Города и Страны

Прокопьевский Храм в Великом Устюге

Соборное дворище в Великом Устюге

Соборное дворище – духовный центр Великого Устюга. В уникальный храмовый комплекс входят собор Успения Пресвятой Богородицы (XVII – XVIII вв.), собор святого Прокопия Праведного (XVII – XIX вв.), собор святого Иоанна Праведного (XVII – нач. ХХ в.), церковь Богоявления Господня (Власия Севастийского, XVII в.), церковь Алексия, митрополита Московского (XVIII в.), Архиерейское подворье (XVII – XIX вв.).

Успенский собор

История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно Устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освящения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора в середине XVI в. был построен одноименный каменный. Возведенный по образцу главного храма Руси – Успенского собора Московского Кремля, он стал первым каменным городским собором на всем Русском Севере.

Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий. Огромное здание храма, основная часть которого выдержана в строгих монументальных формах, свойственных XVI столетию, выглядит подчеркнуто величественным. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине ХIХ века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце ХVII – ХVIII веке высокая соборная колокольня, представляющая собой сложное сооружение, состоящее из двух объединенных объемов.

Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине XVIII века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, великолепный иконостас поражает уникальной резьбой.

Святые образа для иконостаса писал протоиерей Успенского собора Василий Афанасьев Аленев, чье творчество представляло новое для устюжской иконописи академическое направление. С именем Василия Аленева связывают и нигде более в России не имеющую себе подобных портретную галерею архиереев Великоустюжских и Тотемских – уникальную стенопись 70-х годов XVIII века, сохранившуюся до наших дней.

Реставрации Успенского собора была начата Великоустюгским музеем-заповедником в последней четверти ХХ века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма.

Прокопьевский собор

Среди сонма святых Земли Русской особым светом сияет небесный покровитель древнего града Великий Устюг святой праведный Прокопий (8.07.1303). Немец по происхождению, он принял Православие и остался навсегда в Святой Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия – юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых – спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года.

Прокопий Праведный – особо чтимый святой на устюжской земле. Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации Русской Православной Церковью. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ собора Успения Пресвятой Богородицы, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь – благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освященный во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, и на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского.

В 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. На протяжении трех с лишним столетий храм неоднократно перестраивался.

А может это знак? О храме Прокопия в Устюге

В 1867 году к нему был пристроен придел, освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.

Украшение собора святого Прокопия Праведного – великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая «иконостасу вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора – цельное собрание устюжской живописи XVII – XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам. К строгановским письмам относятся храмовая икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602) и икона «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении» (конец XVI – начало XVII в.) – приложения именитого гостя Никиты Строганова. Изысканный цветовой строй живописи, графически точные очертания фигур придают образам особую выразительность. Дар храмоздателя Прокопьевского собора Афанасия Гусельникова – образ «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» (1669). Иконописец до мельчайших подробностей проиллюстрировал многострадальное житие и чудеса Прокопия Праведного. Сохраняя условность стиля, автор сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. В настоящее время эти иконы находятся на выставках «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Христа ради юродивые, Устюжские чудотворцы» и «Церковные древности из коллекции Великоустюгского музея-заповедника».

Реставрация иконостаса была выполнена в 80 – 90-е годы XX века, тогда же восстановлена и настенная живопись.

С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор – один из красивейших храмов Великого Устюга – находится в совместном ведении Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЦерковная летопись повествует, что первоначально деревянная церковь была построена в 1703 году выходцами из Великого Устюга, принесшими с собой в Иркутск икону Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, давшую название самому храму. Каменная церковь была заложена в 1740-е (прошение на постройку поступило в 1741) на средства молодого иркутского купца М.И.Глазунова, также выходца из Великого Устюга. В августе 1748 года деревянная церковь сгорела, а так как строительство новой каменной не было еще окончено, то 10 ноября того же года (по другим данным 1749) освятили только один престол во имя Сретения Господия, расположенный в северном приделе. Впоследствии это престол был перенесен в нижний этаж главного храма и повторно освящен в 1778, затем в 1843 и 1886. Главный престол во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 25 августа (5 августа?) 1767, вторично 7 октября 1845. В северном приделе размещалось еще два престола — верхний во имя Параскевы Пятницы {27 ноября 1754, 1846, 1890) и внизу во имя Иннокентия I, епископа Иркутского (20 ноября 1809,1844). Под колокольней был расположен пятый престол во имя архистратига Михаила, освященный 17 июня 1765 и позже 23 августа 1881. Строительство Чудотворской церкви положило начало созданию серий своеобразных храмов сибирского барокко в Иркутске. Постройка обладала характерными стилистическими чертами, которые позднее стали доминирующими в культовом зодчестве Иркутска и определили самобытность местной школы. Эта церковь была если не прямым, то близким аналогом многим каменным храмам XVIII — начала XIX века в Иркутской епархии. Объемно-пространственная композиция с храмом типа малый восьмерик на четверике, соединенным более низкой трапезной с ярусной колокольней под шпилем, сделалась в дальнейшем традиционной. В декоративном убранстве ощутимо стремление к усложнению фасадной пластики. Здесь впервые встречаются заглубленные в стены панно различной геометрической формы, ставшие затем как бы эмблемой сибирского барокко.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВ фасадах преобладали горизонтальные членения. Развитые горизонтальные тяги с составными кронштейнами были дополнительно усилены широким рельефным поясом усложненного рисунка. Крупные окна обрамлены перспективными наличниками.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЧудотворская церковь была построена в традициях древнерусского зодчества на высоком каменном подклете, который предназначался для складов. Но уже в ходе строительства была произведена некоторая перепланировка, и в нижнем подклетном этаже устроили невысокий храм. Это несоответствие использования подклета первоначальному замыслу сказалось в облике здания — нижний храм не имеет оконных проемов и отличается скупым декоративным убранством.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВ 1879 году церковь сильно пострадала во время пожара. В ее восстановлении принял активное участие священник Г.А.Шергин, собравший необходимые средства.

Собор Прокопия Праведного, Россия, Великий Устюг: фото, описание, адрес

Кроме того, им был составлен проект фасада и плана возобновления храма, которые были утверждены губернским архитектором. В результате церковь приобрела новые формы венчающих частей, характерные для периода эклектики. Обновленную церковь украсили иконы, выполненные московским мастером живописных работ Епанешниковым на средства братьев Александра и Константина Шушаковых.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЦерковь закрыли в 1930-е годы. С 1925 она состояла на учете как памятник архитектуры и охранялась государством, что было подтверждено постановлением СНК РСФСР, и все же здание вскоре снесли. Сейчас на месте, где стояла церковь, расположен трехэтажный жилой дом.

Собор Прокопия Праведного

Второй собор Дворища посвящен святому праведному Прокопию – небесному покровителю Великого Устюга († 8.07.1303). Немец по происхождению, он принял Православие и остался навсегда на Руси, избрав один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия – юродство Христа ради. Первый Христа ради юродивый на Руси, прославившийся многочисленными чудесами, важнейшее из которых – спасение Устюга от уничтожения каменной тучей, был причислен к лику святых на Соборе 1547 года.

Прокопий Праведный – особочтимый святой на устюжской земле. Прославление Устюжского чудотворца началось задолго до его канонизации Русской Православной Церковью. В 1471 году на берегу реки Сухоны, близ собора Успения Пресвятой Богородицы, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь – благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород. Этот храм, освященный во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, сгорел, и на его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского.

В 1668 году «иждивением» устюжского купца Афанасия Гусельникова над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Описание его содержится в писцовой книге 1676–1683 годов: «церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь – святого Прокопия, Устюжского чудотворца». Мастером, строившим ее, был устюжанин Петр Котельников. На протяжении трех с лишним столетий храм неоднократно перестраивался. В 1867 году к нему был пристроен придел, освященный во имя святителя Тихона, епископа Воронежского.

Украшение собора святого Прокопия Праведного – великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. Сверкающая позолотой резьба целиком покрывает тябла и колонки, придавая «иконостасу вид пышного, богато украшенного сооружения». Иконостас Прокопьевского собора – цельное собрание устюжской живописи XVII–XVIII вв. Особой художественной ценностью обладают вкладные иконы местного ряда, заказываемые, как правило, наиболее известным мастерам. К строгановским письмам относятся храмовая икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» (1602) и икона «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении» (конец XVI – начало XVII в.) – приложения именитого гостя Никиты Строганова. Изысканный цветовой строй живописи, графически точные очертания фигур придают образам особую выразительность. Дар храмоздателя Прокопьевского собора Афанасия Гусельникова – образ «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах» (1669). Иконописец до мельчайших подробностей проиллюстрировал многострадальное житие и чудеса Прокопия Праведного. Сохраняя условность стиля, автор сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. В настоящее время эти иконы находятся на выставках «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, Христа ради юродивые, Устюжские чудотворцы» и «Церковные древности из коллекции Великоустюгского музея–заповедника».

Реставрация иконостаса была выполнена в 80–90-е годы XX века, тогда же восстановлена и настенная живопись.

С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор – один из красивейших храмов Великого Устюга – находится в совместном ведении Великоустюгского историко – архитектурного и художественного музея–заповедника и прихода собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.

к началу страницы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *