Города и Страны

Памятник Екатерине 2

Мысль установить памятник Царице пришла ее приближенным и знатным особам города еще в первые годы царствования императрицы (а как же иначе?).

Но Екатерина была против.

Лишь спустя столетие, история расставила все по своим местам.

В основании есть надпись: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II. 1873 год»…

Странно, но Екатерина почему-то долго оставалась без надлежащего увековечения.

Лишь в начале 19 века было приято решение исправить эту ошибку, а местом его установки выбрали Царское Село.

Формально все выглядело правильно – в Царском селе находился Екатерининский дворец.

Но реально… чем заслужила такую немилость своих потомков Екатерина, что ее монумент отправляли почти в ссылку, и еще полвека он оставался только проектом на бумаге?..

Ответ можно искать только в истории давних событий.

Это для простых обывателей Екатерина – Великая императрица, судили которую за ее дела на благо России. А для «родственников»…

Чужеродная немка, всего лишь — Августа Ангальт-Цербстская, игрой случая ставшая женой генетического Романова, а потом убившая мужа и захватившая трон силой…

Лишь в середине своего правления Александр Второй решил, что время стерло острые углы истории…

Работу поручили скульптору Микешину, прославившемуся своим монументом «Тысячелетие России» в Новгороде, и первый эскиз он разработал именно для Царского Села.

Макет несколько раз переделывали и одновременно поменяли место установки, назначив для этого площадь перед Александринским театром в центре Санкт-Петербурга.

Проект снова переделали с учетом столичного размаха, и в конце 1873 года скульптуру торжественно открыли, сопроводив церемонию салютом, военным парадом и праздничным застольем в Публичной библиотеке.

Время стерло черные страницы биографии…

Памятник помещается на высоком пьедестале, сделанном из сердобольского гранита.

У основания монумента расположены фигуры девяти выдающихся персон времен её царствования — Суворова, Румянцева, Державина, Бецкого, Дашковой, Орлова, Безбородко, Потёмкина и Чичагова.

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

Все фигуры, включая вдвое превосходящую остальных по размерам, статую Екатерины, выполнены с поразительной портретной точностью. А позы, в которых они запечатлены, абсолютно реалистичны.

С постройкой связана интересная легенда. Якобы, одна вельможная особа, гуляя по скверу у театра, увидела, что невдалеке ведутся какие-то земельные работы. Узнав, что рабочие копают котлован под фундамент будущего памятника Екатерине Второй, она сняла с пальца очень дорогой перстень и бросила его с поклоном в котлован.

Другие, гуляющие неподалеку, заметили этот жест и в яму полетели и другие ценные вещи. По всей вероятности, таким образом, люди хотели выразить почтение. Более того, рабочие не могли продолжать закладку фундамента еще несколько дней, потому как паломники, желающие оставить в яме какую-то ценность, все шли и шли. Так что, говорят, под основанием гранитной плиты, покоится целый клад.

Скорее всего, это всего лишь легенда, но очень красивая.

Как увидеть:

Выйти из метро Гостиный двор, повернуть направо, в сторону Фонтанки, перейти Садовую улицу и миновать один дом. Сразу же открывается вид на Екатерининский сквер, в центре которого и находится монумент.

Памятник Екатерине II, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге был установлен на Александринской площади (сегодня это пл. Островского). Автором монумента является художник М. Микешин. Ему помогали архитекторы Д. Гримм и В. Шретер.

Идея установить памятник великой императрице появилась в 1860 году, спустя 100 лет после того, как Екатерина II заняла российский трон. Чтобы доставлять с берегов Ладожского озера гранитный материал под пьедестал, от пристани Летнего сада, специально, были проложены железнодорожные пути. Колоссальная фигура императрицы, высотой 4, 35 м, выполненная известным скульптором М. Чижовым, облачена в длинную мантию, ниспадающую тяжелыми складками. Памятник изготавливался в несколько этапов. Монтаж проводился несколько лет, с 1862 по 1873 годы. До церемонии освящения, которая прошла в ноябре 1873 года, монумент добавляли фигурами приближенных императрицы. Среди них: А. Орлов-Чесменский, поэт Г. Державин, полководец А. Суворов, Г. Потемкин и другие видные деятели. Фигуры вокруг постамента выполнены в разных масштабах. Среди величественных изваяний, обращает на себя внимание фигура А.В.Суворова, который изображен живо и непосредственно, каким он и был в настоящей жизни.

На первых моделях изваяния были представлены не все фигуры, которые есть сейчас.

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге на площади Островского

В 1871 году, 15 февраля, модель осмотрел Александр II, и принял решение добавить число скульптур на пьедестале. В итоге, были установлены изваяния знаменитых флотоводцев.

В руках императрицы скипетр и венок из лавра, у ног уложена корона Российской империи, на ее груди – орден Андрея Первозванного.

На торжественной закладке монумента, которая состоялась в день Святой Екатерины, 24 ноября 1869 года, присутствовал Александр II со своими приближенными. В основание монумента был уложен небольшой ящик с монетами из золота и бронзы. Слух об этом едва не стал причиной раскопок под монументом.

В начале 30-х годов, уже при Советской власти, памятник хотели разобрать, а на место императрицы установить скульптуру Ленина, а вокруг него  вмонтировать фигуры 9 сподвижников вождя, но все остались на своих местах.

В 1988 году Екатерининский сквер был взят под охрану государства. В начале 2000 года была проведена реконструкция сада, которому возвратили  планировку 1878 года.

Чтобы увидеть памятник Екатерине II, необходимо доехать до ст. метро «Гостиный двор».

Фото достопримечательности: Памятник Екатерине II

 

Памятник Екатерине II на карте:

Памятник Екатерине II в центре одноименного сквера на Александрийской площади (ныне площади Островского)
в Санкт-Петербурге

Памятник установлен в честь Императрицы Екатерины II в 1873 году. Екатерина II Великая (1729-1796), урожденная принцесса София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, супруга императора Петра III, после его свержения, с 1762 года — российская Императрица.

В 1860 году возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить памятник. Академией художеств был объявлен конкурс на сооружение памятника Императрицы для Царского Села. Одобрение получил проект художника Микешина Михаила Осиповича (1835-1896), автора известного памятника "Тысячелетие России" в Новгороде.

Через год по его проекту была выполнена модель памятника и отлита из бронзы на заводе Шопена. Модель была отправлена на Всемирную выставку в Лондон и удостоилась медали. В 1862 году М.О. Микешин получил от Императора Александра II заказ на создание памятника по этой модели.

В следующем году петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов, внук знаменитого полководца, обратился к Императору с предложением установить памятник в сквере напротив "Александрийского театра в Санкт-Петербурге, в виду Публичной библиотеки, учреждение которой принадлежит мудрой Императрице". М.О. Микешин создал более значительный по размерам проект, отличный от модели 1861 года, и к середине августа 1864 года новая модель памятника была завершена. Мастером Соколовым был отлит макет памятника в масштабе 1/16, который позже был помещён в павильоне "Грот" Царского Села, ныне находится в Камероновой галерее в том же Царском Селе.

К середине августа 1864 года новая модель памятника была завершена, получив Высочайшее утверждение. 30 марта 1867 года советом Академии художеств принята модель статуи Екатерины, выполненная Матвеем Афанасьевичем Чижовым (1838-1916). К февралю 1874 года число фигур на постаменте было увеличено до девяти: Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, В.Я. Чичагов, А.Г. Орлов, А.А. Безбородко, И.И. Бецкой, Г.Р. Державин, Е.Р. Дашкова.

Одновременно с сооружением памятника шли работы по созданию сквера, который был разбит между Александринским театром и планирующимся памятником Екатерине II. Сквер был назван Екатерининским, он значительно превысил по размерам сквер, созданный ранее по проекту К.И. Росси.

Первоначально, задумывался целый ансамбль. Архитектор Давид Иванович Гримм (1823-1898) разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утверждённому за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.

В рост должны были быть изображены: граф Н.И. Панин, адмирал Г.А. Спиридов, писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А.А. Вяземский, фельдмаршал князь Н.В. Репнин и генерал А.И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н.И. Новиков, путешественник П.С. Паллас, драматург А.П. Сумароков, историки И.Н. Болтин и князь М.М. Щербатов, художники Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, архитектор А.Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г.Г. Орлов, адмиралы Ф.Ф. Ушаков, С.К. Грейг, А.И. Круз, военачальники: граф З.Г. Чернышёв, князь В.М. Долгоруков-Крымский, граф И.Е. Ферзен, граф В.А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М.Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я.Е. Сиверс, дипломат Я.И. Булгаков, усмиритель "чумного бунта" 1771 года в Москве П.Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П.И. Панин и И.И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И.И. Меллер-Закомельский.

Однако, начавшаяся Русско-турецкая война (1877-1878) помешала осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи.

          *   *   *

В сооружении памятника кроме М.О. Микешина и М.А. Чижова принял участие скульптор Опекушин Александр Михайлович (1838-1923), автор известного памятника А.С. Пушкину в Москве. Он создал фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лавровых гирлянд вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Д.И. Гримм, который и руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей (в стиле времен Людовика XVI) были изготовлены по рисункам архитектора Шретера Виктора Александровича (1839-1901). Основание этих канделябр состоит из бутовой кладки, в которую вделаны чугунные пирамидальной формы подножия; высота гранитных цоколей 10 вершк. (44,45 см), высота канделябра с фонарем 9 арш. 12 вершк. (6,93 м); вес бронзы каждого канделябра 111 пуд. 16 фунт. (1,825 т).

Гранит для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада, а оттуда — по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место.

При подготовке фундамента в землю были вбиты 1 200 восьмиметровых свай. На закладочный камень употреблен гранит, в котором выдолблено гнездо для помещения бронзового ковчега с медалями и монетами: ковчег этот сделан на заводе г. Кохуна, по рисункам профессора Д.И. Гримма. В него были вложены, кроме золотых, серебряных и медных монет, следующие 8 медалей: царствования Императрицы Екатерины, — на вступление на престол Екатерины II золотая, и бронзовые: на присоединение к России Крыма и Тамани, на вступление Грузии в подданство России и на возвращение русских областей от Польши; царствования Императора Александра II, — на коронование Государя Императора золотая, и бронзовые: на открытие памятника тысячелетия, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и в награду войскам за покорение Западного Кавказа. Государь Император, замкнув ковчег, передал ключ от него графу Бобринскому и собственноручно опустил ящик в приготовленное для него место, которое было прикрыто бронзовою доскою, прикрепленною к мраморной плите. На доске этой надпись:

"В лето от Рождества Христова 1869, царствования Императора Всероссийского Александра II в пятнадцатое, положен Его Величеством сей основной камень памятника Императрице Екатерине II в 24 день месяца ноября.
В бытность исправляющим должность министра путей сообщения, свиты Его Величества генерал-майора графа Бобринского, и составителя проекта художника Микешина".

Пьедестал, круглый в плане, изготовлен из гранита, привезённого с Карельского перешейка: на нижнюю часть — из каменоломен Путсало (принадлежащим Валаамскому монастырю), на базу и карниз — серый гранит из каменоломен Янисари и на постамент — тёмно-серый гранит из каменоломни Снескесальми (тоже составляющего собственность Валаамского монастыря). Пьедестал состоит из более 600 кусков гранита, он сделан из трех цветов гранитных камней: из красного путсальского гранита основание, состоящее из 4 тетив, расположенных крестообразно под прямым углом, и между ними по высоте 4 ступени, на верхней площадке лестницы цоколь, над ним из светло-серого гранита с ломок Яницарь база с выкружкою и над нею карниз. Переход от этого карниза к постаменту на высоте до скамейки, как совершенно облицованный снаружи бронзою, сделан из красного гранита: затем постамент над скамейкой и подножие статуи императрицы из темно-серого гранита с ломок Сюскесаломи.

Фигуры сподвижников Императрицы отлиты на бронзолитейном заводе Кохуна (фирма "Николс и Плинке") в Санкт-Петербурге. Главная статуя памятника с её бронзовым подножием надета на купол из гранита. На изготовление памятника и четырёх фонарей-канделябров пошло 3100 пудов (50,8 т) бронзы. Общая высота памятника — 14,9 м, высота скульптуры Екатерины II — 4,2 м, высота постамента — 10,7 м.

Императрица изображена в порфире, ниспадающей широкими богатыми складками, покрывающими позади часть пьедестала: в правую руку, несколько выдвинутую вперед и согнутую, вложен скипетр, в левую, спокойно опущенную, — лавровый венок, полускрытый складками порфиры. У ног ее возлежит корона Российской Империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.

Современники неоднозначно отнеслись к этой скульптуре. Вот что писал критик журнала "Зодчий", 1873, Вып. 12, С. 143: "Движение фигуры неопределенно, так сказать, двойственно. Если рассматривать статую en face — она стоит; со стороны — она не то летит, не то падает, так как движение ног скрыто под складками одежды. Эта двойственность вредит характеру статуи: нет того спокойного величия, которое зритель ожидает увидеть в изображении великой Императрицы. Идея лаврового венка в руке тоже непонятна; он имел бы значение на челе великой Государыни, в руке же не имеет никакого".

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фронтону Александринского театра.

Далеко за пределами СПб, этот памятник прославился своим неофициальным названием: "Екатерина и её любовники". Однако, из всех изображённых на памятнике, фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г.А. Потёмкин.

На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово "ЗАКОН" и сделана надпись: "ИМПЕРАТРИЦѢ ЕКАТЕРИНѢ IIй./ ВЪ ЦАРСТВОВАНIЕ / ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА IIго 1873 г."

Установленный на пересечении взаимно перпендикулярных композиционных осей, памятник очень хорошо воспринимается в перспективе с Малой Садовой улицей, в особенности на фоне освещенного фасада Александринского театра, выстроенного в стиле ампир.

Памятник в стиле необарокко имеет некоторое сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре (до 1920 года — Екатеринодар), это была одна из последних работ скульптора.

Торжественное освящение памятника состоялось в день Св. великомученицы Екатерины — 24 ноября (н. ст. 6 декабря) 1873 года, в присутствии Государя и лиц Августейшей фамилии. Церемония сопровождалась салютом, военным парадом и праздничным обедом в здании Публичной библиотеки для чествования авторов памятника. В память торжественного открытия монумента Екатерине II выбиты медаль и жетон по эскизам академика М.О. Микешина.

Расход на сооружение монумента составил 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемониала открытия и переустройством сквера — 456 896 рублей. Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год.

Спустя почти 20 лет после установки монумента обнаружились повреждения в его основании. О необходимости реставрации заговорили в начале 1890 годов, но она не была проведена даже к 200-летию основания Санкт-Петербурга (к 1903 году). Только в июне 1904 года Городская управа поручила ремонт памятника некоему Баринову. Окружающие памятник фонари ремонтировала фирма Верфеля, завершившая работы 3 ноября. К 1 июля 1905 года памятник Екатерине II был окружён низкой железной оградой, о чём докладывал архитектор Бобров.

В начале 30-х годов коммунистические власти решили изменить облик города в соответствии с новой идеологией. Кроме уничтожения множества церквей и памятников неугодных новой власти людям, по инициативе Зиновьева была предпринята попытка заменить Ангела с крестом, венчающего Александровскую колонну на Дворцовой площади, на статую Сталина. Памятник Екатерине II собирались демонтировать, как "старорежимный", оставив только пьедестал, на котором вместо статуи Императрицы хотели поставить статую Ленина с протянутой рукой, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей "мудрого ленинского политбюро". И только сложность операции, голод, разруха, политическая обстановка в стране отвлекли их от этого намерения.

В годы Великой Отечественной войны памятник не был укрыт, вероятно, из-за своей "старорежимности".

В конце 1960-х годов, из рук А.В.

Памятник Екатерине Великой

Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды.

С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989-2001 годах здесь была проведена реконструкция, с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году.

В 1990-е годы с бронзовой груди Императрицы сняли многокилограммовую цепь и орден, а у вельмож, сидящих в ногах Екатерины, украли различные аксессуары. Так например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. По горячим следам удалось найти вандалов, и во время последней реставрации в 2003 году, к трёхсотлетию города, предметы вернули на своё место.

В прежние времена в Екатерининском саду любили собираться шахматисты.

Монумент изображен на памятной монете номиналом 100 рублей, выпущенной в 2011 году в честь 225-летия со дня основания первого страхового общества в России. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 250 экземпляров и весом 1083,74 грамма.

Объект культурного наследия РФ № 7810623000 памятник архитектуры (федеральный).

Адрес: СПб., Островского пл., Екатерининский сад.
Проезд: от ст. м. "Невский проспект" или "Гостиный двор" пешком по Невскому проспекту в сторону Московского вокзала, 5-7 минут (ок. 400 м).

Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта. Клумба перед памятником ещё скромная, зато — с автополивом.
Фото: лето, 2006 г.

Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта. Екатерининский сквер ещё закрыт для посещений.
Фото: весна, 2013 г.

Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Аничкова сада.
Фото 2016 г.

Вход в Екатериненский сквер с восточной стороны площади.
Фото 2016 г.

Екатериненский сквер с восточной стороны. Створка ворот с монограммой Екатерины.
Фото 2016 г.

Памятник с восточной стороны (со стороны Фонтанки и Аничкова дворца)
Фото 2016 г.

Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта.
Фото 2016 г.

Памятник Императрице Екатерине II, вид со стороны Невского проспекта.
Фото 2016 г.

Памятник Императрице Екатерине II с восточной стороны.
Фото 2016 г.

Памятник Императрице Екатерине II с западной стороны — со стороны Российской национальной библиотеки.
Фото 2016 г.

Высота скульптуры Екатерины II — 4,2 м. Снизу она выглядит весьма надменно.
Фото 2016 г.

Памятник Екатерине с западной стороны. Мантия спускается прямо на головы приближенных.
Фото 2016 г.

Скульптурные группы вокруг постамента. Начнём с восточной стороны. Всего изображено девять деятелей из окружения Императрицы. Они сидят группами по два-три человека и только Державин и Дашкова — сами по себе, друг на друга не смотрят.
Фото 2016 г.

Державин Гавриил Романович (1743-1816) — крупнейший поэт XVIII века, член Российской академии. Занимал должность личного секретаря Екатерины II, был сенатором, министром юстиции.
Дашкова Екатерина Романовна, княгиня (урожденная Воронцова, 1743-1810) — президент Петербургской и Российской Академий наук, директор Петербургской Академии наук, одна из образованнейших женщин своего времени, литератор, автор интереснейших мемуаров.
Фото 2016 г.

Державин и Дашкова демонстративно игнорируют друг друга. Каждый занят своими делами: Державин, вероятно, стихами, Дашкова, судя по всему — мемуарами.
Фото 2016 г.

Отвернувшийся от Дашковой Румянцев принадлежит уже другой композиционной группе.
Фото 2016 г.

Следующая группа: Румянцев, Потёмкин, Суворов.
Румянцев-Задунайский Петр Александрович, граф (1725-1796) — полководец, генерал-фельдмаршал, государственный деятель. Одержал крупные победы в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Генерал-губернатор Малороссии, автор учебника военного дела "Отряд службы".
Потемкин-Таврический Григорий Александрович, светлейший князь (1739-1791) — государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Способствовал освоению Причерноморья и присоединению к России Крыма, был организатором Черноморского флота. Фаворит и ближайший помощник Екатерины II.
Суворов-Рымникский Александр Васильевич, граф, князь Италийский (1729-1800) — полководец, генералиссимус, герой русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1891 годов. В 1799 году совершил беспримерный по трудности переход через Альпы, выведя русские войска из окружения. Не проиграл ни одного сражения.
Фото 2016 г.

Над тремя вельможами — вензель Екатерины.
Фото 2016 г.

Создаётся впечатление, что Румянцев и Суворов явно заискивают перед надменным Потёмкиным.
Фото 2016 г.

За спиной Суворова следующая композиционная группа: Безбородко и Бецкой
Фото 2016 г.

Безбородко Александр Андреевич, граф, светлейший князь (1747-1799) — государственный деятель, выдающийся дипломат, канцлер. С 1783 года руководил внешней политикой России.
Бецкой Иван Иванович (1704-1795) — видный просветитель второй половины XVIII века, основатель первых воспитательных домов в Москве и Петербурге, вместе с Императрицей Екатериной II занимался организацией Смольного института благородных девиц. С 1764 по 1794 г. — президент Петербургской Академии художеств.
Фото 2016 г.

Безбородко и Бецкой мирно обсуждают, как считается, план воспитательного дома, одного из благодетельных учреждений Екатерины II. Бецкой указывает расположение дома на плане, что лежит у него на коленях.
Фото 2016 г.

Безбородко и Бецкой.
Фото 2016 г.

Следующая группа: Чичагов и Орлов.
Чичагов Василий Яковлевич (1726-1809) — мореплаватель, адмирал флота. Командующий Балтийским флотом. Во время войны со шведами в 1788 году, одержал несколько важных для России побед. Прославился полярными экспедициями в Северном Ледовитом океане.
Орлов-Чесменский Алексей Григорьевич, граф (1737-1808) — военный и государственный деятель, генерал-аншеф. С 1769 года командовал русской эскадрой в Средиземном море во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Один из тех, кому Екатерина II обязана своим восшествием на престол.
Фото 2016 г.

Орлов опирается на подзорную трубу и смотрит на Чичагова, в некоторой степени, надменно.
Фото 2016 г.

Эти сподвижники расположены со стороны Александринского театра и прямо им на головы падает мантия Императрицы.
Фото 2016 г.

И вот мы опять вернулись к игнорирующим друг друга Державину и Дашковой.
Фото 2016 г.

Державин и Дашкова, а также, отвернувшийся Румянцев.
Фото 2016 г.

На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово "ЗАКОН" и сделана надпись:
"ИМПЕРАТРИЦѢ ЕКАТЕРИНѢ IIй.
ВЪ ЦАРСТВОВАНIЕ
ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА IIго 1873 г."
Фото 2016 г.

Наглая птица уселась на "ЗАКОН".
Фото 2016 г.

Памятник Императрице Екатерине II с фасада.
Фото 2016 г.

Памятник со стороны, Александрийского театра.
Фото 2016 г.

Памятник и клумба вокруг него.
Фото 2016 г.

Александрийский театр за спиной Екатерины.
Фото 2016 г.

Знаменитые фонари-канделябры Екатерининского сквера. Орнаментальные детали фонарей, в стиле времен Людовика XVI, были изготовлены по рисункам архитектора В.А. Шретера.
Фото 2016 г.

Фонари.
Фото 2016 г.

На месте крепления фонарей к канделябру почему-то изображена голова козла…
Фото 2016 г.

Фонарь-канделябр.
Фото 2016 г.

Верхняя часть фонаря. На нас опять смотрит голова козла.
Фото 2016 г.

Верхняя часть фонаря.
Фото 2016 г.

Часть стёкол на фонарях была открыта. Наверное, по рассеянности фонарщиков!
Фото 2016 г.

Фрагмент фонаря.
Фото 2016 г.

Украшения у основания фонарей.
Фото 2016 г.

Один из четырёх фонарей-канделябров, окружающих памятник.
Фото 2016 г.

Клумба, разбитая перед фасадом памятника.
Фото 2016 г.

Общий вид на Екатериненский сквер со стороны Невского проспекта.
Фото 2016 г.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016

Памятник Екатерине II. Рисунок.

      В 1869-1873 годах перед Александринским театром был возведен многофигурный монумент, посвященный императрице Екатерине II. Его эскиз предложил художник М.О. Микешин, автор известного памятника “Тысячелетие России” в Новгороде. Руководство работ осуществлял архитектор Д.И. Гримм. Первоначально памятник предназначался для Царского Села. Модель, отлитая на Александровском заводе, была удостоена медали на Всемирной выставке в Лондоне.

Памятник Екатерине Второй

Городская дума возбудила в 1862 году ходатайство о том, чтобы памятник установили не в Царском Селе, а в сквере перед Александринским театром. Ходатайство удовлетворили, и все работы пришлось начать практически сначала.
      Сложность реализации замысла состояла в том, что необходимо было согласовать размеры статуи императрицы с размерами других фигур, объединить их общей идеей, логично расположить на пьедестале памятника. Эту задачу совместно с Микешиным пришлось решать скульпторам М.А. Чижову, вылепившему модель статуи Екатерины II, и особенно А.М. Опекушину, исполнившему модели девяти фигур. Высота статуи — 4,35 метра. Екатерина представлена в величественной позе, облаченная в длинную, ниспадающую тяжелыми складками мантию-порфиру, держащая в правой руке скипетр, а в левой — лавровый венок. У основания статуи Екатерины II расположены фигуры выдающихся военных, государственных и общественных деятелей России второй половины XYIII века. На лицевой, северной стороне постамента помещены статуи военачальников П.А. Румянцева-Задунайского, Г.А. Потемкина, А.В. Суворова, под командованием которых русская армия добилась крупных успехов в ряде войн. Здесь же восседают ближайшие сподвижники Екатерины — ее секретарь, канцлер, фактический руководитель внешней политики А.А. Безбородко и директор Канцелярии от строений, президент Академии художеств И.И. Бецкой. На другой, южной стороне постамента расположены фигуры флотоводцев А.Г. Орлова-Чесменского и В.Я. Чичагова, много сделавших для укрепления мощи российского флота. Тут же находятся представители культуры и науки екатерининского времени — поэт Г.Р. Державин и княгиня Е.Р. Дашкова, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии.

 

Памятник Екатерине II.

      Оригинально исполнен постамент памятника, сделанный в форме колокола. Он сложен из плит сердобольского полированного гранита серого и темно-красного оттенков. У основания пьедестала установлена бронзовая доска с надписью: “Императрице Екатерине II в царствование императора Александра II. 1873 г.” Над доской укреплены эмблемы наук, искусств, земледелия, военного и морского дела. Прежде памятник был огражден цепью, звенья которой украшали лавры. Она символизировала собой лавровый венок.

      Одна из легенд утверждает, что под памятником Екатерине II зарыты “несметные богатства”. Будто бы при закладке памятника одна из придворных дам в эмоциональном порыве сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Ее примеру якобы последовали все присутствующие. Драгоценности посыпались в таком изобилии, что торжественную церемонию закладки пришлось на некоторое время задержать. Если верить городским слухам, то уже в советское время у новых хозяев Смольного не однажды возникала мысль о раскопках под памятником, однако дело дальше кабинетных разговоров не продвинулось.

      Еще в XIX веке начались разговоры о том, что место для установки памятника выбрано не случайно. Так и должна стоять лицемерная распутница — спиной к искусству и лицом к публичному дому, который, по одной версии находился на месте Елисеевского магазина, по другой — там же на Малой Садовой, но ближе к Манежной площади. Есть такая шуточная загадка:

Где стоит такая дама,
Позади которой драма,
Слева — просвещение,
Справа — развлечение,
А спереди не всякому доступно?

      Ответ заранее известен. Позади памятника — театр драмы, слева — Публичная библиотека, справа — Сад отдыха, а спереди Елисеевский магазин, цены на товары в котором доступны далеко не каждому.

ПАМЯТНИК ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ II В ЕКАТЕРИНЕНШТАДТЕ. – бронзовый монумент, изготовленный в Санкт-Петербурге под руководством скульптора П. Клодта и установленный в Екатериненштадте (ныне город Маркс Саратовской обл.) 5 октября 1851. Торжественно открыт 25 июня 1852. Демонтирован в начале 1930-х и уничтожен в 1941. Воссоздан заново в конце 1990-х – первой половине 2000-х. Открыт для всеобщего обозрения 29 сентября 2007.

Решение установить памятник Екатерине II было принято поволжскими колонистами 24 ноября 1848. Одним из инициаторов сооружения памятника был староста Екатериненштадта П. Липперт, возглавивший позже комиссию по возведению памятника. В сборе средств на изготовление памятника принимало участие всё население немецких колоний Поволжья. Всего было собрано 14492 руб. 83 коп. серебром. 2 мая 1849 решение колонистов было высочайше одобрено императором Николаем I. Бронзовый монумент был изготовлен в Санкт-Петербурге под руководством барона П. Клодта и установлен в Екатериненштадте 5 октября 1851. Скульптор изобразил императрицу сидящей на троне; она держит свиток с надписью "Manifest den 22 Juli 1763". Скульптура была установлена на высоком мраморном пьедестале, на котором с двух сторон имелась надпись на немецком и русском языках: "Der Kaiserin Katharina aus Dankbarkeit von den Saratovschen Ansiedlern. D. 24 November 1848" (Императрице Екатерине II из благодарности от саратовских иностранных поселенцев. 24 ноября 1848 года).

Памятник был установлен на месте первой лютеранской церкви. При сооружении фундамента в его основание была заложена медная доска с выгравированным на ней историческим обзором сооружения памятника, запаянная в свинцовые листы, и две серебряные монеты достоинством в 1 рубль: одна 1763 года, означающая год призыва колонистов в Россию, другая 1851 года – год сооружения памятника. Высота памятника от основания составляла 4,35 м. Вокруг памятника была установлена чугунная решетка, на четырех угловых столбах которой крепились бронзовые двуглавые орлы. На двух из них, обращенных к Саратову, на груди был изображен герб Саратовской губернии, на двух других – государственный герб России. Торжественное открытие памятника состоялось 25 июня 1852, в день рождения императора Николая I.

В 1860-х вокруг него был заложен парк (Katharinengarten – Екатериненский сад, в советское время – Сад Свободы). Многие годы памятник являлся лучшим украшением Екатериненштадта / Марксштадта. Однако в годы советской власти, в начале 1930-х памятник был демонтирован и временно установлен у входа в краеведческий музей. В 1941 во время Великой Отечественной войны памятник был отправлен в переплавку в плавильный цех завода «Коммунист». В 1980-х недалеко от того места, где когда-то возвышался монумент Екатерине Великой, был возведён памятник В.И. Ленину.

В конце 1990-х в подвале лютеранской церкви был найден случайно уцелевший пьедестал памятника Екатерине II. Сохранившийся цоколь был установлен недалеко от набережной реки Волги, немного в стороне от прежнего места его расположения.

В 1998 было принято решение о восстановлении утраченного памятника. В 2006 в городе Марксе по улице Кирова (прежней Триумфальной) был заложен парк Екатерины II, в котором по замыслу проектировщиков должен был быть установлен воссозданный памятник великой императрице. 29 сентября 2007 состоялось торжественное открытие памятника. На церемонии присутствовали представители администрации Саратовской области, мэрии города Маркса, духовные лица. При большом стечении народа памятник открыл губернатор Саратовской области Павел Ипатов.

Архивы:: ГАСО, ф. 180 (Саратовская контора иностранных поселенцев), оп. 7, д. 37 , оп. 1, д. 242, л. 321-322, 480 , оп. 1, д. 249, л. 40, 199, 226-228, 426-427, 439-443 , оп. 1, д. 304, л. 150 , оп. 4, д. 20 .

Александр Шпак (Средняя Ахтуба)

Фото:

  1. Министерство внутренних дел. 1802-1902. Приложение 1. СПб, 1901.
  2. Личный архив И.А. Гербера. — г. Маркс, памятник В.И. Ленину. Фото 1998 г.

Дополнительные статьи и материалы:

  1. Памятник императрице Екатерине II, сооруженный в колонии Екатериненштадте // Журнал Министерства народного просвещения. Часть LXXV. Июль 1852 г. – СПБ: В типографии Императорской Академии наук, 1852. Отдел VII – Новости и смесь. II. Разные известия, с. 53-58.

  2. Denkmal Der Kaiserin Katharina II. errichtet von den deutschen Ansiedlern an der Wolga // Magazin für die Kunde des geistigen und sittlichen Lebens in Russland. Wessenschaftliche Mittheilungen aus den Beilagen der St. Petersburger Zeitung.

    Памятник Екатерине II

    Hg. von Dr. Clemens Friedrich Meyer. 1. Jg., SPb, 1853, S. 72-78. (Памятник Императрице Екатерине II, установленный немецкими поселенцами на Волге)

  3. Галкин-Враский M.H. Памятник Екатерине II в колонии Екатериненштадте // Русская старина. Ежемесячное историческое издание. СПб, Т. XIII, 1875, Выпуски 5-8. – С. 136-138.

Село Екатериненштадт. Памятник императрице Екатерине II.
Фото М.П. Дмитриева из путеводителя "Волга от истоков до Каспия" (Москва, 1903).

Город Маркс. Пьедестал памятника императрице Екатерине II.
Фото И.А. Гербера, 1998 г.

Город Маркс. Памятник императрице Екатерине II.
Фото В. Табоякова, 29 сентября 2007 г.

Ещё фото…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *