Города и Страны

Сфинксы на Университетской Набережной

Пристань со сфинксами фараона Аменхотепа III в Санкт-Петербурге. Древние египетские изваяния, возраст которых превышает 3500 лет, были установлены на спуске Университетской набережной в 1834 году. Автор гранитных пьедесталов — К. А. Тон.

Интересные факты:

Сфинксы, установленные на Университетской набережной, считаются самыми старыми памятниками в Санкт-Петербурге — возраст этих статуй составляет около 3,5 тысяч лет. Когда-то они стояли у входа в египетский храм, построенный для фараона Аменхотепа III (головы сфинксов являются портретными изображениями фараона, а короны сфинксов, «па-схемти», олицетворяют власть Аменхотепа III над царствами Верхнего и Нижнего Египта). Интересно, что появившись изначально в Петербурге на волне египтомании, сегодня эти сфинксы стали одним из главных символов города на Неве, местом обязательного посещения.

В Петербург сфинксы попали благодаря А. Н.

Сфинксы на Университетской набережной

Муравьеву, путешественнику и члену Академии наук, который в 1830 году отправился в паломничество по святым местам и увидел в Александрии привезенных для продажи сфинксов. Он отправил в Россию письмо с предложением приобрести их. Император Николай I по совету Академии художеств согласился с этой идеей. Однако, к этому времени сфинксы уже были проданы во Францию, и только французская революция помешала сфинксам доехать до Парижа. Российской казне удалось перекупить их за 64 тысячи рублей.

В столицу Российской империи многотонные сфинксы плыли на специально оборудованном корабле, причем, эта дорога заняла целый год. Первые два года в Петербурге сфинксы провели во дворе Академии художеств, пока их не решили установить на набережной перед Академией взамен конных скульптур, на которые не хватило средств.

Гранитные пьедесталы сфинксов подписаны словами: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году».

Египетские надписи на древних сфинксах гласят: «Да живёт Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье.»

На площадке пристани под сфинксами имеются еще статуи — тут стоят попарно четыре бронзовых грифона работы скульптора П. П. Геде.

Сфинксы фараона Аменхотепа III включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Достопримечательности Санкт-Петербурга > Памятники Санкт-Петербурга > 5 сфинксов в Санкт-Петербурге

С 11 июня по 2 июля в Санкт-Петербурге официально проходят белые ночи. Если же говорить про неофициальный временной промежуток, то он получается существенно длиннее. К примеру, до середины июля в прошломулицы не освещали. Таким образом, жители Питера оставались один на один с природнымвечерним светом.

Белыми ночами можно назвать то время, когда вечерняя зорька сходится с утренней. Сумерки длятся на протяжении всей ночи. Именно такое определение этого чудесного природного явления дано в энциклопедии. Кроме того, лето в Санкт-Петербурге именно такое и другого описания для него не подберешь.

Можно сказать, что белые ночи считаются довольно беспокойным временем. Ведь темнота одновременно и изматывает, и возбуждает. Как сообщают мистики, между мира в этот период приоткрывается щелочка, и через нее вылетают химеры. С ними, кстати, в Питере всё отлично – неизвестно, кто породил сфинксов – либо древнегреческая Химера, либо Ехидна, которая считается её матерью – однако их можно отнести к одному из основных символов города.

С происхождением сфинкса довольно темная история, которая до конца так и не ясна. Изначально он считается древнеегипетской «живой фигурой», олицетворяющейразумность и могущество. Однако древние греки сделали из него монстра, родившегося в первородном хаосе. Кроме того, греческий сфинкс получился женщиной. Она занималась охраной дороги в Фивы и безжалостно отправляла в пропасть тех несчастных, которые не смогли дать правильный ответ на её вопрос. Но пришёл Эдип и отгадал загадку. В итоге сфинкс по имени Хтонь сама оказалась в пропасти.

Загадка в последствие была неоднократно разгадана психоаналитиками, магами, писателями и людьми из тайных обществ. Лев с человеческим лицом – это символ господства и мощи. Также это неизвестные познания, темная природа и многое другое. Кроме того, эти существазанимались охраной усыпальниц владык. Можно определенно сказать, что это был символ перехода света к тьме. Поэтому нет ничего необычного в том, что такие существа оказались и в Питере.

Университетская набережная и сфинксы

Под словосочетанием «Петербургские сфинксы» чаще всего подразумеваются египетские скульптуры рядом с Благовещенским мостом. По старшинству, очарованию и архитектурной ценности они беспрекословно занимают лидирующую позицию. В общую панораму эти создания вписывают безупречно. Ни один человек не считает чем-то необычным, что лицо древнеегипетского фараона Аменхотепа Третьего стало символикойкультурной столицы. Несколько сфинксов тщательно охраняли его храм в Фивах. Со временем они медленно уходили в песок. Однако археолог Атанасис вновь вернул их к жизни, откопав в XIX веке.

Статуи быстро были перевезены в Александрию, где их сначала хотел купить египтолог Шампольон. Однако сделка по каким-то причинам не состоялась. В итоге дипломат и писатель по имени Андрей Муравьев приобрел сфинксов для себя. Через какое-то время статуи совершили большое путешествие, которое длилось около года – они перевозились из Александрии в Санкт-Петербург. Академия Художеств на два года стала их временным пристанищем. И только в 30х годах XIX века сфинксов поставили в то место, где они и находятся уже на протяжении двухсот лет.

Невероятные легенды и мистические спекуляции окружают этих древних полузверей. Например, считается, что если сфинкс будет пристально смотреть на человека, то последний мигом сойдет с ума.

Также есть поверье, что сфинксы значительно снижают бурный характер Невы. Одна из легенд гласит – утопленники всегда всплывают поблизости от этих существ. Однако специалисты считают, что объясняется этот факт довольно просто. На данном месте атмосфера всегдауспокаивающая и мягкая.

До сфинксов быстрее всего добираться по шестой пешеходной линии от станции «Василеостровская». Однако помните, что рядом с этими загадочными существами вы ни за что не останетесь наедине. Поблизости продаются сувениры для туристов, поэтому людей в этом месте всегда очень много.

Двор Строгановского дворцы и сфинксы

Парочку сфинксов можно найти и во дворе Строгановского дворца. Не смотря на облик в стиле унисекс считается, что изваяния – исключительно женского пола. В конце XVIII века их создал архитектор, имя которого затерялось в архивах.

В начале XIX века сфинксов решили поставить рядом с загородной усадьбой Строганова. В Полюстрово у канцлера Безбородко также установили четырех сфинксов.

Египетский мост и сфинксы

Сфинксы «живут» и в этих местах. Притом они сделаны не как египетские, а больше всего напоминают классических греческих. Притом обязательная черта – это женские суровые лица.

Эти существа также имеют и родственные связи. К примеру, пробные экземпляры стоят поблизости от Каменноостровского моста. Сфинксам пришлось пережить не мало страданий. К примеру, в начале XXI века часть скульптур значительно повредили вандалы. Но архитекторы смогли сфинксов отреставрировать.

Петровская набережная и Ши-цза

На Петровской набережной есть свои китайские сфинксы, их называют Ши-цза. Правда, эти изваяния – условные сфинксы. С китайского «ши-цза» переводится как «львы». Они эти маньчжурские скульптуры практически не имеют ничего общего с настоящими львами Питера. Также они не походят и на настоящих животных.

Сфинкс в Санкт-Петербурге: обзор, описание, история, месторасположение

Больше всего Ши-зца похожи химер с непроницаемыми лицами.

Основная функция китайских сфинксов такая же, как и у египетских – олицетворять власть и охранять дворцовые покои.

Набережная Робеспьера и памятник жертвам репрессий

На Набережной Робеспьера стоят самые молодые сфинксы Санкт-Петербурга. Их лики довольно страшны, поэтому маленькие дети пугаются таких скульптур. Взрослые люди не настолько впечатлительны, однако и они не желают долго оставаться с этими изваяниями.

Художник Михаил Шемякин изобразил на лицах сфинксов ужас тоталитаризма, а также добавил в памятники ряд цитат. Благодаря такому подходу про этих сфинксов практически не спорят. Этого и не требуется, ведь и так всё абсолютно понятно.

Два прекрасных сфинкса из древнего Египта украшают Университетскую набережную.

Как и когда они попали сюда?..

Первым русским, который увидел их, был писатель и офицер, участник турецкой кампании 1828-1829 годов Андрей Муравьев.

После заключения мира он, собирался в большое путешествие, в том числе унего было желание посетить Иерусалим.

В Константинополе, однако, не оказалось попутного корабля.

И, чтобы не скучать, Муравьев отправился в Египет. Здесь, в Александрии, и поразил его «колоссальный гранитный сфинкс, покрытый иероглифами».

Оба сфинкса обнаружены были незадолго до того британской археологической экспедицией в Фивах.

В 1829 году Франсуа Шампольон, посетив Фивы, восхитился ими, но, несмотря на оценку знаменитого египтолога, покупателя на месте не нашлось. Тогда один из сфинксов был отправлен вниз по Нилу в Александрию, на более бойкое место.

Узнав мнение Шампольона о сфинксах, Муравьев решил приобрести их для России.

Письмо с его предложением довольно быстро достигло русского двора. Николай 1 передал его на рассмотрение совета Академии художеств. Совет ни секунды не клоебался (деньги все равно казенные), и высказался в пользу покупки сфинксов.

Оставалось получить согласие императора…

Но он тем временем выехал из Петербурга. И пока письмо совета Академии догоняло его по всей Европе, сфинксов приобрело французское правительство.

Русские почти потеряли их навсегда, но… помог случай.

Во Франции одни «просвещенные граждане» не поделились местом у государственной кормушки с другими, не менее демократично настроенными субъектами.

В итоге, в Париже случился приступ революции.

Широкая французская археологическая общественность от греха подальше разбежалась по провинциям, о сфинксах забыли.

Русское правительство не упустило теперь удобный случай и поспешило приобрести их за 64 000 рублей ассигнациями.

Кому достались эти деньги история умалчивает…

Вот так июльская революция 1830 года во Франции стала причиной появления сфинксов в Санкт-Петербурге.

Сфинксов доставили в Россию морем в конце мая 1832 года.

Неизвестно, был ли капитан зафрахтованного в Александрии судна любителем древностей, но он потребовал за доставку огромную сумму — 28 000 рублей.

К тому времени уже было решено, как использовать покупку.

В годы царствования Николая 1 в столице велось оживленное строительство. В 1831 году был задуман проект «великолепной из гранита пристани для судов с украшениями в лучшем греческом вкусе».

Предполагалось, что на пристани против Академии художеств поставлены будут две бронзовые фигуры — кони со всадниками, и между ними две бронзовые колонны. Оказалось, однако, что проект слишком дорог: одна отливка стоила бы 425 000 рублей.

Тут весьма кстати пришло известие о покупке сфинксов.

Пристань решили переделать «в египетскогреческом вкусе» (бронзовые колонны были оставлены). Проект оказался удачным и скоро был принят.

Почти два года дожидались доставленные сфинксы своего часа во дворе Академии. Наконец, в последних числах апреля 1834 года их поставили на набережной. Несколько недель спустя на головы их водрузили короны, снятые перед отправкой из Египта.

Последним штрихом стала сделаная в 1843 году на пьедесталах сфинксов надпись, которая и поныне привлекает внимание:

«Сфинксъ из древних Фивъ въ Египтъе. Перевезёнъ въ градъ Святаго Петра въ 1832 году»…

Какая же эпоха создала этих загадочных чудовищ?

Чьи черты повторяют гранитные лики?

Волей случая эти изваяния — единственный под небом России древнеегипетский памятник. Но замечательны они не только этим.

Тот, кого изображают сфинксы, не оставил значительного следа в истории, но, без преувеличения, самые знаменитые изваяния древнего Египта своим появлением обязаны ему.

В образе человекоголового льва запечатлен здесь фараон Аменхотеп 3.

Этот царь 18 династии правил примерно 3400 лет назад.

Он не вел больших войн: его предшественники уже захватили все, что было можно. Тридцать с лишним лет правления Аменхотепа Третьего отмечены строительством грандиозных, утопающих в роскоши дворцов и храмов.

Сфинксы, установленные на Петербургской набережной, украшали поминальный храм Аменхотепа Третьего… Но совсем скоро произошла катастрофа: вечные боги египтян в одночасье были отвергнуты и преданы забвению.

Истинным был признан единый бог, солнечный диск Атон, и фараон стал его первым жрецом. Фараон покинул Фивы, столицу древнего бога Амона.

Переворот царя-солнцепоклонника остался самым удивительным событием во всей трехтысячелетней истории египетского царства. Царем этим был преемник Аменхотепа Третьего, сын его Аменхотеп, назвавшийся Эхнатоном.

Сфинксы в Санкт-Петербурге (48 фото)

Этому человеку, помимо страшной славы богоотступника, принадлежала еще и красивейшая женщина древнего Египта — царица Нефертити.

Два ее дивных портрета, ныне известных всему человечеству, созданы лишь немногим позднее наших сфинксов.

Имя другого потомка Аменхотепа Третьего -Тутанхамона при обрело не менее громкую известность. Он умер совсем молодым и не успел прославиться при жизни, но его неразграбленная гробница, найденная в 1922 году, стала сенсацией.

Глядя на сфинксов, мы всегда ищем какую-то загадку и особую, высшую мудрость.

Но в древнем Египте сфинксов никогда не наделяли этими свойствами! Заблуждение навеяно… греческой мифологией.

Слово «сфинкс» греческого происхождения, оно означает «душительница».

Так по преданиям звали злого демона в женском образе. Подстерегая странников в пустыне, он задавал им непостижимые для человеческого ума загадки, а потом пожирал несчастных.

У египетских сфинксов нет ничего общего с греческими.

Греческие сфинксы — женские, египетские — почти всегда мужские. И если первые изображают фантастическое существо, то вторые всегда — конкретное лицо, чаще всего — правящего фараона.

Египетские сфинксы служили символом силы и ума, а также необыкновенной мощи фараона. Их ставили возле храмов и пирамид для устрашения и охраны.

В связи с этим уместно вспомнить о сфинксах у Египетского моста в Санкт-Петербурге.

Они отлиты в 1826 году по модели академика Соколова, который выполнил также фигуры львов и грифонов для Львиного и Банковского мостиков.

Эти сфинксы имеют несомненную художественную ценность, но совсем не отвечают египетской традиции, а их головные уборы вообще выдуманы автором скульптур.

Автор: Ольга Алексеева

Пред.ОглавлениеСлед.

Эти самые древние на территории России скульптурные изображения на берегу Большой Невы лишний раз подтверждают старую истину, что Петербург полон тайн. И это не удивительно, ведь в Петербурге всё двойственно. Ни в одном другом российском городе не найти такого огромного числа двойных родственных названий и одинаковых парных скульптур.

Два самых высоких шпиля поднимаются над Невой – шпиль колокольни собора Петра и Павла в Петропавловской крепости и Адмиралтейская игла.

Два ангела высятся на двух Невских берегах. Один парит на шпиле колокольни собора, другой застыл на вершине Александровской колонны.

Два дома Петра I стоят почти напротив друг друга на противоположных берегах Невы.

Легенда о сфинксах

Один прячется в футляре, другой, названный Летним дворцом, – за великолепной оградой первого сада Петербурга.

Два Невских проспекта (Невский и неофициальное название – Старо-Невский), два Больших проспекта, два Малых, Большая и Малая Охта, Большая и Малая Морские, Конюшенные. При желании можно легко продлить этот список. Да и сама Нева, как и Невка, делится на Большую и Малую.

Двойственность города отчасти отразилась в его опрокинутости в водную гладь Невы и других водных протоков. Там как бы существует Зазеркалье удивительного Петербурга, которое меняется в зависимости от настроения капризной петербургской погоды.

И неудивительно, что на Университетской набережной Васильевского острова стоят два сфинкса. На лицах их застыло выражение загадочной таинственности и горделивого покоя. Они словно охраняют широкий спуск к Большой Неве – гранитную лестницу, украшенную двумя стройными светильниками и грифонами – крылатыми львами, расположенными по сторонам.

С появлением этих посланцев Древнего Египта на одной из самых красивых пристаней связано много интересных историй.

В 1828 году в Египте были обнаружены два сфинкса, созданные за полторы тысячи лет до нашей эры. Когда в Петербурге получили сообщение о том, что сфинксы продаются, то было решено приобрести их и использовать для украшения строящегося спуска к Неве.

Пока наши чиновники, как всегда, раскачивались, занимались традиционной бюрократической волокитой, сфинксов решила приобрести Франция. Это было время всеобщего увлечения Египтом. Даже новогодние ёлки в европейских городах заменили пирамиды.

Инициатором покупки сфинксов был известный ученый Жан Франсуа Шампольон. Он прославился тем, что первым сумел перевести, расшифровать древнеегипетские иероглифы. И стояли бы сфинксы на берегу Сены, как в дело вмешался случай – во Франции началась июльская революция, и уже никому не было дела до каменных исполинов.

Россия приобрела сфинксов за 64 тысячи рублей. Много это или мало? Для сравнения: за скульптуры барона Клодта для Аничкова моста из государственной казны было заплачено в семь с половиной раз больше.

Для таких статуй, а каждый сфинкс весит 23 тонны, требовались достойные постаменты.

За год до прибытия сфинксов в Петербург, в 1831 году, по проекту архитектора Константина Андреевича Тона стала сооружаться пристань, которая вела от академии к Неве. Кстати, Тон был выпускником Академии художеств, а затем стал ее ректором.

Пристань на правом берегу Большой Невы должна была стать первой на пути иноземных кораблей, плывущих со стороны Финского залива. Первоначально в проекте на пристани предусматривалась установка конных статуй.

Но именно здесь, укрепив постаменты, и решили установить сфинксов, привезённых из Египта.

Сфинксы являются портретными изображениями фараона Аменхотепа III (1455–1419 гг. до н. э.). Об этом говорят иероглифические подписи, высеченные на основании каждой из скульптур.

Сфинксов доставили в город на корабле за год до окончания строительства. Интересно, что привезли их в огромных клетках, срубленных из стволов деревьев. Клетки со сфинксами были установлены недалеко от обелиска Румянцеву. И вот туда взглянуть на дивных каменных зверей приходил весь Петербург. Тогда же стали рождаться всевозможные легенды и мифы, шёпотом передаваться таинственные истории. Говорили, что не случайно египетских «зверей» поставили у обелиска Румянцеву. Обелиски – самый первый тип памятников в России. Обелиски – это отголоски египетской культуры, своего рода «лучи солнца». Слово «обелиск» греческого происхождения и означает копье. Обелиск служил у древних египтян символом постоянства и олицетворением солнечных лучей. Для соответствия символической роли их ставили прямо, вертикально, то есть они указывали на солнце. Вертикальное положение имеет также очевидный властный смысл. Румянцевский обелиск – первый «луч солнца» на земле Северной Пальмиры. Второй обелиск – Александровская колонна, установленная на Дворцовой площади в год прибытия в город сфинксов.

Сфинкс – чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума и силы.

Слово «сфинкс» греческого происхождения и в переводе на русский язык означает «душительница». В представлении древних греков сфинкс был существом женского пола, а его диковинный вид мифы объясняют так: от змееподобного чудовища Тифона и Ехидны, имеющей три головы (льва, козы и дракона), произошла не менее фантастическая Химера – демон с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Химера и двуглавый пёс Ортр породили дочь Сфингу (сфинкса) – злого демона в женском образе. Вот почему в античном искусстве сфинкс изображался с головой и грудью женщины и туловищем льва, крылатым львом с головой женщины и змеиным хвостом или же львом с туловищем женщины, орлиными крыльями и когтями.

Суеверные египтяне верили, что созданные их руками каменные изваяния обладают особой таинственной силой и могут охранять от воздействия всяких враждебных чар и помыслов. Считалось, что чем больше сфинксов, тем надежнее охрана.

У сфинксов, стоящих на Университетской набережной, можно увидеть главный обязательный атрибут царской власти – головной платок. Именно он всегда изображался на изваяниях сфинксов, корона же встречается значительно реже. Лоб до половины закрыт головным платком, который, обрамляя лицо, падает на плечи и концами свисает на грудь.

Плечи сфинкса и часть передних лап покрывает полосатая ткань. Посередине груди выбит в виде медальона картуш, на котором высечено имя фараона, титул царя Верхнего и Нижнего Египта.

Головы изваяний украшают короны царя Верхнего и Нижнего Египта (они вырублены из гранита отдельно и затем укреплены на головах статуй).

На шее сфинкса знаковое изображение – широкое ожерелье из шести рядов бус. Это традиционное украшение, которое носили не только фараоны, но и их приближённые, знатные египтяне.

Композицию гранитного спуска к Большой Неве со сфинксами дополняют гранитные скамьи и бронзовые светильники античного типа. Бронзовые светильники и четыре грифона были отлиты по моделям из дерева бронзовых дел мастером П.П. Геде в 1834 году.

Египетские сфинксы давно уже стали одним из неофициальных символов Санкт-Петербурга. А спуск к Неве на Университетской набережной – одним из любимых мест как петербуржцев, так и гостей города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *