Города и Страны

Памятники Архитектуры в Казани

Всякий древний город имеет душу и сердце, которые создают его своеобычный образ и характер, связывая воедино в исторической непрерывности прошлое, настоящее и будущее. Душой и сердцем нашей тысячелетней Казани является Казанский Кремль — уникальный комплексный памятник природы и ландшафта, градостроительства и архитектуры, археологии, истории и культуры.

Казанский Кремль подобен многотомной книге. Каменные страницы последних томов этой книги мы можем увидеть и прочитать, а более древние тома скрыты от нашего взора под толщей земли.
Кремль прошел в своем развитии непрерывный ряд исторических этапов:

Догородской этап (до 2 половины 10 века).

По наблюдениям археологов, средневековые города во всем мире возникали не на пустых, необжитых местах — им предшествовали обычно более древние поселения. Казань располагалась на месте, которое в природно-географическом отношении выделялось исключительными удобствами для жизни людей.

По описанию Казанского Летописца второй половины 16 в., место это "пренарочито и красно велми, скотопажитно, и пчелисто, и зверисто, и рыбно. И всякого угодия много, яко не можно обрести другого такого места по всей Русской нашей земле. Нигдеже таковому подобно месту красотою и крепостию и угодием человеческим. Не вем же, аще есть будет в чужих землях".

Эти места были обитаемы с глубокой древности. Первые следы человека каменного века археологи обнаружили еще в прошлом веке у пос. Савиново на правом берегу р. Казанка. В настоящее время количество памятников эпохи мезолита и неолита на территории и в окрестностях современной Казани доходит до десяти. Отдельные находки позднемезолитического облика происходят из раскопок Казанского Кремля. Очевидно здесь располагалась кратковременная стоянка первобытных охотников и рыболовов, положивших начало освоения Кремлевского холма несколько тысяч лет назад. В эпоху раннего металла (конец 3-первая половина 2 тыс. до н. э . ) левобережье Волги в районе устья Казанки было занято финноязычными волосовцами и индоевропейскими балановцами.

При археологических раскопках Кремля неоднократно встречались также находки, характерные для ананьинской культуры раннего железного века (керамика, бронзовый кельт и пр. ) .

В конце 1 тыс. до н. э. — первой половине 1 тыс. н. э. в окрестностях Казани обитала часть пьяноборского и азелинского населения. Они вошли заметным компонентом в состав формирующегося древнемарийского этноса. В 9-10 в. в. это население проживало также в районе будущей Казани. Несомненно, именно с ними, финноязычными аборигенами края, встретились булгары в процессе мирной колонизации предкамских земель.

Укрепленные поселения на территории Казани существовали издревле. В отличие от своих предшественников ананьинские племена предпочитали селиться на высоких естественно укрепленных мысах. Одно из таких укрепленных поселений могло располагаться в северо-восточной оконечности Кремлевского холма. Археологами обнаружены поселения мысового типа, относящиеся к эпохе раннего железа (7-6 вв. до н.э., ананьинская культура), а также и раннеазелинское поселение (4-6 вв. н.э.), жители которых освоили эти места задолго до появления здесь булгарской крепости.

Крепость Керман (Казан) — центр княжества. (XI — первая половина XV вв.).

На всей Волге нет более выгодного места для того, чтобы, "оседлав" великую реку, контролировать любое продвижение по ее руслу или вдоль берегов. Именно здесь, где река делает резкий поворот на юг, а сплошные леса переходят в ковыльную степь, в 10 — начале 11 вв. появился булгарский город Керман (с 14 века — Казан), укрепленный форпост на северных окраинах государства. Находки же уводят нас еще дальше в глубь веков: в девятое или десятое столетие, в более раннее поселение, где уже процветала международная торговля.

Давным-давно, тысячу лет назад проскакал по этой дороге всадник, и, остановившись на крутом мысу у слияния Казан-су и Булака, воскликнул в восторге: "Нет на всей Идели лучшего места для крепости, чем это!" Оказавшись тогда в районе устья Казанки, булгары достойно оценили выгодное топографическое положение местности и основали здесь крепость — стратегически важный форпост на северной границе Волжской Булгарии.
С самого начала это была небольшая, но неприступная деревянная крепость на высоком обрывистом мысу Казанки и Булака, с трех сторон окруженная водой и болотами; с четвертой ее защищал глубокий ров с дубовым частоколом на гребне оборонительного вала, цепь оврагов с обрывистыми склонами.

Вокруг раскинулся укрепленный посад. Волжские булгары, искусные строители, заменили в двенадцатом столетии деревянную крепость на каменную. В 1438 году хан Золотой Орды Улуг-Мухаммед, основав здесь новое независимое государство, отстроил заново Арк (цитадель) Кермана и сделал его своей резиденцией. Археологи считают, что булгарская каменная крепость просуществовала вплоть до 15 века и была расширена и реконструирована казанскими ханами в соответствии с более современными требованиями фортификации своего времени.

Крепость Казан — центр Казанского Юрта (Казанского ханства). (1438 — 1552 гг.).

После распада Золотой Орды, с 1438 по 1552 год, Казанский Кремль — это центр Казанского Юрта (ханства), символ независимой государственности народов Среднего Поволжья.

В середине XV века Казанская земля обретает независимость под управлением династии золотоордынских ханов под названием Казанский Юрт (в русской исторической литературе — Казанское царство или ханство). К XVI веку Казань обретает вид мощной дерево-каменной крепости с каменной цитаделью — "Арком" (Ханским двором), отделенной рвом Тазик. В отличие от русских кремлей, крепость Казан имела сложную многоэшелонную систему укреплений: кроме внешнего кольца стен и башен она пересекалась двумя рвами со стенами и проездными воротами. Их местоположение в основном совпадало с положением сохранившихся башен. Известно о высоких каменных мечетях и ханских мавзолеях, каменных банях и караван-сараях, некоторых других сооружениях как в крепости, так и за ее пределами.

Памятники истории и культуры Казани: путеводитель

Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, была одним из красивейших городов Поволжья. Здесь размещались правительство и религиозные лидеры государства, а в северной части возвышался Арк — Ханская цитадель с площадью перед ней. Окруженный несколькими стенами на разных уровнях, стоял высокий трехкупольный дворец, окруженный многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками, — с садом, гаремом, баней. В центре Арка возвышалась высокая дозорная башня. Западную панораму украшала Ханская мечеть, где были похоронены казанские правители, другие монументальные здания. Далеко с Волги был виден затейливый силуэт восьмибашенной мечети, образ которой впоследствии воплотился в архитектуре храма-памятника на Красной площади в Москве в честь завоевания Казани (храм Василия Блаженного).

Кремль — центр Казанского наместничества (Царства Казанского). (1552- 1708 гг.).

С 1552 г. Казань развивается как христианская столица Поволжья. 16-18 вв. Кремль — центр Казанского наместничества (Царства Казанского) (1552-1708), христианская столица Поволжья, опорный пункт дальнейшей колонизации земель Восточной Европы, Сибири и Средней Азии и принудительной христианизации народов Поволжья.

С приходом русских прежний градостроительный замысел, когда-то гениально осуществленный безвестными булгарскими зодчими, сохранился почти в неизменности и получил дальнейшее развитие, — но уже в новых формах. Весь этот ансамбль на первых порах в почти неизменном виде лег в основу русского Кремля, который почти точно повторил татарскую крепость; его стены лишь слегка отошли от прежних на его южной границе.

Псковские мастера полностью сохранили всю фортификационную схему казанского Кермана и лишь заменили деревянные участки ее стен на кирпичные и переделали часть башен. Сохранилось местоположение дворца правителя и священных зданий, главных проездных ворот с расходящимися из них дорогами-улицами. Главные мечети крепости оказались переделанными в церкви.

Казанский Кремль слыл одним из наиболее неприступных в средневековой Руси, вобрав в себя достижения градостроительного искусства татарских, русских и, возможно, западноевропейских зодчих. Он накрыл собою овеянную славой старую татарскую крепость, выдержавшую к тому времени не одну неприятельскую осаду и из под стен которой не раз с позором уходили войска русского царя, — пока он не воспользовался услугами предателей внутри самого казанского государства.

Кремль — центр Казанской губернии. (1708 — 1917 гг.).

Коренная реконструкция крепости на спланированном холме с видоизмененным ландшафтом началась в 1 половине XVIII в., в связи с основанием огромной Казанской губернии. Двор губернатора разместился на бывшем Ханском дворе; в течение XVIII века в Кремле появились новые церкви, реконструированный Пушечный двор, Присутственные места, каменный Архиерейский двор, новый облик приобрел Кафедральный Благовещенский собор, были надстроены некоторые башни Кремля. В XIX веке крепость приобрела гражданский вид, регулярную планировку, появились огромные здания казарм и Юнкерского училища, Губернаторский дворец, новые церковные сооружения и др.

Кремль — центр Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). (1917 — 1992 гг.).

После 1917 г. в многие сооружения Кремля были разрушены или пришли в ветхость. Произошла деградация градостроительного облика на преемственном фоне крепостной структуры. С 1929 г. начинается археологическое изучение Кремля, с 1960-х гг. — работа по научной реставрации сооружений Кремля. В 1993 г. создается Историко-архитектурный музей-заповедник "Казанский Кремль", положивший начало скоординированному и планомерному научному изучению комплекса Кремля по всем направлениям.

Кремль — центр столицыРеспублики Татарстан (с 1992 г.).

С 1992 года Кремль — государственный центр президентской Республики Татарстан.

В настоящее время Казанский Кремль представляет собой частично отреставрированную средневековую крепость, внутреннее пространство которой имеет регулярную планировку и застройку XVIII — XIX вв. Проявляется тенденция к реабилитации градостроительного облика на научной основе, на преемственном фоне крепостной структуры. Восстанавливаются функции христианских и мусульманских культовых сооружений, появляются музеефицированные археологические экспозиции, представительские и музейные сооружения.

Н.Х.Халитов

Летопись времени

Казань—один из древнейших городов России, созданный трудом и талантом русского и татарского народов. В процессе многовекового становления и обновления обогащались индивидуальность и духовное содержание Казани, выразившиеся в облике зданий и их комплексов, площадей и улиц, в том, что составляет архитектурное наследие города. Но к сожалению, архитектура древней Казани не дошла до наших дней. Город застраивался тогда в основном деревянными домами. Каменные же здания в городе начали строить главным образом в конце XVI веке. К этому времени относится и строительство каменного Кремля. Об облике города того периода мы можем судить лишь по немногим дошедшим до нас гравюрам и литографиям. То, что мы можем сегодня видеть из нашего архитектурного наследия, относится в основном к XVIII — началу XX столетия, за исключением разве что архитектуры Кремля, где можно встретить и более ранние постройки.

 Начиная с XVIвека за озером Кабан, где со временем образовалась так называемая Татарская слобода, наиболее широко развивались национальные традиции местного зодчества. Но постепенно они стали проникать и в центральную часть города, где тесно переплелись с элементами русской архитектуры. Об этом красноречиво писал более ста лет назад А. И. Герцен в своем «Письме из провинции»: «Казань — город двуначальный: европейски-азиатский…

Архитектура Казани: 14 элементов зданий, которые мы часто встречаем, и их значения

Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И поскольку в ней два начала: западное и восточное, — и вы их встретите на каждом перекрестке, здесь они от беспрерывного действия друг на друга сжились, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру».

Пограничное расположение Казани между странами Восточной Европы и Азии способствовало развитию ее архитектуры во взаимосвязи и под влиянием весьма различных по характеру и происхождению культурных направлений. Архитектура — это тоже летопись своего века, своего времени. Каждый архитектурный стиль рождается своей эпохой.

Так, с середины XVI века казанская архитектура подвергается сильному влиянию русской и через нее — наиболее прогрессивной в то время западноевропейской ордерной архитектуры. Для конца XVII — начала XVIII веков характерен стиль московского барокко.

Ценнейшим памятником Казани этого периода является Петропавловский собор. В конце XVIII — первой половине XIX веков в Казани вслед за столичной архитектурой получает развитие новое, более прогрессивное направление ордерной архитектуры — стиль классицизма. Характер архитектуры меняется в сторону большей сдержанности в декоративных средствах. Лучшими из сохранившихся общественных построек этого времени являются здания бывшего двухэтажного Гостиного двора (ул. Кремлевская, 2), бывшей Первой гимназии (главный учебный корпус КАИ), бывшего Реального училища (главный корпус пединститута), Родионовского института благородных девиц (ныне Суворовское училище), Городской управы (ныне горисполком), Дворянского собрания (ныне Дом офицеров) и многие другие.

Во многих образцах русского национального направления использованы лишь формы барокко и классицизма.

Это здания Государственного банка, бывшего коммерческого училища (ныне КСХИ) и другие. Чисто барочное оформление сопровождалось некоторым видоизменением, модернизацией деталей и включением новых декоративных элементов. К таким зданиям относятся: бывший особняк командующего войсками Казанского военного округа (ныне музей ИЗО), бывший особняк Ушкова (ныне республиканская библиотека им. В. И. Ленина), бывший особняк Чукашева (ныне Дом архитектора), здания Пассажа, казанского подворья (ныне гостиница «Казань») и другие.

Воплощением архитектурного течения модерн являются здания клиники (ул. Волкова, 80), Шамовской больницы, бывшего дома Смоленцевых (бывшая гостиница «Совет»), бывшего дома Сапожникова (ныне Главпочтамт), бывшего нового клуба (ныне театр им. Г. Камала).

Передовые достижения отечественного и зарубежного зодчества традиционно применялись в Казани и в советский период. Национальная особенность в архитектуре приобретала более тонкое и осмысленное выражение, включая в себя не только типичные черты традиционного прошлого, а более широкий круг устойчивых местных явлений в единстве с прогрессивными достижениями мирового зодчества.

В. ЗАБОЛОТСКИЙ

Разделы: Архитектура, Строительство
Размещена 23.05.2018. Последняя правка: 23.05.2018.

Утрата памятников деревянной архитектуры на примере улиц Трех Гор г. Казани

Полякова Елена Юрьевна

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

учащаяся

Сайфуллина Ляйля Шавкатовна, доцент кафедры реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры; Институт Архитектуры и Дизайна; Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет.

Аннотация:

В статье представлен анализ утраченной и сохранившийся деревянной застройки города Казань, конца XIX и начала XX века, на примере исторической застройки территории бывших улиц Трех Гор, ныне Ульянова-Ленина, Волкова и Калинина. Представлены границы территории, где процент сохранности деревянных особняков наиболее велик по сравнению с другими частями города. Описана примерная граница достопримечательного места, и основные отличительные черты данной территории.

The article presents an analysis of the lost and preserved wooden buildings of the city of Kazan, the end of the XIX and the beginning of the XX century, using the example of historical development of the territory of the former streets of Three Gore, now Ulyanov-Lenin, Volkov and Kalinin. The boundaries of the territory are represented, where the percentage of the preservation of wooden mansions is the greatest compared to other parts of the city. The approximate boundary of a landmark place, and the main distinguishing features of a given territory are described.

Ключевые слова:

деревянный особняк; деревянное зодчество; домовладение; придомовая территория; рельеф; расселение

wooden mansion; wooden architecture; home ownership; house territory; relief; settlement

УДК 728.18

 Введение

Сегодня главный город Татарстана активно занимается восстановлением исторической застройки, ее реставрацией и реконструкцией. Так же интенсивно возводятся новые строения в центре Казани и на ее окраинах, устанавливаются новые памятники и восстанавливаются утраченные.

К сожалению, все эти глобальные действия лишь изредка касаются восстановления памятников зарождения Казани — памятников деревянного зодчества.

На мой взгляд, деревянные дома могут быть наиболее ярким примером истории развития Казани, ведь изначально город зарождался именно в деревянных строениях (см.рис.1). Со временем крупные пожары вытолкнули деревянные строения на второй план и заменили их кирпичными.

Рисунок 1. Центральная часть Казани застроенная деревянными домами. Архивное фото.

Но даже сейчас, гуляя по улицам города можно увидеть красоту и разнообразие стилей сохранившихся деревянных зданий.

Деревянные дома исчезают с лица Казани особенно быстро, и с ними подчас уходят в небытие памятники архитектуры. Этот процесс ускорился с началом выполнения городской программы «Ветхое жилье», так как именно дерево более всего обветшало за десятилетия социалистической (без рачительного хозяина) собственности (см.рис.2).

Рисунок 2.

Пример «Ветхого жилья». Автор Иван Хафизов.

Постановка цели

Проблема, как мы уже выяснили, состоит не в самостоятельной утрате памятников исторического начала города, а именно в отсутствии желания это культурное начало сохранить. К сожалению, для многих людей в наше время объекты исторической среды не представляют никакой ценности, а конкретно деревянные дома. Для большинства эти здания остаются лишь проблемой, своими покосившимися от времени фасадами, которые портят вид городского пространства, а для некоторых имеют и коммерческий интерес, ведь зачастую деревянные дома сохранили внушительных размеров придомовую территорию, которая имеет ценность со стороны коммерческих проектов. На большом участке в центре города всегда можно построить некоторый объект приносящий прибыль, то может быть и торговый центр, и высотное здание под офисы, а также элитное жилье. Все эти функции совсем не обязательно сопровождаются красивой архитектурой, или хотя бы попыткой вписать экстерьер нового здания в городское пространство.    

Цель состоит в том, чтобы выяснить почему современное общество не считает нужным сохранять исторический центр города, и обнаружить адекватные средства, которые помогут в сохранении объектов культурного наследия.

Так же детальное исследование территории позволит установить культурную значимость территории, и расположенных здесь объектов, и возможности объединения территории улиц Трех Гор в достопримечательное место, для сохранения самобытности территории, и увеличение культурной значимости образа города Казани.

Выбор средств решения проблемы

Для выбора средств достижения цели необходимо проанализировать, что конкретно необходимо сохранить. Историческая деревянная застройка Казани в наше время, в небольшом скоплении сохранилась на территории бывших улиц Трех Гор, это Ульянова-Ленина, Волкова и Калинина.

Близость расположения Университета, детского садика и школ, делают территорию привлекательной для жилья. Так же на территории можно отметить узкое расположение дорог, что делает улицы не загруженными транспортом, и делает их более уютными. Старое расположение домов и придомовых участков позволяет отметить высокий уровень благоустройства, здесь часто встречается буйство зелени и широкие тротуары, что дает возможность посещать эти места для прогулок.

На мой взгляд, улицы Трех Гор не должны нести функцию спального района, здесь много памятников архитектуры, которые требуют восстановления, и должны демонстрировать всю самобытность этой территории. Близкое расположение крупного архитектурного памятника такого как Шамовская больница, дает возможность привлечь туристов не только для демонстрации деревянного зодчества и природных ландшафтов, но и для показа разнообразия строений территории, разнообразия архитектуры и методов строительства того времени.

Необходимость сохранить гористый ландшафт- одна из главных задач любого проекта, предложенного на эту территорию, ведь именно он издавна диктовал расположение улиц, дорог, и полностью формировал территорию (см.рис.3).

Рисунок 3. Историко-культурный опорный план. Работа автора.

Предмет охраны-Достопримечательное место

Предмет охраны данной территории:

  1. Рельеф территории (гористый ландшафт, резкий перепад высот)
  2. Исторически ценные объекты среды
  3. Объекты культурного наследия республиканского и местного значения
  4. Планировочная структура, исторические линии застройки улиц Первой, Второй и Третьей Гор
  5. Особенности застройки домов относительно рельефа территории

Федеральный  закон  от  25.06.2002  №  73-ФЗ  «Об  объектах  культурного  наследия  (памятниках  истории  и  культуры)  народов  Российской  Федерации» установил  три  вида  объектов  культурного  наследия:  памятник,  ансамбль  и  достопримечательное  место .

 Поиск и обработка информации ее анализ и синтез

Объектом исследования служит архитектура деревянных зданий и сооружений, относящиеся к жилым постройкам рубежа XIX-XX веков, расположенных на территории бывших улиц Первой, Второй и Третьей Гор, ныне Ульянова-Ленина, Волкова и Калинина, несущие исключительно жилую функцию. Так же объектами исследования становятся расположенные на данной местности придомовые территории, а также имеющиеся здесь хозяйственные и другие постройки.

До перепланировки эти места представляли собой беспорядочное скопление домов, построенных в основном в XVIII веке, в пору бурного роста Казани. А еще раньше, в стародавние времена, здесь были просто лесистые овраги и холмы, ограждавшие с юга городской посад. Найденные в конце прошлого века на вершине горы древние надгробия с армянском шрифтом позволяют предполагать наличие здесь в древности кладбища армянских купцов и ремесленников (неподалеку у озера Кабан, была в XIV-XVI веках Армянская слобода) .

Рисунок 4. Карта Казани 1740 года. Начало развития территории улиц трех гор.

Застройка здесь оставалась разрозненной вплоть до 1842 года, тогда, по некоторым данным, архитектор Ф. Петонди занялся проектированием этих улиц, и некоторых домов, располагавшихся здесь (см.рис.4).

По градостроительному регламенту, территория находится в зоне среднеэтажной, смешанной жилой застройки, а также многоэтажной жилой застройки до 10 этажей. На территории активно застраиваются многоквартирные здания, с детскими площадками и парковками, так же много элитной многоквартирной постройки.

Другой вопрос состоит в том, чтобы привлечь людей к сохранению деревянных зданий. На территории идет активное уничтожение деревянных домов, вместо них идет строительство элитного жилья и прочих коммерческих проектов, которые иной раз не удосуживаются соблюдать даже градостроительные регламенты и ограничения.

Рисунок 5. Улица Волкова в наше время. Фотография автора.

Для жильцов деревянных домов, фасады и экстерьеры здания тоже не несут никакой ценности, зачастую дома разрушаются прямо на глазах жильцов, которые продолжают жить в них, ничего не предпринимая (см. рис. 6).

Рисунок 6. Дом на улице Волкова. Фотография автора.

Но не все жильцы таких домов игнорируют разрушения своего жилья, некоторые начинают активное перестроение фасадов, для улучшения собственных жилищных условий, иной раз наплевав на сохранение всех элементов представляющих культурную ценность (см.рис.7).

Рисунок 7. Дом на улице Чехова. Фотография автора.

Некоторые хозяева своих деревянных домов не остаются жить в доме, дом начинает пустовать и становится объектом скопления местных хулиганов.

Рисунок 8. Дом на улице Волкова. Фотография автора.

Несомненно, подобными зданиями должны заниматься не только сами хозяева. Они, с отсутствием профессиональных навыков реставрации, не способны сохранить здание (см. рис.8). Такие дома должны поддерживать с помощью государственного финансирования и профессионалов.

Заключение

На территории сохранилось большое количество памятников архитектуры в разной степени сохранности.

Изучив рельеф территории улиц Первой, Второй и Третьей Гор, можно заметить, что участки (придомовые территории) располагались в строгой зависимости от ландшафта, дисперсной застройкой.

Также установлена разновидность деревянной застройки: По социальной принадлежности владельца, По функциональной принадлежности, По размещению в среде города, По объемно-планировочному решению, По схеме планировочного решения.

Установлены разновидности деревянных домов, подверженных наиболее частой утрате:

  1. Деревянные особняки с большой придомовой территорией и придомовыми службами.
  2. Деревянные особняки не имеющие большую придомовую территорию.
  3. Многоквартирные дома на более 3 и более семей.

Для увеличения сохранности деревянных домов, необходимо показать людям что здания действительно несут историческую значимость. Каждый дом индивидуален, каждый по-своему ценен. В каком-то доме необычна архитектура для построек того времени, в каком-то жил культурный деятель.

Без сохранения исторического центра, город теряет свою самобытность.  

Уже в глубокой древности властители прекрасно осознавали влияние монументальных сооружений на сознание и психику людей. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков.

И так, для сохранения памятников деревянной архитектуры, на мой взгляд, необходимо предпринять следующие меры:

  1. Восстановить существующие здания и подстроить их под общественную функцию.
  2. Объединить территорию Трех Гор в достопримечательное место, сделать территорию музеем, для привлечения туристов.
  3. Повысить культурное воспитание среди населения, необходимо проводить соответствующие занятия в государственных учреждениях.
  4. Каждое историческое здание необходимо ввести под защиту государства, для поддержания должного состояния.
  5. Составление необходимых государственных программ для поддержания зданий, имеющих культурную ценность.

Историческая среда, часть которой создают памятники, оказывают сильнейшее влияние на мировоззрение каждого жителя, ведь они представляют собой информацию, необходимую для прогнозирования будущего. Памятники архитектуры призваны помогать организовывать пространство, для комфортной и эстетичной жизни человечества. Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники .

Отношение к памятникам определяет позицию общества к своему прошлому, к истории своего возникновения. Некоторые люди проявляют заботу о памятниках, осознавая какую роль в наших жизнях они играют, некоторые могут проявлять агрессию к памятникам, объясняя свою позицию отрицательными историческими фактами. Отношение населения к памятникам также зависит и от отношения государства к своему культурному наследию, чем выше образованность, культура в стране, тем выше ценит оно свое историческое прошлое.

Библиографический список:

1. Айдаров Р.С. Деревянная застройка казанских улиц второй половины Х1Х-начала ХХ веков // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета.- Казань: КГАСУ, 2007, №7(8).-С. 5-11
2. Гайнутдинов И.Г. Сельская усадьба казанских татар середины XIX века //Архитектурное наследство, 1983, №31. с. 57-65.
3.

Управление архитектуры и градостроительства

Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративное прикладное искусство казанских татар.-М.:Сов.худ.,1990.с. 7-18
4. Егерев, В.В. Внутреннее убранство зданий Казани / В.В. Егерев. -Казань, 1927.-С. 9-13.
5. Егерев, В.В. Казанские архитекторы второй половины XVIII и первой половины XIX вв.: кандидатская диссертация. с. 25-32
6. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
7. Курашов, В.И. Архитектура России. Казань деревянная: Альбом / В.И. Курашов, И.М. Курашова, Е.И. Григорьев, И.О. Григорьева. — КДУ, 2009. С.223
8. Интерент-музей: Для чего мы храним памятники культуры: https://gallerix.ru/lib/dlya-chego-my-xranim-pamyatniki-kultury/
9. Википедия: Деревянная архитектура: https://ru.wikipedia.org/wiki
10. Татцентр: Прогулки по Казани: Улица Ульяновых: http://www.tatcenter.ru/article/39819/

Комментарии пользователей:

Оставить комментарий

Архитектурные памятники Казанского Кремля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *