Города и Страны

Сколько Населения в Турции

Национальные меньшинства составляют немногим менее 12% населения современной Турции, что существенно отличает ее от Османской империи, представлявшей собой многонациональное государство, в котором в ряде областей страны турки были в меньшинстве.

В настоящее время турецкая статистика свыше 88% населения причисляет к туркам (точнее к лицам, признавшим своим родным языком турецкий язык). Еще сравнительно недавно даже в Анатолии, где турецкое население издавна составляло компактное большинство, процент турок был значительно меньше. Столь большой удельный вес турок в общей массе населения достигнут искусственно — путем применения самого жестокого насилия над национальными меньшинствами Турции.

Не касаясь получившей позорную известность резни христианского населения, организованной султаном Абдул-Х амидом II и его кликой в конце XIXв., обратимся к событиям последних нескольких десятилетий.

В мае 1915 г., когда турецкая армия после занятия русскими войсками Вана продолжала отступать вглубь страны, турецкое правительство издало закон о так называемых депортациях (высылках). Официально закон предусматривал эвакуацию населения из прифронтовой полосы, в действительности же депортации превратились в бесчеловечный погром национальных меньшинств, планомерно проводившийся турецкими войсками под руководством офицеров. При этом депортации не ограничивались прифронтовой полосой, а распространялись на все нетурецкие районы Анатолии и даже на Стамбул. Помимо организованного грабежа местного населения, депортации сопровождались многочисленными человеческими жертвами. Выселяемых не снабжали продовольствием; мужчины были отделены от женщин и детей и высылались по разным маршрутам и в разные районы. Болезни и совершаемые конвоирами побои, убийства уносили тысячи жизней. Тех же высылаемых, которые в конце концов достигали места высылки, заключали в концентрационные лагери, где они погибали от голода, болезней и жестокого обращения. Вот некоторые итоги применения закона о депортациях.

Даже по фальсифицированным данным официальной турецкой статистики, в Турции до первой мировой войны проживало 1290 тыс. армян; в действительности численность армянского населения была значительно выше. Только в вилайетах Северо-Восточной Анатолии проживало 1430 тыс* человек, а всего в Турции насчитывалось 2380 тыс. армян1. Из этого числа свыше 1,5 млн. армян, т. е. почти 63% армянского населения Турции, было согнано с места и отправлено в концентрационные лагери в Сирии и Месопотамии. Около 1 млн. армян при этом было физически уничтожено2; около 1 млн., спасаясь от резни, бежало в Россию, Иран, арабские страны, Западную Европу и Америку.

Преследованиям подвергались и курды. Как пишет непосредственный свидетель этих событий, курдский автор Абд-оль-Азиз Ямольки, «отступая от Эрзерума, турецкие войска угоняли за собой в Анатолию курдов, которые, не имея оружия, были бессильны оказывать сопротивление»3. По словам Ямольки, в развитие закона о депортациях турецкие власти издали специальную инструкцию о курдских переселенцах, в которой говорилось: «Ввиду перенаселения областей, курды будут взяты с их родины и переселены в Анатолию с таким расчетом, чтобы в турецких районах они составляли не более 5% населения. Курдские вожди, главари племен и шейхи должны быть отделены от своих племен и обществ и поселенщ отдельно в различных местах. В местах их поселения должно быть как можно меньше молодежи. Общение между курдами должно быть категорически воспрещено. В новых районах поселения курдов следует обязательно требовать, чтобы они пользовались только турецким языком. Таким путем будут постепенно приняты меры к их полному отуречиванию»4.

Переселение курдов в основном производилось в зимние месяцы; в результате значительное количество переселенцев погибло от голода и холода.

Трагичной оказалась и судьба айсоров. Этот небольшой древний народ издавна обитал в горных районах южнее Ванского озера и неоднократно с оружием в руках отстаивал свою свободу и независимость от покушений турецких правителей. К концу первой мировой войны турецким войскам удалось,натравливая курдов на айсоров, добиться уничтожения десятков тысяч последних. Несколько сот тысяч айсоров вынуждены были бежать в соседние районы Ирана и частично в Россию. Тяжелое положение айсорских беженцев заставило часть их внять убеждениям английских агентов переселиться в Ирак, где они были поселены в северных, населенных курдами районах; английская агентура неоднократно использовала разжигаемую властями рознь между айсорами и курдами и айсорами и арабами для укрепления английского господства в стране. В Турции в настоящее время айсорское население отсутствует.

Таким образом, к моменту образования Турецкой республики в ряде областей Анатолии было уничтожено около 3 млн. армян, курдов и айсоров.

Немало жертв понесло и греческое население. Уже во время первой мировой войны греки подвергались в Турции репрессиям, что привело к сокращению их численности: многие греки выехали из Турции. Но особенно уменьшилось число греков в Турции во время национально-освободительного движенияв Турции, сопровождавшегося, как известно, греко-турецкой войной 1919—1922 гг. Так, по данным на 1910 г., в европейской части Турции проживало 1800 тыс., а в азиатской 1 млн. греков1; в результате греко-турецкой войны значительная часть их погибла, а многие бежали из Турции. Подавляющее большинство остальных, согласно Лозаннской конвенции между Турцией и Грецией об обмене населением, выбыло в Грецию, в обмен на проживавшее там мусульманское, в основном турецкое, население. В Грецию выехало свыше 1 млн. греков, составлявших в прошлом коренное население западных районов Турции. В настоящее время в Турции, главным образом в Стамбуле, проживает около 100 тыс. греков, занимающихся преимущественно ремеслом и торговлей.

Одновременно происходило дальнейшее уменьшение остатков армянского населения, систематически изгонявшегося из родных мест. Так, в 1920—1922 гг. около 100 тыс. армян бежало из Киликии в Сирию; в 1922 г., перед вступлением кемалистских войск в Стамбул, оттуда бежало почти все армянское население2. В настоящее время в Турции сохранилось немногим более 65 тыс. армян, проживающих главным образом в Стамбуле и некоторых крупных городах. В Восточной Анатолии, где искони обитали армяне и где они создали в древности и в средние века свою высокую самобытную культуру, в настоящее время армян не осталось совсем.

После ликвидации в основном армянского и греческого населения самым крупным национальным меньшинством оказались курды, сосредоточенные компактными массами в юго-восточной части Анатолии и составляющие здесь в ряде областей большинство населения. Курдское население подвергалось двойной эксплуатации: своих племенных вождей — кочевых феодалов и турецких властей. Племенная знать в корыстных целях в 20—30-х годах нередко вступала в сделки с империалистами Англии и Франции, и в результате курдский народ превращался в орудие борьбы империалистов против Турецкой республики. При этом империалисты и курдская знать использовали ненависть курдов к турецким поработителям и их стремление к свободе. Осуществляя и в отношении курдов свою националистическую политику, правящие круги Турции стали на путь преследования курдов; поводом для этого служили курдские восстания. Репрессии в свою очередь вызывали новые восстания курдов. Первая массовая расправа с курдами произошла после восстания 1925 г., спровоцированного англо-французскими империалистами, которые, действуя в контакте с племенными вождями, стремились использовать курдов в борьбе против Турецкой республики.

Законом от 25 июля 1927 г. властям было предоставлено право образовывать «в районах, где это вызывается необходимостью», генеральные инспекции для «обеспечения порядка и безопасности». Генеральные инспекции были созданы в населенных курдами вилайетах Турции — Эль- азиг, Урфа, Хаккари, Диярбакыр, Сиирт, Мардин, Ван. Генеральному инспектору подчинялись все местные органы власти и было предоставлено право объявления военного положения и вызова войск из ближайших районов. В 1932 г. последовало новое издание закона о депортациях, во исполнеыие которого сотни тысяч курдов подверглись разграблению и насильственному переселению в западные районы Турции, где многие из них превращались в батраков на крупных помещичьих латифундиях. Те же, которые бежали обратно на родину, часто находили на своих землях турок- переселенцев1.

Все это не могло не вызвать волны курдских восстаний, подавляемых турецкими войсками. Массовым преследованиям курды подверглись в годы второй мировой войны. Помимо новых насильственных переселений, курдов-мужчин отделяли от семей и помещали в отдельные лагери. Здесь их содержали в таких тяжелых условиях, что смертность среди них достигла ужасающих размеров. Изолируя курдов-мужчин, власти добивались резкого падения численности курдского населения.

Господствующие классы Турции беспощадно подавляют стремление курдов к независимости, преследуют любое проявление курдской культуры. При этом они делают вид, что в Турции курдов нет и никогда не было. «В Турции, — писала газета «Сон поста», — никогда не было курдского меньшинства — ни кочующего, ни оседлого, ни сознательного, ни бессознательного»2. Однако уничтожить курдский народ не удалось. На территории Турции проживает сегодня гораздо больше курдов, чем указывается официальной турецкой статистикой. По ряду данных, их число превышает 2300 тыс.

Турция — крупнейшие города по численности населения

Им, так же как и курдам Ирана и Ирака, посвящена глава в настоящей книге.

Следующим по численности национальным меньшинством Турции являются арабы, которых насчитывается в Турции до 300 тыс. Они населяют юго-западные районы Турции, вдоль сирийско-турецкой границы, составляя около 50% населения ила Хатай, около 30% населения Мардинского ила, 20%Сииртского и 12% Урфинского3.

Нынешний ил Хатай, в недавнем прошлом сирийская область Искан- дерон (Александретта), в 1939 г., по соглашению с французскими империалистами, был включен в состав Турецкого государства и объявлен исконной турецкой территорией. До присоединения области Искандеров турецкая официальная печать утверждала, что здесь проживает 420 тыс. человек, из коих 80%— турки. По сведениям же французского правительства, здесь жило всего 210 тыс. человек и турки составляли не более 39%4. В действительности в Искандероне арабское население значительно превышало турецкое, так как в свое время эта область была включена в состав Сирии по этническому признаку. Впоследствии турецкая официальная статистика снизила численность арабского населения Искан- дерона до 100 тыс. Это было достигнуто путем простого переименования целых групп населения области. Еще до присоединения Искандерона турецкая газета «Тан» утверждала в передовой статье, что проживающие в этой области 40 тыс. алавитов — не арабы, а турки: «Они говорят на турецком языке, смешанном с арабским; некоторые из них прежде считали себя арабами, но постепенно их сознание прояснилось и теперь они все считают себя турками»5. Самая область Искандерон после присоединения была переименована в Хатай, по имени одного из тюркских кочевых племен, некогда обитавшихвСреднейАзии.Такимобразом,ив отношении арабского национального меньшинства в Турции проводится политика насильственной ассимиляции.

Большая часть арабов Турции ведет оседлый образ жизни, занимаясь земледелием и отчасти скотоводством, главным образом коневодством. Среди арабских крестьян, живущих на Аданской низменности, имеется несколько селений африканцев, поселенных здесь в 1840 г.1 Основная масса арабов Турции в этническом и культурном отношении не отличается от арабов Сирии2.

В Турции проживает более 80 тыс. «черкесов», потомков северокавказских горцев, переселившихся в Турцию. «Черкесы» в настоящее время все более ассимилируются с турками. «Черкесское» население разбросано небольшими группами в 22 областях Турции; больше всего «черкесов» проживает в илах Кайсери и Болу. «Черкесы» занимаются главным образом земледелием. Они еще частично сохраняют родной язык, своеобразный тип жилища, элементы национального костюма: папаху и черкеску с газырями, опоясываемую кожаным ремнем с наборными бляхами.

В юго-восточной части черноморского побережья проживают частично ассимилировавшиеся с турками грузины-мусульмане (аджарцы) и родственные им лазы.

Грузины, численность которых доходит до 50тыс., населяют в основном граничащий с СССР крайний северо-восточный район Турции, расположенный в бассейне р. Чорох и верхнего течения Куры. Лазы, число которых, по официальным данным, превышает 55 тыс., живут в илах Чорох и Ризе, на узкой полосе черноморского побережья, ограниченной с юга Понтий- скими горами. Как грузины, так и лазы составляют коренное население края. В результате многовекового турецкого влияния они приняли ислам.

В период первой мировой войны и после нее лазское и в особенности грузинское население неоднократно выселялось из родных мест в центральные районы Турции. В связи с этим усилилась ассимиляция грузинского и лазского населения с окрестным турецким населением и появились грузинские поселения в районе Бурсы, Синопа и в других местах.

Грузины в основном занимаются земледелием, разводят по склонам гор и в долинах кукурузу, пшеницу и табак. Очень развито также садоводство; выращиваются фрукты, особенно цитрусовые. В качестве подсобного занятия распространено пчеловодство. Скотоводство большого развития не получило.

Лазы — приморские жители, издавна славящиеся как хорошие моряки. На построенных ими судах они занимаются рыбной ловлей и каботажными перевозками. Из лазов в основном рекрутируется личный состав турецкого флота. Несмотря на горный рельеф местности, у лазов развито земледелие и садоводство. Выращиваются в основном те же культуры, что и у соседних грузин; особой известностью пользуется разводимый лазами трабзонский табак.

Как грузины, так и в особенности лазы сохраняют характерный национальный костюм: узкие штаны из темной шерстяной материи, плотно обтягивающие ногу; узкую куртку из той же ткани, украшенную спереди двумя рядами газырей; цветной шелковый пояс. На голове носят башлык, концы которого обматывают вокруг головы и завязывают узлом. В быту лазы и грузины сохраняют родной язык. Грузины говорят на диалекте, близком к соседним диалектам грузинского населения СССР; лазский язык, близкий к имеретинскому языку, распадается на ряд диалектов. На

лазском языке имеется богатый фольклор; были попытки создать лазскую литературу, используя для этой цели грузинский алфавит.

По мнению господствующих классов Турции, национального вопроса в государстве больше не существует. Однако нетурецкие народы этой страны продолжают бороться за свои национальные права. Они находят поддержку всех прогрессивных слоев турецкого народа, которые хорошо понимают, что борьба за национальное равенство есть часть борьбы за мирное и демократическое развитие Турции.

Население Турции

Демография.

Первая перепись населения, проведенная в Турецкой Республике в 1927, зарегистрировала 13 648 тыс. жителей, показатели 1950, 1990, 2000 равнялись соответственно (тыс. человек): 20 947, 56 473, и 67 803. Годовой демографический рост, который составлял, следовательно, в среднем 1,9% в период с 1927 по 1950 и 2,5% с 1950 по 1990, снизился до 1,8% в период с 1990 по 2000 и до 1,6% за первые три года 21-го столетия. Плотность населения – 85 чел. на квадратный километр (2001). Рождаемость в 2002 составляла 21,3 на 1000, смертность – 7,0, детская смертность – 39,4 промилле.

Половая структура населения характеризуется устойчивым преобладанием численности мужчин над численностью женщин, отношение первой ко второй в 2001 составило 101,9%. Отличительной особенностью возрастной структуры является высокий удельный вес лиц до рабочего возраста (0–14), составлявший в 2000 30%. Однако данный показатель постепенно снижается – в начале 90-х он превышал 35%. Сравнительной невысокой, несмотря на постепенное повышение средней продолжительности жизни (68,5 лет в 2002 против 45 в 1955), остается доля лиц послерабочего возраста (после 65) – 5,6%.

Этнический состав.

В течение многих веков на территории Турции происходили постоянные контакты и смешение многих народов. Древние обитатели Анатолии внешне были схожи с шумерами Месопотамии и туранскими тюрками Центральной Азии.

Население Турции

Начиная приблизительно с 2000 до н.э., когда в Анатолию вторглись немногочисленные индоевропейские племена, создавшие на ее территории Хеттское царство, и в течение всего последующего периода, когда регион находился под властью греков, римлян, византийцев и османов, коренное население претерпело незначительные изменения. Осевшие здесь позднее тюркские племена стали еще одним этническим компонентом.

Тюркские корни.

Исторической родиной тюрок считаются Алтайские горы. На землях к востоку от ареала обитания тюрок жили монголы. К западу соседями были угро-финны (предшественники финнов, венгров, эстонцев и др.). Со временем тюрки заселили Среднюю Азию. Созданная ими империя, в конечном счете, включила в себя обширнейшие территории континента. В 9 в. тюрки-огузы, обитавшие в западных областях Центральной Азии, приняли ислам. Позднее их стали называть туркменами и сельджуками. После миграции в Месопотамию тюрки стали главной силой на Среднем Востоке и во всем мусульманском мире. В 1071 сельджуки во главе с Алп-Арсланом вторглись в Восточную Анатолию, входившую в то время в состав Византийского государства. Начиная с этого времени многочисленные тюркские племена оседали в Азербайджане и Анатолии. По оценкам, ок. 4 млн. тюрок переселилось на свою новую родину, вытеснив византийцев в западные прибрежные районы и ассимилировав оставшееся население.

Курды.

Курды являются крупнейшей этнической группой, которая, проживая на территории Турции, избежала тюркизации в османскую эпоху. Родственные персам по языку и этническому происхождению, курды обитают в малодоступных горных районах Восточной и Юго-Восточной Анатолии. Сохранив свои обычаи, язык и национальное самосознание, курды поднимали восстания в 1925 и 1930-х годах, которые были жестоко подавлены Турецкой Республикой. После действовавшего в районе их расселения в течение многих лет чрезвычайного положения началась тюркизация курдов, и только с 1946 курдские провинции, наконец, получили такой же статус, как и остальные. Соседство мощных курдских меньшинств в Ираке и Иране делает проблему интеграции турецких курдов крайне острой для Турции. До последнего времени ее основным инструментом считалось ускорение социально-экономического развития районов компактного проживания курдов, например, проект Юго-Восточной Анатолии, предусматривающий комплексное развитие региона на основе реализации масштабных гидроэнергетических проектов. В начале 2000-х в ходе активизации подготовки Турции к началу переговоров о полноправном членстве в ЕС курдам был предоставлен ряд дополнительных прав.

В декабре 2003 вступил в силу закон, позволяющий получать образование на языках национальных меньшинств и диалектах. В результате в стране были организованы частные курсы курдского языка, а 6 частных школ начали преподавание на курдском языке, однако ученики этих школ должны быть старше 15 лет, то есть они должны сначала получить основное образование. В Конституцию страны были внесены поправки, снявшие запрет на использование других языков, кроме турецкого. В 2004 законодательные изменения, разрешившие передачи на языках национальных меньшинств, были внесены в теле- и радиовещание. В июне 2004 первые передачи такого рода были транслированы государственной радиовещательной корпорацией. В июле 2004 был принят закон «О компенсации потерь, понесенных в результате террористических действий». Этот закон предусматривает выплату компенсаций тем жителям юго-востока страны, которые понесли убытки в период после июля 1987. Однако принципы применения закона прописаны нечетко, что ограничивает возможности его использования.

Армяне.

В прошлом еще одно многочисленное национальное меньшинство в Турции, армяне в древности сумели создать независимое христианское государство на территориях, входящих в настоящее время в состав Республики Армения и северо-восточной Турции. Однако на своей исторической родине они были подвергнуты тюркизации сельджуками, захватившими в 12 в. Восточную Анатолию. И хотя армяне по-прежнему составляли большинство населения на землях к северо-востоку от р. Аракс и еще в течение двух веков правили в Киликии, на их землях в Северо-Восточной Анатолии стали поселяться тюрки. Между турками и армянами не было столкновений вплоть до 19 в., когда армянские националисты, ободренные ослаблением Османской империи и в надежде на помощь со стороны России и других христианских государств, подняли восстание против османского правления. В ответ османское правительство учинило в 1894–1896 жестокую расправу, которую повторило в 1909. В 1915 турецкие власти начали изгнание армян из Восточной Анатолии, подвергнув их насильственному переселению в район Месопотамии.

На территории современной Турции проживают также арабы, греки, лазы, черкесы (под этим этнонимом подразумеваются адыги, кабардинцы, ингуши, чеченцы, осетины и другие народы Северного Кавказа), евреи и другие этнические группы. Перепись населения 1965 г. была последней, которая включала сведения о языковой принадлежности и вероисповедании граждан, что позволяло хотя бы приблизительно установить численность национальных меньшинств и этнических групп. В соответствии со ст. 66-й Конституции 1982 турками считаются все, «кто связан узами гражданства с турецким государством». Иными словами, гражданство отныне официально определяет национальную принадлежность. К тому же дети, родившиеся от отца-турка или матери-турчанки, считаются турками. Поэтому достоверно можно говорить лишь о том, что Турция – многонациональная страна, на территории которой проживает свыше 25 национальных меньшинств. По оценочным данным, их численность составляет 13–15 млн. чел. Наиболее многочисленны курды (10–12 млн. чел.), значительно более малочисленную группу формируют арабы (1 млн. чел.), остальные этнические группы насчитывают от десяти до нескольких сот тысяч человек.

Язык.

Государственным языком Турецкой республики является турецкий. Он относится к тюркской семье языков, которая объединяет азербайджанский, башкирский, гагаузский, казахский, татарский, тувинский, туркменский, узбекский, чувашский, якутский и ряд других языков. Среди тюркских наиболее близки к турецкому языки юго-западной (огузской) группы, куда, кроме турецкого, входят азербайджанский, туркменский и гагаузский.

Формирование турецкого языка связано с эпохой превращения тюркоязычных народов в отдельные нации. В связи с несформированностью наций в предыдущие эпохи, народно-диалектная языковая среда с широким диапазоном ее постоянно изменчивых и вариативных реализаций была главенствующей формой существования языка. Носившие наддиалектный характер древние и старые письменно-литературные языки тюркских народов весьма эффективно воздействовали на нормообразующие процессы в диалектной среде.

Особенностью письменно-литературного османского языка (15 – середина 19 вв.) была широкая ориентация на заимствования из арабского и персидского языков как слов, так и грамматических моделей. Поэтому развитие собственно турецкой народно-диалектной среды в новотюркскую эпоху было вынуждено опираться на письменную фиксацию разговорных вариантов языка в виде «тюрк-и басит» (простого турецкого языка). В середине 19 в. в период широких государственных реформ началась работа по обновлению письменно-литературного языка и его сближению с языком народно-разговорным.

Однако наиболее значимыми вехами с точки зрения реформирования турецкого языка явились предпринятые уже в условиях республиканской Турции меры по реформе алфавита (в 1928 был осуществлен переход на латинский алфавит) и по созданию Турецкого лингвистического общества (1932). Оба начинания тесно связаны друг с другом, поскольку кардинальное обновление лексики турецкого языка было невозможно без реформы письменности. Реформа турецкого языка явилась уникальным экспериментом, видимо, не имеющим по своим масштабам аналогов в мировой практике языкового строительства. Ни в одном языке мира до той поры еще не наблюдалось столь быстрого и радикального искусственного изменения значительной части словарного фонда. Только за первые 34 года деятельности Турецкого лингвистического общества содержание собственно турецкой лексики в словарном составе турецкого языка увеличилось с 43 до 58%. Активное языковое строительство продолжается и в настоящее время, развиваясь по пути создания новой терминологии, позволяющей выражать новые понятия в условиях современной информационно-технической революции.

В то же время следует иметь в виду и противоположные тенденции если не к сохранению определенных пластов старой лексики, то к ее использованию одновременно с неологизмами. Поэтому пока турецкий остается языком с чрезвычайно большим количеством абсолютных (полностью равнозначных) синонимов. Столь бурному развитию лексической системы свойственны и определенные отрицательные стороны, в частности, разрыв в культурной преемственности между поколениями: современная турецкая молодежь не может читать в оригинале литературные произведения не только 19., но и произведения многих турецких писателей 30–40-х 20 в.

Религии.

Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения (по данным турецких справочников) являются мусульманами.

Турки исповедуют ислам суннитского направления. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды за исключением одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время религиозных служб.

Большая часть курдов придерживается шиитского (или, точнее, алавитского) направления ислама. Среди арабов, проживающих в Турции, есть не только мусульмане (сунниты), но и христиане (марониты).

Нынешняя территория Турции (Малая Азия) была одним из основных центров распространения раннего христианства. Позднее здесь несколько веков существовала Византийская империя, а ее столица Константинополь была центром православия до ее захвата турками в 1453. Лозаннский мирный договор 1923 закрепил права христианских меньшинств в Турции, однако в силу разных факторов как абсолютная, так и относительная численность христиан постоянно сокращается. Православная греческая церковь Турции представлена патриархатом, болгарская – экзархатом с резиденцией в Стамбуле. Они подчинены Вселенскому Константинопольскому патриархату, который является высшей церковной инстанцией православных церквей других стран. Резиденция патриарха также находится в Стамбуле. Армянской апостольской церковью в Турции руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский. Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула, халдо-католическая церковь – архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая церковь – викарием Мардина. Экзархом римско-католической церкви в Турции является папский представитель в Стамбуле. Делами иудейской общины ведает главный раввин Стамбула.

Города.

По данным всеобщей переписи населения 2000 около 65% населения Турецкой республики проживало в городах. Еще в 1950 горожане составляли лишь четверть населения страны. Но именно в 50-х в стране активизировалась урбанизация в связи с началом широкомасштабного процесса механизации сельского хозяйства. Перепись 1985 впервые в истории Турецкой Республики зафиксировала преобладание численности городского населения над сельским (53% и 47% соответственно). Среднегодовые темпы роста городского населения в 90-е снизились до 2,8% против 5,4% в 80-е, но при этом остаются весьма значительными.

В 2003 в Турции насчитывалось по крайней мере 10 городов, численность населения которых превышала 1 млн. чел.: Стамбул (10 018), бывший Константинополь, в прошлом столица Османской империи, находящийся на берегах Босфора; Анкара (4007), нынешняя столица Турции, расположенная на Анатолийском плоскогорье; Измир (бывш. Смирна, 3370), важный порт на побережье Эгейского моря; Конья (2192), крупный промышленный, транспортный и культурно-религиозный центр, Бурса (2150), крупный промышленный и туристический центр, Адана (1849), важный промышленный город, центр ведущего сельскохозяйственного района страны, специализируется на переработке разнообразных видов сельскохозяйственного сырья (хлопка, масличных культур), имеет развитую строительную индустрию; Анталья (1719), крупнейший туристический и торговый центр, Ичель (бывш. Мерсин, 1615), крупный портовый город, обслуживающий торговлю Аданы и района Аданской низменности; Диярбакыр (1362), крупнейший промышленный и транспортный центр на юго-востоке страны; Газиантеп (1265), еще один быстро развивающийся промышленный центр на юго-востоке страны.

География размещения наиболее крупных городов на территории Турции позволяет говорить о преодолении ранее характерного для нее тяготения процесса урбанизации исключительно к западной части страны. Ныне по мере реализации проекта Юго-Восточной Анатолии и развития промышленности региона быстро растет число его городских жителей. Одновременно в ареал интенсивно протекающих процессов урбанизации оказалось вовлеченным средиземноморское побережье Турции, что следует связывать с новой стратегией экономического развития страны, в рамках которой было придано особое значение росту экспорта товаров и развитию услуг, в том числе туристических.

Население в турции

82% населения составляют турки, 10,6% — курды. Остальную часть составляют арабы, греки (в Стамбуле — около 100 тыс.), армяне, испанские евреи, черкесы и другие малые народности. Кроме того, эта страна — родина 3 млн. турков, проживающих в других странах, главенствующую роль, среди которых занимает Германия.

В соответствии со статьей 66 конституции 1982 г., турками считаются все "кто связан узами гражданства с турецким государством". Дети, родившиеся от отца-турка или матери-турчанки, считаются турками.

Армяне, проживающие на востоке Анатолии уже несколько тысяч лет, на протяжении всего периода своей истории находились под чьей-то властью. Ими управляли римляне и византийцы, персы и турки-сельджуки, османы.

В конце XIX в., правда, одновременно с усилением борьбы за свою свободу проживающих на территории Османской империи болгар и греков поднялись на освободительную борьбу и "турецкие" армяне. Ряд нападений со стороны армян на османских официальных лиц и государственные учреждения вызвал жесточайшие ответные меры. В 90-х гг., по указу Абдул-Хамида II, в Сасуне, Стамбуле и других округах Малой Азии были организованы погромы, в результате которых погибли сотни тысяч армян. 

Еще один всплеск борьбы за национальную независимость связан по времени с началом первой мировой войны. В апреле 1915 г. восстали армяне города Вана. Расправившись с местными мусульманами, они захватили крепость и удерживали ее до прихода русской армии. В ответ на это османское правительство начало массовую депортацию армян из зоны военных действий в Сирию, что привело к гибели сотен тысяч армян. 

Тем не менее, на северо-востоке Анатолии победившие армяне провозгласили независимую Армянскую республику. Просуществовала она недолго и была отмечена разве что массовым уничтожением проживавших здесь турок. 

Эти события не могли не отразиться на взаимоотношениях армян и турок. И сегодня армяне 24 апреля отмечают День траура — именно в этот день в 1915 г. началась депортация армян в Сирию. Вспоминаются былые обиды, порой произносятся речи о свободе, но в целом резко антагонистические отношения между турками и армянами несколько сгладились. Откровенная вражда сменилась некоторым недоверием.

Совсем другое дело — курды. На востоке и юго-востоке Анатолии их проживает около 10 млн. Для них Анатолия — родина, они здесь — коренные жители. Многие годы курды борются на территории этих стран за создание независимого Курдистана.

Периодически в той или иной из них происходят столкновения, сопровождающиеся убийствами как с той, так и с другой стороны. Так, массовое уничтожение курдов в 80-е гг. произошло в Ираке, после чего многие тысячи курдов из Ирака хлынули на территорию Турции. 

Здесь их, однако, особо не жалуют. До последнего времени турецкое правительство вообще отрицало само существование курдской национальности. "Курдов нет, есть горные турки", — утверждали официальные лица. Даже сам курдский язык находился под запретом. Сегодня этот запрет снят. Но проблема создания независимого Курдистана как самостоятельного государства остается.

Турки отличаются обходительностью и честностью. В затруднительной ситуации вам охотно помогут. При общении с турками не следует торопиться. Как любой восточный народ, они, по западным меркам, достаточно медлительны и не очень пунктуальны. Если вы договариваетесь о какой-либо услуге или сделке, обговорите цену заранее. Многие традиционные формы общения между людьми коренятся в исламе. 

Религиозные формулы приветствия, добрые пожелания и другие проявления подчеркнутой вежливости все еще играют большую роль даже в городах. Всякий деловой разговор нужно начинать несколькими общими фразами, например, сообщить, откуда вы приехали, куда направляетесь. Большое значение придается этикету.

Турция: история, население и экономика

Очень уважительно они относятся к людям, которые уважают их традиции или знают хотя бы пару слов по-турецки. В этом случае, перед Вами открываются буквально все двери.

Язык

Единственным государственным языком в Турции является относящийся к тюркской группе турецкий язык. Современный турецкий язык сложился на основе народного языка Турции, старотюркского и центральноазиатских тюркских языков с большим количеством заимствований из французской лексики. Арабский алфавит ныне заменен латинским, он используется только для арабского языка в мечетях, школах по изучению Корана, на предметах культа и сувенирах. Писать по-турецки арабскими буквами запрещено законом. В Турции широко распространены также английский и немецкий языки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *