Города и Страны

Синагога в Санкт Петербурге

Новости в Мире  ›
Каталог организаций  ›
Цены предприятий  ›
Скидки компаний  ›
Отзывы о фирмах  ›
Видеопрезентации  ›
Доска объявлений  ›

Выбрать регион  ›

Большая хоральная синагога

Поделиться

Большая Хоральная синагога Санкт-Петербурга

В развитии государства Российского и, в частности, его одной из его исторических столиц – Санкт-Петербурга – еврейская община сыграла достаточно серьезную роль. Несмотря на то, что распоряжением Екатерины II евреям было запрещено проживание не только в Северной столице, но и на территории всего государства, они находили возможность приезжать в Петербург на короткое время.

Впоследствии императрица разрешила некоторым представителям еврейской диаспоры жить в столице, но для остальных по-прежнему оставался в силе указ о запрете приезда в Россию. В конце XVIII века евреи стали достаточно часто гостить в Петербурге, именно с этого момента началось формирование первой общины этого народа. Представителем ее являлся крупный петербургский предприниматель Абрам Перетц.

В период правления Александра I некоторым категориям евреев (солдатам в отставке, купцам, имеющим дипломы о высшем образовании и ученые степени), наконец, было разрешено проживать за пределами черты оседлости. Это же право получили и члены их семей, приказчики и слуги.

В 1869 году Кабинет министров дал разрешение на строительство еврейской синагоги. Сразу же был сформирован специальный комитет для ее возведения под руководством Горация Гинцбуга. Место для строительства выбиралось в течение всего следующего десятилетия. Наконец, в январе 1879 года общиной приобретается участок с домом на Большой Мастерской улице. Объявляется конкурс на возведение синагоги.

Над проектом здания вела работу группа архитекторов, в которую вошли:

· Л. И. Бахман;
· И. И. Шапошников;
· В. В. Стасов;
· Н. Л. Бенуа.

После утверждения проекта Александром II в 1883 году началось строительство синагоги. Уже через три года была освящена Малая синагога, в которой до официального открытия Большого зала вела свою работу Временная синагога.

В 1888 году возведение Большой Хоральной синагоги в Санкт-Петербурге завершилось, однако работы по оформлению ее интерьеров длились еще пять лет. Торжественная церемония открытия Большой синагоги состоялась в 1893 году.

Синагоги Санкт-Петербурга

Архитектура и внутреннее убранство Большой Хоральной синагоги

Здание синагоги полностью соответствует традициям древнееврейского зодчества. В его центре находится ризалит и портал, имеющий форму арки со спаренными колоннами. Наверху храма – сферический купол.

Вестибюль Большой Хоральной синагоги отличается уникальной акустикой. Удивительно, но слова, произнесенные шепотом, слышны на расстоянии, превышающем 10 метров. Главный зал украшает оригинальная отреставрированная люстра, покрытая сусальным серебром. Изначально предусматривалось газовое освещение, но позднее оно было переоборудовано в более современное – электрическое.

В начале ХХ века здание было ограждено гранитными блоками с металлическими решетками.

Большая Хоральная Синагога в ХХ веке

В 1929 году постановлением Ленсовета еврейская религиозная община была ликвидирована, а через полгода закрыта Большая Хоральная синагога. Однако после того как евреи подали жалобу во ВЦИК, храм вновь начал свое функционирование.

Перед Олимпийскими играми 1980-го года, проводившимися, в том числе, и в Ленинграде, синагога вошла в число основных экскурсионных объектов. В связи с этим государством были выделены средства на ее ремонт и реконструкцию.

В 1991 году при Большой Хоральной синагоге в Санкт-Петербурге работает дневная школа.

Храм относится к числу ортодоксальных, что подразумевает раздельное моление мужчин и женщин. Для последних имеется специальная галерея на втором этаже, над которой размещается мужской хор.

Большая Хоральная синагога – культурный центр еврейской диаспоры, третья по величине в Европе.

Управление страницей id 576897, "Промо"

Информация об организации подтверждена 2018-07-31 16:24:25

Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург)

г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 2 (тел: (812) 713-81-86), метро: «Сенная площадь», «Садовая», «Спасская».

Еврейская община сыграла значительную роль в развитии Российского государства и становлении новой столицы — Петербурга. Хотя по распоряжению Екатерины I, евреям было запрещено жить не только в Петербурге, но и России вообще, евреи приезжали в столицу на непродолжительное время. Во время царствования Анны Иоанновны был подписан еще более суровый указ о высылке евреев из Малороссии. Позже Екатерина II разрешила некоторым евреям в интересах России жить в Петербурге, хотя по-прежнему действовал указ о запрете евреям приезжать в столицу.

После раздела Польши Россия получает значительные земли, населенные поляками, литовцами, белорусами, украинцами и евреями. В конце XVIII века евреи стали частыми гостями в Петербурге, с этого же времени начала формироваться первая еврейская община в Петербурге, главным представителем которой был крупный предприниматель Абрам Перетц.

В 1802 году евреи купили у лютеранской общины часть земли на Волковом кладбище под еврейские захоронения. С этого момента началась официальная история еврейской общины в Петербурге.

Во время правления императора Александра II евреям (отставным солдатам, купцам, обладателям ученых степеней и дипломов о высшем образовании) разрешили проживать вне черты оседлости, в том числе и в Петербурге. Это право было дано и членам их семей, а также особо оговоренному числу приказчиков и слуг. Евреи также получили право приглашать раввинов из других городов.

1 сентября 1869 года было утверждено постановление Кабинета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу, и уже 11 сентября был избран комитет для постройки синагоги. Его возглавил Гораций Гинцбург.

Поиск места для строительства продолжался в течение десяти лет. Наконец, 16 января 1879 года еврейская община приобрела дом и участок А. А. Ростовского на Большой Мастерской улице. В июле этого же года был объявлен конкурс на строительство синагоги.

Проект здания выполнили архитекторы Л. И. Бахман и И. И. Шапошников при участии В. Стасова и Бенуа.

16 мая 1883 года Александром II был утвержден эскизный проект будущей синагоги. Строительный комитет возглавил А. А. Кауфман, непосредственно строительные работы шли под руководством А. В. Малова и его помощников С. О. Клейна и Б. И. Гиршовича. В 1884 году куратором строительства назначают архитектора Н. Л. Бенуа, а председателем Комитета С. С. Полякова.

В октябре 1886 года освятили Малую синагогу, в ней до открытия Большого зала разместилась Временная синагога.

В 1888 году завершилось строительство Большой синагоги. Тем не менее, работы по отделке интерьеров продолжались еще в течение пяти лет. Наконец, 8 декабря 1893 года состоялась торжественная церемония освящения Большой синагоги.

Здание храма построено в традициях древнееврейского зодчества. Его центр украшает ризалит и портал в виде арки с парными колоннами. Боковые ризалиты меньше центрального. Здание венчает сферический купол.

Вестибюль синагоги обладает уникальной акустикой — слова, произнесенные шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.

Люстра в главном зале — оригинальная, отреставрированная и вновь покрытая сусальным серебром, изначально была газовой, впоследствии переоборудована в электрическую.

В 1909 году перед зданием появилось ограждение из гранитных блоков с металлической решеткой вместо старого и ветхого деревянного забора.

29 июня 1929 года Постановлением президиума Ленсовета религиозная еврейская община была ликвидирована. А 17 января 1930 года решением Леноблисполкома Большая хоральная синагога была закрыта.

После жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени — ВЦИК, 1 июня 1930 г. синагога была открыта вновь.

Перед XXII летними Олимпийскими играми 1980 г., проводившимися в Москве, Ленинграде и Талине, синагога попала в число основных экскурсионных объектов. Поэтому в 1978 году государство выделило средства на реконструкцию и ремонт здания, работы проводились под руководством К. А. Плоткина.

В 1991 году по инициативе Общества «Шамир» была открыта дневная школа при синагоге.

Большая хоральная синагога является ортодоксальной, это означает, что во время молитвы мужчины и женщины должны находиться раздельно, чтобы не отвлекать друг друга от общения с Всевышним. Поэтому для женщин предназначена специальная галерея на втором этаже.

Большая Хоральная Синагога

На балконе над женской галереей располагается мужской хор.

В синагоге хранятся свитки Торы, которые пишутся на пергаменте одним человеком на протяжении нескольких месяцев вручную без единой помарки, иначе она переписывается заново.

В 1998 году началась реставрация. Реализация этого важнейшего проекта началась благодаря усилиям руководства общины — главного раввина Санкт-Петербурга Менахема-Мендла Певзнера, председателя Санкт-Петербургской религиозной еврейской общины Марка Давидовича Грубарга, заместителя председателя и руководителя проекта реставрации Тамаза Акакиевича Сепиашвили. Проект стал возможен благодаря щедрому пожертвованию господина Э. Сафры, а также Л. Леваева, В. И. Когана, З. Д. Смушкина, Г. З. Щербаковского, Т. К. Боллоева.

В настоящее время синагога вновь является культурным общественным центром евреев, живущих в городе на Неве.

Большая хоральная синагога — памятник архитектуры федерального значения. Вторая по величине в Европе.

Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург)

Координаты: 59°55′30″ с. ш. 30°17′31″ в. д. / 59.925° с. ш. 30.292° в. д. / 59.925; 30.292 (G) (O) (Я) Церемония освящения

Большая хоральная синагога — синагога в Санкт-Петербурге на Лермонтовском проспекте, дом 2. Памятник архитектуры федерального значения. Центр духовной жизни евреев Санкт-Петербурга.

В середине XIX века еврейская община Санкт-Петербурга насчитывала около 10 тысяч человек. У неё было несколько небольших молелен по всему городу, но для удовлетворения религиозных нужд этого было недостаточно. Поэтому, по инициативе общины было начато строительство новой синагоги. Главными спонсорами выступили барон Гинцбург (первый председатель еврейской общины города) и Поляков, известный меценат. Проект здания выполнили архитекторы Л. И. Бахман и И. И. Шапошников при участии В. В. Стасова и Н. Л. Бенуа. Строительство было завершено в 1893 г.

Здание синагоги построено в восточном, мавританском стиле.

Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга

Вестибюль обладает уникальной акустикой — слова, произнесённые шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.

После постройки синагоги были закрыты все молельни в городе по постановлению Комитета министров 1869 года. Это привело к трудностям для отправления обрядов, так как здание не могло вместить всех в нём нуждающихся.

В 1909 году был построен каменный забор вдоль участка синагоги вместо старого и ветхого деревянного.

29 июня 1929 года вышло постановление Президиума Ленсовета о закрытии еврейской религиозной общины. 17 января 1930 г. решением Президиума Леноблисполкома была закрыта и синагога. После жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени — ВЦИК, 1 июня 1930 года синагога была открыта вновь.

С 1943 по 1973 год раввином Ленинградской синагоги был раввин Лубанов.

Перед XXII летними Олимпийскими играми 1980 г., проводившимися в Москве, Ленинграде и Таллине, синагога попала в число основных экскурсионных объектов. Поэтому в 1978 году государство выделило средства на реконструкцию и ремонт здания, работы проводились под руководством К. А. Плоткина.

В 1991 году по инициативе Общества «Шамир» была открыта дневная школа при синагоге.

В мае 2012 года произошёл акт вандализма — на заборе синагоги была нарисована свастика.

8 декабря 2013 года синагога отметила своё 120-летие. К этому событию был написан новый свиток торы, выпущен «Почтой России» конверт, юбилейная медаль в трёх вариантах (золотая, серебряная, простая). В 12:00 выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости впервые в истории Санкт-Петербурга был дан в честь юбилея Синагоги. (Выстрел произвели главный раввин Санкт-Петербурга М.-М. Певзнер и председатель петербургской еврейской общины М. Д. Грубарг).

Памятные медали также выпускались к 100 и 110-летиям Синагоги Санкт-Петербурга.

См. также

  • Малая синагога (Санкт-Петербург)
  • Иноверческие храмы Санкт-Петербурга
  • Храмы Санкт-Петербурга

Примечания

  1. Swastika spray-painted on synagogue  (англ.)
  2. http://sammler.ru/uploads/post-377-1295204192.jpg
  3. http://foiver.orgfree.com/imagesMP/38.jpg

Ссылки

  • Сайт синагоги
  • Конкурсный проект синагоги (Зодчий, СПб, 1881)
  • История Большой хоральной синагоги
  • Большая хоральная синагога // портал «Петербург»
  • Панорамные снимки интерьеров синагоги
  • «Большая хоральная синагога. Зодчие Лев Бахман, Иван Шапошников, Алексей Малов» документальный фильм из цикла «Красуйся, град Петров!»
  • Фильм RTG-TV о Большой Хоральной Синагоге СПб

Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург) Информацию О


Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург)
Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург)
Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург) Вы просматриваете субъект
Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург) что, Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург) кто, Большая хоральная синагога (Санкт-Петербург) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Говорят, что на сегодняшний день в Санкт-Петербурге проживает около ста тысяч евреев. Это одна из сплоченнейших общин города, для которой Большая хоральная синагога – не только религиозное место, но и территория, где можно встретиться, пообщаться и отметить праздники.

Евреев не любили всегда и везде, и Россия не исключение.

Императрица Екатерина Первая издавала указ, запрещающий им жить в России, в те времена они приезжали в Петербург лишь на некоторое время. Анна Иоановна пошла еще дальше — она их выслала вообще из России.

Позже, Екатерина Вторая несколько смягчилась и разрешила некоторым проживать в столице, но только тем, в которых страна была заинтересована.

Община стала формироваться в Санкт-Петербурге лишь в конце 18 века, после победы России над Польшей. Вместе с польскими землями России досталась большая польская еврейская диаспора.

Император Александр Второй разрешил евреям селиться на всей территории России, за чертой оседлости, в том числе и в столице. Тогда, а именно в 1869 году, постановлением Кабинета министров, им было разрешено построить и Синагогу.

Место выделили на окраине, в не престижной по тем временам части Санкт-Петербурга.

Здание расположено на Лермонтовском проспекте, в районе Театральной площади.

Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге: частица Иерусалима в центре России

И тем не менее общине удалось построить вторую по величине синагогу во всей Европе.

Удивляться не стоит: средства на ее строительство пожертвовали семьи не самых бедных евреев мира.

Проект делали четыре архитектора на «добровольных началах», за что им посвятили памятные места. Разрешение на строительство дал в 1893 году император Александр Второй, потому венчальный зал синагоги назвали Александровским.

До открытия Большой хоральной, в 1886 году освятили Малую Синагогу, здание которой располагалось рядом.

Здание выстроили в мавританском стиле, фасад выкрасили в красивый терракотовый цвет, популярный на востоке.

Своей акустикой славится вестибюль. Стоя в одном конце десятиметрового помещения, можно услышать слова, произнесенные шепотом в другом, а в самом центре голос многократно усиливается.

Особого внимания заслуживает серебряная люстра. Изначально она была газовой, потом ее переделали в электрическую. Второй этаж предназначается для женщин, так как во время молитвы мужчины и женщины не должны мешать друг другу общаться с Богом (хорошей пример того, что на самом деле между евреями и мусульманами много общего).

Выше, на балконе, располагался мужской хор.

Молитвы проводили только по субботам и большим праздникам, для ежедневных молитв предназначена малая.

Суббота — особый день у религиозных евреев. В этот день молитва заканчивалась трапезой, на которой присутствовали все, пришедшие сюда.

В 1930 году Синагогу закрыли, а еврейскую общину ликвидировали.

Вновь открыли ее лишь в 1998 году, здание отреставрировали и возобновили богослужения.

Сегодня она является памятником архитектуры федерального значения

Большая хоральная синагога. Лермонтовский проспект, 2

Этот рассказ собран из нескольких частей. Фотографии сделаны просто в один из летних дней, информация получена на экскурсии по Коломне, интерьеры я снимал в проходившей в синагоге день открытых дверей.

Это непосредственно за Мариинским театром. Довольно высокий купол раньше был малозаметен, только после сноса сталинского ДК его стало отчётливо видно прямо от Театральной площади. Синагога находится на углу Лермонтовского и Декабристов.

Яркость окраски способна посоперничать с Чесменской церковью. Но такой она стала после последней реставрации, советская синагога была окрашена в более строгие жёлто-серые тона:

Обратите внимание на входной портал с двумя колоннами, увенчанными необычными навершиями (в уменьшенном виде они повторены по другую сторону окон). По форме он повторяет свиток Торы с двумя рукоятями для перематывания в процессе чтения.

Пара узких окошек между навершиями колонн символизирует скрижали Завета.

Горизонтальные полосы по фасаду передают мотив молитвенного покрывала — талита.

Ажурное литье на входной калитке содержит идущую по дуге надпись на иврите. В переводе на русский она означает "Дом Мой, дом молитвы наречется" (Ис. 56, 7) — текст, хорошо знакомый каждому, кто внимательно разглядывал фронтоны Исаакиевского собора.

Снаружи вычурная полумавританская архитектура, но внутри убранство довольно строгое и простое: любой православный храм обставит синагогу в два счёта. При входе — пункт охраны, но боле на всякий случай — никто не препятствует заходить что во двор, что вовнутрь.

Вот так выглядит "прихожая". У неё есть интересная акустическая особенность — встав в противоположных углах, два человека могут переговариваться через весь зал тихими голосами, только говорить и слушать надо, повернувшись лицом к стене.

Главный молитвенный зал. Синагога не является храмом в нашем православном понимании — это лишь общественное здание для молитвы. Истинным храмом евреи считают только тот, что стоял в древнем иерусалиме и был разрушен.

Иудаизм не допускает изображений людей и животных, поэтому украшения в зале — только абстрактные орнаменты.

Святилище Арон а-Кодеш.

Синагоги в Санкт-Петербурге

За ним хранятся свитки Торы.

Вид с балкона второго этажа. На балконе положено молиться женщинам. К экскурсантам это, ясное дело, не относится, всех пускают везде. Хорошо видна площадка в центре зала — бима (алмемар). С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка.

Ярус поддерживают тонкие колонны. Арки второго уровня — округлые мавританские, а окна в зале завершаются готическими арками.

Парадная лестница (две такие расположены по бокам от вестибюля).

Но, помимо этого, сквозь здание проходит винтовая лестница.

Верхний вестибюль с цветным витражом.

Скамейки в молитвенном зале вроде католических, но тут большая часть мест — именные, для уважаемых прихожан; небольшие медные таблички с фамилиями, некоторые с твёрдыми знаками ещё, уцелели с прошедших времён.

Места в передних рядах были, оказывается, распроданы богатым членам общины ещё до окончательного утверждения проекта.

Есть в питерской синагоге и малый зал, он же зал с хупой, в котором проводятся бракосочетания по еврейскому обряду. Это тоже интереснейшая тема, но об этом достаточно информации в сети. Например, здесь.

Фрагмент лепнины на стене.

Окно.

Люстра.

Заглянем и в подвальные помещения. Там столовая и прочие полезные места.

А на заднем дворе спряталась от любопытных глаз ещё одна синагога — узкий высокий корпус кирпичного стиля, более всего смахивающий на дворовый флигель доходного дома средней руки. Фотографий у меня не осталось. Это — так называемая "малая синагога". Она была построена чуть раньше большой, но никоим образом не как временная — согласно проекту, утвержденному царским правительством в 1883 году, в комплексе было две синагоги.

Однако с 1886 по 1893 год она действительно функционировала как временная синагога — до открытия большой. В 1894 году, после того, как, по указу правительства, помещения семи официально существовавших в городе еврейских молелен были закрыты, в Малой синагоге разместилась хасидская Купеческая молельня. Хасидской Малая синагога остается и по сей день. Так уж сложилось, что в Малой синагоге традиционно собирается наиболее религиозный круг людей.

© Артур Григорьев, Елена Григорьева, 2009
Коммерческое использование материалов сайта допускается с разрешения авторов.
Некоммерческое использование разрешается без ограничений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *