Города и Страны

Пантелеймоновский Мост в Санкт Петербурге

Мост продолжает собой улицу Пестеля в сторону собора Спас на Крови. Один из его углов упирается в решетку Летнего сада. Другой примыкает к Первому Инженерному мосту, который ведет к Михайловскому замку.

Неподалеку располагается церковь святого Пантелеймона-целителя, которая дала не только название, но и небесного покровителя.

В первой половине 18 века, при создании Летнего сада возникла необходимость питания фонтанной системы парка. В этом месте был построен деревянный акведук. По нему подавалась вода, питающая фонтаны Летнего сада.

Простоял акведук до 1777 года, когда наводнение уничтожило фонтаны. Конструкция стала не нужна, и её разобрали.

Переправу же поставили значительно позже, почти через полвека. По проекту инженера Треттера через Фонтанку перекинули однопролетный мост на цепях, который так и назвали, — Цепной.

Устои были выполнены из гранитных плит каменотесом Сухановым. Остальные части изготовили из чугуна. Пять цепей-подвесов сделали железными.

Мост получил оформление в стиле древнеегипетских храмов. Его украсили золотыми розетками, тончайшим позолоченным орнаментом и масками львов, которые держали в пастях цепи. Правда, полотно сильно раскачивалось, но на это никто не жаловался.

 

Цепной мост разобрали в 1906 году. Официально, это было сделано, чтобы проложить трамвайные пути. Второй причиной демонтажа послужило обрушение аналогичного Египетского моста, ниже по течению Фонтанки.

 

Через два года уже появился новый мост. Его сделали металлическим, арочным и дали название Пантелеймоновский, по имени стоявшей недалеко Пантелеймоновской церкви.

Окончательно завершили постройку и оформление в 1914 году. Вернули львиные маски, щиты и головы Медузы Горгоны.

С тех пор декоративные элементы постоянно реставрировали и поддерживали в хорошем состоянии.

 

К слову сказать, в 1923 году Пантелеймоновский переименовали. Новым властям было не нужно напоминающее о прошлом церковное название.

Пантелеймоновский мост — Мост Пестеля — Пантелеймоновский мост

А вот как назвать — стало проблемой. Увековечить кого-нибудь из соратников-большевиков… Рядом и с исторической решеткой Летнего сада это совсем бы не звучало. Надо было что-то революционное, но перекликающееся с историей. Тут и вспомнили о декабристах.

К тому же Пестель, жил неподалеку…

Заодно переименовали и упиравшуюся в него улицу.

Прежнее имя вернули в 1991 году, а вот название улицы Пестеля почему-то сохранилось до сих пор.

Последнюю реконструкцию Пантелеймоновский мост пережил уже в начале 21 века. Тогда отреставрировали гидроизоляцию и дорожное покрытие, а также вернули его исторический облик, тщательно возродив все элементы декора.

Но, тем не менее, историки сетуют (ну, работа у них такая), что с утратой Цепного моста, весь район потерял некую индивидуальность, которая была ему присуща.

С нашей точки зрения Пантелеймоновский — красив. А историки… они всегда найдут повод побрюзжать, чтобы привлечь к себе дополнительное внимание.

Как добраться:

По маршруту как и пройти к Летнему саду, за Михайловским замком повернуть направо и пройти вдоль южной ограды Летнего сада до Фонтанки.

  
  Переходя к описанию цепных мостов, сооруженных в Петербурге, нужно заметить, что висячие системы простейших их видов известны еще с древних времен (Китай, Америка), но идея создания постоянных, более совершенных висячих систем возникла в Петербурге задолго до ее претворения в Западной Европе. Именно в этом городе она родилась, здесь была научно обоснована, здесь были разработаны ее конструктивные формы и здесь она была воплощена в жизнь.
  Разработка проектов цепных мостов и их осуществление принадлежали двум крупным мостостроителям того времени — П. П. Базену и Г. М. Треттеру. Первый из них построил в 1823 г. пешеходный цепной мостик через один из каналов Екатерингофского парка (ныне парк имени 30-летия ВЛКСМ). Литературные источники утверждают, что он был первым таким мостом в России и Европе. Пять висячих мостов через Фонтанку,
  Мойку и Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) были построены по проектам и Од руководством инженеров Г. М. Треттера В А. Христиановича в 1823—1826 гг.

Пантелеймоновский мост и архитектурный ансамбль «Трехмостье» в Санкт-Петербурге

  Если не считать созданных позднее, но неосуществленных проектов цепных мостов через Большую Неву и Большую Невку, а также пешеходных мостов через Фонтанку против Апраксина переулка и через Екатерининский (канал Глибоедова) против Никольского собора по висячей системе были построены Пантелеймоновский и Египетский мосты через Фонтанку, безымянный — через один из каналов Екатерингофского парка, Банковский и Львиный пешеходные мосты через Екатерининский канал и Почтамтский пешеходный мост через Мойку. Из этих мостов сохранились лишь три последних, вошедших в историю мостостроения Петербурга—Петрограда—Ленинграда как уникальные памятники архитектуры.
  Отсутствие подробных статистических сведений о городском хозяйстве лишает возможности проследить динамику строительства мостов в зависимости от роста населения, освоения и застройки территории города. На разных этапах его развития фиксация систематических данных о мостостроении затруднялась следующими обстоятельствами: большинство мостов были деревянными, срок службы которых исчислялся в широких пределах — от 10 до 20 лет; многие мосты, существовавшие в первой половине XVIII в., не имели даже названий;
  Состав мостов периодически обновлялся, однако этот процесс не регулировался какими-либо законами, а протекал стихийно; известную дезорганизацию в систему учета (если она вообще существовала) вносили наводнения, во время которых деревянные мосты через малые реки и каналы сносились или сильно повреждались.
  Но все же, используя дошедшие до наших дней крупицы интересующих нас сведений, можно отметить следующее.
  По данным, приводимым в литературе, к 1725 г. Петербург с населением до 40 000 жителей занимал площадь 15,34 кв. км. К тому времени было построено около 20 мостов. В 1739 г. их стало уже около 40.
  Когда отмечалось пятидесятилетие существования Петербурга, население его возросло до 100 000 человек, застроенная и освоенная территория его удвоилась, достигнув 30 кв. км, а количество мостов увеличилось до 50.
  В первой трети XIX в., когда в Петербурге насчитывалось 117 мостов (1834г.), территория города расширилась до 91,87 кв. км (1836г.), а население его составило 451 974 человека (1836 г.). В середине XIX в. (1863 г.) на реках и каналах было 172 моста, а население города достигло 539 122 человека (данные 1865 г.). Перед Великой Октябрьской социалистической революцией (1916 г.) в Петрограде было 2 415 000 жителей, территория его равнялась 105 кв. км, а в 40-х годах XX в. население превысило 3015000 человек (1941 г.), территория Ленинграда составила 313 кв. км (1946 г.), при этом мостов было 387, в том числе 33 стальных, 21 железобетонный, 14 каменных, 10 чугунных, 309 деревянных.
  Приведенные статистические данные характеризуют определенную зависимость между количеством мостов, населением города и застроенной площадью; они позволяют прогнозировать дальнейшее развитие мостостроения в Петербурге. По книге М.С. Бунина, "Мосты Ленинграда"

Вернуться в раздел >>> 

чПКФЙ ОБ УБКФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *