест, стоявший на главном куполе, повис на цепях. Городской комитет приказал снять его, дабы обезопасить от крушения. Из золота солдаты изготавливали подарки близким, отправляли на родину своим семьям. В те времена на земле новгородской существовала "Голубая дивизия", принадлежавший Испании. Как известно, Испания воевала за фашистов, поэтому крест увезли туда, считая трофеем.

В 2002 году городской губернатор запросил местонахождение у испанского посольства. Оказалось, все это время крест выступал в качестве экспоната в мадридском академическом музее Военно-инженерной. Узнав, что крест не утерян, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев встретился с президентом Российской федерации Владимиром Путиным и настоятельно попросил возвратить достояние обратно на родину. Далее последовали переговоры глав государств России и Испании, после чего было договорились передать экспонат обратно в Россию.

Осенью 2004 года министр обороны Испании отдал Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II крест. Взамен наша страна передала Испании точную копию.

Собор Святой Софии в Новгороде

В данный момент оригинальная версия хранится внутри храма. Сейчас купол увенчан крестом, который был сделан в 2006 году. Поставлен он был в зимой 2007 года.

Надписи на стенах церкви

Научные анализы — доказательство того, что больше 50% настенных росписей были сделаны в XI — XII веках. К 2014 году найдено около восьмисот текстов, из которых 22 глаголические, а остальные написаны кириллицей.

Наши дни

Сейчас собор функционирует в качестве церкви. Посещение возможно с восьми утра до восьми вечера. По словам посетителей храма, он поражает своими размерами и энергией. Незабываемый поход в главную церковь России точно не оставит никого равнодушным. С 1991 года собор принадлежит российской православной церкви. В 2005-2007 годах полностью реставрировали купола.

Адрес: Новгородская обл., г. Великий Новгород, Кремль.

Собор Святой Софии в Новгороде был построен в 1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира. Собор был выстроен из тесаного камня и тонкого кирпича и изначально был нештукатуреным, отчего его бело-розовые стены выглядели очень живописно. Об этом можно судить по фрагменту кладки в юго-восточной части стены, специально расчищенной от штукатурки реставраторами.

До каменной Софии в Новгороде был деревянный Софийский храм, дубового «о тринадцати верхах», выстроенный в детинце в 989г. Он стоял не на том же месте, что и нынешний собор, а на месте другой церкви, Бориса и Глеба. Ученые считают, что деревянный храм сгорел уже во время строительства нового каменного, и долгое время его место стояло пустым.

Строителями Софийского собора в Новгороде были киевские мастера, выстроившие храм по образцу Софии Киевской.

Огромное слегка асимметричное здание собора увенчано шестью массивными куполами – центральным пятиглавием и отдельной главой над четырехугольной пристройкой, внутри которой проходит подъем на хоры, где во время службы размещалась новгородская знать. Стены собора разделены простыми строгими лопатками. Первоначально собор окружали открытые и крытые двухъярусные галереи, позднее заложенные и превращенные в закрытые части храма.

Снаружи храм смотрится настоящим исполином.

Софийский собор в Новгороде

Внутри же его пространство разделено расписанными столпами на небольшие части, высокие и узкие, отчего кажется, что в соборе очень тесно. И только у самого иконостаса становится просторнее. Росписи в соборе многократно поновлялись и переписывались, однако уже в ХХ веке реставраторам удалось открыть ряд фресок – современниц собора. Так, сохранилась под слоями позднейших росписей фреска «Константин и Елена» XI века в южном притворе, а в центральном куполе были обнаружены и расчищены фрагменты росписей XII века.

Центральный собор Великого Новгорода исполнял не только богослужебные функции. В соборе, в его огромных подземельях, хранилась городская казна и многочисленные сокровища самого собора. Сохранилось, к сожалению, очень мало – соборную ризницу неоднократно грабили, в том числе и «новые хозяева» — большевики, — и фашисты во время оккупации.

Собор с самого момента постройки использовался также и как усыпальница новгородских князей и высшего духовенства. В самом соборе стоят раки с мощами святых – новгородского князя Владимира Ярославича, храмоздателя собора, его матери княгини Анны, бывшей принцессы Ингигерды, святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, и князя Феодора Ярославича, брата Александра Невского.

Отдельный большой интерес представляют собой знаменитые Магдебургские врата (иначе называемые Корсунскими), привезенные новгородцами из Швеции. Это высокие искусно сделанные створки с 48 литыми бронзовыми пластинками, подогнанными друг к другу. На каждой пластинке изображены фигуры или сюжеты. Собраны огромные ворота были уже в Новгороде.

В советское время в соборе некоторое время еще велись службы, при этом не прекращался вывоз ценностей из хранилищ собора. Множество ценных вещей было утрачено, похищено или просто превращено в цветной лом. В 1920-х годах в соборе открыли музей атеизма. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, был разрушен и разграблен фашистами. После войны на его восстановление ушли десятилетия, но после реставрации собор едва не стал своеобразным «Дворцом культуры», далеким от духовной музыки и религии вообще. В 1991г. собор был передан верующим, в нем снова ведутся богослужения.

Входит в проекты: домонгольские храмы

Лазарев В. Н.

Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески

Приложение. Мозаики и фрески в памятниках архитектуры

Собор св. Софии в Новгороде

Константин и Елена. Фреска в южной галерее собора. Вторая половина XI века

Сохранность хорошая. Имеются механические повреждения красочной поверхности. Фигуры Константина и Елены написаны по розовато-белому грунту, положенному очень тонким слоем на неровную кладку пилястра. Эта совсем особая техника отчасти объясняет легкий, как бы акварельный характер рисунка. Несмотря на то, что уже В. В. Суслов правильно относил изображение Константина и Елены к XI веку (Археологические известия и заметки, 1898, 5–6, с. 194), В. К. Мясоедов решительно датировал его 1144 годом (Фрагменты фресковой росписи св. Софии Новгородской. — Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества, X. Пг., 1915, с. 15–34). С этой ошибочной датировкой софийский фрагмент фигурирует и в моей книге «Искусство Новгорода» (М.–Л., 1947, с. 26, табл. 36). После исследования Ю. Н. Дмитриева можно считать доказанной принадлежность фрагмента в южной галерее к XI веку (Заметки по технике русских стенных росписей X–XII вв. (живопись и мозаика). — Ежегодник Института истории искусств Академии наук СССР, 1954. М., 1954, с. 271–276).

М. К. Каргер сообщает, что при расчистке росписи из-под штукатурки в 90-х годах XIX века над головой Елены была открыта надпись «Олена» (позже исчезнувшая), которая была сделана древним уставным письмом XII века (Новгород Великий.

Софийский собор в Новгороде

М., 1946, с. 22–23). Эта надпись, учитывая ее диалектологические особенности, позволяет приписывать фрагмент южной галереи местному новгородскому мастеру, в пользу чего говорит и совершенно уникальная, ни на что не похожая манера письма.

Пророки Даниил и Соломон. Фрески в барабане купола. 1108

Попавшие в купол два артиллерийских снаряда уничтожили полуфигуру Пантократора и фигуру пророка Давида. Уцелевшие фигуры семи пророков были закреплены и реставрированы в 1944–1945 и 1963–1964 годах. Воспроизведенные в иллюстрациях снимки сделаны после последней реставрации, когда были тщательно закреплены и промыты лица.

.

Литература

Суслов В. В. Краткое изложение исследований новгородского Софийского собора. — Зодчий, 1894, ноябрь, с. 86–87 и декабрь, с. 92–94, 96.

Обсуждение проекта стенной росписи новгородского Софийского собора. СПб., 1897, с. 11–13, 14, 15, 21, 28, 30, 31, 39, 41, рис. 4, 5, 9–11, 13, 14, 16.

Мясоедов В. Фрагменты фресковой росписи святой Софии Новгородской. — Записки Отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества, X. Пг., 1915, с. 15–34, рис. 9–16, табл. VI–VIII.

Дмитриев Ю. Н. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследование (работы 1945–1948 годов). — В кн.: Практика реставрационных работ, I. M., 1950, с. 135–146.

Дмитриев Ю. Н. Заметки по технике русских стенных росписей X–XII вв. (живопись и мозаика). — Ежегодник Института истории искусств Академии наук СССР, 1954. М., 1954, с. 271–276.

Брюсова В. Г. Фреска Вседержителя новгородской Софии и легенда о Спасовом образе. — Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР, XXII. М.–Л., 1966, с. 57–64.

Филатов В. В. К истории техники стенной живописи в России. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968, с. 52–53, 69–70, 71–72.

Лазарев В. Н. О росписи Софии Новгородской. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968, с. 7–62 (то же в кн.: Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978, с. 116–176).

Брюсова В. Г. О датировке древнейших фресок Софийского собора в Новгороде (XI — начала XII вв.). — Советская археология, 1968, № 1, с. 103–114.

Медынцева А. А. Надписи с именем художника Стефана из Софии Новгородской. — Советская археология, 1970, № 4, с. 141–152.

Филатов В. В. Манера живописи и первоначальный колорит росписи в куполе Софии Новгородской. — В кн.: Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь В. Н. Лазарева. М., 1973, с. 211–215.

Брюсова В. Г. О времени освящения Новгородской Софии. — В кн.: Культура средневековой Руси. к 70-летию М. К. Каргера. Л., 1974, с. 111–113.

Брюсова В. Г. О технике стенописи Софии Новгородской. — Советская археология, 1974, № 1, с. 191–203.

Воинов В. С. Об одной монументальной росписи XI в. — В кн.: Проблемы истории и культуры Северо-Запада РСФСР. Л., 1977, с. 72–75.

Медынцева А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. XI–XIV века. М., 1978.

Технологическое исследование росписи «Константин и Елена» Софийского собора в Новгороде (комплексное исследование). — Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация, 7 (37). М., 1981, с. 5–31 (статьи Ю. И. Гренберга и других авторов).

Гренберг Ю. И. «Константин и Елена» Софийского собора в Новгороде. (Некоторые выводы из технологического исследования живописи). — В кн.: Древний Новгород. История, искусство, археология. Новые исследования. М., 1983, с. 141–164.

Пуцко В. Новгородские фрески XII–XIII веков. — In: Wandmalerei des Hochfeudalismus im europäisch-byzantinischen Spannungsfeld (12. und 13. Jahrhundert). Hrsg. von H. Nickel. Halle (Saale), 1983, S. 189–190, 191–192.

Штендер Г. М. Композиция «Константин и Елена» в новгородском Софийском соборе и росписи деревянных сооружений домонгольской Руси. — В кн.: Архитектурное наследие и реставрация. Реставрация памятников истории и культуры России. Сборник научных трудов. М., 1988, с. 189–207.

Никитина Ю. И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской. — Советская археология, 1990, № 3, с. 220–232.

Лифшиц Л. И. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи Софийского собора в Новгороде 1108 г. — В кн.: Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994, с. 154–171.

Лифшиц Л. И. К проблеме интерпретации фрагментов росписи Рождественского придела Софии Новгородской, раскрытых В. В. Сусловым. — в кн.: Санкт-Петербургский фонд культуры. Программа «Храм». Сборник материалов, вып. 4. СПб., 1994, с. 85–93.

Софийский собор в Новгороде – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Новгородский Софийский собор – главный православный храм Великого Новгорода. Значение собора Святой Софии в общественно-политической жизни древнего Новгорода было исключительно велико. Выстроенная сыном Ярослава Мудрого – новгородским князем Владимиром в 1045 — 1050 годах, София уже в ЗО-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись на многие столетия в духовный центр Новгородской вечевой республики. Софийский собор вплоть до последних лет новгородской самостоятельности был как бы символом Новгорода. Образ градохранительницы Софии у новгородцев ассоциировался с самим городом: «где святая София, ту Новгород», – утверждает летописец.

Софийский собор

Это древнейшая церковь на территории России, построенная славянами.

Начало строительства в 1045 году сыном Ярослава Мудрого – Владимиром, Софийского собора в Новгороде –  втором по значению городе Древнерусского государства – было в русле политики укрепления государственности и упрочения авторитета великого князя.

Каменный храм был заложен в Детинце, вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Софийский собор в Великом Новгороде закладывался как княжеский и одновременно общегородской собор. На закладку собора приехали из Киева великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда). По-видимому, он закладывался при участии княжеских зодчих из Киева.

Собор возводился по образцу Софии Киевской. Во многом схож с планом Софии Киевской план Софии Новгородской. Это тоже пятинефный крестово-купольный храм с широкими хорами и галереей, но, как бы подчиняясь принципам иерархии, эта схема упрощена. Собор имеет одну галерею и одну башню-лестницу, ведущую на хоры (в Киеве две галереи и две башни-лестницы),  вместо пяти апсид здесь три, ветви «креста» заканчиваются двухпролетной аркадой, а не трехпролетной, как в Киеве. И пожалуй, самым характерным примером соблюдения принципа иерархии храма второго города государства по отношению к столичному  является увенчание Софии Новгородской всего пятью главами, а не тринадцатью. Последнее особенно показательно, ибо, согласно летописи, деревянная предшественница имела тринадцать глав.

В самом Софийском соборе  ярко отразилась главная архитектурная идея эпохи – уподобление храма вселенной. Центром этой системы был алтарь. К нему примыкают пять нефов, последние окружены поясом галерей. Подобно этому мощная центральная глава окружена ещё четырьмя меньшими главами. Далее идет глава угловой башни, которая  венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа.

Создана грандиозная иерархическая система соподчиненных друг другу объемов, которой внутри отвечает такая же иерархическая система соподчиненных пространственных ячеек и фресковых росписей.

Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Кровля собора имеет посводное, двуступенчатое покрытие. Одни своды округлые – закомары, другие двускатные – щипцы. Свинцовый голубь покоится на золоченом кресте центрального золоченого купола. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникло поверье: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду конец».

Без галерей основной объём собора имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, который находится на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы – 38 м.

У храма имеется три апсиды – центральная пятигранная, и боковые – округлые.

В Софии Новгородской основной объем воспринимается как единое целое, а не механическое объединение отдельных соподчиненных пространственных ячеек, как в Софии Киевской. Компактное расположение глав способствует впечатлению единой массы. Большие плоскости стен, расчлененные сильно выступающими лопатками, напоминающими контрфорсы, замкнутость галерей, маленькие проемы без обрамления вызывают ощущение необычной его мощи, придают зданию особую монументальность.

И это не случайно: как и песни, архитектура в камне запечатлевает эстетические идеалы народа. Зодчество Новгорода столь же непосредственно и выразительно, как и чистые яркие краски его иконописи,  так же лаконично, как и язык его летописей.

Несмотря на использование в качестве образца Софии Киевской, София Новгородская, в результате воздействия местных эстетических традиций и природных условий приобрела образную индивидуальность и самобытность.

Природа дала новгородским строителям удобный для обработки камень – известняк. Своеобразна кладка стен храма Софии, в которой как бы сочетается техника чисто каменной и смешанной кладки.

Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из волховского известняка разных оттенков и  различных пород и булыжников. Камни не отделаны (подтёсана лишь сторона, выходящая на поверхность стен) и скреплены так называемой цемянкой – звестковым раствором с примесями толчёного кирпича.

Реставратор Г. М. Штендер писал, что «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зеленых и желтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству».

Простые орнаментальные узоры из кирпича сосредоточены в наиболее композиционно важных местах: барабанах, апсидах и частично в лопатках. Декоративная кладка центральной апсиды, как бы сохранившая «почерк» киевских мастеров-каменщиков, дополнялась на южной и северной апсидах рисованными по обмазке красной краской «квадрами».

Интерьер Софии в Новгороде лишен тематических мозаичных изображений, они заменены фресками.

Современный вид собора – с надстроенной еще в XII веке галереей, растесанными окнами, полностью побеленного – все же дает некоторое представление о его первоначальном облике.

Торжественным входом в собор в течение нескольких веков служили Магдебургские врата. Они открываются в настоящее время только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.

Собор был впервые расписан в 1109 году, однако остались от этой росписи лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, между которыми в центре до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, от этих росписей сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены в Мартирьевской паперти. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

Свинцовая фигура голубя – символа Святого Духа находится на кресте центрального купола. По легенде, когда Иван Грозный в 1570 году жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав страшное побоище оттуда, голубь окаменел от ужаса. После одному из монахов Богородица открыла, что этот голубь послан в утешение городу – и пока он не слетит с креста, Великий Новгород будет им храним.

Большой урон зданию нанесли фашисты: погибла уникальная фреска Вседержителя в центральном разрушенном и затем воссозданном куполе, пострадали и другие росписи.

Главный крест собора, повисший на цепях, был снят по приказу коменданта города. В то время в Новгороде располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии. Как трофей, крест, был вывезен ими в Испанию. Позднее было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде.

Получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. Испанская сторона, в результате переговоров российского президента и короля Испании, приняла решение передать крест Софийского собора России.

Это произошло в 2004 году. Сейчас крест  размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста, которая взамен оригинального была передана испанской стороне. Тот крест, который сейчас находится на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *