Города и Страны

Памятники в Казахстане

Исторические памятники в Казахстане

Таким образом, позже в Казахстане стало появляться все больше и больше скульпторов.

Шокан Толеш – Казахстанский скульптор. Ш.Толеш с 1978 по 1980гг. работал скульптором Алма-Атинского комбината изобразительного искусства «Өнер». С 1979 г. — преподаватель скульптуры и композиции Алма-Атинского художественного училища им. Н.В.Гоголя. В 1984 г. окончил художественно-графический факультет Казахского педагогического института им.Абая. С 1986г. — член Союза художников РК. В 1988 г. начал преподавать скульптуру в Казахской национальной академии им.Т.Жургенова. С 1994 по 1997 гг. — скульптор-дизайнер турецкой архитектурно-строительной компании BNB. Работы скульптора выставляются в галереях многих городов мира, находятся в государственных музеях и частных коллекциях Казахстана, США, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Княжества Лихтенштейн, Великобритании и Австрии. Ш.Толеш провел персональные выставки в Швейцарии (Базель, Ратхаус, Сюрзей), Княжестве Лихтенштейн (Вадутц). Наиболее известные работы: «Мечтатель», «Томирис», «Мыслитель» и памятник Нурсултану Назарбаеву в монументально-скульптурной композиции «Казахстан» в Алматы.

Ескен Аманжолович Сергебаев (19 Мая 1940, Алма-Ата, Казахская ССР) — советский и казахский скульптор, заведующий кафедрой скульптуры (и бывший декан факультета живописи и скульптуры) Казахской национальной академии искусств им. Темирбека Жургенова. В 2009 году стал одним из основателей и председателем Союза художников Алматы, который стал альтернативой действующему Союзу художников Казахстана. Работы Сергебаева: Древнему философу и учёному Востока Аль-Фараби (Шымкент); Хану Младшего жуза чингизиду Абулхаир-хану (Актобе); Казахскому поэту, философу, мыслителю и просветителю Абаю Кунанбаеву (Усть-Каменогорск); Поэту Султанмахмуту Торайгырову (Павлодар); Писателю и драматургу Мухтару Ауэзову (перед Казахским академическим театром драмы им. М.О. Ауэзова, Алма-Ата); Композитору Нургисе Тлендиеву (село Жамбыл) и ряд других.

На ряду с другими городами Казахстана, в Караганде тоже развивается скульптура. В настоящее время в Карагандинском областном музее изобразительного искусства в разделе скульптуры насчитывается 74 предмета искусства. Все произведения относятся ко второй половине ХХ века. Скульптура Караганды широко представлена прославленными мастерами, Заслуженными Деятелями Искусств Каз.ССР — Н. Гуммель и А. Билык; в этот раздел вошли работы — А. Цоя, Ж. Калиева, Л. Яндринцева, Л. Смаглюк, а так же репрессированного художника — Н. Рыбецкого. Скульптуры известного российского мастера — Б. Мусата относятся к карагандинскому периоду его творчества.

Билык Анатолий Петрович окончил Днепропетровское художественное училище в 1950 году, скульптор, член Союза художников РК, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, почетный гражданин города Караганды, один из создателей Карагандинской организации Союза художников РК. А.Билык много времени и внимания отдает монументальному искусству. Им создано более двадцати памятников и монументов во многих городах Казахстана. Наиболее значительные произведения художник сделал для Караганды. Это памятник Н. Абдирову (совместно с Ю. Гуммелем), монумент "Шахтерская слава". В них он вдохновляется героикой подвига и героикой труда — для него они во многом схожи. Работая над монументами, А. Билык постиг тайны пространства и его взаимоотношений со скульптурным объемом, прочувствовал пластическую красоту обобщенной стилизованной формы. Эти находки художник воплощает в станковом творчестве. Это — прежде всего портреты, в которых, как и в статуарных композициях, преобладает героическое начало. Ему нравятся люди сильные, мужественные, полностью отдающиеся, своему делу, поэтому он часто лепит Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда. В них он видит воплощение своего идеала. Под рукой скульптора простые черты человеческого лица преображаются, становясь значительными, одухотворенными. В них раскрываются не столько индивидуальные особенности личности, сколько общечеловеческие начала конкретного характера. Более лиричен и личностей скульптор в портретах близких людей, где характер раскрывается во всей своей полноте.

Калиев Жаубасар Игламбекович окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1980 году, скульптор, член Союза художников РК. В своем творчестве Ж. Калиев развивает традиции классической скульптуры, обогащая ее национальным пониманием пластических начал. Он одинаково успешно выступает как в станковой, так и в монументальной скульптуре. В станковых произведениях художник разрабатывает тему портрета, сосредоточивая свое внимание на личностях неординарных, внесших вклад в развитие культуры и науки региона и республики в целом. Это портреты художников, архитекторов, врачей, ученых, писателей. В них наряду с передачей индивидуальных черт, автор дает социальную характеристику своим героям, отражая конкретно исторические основы личности. Наибольших успехов добивается художник в монументальной скульптуре. Им созданы памятники Казыбек би, А. Букейханову, Ж. Акбаеву, А. Ермекову, Курмангазы, Жамбулу, в которых он раскрывает не только личностные характеристики выдающихся людей, но и дает оценку их деятельности с точки зрения исторической перспективы, оценивая значимость их вклада в становление казахской государственности и развития национальной культуры.

Арент Виктор Антонович — прикладник, член Союза художников РК. В. Арент работает в керамике. Он выполнил в этом материале ряд декоративных скульптур, украшающих улицы и парки Караганды. Его произведения органично включаются как в городскую среду, так и интерьеры общественных зданий, кафе, ресторанов, офисов. Он удачно стилизует природные формы, придавая им статус некоей формулы, где за внешней скупостью формы скрываются множественные смыслы.

Курымбаев Айнабек Пердикулович окончил Карагандинский педагогический институт в 1994 году, скульптор, член Союза художников РК. Работает как в монументальной, так и в станковой скульптуре. Тематика его произведений разнообразна. Это народные типы, традиционные игры и занятия, анималистика. Часто скульптуры А. Курымбаева внешне статичны. У них замкнутый, лаконичный силуэт, отгораживающий мир пластики от окружающего пространства. Внутри силуэта развивается насыщенная эмоциями экспрессия. Природную форму художник стилизует. Используя орнаментальный принцип, он приводит ее к декоративной формуле, обозначающей динамическое взаимодействие объемов.

Курицын Александр Федорович окончил Карагандинский Государственный политехнический институт в 1977 году. Заслуженный деятель культуры РК. Около тридцати лет А. Курицын работает в коллективе Карагандинской организации Союза художников. Под его непосредственным руководством в 1979-1983 годы в Караганде был построен художественно-производственный комбинат, на котором создаются произведения монументального и монументально-декоративного искусства в таких материалах, как металл, камень, витраж, мозаика, керамика, производится перевод скульптурных произведений в материал (бронза, гранит и т.д.). Технология литья из бронзы по выплавляемым моделям была внедрена в производство впервые в республике по его инициативе.

Славно известный город Караганда, так удачно прославившийся крылатой фразой из песни, действительно один из самых интересных культурных центров Казахстана. Это сравнительно молодой, современный индустриальный и многонациональный город со своими традициями и устоявшимся жизненным строем. Много всего интересного есть в центре Карагандинской области Казахстана. А недавно этот город прославился еще больше. В конце мая 2011 года за счет карагандинцев был установлен памятник этой самой крылатой фразе: «Где-где? В Караганде». Установили монумент в центре города на проспекте Абдирова.

Зарубежные памятники истории казахского народа

Сама идея создания подобного памятника уже давно витала в городе. Было предложено около двадцати проектов и инициативной группой был выбран проект памятника, который предложили известные казахстанские скульпторы Мурат Мансуров и Викентий Комковый. Композицию памятника они выполнили в виде трехметрового дорожного указателя с названиями трех городов, на одной из табличек есть и надпись «Караганда». Рядом с дорожным указателем поставили двоих мужчин, один из которых, как бы спрашивает куда ехать, а другой показывает в направлении Караганды.

Скульптура Казахстана интенсивно развивается. Появляются новые памятники, монументальные сооружения в городах Республики Казахстан.

Заключение

Создание скульптуры — это активный трудовой процесс. Творчество скульптора — тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Человек как бы преодолевает безжизненность камня, дерева или глины, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ.

В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Подобно тому, как в живописи основное выразительное средство — изображение красками на плоскости холста, "язык" скульптуры — объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Именно через скульптурную форму раскрывается содержание скульптурного произведения, доносится до зрителя замысел скульптора. Выразительные возможности в реалистическом искусстве этой объемно-пластической формы поистине безграничны. Особенностью скульптуры, своеобразием ее содержания является то, что она изображает преимущественно человека. Именно в образе самого человека скульптор может раскрыть жизнь общества, характеры людей, их настроения и действия. В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы, изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа и т. д.). Природу и среду, окружающие человека, можно передавать в скульптуре лишь косвенно, с помощью какой-либо детали. Особенно важным качеством скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, аллегорических, монументальных образах может выражать героические идеалы своего времени. Не случайно периоды расцвета скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда высоко поднимается значение человека и основной задачей искусства становится создание положительного героического образа.

Произведения скульпторов земли казахской, несомненно, оставили свой след и в истории мировой скульптуры. Они будут объектом внимания и восхищения еще не одного поколения.

Список литературы

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 2005
  2. Елатомцева И.М. Станковая скульптура. М, "Высшая школа", 2005
  3. Ермонская В.В.Что такое скульптура. Издательство: Изобразительное искусство., 1977г., Серия: Скульптура — общие вопросы
  4. История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 2004
  5. История мирового искусства. БММ АО, М., 2008
  6. Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» № 232 (27506) 13.07.2013
  7. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре. М., Искусство, 2003
  8. www.museum.karaganda.kz/index.php/ru/muzei/kar-obl-muzey-izo
  9. www.shuak.kz

Страницы:← предыдущая123

Памятники культуры Казахстана: 30 историй

Стена памяти жертв политических репрессий в Петропавловске, Северный Казахстан

Министерство внутренних дел Казахстана открыло на своем сайте сервис «Мемориал», который позволяет найти данные о репрессированных и жертвах массовых политических репрессий.

«Самый важный из не отданных нами долгов – это память о жертвах массовых политических репрессий. Задача эта и сегодня далека от исполнения, — говорится на сайте МВД. — В нашу базу данных включались сведения о людях, пострадавших в период 1930–1953 годов, в первую очередь касающихся жертв именно сталинского террора, и прежде всего – жертв террора 1937-1938 годов, это люди, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасности (НКВД–НКГБ) и приговоренные судебными («тройки», «двойки» и т.п.) инстанциями к смертной казни, к различным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке.

В публикуемые списки включены сведения, взятые из уголовных дел на лиц, осужденных и приговоренных к различным срокам наказания по ст. 58 и 59 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик (за государственные преступления и контрреволюционную деятельность в действии), находящихся на архивном хранении в специальном государственном архиве МВД Республики Казахстан и его территориальных подразделениях.

Эти сведения нужны сотням тысячам людей и в нашей стране, и в других странах мира, где живут наши соотечественники, для того, чтоб найти хоть какие-то сведения о судьбах родственников. Они нужны ученым, историкам, краеведам, журналистам, чтобы восстановить в полном объеме память о политическом терроре, подробности которого десятилетиями скрывались и замалчивались. И, в частности, – увековечение памяти жертв.

К сожалению, в уголовных делах отсутствуют сведения о месте захоронения репрессированных лиц, тысячи кладбищ возле бывших лагерей и трудпоселков остались утраченными безвозвратно: они превратились в пустыри, распаханы, заросли лесом, на их месте выстроены новые жилые массивы или промышленные комплексы. До сих пор миллионы людей не знают, где зарыты их родители, деды и прадеды».

Как сообщает Tengri.news, в 2014 году органы внутренних дел приняли от органов национальной безопасности уголовные дела в отношении лиц, не подлежащих реабилитации, и в отношении репрессированных граждан, оправданных судебными органами, а также фильтрационные и трофейные материалы на советских солдат, попавших в плен во время Великой Отечественной войны и репатриированных из Германии граждан бывшего СССР. Так, были приняты уголовные дела, заведенные в отношении репрессированных деятелей казахской интеллигенции Ахмета Байтурсынова, Ораза Жандосова, Ильяса Джансугурова, Сакена Сейфуллина.

25 удивительных мест Казахстана, в которых нужно побывать каждому

В открытый электронный архив также включены сведения из уголовных дел лиц, осужденных и приговоренных к различным срокам наказания по статье «За государственные преступления и контрреволюционную деятельность в действии».

Теперь всю эту информацию можно найти на открытом сервисе «Мемориал», где дела распределены по областям Казахстана и по алфавиту. Всего в «Мемориал» внесена информация на 109 тысяч 186 репрессированных лиц.

По данным МВД, в 2015 году в Министерство поступило 555 обращений и запросов от родственников репрессированных, ученых-исследователей, общественных организаций, музеев и государственных органов, в том числе 442 обращения казахстанцев, 105 обращений из республик СНГ и восемь — из стран дальнего зарубежья.

Памятники истории и культуры Казахстана.

Памятники истории и культуры Казахстана республиканского значения — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями указанных построек, зданий и сооружений, мемориальные дома, кварталы, некрополи, мавзолеи и отдельные захоронения, произведения монументального искусства, каменные изваяния, наскальные изображения, памятники археологии, включенные в Государственный список памятников истории и культуры Казахстана и являющиеся потенциальными объектами реставрации, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность и имеющие особое значение для истории и культуры всей страны. Списки памятников истории и культуры государственного значения утверждаются Правительством Казахстана по представлению уполномоченного органа по охране и использованию историко-культурного наследия.

Памятники архитектуры и искусства на территории Казахстана восходят к глубокой древности. Сохранилось множество наскальных изображений, наиболее ранние из которых относятся ко времени палеолита. Большой интерес представляют золотые и бронзовые фигурки, найденные в результате раскопок величественных степных курганов.
В средние века начинается усиленное строительство военных крепостей и укрепленных замков. С ростом ремесел и торговли развиваются города, наиболее известные из них: Исфиджаб (Сайрам), Тараз (ныне Джамбул), Отрар. Легенда рассказывает, что библиотека в Отраре по числу книг была второй после знаменитой Александрийской. Видимо, не случайно Отрар был родиной выдающегося ученого Абу Наср Мухаммеда аль-Фараби.
Большинство памятников культуры древнего Казахстана безвозвратно погибло, но те, которые дошли до нас, поражают своим величием, совершенством пропорций, красотой отдельных деталей и форм. Жемчужина архитектуры средневековья Казахстана — комплекс мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави в городе Туркестане. Монументальность, пластическое богатство объемов, великолепие и сочность красок облицовочных плит — далеко не полный перечень достоинств этого комплекса, состоящего на учете в ЮНЕСКО и пользующегося мировой славой.
Мавзолей Бабаджи-хатун и Айша-Биби в Джамбулской области, мемориальные комплексы, созданные на плато Устюрт и полуострове Мангышлак, и многие другие памятники свидетельствуют о мастерстве и тонком эстетическом вкусе древних зодчих.
В республике в 1972 г. было создано Общество охраны памятников культуры Казахской ССР. Эмблема общества состоит из круга — символа вечности, в который вписаны развалины мавзолея Айша-Биби. Перед мавзолеем изображен спокойно лежащий лев — символ охраны. Эта скульптура, выполненная в скифском зверином стиле, была найдена на территории Казахстана. Ныне она хранится в Эрмитаже в составе знаменитой Сибирской коллекции Петра I.
Все эти атрибуты, взятые вместе и переосмысленные художником, по нашему мнению, дают представление о ценности культурного наследия и задачах Общества охраны памятников культуры Казахской ССР.

Памятники природы, их использование в экскурсиях

Памятники природы — это одна из форм особо охраняемых природных территорий. Термин "памятник природы" появился более 170лет назад. Это понятие ввел в науку выдающийся немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр фон Гумбольдт, который понимал под словом Naturdenkmaler кусочки первобытной природы.

Главные достопримечательности Казахстана: фото, названия и описание

Со времен фон Гумбольдта это выражение завоевало большую популярность и широко внедрилось в практику. Существуют различные формы особо охраняемых территорий, такие как заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, дендрологические и ботанические сады, курортные зоны, среди которых памятники природы отличаются, как правило, небольшими размерами (до нескольких га), и выполняют роль своеобразных "выставочных залов", основной задачей которых является сохранение природных комплексов и объектов в их естественном состоянии. Можно сказать, что памятники природы представляют собой уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, для которых установлен режим особой охраны.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, например:

-участки живописных местностей или эталонные участки нетронутой природы;

-участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

-места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

-лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

-природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

-геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

-геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

-уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, ущелья, группы скал, пещер, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гиролакколиты);

-местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

-участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

-природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

-береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

-отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, пещеры, гроты).

В зависимости от уникальности, экологической, научной и иной ценности памятники природы могут быть отнесены к особо охраняемым территориямвсемирного, федерального, регионального или местного значения.

Памятники природы всемирного значения входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, который составляет Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО. В настоящее время в этот Список включено 128природных, 480культурных и 22природно-культурных объекта в 118странах мира.

В 193 километрах к востоку от г. Алматы, протекает река Чарын. Ча-рынский каньон напоминает известный Гранд Каньон в Аризоне (США), но на самом деле он имеет свой неповторимый облик. Этот необычный живописный район имеет разнообразный рельеф. Степные склоны, каньоны, колонны и арки достигают до 150-300 метров высоты. Поверхность земли испещрена множе­ством оврагов и ущельями. Река Чарын насчитывает в себе множество различ­ных течений. Там, где река протекает по более влажным районам ее берега покрыты зарослями ивы и тополя. Особый интерес представляют ясеневые леса и тополиные рощи. Любители природы обнаружат природный рай в Нацио­нальном парке «Алтын- Емель», который расположен на территории, между рекой Или и горной цепью Ак- Тау.

Здесь можно познакомиться с наскальными рисунками, богатой дикой при­родой и уникальным явлением природы — «Поющие барханы». Это огромные дюны имитирующие звук, похожий на звук органа. Дюна в высоте равная 300 метрам, простирается на 3 километра. Поющие барханы производят неизглади­мое впечатление на всех, кто хоть раз здесь побывал! Песню песков можно услышать на расстоянии нескольких километров.

В 160 километрах от г. Алматы простирается ущелье Тамгалы. Здесь обна­ружены тысячи неизвестных наскальных рисунков. Это ущелье является насто­ящей галереей древнего искусства. Стены ущелья покрыты изображениями животных и бытовыми сценами того времени. (О туристских маршрутах читайте в разделе Регионы. Алматы. Алматинская область).



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *