Города и Страны

Пещера Апокалипсиса на Патмосе

Описание Пещеры Апокалипсиса на о. Патмос

Пещера Апокалипсиса (греч. Σπήλαιο Αποκάλυψης) — пещера на острове Патмос (Греция), которую церковное предание считает местом где апостол Иоанн Богослов получил своё «Откровение» (Откр.1:9-10).

Патмос. Пещера Апокалипсиса

Пещера расположена рядом с монастырём Иоанна Богослова вместе с которым в 1999 году она была включена в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Над пещерой построен храм, имеющий два придела: просторный во имя святой Анны и малый, включающий в себя пещеру Апокалипсиса с низким скалистым сводом. Пещера расположена ниже современного уровня дороги, и к ней ведёт крутая лестница. Непосредственно над входом в пещеру сделана надпись: «Это место, производящее неизгладимое впечатление, не что иное как дом Бога; это — дверь на Небеса».

Историк А. А. Дмитриевский в своей книге «Патмосские очерки» (1894 год) дал следующее описание пещеры:

Грот Апокалипсиса находится как раз на половине дороги от пристани к монастырю, в недалеком расстоянии от самой дороги. Снаружи он покрыт постройками, посреди которых возвышается изящный купол главного храма в честь святой Анны. Храм Откровения представляет естественную, из известкового камня темно-серого цвета, совершенно необделанную пещеру, приспособленную, однако же, для богослужебных целей.

Грот весьма небольших размеров. На самом потолке грота есть три довольно заметные борозды или полосы от того «великого землетрясения» (Откр.6:12), которым сопровождалось созерцание сокровенных тайн Божиих великим тайновидцем. Близ алтарной преграды на правой стороне есть небольшая впадина или выбоина в пещере, образовавшаяся, как утверждает то же Предание, от падения замертво святого апостола… Грот Апокалипсиса сохранился в своем настоящем виде со II века.

Ряд следов на стенах пещеры связывают с пребыванием в ней апостола: углубление куда он клал свою голову, каменный аналой за которым писал Прохор и т. п.

Паломнические поездки к Пещере Апокалипсиса на о. Патмос

ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Точных данных о времени написания Апокалипсиса мы не имеем. Древнее предание указывает для этого конец I века. Так, св. Ириней пишет: "Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана" ("Против ересей" 5:30). Церковный историк Евсевий сообщает, что и современные ему языческие писатели упоминают о ссылке св. Апостола Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове и относят это событие к 15 г. царствования Домициана (95-96 гг.

Пещера Апокалипсиса

по Р. X.). То же утверждают и Климент Александрийский, Ориген и блаженный Иероним. Согласны церковные писатели первых трех веков и в указании места написания Апокалипсиса, которым они признают остров Патмос, упоминаемый самим Апостолом как место получения им откровений (1:9-10). Но после открытия сирского перевода Апокалипсиса VI века ("Пококе"), где в надписании вместо Домициана назван Нерон, многие стали относить написание Апокалипсиса ко времени Нерона (к 60-м годам по Р. X.). Св. Ипполит Римский также приписывает ссылку св. Иоанна на о. Патмос Нерону. Находят также, что относить время написания Апокалипсиса к царствованию Домициана нельзя еще потому, что, судя по 1-2 стихам 11-й главы Апокалипсиса, иерусалимский храм тогда еще не был разрушен, так как в этих стихах усматривают предсказание о будущем разрушении храма, которое при Домициане было делом уже совершившимся. Указания на Римских императоров, которые некоторые видят в 10-й ст. 17-й главы, ближе всего подходят к преемникам Нерона. Находят также, что число зверя (13:18) можно находить в имени Нерона: "Нерон Кесар" – 666. Самый язык Апокалипсиса, полный гебраизмов, также, по мнению некоторых, указывает на его более раннее сравнительно с 4-м Евангелием и посланиями св. Иоанна происхождение. Полное имя Нерона было: "Клавдий Нерон Домиций", вследствие чего и можно было смешать его с царствовавшим позже имп. Домицианом. По этому мнению Апокалипсис написан года за два до разрушения Иерусалима, то есть в 68 году по Р. X. Но против этого возражают, что состояние жизни христианской, как она представляется в Апокалипсисе, говорит за более позднюю дату. Каждая из семи малоазийских церквей, к которым обращается св. Иоанн, имеет уже свою историю и так или иначе определившееся направление религиозной жизни: христианство в них уже не в первой стадии чистоты и истины – ложное христианство пытается занять в них место наряду с истинным. Все это предполагает, что и деятельность св. Апостола Павла, долго проповедовавшего в Ефесе, была делом уже давнего прошлого. Эта точка зрения, основывающаяся на свидетельстве св. Иринея и Евсевия, относит время написания Апокалипсиса к 95-96 гг. по Р. X. Совсем трудно принять мнение св. Епифания, который говорит, что св. Иоанн возвратился с Патмоса при императоре Клавдии (4154 гг.). При Клавдии не было общего гонения на христиан в провинциях, а было только изгнание из Рима иудеев, среди которых могли быть и христиане. Невероятно и предположение о написании Апокалипсиса и в еще более позднее время, при императоре Траяне (98-108 гг.), когда св. Иоанн скончал жизнь свою. Относительно места написания Апокалипсиса существует еще мнение, что он написан в Ефесе, после возвращения туда Апостола из ссылки, хотя гораздо естественнее первое мнение, что послание к малоазийским церквам, содержащееся в Апокалипсисе, было отправлено именно с Патмоса. Трудно предположить также, чтобы св. Апостол повеление написать все виденное им не исполнил бы сразу (1:10-11).

Пещера
Паломник, впервые приезжающий на Патмос, часто не знает, что та пещера, в которой святой апостол Иоанн диктовал Книгу Апокалипсис (Откровение), находится не в большом монастыре Иоанна Богослова, а на склоне холма на полпути между этим монастырем и портовым городком Скала, в маленьком православном монастыре в честь Откровения Апокалипсиса.

 

Кельи, сплошь усаженный цветами дворик и крохотные храмы этого монастыря — все проникнуто ощущением благоговейной тайны, подготавливает паломника к встрече с Пещерой Апокалипсиса. Узкая, извилистая тропа ведет мимо часовен свя­тителя Николая, святого великомученика Артемия и святой Анны вниз, к гроту. Здесь постоянно находится кто-то из братии или мирян. Этот человек проведет вас по пещере (сейчас это храм, посвященный святому апостолу Иоанну), покажет место, где, по преданию, спал святой апостол Иоанн Богослов, и тройную расщелину, из которой доносился голос, диктовавший ему Книгу Апокалип­сис. Эта расщелина идет с востока на запад и на западном конце принимает форму, подобную той, в которую складываются пальцы при совершении православными крестного знамения. Попросите, чтобы вам разрешили побыть здесь десять-пятнадцать минут для молитвы. Многие паломники говорят, что после нескольких минут молитвы в этой святой пещере житие и писания святого Иоанна наполнились для них живым смыслом. Если окажетесь здесь в воскресный или праздничный день, постарайтесь побыть на литургии и помолиться вместе с местными жителями и пятьюдесятью замечательными молодыми семинаристами.

 

 

 

 

Хора

 

Монастырь Апокалипсиса окружает деревня под названием Хора, расположенная на вершине холма. Ее основали те ра­бочие и мастера, которые селились у стен монастыря во время его строительства. Время мало изменило ее: это извилистый лабиринт улиц, некоторые с тяжелыми воротами, запирающи­мися на ночь, и наружное кольцо домов, у которых стены намного выше, чем внутри кольца. Все это свидетельствует о том, что создавалась деревня с учетом необходимости защищаться в случае нападения. Чудесные виды, узкие проходы с аркадами, мощеные мостовые и небольшая, красивая женская обитель Живоносного Источника (построенная при содействии монастыря) — все это дает паломнику возможность окунуться в атмосферу той жизни, которой деревня жила веками. Она до сих пор является административным центром острова Патмос; в ее узеньких переулках и аллеях прячется множество православных храмов. Всего в деревне 51 храм.

Школа на Патмосе

 

Школа расположена на склоне холма прямо над монастырем Апокалипсиса. Она открылась в 1713 году и явилась частью духовного наследия преподобного Христодуда, включившего ее в свой изначальный план. В документе, устанавливающем право собственности (он выдан Императором Алексием I), она названа "обителью знания, где будут собираться местные учащиеся".

 

И до того были попытки создать церковную школу, но эту идею удалось осуществить лишь в XVIII веке. Основателем школы стал уроженец Патмоса Макариос Калогерас, служивший диаконом у епископа Никомидии. Получив образование в Константинополе, он вдохновился идеей воз­рождения системы образования в Греции, пришедшей в упадок при турках. Он возвратился на Патмос, открыл здесь школу и стал сам преподавать в ней совершенно безвозмездно. Со временем штат школы пополнился профессионалами, и, судя по тому, сколько патриархов, епископов и известных деятелей современной греческой истории вышло из ее стен, уровень обучения здесь был весьма высоким. В 1769 году Патриархат преоб­азовал ее в "общенациональную школу" типа небольшого частного колледжа. Она пользовалась очень хорошей репутаци­ей.

Пещера Апокалипсиса на Патмосе

В 1731 году школу посетил отец Василий Барский из Киева. Он писал: "В условиях турецкого ига эта школа для греков равна по значимости школам древних Афин". Без сомнения, патмосская школа сыграла весьма заметную роль в возрождении греческой нации. Среди ее выпускников — Эммануэль Ксанстос, один из основателей "Общества Друзей", целью работы которого было освобождение Греции. Важно и то, что основа­тель школы Макариос Калогерас и двое его выпускников, Герасимос Бизантиос и Даниил Карамарес, причислены Церковью к лику святых, как об этом пишется в греческих житиях святых.

 

Сначала школу построили непосредственно над Пещерой Откровения, но впоследствии ее сменил на этом месте монастырь Апокалипсиса. В 1947 году школу отстроили заново, разместив ее чуть выше по склону холма. В наши дни это одна из самых знаменитых церковных школ, в которых молодые греки могут получить семинарское образование.

Скала — баптистерии и скала Кинопс

 

Паромный причал в портовом городке Скала является частью древней купели, в которой, согласно преданию, совершал крещения святой апостол Иоанн Богослов, морской причал расположен рядом с часовней святого Иоанна Богослова.

 

В трехстах метрах от пристани под водой находится скала Кинопс, отмеченная оранжевым буем. Многие местные христиане считают, что скала Кинопс — это тот окаменевший волхв, которого победил святой апостол Иоанн. Один местный историк рассказал мне, что во время II Мировой войны итальянцы посылали ныряльщиков с динамитом, чтобы взорвать скалу, однако после долгих попыток с примене­нием огромного количества взрывчатки им пришлось отказаться от этого замысла. Местные рыбаки говорят, что осьминоги, выловленные вблизи этой скалы, совершен­но несъедобны, хотя в этой бухте моря в целом осьминоги при­годны в пищу.

 

Вернуться к Программе поездки.

Пещера Апокалипсиса

В 2009 году мне довелось совершить паломничество на остров Патмос. Этот греческий остров знаменит прежде всего тем, что именно там апостолу Иоанну Богослову было дано Откровение (Апокалипсис).


Евангелист Иоанн.
Икона в притворе кафоликона патмосского Монастыря Святого Иоанна Богослова.
Изначальный ее вид датируется XII веком, поверх нанесен слой росписи XV века.

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел».
С помощью этих простых и одновременно вдохновленных Богом слов, в которых нет ничего лишнего и поэтому существенных, начинается книга Апокалипсис. Эта книга пророческая, кульминационный образец эсхатологической философии, книга проникнутая Словом Божиим.


Видение Апокалипсиса.
Икона работы T. Bathas (Θ.Μπαθα), XVI век.

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию».
Изгнанный в ссылку, с глубочайшей верой в Бога, и необходимостью в уединении и целеустремленности, Иоанн нашел единственное убежище в убогой Пещере пустынного тогда Патмоса. И здесь, в Святой Пещере, он стал свидетелем и удостоенным Божьего явления и всего, что должно будет произойти.


Монастырь Святого Иоанна Богослова в Хоре (сверху)
и Монастырь Апокалипсиса (снизу).
Вид со стороны порта Скалы.

Святая Пещера находится примерно посередине дороги, ведущей из Скалы в Хору.

10 день. Монастырь Иоанна Богослова, Патмос. Пещера Апокалипсиса. Новые «случайности».

Над Пещерой в средние века был возведен Монастырь Апокалипсиса, как бы накрывающий ее.
Строительство монастыря связывают с именем Святого Христодула (1021-1093), получившего в управление остров Патмос от константинопольского императора Алексея I Комнина, по ходотайству Анны,матери императора.


Вход в монастырь Апокалипсиса.

Начиная спускаться к Святой Пещере, прежде необходимо пересечь внутренний двор. После нескольких ступенек по правую сторону расположена часовня Святого Артемия, датируемая XVIII веком.
Продолжая спускаться, лестница выходит на террасу, откуда можно разглядеть справа купол нефа, купол храма Святой Анны и колокольню.
Спустившись по оставшимся ступенькам, мы оказываемся перед входом в храмы Святой Анны и Святой Пещеры, находящиеся в одном помещении и разделяемые каменным сводом.


Вход в Пещеру Апокалипсиса.

Надпись у входа в Пещеру наполняет благоговением и волнением:

«Это место, производящее неизгладимое впечатление, есть дом Божий и Врата Небесные»

Проходя в двери, попадаем сначала в Храм Святой Анны, построенный Святым Христодулом в честь матери Богородицы, и в честь Анны Далассини, матери императора Алексея I Комнина.


Внутри Монастыря.
Слева Храм Святой Анны,
справа Храм Пещеры Апокалипсиса.

Справа от Храма Святой Анны расположен Храм Святой Пещеры. Между ними нависает часть скалы, имеющая тройную расщелину, которую можно достать рукой. Согласно преданию, эта расщелина образовалась по действию Святого Духа во время оглашения строк Откровения «…и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр 6:12), и среди верующих считается символом Святой Троицы.


Углубления в скале, где по преданию Иоанн Богослов
опирался головой (справа) и рукой (слева).

В углу пещеры обнесено позолоченной загородкой небольшое углубление в скале. Здесь спал Святой Иоанн, положив голову в это углубление.
А чуть подальше за пределами загородки – совсем маленькая овальная ямка в стене, оправленная в серебро. Сюда апостол упирался ладонью, поднимаясь со своего ложа. Он в это время был уже в весьма преклонных летах.


Внутри Святой Пещеры.

На высоте человеческого роста находится природный аналой, на котором Прохор, ученик Иоанна, записывал все, что диктовал ему учитель.


Внутри Святой Пещеры.

Алтарь Пещеры Апокалипсиса.

Бог Отец. Роспись в Монастыре Иоанна Богослова по мотивам Апокалипсиса, XIII век.

Более подробно о своем паломничестве на Патмос я рассказываю в книге «Апокалипсис. Толкование 21 века».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *