Города и Страны

Подвиг Горожан Кале

ГРАЖДАНЕ КАЛЕ
(1894г.)

В 1845 году муниципалитет города Кале пожелал соорудить памятник. Речь шла о монументе Эсташу де Сен-Пьеру, одному из самых богатых и знаменитых граждан города.

В 1347 году Кале, после долгой осады, пал. Английский король Эдуард III обещал пощадить жителей города, ограничившись лишь поголовным изгнанием, если шесть именитых граждан сдадут ему ключи города, явившись в английский лагерь босые и раздетые, с веревкой на шее. Первым вызвался идти на казнь пожилой горожанин Эсташ де Сен-Пьер. Вслед за ним, среди всенародной скорби, последовали еще пятеро граждан.

Эдуард III хотел их казнить, но королева, уроженка Фландрии, бросилась перед ним на колени и вымолила прощение своим соотечественникам.

Первоначально памятник заказали крупному французскому скульптору Давиду Анжерскому. Были сделаны эскизы. Давид представил проект в стиле памятников римским императорам, этакая героическая стилизация. Но отлить статую не удалось: сначала не хватило денег, а потом захлестнули другие события. Затем Давид Анжерский умер.

В 1884 году муниципалитет Кале обратился к Родену. Тема увлекла художника, и он предложил увековечить всех шестерых участников достопамятного события, запечатленных летописцем Столетней войны Фруассаром.

Роден изобразил перипетии этого события с такой силой непосредственного переживания, какое может испытать только очевидец.

В этом сказался не только дар исторического прозрения. В памяти Родена, как и большинства французов, еще свежи были воспоминания о 1871 годе, о мужестве франтиреров, о расправах немецких властей с заложниками, о расстрелах героев Парижской коммуны.

Еще в самом начале работы Роден заметил: "Идея представляется мне абсолютно оригинальной — и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения скульптуры. Впрочем, таковым является и сам сюжет, который сам по себе героичен и подразумевает ансамбль из шести фигур, объединенных общей судьбой, общими эмоциями и общей экспрессией".

Постепенно общие соображения приобретают все более конкретные очертания. Как пишет А. Ромм: "Тема Родена — самопожертвование, добровольное мученичество. В искусстве предшествовавших веков не перечислить подобных изображений. Роден впервые раскрыл эту тему в глубоко человеческом аспекте и с неумолимой правдивостью. Он показал борьбу чувства долга со страхом смерти, душевные муки обреченных людей. Двое (Андрье д’Андр и Жан де Фиенн) поддались отчаянию и ужасу — полузакрыв лица ладонями, они согнулись почти до земли. Но эти слабые духом, напоминающие "Тени" из "Адских врат", — лишь психологический фон, выделяющий мотив героики. Как в музыкальной симфонии, сплетены здесь две различные темы со сложными психологическими вариациями. Горделиво выпрямился человек с ключом (Жан д’Эр), его осанка полна достоинства, несмотря на унизительный наряд и веревку висельника, на лице — сдержанное возмущение и решимость. С трудом несет он ключ — символ капитуляции, как тяжелый груз.

Идущий рядом Эсташ де Сен-Пьер, задумчивый, согбенный от старости, без чрезмерных сожалений жертвует остатком дней. Его примиренность, отрешенность от жизни оттеняют душевную борьбу человека с ключом, сквозящую через искусственное спокойствие. Это героическая пара. Оба преодолели страх смерти, примирились со своей участью. Они замкнуты в себе, отъединены от более слабых, повернулись к ним спиной. Но вот третья пара (братья Виссан), олицетворяющая более действенный героизм. Они обращаются к отставшим и ослабевшим. Один поднял руку, подобно оратору. В этот предсмертный час они находят силы и нужные слова для убеждения и ободрения. На их лицах — вместо мрачной решимости предшествующей пары — подвижническая просветленность, ясность духа.

Так, разграничив своих героев по степени готовности к подвигу и смерти, Роден развернул целую психологическую драму в ее последовательном развитии. Он создал четкие индивидуальные характеры, сущность которых раскрывается в эти решающие, трагические мгновения". А вот что написал о работе Родена над "Гражданами Кале" Рильке: "В его мозгу всплывали жесты, жесты отказа от всего сущего, жесты прощания, жесты отрешения, жесты, жесты и жесты. Он собирал их, запоминал, отбирал. Сотни героев толпились в его воображении, и он сделал из них шесть.

Он вылепил их нагими, каждого по отдельности, во всей красноречивой выразительности дрожащих от холода и волнения тел, во всем величии принятого ими решения.

Он создал фигуру старика с бессильно повисшими, угловатыми руками и наделил его тяжелой, шаркающей поступью, извечной походкой стариков, и выражением усталости на лице. Он создал человека, несущего ключ. В нем, в этом человеке, запасов жизни хватило бы еще на долгие годы, но теперь все они втиснуты в эти внезапно нагрянувшие последние часы. Его губы сжаты, его руки впились в ключ. Он гордился своей силой, и вот теперь она зря перекипает в нем.

Он создал человека, охватившего обеими руками поникшую голову словно бы для того, чтобы собраться с мыслями, чтобы еще одно мгновение остаться наедине с собой. Он вылепил обоих братьев. Один из них еще оглядывается назад, другой с покорной решимостью склоняет свою голову, словно уже подставляя ее палачу.

И он создал зыбкий и неуверенный жест "человека, идущего сквозь жизнь". Он идет, он уже идет, но еще раз оборачивается назад, прощаясь не с городом, не с плачущими горожанами, даже не с теми, кто шагает с ним рядом, — с самим собой. Его правая рука поднимается, сгибается, повисает, ладонь раскрывается и будто что-то выпускает… Это-прощание…

Эта статуя, поставленная в старом темном саду, могла бы стать памятником для всех безвременно умерших. Роден вдохнул в каждого из идущих на смерть мужчин жизнь, наделив их последними в этой жизни жестами".

В июле 1885 года скульптор отправляет свой второй и окончательный вариант (в треть величины) в Кале. Однако его идеи не понравились заказчику. "Мы не такими представляли себе наших знаменитых сограждан, отправлявшихся в лагерь английского короля, — не скрывая разочарования писали скульптору члены комитета. — Их жалкие позы оскорбляют наши святейшие чувства. Многого оставляет желать с точки зрения элегантности и силуэт. Художнику следовало сделать более пологой землю под ногами своих героев и, прежде всего, освободиться от монотонности и сухости силуэта, наделив своих персонажей различным ростом… Мы не можем также не обратить Вашего внимания на то обстоятельство, что Эсташ де Сен-Пьер одет в одеяние из грубой материи вместо легкой одежды, о которой говорится в истории. Мы вынуждены настаивать, чтобы господин Роден изменил облик своих персонажей и силуэт всей группы".

Разгромные статьи против Родена напечатали и некоторые столичные газеты. Скульптор не боится вступить в дискуссию с оппонентами: "Как головы должны образовать пирамиду?.. Но ведь это просто-напросто академия навязывает мне здесь свои догмы. Я был и остаюсь прямым противником этого принципа, который господствует в нашей эпохе с начала столетия, но который противоречит предыдущим великим эпохам искусства… Критики газеты "Патриот Кале", очевидно, считают, что Эсташ де Сен-Пьер стоит перед английским королем. Но нет же! Он покидает город и идет вниз, в лагерь.

Огюст Роден. «Граждане Кале»

Именно это придает группе движение. Эсташ первый пускается в путь, и для его линий необходимо, чтобы он был таким, каков он есть".

Роден отказывается что-либо менять в своей композиции. Ему повезло — на его стороне оказывается мэр Кале, хотя противники не сложили оружие.

Скульптор продолжает работу и весной 1889 года заканчивает всю группу. Тут становится окончательно ясно, что у города нет денег на отливку в бронзе. Тем временем группа занимает слишком много места в мастерской и ее приходится переместить в старую конюшню. Так в углу старой конюшни "Граждане Кале" еще дожидаются решения своей участи. Члены муниципалитета предлагают Родену ограничиться одной фигурой Эсташа де Сен-Пьера. Конфликт постепенно выходит за пределы Кале.

В декабре 1894 года министерство внутренних дел Франции принимает неординарное решение: поскольку у города Кале нет денег, разрешить общенациональную лотерею. Все деньги — в пользу многострадальной композиции.

Було выпущено сорок пять тысяч билетов по цене один франк. Однако билеты распродались плохо. Министерству искусств не оставалось ничего, как добавить от себя пять тысяч триста пятьдесят франков. "Граждане Кале" получают-таки право гражданства.

Десять с лишним лет после заключения договора третьего июня 1895 года Роден сидит на трибуне, предназначенной для гостей. Требование скульптора установить группу перед зданием старой ратуши отклонено. Памятник установили на площади Ришелье, возле нового парка. К тому же "Граждане Кале" стоят на постаменте, который убивает одну из основных идей скульптора: не дать застыть в бронзе идущим на смерть героям.

Наступает торжественный момент. Полотно, скрывающее статую, падает. К своей радости, Роден видит, как меняются лица зрителей, а площадь полна народа. Скульптор видит, как теплеют взоры. С уважением и гордостью всматриваются в его героев, нет, в своих героев, в своих сограждан люди. Памятник Родена сразу стал знаменитым. О "Гражданах Кале" много писали. Посмотреть на творение великого скульптора приезжали со всех уголков Франции.

"Граждане Кале" вплоть до осени 1914 года простояли на площади Ришелье. Во время Первой мировой войны осколок немецкого снаряда попал в ногу Эсташ де Сен-Пьера. Статую решили убрать с площади. В марте 1915 года ее погрузили на машины и увезли в ратушу, где статуя хранилась вплоть до конца военных действий.

Лишь в 1919 году, через два года уже после кончины Родена, "Граждане Кале" снова вышли на площадь.

А в мае 1924 года сбылась мечта мастера. Памятник наконец-то ставят на постамент на центральной площади города перед ратушей.
     

Музей какашек

Много необычного можно увидеть в Корее, но музей какашек (туалетов) под Сеулом поражает воображение каждого европейца. Оказывается, что для жителей этого государства нет ничего постыдного в том, чтобы обсудить столь интимный момент своей жизни. На обозрение посетителям представлены различные экспозиции с участием фекалий.

Много необычного можно увидеть в Корее, но музей какашек (туалетов) под Сеулом поражает воображение каждого европейца. Оказывается, что для жителей этого государства нет ничего постыдного в том, чтобы обсудить столь интимный момент своей жизни. На обозрение посетителям представлены различные экспозиции с участием фекалий.

Это неудивительно, ведь туалетная тематика тут весьма приветствуется. На каждом шагу в больших городах и маленьких населенных пунктах есть туалеты, причем совершенно бесплатные. Они находятся в идеальном санитарном состоянии, несмотря на отсутствии оплаты за посещение. Корейцев при поездке в Европу или Америку очень возмущает факт взимания платы за столь естественный процесс.

Что ждет посетителей музея экскрементов в Корее?

Некоторые экспонаты экспозиции расположены под открытым небом, тогда как другая часть находится в здании музея, выстроенном в форме унитаза. Идея его создания, родившаяся у бывшего мэра города Сеула, была воспринята на ура местными жителями. Для граждан Кореи нет ничего противоестественного в том, чтобы поинтересоваться, как у вас обстоят дела со стулом и как давно вы испражнялись, и парк туалетов в Южной Корее – прямое доказательство этого.

Взрослые и дети разного возраста с интересом рассматривают и обсуждают увиденное, без тени улыбки или смущения на лице. Вот уж воистину, что естественно, то не безобразно. В музее можно встретить целые экскурсионные группы из детских садов и школ. Итак, попав сюда, вам предстоит увидеть:

  1. Ряд ярких желтых унитазов. В них с живым интересом заглядывает детвора, ведь на дне лежат разные по цвету и консистенции фекалии. Самая правильная – золотая какашка. Она бывает лишь у того, кто правильно питается и ведет здоровый образ жизни.
  2. Интерактивный экран. На нем можно понаблюдать полный процесс пищеварения, от попадания еды в рот до выхода ее из анального отверстия.
  3. Раздел о подтирании. Какое же испражнение обходится без подтирания попки? Об этом рассказывает целая экспозиция. Тут имеются всевозможные орудия, которые в разные времена использовались для этой цели.
  4. Историческая часть музея какашек. Тут выставлены туалеты и унитазы, начиная с древнейших часов и по сей день. Это глиняные сосуды, деревянные емкости, каменные унитазы и мн. др. Есть даже «умный» говорящий японский унитаз, который сам подтирает и сушит попку – это самый современный экспонат.
  5. Игровая зона для детей. Во что можно играть в музее какашек в Корее? Конечно же, в испражнения! На стене висят прищепки в виде попок, которыми крепятся листы бумаги.

    Граждане Кале

    Малыш может подойти и нарисовать собственную какашку. Рядом имеется самый обычный туалет, и если ребенку вдруг захочется покакать, он может снять этот процесс на видео и тут же отослать родителям.

  6. Раздел здоровой пищи. Тут наглядно показывают, что необходимо употреблять, чтобы в итоге получить правильную «золотую» какашку.
  7. Скульптурные композиции. Выйдя из музея, можно прогуляться по своеобразному парку и рассмотреть статуи, которые у нашего человека вызывают изумление, отвращение и стыд. Но корейцам неведомы эти чувства, и они внимательно обсуждают каждый экспонат. Тут показывают, в какой позе легче происходит дефекация, какие какашки у грудных детей и как выглядят кучки в деревенских туалетах.

После просмотра статуй можно поучаствовать в интерактивном квесте на определение хозяина какашки, которыми выступают различные животные.

Где находится музей?

Посетить необычный музей можно, выехав за пределы Сеула. Лучше всего это сделать на электричке, которая за 1 час домчит до заветного места. Ходит электропоезд каждые 12 минут.

  • Адрес: Южная Корея, Gyeonggi-do, Suwon, Jangan-gu, Imok-dong, Jangan-ro 458beon-gil, 9
  • Телефон: +82 31-271-9777
  • Сайт: haewoojae.com
  • Время посещения: с 10.00 до 18.00 все дни кроме понедельника

Сувон — достопримечательности:Все достопримечательности Сувон

Все места

АвторТворчествоПубликацииКонтакты
14 век. Идет Столетняя война. Войска английского короля уже несколько месяцев безуспешно осаждают французский город Кале.

Наконец, англичане предлагают выдать им шесть самых именитых и богатых горожан, и только на этих условиях они согласны помиловать город и его жителей. Первым вызывается пойти на смерть Эсташ де Сен-Пьер, состоятельный и знатный человек.

История создания памятника

Через 500 лет мэрия Кале решила установить памятник своему героическому земляку, и в 1885г. обратились к Родену, тогда уже известному скульптору.

Мастера заинтересовала тема, особенно, когда он прочитал, что Сен-Пьер был не одинок, вместе с ним на смерть пошли еще пять человек. Почему же памятник решили ставить только одному?
Роден приступил к работе. Его задача была сложна. Как передать в камне психологическое состояние и величие духа людей, идущих на смерть ради родного города?

Скульптор решил обойтись без постамента, чтобы исполненная почти в натуральную величину группа не возвышалась над окружающими, и герои совершали свой крестный путь так, как оно было в жизни. Роден стремился максимально обнажить фигуры. Тело, которое выражает движения души, уже давно занимало мастера. И еще его интересовала тесная взаимосвязь фигур. Скульптура (ваяние) – вид изобразительного искусства, в котором произведения имеют объемную форму. Работы выполняются из твердых (камень, металл, дерево, кость) или пластичных (глина, воск) материалов.Внутренним взором Роден видел их всех: двух братьев, из которых один, прощаясь, поднимает согнутую в локте руку; юношу, полного тоски и отчаяния; сурового в своей решимости горожанина, чьи руки сжимают ключи от города. И старика Сен-Пьера, чей дух по-прежнему неукротим, склонившего голову перед судьбой.

Уже через полгода после начала работы Роден отправил готовый эскиз в Кале. Для его обсуждения собрались все знатные горожане. Они были обижены и возмущены. Им не нравилась идея.

Им не нравилась композиция из шести фигур. Им не нравился художественный язык Родена. Им вообще ничего не нравилось. Кроме того, против мастера и его проекта выступили некоторые парижские газеты.

Но Роден категорически отказался что-либо менять. Он всегда считал, что настоящее искусство требует смелости. К счастью, его идею поддержал мэр Кале. Однако сопротивление горожан не было сломлено. Начался спор из-за постамента. Кроме того, вдруг выяснилось, что у города нет средств на изготовление шести бронзовых фигур. Более того, нет денег даже на их установку.

Роден был согласен на любую сумму, которую мэрия Кале может заплатить. Но «отцов города» не устроило и это.

Долгий путь домой

Проходит год за годом. В углу старой конюшни «Граждане Кале» дожидаются решения своей участи. На защиту творения Родена встают многие известные французские художники, литераторы и общественные деятели. Конфликт приобретает общенациональный характер.

Через 5 лет после завершения работы проводят лотерею, цель которой – собрать деньги на отливку и установку памятника. Билет стоит всего 1 франк. Можно выиграть часы, мыло, даже домашние туфли. Наконец деньги собраны. «Граждане Кале» отправляются в родной город.

Скульптура сразу стала знаменитой. О ней писали статьи и книги, люди из всех уголков Франции приезжали, чтобы ее увидеть. В мае 1924г., уже после смерти художника, композицию установили на очень низком постаменте там, где хотел Роден – в центре площади перед старой ратушей.

«Граждане Кале»

Среди людей и машин они словно ожившее видение из прошлого. Смотришь на их угловатые жесты, тяжелую поступь, на лица, в которых гнев, волнение и самоотречение – они рядом с нами. Объединенные общей волей, во имя долга, тяжко страдая, идут они среди нас.

Немного об авторе

Огюст Роден (1840-1917) – великий французский скульптор конца 19 – начала 20 века, один из создателей современных принципов ваяния. Его творчество – это синтез реализма, романтизма, импрессионизма и символизма. Мальчик родился в семье мелкого чиновника. Учился он хорошо, увлекался литературой и искусством. Рисовал с раннего детства. Хотя юношеские наброски и этюды говорят о большой одаренности Родена, его трижды отказывались принять в Высшую художественную школу. Чем только не пришлось ему заниматься ради заработка! Отливщик, копировщик, декоратор, помощник скульптора… Он накапливал знания и умения, а вечерами рисовал с натуры.

В 1870г. за 120 франков в год Роден арендовал старую конюшню и устроил там мастерскую. Уже тогда скульптор считал, что никогда не следует бояться выразить то, что чувствуешь, даже если это противоречит мнению большинства.
От тех времен осталась только одна работа, знаменитый «Человек со сломанным носом». Это уже был подлинный Роден, по подходу, по принципам исполнения, по выразительности.

Одна за другой появились его замечательные произведения: «Бронзовый век», «Идущий человек», статуя Иоанна Крестителя, «Призыв к оружию». Но добиться официального признания мастеру никак не удавалось.

«Граждане Кале»

Только через два года Роден получил свой первый казенный заказ: исполнение главных дверей для парижского Музея декоративных искусств. Прошло еще несколько лет.

Скульптор в расцвете творческих сил. Уже созданы бессмертные «Три тени», «Кариатида», «Ева», знаменитый «Мыслитель». Поступает заказ от мэрии города Кале…

Чтобы увидеть бессмертный шедевр Родена, не обязательно ехать в Кале. В самом центре Парижа сегодня находится музей знаменитого скульптора. Каждая из хранящихся здесь статуй – выдающееся произведение искусства, единственное в своем роде.

В одном из уголков сада, по которому в последние годы жизни любил гулять художник, тебя встречает знакомая группа. «Граждане Кале», отлитые из бронзы на деньги Родена, идут прямо к тебе по дорожке среди деревьев. Они трогают душу и запоминаются надолго.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!

Альфа / Публикации /

Магия одного шедевра. «Граждане Кале» Огюста Родена ▲

2 августа 1347

Подвиг граждан Кале. Это самая героическая страница Столетней войны между средневековыми Англией и Францией.

Никто не ведал, что войну так назовут. Прошло всего 10 лет с ее начала, завершилась же она в 1453 году. Начавший ее английский король ЭДУАРД III, будучи внуком по материнской линии французского короля ФИЛИППА IV КРАСИВОГО, считал себя вправе претендовать и на французский трон.

Граждане Кале

Начальный этап войны развивался для англичан просто блестяще: годом ранее в битве при Креси французы были наголову разгромлены, потеряв три четверти своего 40-тысячного войска. Тогда же была окружена стоящая у пролива Па-де-Кале (самой узкой части Ла-Манша) французская крепость Кале, но ее защитники сдаваться не желали.

Они выдержали почти годовую осаду. Даже страх голодной смерти вряд ли заставил бы их сдаться. Взбешенный неуступчивостью противника, Эдуард III пообещал не оставить никого в живых, а город сравнять с землей. Тогда шестеро самых знатных и богатых граждан города вызвались ценой своей жизни спасти всех остальных. Они вышли из ворот крепости в рубище, с веревками на шее, протягивая ключи от города. Их мужество потрясло англичан, и король уступил просьбам супруги, заклинавшей его неродившимся ребенком, даровать им прощение.

Прошло пять веков, когда жители Кале пришли к мысли увековечить подвиг своих предков. Мэр города организовал сбор средств и заказал памятник скульпутуру Огюсту РОДЕНУ. Как и все, потрясенный этой историей, художник с особой страстью взялся за эту работу. Заказчик просил создать образ только одного человека — Эсташа де СЕН-ПЬЕРА, который повел за собой товарищей, да и собранных денег на более монументальный памятник не хватало. Но теперь отступать не хотел Роден: «Как я могу пойти на компромисс? Шестеро граждан этого не сделали». Почти пять он воплощал в камне величие человеческого духа, монумент стал самым знаменитым творением скульптора. Городская власть вначале установила памятник на обычном пьедестале, и только после смерти творца была исполнена его воля разместить «Граждан Кале» на земле. Сегодня копии шедевра стоят также в Париже и Лондоне

. Закон не отменён до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *