Города и Страны

Собор Александра Невского София

с приделами во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и св. блгв. царя Бориса, воздвигнут по волеизъявлению и на средства болг. народа в знак признательности рус. народу за освобождение от османского ига в русско-тур. войне (1877-1878). 13 апр. 1879 г. на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в г. Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болг. общественный и гос. деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его рус. святому — Александру Невскому, небесному покровителю российского имп. Александра II Николаевича, что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем — еп. Климентом (в миру писатель Васил Друмев, впосл. митр. Тырновский). 26 февр. 1881 г. была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, к-рый 1 июня 1882 г. обратился с «Воззванием» к болг. народу, освобожденному от пятивекового тур. рабства рус. братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тыс. солдат. 19 февр. 1882 г. на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма.

В 1883 г. для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен рус. акад. архитектуры И. С. Богомолов. Но ориентированное на Австро-Венгрию и Германию правительство нем. принцев Александра Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894) всячески тормозило проект. Лишь в 1895 г. дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов умер, и вместо него был приглашен рус. архитектор, проф. Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), построивший ряд церковных и гражданских зданий в России и храм-памятник у подножия исторического Шипкинского перевала в Болгарии. Померанцеву было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, к-рый внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболг. зодчества. Из-за несогласия сторон по нек-рым адм. и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 г. 5 авг. 1904 г. были начаты земляные работы, общее строительство А. Н. с. было закончено в 1912 г., во время Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева — рус. архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов. С болг. стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и др.

В 1915 г. болг. царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя рус. святого, и А. Н. с. был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия; заменены памятные доски, изменено расположение икон. Только в 1919 г., когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, к-рое возвратило собору первоначальное наименование. 12 сент. 1924 г., в день празднования памяти св. блгв. кн. Александра Невского, митр. Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь св. Александра Невского, сев. придел во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия был освящен 13 сент., а юж.- во имя св. царя Бориса — 14 сент.

А. Н. с. занимает центр большой площади, носящей его имя. Крестово-купольный собор (площадь 70´ 52 кв. м., объем 86 тыс. м, высота главного купола 45 м, колокольни 50 м, накупольных крестов ок. 5 м, главный барабан 16 м в поперечнике) вмещает более 5 тыс. человек. С сев., вост. и юж. сторон собор опоясывают крытые галереи, в вост. их части размещаются ризница и б-ка. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболг. стиле.

Колокола А. Н. с. отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг, самый маленький — ок. 16 кг, звон колоколов слышен за 30 км.

В украшении А. Н. с. принимали участие выдающиеся рус. и болг. художники: проф. П. Е. Мясоедов (Господь Саваоф в главном куполе), проф. М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), проф. И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в сев. нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), акад. А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), акад. Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), акад. А. Н. Новоскольцев, проф. А. Митов, проф. Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и др.

Декоративно-орнаментное украшение собора полностью выполнено болг. мастерами (П. Клисуровым, А. Белковским, X. Берберовым, А. Митовым, С. Ивановым, Н. Петровым) под руководством проф. В. Т. Перминова. Мозаичные панно собора изготовлены в Германии и Италии. В окнах использованы витражи. В отделке собора применялись дорогие породы мрамора и оникса разных цветов, алжир. малахит и уральские самоцветы.

В создании иконостасов и икон для собора приняли участие известные рус. и болг. художники: В. М. Васнецов (иконы Богородицы и Христа Спасителя центрального алтаря), В.

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В СОФИИ

Е. Савинский (иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца в главном алтаре), Н. А. Бруни (иконы св. Иоанна Предтечи и св. первомч. архидиак. Стефана центрального алтаря, помещенная в мраморный киот икона св. равноап. кн. Владимира), И. Мрквичка (иконы сев. иконостаса), А. Митов (образы св. Александра Невского на колокольне, иконы юж. иконостаса, также помещенные в мраморные киоты иконы св. царя Бориса и св. равноапостольных Кирилла и Мефодия), С. Иванов (образы мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых Седмочисленцев), А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, А. А. Киселёв, Н. Петров, Ц. Тодоров и др. Основная часть стенописей принадлежит кисти болг. худож. X. Тачева.

На престоле главного алтаря хранится Иверская икона Божией Матери в богатой жемчужной ризе — дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Кроме этой иконы Святейший Патриарх подарил храму одеяние на Престол главного алтаря, сребро-позлащенное, с богатой чеканкой и художественной эмалью, Евангелие, напрестольный крест, золоченые священные сосуды.

Согласно принятому в 1951 г. Уставу Болгарской Православной Церкви храм-памятник св. Александра Невского является Патриаршим кафедральным собором. Сильно пострадавший в 1944 г. от бомбежек, А. Н. с. после войны был капитально отремонтирован. В его крипте размещен филиал Национальной художественной галереи, экспозиция к-рого устроена на базе предоставленных Церковно-археологическим музеем Болгарской Церкви сохранившихся произведений древней иконописи.

Ист.: Воззвание Комитета при Центральной комиссии, руководящей делами по воздвижению кафедрального собора святого Александра Невского в городе Софии // Държавен вестник. София, 1882. № 62. С. 481. Лит.: МавродиновН. Връзките между българското и руското изкуство, със 112 илюстрации в текста. София, 1955. С. 115-129; Рачев Р.Г. Архитектурни паметници в София, Пловдив, Търново и Копривщица. София, 1956; Игнатьев А. Патриарший собор св. Александра Невского в Софии // ЖМП. 1964. № 1. С. 34-40; Труфешев Н.К. Монументалните изкуства и архитектура в България. София, 1968. С. 87-92; Дометиан, архим. Живой памятник вечной признательности и неизменной любви к братьям-освободителям // ЖМП. 1974. № 9. С. 48-50; Стоянов Борис, свящ. Храм-памятник «Святой Александр Невский» и его благовест: К 100-летию освящения // Там же. С. 50-53; Николай Макариополски, еп. Храм-паметник «Александър Невски» // Църквата и съпротивата на българския народ срещу османското иго. София, 1981. С. 186-194.

И. И. Калиганов, Н. Н. Крашенинникова

История собора

»        Современный вид собора

Фото» начала ХХ века

Вопрос о строительстве второго православного храма на Нижегородской ярмарке был вызван бурным ее развитием к середине ХIХ века. В отдельные годы сюда съезжалось до 200 тысяч человек, что в два раза превышало население города.
    Единственный тогда на территории ярмарки Спасский собор, построенный в 1822 году, уже не мог вмещать большую часть прихожан, особенно во время праздников. В связи с этим ярмарочное купечество, большая часть которого сосредоточилась на сибирской стороне ярмарки, т. е. довольно далеко от Спасского ярмарочного собора, ходатайствовало перед губернатором генерал-майором А. Н. Муравьевым и обратилось с официальным прошением к Нижегородскому епископу Антонию Павловскому с просьбой о необходимости строительства нового храма.
    Первоначально предполагалось построить однопрестольную церковь. Однако после приезда на Нижегородскую ярмарку в августе 1858 года Александра II с императрицей Марией Александровной и великою княжной Марией Александровной купечество, "осчастливленное" этим посещением, "на память о преданности своей православию и престолу" решило соорудить не только храм, удовлетворяющий религиозной потребности торговцев, но храм величественный, увековечивающий патриотизм верноподданных". Поэтому решено было устроить в новой церкви три престола во имясвятых, тезоименных членам императорской фамилии: Александра Невского, Марии Магдалины и Николая Мирликийского (святителя и чудотворца).

    Император одобрил такое решение купечества и даже указал место для будущего храма — на Стрелке, у слияния Оки и Волги.
    Купцы рассчитывали обеспечить приток пожертвований на строительство.

В определенной степени это удалось: сразу же было собрано около 20 тысяч рублей.
    Однако дело затянулось с самого начала. Лишь через год было получено официальное разрешение на возведение собора. Проектный план Нижегородской ярмарки с нанесенным на него местоположением собора Александра Невского был "высочайше" утвержден 11 августа 1860 года.
    Был создан специальный орган, получивший наименование "Комитета по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма". Большинство его членов считало

выбранное место неудачным, т. к. оно постоянно заливалось весенними водами.

    В конечном итоге было решено не отступать от первоначально намеченного плана.
    Торжественное освящение места строительства собора состоялось лишь 8 сентября 1864 года. Но к этому моменту оставался открытым вопрос о выборе проекта собора.
    К сожалению, остается неустановленным до сего времени, кто из архитекторов принимал участие в решении этой существенной для облика Нижнего Новгорода градостроительной задачи.
    По мнению историка нижегородского зодчества Н. Ф. Филатова, это был Лев Владимирович Даль. Но другие исследователи документально опровергают эту версию (С. Л. Агафонов, А. И. Давыдов, И. С. Агафонова, С. М. Шумилкин и др.).
    В начале 1864 года проект собора был составлен и передан на рассмотрение в Министерство путей сообщения губернским архитектором Робертом Яковлевичем Килевейном, о чем свидетельствует его подпись на чертежах.
    По проекту Александро-Невский собор представлял собой центрическое сооружение с пятью восьмигранными шатрами, центральный из которых поднимается на высоту 72,5 метра. Архитектура собора ориентировалась на проекты К. Тона, а за образец была взята Благовещенская церковь в Петербурге, построенная этим архитектором в 1849 году. Посланный в Петербург на утверждение, проект был существенно переработан с изменением общего стилистического характера фасадов, ориентированных уже на средневековую романскую архитектуру при сохранении общих габаритов и пятишатрового завершения. На самом деле в Петербурге был разработан фактически новый проект собора для Нижегородской ярмарки. Имя его автора в архивных документах не упоминается. Скорее всего, работу выполняли рядовые служащие департаментов, переносившие на чертеж замечания и пожелания начальства. "Заменительный" проект собора был высочайше утвержден Александром II 18 ноября 1865 года.
    Однако строительство собора не было начато: сказалось отсутствие средств для возведения огромного здания, которое оценивалось в 200 тысяч рублей. А собрано было всего 70 тысяч. Поэтому Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма принял решение об уменьшении его размеров с сохранением общих пропорций. Эта работа была поручена все тому же Р. Я. Килевейну. Стоимость постройки вчерне не должна была превышать 100 тысяч рублей.

    Пересоставление проекта длилось весь 1866 год. Именно в это время к работе над проектом наряду с Р. Я. Килевейном был привлечен молодой академик архитектуры Л. В. Даль, только что поступивший на службу в Строительное отделение Нижегородского губернского правления.
    Л. В. Даль, мастерски подойдя к задаче строительства собора, разработал совершенно новый проект "открытой" церкви. Здание должно было представлять собой восьмигранник с располагавшимися по пяти его сторонам арочными проемами. Проект предусматривал возможность расширения храма путем пристройки дополнительных объемов. В случае недостатка средств расширение можно было осуществить частично или вообще не осуществлять. Причем в любом из вариантов церковь выглядела бы вполне законченной.
    Проект Л. В. Даля получил поддержку и одобрение как нижегородского губернатора А. А. Одинцова, так и устроителей нового православного храма. Р. Я. Килевейну было даже поручено составить смету к этому проекту. Однако новизна и необычность постройки вызвали недоверие со стороны большинства заказчиков — нижегородских купцов. К тому же новые строительные правила ужесточили требования, предъявляемые к проектам. Рассчитывать на быстрое утверждение чертежей в Петербурге не приходилось. Длившееся девять лет дело о новом соборе грозило затянуться на неопределенный срок. Это и предрешило судьбу проекта Л. В. Даля. Он так и остался неосуществленным.
    Недовольное создавшимся положением ярмарочное купечество в августе 1867 года постановило начать немедленное строительство нового храма по высочайше утвержденному 18 ноября 1865 года плану.
    19 сентября (по другим сведениям, 24 сентября) 1867 (11 августа 1868) года состоялась торжественная закладка собора Александра Невского. Первый кирпич положил великий князь Владимир Александрович. Царская семья с особым вниманием следила за возведением собора в Нижнем. 15 июля 1869 года здесь побывал будущий император Александр III с супругой. Прибыл он и на торжественное освящение собора через 14 лет — 20 июля 1881 года.
    Руководил всеми делами Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма. Р. Я. Килевейн, будучи членом Комитета, осуществлял технический надзор за производством работ. Немалое участие в строительстве собора принимал и Л. В. Даль, занимавший должность помощника производителя работ.
    Поскольку пожертвованных сумм на строительство собора оказалось недостаточно, в августе 1869 года был введен десятипроцентный полавочный и поземельный сбор с торгующих на ярмарке купцов, от которого были освобождены мусульмане. 3 сентября 1874 года нижегородский губернатор граф П. И. Кутайсов положил последний камень в довершение кладки. Торжественное освящение собора Александра Невского состоялось 20 июля 1881 года в присутствии Александра III. На этом торжестве присутствовал и цесаревич Николай Александрович, а также великие князья Георгий и Алексей Александровичи.
    Тем не менее, Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма продолжал свою деятельность до 1889 года. Он занимался изысканием средств на отделочные работы в соборе, а также строительством дома причта по проекту Р. Я. Килевейна.
    Возведение собора Александра Невского на Нижегородской ярмарке явилось одним из крупнейших строительств в России. По данным Снежницкого за 1899 год, 87-метровый собор Александра Невского был третьим по высоте в России после храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
    На строительных работах были использованы многие инженерно-технические достижения того времени. Так, большой центральный шатер имел металлические несущие конструкции (изготовленные арзамасским мастером П. И. Цыбышевым), требовавшие специальных расчетов. Металлический каркас имели и пять церковных глав, а кресты на них были вызолочены гальваническим способом. Оригинальное решение фундамента собора разработал Р. Я. Килевейн на основании геологических исследований и собственных соображений относительно влияния колебаний уровня грунтовых вод. Отказавшись от обычных свай, он предложил использовать в качестве основы храма деревянный плот, на котором покоилась сплошная плита из каменной кладки. Такая конструкция обеспечивала равномерную осадку и долговечность фундамента, т. к. плот оказывался в огромной заполненной водой глиняной "ванне", образовавшейся под тяжестью грандиозного сооружения. Это исключало воздействие на деревянное основание собора периодического понижения уровня грунтовых вод, что при свайной конструкции вскоре привело бы к загниванию свай.
    В завершенном виде собор представлял собой пятишатровый кирпичный храм, имеющий центричную объемную композицию, несколько нарушенную выступающим западным притвором, во втором ярусе которого располагалась теплая церковь (основное помещение функционировало только во время ярмарки и не отапливалось).

Храм-памятник Св. Александра Невского в Софии

Квадратный в плане (33,5 33,5 м) главный объем собора имеет четыре внутренние опоры сложной конфигурации, которые поддерживают восьмигранные барабаны с помощью системы подпружных арок и парусных сводов. Большой центральный барабан, перекрытый кирпичным куполом пролетом около 14,2 м., является световым. Высота от центрального купола до пола составляет 44,5 м.

Купольные перекрытия малых западных барабанов находятся ниже уровня проемов, что давало возможность использовать их как звонницы (практически, звонница была устроена в одном барабане — северо-западном). Симметрично расположенные южный и северный притворы, как и алтарный выступ, решены в виде пятигранников на прямоугольном основании, перекрытых полукупольными сводами.
    Первоначально фасады собора не были оштукатурены.
    Как можно видеть на старых фотоснимках и открытках, русты и другие кирпичные детали имели белую прорисовку, шатры при этом некоторое время были покрашены "в шашку". Выполненная в 1892-1894 годах штукатурка изменила внешний вид здании: усложнились профили карнизов и других элементов фасадов, одноцветные, выкрашенные охрой стены придали большую строгость и цельность облику сооружения.
    Крестовокупольная структура храма, тройное "византийское" окно западного притвора, чисто "русские" детали фасадов (шатры, луковичные главы, восьмигранные барабаны, украшенные кокошниками, и др.) отражали официальное понимание русской национальной культовой архитектуры, соответствовавшее общественно-политическому идеалу России середины XIX века.
    Однако собор Александра Невского нельзя назвать "чистым" образцом так называемого русско-византийского стиля. В архитектуре здания весьма вольно сочетаются элементы декора, заимствованные из разных периодов зодчества. Эклектичность творческих методов проектирования, стремление к помпезности привели к огрублению архитектурных форм, их тяжеловесности.
    Собор Александра Невского является типичным примером архитектуры культовых сооружений середины — второй половины ХIХ века, отражающим высокий уровень строительной культуры и инженерного искусства. Общий облик собора, удачно найденные габариты и силуэт, масштабность основных пропорций ставят его на одно из первых мест по значению для архитектуры Нижнего Новгорода, делают памятник немаловажной частью его речного фасада.
    Послереволюционная судьба собора Александра Невского не отличается от судьбы большей части культовых построек в России. В конце 1920-х годов храм был закрыт. По проекту реконструкции бывшей ярмарочной территории здание подлежало сносу, на его месте предполагалось построить маяк с памятником Ленину. Однако этот проект не был осуществлен, дело ограничилось разборкой шатров в конце 1930-х годов.
    В дальнейшем здание собора использовалось под склады и частично под жилье. В многочисленных пристройках, окончательно обезобразивших собор, размещались конторы и разнообразные подсобные помещения. Судьба внутреннего убранства храма не известна. По словам Василия Ивановича Виноградова, автора "Иллюстрированного путеводителя по Нижнему Новгороду и ярмарке" (1896), в соборе Александра Невского "иконы замечательны своею древностию и поступили в сей храм из упраздненного Макарьевского монастыря.

    Кроме того, замечательны два креста — один на жертвеннике, а другой — напрестольный. Крест на жертвеннике — серебряно-вызолоченный, резной; в нем вложены частицы св. мощей угодников Божиих. Второй крест напрестольный — серебряный, резной, обложен кругом крупным жемчугом; пожертвован в 1673 году преосвященным Иларионом, митрополитом рязанским и Муромским. Кроме этих древностей, в соборе много и других достопримечательностей из Макарьевского монастыря".
    В память чудесного спасения императора Александра III с семьей при крушении поезда на станции Борки почетным гражданином И. М. Рукавишниковым была устроена икона пророка Осии и св. благоверного кн. Александра Невского с иконами святых, имена которых носили члены семьи императора. Икона эта, прекрасной кисти художника А. О. Карелина, стояла в изящном, богатом киоте придворного мастера Мельцера.
    По сообщениям местных жителей, интерьер собора был окончательно уничтожен пожаром в 1940-х годах, после чего остатки внутренней штукатурной отделки почти полностью сбили.
    В таком состоянии собор находился до начала реставрационных работ. В 1984 году архитекторами Горьковской специальной научной реставрационной производственной мастерской О. Е. Сундиевой и И. С. Агафоновой был выполнен проект его реставрации. К 2006 году собор был восстановлен, и началась роспись внутренних сводов храма.
    В настоящее время завершаются работы по восстановлению иконостаса силами иконописной мастерской "Традиция", много лет работающей при соборе. В ходе визита патриарха Кирилла в Нижний Новгород в рамках Александровских дней был отслужен молебен в соборе Александра Невского и дано благословение на перенесение в него архиерейской кафедры.

Архитектурным чудом Софии и ее символом считается кафедральный собор Александра Невского, расположенный на одноименной площади в центре столицы. Это второй по размерам православный храм на Балканах. Ныне в нем размещается резиденция Патриарха Православной церкви Болгарии.

Мифы и факты

С 1396 по 1878 года Болгария пребывала под властью Османской империи. В истории этот период называется «османским игом». Обрести независимость болгарам помогли русские солдаты, в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Собор Александра Невского в Софии

В честь погибших русских воинов, а также тогдашнего императора России Александра II, и был воздвигнут монументальный собор Александра Невского.

Интересно, что изначально храм-памятник русским героям планировали построить в Велико Тырново, древней столице Болгарии.

Первый камень святыни заложили в 1882 году на самом высоком месте Софии, но из-за нехватки средств строительство начали только в 1904 , а закончили в 1912 году. Архитектором первоначального проекта был русский академик И. Богомолов, однако впоследствии в его план были внесены коррективы и строительство возглавил Александр Померанцев.

В 1915 году собор переименовали в честь Кирилла и Мефодия. Однако спустя пять лет святыне вернули прежнее название.

Ныне храм действующий, в нем проводятся богослужения.

Что посмотреть

Монументальный собор построен в традиционном византийском стиле. Его высота — 45 м, площадь – около 3000 кв.м. Он может вместить до 5 тысяч прихожан!

Фасад здания облицован белым камнем, купола – позолоченные, снаружи строение украшено скульптурными элементами.

Резные деревянные входные двери выполнены в древнеболгарском стиле.

Интерьер храма украшен иконами и фресками, выполненными известными русскими и болгарскими художниками (в их числе В. Васнецов, М. Мясоедов и др.), витражными окнами, отделка — из мрамора, оникса, малахита.

Уникальные достопримечательности церкви – мозаичное панно, изображающее царя Фердинанда и царицу Элеонору, мраморный иконостас, царский и патриарший трон и амвон.

В крипте, в подземелье собора расположен музей икон с шедеврами иконописного искусства.

Высота колокольни – 53 м, самый большой из ее колоколов весит 12 тонн, а самый маленький –10 кг. Звон колоколов можно услышать на расстоянии 15 км!

Что еще посмотреть в Болгарии: в Софии также находится самая древняя церковь, главная достопримечательность города Велико Тырново — крепость Царевец, в горах находятся знаменитые болгарские монастыри Рильский и Ивановский.

Собор Александра Невского (Катедралата Александър Невски) открыт ежедневно с 07.00 до 18.00, музей с 10.00 до 17.00, кроме вторников.
Вход бесплатный. Музей – 10 лв (около 5 €).
Как добраться: троллейбусом № 1, 2, 4, 9, автобусом № 11, ближайшая станция метро "Св. Климента Охридского" (5 мин. пешком).

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-11-30

Видео:

СОФИЙСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *