Города и Страны

Сан Аполлинаре Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал Италию и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила придворным храмом, посвященным Спасителю. Она находилась рядом с дворцом Теодориха, имела просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и обширную апсиду. Нартекс имел вид открытой аркады. После завоевания Равенны Юстинианом церковь была переосвящена и посвящена св.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово

Мартину Турскому. Однако в IX в. сюда были перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из посвященной ему церкви в порту (ин Классе), и базилика снова была переименована и стала называться Сант-Аполлинаре Нуово.

Базилика небольшая, трехнефная, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилика короткая, в ней явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают базилике очарование легкости и ритмической прозрачности.

Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене). Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающие на престолах с двух сторон базилики. Во главе процессии мучениц изображены трое волхвов, во главе процессии мучеников — архиепископ Аньело с приближенными. В западной части храма, там, где начинается процессия мучениц, изображен равеннский порт Порто ди Классе.
Процессия мучеников начинается от дворца короля Теодориха. Фигуры волхвов и архиепископа с приближенными относятся к более позднему времени (556—65 гг.), во времена Теодориха процессии мучеников возглавлял сам Теодорих с супругой, а в арках королевского дворца были изображены придворные.


Мученики. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагмент

В среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и апостолов. Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы витают в небесных сферах. Мотив райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов. Третий ярус — самый верхний и узкий — заполнен сценами чудес (на северной стене) и страстей Христовых (на южной стене). Библейские сцены (впервые в Византийском искусстве) располагаются не в историческом или хронологическом порядке, но в той последовательности, как они упоминаются в литургическом чине. Библейские сцены лаконичны, число действующих лиц в них сведено до минимума, архитектура и пейзаж едва намечены или отсутствуют вовсе. Их примитивность, ориентированность на переднюю плоскость, наивно-игрушечный характер показывают, что иконография библейских сюжетов находилась в то время на этапе становления и творческого поиска.


Мученицы. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагмент

В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного. На изображении отсутствуют тени — фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны. В основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения. Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников. Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия.


• Artclassic.edu.ru — Российский образовательный портал. Мировая художественная культура.
• Г. Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: «Азбука-Классика», 2004.

версия для печати

Следующая страница: Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне

(далее А. К.), возведена (532-536 или 535-538) в бывш. портовом пригороде Классе на месте погребения первого еп. Равенны сщмч. Аполлинария, обращавшего в I в. жителей города в христианство. Храм создан еп. Урсицином (532-536) на средства состоятельного жителя города Юлиана Аргентария, освящен в 549 г., после перехода Равеннской кафедры от ариан к правосл. Церкви. Это типичная североитал. базилика с открытой изнутри балочной кровлей, просторным центральным нефом, отделенным аркадами от боковых (опираются на 24 колонны греч. мрамора с визант. базами и капителями), с большой полукруглой апсидой с востока (в IX в. под ней устроена крипта), с нартексом (поздняя реконструкция) и круглой в плане колокольней (достроена в кон. X в.) с запада.

Интерьер А. К. претерпел много изменений: присутствуют разные хронологические слои худож. декора (ок. 549, 671-677, IX в., XII в.), мозаики неоднократно поновлялись, утрачена мраморная облицовка, снятая по приказу Дж. Малатесты в 1449 г. для украшения «Темпьето Малатестиани» в Римини. К первоначальному убранству А. К. относятся мозаики алтаря, являющиеся одной из самых сложных по замыслу программ юстиниановской эпохи. В своде конхи представлена двухчастная композиция с символическим изображением Преображения Христова. В центре, в медальоне, на голубом фоне, усыпанном звездами, изображен крест с оглавным образом Христа в средокрестии. По сторонам медальона, вверху на золотом фоне в облаках — полуфигуры пророков Моисея и Илии, внизу (у подножия креста) — 3 агнца, символические изображения апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во 2-м регистре, представляющем преображенную землю, центральным является изображение сщмч. Аполлинария в епископском облачении, в рост, с воздетыми в молении руками (жест оранта). Справа и слева от фигуры святого расположено по 6 агнцев — традиц. для алтарных росписей сюжет, представляющий 12 апостолов.

К сер. VI в. относятся изображения 4 епископов (Урсицина, Урса, Севера, Экклезия), помещенные в простенках окон апсиды, на крайних из к-рых сохранились композиции 2-й пол. VII в. «Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека и Авраама» (справа) и «Передача привилегий Равеннской Церкви имп. Константином IV с братьями аббату Репарату» (слева). На триумфальной арке мозаики IX в.: в верхнем регистре — медальон с изображением Господа Вседержителя в окружении символов евангелистов; ниже — символическое изображение городов Иерусалима и Вифлеема, из врат к-рых выходят 12 агнцев-апостолов; на боковых сторонах — архангелы Михаил и Гавриил с лабарумами в руках (VI в.) и погрудные изображения евангелистов Матфея и Луки (XII в.).

Из А. К. происходит коллекция каменных резных саркофагов (погребения епископов VI-VII вв.) т. н. равеннского типа, дающая представление о переходном итало-визант. этапе от античных форм к христ. погребальным сооружениям. Значительная часть их сохраняется в боковых нефах базилики вместе с памятниками ранней эпиграфики. Интерес для истории христ. искусства представляет собрание архитектурных деталей А. К., среди к-рых престол времени архиеп. Максимиана (1-я пол. VI в., реставрация 1753), 8 колонн от первоначальных кивориев и др.

Лит.: Mesini G. La basilica di Sant’ Apollinare in Classe. Ravenna, 1949; Benini A. La basilica di Sant’ Apollinare in Classe. Ravenna, 1950; Mazzotti M. La basilica di Sant’ Apollinare in Classe. Vat., 1954; Dinkler E. Das Apsismosaik von S. Apollinare in Classe. Köln; Opladen, 1964; Мирковић Л. Мозаици равенских базилика // ЗРВИ. 1966. Т. 9. С. 257-293; Demus O. Zu den Apsismosaiken von Sant’ Apollinare in Classe // JÖB. 1969. Bd. 18. S. 229 ff.; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. C. 47, 206 .

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. 532–536 или 535–538 гг.

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. 532–536 или 535–538 гг.

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Мозаика алтаря. Ок. 549 г.

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе. Мозаика алтаря. Ок. 549 г.

(далее А. Н.), воздвигнута кор. остготов Теодорихом Великим как дворцовая (до 526) и посвящена Спасителю; после утраты арианами Равенны переосвящена в честь св. Мартина Турского. Освящение престола в память сщмч. Аполлинария, еп. Равеннского, состоялось в сер. IX в., после перенесения в А. Н. мощей святого. тогда же базилика получила название «Новая» (Nuovo или In Nuovo), дабы отличить ее от др. городских церквей с тем же посвящением, гл. обр. от А. К., где первоначально покоились мощи священномученика.

А. Н.- трехнефная базилика с открытой изнутри балочной кровлей, с повышенным средним нефом, отделенным от более низких боковых нефов аркадами на 24 колоннах греч. мрамора с капителями коринфского ордера, сделанными в кон. V — нач. VI в. мастерскими в окрестностях К-поля.

Первоначальное (до 526) мозаичное убранство было изменено при еп. Агнелле (60-е гг. VI в.).

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

От мозаичной росписи, украшавшей весь интерьер А. Н., в наст. время уцелели 3 горизонтальных регистра на боковых стенах центрального нефа. В верхнем регистре представлен самый ранний из известных в церковной декорации развернутый цикл евангельских событий. 26 сюжетов, относящихся к остгот. периоду росписей, расположены по 2 сторонам нефа: на сев.- Чудеса, на юж.- Страсти и Воскресение Христово. Ниже, между нишами окон, изображены 32 фигуры в рост, с нимбами, держащие в руках свитки и кодексы (до 526), в к-рых видят ветхозаветных пророков и новозаветных святых. Над аркадами помещены процессии праведных мужей (на юж. стене 26 фигур) и жен (на сев. стене 22 фигуры), принадлежащие 2-му периоду декорации. Фигуры святых показаны в легком 3-четвертном развороте, подчеркивающем их движение, к-рое направлено с запада на восток. Во главе шествия святых мужей — св. Мартин, еп. Турский, первым предстоящий Иисусу Христу, восседающему на троне в окружении 4 ангелов. На противоположной стене, впереди процессии святых жен, изображены волхвы — святые Валтасар, Мельхиор и Гаспар, предстоящие Богоматери на престоле с Младенцем Христом на руках, также в окружении ангелов. В зап. части нефа сохранились изображения дворца Теодориха и порта Равенны, Классе, к-рые, как и образы Спасителя и Богоматери, сохранились (в неск. измененном виде) с остгот. периода. Первоначально ряд с процессией святых занимали изображения придворных кор. Теодориха и его супруги, возглавлявших свою свиту. Фрагменты его можно видеть, напр., на фоне колоннады дворца, в нише к-рого сохранилась мозаика с предполагаемым изображением кор. Теодориха.

Лит.: Редин Е. К. Мозаики равеннских церквей. СПб., 1896. С. 73-95; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 172-176; Kautzsch R. Kapitellstudien. B.; Lpz., 1936. S. 5-115; Мирковић Л. Мозаици равенских базилика // ЗРВИ. 1966. Т. 9. С. 257-293; Deichmann F. S. Ravenna: Hauptstadt des spätantiken Abendlandes: 3 Bde. Wiesbaden, 1969-1974. Bd. 1. S. 171ff.; Bd. 2. S. 125 ff. ; Kitzinger E. Byzantine Art in the Making. Camb. (Mаss.), 1976. P. 62 ff., 77 ff.; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. C. 40-47, 205-206, № 22-26 ; Bovini G. Ravenna: Art and History. Ravenna, 1991. P. 59-81.

Л. А. Беляев

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. До 526 г.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. До 526 г.

Поклонение волхвов. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово. 60-е гг. VI в.

Поклонение волхвов. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово. 60-е гг. VI в.

Церковь Сант-Аполлинаре Нуово. Италия.

равномерную освёщенность внут­реннего пространства.

Большой трёхнефной базиликой был главный собор Равенны, по­строенный в начале VI в. королём остготов Теодорихом. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал Италию и сделал Равенну своей столицей. В середине IX в. собор стал назы­ваться церковью Сант-Аполлинаре Нуово — Новой церковью Святого Аполлинария. Двадцать четыре ко­лонны, специально доставленные из Константинополя, двумя строй­ными рядами ограждают централь­ный неф. Всё поле стен над их неклассическими расплющенными капителями занято мозаикой — процессиям и мучеников и мучениц, шествующих на восток.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне

Крупные надписи сообщают их имена: Поли­карп, Винсентий, Винсентия, Вале­рия, Криспина… Однако все девушки похожи как сестры — юные, граци­озные, одинаково причёсанные, одинаково одетые, с одинаковыми венцами в руках. Мученики больше отличаются друг от друга, но вся раз­ница сводится к их возрасту и фор­ме бороды. Художник не видел в них индивидуальности, поскольку сходст­во их судеб для верующего было не­сравненно более важным, чем раз­личия: ведь все они стали братьями и сёстрами во Христе.

Внутреннее пространство цент­рического храма собирало моля­щихся в середине, где они пребыва­ли в покое.

В базилике, наоборот, присутст­вует постоянное движение от входа к алтарю. Торопятся вглубь, сокра­щаясь в перспективе, тонкие колон­ны, легко шагают над ними облада­тели мученических венцов, а выше тянутся окна, образующие чёткий метрический ряд. Базилика рассчи­тана на процессии, торжественные церемониальные шествия, её ин­терьер ориентирует вошедшего на действие, движение. Это совершен­но не отвечало характеру визан­тийского богослужения, во время которого молящиеся не перемеща­лись по храму, а действия священно­служителей происходили преиму­щественно в его восточной и центральной частях.

Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарём на восток и увенчанная куполом. Этот тип храма был особенно распространён в Сирии и владениях Византии в Малой Азии; его выбрали и для са­мого выдающегося произведения византийского зодчества — Софии в Константинополе. Главный собор столицы империи, сменивший пер­воначальную базилику, возведённую при императоре Константине, стро­или мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.

Исидор и Анфимий были не толь­ко прекрасными зодчими, но и вы­дающимися учёными своего време­ни. Исидор собрал сохранившиеся работы Архимеда и составил ком­ментарий к сочинению Герона Алек­сандрийского о конструкции сводов; Анфимий написал трактат о зажига­тельных зеркалах. Основная слож­ность, которую им пришлось пре­одолеть при строительстве храма Святой Софии, заключалась в гран­диозных размерах постройки, зака­занной императором Юстинианом. Возвести сооружение почти стомет­ровой длины да ещё перекрыть его куполом было почти неразрешимой задачей: ведь чем больше тяжёлый кирпичный купол, тем больше сила его распора, стремящаяся как бы раздвинуть, развалить несущие купол стены. В отличие от римских зодчих византийцы не имели под рукой сырья для производства бетона — вулканического песка-пуццоланы, который позволял создавать моно­литные купола, практически не даю­щие распора. Чтобы погасить неже­лательный эффект, можно было увеличить толщину стен, но в слиш­ком толстой стене невозможно бы­ло бы проделать окна.

Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигант­ская полусфера главного купола Со­фии Константинопольской. Она под­держивается пространственным «скелетом» хитросплетённых много­численных арок и сводов, несущим основную нагрузку. В направлении с запада на восток распор гасится та­ким образом: к центральному купо­лу примыкают с двух сторон два больших полукупола, а к ним в свою очередь — — меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока её не принимают на себя специальные колонные пилоны, завершающие опорный «скелет» постройки. Вошедшим в храм ка­залось, что его огромный купол не имеет реальной опоры, а подве­шен на золотой цепи, спущенной с неба. Этот эффект объяснялся тем, что мощные устои скрыты от глаз: они зрительно включены в состав

Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 298;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *