Города и Страны

Пятницкая Улица Москва

Содержание

Памятники влюблённым в Москве

Свидание людей, симпатизирующих друг другу, в отличие от официальной встречи, нуждается в создании особой обстановки. Важно правильно выбрать место, настраивающее на романтический настрой. К счастью для влюбленных, таких уголков в столице немало. Мы узнали, где находятся памятники и композиции, посвященные любви. Полюбуйтесь работой известных скульпторов и загадайте заветное желание.

Памятник Рерихам (Николаю и Елене)
Памятник Рерихам в усадьбе Лопухиных появился в конце девяностых годов. В настоящее время здесь действует международный центр и музей художника. Монумент установлен над захоронениями капсул с прахом супругов. Супружество Николая и Елены Рерихов было счастливым и гармоничным – вместе они продумывали сюжет картин, обсуждали новости и даже проводили спиритические сеансы. Рерих знаменит не только самобытными красочными картинами (более 7 тысяч полотен), но также известен в мире как автор литературных произведений и основатель международных культурных движений.

Памятник Дмитрию Донскому и Евфросинии
Евфросиния Московская – покровительница города, помощница бедных и обездоленных людей, первая сестра милосердия во время эпидемии моровой язвы. Вместе с Дмитрием Донским княгиня принимала активное участие в жизни горожан, стремясь облегчить их участь в самые тяжелые времена. Память о самоотверженной заступнице долго хранилась в умах москвичей после ухода Евфросиньи из жизни. В 2013 году на территории храма, расположенного на Нахимовском проспекте, открылся монумент, посвященный князю и княгине. Это событие осветили в прессе, подчеркнув важность наметившейся тенденции возвращения к духовным истокам.

Памятник всем влюбленным
Силуэт сердца, созданный из изогнутых металлических труб, – современный памятник влюбленным, выдержанный в авангардном стиле. Эта композиция привлекает молодоженов и тех, кто принял решение скрепить союз узами брака. В День святого Валентина здесь проводится неофициальный конкурс на самый длительный поцелуй. У необычного памятника, расположенного в саду «Эрмитаж», интересная история. Это воссозданный образ сердца, запечатленного в Вероне, на стене дома Джульетты. Фотографию с памятным знаком авторы случайно увидели в руках девушки на городском празднике, что и послужило поводом для создания скульптурной копии символа любви.

Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой на Старом Арбате
Статуи великого поэта и его прекрасной супруги Натальи Гончаровой встречают нас у входа в квартиру, где знаменитая пара провела счастливые годы жизни. Именно здесь, в 1831 году, Пушкин отмечал мальчишник, хотя в те годы подобной традиции не существовало. Друзья пришли к поэту, чтобы отметить окончание холостой жизни. Уже на следующий день молодожены переступили порог первого семейного жилища. Лица супругов серьезны и сосредоточены – их руки чуть соприкасаются, взгляды устремлены вдаль. На постаменте у Старого Арбата мы видим фигуры одного роста, хотя поэт был на 9 сантиметров ниже Натальи Гончаровой – скульптор немного польстил великому поэту.

Памятник Ленину и Крупской
Там, где пересекается Ленинский проспект с улицей Крупской, находится групповая скульптура, воссоздающая образ вождя революции и его супруги. Скульптор запечатлел счастливые мгновения в жизни революционеров: взгляд молодого Ульянова устремлен в светлое будущее, у Надежды Константиновны на коленях лежит номер подпольной газеты «Искра». Скульптура выполнена в стиле советского реализма, но имеет некоторые особенности. В Москве это единственный памятник, где рядом с Лениным находится еще один человек. Большинство монументов отражают образ Ильича как революционного организатора.

Памятники «Князь» и «Княгиня» в Северном Бутово
В Северном Бутово можно увидеть два памятника, созданных разными авторами, но установленных на одном постаменте. Этот монумент, возведенный в 2011 году, называется «Князь» и «Княгиня». У искусствоведов нет единого мнения по поводу того, чей образ запечатлен в скульптурах. Княгини Ольга и Анна изображаются на иконах с храмом в руке, поэтому трудно сказать, кого именно выбрал автор для воспроизведения в монументе. Что касается князя, то в чертах лица можно найти сходство с Всеволодом Псковским, Мстиславом Владимировичем, Игорем Черниговским. Скорее всего, образы являются по замыслу создателей обобщенными. Памятник находится в парке скульптур, посвященном Дмитрию Донскому.

Фонтан «Адам и Ева»
Скульптура, посвященная библейским персонажам, находится у входа в метро «Новокузнецкая». Автор изобразил Адама и Еву под райским деревом, которое обвивает коварный змей-искуситель. Обнаженная Ева крепко сжимает в руке пока еще не тронутое яблоко Познания. Множество струйных каскадов подсвечивается в вечернее время, что придает скульптуре воздушную легкость. Композиция открылась в юбилейном 2008 году (860 лет со дня основания города).

Памятник Шурику и Лиде
Внимательно изучающие конспект, Шурик и Лида стали постоянными спутниками студентов Московского экономического института в Текстильщиках. Композиция с простым названием «Студенты» появилась благодаря руководству вуза. Именно институт нашел деньги на реализацию собственного проекта, а образы героев фильма Леонида Гайдая утвердили сами учащиеся (Шурик и Лида учились в МЭИ). С этим оригинальным памятником связаны весьма важные для студентов приметы – если потереть боковой карман Шурика, где находится зачетка, то экзамен будет сдан успешно.

Памятник Мастеру и Маргарите
Памятник легендарным персонажам знаменитого романа Михаила Булгакова устанавливался в разных местах столицы, но окончательно обосновался на Садовом кольце. Главные герои обнимают друг друга, поэтому их лица трудно разглядеть. Говорят, что автор намеренно не стал воссоздавать внешность влюбленных, чтобы зрители могли трактовать образы по-своему. Присутствуют лишь некоторые детали из произведения – например, больничная пижама писателя и плащ Маргариты, наброшенный на голое тело. Пьедестал скульптуры – фантасмагорическая машина, покрытая перьями и чешуей, а на колесах отчетливо просматривается узор из игральных карт. Вместо спидометра хорошо виден выпуклый глаз.

Пятницкая улица в Москве

Без чертовщины тут точно не обошлось!

Памятник героям «Москва – Петушки»
Неоднозначное произведение авангардиста Венедикта Ерофеева, проникнутое искрометным юмором, удостоилось особого внимания еще в 2007 году: в сквере, расположенном на площади Борьбы, установили памятник главному герою романа «Москва – Петушки». Не совсем трезвый мужчина ожидает пригородного поезда, который умчит его к прекрасной возлюбленной с длинной косой. Одной рукой персонаж держится за табличку с названием станции, а в другой сжимает ручку чемоданчика, где собраны подарки для избранницы. Возлюбленная встречает горожан с другой стороны площади. Это стройная девушка с тревожным взглядом, перебирающая в руке косу. Несколько лет назад скульптура располагалась в Петушках, но позднее ее переместили в Москву.

Пара у ЗАГСа (Нагатинская набережная)
На Нагатинской набережной, рядом со зданием, где находится ЗАГС, стоит памятник, созданный по проекту Андрея Асерьянца. Автор получил известность, благодаря оригинальному применению металлолома, найденного на городских свалках. Влюбленная пара на набережной – лишь одна из многочисленных работ скульптора, сконструированная из фрагментов металлических профилей и деталей. Жених – в строгом костюме, девушка – в открытом платье.

Влюблённые улитки
Несколько лет назад в Куркино появился оригинальный памятник, где главными персонажами являются улитки. Автор композиции – потомственный скульптор Филипп Рукавишников. Мастер пояснил, что столь необычные скульптуры располагают в уютных московских двориках, где они становятся выразительными элементами ландшафтной композиции. Памятник понравился и горожанам, и нарушителям правопорядка. Злоумышленники регулярно оставляют надписи и рисунки на скульптуре. За непродолжительное время пребывания композиции в Куркино успели сформироваться свои приметы – например, считается, что нарисованное на улитке сердечко принесет «художнику» успех в любовных делах.

Памятник «Прощание славянки»
В 2014 году рядом с железнодорожной веткой Белорусского вокзала появился монумент, запечатлевший героев кинофильма «Летят журавли». Девушка провожает любимого человека на фронт, испытывая тревогу и страх за его жизнь. Молодые люди окружены фонарями с геральдическими щитами. При открытии памятника были обнаружены некоторые казусы: на щитке, датированном 1941 годом, были нанесены изображения советских пулеметов и немецкого оружия. Винтовки армии вермахта убрали из композиции монумента сразу после обнаружения исторической нестыковки.

Памятник героям фильма «Офицеры»
Любимые герои легендарной киноленты запечатлены так же, как в финале фильма «Офицеры»: Иван Варавва встречается с друзьями своей молодости после долгих лет разлуки. Памятник установили на Фрунзенской набережной в конце 2013 года, и это место было выбрано скульптором не случайно. «Офицеры», олицетворяющие мужество и доблесть русского воина, расположились рядом со зданием Министерства Обороны. При открытии скульптуры присутствовал Сергей Шойгу, исполнители главных ролей Василий Лановой и Алина Покровская.

Источник фотографий: фотобанк «Лори»


E-mail: optimisty@bk.ru

Пятницкая улица

Использованы только собственные фотографии — дата съемки 10.03.2010 и 08.11.2015

м."Новокузнецкая", "Третьяковская"

Пятницкая улица (до XVIII в. — Большая ул.). Название происходит от церкви Параскевы-Пятницы (стояла на месте вестибюля станции метро «Новокузнецкая»).
Улица возникла в конце XIV — начале XV вв. По ней проходила дорога в Рязань.
В XVI-XVII вв. Пятницкая ул. и ее окрестности заселялись ремесленниками (Овчинная слобода, слобода мастеров Денежного двора, ныне Монетчиковские переулки), торговцами, стрельцами (слобода Московского стрелецкого полка Вишнякова, ныне часть Пятницкой ул. и Вишняковский пер.) и др. В XVIII в. заселялась по преимуществу богатыми купцами.

Пятницкая, 21. Городская усадьба С.И. Иванова, XVIII-XIX вв.

Пятницкая, 19. Усадьба Великолеповых, XVIII—XIX в.в. Дом украшен коринфскими пилястрами и тонкой узорчатой лепниной.

Пятницкая, 13/21. Торговый дом И.М.Гальперина (магазин Крестовникова) (1908—1909, арх. Ф.О.Шехтель)

Пятницкая, 9/28. Доходный дом (1902 г., архитектор Э.-Р. К. Нирнзее).

Пятницкая, 4/2, стр.1 (на первом плане). Доходный дом храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (1895 г., архитектор В.В.Бакарев). Строение 9 — Колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором. Барочные трапезная и колокольня возведены в 1757-1781 г.г. Колокольня, выстроенная в традициях раннего классицизма с элементами барокко, интересна своими различающимися ярусами. Колонны нижнего яруса – дорические, средний ярус снабжен колоннами ионического ордера, верхний – наиболее пышного, коринфского.

Пятницкая, 4/2, стр.8. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором. Построен архитектором Алевизом Новым по указу Василия III 1514 г. До 1530-33 г.г. церковь входила в комплекс Ивановского монастыря. Существующее здание, включающее в себя фрагменты предшествующего (белокаменный подклет и часть апсиды), появилось в результате реконструкции 1658 г.

Пятницкая, 12. Дом-контора купцов Варгиных, постройка 1798—1845 г.г., филиал музея Л. Н. Толстого. В доме 12 жил Лев Толстой, выйдя в отставку после участия в обороне Севастополя, там же он писал своих «Казаков».

Черниговский переулок. Храм св. блгв. кн. Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев. Этот храм был построен на месте встречи 1578 г. мощей черниговского князя Михаила и боярина Федора, убитых в ставке Батыя в 1246 г. и позднее причисленных к лику святых. Здание церкви построено в 1675 г. благодаря стараниям купеческой вдовы Иулиании Малютиной.

Пятницкая, 1/2. Жилой дом с торговыми помещениями П.А.Смирнова, XIX век. Надстроен в 1886 г. военным инженером Н.А.Гейнцем.

Пятницкая, 6. Городская усадьба Еремеевых во владении Саввино-Сторожевского монастыря, XVIII—XIX век. Здесь родился и жил В.И.Лебедев-Кумач.

Пятницкая, 18. Усадьба М.П.Глазунова, XVIII—XIX веков, архитектор О.Бове.

Пятницкая, 20. Доходный дом аптекаря Бани (1911 г., архитектор С.М.Жаров).

Большая Ордынка, 18. Храм Всех скорбящих Радость иконы Божией Матери на Большой Ордынке. Колокольня и трапезная возведены в 1783-1791 г. по проекту В.И.Баженова. Основной объем построен в 1834-1836 г. по проекту О.И.Бове.

Пятницкая, 26/7. Церковь Климента, Папы Римского. Уникальный для москвской храмовой архитектуры памятник позднего барокко. Средства на строительство выделил К.М.Матвеев, купец 1-й гильдии. Колокольня и трапезная построены в 1756-58 гг. Храм возвдигнут в 1762-69 гг. — предположительно, московским зодчим И.Я.Яковлевым по проекту П.А.Трезини.

Часовня при храме Климента Папы Римского. Построена в 2011 г.

Пятницкая ул., 28. Кирпичный жилой дом. Построен до 1917 г.

Пятницкая ул., 30. Бывшая городская усадьба XVIII—XIX в. В доме жил прототип Фандорина – следователь С.Зубатов, который покончил с собой в этом доме.

Пятницкая, 31/2. Городская усадьба Матвеевых — Пятницкая полицейская часть, XVIII—XX в.

Пятницкая, 33. Особняк О.П.Коробковой, 1894 г., архитектор Л.Н.Кекушев, позднее перестроен архитектором С.С.Шуцманом.

Пятницкая, 33. Особняк О.П.Коробковой Пятницкая, 33. Особняк О.П.Коробковой
Пятницкая, 33. Особняк О.П.Коробковой. Внешний декор

Пятницкая, 51. Храм Троицы Живоначальной в Вешняках, 1824—1826, арх. А.Г.Григорьев, Н.И.Козловский, Ф.М.Шестаков.

Пятницкая, 48. Городская усадьба начала XIX века, в настоящее время Институт астрономии РАН.

Пятницкая, 54. Дом в стиле модерн с сине-зелёным майоликовым фронтоном. 1912—1914, архитектор С.А.Сурков.

Пятницкая, 64. «Дом со львами на Пятницкой». Дом этот выстроил для М.И.Рекк архитектор С.В.Шервуд (сын строителя Исторического музея В.О.Шервуда) в 1897 г.

Пятницкая, 64. Минна Ивановна Рекк принадлежала к семье известных московских предпринимателей немецкого происхождения. Здание было задумано, как дворец в стиле позднего модерна.

Пятницкая, 57. Доходный дом (1904, арх. Н.Д.Струков) .

Пятницкая, 65. Доходный дом В.П.Смирнова (1910, архитектор С.М.Гончаров)

Пятницкая, 71. Типография Сытина, одна из крупнейших в Европе построена по проекту архитектора А.Э.Эрихсона и инженера В.Г.Шухова в 1903 г.

Голиковский пер., 9, стр.1. Жилой дом дворянина К.Критцкого. Деревянный дом с мезонином и небольшой полисадник — всё, что осталось от усадьбы с обширным садом, построенной в 1820-е г.г.

Голиковский пер., 9, стр.1. Жилой дом дворянина К.Критцкого с садом

Голиковский пер., 13. Кирпичный жилой дом.

Отзыв о: "Клуб пешеходных экскурсий "Шагаю по Москве"" (автор: Звездная пыль)

Построен в 1923 г.

ул.М.Ордынка, 9/12 стр.6. Музей-усадьба А.Н.Островского. Островский родился в 1823 г. в этом старинном деревянном доме с садом.

ул.М.Ордынка, 9/12 стр.6. Музей-усадьба А.Н.Островского — дом с садиком.

Голиковский пер., 14/11 стр.1. Дом построен в 1926 г., архитектор А.М.Гуржиенко.

Copyright &copy 2008

Одна из улиц Замоскворечья – старинная Пятницкая улица, которая пролегала между Серпуховской (Добрынинской) площадью, Чугунным мостом через Обводной (Водоотводный) канал и Кадашевской набережной. Пятницкая улица, одна из не многих, которая не меняла своего названия при советской власти. Улица возникла первоначально из дороги на юг – в Рязань, Тулу, Серпухов и другие города того направления. Она была проложена в Замоскворечье в ту пору, когда эта местность еще была покрыта лесами, доходившими до берега Москвы-реки.

Будучи первоначально большой и оживленной торговой дорогой, Пятницкая превратилась затем в торговую улицу. Примечательно, что на протяжении своей истории она всегда носила торговый характер, который сохранился и до сих пор. «Пятницкая – бойкая, шумная, несколько грязноватая торговая артерия Замоскворечья» — так описывает ее путеводитель начала XX века. Ю.А. Федосюк упоминает о ней следующее : «Эта заречная низменная местность часто заливалась паводковыми потоками. С юга по ней устремлялись к Кремлю орды кочевников, уничтожая все на своем пути огнем и мечом. Но Замоскворечье упорно заселялось и застраивалось, словно назло и воде и пламени». И естественно, богатые люди находили места для жилья понадежнее, а здесь поначалу в курных избах и лачугах обитали люди зависимые, холопы. Однако с разрастанием Москвы, Замоскворечье стало застраиваться все основательней и плотней. Кроме крестьян там стали селиться торговцы и ремесленники, которых привлекала близость оживленной торговой дороги на Серпухов и Тулу. Особенно авторитет Замоскворечья укрепился после того, как Иван Грозный расселил в нем стрелецкое войско. Вокруг стрелецких дворов с их прочными избами и большими огородами селились ремесленные слободы – кадашей, кузнецов, кожевников, бойко шла торговля с югом, особенно после падения Золотой Орды. Появились каменные церкви, одна из которых получила имя Параскевы Пятницы, откуда и пошло название Пятницкой улицы. Однако стоит заметить: главный престол церкви был освящен во имя Святой Троицы, в честь же Святой великомученицы Параскевы Пятницы – лишь предел этого храма. Церковь не сохранилась до наших дней, она была снесена в 1934 году и на ее месте, через 10 лет, был возведен наземный вестибюль станции «Новокузнецкая».

Пятницкая церковь исстари пользовалась особым уважением у москвичей, поскольку в ней хранилась чудотворная «явленная» икона и в ней был удивительной резьбы, известный всей Москве иконостас. Святая Параскева Пятница была почитаема в православной Руси. В частности, она покровительствовала путешествующим, в связи с чем храмы в ее честь или небольшие часовни очень часто строили у больших и важных дорог.

6 вопросов по Пятницкой улице

Одной из характерных черт Пятницкой улицы в XVII веке было то, что вместе с торговыми людьми здесь селились и стрельцы. В ее районе в то время располагался Стрелецкий приказ полковника Матвея Вишнякова. Память об этом сохранилась в наименованиях выходящего на Пятницкую Вишняковского переулка и церкви Святой Троицы в Вишняках.

1699 году Петр I расформировал стрелецкое войско в Москве, и дворы стрельцов заняли главным образом купцы из Китай-города и торговых слобод. На Пятницкой улице в это время появились дворы богачей, деревянные хоромы которых скрывались за выходившими на улицу заборами и садами. На углу Пятницкой улицы и Климентовского переулка расположен один из лучших памятников московского барокко – великолепная церковь XVIII века Святого Климента, Папы Римского, заново построенная в 1762 – 1774 годах учеником Растрелли, архитектором Евлашевым. Именно на Пятницкой, на стыке с Валовой улицей, была выстроена в самом начале XX века типография известного русского книгоиздателя И.Д. Сытина, ныне – Первая Образцовая типография.

Начало свое Пятницкая улица ведет от Водоотводного канала, вернее от Чугунного моста через этот канал. Водоотводный канал был проложен в 1783-1786 годах вдоль центральной излучины реки Москвы. Начало он берет немного выше большого Каменного моста и вновь сливается с рекой в районе Шлюзовой набережной. В 1783 году бурное половодье и ледоход повредили опоры Большого Каменного моста, и до того немало пострадавшего от весенних половодий реки. Чтоб отремонтировать этот важный мост города, было необходимо отвести воду из основного русла реки Москвы. Именно для этого и был сооружен специальный канал, полностью оправдывающий свое название – Водоотводный, достигающий в длину четырех километров. Трасса канала прошла по низменным и заболоченным местам, которые когда-то были староречьем. Особенности местности отразились и в московских названиях, характеризующие здешние болотистые места, которые дошли до наших дней. Это к примеру улица Балчуг, что в переводе с татарского обозначает «грязь». До проведения Водоотводного канала в этой части Москвы после наводнений долго не просыхала почва. Тут же находилось и урочище Болото, известное с эпохи Средневековья. Когда в 1836 году была выстроена между нынешней Берсеневской и Пречистенской набережными Бабьегородская плотина, получившая название по соседнему урочищу Бабий городок, Водоотводный канал стал судоходным. Впоследствии его берега были укреплены бетонными стенками и облицованы гранитом — так возникли Якиманская, Кадашевская, Овчинниковская, Шлюзовая, Болотная и Садовническая набережные.

Чугунный мост переброшенный через Водоотводный канал, соединяет Пятницкую улицу с улицей Балчуг. Первый мост был сделан из дерева, но имел чугунные решетки, отсюда и получил свое название — Чугунный, которое укрепилось за ним, не смотря на то, что современный уже сделан из железобетона. Район: Центральный, Замоскворечье. Близлежащие метро: Новокузнецкая, Третьяковская.

Пятницкая улица интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *