Города и Страны

Пензенский Драматический Театр

Одним из культурных составляющих жизни жителей нашей страны издавна считается посещение театров. Так, для гостей и жителей города Пензы одной из интересных достопримечательностей будет посещение Пензенского областного драматического театра им. Луначарского, который является одним из самых старых театров России.

История театра

Начало театральной жизни в Пензе зародилось в далеком 1793 году, и было ознаменован постановкой пьесы «Обманщик».

Пензенский драмтеатр

Идея создание театра, в котором представление могли посмотреть лишь 100 зрителей, появилась у вице-губернатора города И.М. Долгорукого. Развитие Пензенского театра никогда не стояло на месте, и к 1896 году был создан народный театр, который в скором времени в своем составе имел только профессиональную труппу. Деньги, получаемые за спектакли, тратились не только на сам театр, но и передавались нуждающимся – в воскресные школы, погорельцам, бедным студентам. В начале XX века театр в Пензе имел две сцены – одна была летней и построена на территории нынешнего парка культуры и отдыха им. В.Г. Белинского, а вторая считалась зимней сценой и располагалась в нынешнем здании.

В октябре 1920 года театру присваивается имя наркома просвещения Луначарского, которое он донес и до наших дней. В спектаклях принимали участие не только местные актеры, но и приезжие и в театральный сезон ставилось очень много различных произведений. С 1928 года Пензенский театр начал испытывать финансовые трудности и пришлось сократить число спектаклей, однако уже к 1937 году Пенза становится областным городом, и театр становится областного значения.

В тяжелые годы войны на сцене ставилось много спектаклей патриотического характера. Именно в Пензе зрители одними из первых в стране увидели спектакль, поставленный на роман А. Фадеева «Молодая гвардия». В 1963 году была завершена реконструкция здания театра.

К сожалению, в январе 2008 года в здании театра случился большой пожар и от всего здания остались только голые стены. С февраля по июнь того же года был произведен разбор развалин и старых стен. Новое здание театра было достроено в декабре 2009 года, а в марте следующего года уже были даны первые представления.

Автор фотографии: MILAV V

Итак, что же такое театр? Прежде всего — это место для зрелищ. Это род искусства, его специфическим средством выражения является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Театр зародился в глубокой древности. Первые шаги театра у славян, как и у других народов, связаны с народными обрядами, танцами, игрищами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. Один или несколько участников изображали зверей, остальные охотников. В других обрядах изображалось, как выращивают и сеют просо, как убирают и обрабатывают лен. Древние славяне, как и все народы древности не могли объяснить явления природы и верили, что обряды, танцы, хороводы помогут им во время настоящей охоты, обеспечат хороший урожай в поле.

Во всех этих обрядах, играх, праздниках постепенно начали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, рассказывать сказки, балагурить, играть на музыкальных инструментах привлекали всеобщее внимание. Это были первые артисты Древней Руси — скоморохи. Они рядились в специальные одежды, надевали маски, преображались в других существ.

В наше время по всему миру находится очень много видов театра. Это — кукольный, детский, драматический, художественный, музыкальный, телевизионный, иллюзионный, театр эстрады, оперы и балета, оперетты, моды, теней, миниатюр, пародии, танца, песни, массовых зрелищ, одного актера, клоунады, зверей.

Однако, далее речь пойдет об истории Пензенского драматического театра.

Публичные увеселения в Пензе появились в 18 веке, когда в городе открылась Петропавловская ярмарка. Здесь устраивались весёлые балаганы, народ дивился выступлениям фигляров.

Традиционными для Пензы были кулачные бои, когда горожане боролись и дрались улица с улицей, «стена на стену» или «один на один».

Драматический театр им. Луначарского

Обычно в дни храмовых праздников на кулачные бои собирались толпы мальчишек и сходились «стена на стену», одна из сторон отступала и обращалась в бегство. На смену мальчишкам заступали взрослые мужчины, во главе которых стояли знаменитые пензенские кулачники.

В 18 веке среди богатых людей было модно содержать домашние оркестры, театры, что являлось показателем достатка его обладателя и свидетельствовало о хозяине, как о человеке просвещённом и современном. Богатые пензенские помещики заводили в своих домах оркестры, капеллы, театры, коллективы которых состояли главным образом из крепостных крестьян.

Пенза, где формировалась модель русского домашнего театра российской провинции рубежа 18-19 веков, занимала 3-е место в России после Москвы и Петербурга, и 1-е место — среди провинциальных городов и губерний по числу любительских театров, что дало повод именовать Пензу в шутку «мордовскими Афинами».

Театральная жизнь. Создание первого пензенского театра связано с именем пензенского вице-губернатора И. М. Долгорукова. По его инициативе был создан кружок любителей театрального искусства, в который вошли представители местных дворян и чиновников. Два первых в истории города театральных представления были даны в вице-губернаторском доме при непосредственном участии Долгорукова и группы «благородных любителей сцены».

Спустя год в усадьбе Д. И. Полочанинова строится специальное здание на 100 мест, в котором 24 ноября 1793 года состоялось открытие первого театрального сезона. И. М. Долгоруков поставил комедию Екатерины II «Обманщик». Репертуар театра состоял главным образом из комедий А. П. Сумарокова. В 1796 году на сцене театра впервые выступили актёры-профессионалы.

С этого времени театральная жизнь в Пензе развивалась достаточно интенсивно. В начале 19 века в Пензе было три постоянных театра «для публики», т. е. общедоступных: театр П. А. Горихвостова (итальянская опера) размещался в его доме на Дворянской улице (теперь здание гимназии№1); театр В. И. Кожина (комедии) своего здания не имел, а по протекции губернатора ставил свои комедии в здании дворянского собрания и посещался преимущественно знатной публикой; и наиболее известный в Пензе, крепостной театр, созданный в 1806 году надворным советником Григорием Васильевичем Гладковым, на сцене которого играли также чиновники, семинаристы, профессиональные актёры из других городов. Театр Гладкова размещался в специально построенном здании, примыкавшем к дому хозяев (угол ул. Троицкой и Пушкарки, ныне — ул. Кирова и Замойского), на 25 лож и около 300 мест в партере и на галерее. В 1846 году дворянин и чиновник Иван Николаевич Горсткин возобновил спектакли в отремонтированном здании Гладковского театра. Писатель И. А. Салов вспоминал о театре 40-х годов 19 века: «. Пензенский театр не отличался особою изящностью, но всё-таки имел, помнится мне, три яруса лож, галерею и довольно вместительный партер. В театре играла музыка губернатора Панчулидзева, и спектакли ранее его появления начинаться не могли. Я отлично это помню. Бывало, оркестр играет, назначенный для спектакля час проходил, а занавес всё-таки не поднимался. Выражать своё нетерпение тогдашняя публика не смела, да никому и в голову не приходило, а все сидели и молча ожидали появления его превосходительства. Но вот в партере появился полицмейстер Клушин и объявляет: «Губернатор едет», а вслед за этим в партере показывается и сам Панчулидзев. »

Строительство Народного дома. Недалеко от мясного пассажа, на углу Московской и Предтеченской (ныне ул. Бакунина), находилась мясная площадка и скотопригонный двор, на месте которых накануне 50-летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости решено было начать строительство Народного дома имени Императора Александра П.

В августе 1910 года городская дума объявила конкурс на выработку проекта, по итогам которого победителем стал гражданский инженер из Вологды Алексей Евгеньевич Яковлев, которому и было поручено, после соответствующей доработки проекта, строительство Народного дома. Работы начались летом 1912 года, до зимы был выложен фундамент и начато возведение стен. В следующем году закончили кладку стен и сделали крышу. На дальнейшее средств не хватило, поэтому в начале 1914 года городской думе пришлось занять 100 тысяч рублей для продолжения работ у пензенского купца Алексея Григорьевича Кузнецова. Однако летом того же года началась 1-я мировая война, и темпы строительства замедлились. Более того, во внутренние губернии России, в том числе и Пензенскую, хлынули толпы беженцев, и в городской думе неоднократно поднимался вопрос о их размещении в здании ещё недостроенного Народного дома. Но здесь дума осталась непреклонной, прекрасно понимая, во что превратилась бы великолепная внутренняя отделка здания, размести в нём тысячу беженцев на неопределённое время, не говоря уж о том, что достаточно одной неосторожно брошенной спички и.

Всё же, несмотря на военное положение, внутренние работы, хоть и медленно, но продвигались и к концу 1915 года были в основном закончены.

От Народного до Областного драматического им. А. ВЛуначарского.

Театр Пензенский народный (драматический кружок) был основан в 1896 году, как общедоступный театр, средства от спектаклей которого направлялись на поддержку воскресных школ и библиотек-читален. Первый спектакль «Бедность не порок» по пьесе А. Н. Островского был дан 15 мая 1896 года на открытой сцене парка «Верхнее гуляние». В 1898 году театр получил там же площадку для собственного здания. Первоначально его труппа состояла из любителей, а уже к 1902 году было задействовано 15 профессиональных актёров. В 1911 году здание театра на Верхнем гулянии сгорело, а в 1912 году началось строительство Народного дома. С 1911 года драмкружок носил имя В. Г. Белинского.

20 сентября 1916 года Народный дом имени Императора Алексавдрара II, взятый в аренду Пензенским драматическим кружком имени В. Г. Белинского, распахнул свои двери. Первый в этом здании театральный сезон начался, по сложившейся в драмкружке традиции, комедией А. Н. Островского «Бедность не порок».

С 1918 года драмкружок имени В. Г. Белинского начал называться Гарнизонным театром, а 25 октября 1920 года становится драматическим театром имени наркома просвещения А. В. Луначарского.

С конца 1920-х годов, в связи с тем, что Пензенская губерния была ликвидирована, театр переживает трудности, количество выпускаемых в сезон спектаклей значительно сокращается. Однако были реконструированы помещения — гримуборные, цеха, на сцене устанавливается вращающийся круг для декораций, пополняется осветительная аппаратура. В 1939 году Пенза становится областным городом, а театр имени А. В. Луначарского – областным театром драмы.

Связь времён. Перед нами фотографии, сделанные в разное время. Три облика одного и того же здания, здания, так хорошо знакомого любому жителю Пензы, к какому бы поколению он не принадлежал, – Пензенского областного драматического театра им. А. В. Луначарского, здания, построенного в 1915 году по проекту недавнего выпускника Петербургского института гражданских инженеров А. Е. Яковлева и дважды перестраиваемого в последствии.

Потеря театра — трагедия для Пензы. И он, конечно же, будет восстановлен. Но вопрос, каким ему быть? Учитывая то, что архитектура его была довольно посредственной и изначально не увязывалась с окружающей застройкой, думается, что более верным решением будет строительство нового здания театра совершенно иной архитектуры, достойной звания дворца Мельпомены.

Основан 24 ноября 1793 года по инициативе пензенского вице — губернатора Ивана Михайловича Долгорукого. Первая премьера — спектакль «Обманщик», постав-ленный по пьесе императрицы Екатерины II.

Здание на улице Московской, 89 было открыто 20 сентября 1916 года как На-родный дом имени Императора Александра II. Было построено на средства горожан. Его арендатором стал Драматический кружок имени Белинского, прежде базировавший-ся на летней площадке в городском парке. Со временем драматический кружок превра-тился в профессиональный театр.
 

Известные личности, имеющие отношение к пензенскому театру: декабрист Иван Николаевич Горсткин (с 30-х годов XIX века); известные антрепренёры, режис-сёры и актёры XIX-XX веков, работавшие в пензенском театре: Михаил Павлович Докучаев, Петр Михайлович Медведев, Евгений Иванович Климовский, Василий Пантелеймонович Далматов, Владимир Алексеевич Гиляровский. На сцене Народного дома вначале XX века начинал как актёр юный Всеволод Мейерхольд. Состоявшись, как ре-жиссёр-новатор в Москве, он неоднократно возвращался в Пензу, ставил здесь спектакли, привозил на гастроли свой театр.
 

Был близок пензенскому Народному театру и будущий популярный актёр кино начала XX века Иван Ильич Мозжухин.
 

В период с 1971 по 1981 годы пензенский театр драмы возглавлял народный артист РСФСР Семен Моисеевич Рейнгольд. Это время осталось в хрониках театра как период расцвета и сценических удач.  
 

Новый творческий подъем пензенская драма испытала в 90-е годы XX века. В это время театр возглавлял заслуженный деятель искусств Российской Федерации Виктор Владимирович Огарёв. В этот период на пензенской сцене работали не только силь-нейшие актеры, но и известные столичные режиссеры. 
 

Руководитель Московского Театра на Юго-Западе Валерий Романович Белякович поставил в Пензе в период с 1989 по 2000 год семь зрелищных масштабных спек-таклей по сочинениям Гольдони, Шварца, Шекспира, Булгакова, Горького.
 

Отдельная глава — сотрудничество с московским академическим Малым театром. Заслуженный деятель искусств России, режиссер Малого театра Виталий Николаевич Иванов вписал в репертуар пензенского театра две постановки по Островскому — «Вол-ки и овцы»,  «Бешеные деньги», а кроме того, «Касатку» Алексея Толстого, «Деревья умирают стоя» Касоны, «Поминальную молитву» Горина, «Дядюшкин сон» Достоев-ского.
 

Несколько ярких работ выпустил московский режиссер Сергей Стеблюк: «Без ангела-хранителя» — по пьесе Птушкиной «При чужих свечах», «Гарольд и Мод» Хиг-гинса, «Месяц в деревне» Тургенева, «Грозу» Островского, а также один из самых удач-ных спектаклей последних лет — «Иванов» по Чехову.
 

Театр сотрудничал с постановщиками из Венгрии: Геза Балог поставил спек-такль «Флора Тоот» по пьесе Ш.Броди, Антал Ренц — мюзикл по пьесе Э. Ростана «Си-рано де Бержерак», комедию Роберта Ли «Тетушка Мейми» поставил американский ре-жиссер Дэвид Кэплан. Неоднократно на постановки приглашались П.Л. Монастырский (Самара), Б. Гуревич (Санкт-Петербург), А. Иванов (Воронеж), а также представители нового поколения режиссуры: В. Данцигер, О.Субботина, В.Агеев, П.Орлов. 
 

В 1991 году в г. Владимире на международном фестивале «Рубежи» актриса Га-лина Репная получила приз за лучшую женскую роль в спектакле «Зверь» по пьесе М.Гиндина и В.Синакевича. В 1993 году в Москве на сцене Театра Наций был показан спектакль «Сад» по пьесе Иосефа Бар-Иосефа. В этом же году пензенцы стали участни-ками международного фестиваля «Вехи» в Костроме. Играли спектакль «Борис Году-нов» по пьесе А. Пушкина.
 

В мае 1994 года на базе Пензенского театра проводилась Всероссийская лаборатория молодой драматургии с участие В. Гуркина, К. Драгунской, Ф. Булякова, О. Мухиной, М. Угарова, А. Железцова и других драматургов. 
 

В фестивалях «Островский в доме Островского» театр участвовал дважды: в 1995 году со спектаклем «Волки и овцы» в Москве на сцене Малого академического те-атра и в 1998 году со спектаклем «Бешеные деньги» в Костроме на сцене государствен-ного театра драмы им. Островского. 
 

В 1999 году театр показал спектакль «Маленькие трагедии» на фестивале «Русская классика. Пушкин. Тургенев» в г. Орле. В 2000 году принял участие в IV меж-дународной выставке-ярмарке «Театр-Информ 2000» в Москве. В 2001 году спектакль Пензенского театра «WOLFGANG» по пьесе Е. Исаевой и В. Поплавского «Счаст-ливый Моцарт» был тепло принят в Белгороде на фестивале «Актеры России — Ми-хаилу Щепкину». В феврале 2002 года театр стал участником IX Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля: спектакль «Маленькие трагедии» был сыгран на Пушкинских Горах и на сцене Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина. 
 

В мае 2002 года в Пензенском театре проходил фестиваль «Театральный мост Пенза — Москва», ставший завершающим этапом двухгодичного проекта, выигравшего грант Президента России за 2001 год. В афишу фестиваля вошли спектакли Московского Центра драматургии и режиссуры под руководством А.Казанцева и М.Рощина: «Ощущение бороды» К. Драгунской и «Обломоff» М. Угарова. Спектакль «Филейно» по пьесе А. Пояркова «Песнь козлов» представили актеры творческого товарищества «Эр-гиль». Пензенский театр в рамках фестиваля играл три спектакля в постановке москов-ских режиссеров: «WOLFGANG» Е. Исаевой и В. Поплавского, «Иванов» А.П.

Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского

Чехова, «Женщина с моря» Г. Ибсена. 
 

В сентябре 2003 года Пензенский театр гастролировал в Москве. Спектакли играли на сцене филиала Малого театра на Ордынке («Иванов» А. П. Чехова, «Тифлисские свадьбы» А. Цагарели, «WOLFGANG» Е.Исаевой и В.Поплавского, «Поминальная мо-литва» Г. Горина). 
 

В сентябре 2004 года фрагменты спектакля «Самоубийца» по пьесе Н.Эрдмана театр показывал на сцене Академического театра им. А.С. Пушкина в рамках откры-тия 249 театрального сезона на торжественном вечере, посвященном 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова и 130-летию со дня рождения В.Э. Мейерхольда. 
 

В марте 2005 года Пензенский театр играл «Поминальную молитву» в Москве на Всероссийском фестивале «Театр Григория Горина», посвященном 65-летию со дня рождения драматурга. В мае 2005 года театр гастролировал в Москве, на сцене филиала Малого театра на Ордынке игрались спектакли: «Гроза» А.Н. Островского, «Поми-нальная молитва» Г.Горина, «Тифлисские свадьбы» А.Цагарели, «Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевского.
 

В октябре 2006 года в Пензе прошел I региональный фестиваль «Театральные встречи на Суре». В его программе было 10 спектаклей.
 

С февраля 2006 года по февраль 2007 года творческой деятельностью театра руководил главный режиссер Валерий Маркин. За этот период он выпустил три спектакля.
 

В сентябре 2007 года главным режиссером театра стал заслуженный артист России и Литвы Вячеслав Анатольевич Гунин. За время своей работы в пензенском театре драмы он выпустил восемь спектаклей.
 

1 сентября 2008 года открыто новое актёрское отделение (12 человек) – на базе Пензенского колледжа культуры и искусств (руководитель курса – главный режиссёр пензенского драматического театра В. А. Гунин). Полгода спустя студенты актёрского курса стали привлекаться к работе в спектаклях театра. Многие из них зарекомендовали себя как перспективные молодые дарования. На сегодняшний день три юных артистки зачислены в штат театра, заняты в нескольких репертуарных постановках.  
 

Второго января 2008 года здание пензенского театра было уничтожено пожаром. Руководством области было принято решение о срочном восстановлении культурного объекта. В декабре 2009 года новое здание театра было сдано в эксплуатацию. 
 

В период с января 2008 года по февраль 2009 года пензенский театр функцио-нировал на временной площадке – сцене концертного зала «Молодёжный» Пензенского колледжа культуры и искусств. Театр вёл полноценную работу, создавал и показывал спектакли, принимал участие в международных театральных фестиваля в гг. Саранск, Екатеринбург.

Театры в Пензе

Контактные данные театра

Адрес:

ул.Московская, 89

Телефон:

+7 (8412) 56-30-46

Официальный сайт:

Информация о театре

В январе 2008 года в результате сильнейшего пожара здание Пензенского драмтеатра было почти полностью уничтожено, но для оказания помощи театральному коллективу был сразу создан общественный фонд. В Фонд помощи «Новый Пензенский театр» поступали средства от организаций, простых горожан и коллег из различных российских театров.

Пензенский областной драматический театр им. А.В. Луначарского

Современное здание Пензенского областного драматического театра им. А. В. Луначарского было открыто в марте 2010 года и приурочено к празднованию Международного женского дня. Два года продолжалось строительство этого нового театра с фасадом в неоклассическом стиле, архитекторами которого стали А. Чибирев и И. Кудряшов.

Сцена нового здания открылась премьерой спектакля «Ревизор» в постановке н. а. России В. Беляковича. А через полтора месяца пензенских зрителей ожидал еще один приятный сюрприз: 21 апреля 2010 года была открыта Малая сцена, на которой состоялся показ спектакля «Не покидай меня…» в постановке А. Гуляева. В декабре 2010 года впервые в Пензенском драматическом театре был представлен мюзикл «Золушка» Е. Шварца. В этой постановке саратовского режиссера Г. Магнусова актеры театра впервые продемонстрировали свой вокальный талант.

История о театре

История Пензенского драмтеатр началась еще в конце 18 столетия, когда осенью 1793 года впервые в Пензе был открыт театральный сезон. В театре, созданном по инициативе губернатора И. М. Долгорукова, была поставлена комедия «Обманщик», автором которой являлась сама императрица Екатерина II. Небольшой театр был предназначен только для знатных гостей и был рассчитан всего на 100 зрителей.

В 1896 году был открыт народный театр, который являлся доступным для всех слоев населения. К началу 20 столетия в составе театра были исключительно профессиональные актеры, многие из которых ранее входили в драмкружок им. Белинского. В 1916 году состоялось открытие нового театрального здания, сцена которого стала родной для Пензенского театра на многие десятилетия.

После Октябрьской революции 1917 года театр назывался Гарнизонным театром, а с 1920 года стал носить имя А. В. Луначарского, который в тот период являлся народным комиссаром просвещения. После образования в 1939 году Пензенской области театру им. Луначарского был присвоен статус областного. С той поры и до наших дней театр исполняет важнейшие функции культурного центра своего региона, выступает организатором различных театральных фестивалей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *