Города и Страны

Памятники на Дороге Жизни

Цветок жизни

В 1965, по предложению поэта М. Дудина, прошедшего войну военкором и пережившего блокаду, на месте, где удерживалась оборона Ленинграда было решено создать Зеленый пояс славы. Расположен он во Всеволожском районе Ленинградской области на 3 км Дороги жизни А128. Это целый ряд памятников на знаковых местах обороны, посвященный памяти погибших воинов и тружеников тыла.

Одним из первых памятников пояса стал Мемориальный комплекс "Цветок жизни".  Он был открыт 28 октября 1968 года.

Памятники на Дороге Жизни

Это берущий за душу мемориал, посвященный погибшим в Ленинграде детям. Он состоит из трех частей: Цветка жизни, аллеи Дружбы и композиции Дневник Тани Савичевой.

Цветок жизни представляет собой каменную скульптуру цветка с пятью лепестками. На нижнем изображено детское лицо, а на остальных написано: «Пусть всегда будет Солнце». Рядом находится памятный камень с надписью-посвящением юным героям-Ленинградцам.

От цветка идет алле Дружбы. Здесь высажено 900 берез (по количеству дней блокады).  Аллея ведет к траурному кургану, сложенному из 8 плит. Каждая плита изображает страницу из дневника Тани Савичевой. Маленькая девочка на этих страшных страницах простыми словами описывала, как один за другим умирали члены ее семьи. Эти страницы предъявлялись как доказательство на Нюрнбергском процессе.

Румболовская гора

Большая часть памятников Всеволожска, связанных с Великой Отечественной войной, расположена на Румболовской горе. Здесь находится одноименный мемориал, входящий в Зеленый пояс славы. Он посвящен героям, поддерживавшим в годы войны Дорогу Жизни. Скульптурная композиция представляет собой  листья дуба и лавра, символизирующие крепость и благородство защитников города. Между листьями находится желудь, символизирующий новую жизнь, за которую сражались герои. У подножия мемориала находится стела с изображенными на ней грузовыми машинами. Памятник поставлен методом народной стройки рабочими Фрунзенского завода в1967 году.

Адрес:Ленинградская область, Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 39.

Рядом с мемориалом в 2007 году установили памятник полуторке. Полуторки в годы блокады обеспечивали связь осажденных с большой землей. Они шли по льду Ладоги, ежесекундно рискуя провалиться под лед. В своих кузовах машины везли столь нужное городу продовольствие. Обратно грузовики эвакуировали детей и изможденных жителей. Эти «машины-солдаты» привезли в город сотни тонн продовольствия и вывезли более полутора миллионов человек. Они спасли не одну тысячу жизней. Скромный грузовичок по праву вошел в народную память как символ мужества и упорства.

Это отлитая из бронзы скульптура Газ-АА в натуральную величину. При отливке стремились достичь как можно большей аутентичности. Машину даже покрыли тонировкой, чтобы придать вид недавнего возвращения из рейса. Основанием памятника служит каркас, опутанный колючей проволокой. Идея памятника рабочей лошадке Победы, которого больше нет нигде, долго обсуждалась. Сначала хотели поставить обычный автомобиль, но затем, для долговечности, решили отлить его полностью в бронзе.

Вдоль дороги, ведущей от Дороги Жизни к воинскому захоронению Великой Отечественной войны идет аллея Памяти, посвященная всем пожертвовавшим свою жизнь за Отечество. Помимо жертв Великой Отечественной и блокады Ленинграда, аллея посвящена и памяти погибших в других войнах.

В 1990 здесь поставили первый в стране памятник погибшим в Афганской войне. На плите, установленной у подножия монумента, имена пятерых жителей Всеволожского района, которые отдали свои жизни на той войне. Памятник представляет собой каменную арку, которую венчает православный крест. К вершине арки подвешен колокол, символизирующий скорбь по погибшим и вечную память. У подножия мемориала расположен памятный камень с именами пяти жителей города, отдавших свои жизни той войне. С момента установки ежегодно у памятника собираются их родственники и сослуживцы.Позднее, рядом с этим памятникам появился мемориал воинам, погибшим в Чеченской республике.

На аллее в 2007 году были установлены памятники ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Он представляет собой широкую черную плиту с трещиной посередине. В трещине застрял атом.

Своеобразным духовным памятником в честь павших на Дороге Жизни стала расположенная на Румболовской горе церковь Спаса-Нерукотворного Образа. Этот хрм был возведен еще в конце XIX века для местных прихожан и дачников. После войны, рядом был устроен мемориальный комплекс и храм был включен в его состав. Теперь он посвящен памяти погибших.

Разорванное кольцо

Еще одним памятником, входящим в пояс Славы и находящимся во Всеволожске является монумент "Разорванное кольцо". Этот памятник установлен в 1966. Он представляет собой большую полукруглую арку, разомкнутую ближе к вершине. Это символ прорыва блокады и прекращение ее ужасов. Памятник посвящен всем тем, кто несмотря ни на какие опасности продолжал сражаться, снабжал город припасами, отбивал нападения врагов. Всем, кто не пережил блокаду и кто сложил свои головы прорывая ее. У основания монумента можно увидеть законсервированные следы от колес автомобилей, которые везли жизнь и надежду осажденному городу. Памятник находится у Ладожского озера, рядом с местом прохождения Дороги жизни.

Памятник Народу-Победителю

Еще одним мемориалом, посвященным Великой Отечественной войне, является установленный на главной площади города находится памятник Народу-Победителю.

Это большой природный камень с благодарственной надписью от потомков. Во время празднования Дня Победы к этому месту горожане несут цветы. Здесь проводятся торжественные митинги.

Аллея Поколений

В микрорайоне Южный, населенном семьями военных, перевезенными сюда после вывода войск из Германии, находится Аллея Поколений. Она была высажена местными жителями в 2010 году. Позднее здесь установили памятник защитникам Отечества. Памятник представляет собой обелиск, символизирующий память Победы и скорбь по ушедшим. Идея создания памятного мемориала в районе была подана местными патриотическими и ветеранскими организациями, которые обратили внимание на отсутствие в новом районе памятного мемориала.  Теперь аллея Поколений является излюбленным местом прогулки местных жителей. А в день Победы весь район приходит к обелиску на праздничный митинг.

ЛЕГЕНДАРНАЯ «ПОЛУТОРКА» ВОПЛОТИЛАСЬ В ПАМЯТНИКЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

27 января 2012 года в Санкт-Петербурге Благотворительный Фонд возрождения национального, культурного и духовного наследия «Древо жизни» провел серию мероприятий, посвященных 68-й годовщине прорыва блокады города.

27 января 2012 года в Санкт-Петербурге Благотворительный Фонд возрождения национального, культурного и духовного наследия «Древо жизни» провел серию мероприятий, посвященных 68-й годовщине прорыва блокады города.
Говоря о Фонде «Древо жизни», его Президент, советник первого заместителя председателя Совета Федерации Ольга Есиповская сказала: «Наш фонд «Древо жизни» основан в 2011г.

На Дороге жизни открыли памятник легендарной «полуторке»

Его учредителями стали частные лица и международный благотворительный фонд «Премия «Древо жизни». Хочу подчеркнуть, что наша цель — возрождение культурного и национального наследия, а название Фонда отражает то, что мы хотим пропагандировать ключевые исторические факты, накопленные опытом прошлых поколений, а также поддерживать молодые наши таланты, которых в нашей стране очень много».
Почетные гости и ветераны-блокадники приняли участие в торжественном открытии и освящении памятника «Машине-солдату» в городе Всеволожск Ленинградской области, что на 10-м км Дороги жизни.
Идея разработки памятника принадлежит скульптору Сергею Исакову, а подарен памятник Благотворительным фондом «Древо жизни». По словам Председателя правления Фонда Александра Раппопорта, «памятник сооружался исключительно на средства учредителей фонда, потому что в фонде собрались единомышленники, люди из разных профессий, но духом едины».
Памятник на Румболовской горе представляет из себя точную копию из бронзы в натуральную величину автомобиля ГАЗ-АА, который в народе любя называют «полуторка». О начале церемонии открытия памятника фанфарами известил духовой оркестр. Прозвучал голос Ольги Берггольц, звучавший в блокадные дни по ленинградскому радио.
На церемонии открытия и освящения памятника присутствовали губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, вице-губернатор Петербурга Игорь Дивинский, ветеран Великой Отечественной войны Вера Рогова (она в годы блокады Ленинграда служила сигнальщицей на дороге жизни) и глава Всеволожска Татьяна Зебоде. Участникам праздника представителями Фонда были вручены памятные ленточки, работала полевая кухня, звучала музыка военных лет.
Возле памятника собралось около 400 ветеранов, студентов, школьников и военных. Всех гостей к месту открытия памятника легендарной полуторке привезли благодаря поддержке Благотворительного Фонда «Древо жизни».
«Сегодня жители Санкт-Петербурга, особенно бывшие ленинградцы и жители Ленинградской области, которые помнят эти события, отмечают этот праздник. Мы несколько дней назад отмечали прорыв блокады, но прошло еще более года, прежде чем блокада Ленинграда была снята полностью, — сообщил Валерий Сердюков. — Правильно подмечено, что это памятник «Машине-солдату» – она под обстрелом и бомбежками, по тонкому весеннему льду и в лютую стужу доставляла в город продовольствие и вывозила из осажденного города его жителей, прежде всего – детей». Губернатор пожелал собравшимся, чтобы у них всегда оставалось мирное и светлое, – как в день открытия памятника, – небо над головами.
По словам Благочинного Всеволжского района, настоятеля храма Спаса Нерукотворного Образа протоирея Романа Гуцу, это вовсе «не случайно, что машина будет стоять рядом с храмом Спаса Нерукотворного Образа; ведь проезжая по Дороге жизни, бойцы обращались на храм, закрытый в годы войны».

Памятники по Дороге Жизни

Анастасия Вн Алексеенко: литературный дневник

Первым монументом Дороги жизни стал памятник детям, погибшим в годы блокады,— «Цветок жизни». Большой мемориальный комплекс устроен на 3-м километре дороги, по проекту архитекторов А.Д.Левенкова и П.И.Мельникова. Центральным его сооружением стала бетонная ромашка высотой пятнадцать метров, растущая из небольшого возвышения. На лепестках цветка изображен детский рисунок улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Перед памятником — мемориальная стела, на которой написано: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда. 1941 —1944». Рядом высажено 900 берез, по одной березе за каждый блокады в день. В праздничные январские дни стройные деревца украшаются красными галстуками. За ромашкой вытянулась небольшая памятная аллея Дружбы, на высоких стелах которой рассказывается о героизме юных защитников Ленинграда. На первом монументе высечены слова: «Более 15 тысяч пионеров и школьников на-граждены медалью «За оборону Ленинграда».
Третий памятник перечисляет пионеров — Героев Советского Союза и кавалеров высоких государственных наград. А на другом монументе написано: «В годы блокады свыше 18 тысяч школьников вместе со взрослыми работали на заводах и фабриках, на полях совхозов и в подсобных хозяйствах.
И последняя стела рассказывает о школьниках-партизанах: «Около двух тысяч ленинградских пионеров были награждены медалью "Партизану Отечественной войны"».
Завершается аллея небольшим высоким искусственным холмом, где в окружении березок установлены гранитные блоки с копиями страниц знаменитого дневника Тани Савичевой — это Траурный курган. Восемь страничек, вырванных из телефонной записной книжки. Как их мало, и как много они говорят о тех страшных блокадных днях и ночах.
Женя умерла 28 лек. в 12. 30 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942.
Мама 13 мая в 7. 30 час. утра 1942.
Савичевы умерли.
Осталась одна Таня.
В воскресенье 28 декабря 1941 года одиннадцатилетняя школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем страшном дневнике. Большая и дружная семья… Старшая сестра Женя работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе.

Трасса Дорога жизни 10-й км: памятник "Полуторке" (Всеволожск)

Бабушка Дуся — Евдокия Григорьевна —домохозяйка. Лека (брат Леонид) — рабочий судостроительного завода. Дядя Вася служил в книжном магазине. Да и дядя Леша работал там же. Мама… мама Мария… занималась домашними делами.
Семья Савичевых погибла, а Таню вывезли на Большую землю, эвакуировали из блокадного города, где уже никого из родных не осталось. Таня умерла 1 июля 1944 года в далекой Горьковской области от прогрессирующей дистрофии,— ее постоянно мучили головные боли, расстроилась координация движений… Танин дневник стал символом ленинградской блокады, страшным свидетельством фашистских преступлений.
Памятник «Цветок жизни» был торжественно открыт 28 октября 1968 года, аллея Дружбы посажена в 1970 году, а Траурный курган «Дневник Тани Савичевой» построили спустя пять лет.

Отметим, что фактически первым сооружением мемориала «Дорога жизни» является памятный знак на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. Большой деревянный православный крест установлен в память железнодорожников, работавших на Дороге жизни и погибших в Великую Отечественную войну. Пятиметровый крест с шестью иконами на лицевой стороне был открыт и освящен 17 июня 2000 года около платформы № 5 направления на Ладожское озеро.

Несколько одинаковых монументов расположены в районе Ржевка-Пороховые, которые обозначают «Ржевский блокадный коридор»,— маршрут движения автотранспортных колонн по территории города. А на втором километре установлен монумент регулировщицам. На бетонной стеле в виде уходящей вдаль дороги несутся полуторки с продуктами для голодного Ленинграда. На переднем плане — молодая девушка регулирует движение колонн. Памятник был торжественно открыт в 1988 году. Авторы сооружения — художник Я.И.Имранов и скульптор Б. А. Изборский.

На шестом километре в 1968 году установлен памятный знак «Балтийские крылья». Он посвящен военному аэродрому «Приютино», который там размещался и был частично перебазирован на аэродром «Гражданка» в воюющий Ленинград. Основу монумента составляет врытое в землю хвостовое оперение самолета, с прикрепленной по центру эмблемой. На бетонной стеле, рядом с монументом, вырезана поясняющая надпись: «Здесь, на этом поле в 1941 — 1943 годах был аэродром авиации Балтийского флота. Морские летчики в героической битве с врагом защищали город Ленина и Дорогу жизни». Автор памятника — А. Д. Левенков.

Второй мемориальный комплекс расположен уже в городе Всеволожске, на десятом километре Дороги жизни, у подножия горы, по наименованию которой назван второй памятник: «Румболовская гора». Композиция архитекторов П. Ф. Козлова и В. Н. Полухина достаточно проста — огромные зеленые листья дуба и лавра символизируют Жизнь и Славу, а маленький желудь — новая жизнь,— органически дополняет эту общую картину. Памятник изготовлен из металла. Рядом с монументом стела со стихами Ольги Берггольц:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Памятник сооружен в 1967 году. За несколько десятков метров перед горой, на перекрестке Дороги жизни с улицей Александровской установлена стела, которая предваряет памятник на Румболовской горе. На ней написано: «Здесь в дни блокады Ленинграда проходила "Дорога жизни"». Двадцать берез, посаженных к двадцатилетию Победы, стали своеобразным фоном монументу.

Не доезжая немного до деревни Романовка, можно увидеть кусок старой настоящей Дороги жизни. Три высокие стелы работы архитектора А. Д. Левенкова выполняют роль указателей, которые были установлены на всем протяжении пути. На одной из них написано: «На Кобону», на средней — призыв: «Чем больше рейсов, тем быстрее победа над врагом», последняя стела указывает путь: «На Ленинград». Также на памятнике написано: «Слава героям Дороги жизни. I 200 ООО ленинградцев эвакуировано. 1 500000 тонн грузов доставлено в Ленинград».

Следующий памятник Дороги жизни называется «Катюша» и установлен он в районе деревни Корнево, на 17-м километре. Здесь в годы войны располагались части зенитной артиллерии, которые защищали Дорогу жизни от вражеской авиации. Пять 14- метровых стальных черных двутавровых балок, словно направляющие легендарной «Катюши», изготовившиеся для залпового огня, вырываются из бетонного основания — они установлены под углом к горизонту и символизируют собой знаменитую грозную машину. Рядом — стела с памятной надписью надпись: «1941— 1945. Эти грозные годы запомни! Здесь проходила Дорога жизни. Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим героям бессмертная слава!». Памятник установлен в 1967 году по проекту архитектора Л. В. Чулкевича, который во время войны командовал автоколонной и доставлял по этой трассе продовольствие и боеприпасы.

Братское воинское захоронение защитников Дороги жизни
устроено на военном кладбище за деревней Ириновка. Красная мемориальная стена вытянулась вдоль дороги, на высоком холме. Рядом небольшая стела со стихами Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись». На кладбище захоронены воины, умершие в госпиталях от ран; девушки-воины инженерных и медицинских частей; ленинградцы, погибшие в эвакуации.

Последняя остановка перед ледовой дорогой — 40-й километр и памятник «Разорванное кольцо». Здесь машины выезжали на лед озера, чтобы продолжить свой опасный путь к Большой земле.
Водитель Иван Васильевич Максимов вспоминает те поездки: «В ночь на 22 ноября с западного берега на лед спустилась первая колонна из десяти автомашин. Я был в этой колонне. Снега еще не было, и черные полосы ледяного поля часто казались открытой водой. Не скрою, страх леденил сердце, тряслись руки: наверное, и от напряжения и от слабости — четыре дня, как и все ленинградцы, мы получали по сухарю в день…
Не все машины достигли берега, но первый групповой переезд был совершен. Запомнилась даже первая горячая похлебка, которую мы получили. На следующий день эти машины шли обратно, везя ленинградцам хлеб… По трассе фактически проходил фронт. И каждый выполненный рейс был как выигранный бой. Несмотря ни на что движение по трассе не прекращалось.
Сразу после налетов выходили на лед дорожники, прокладывая новые дороги. Тут же регулировщики бежали к машинам, показывая шоферам новый путь. А регулировщиками были… девушки… Они стояли под ледяным ветром или снегом на расстоянии 350-400 метров друг от друга днем с флажками, а ночью с зажженными фонарями "летучая мышь". Круглые сутки в любую погоду несли они свою героическую вахту…»
Да, 22 ноября на лед вышла первая автоколонна грузовиков ГАЗ-АА. Ледовая дорога получила официальное наименование «Военно-автомобильная дорога № 101» (ВАД-101) и начала функционировать спустя четыре дня.
Но первым ледовую трассу опробовал батальон коннотранспортного полка, который утром 20 ноября прибыл на Ладогу из-под Пулкова с гужевой ротой 13-й стрелковой дивизии 42-й армии. В этот день конно-санный обоз, насчитывающий 350 упряжек, спустился на лед с Вагановского спуска.
Командир батальона М.С.Муров вспоминал: «Перед нами широко раскинулся, словно отполированный, темный ледяной покров самого большого в Европе озера. Лошади сразу же покрылись инеем, у верховых мороз начал прихватывать ноги в стременах. Пришлось спешиться и вести лошадь в поводу».
Обоз медленно пополз по маршруту, проложенному заранее разведгруппой. На девятом километре остановились из-за трещины во льду, и долго искали обходной путь. Местами лед был тонким и трещал под копытами лошадей. Некоторые начали проваливаться, и караван снова начал петлять в поисках более безопасной дороги. Уже было темно, когда обоз достиг Кобоны. Взяв груз муки, бесстрашный батальон двинулся обратно.
Преодолев множество трудностей, груз утром 21 ноября был доставлен в Осиновец.
Дорога представляла собой целый сложный инженерный организм. Ее хозяйство состояло из дорожных знаков, вех, мостиков и переносных щитов, различных баз, складов, обогревательных и медицинских пунктов, пунктов питания и технической помощи, мастерских и телефонных станций. С наступлением весны ледовое покрытие быстро таяло, и машины ходили по воде, выступившей поверх льда. 21 апреля 1942 года ВАД-101 была официально закрыта.
Большая белая полуарка памятника «Разорванное кольцо» разъята по центру, и две половинки не соприкасаются друг с другом. В этом месте фашистская блокада была разорвана мужеством и стойкостью защитников города. Блокаду победила не грозная боевая машина, не удивительное сверхмощное оружие, а простая гражданская грузовая машина, следы от колес которой навсегда врезались в бетонное основание монумента. Мемориальную композицию дополняют белые железобетонные шары, имитирующие прожекторные установки. Рядом авторы установили настоящую зенитную пушку 52-К калибром 52 мм. Такие орудия прикрывали ледовую трассу «Дороги жизни».
Авторами монумента выступила творческая группа, среди которых был архитектор В.Г.Филиппов, скульпторы К.М.Сумин и В.Т.Дугонец, инженер-конструктор И. А. Рыбин и художник В. Н. Яковлев. Открыт монумент 29 октября 1966 года.

За информацию благодарна
http://www.alexandria-guide.ru/info/war

© Copyright: Анастасия Вн Алексеенко, 2012.

Список читателей

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.01.2012. Памятники по Дороге Жизни
  • 06.01.2012. ***

Полный список статей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *