Города и Страны

Шлиссельбург Ленинградская Область

Шлиссельбург

(Ленинградская область)

Код ОКАТО: 41225503
Основан: 1-я пол. 18 в.
Город с: 1780 Город районного подчинения (Кировский р-н Ленинградской области)

Город прежде назывался:
Шлиссельбург   1944
Петрокрепость 1944 1992
Телефонный код (справочный телефон)
81362*****

Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 59°57′
Географическая долгота: 31°02′
Высота над уровнем моря, метров: 15
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Шлиссельбург
Шлиссельбург: фото из космоса (Google Maps)
Шлиссельбург: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Краткая характеристика

Расположен в 64 км к востоку от Санкт-Петербург. Пристань на левом берегу р. Нева, у её истоков из Ладожского озера. Ж.д. станция на противоположном берегу реки.

Территория (кв. км): 16

Информация о городе Шлиссельбург на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Вырос в первой половине 18 в. из посада Шлиссельбургской крепости. На левом берегу Невы было село Спас-Городека или Спас-на-Неве (название по церкви). В конце 18 в. крупный портовый город на водном пути к Петербургу.

В 1708 г. Шлиссельбург вошёл в состав Ингерманландской губернии (с 1710 г. — Санкт-Петербургской), в 1740-х гг. входил в Шлиссельбургский дистрикт. В 1780 г. получил статус уездного города Санкт-Петербургской губернии, составлял с крепостью в административном отношении единое целое.

В 1856 г. в уездном городе Шлиссельбург Санкт-Петербургской губернии насчитывалось 3 церкви, 378 домов, 28 лавок.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками 8 сентября 1941 г. При прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 г. подвергся сильному разрушению, восстановлен в послевоенное время. Освобождён 18 января 1943 г. войсками Ленинградского фронта и силами Балтийского флота.

В 1944-92 гг. назывался Петрокрепость. В 1992 г. городу возвращено историческое петровское название Шлиссельбург.

Близ Шлиссельбурга, на Ореховом острове, в истоке Невы — Шлиссельбургская крепость, основанная новгородским князем Юрием Даниловичем в 1323 г. как форпост для борьбы с экспансией шведских феодалов, названная по острову Орешек.

В 1352 г. построены каменные стены, в 1410 г. крепость была расширена, в конце 15 — начале 16 вв. полностью перестроена (имела 10 башен, цитадель, внутренний канал-гавань).

В сентябре 1611 г. крепость была блокирована шведским войском, в мае 1612 г. русский гарнизон сдался (из 1300 защитников уцелело не более 100 человек).

Русское название Орешек было трансформировано шведами в Нотеборг (not "орех", borg "крепость").

В ходе Северной войны 1700-21 после 10-дневной бомбардировки русское войско под командованием Б.П. Шереметева 11 октября 1702 г. взяло крепость штурмом (в осаде в качестве "бомбардирского капитана" участвовал Пётр I). Тогда же крепость была переименована в Шлиссельбург — "ключ-крепость" (немецкое Schlussel "ключ", Burg "крепость"); употреблялось и более близкое к немецкому Шлюссельбург, откуда народное Шлюшин. Петром I использовалась также форма Шлютельбурх (из голландского Sleutelburcht с тем же значением "ключ-город").

В 1703-15 гг. по чертежу Петра I сооружены 5 земляных бастионов (в 1740-65 гг. перестроены в камне, соединены куртинами, воздвигнут 6-й бастион). В начале 19 в. утратила военное значение.

Достопримечательности города Шлиссельбург (Ленинградская область)

С начала 18 в. использовалась как "государева тюрьма". В начале 18 в. здесь были заточены некоторые члены царской семьи — первая жена Петра I Евдокия Лопухина, сестра императора — Мария Алексеевна и др., опальные царедворцы, в конце 18 — просветители Н.И. Новиков, Ф.В. Кречетов, В.Н. Карамзин, во второй четверти 19 в. — декабристы Н.А. и М.А. Бестужевы, В.К. Кюхельбеккер, И.И. Пущин и др. В 1884-1904 гг. в специально пристроенном одиночном корпусе содержались народовольцы Н.А. Морозов, Г.А. Лопатин, И.Н. Мышкин, В.Н. Фингер, и др. В 1907-17 гг. в крепости размещался каторжный централ с особо строгим режимом, сюда на исправление отправлялись политические заключённые из других тюрем.

После Февральской революции 1917 г. узники крепости были освобождены восставшими рабочими Шлиссельбурга, тюремные здания сожжены.

В 1928-39 гг. в крепости располагался филиал Музея Октябрьской революции. С 1966 г. ведутся реставрационные работы.

На территории Шлисельбургской крепости: Братская могила русских солдат, павших при штурме Нотебурга в 1702 г.; памятник революционерам, погибшим в 1884-1906 гг. (1919, скульптор И.Я. Гинцбург; восстановлен в 1953 г., скульптор И.Н. Бенуа); обелиск на Братской могиле защитников крепости в 1941-43 (1946); мемориал "Клятва" (открыт 9 мая 1985 г.).

Экономика

Ведущее предприятие Шлиссельбурга — Невский судостроительно-судоремонтный завод.

Культура, наука, образование

Филиал музея истории Санкт-Петербурга.

Музеи, галереи, выставочные залы

Музей истории города Шлиссельбурга
187320, Ленинградская область, Кировский р-н, г. Шлиссельбург, Фабричный остров, д. 2а
Телефон(ы): (81362) 78-318

Шлиссельбургская крепость "Орешек"
188691, Ленинградская область, Кировский р-н, г. Шлиссельбург, крепость "Орешек"
Телефон(ы): заказ экскурсий: (81362) 74-104
Веб-сайт: http://www.spbmuseum.ru/

Архитектура, достопримечательности

Городской центр находится на левом берегу Невы, в сети Ладожских обводных каналов. У выхода в Неву старого Ладожского канала сохранились уникальные инженерные сооружения — четырёхкамерный гранитный шлюз (1836) и мост на колоннах (1832).

Архитектурные памятники 18-19 вв.: Благовещенский собор с колокольней (1764-95), Никольская церковь (1739), часовня Казанской Божией Матери (1865). Гостиный двор. Памятник Петру I (скульптор М.М. Антокольский).

В 1970-80-е гг. построены новые жилые кварталы.

Численность населения по годам (тыс. жит)
1856 3.1 1970 8.5 2001 12.0 2012 13.8
1897 5.3 1979 10.2 2003 12.4 2013 14.2
1913 6.3 1989 12.6 2005 12.5 2014 14.6
1923 5.2 1992 12.5 2006 12.5 2015 14.8
1926 6.3 1996 11.9 2007 12.5 2016 14.8
1931 7.2 1997 12.0 2008 12.6 2017 14.8
1939 9.7 1998 12.0 2010 12.9 2018 14.7
1959 7.2 2000 12.0 2011 13.2    

Литература

  1. Шевчук Ю.С. Ленинградская область. Иллюстрированный путеводитель. СПб, Дискурс Медиа, 2003. стр. 47-49
  2. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО "Изд-во Астрель", ООО "Изд-во АСТ", 2001. стр. 474
  3. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 674
  4. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 525

Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 — 1916)

 

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg), указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif).

Мариинская водная система

Начало раздела

ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ

Старо-Ладожский и Ново-Ладожский каналы проходят параллельно друг другу в обход бурного Ладожского озера, вдоль его южного берега. Они расположены на территории Санкт-Петербургской губернии (ныне Ленинградская область).

Строительство первого участка Старо-Ладожского канала началось при Петре I, в 1718 г., а закончено уже при Анне Иоанновне, в 1732 г. Канал соединял Неву с Волховом и был частью Вышневолоцкой водной системы, ведущей к Волге. В 1809 г. канал был продолжен до р. Сяси, ставшей частью новой, несколько более удобной для судоходства Тихвинской системы. Наконец, в 1810 г. канал был продолжен до впадения в Ладожское озеро рек Паши и Свири.

К середине XIX в. канал засорился и был больше не в состоянии пропускать суда. Тогда началось строительство Ново-Ладожского канала, проходящего параллельно ему ближе к берегу Ладожского озера. В отличие от Старо-Ладожского канала Ново-Ладожский канал не имеет шлюзов, а уровень воды в нем — такой же, как в Ладожском озере. Строительство участка канала между Невой и Волховом было закончено в 1866 г., а оставшейся части канала — в 1880-х гг. Ново-Ладожский канал и сейчас остается составной частью Волго-Балта.

ШЛИССЕЛЬБУРГ

См. также современные фотографии Шлиссельбурга на моем втором сайте, страницы http://photoprogulki.narod.ru/shlisselburg1.htm  и следующие. (О фотографиях Прокудина-Горского речь идет на страницах http://photoprogulki.narod.ru/shlisselburg8.htm и следующих двух.)

Город Шлиссельбург (с 1944 до конца XX в. — Петрокрепость) находится на левом берегу Невы — там, где Нева вытекает из Ладожского озера. Отсюда начинаются Ладожские каналы.

Известны четыре фотографии, сделанные Прокудиным-Горским в Шлиссельбурге. К сожалению, отсутствуют изображения Шлиссельбургской крепости, расположенной на островке напротив города (крепость Орешек, основанная новгородцами в XIV в. и перестроенная в XVI в.) Это могло быть вызвано и политическими причинами: с первой половины XVIII в. до февраля 1917 г. крепость использовалась как тюрьма.

Мост через Екатерининское устье в Шлиссельбурге. 1909

Репродукция №20879. Оригинал

Екатерининское устье — то же, что Екатерининский канал. Этот канал (ныне называемый Малоневским) выкопан на рубеже XVIII и XIX вв. Он соединяет напрямую проток Малая Невка со Старо-Ладожским каналом. Мост через канал и домик за ним слева сохранились до нашего времени.

На заднем плане упомянутый проток Малая Невка (см. также две следующие фотографии), а вдали — Благовещенский собор, построенный в 1763 — 1795 гг. Здание сохранилось, но его облик претерпел утраты. До сих пор на колокольне нет купола со шпилем. Согласно , в 1991 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. Однако в настоящее время он не действует. (Состояние на 6 июня 2010 г.)

Характерная деталь, которую можно увидеть и на многих других фотографиях (и не только городских, но иногда и сельских), — столбы с электрическими проводами. (Есть и совсем поразительные случаи: столбы с проводами на фотографиях туркменских кочевников, электрический столб в дагестанском ауле Гуниб.) Россия начала XX века вовсе не была такой отсталой, как это нам вдалбливала долгие годы коммунистическая пропаганда.

Хотя все основные сооружения, изображенные на фотографии, сохранились, но такого вида теперь нет: Екатерининский (Малоневский) канал заболочен, по обе его стороны разрослась густая зелень, и с этого места совершенно не видна Малая Невка (слава Богу, поддерживающаяся в порядке), не говоря уж о Благовещенском соборе. (Состояние на 6 июня 2010 г.)

.1909

Репродукция №20876. Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США. Оригинал

Фотография помещена под несколько другим названием: "Гонки на канале Петра I, г. Шлиссельбург". (Канал Петра I — это Староладожский канал.) Однако на снимке виден шлюз (сохранившийся до нашего времени), расположенный на другом канале — Екатерининском (ныне Малоневском; см. пояснение к предыдущей фотографии). Ошибка замечена на сайте "Храмы России" .

Снимок сделан с моста, который изображен на предыдущей фотографии.

Достопримечательности города Шлиссельбург

На заднем плане виден проток Малая Невка, отделяющий от суши Екатерининский (ныне Фабричный) остров (см. также следующую фотографию); проток уходит вправо вдаль к Неве, а ближе он тоже поворачивает вправо (эту часть трудновать разглядеть из-за остановившегося в нем судна).

Теперь канал (как уже сказано) заболочен, а на Малой Невке насыпан перешеек, соединивший остров с сушей. 

Место бывшего дворца Императрицы Екатерины Великой. Город Шлиссельбург. 1909

Репродукция №20877. Оригинал

Дворец находился на Екатерининском (ныне Фабричном) острове, отделенном от остальной части города протоком Малая Невка (этот проток виден на переднем плане). Дворец был построен для Петра I. Позже в нем останавливались Екатерина I, Анна Иоанновна. В 1763 г. по указу Екатерины II остров был отдан во владение купцам Сириусу и Леману, основавшим здесь ситцевуюмануфактуру. При этом дворец должен быть отремонтирован и иметь несколько прибранных и всегда готовых покоев на случай посещения императрицей. В 1764 г. Екатерина II посетила Шлиссельбург и останавливалась в этом дворце. В память об этом в покоях был установлен мраморный бюст императрицы, который впоследствии был перенесен в здание фабричной конторы. Позже здание, пришедшее в ветхость, было разобрано (по данным , это произошло уже при Екатерине II, а по данным — только в середине XIX в.).

Снимок сделан рядом с мостом через Малую Невку напротив входа на предприятие. В правой части снимка на заднем плане — здание фабричной конторы. Это трехэтажное здание

сохранилось до нашего времени и находится на территории завода; из города виден только его верх — и то только тогда, когда нет листьев на деревьях. (Это место удалось найти не сразу. В конце концов его нашел один из участников форума сайта "Храмы России", выступивший инкогнито .)

Водоспуск на 3-й версте от г. Шлиссельбурга. 1909

Репродукция №20884. Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США. Оригинал

Черно-белая копия этой фотографии помещена в альбоме не на своем месте и не под своим названием: "Бичевой мост в селе Лава". (Скорее всего, эта цветная фотография Лавы утрачена.) Фотография представлена на выставке работ Прокудина-Горского на сайте Конгресса США (http://www.loc.gov/exhibits/empire/)   и снабжена следующим комментарием:

"Бичевник проходит через каменный мост с двумя водоводами для отвода паводка из главного канала на тихом участке между Ладожским и Онежским озерами возле села Лава."

Такой комментарий был бы неверен и в том случае, если бы снимок был сделан действительно в селе Лава: неправильно указано местоположение села. (А между Ладожским и Онежским озерами протекает не "канал", а река Свирь.) Но как теперь выяснилось, здесь вообще изображена не Лава. Правильная идентификация выполнена на сайте "Храмы России" 24 ноября 2009 г. По случайному совпадению почти одновременно, 25 ноября ко мне пришло письмо жителя Шлиссельбурга Владимира Усова, который тоже сообщал об этой ошибке.

Название данной фотографии — авторское. На первой странице альбома можно увидеть такую подпись под отклеившейся черно-белой копией.

Снимок сделан в черте современного Шлиссельбурга, на Старо-Ладожском канале. На фотографии изображен мост над водоспуском, построенный, очевидно, в конце XVIII века. Этот ценный памятник архитектуры классицизма сохранился до нашего времени, хотя и в идеальном состоянии

На заднем плане видна зелень Прохоровской дачи. Это весьма примечательное место. Дача принадлежала В.А.Прохорову (1818 — 1882), а затем его сыну А.В.Прохорову (1848 — ?; современнику Прокудина-Горского) — видным исследователям древнерусского искусства, хранителям Музея древнерусского искусства при Академии художеств . Впрочем, об этом Прокудин-Горский вряд ли знал.

Теперь Старо-Ладожский канал не используется для судоходства. Во многих местах (в том числе и рядом с этим мостом) он заболочен. Кроме того, в том месте на берегу, откуда сделана фотография, теперь густые заросли, так что теперь сделать такой снимок было бы невозможно. На территории Прохоровской дачи — частные дома, в том числе богатые особняки "новых русских". (Состояние на 6 июня 2010 г.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Булкин В.А., Овсянников О.В. По Неве и Волхову. Л., "Искусство" ЛО, 1981

2. Горелова Э.М., Кириллова В.А., Распопов И.М. Ладога. Л., 1974

3. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, "Лики России", 2006, №511

4. Сайт "Храмы России", форум: а) страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3971 и далее; б) страницы http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3628&start=405 и http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3628&start=420

5. Н.В.Мурашова, Л.П.Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье. Кировский и Волховский районы. СПб, "Алаборг", 2009

6. http://himerao.livejournal.com/4355.html

МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА: начало

Предыдущая страница       Следующая страница

Главная страница

© Прохоров С.О.

Шлиссельбург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *