Города и Страны

Собор Святого Франциска Ксаверия

Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия , неофициально называется также Фарный костёл  — католический собор в городе Гродно , кафедральный собор Гродненского диоцеза . Один из трёх храмов Белоруссии, носящих почётный титул малая базилика .

Описание

Входил в комплекс монастыря иезуитов , некогда самого богатого в Речи Посполитой , занимавшего целый квартал в центральной части города (в здании самого монастыря с XIX в. и по настоящее время находится тюрьма). Высота башен храма — 65 метров [1] . На одной из них размещены часы — одни из старейших действующих часов в Восточной Европе.

В убранстве собора широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись . Особую красоту интерьеру придают развитая многофигурная композиция (более 40 скульптур) в главном алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Эти декоративные элементы имеют высокую художественную ценность. Фресковая роспись (1752) состоит из многофигурных композиций, расположенных в арочных нишах, сводах и другом. Главный алтарь — один из самых высоких барочных алтарей в Европе (21 м.) [2] .

Летом 2006 в алтаре собора произошёл пожар: две статуи оказались полностью уничтоженными, ещё несколько сильно пострадали. Причиной пожара , согласно официальной версии, стала неисправность электропроводки . Был проведен сбор пожертвований на восстановление утраченной части алтаря, с 2009 велись активные работы по реконструкции алтаря, и летом 2011 восстановленный в новой цветовой гамме алтарь был представлен на обозрение.

Иезуитский коллегиум

Основная статья: Гродненский иезуитский коллегиум

Собор Святого Франциска Ксаверия изначально строился гродненскими иезуитами в 1678—1705 годах как здание для коллегиума. Служение в костеле началось в 1700 году, а торжественное посвящение его св. Франциску Ксаверию состоялось в 1705 году в присутствии союзников в войне против Швеции — короля Речи Посполитой Августа II и российского царя Петра I .

Собор Святого Франциска Ксаверия (Гродно)

В 1706 году в пристроенную к костелу каплицу был перенесен чудесный образ Матери Божьей Конгрегатской.

В 1709 году в коллегиуме стал преподаваться курс философии для схоластиков и построено отдельное каменное здание аптеки. Курс философии относил коллегиум к высшей школе. Следствием этого стало обустройство в 1713 году нового помещения библиотеки и увеличение собрания книг.

Следующая фаза активного развития началась в тридцатые годы XVIII ст. по окончании полосы войн. Видимым знаком этого стало украшениекостела в 1736-37 гг. уникальным главным алтарем работы Яна Христиана Шмидта из Решля (Jan Chrystian Schmidt z Reszla). Менее заметным признаком наступления нового качества в жизни коллегиума стало введение в её образовательную программу в 1737-38 гг. моральной теологии. Теология в учебном плане означала приближение коллегиума вплотную к уровню академии/университета, а это, в свою очередь, подстегнуло к развитию материальной базы. В 1744 году было окончено строительство всего комплекса зданий коллегиума. В 1745 году в библиотеке поставлены новые шкафы и смонтированы железные ставни. В 1752 году окончательно надстроены башни и купола костела. В 1763 году надстроен этаж над аптекой. В 1762 году расширено содержание курса теологии и учреждено Братство Найсвятейшего Сердца Иисуса для расширения набожных практик в студенческой среде.

См. также

Примечания для "Собор Святого Франциска Ксаверия (Гродно)"

Ссылки на "Собор Святого Франциска Ксаверия (Гродно)"

Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия, неофициально называется также Фарный костёл — католический собор в городе Гродно, кафедральный соборГродненского диоцеза. Один из трёх храмов Белоруссии, носящих почётный титул малая базилика.

Входил в комплекс монастыря иезуитов, некогда самого богатого в Речи Посполитой, занимавшего целый квартал в центральной части города (в здании самого монастыря с XIX в. и по настоящее время находится тюрьма). Высота башен храма — 65 метров. На одной из них размещены часы — одни из старейших действующих часов в Восточной Европе.

В убранстве собора широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру придают развитая многофигурная композиция (более 40 скульптур) в главном алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Эти декоративные элементы имеют высокую художественную ценность. Фресковая роспись (1752) состоит из многофигурных композиций, расположенных в арочных нишах, сводах и другом. Главный алтарь — один из самых высоких барочных алтарей в Европе (21 м.).

Летом 2006 в алтаре собора произошёл пожар: две статуи оказались полностью уничтоженными, ещё несколько сильно пострадали.

Причиной пожара, согласно официальной версии, стала неисправность электропроводки. Был проведен сбор пожертвований на восстановление утраченной части алтаря, с 2009 велись активные работы по реконструкции алтаря, и летом 2011 восстановленный в новой цветовой гамме алтарь был представлен на обозрение.

Собор Святого Франциска Ксаверия изначально строился гродненскими иезуитами в 1678—1705 годах как здание для коллегиума. Служение в костеле началось в 1700 году, а торжественное посвящение его св. Франциску Ксаверию состоялось в 1705 году в присутствии союзников в войне против Швеции — короля Речи Посполитой Августа II и российского царя Петра I. В 1706 году в пристроенную к костелу каплицу был перенесен чудесный образ Матери Божьей Конгрегатской.

В 1709 году в коллегиуме стал преподаваться курс философии для схоластиков и построено отдельное каменное здание аптеки. Курс философии относил коллегиум к высшей школе. Следствием этого стало обустройство в 1713 году нового помещения библиотеки и увеличение собрания книг.

Собор Святого Франциска Ксаверия (Гродно)

Следующая фаза активного развития началась в тридцатые годы XVIII ст. по окончании полосы войн. Видимым знаком этого стало украшение костела в 1736-37 гг. уникальным главным алтарем работы Яна Христиана Шмидта из Решля (Jan Chrystian Schmidt z Reszla). Менее заметным признаком наступления нового качества в жизни коллегиума стало введение в её образовательную программу в 1737-38 гг. моральной теологии. Теология в учебном плане означала приближение коллегиума вплотную к уровню академии/университета, а это, в свою очередь, подстегнуло к развитию материальной базы. В 1744 году было окончено строительство всего комплекса зданий коллегиума. В 1745 году в библиотеке поставлены новые шкафы и смонтированы железные ставни. В 1752 году окончательно надстроены башни и купола костела. В 1763 году надстроен этаж над аптекой. В 1762 году расширено содержание курса теологии и учреждено Братство Найсвятейшего Сердца Иисуса для расширения набожных практик в студенческой среде.

Республика Беларусь. Гродненская область.
Гродно. Кафедральный собор св. Франциска Ксаверия.

Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия, неофициально называется также Фарный костёл – католический собор в городе Гродно, кафедральный собор Гродненского диоцеза.

Гродно – один из самых старых городов Белоруссии. Он впервые упоминается в летописях в 1127 году. В 1376 году Гродно был присоединен к владениям князя Витовта. Начиная с 1569 года город находится в составе Речи Посполитой. В 1795 году Гродно был присоединен к Российской империи, а в 1801 году стал губернским городом. В 1863 году город был центром польского восстания в Белоруссии. В июле 1920 года город перешёл под советский контроль, но в уже в октябре того же года перешёл под управление Польши, в составе которой оставался вплоть до 21 сентября 1939 года. 23 июня 1941 года Гродно был оккупирован немецкими войсками. 16 июля 1944 года Гродно был освобожден советской армией, 20 сентября 1944 года Гродно стал административным центром вновь созданной Гродненской области. Этот статус город сохранил и после образования Республики Беларусь в 1991 году.

Собор святого Франциска Ксаверия в Гродно (Фарный костёл) – это одна из визитных карточек Гродно. Костел стоит на главной площади города, двери открыты с раннего утра до позднего вечера. А потому здесь не только много прихожан, но и туристов. Костел на своем веку повидал почти все, хотя за триста лет ни капельки не поменялся. А история самого храма берет начало еще раньше. Идею его строительства лелеял еще в XVI веке польский король Стефан Баторий, избравший Гродно одной из своих любимых резиденций. Он пожертвовал на возведение костела десять тысяч злотых.

Однако осуществляться замысел правителя начал лишь много лет спустя, уже после его смерти. В 1622 г. в Гродно обосновался могучий в ту пору орден иезуитов, чьими усилиями был возведен в начале деревянный костел Святых апостолов Петра и Павла. А в 1678 г. был заложен первый камень в строительство каменного храма в честь французского миссионера Франсуа Ксавери, реальной исторической личности, посвятившего в христианство множество африканских народов.

Здание возводилось более четверти века, и только в 1705 году, как свидетельствуют документальные источники, костел был освящен. Это само по себе великое торжество было отмечено серьезным политическим событием. К нему приурочили свои визиты в Гродно русский царь Петр I и польский король Август II. Освящение храма стало поводом для встречи двух самодержцев.

Фарным, т.е. приходским храм стал в 1783 году. Фарный костел и монастырь – это воистину выдающиеся памятники зодчества Беларуси. В свое время ансамбль домов костела и монастыря занимал целый квартал в самом центре Гродно, при всем при этом костел был наиболее роскошным во всей Речи Посполитой. В ансамбль застройки входили коллегиум, аптека (первая в Беларуси, работает в том же месте), библиотека и большое количество подсобных помещений.

Рейтинг топ блогов рунета

Высота костела составляет приблизительно 50 метров, делая его доминантой региона. Не лишним будет заметить, что, ранее башни были всецело открыты, а в настоящий момент прикрыты ставнями, которые оберегают их от ливня и ветра.

В начале основной фасад был довольно несложен, две его башни были лишены пластики, присущей развитому барокко. В настоящее время фасад предполагает собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями. Фасад насыщен ордером, немало тут трудных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны и силуэтны. Во внутреннем убранстве широко применялись средства архитектурной пластики, статуя и живопись.

Одна из главных достопримечательностей костела – деревянный алтарь высотой с семиэтажный дом, его украшают более 20 редких фигур апостолов, меценатов, святых. 20-метровый центральный алтарь был создан в 1736 году из дерева и тонированный после этого под мрамор. Специальную красоту внутреннему убранству придают развитая многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, красиво оформленные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Его убранство и в настоящий момент поражает фантазия: удивительная резьба по дереву, фрески, прекрасные статуи – иезуиты не пожалели ни сил, ни золота для украшения основного храма гродненщины. Фресковая роспись 1752 года состоит из многосюжетных композиций, находящихся в арочных нишах и сводах. Часть уникального деревянного алтаря костела была уничтожена в июле 2006 года при пожаре, случившемся из-за короткого замыкания. Были утрачены рельефные колоны, часть балюстрады, декор, четыре скульптуры: мецената Лозового, апостолов Якова и Фомы, святого Амброзия. Восстановить все четыре скульптуры удалось по фотографиям резчикам по дереву Казимиру Мисюре и его сыну Игорю. Мастера вырезали фигуры, как того требовал оригинал – из цельной липы. По ходу реставрационных работ были восстановлены ранее утраченные элементы (части декора и прочее). Например, у фигуры апостола Андрея, как выяснилось, недоставало левой руки до кисти. Ее отсутствие скрывали деревянные складки одежды, к которой кисть была прикреплена. В результате положение фигуры было сильно изменено, но реставраторы исправили этот недостаток.

Золочение проводилось мастерами из Вильнюса. Цветовое решение определено после проведения исследований оттенков уцелевшей при пожаре части и четырех боковых алтарей, поскольку центральный алтарь, хоть и является главным, был покрашен в последнюю очередь и простоял неокрашенным почти 50 лет. Таким образом, его художественное решение было обусловлено уже духом другой эпохи. При принятии решения учитывалось и влияние витража, расположенного в верхней части 21-метрового алтаря и изображающего голубя в лучах солнца, так как он является центром художественного решения всего костела. К слову, колористка витража основывается на аналоге из римской базилики святых апостолов Петра и Павла.

В одной из башен размещены уникальные маятниковые часы. Длительное время считалось, что они изготовлены в XVII веке, хотя не так давно при тщательном обследовании историки установили, что городские часы в Гродно существенно старше часов в Праге, которые раньше признавались старейшими. Механизм часов сделан в конце XV столетия. Вначале они украшали деревянную башню иезуитского коллегиума, построенного в середине XVII века. Затем она обветшала, и часы были перемещены. Когда точно это произошло, сказать трудно, но в росписи Конгрегатской каплицы костела, сделанной во второй четверти XVIII века, изображение часов уже присутствует. Интересно, что в XIX — начале ХХ века часы официально считались ратушными, то есть по ним сверял время весь город, и их содержание оплачивалось из средств магистрата. Часы шли до начала Первой мировой войны. Во время войны немецкие войска увезли древние часовые колокола в Германию, позже польские власти приняли решение поменять допотопный механизм на прогрессивный, хотя не успели. После этого часы многие годы стояли, пока уже в постсоветское время их не удалось восстановить. И вот после долгих лет молчания 23 июня 1987 года горожане услышали звон часового колокола. И теперь, несмотря на почтенный возраст, эти башенные часы идут секунда в секунду. Любопытные детали: действие механизма старинных часов происходит под тяжестью груза – 60-килограммового камня, который опускается с 15-метровой высоты на протяжении 36 часов. Часовая стрелка на их циферблате имеет метровую длину, минутная – 115-сантиметровую. Чтобы добраться до часов и колоколов, надо преодолеть 132 крутые каменные ступеньки. Как только минутная стрелка показывает четверть часа, на всю округу слышится один удар в колокол, 30 минут – два удара, 45 – три, а ровно в час – четыре.

Художественную и историческую ценность представляли собой храмовые колокола, отлитые в 1665 году. Три из четырех, в том числе большой часовой, в годы Первой мировой увезены в Германию. Новые колокола появились в 1938 году. Бесценной можно с полным правом считать и еще одну храмовую святыню – икону Матери Божией Конгрегатской, дарованную гродненцам Папой Римским и находящуюся в городе с 1641 года.

За столетия Фарный собор оброс легендами и былями. Так, гродненские старожилы помнят, что в годы Великой Отечественной в храм попал немецкий снаряд. Пролетел рядом с одной из икон и не взорвался. Гродненцы говорили, что именно эта икона сберегла древний костел. А позже, в шестидесятые годы ХХ века, его сохранили сами горожане. Тотальная борьба с религией, как известно, сопровождалась уничтожением христианских ценностей, и Фарный также попал в этот черный список. Однако, узнав о готовящемся взрыве, прихожане много дней держали здесь осаду, сутками напролет не покидая здание. И отстояли свою «Фару». Благодаря им Кафедральный собор сегодня по-прежнему украшает центральную площадь Гродно.

Реликвии и святыни храма

  • икона Матери Божией Конгрегатская (дарована Папой Римским в 1641 году)
  • Яндекс-фотки

    Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия, неофициально называется также Фарный костёл — католический собор в городе Гродно, кафедральный соборГродненского диоцеза. Один из трёх храмов Белоруссии, носящих почётный титул малая базилика.

    Описание

    Входил в комплекс монастыря иезуитов, некогда самого богатого в Речи Посполитой, занимавшего целый квартал в центральной части города (в здании самого монастыря с XIX в. и по настоящее время находится тюрьма). Высота башен храма — 65 метров[1]. На одной из них размещены часы — одни из старейших действующих часов в Восточной Европе.

    В убранстве собора широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру придают развитая многофигурная композиция (более 40 скульптур) в главном алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Эти декоративные элементы имеют высокую художественную ценность. Фресковая роспись (1752) состоит из многофигурных композиций, расположенных в арочных нишах, сводах и другом. Главный алтарь — один из самых высоких барочных алтарей в Европе (21 м.)[2].

    Летом 2006 в алтаре собора произошёл пожар: две статуи оказались полностью уничтоженными, ещё несколько сильно пострадали. Причиной пожара, согласно официальной версии, стала неисправность электропроводки. Был проведен сбор пожертвований на восстановление утраченной части алтаря, с 2009 велись активные работы по реконструкции алтаря, и летом 2011 восстановленный в новой цветовой гамме алтарь был представлен на обозрение.

    Иезуитский коллегиум

    Основная статья: Гродненский иезуитский коллегиум

    Собор Святого Франциска Ксаверия изначально строился гродненскими иезуитами в 1678—1705 годах как здание для коллегиума.

    Кафедральный костел Святого Франциска Ксаверия

    Служение в костеле началось в 1700 году, а торжественное посвящение его св. Франциску Ксаверию состоялось в 1705 году в присутствии союзников в войне против Швеции — короля Речи Посполитой Августа II и российского царя Петра I. В 1706 году в пристроенную к костелу каплицу был перенесен чудесный образ Матери Божьей Конгрегатской.

    В 1709 году в коллегиуме стал преподаваться курс философии для схоластиков и построено отдельное каменное здание аптеки. Курс философии относил коллегиум к высшей школе. Следствием этого стало обустройство в 1713 году нового помещения библиотеки и увеличение собрания книг.

    Следующая фаза активного развития началась в тридцатые годы XVIII ст. по окончании полосы войн. Видимым знаком этого стало украшение костела в 1736-37 гг. уникальным главным алтарем работы Яна Христиана Шмидта из Решля (Jan Chrystian Schmidt z Reszla). Менее заметным признаком наступления нового качества в жизни коллегиума стало введение в её образовательную программу в 1737-38 гг. моральной теологии. Теология в учебном плане означала приближение коллегиума вплотную к уровню академии/университета, а это, в свою очередь, подстегнуло к развитию материальной базы. В 1744 году было окончено строительство всего комплекса зданий коллегиума. В 1745 году в библиотеке поставлены новые шкафы и смонтированы железные ставни. В 1752 году окончательно надстроены башни и купола костела. В 1763 году надстроен этаж над аптекой. В 1762 году расширено содержание курса теологии и учреждено Братство Найсвятейшего Сердца Иисуса для расширения набожных практик в студенческой среде.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    CC BY-SA 3.0 wikiredia.ru  

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *