Города и Страны

Памятник Достоевскому в Москве

Памятник Фёдору Достоевскому — один из наиболее известных памятников Москвы, расположенный на ступенях у здания Российской государственной библиотеки, бывшей "Ленинки" — Государственной библиотеки имени Ленина. Памятник открыт в 1997 году в преддверии 850-летия Москвы.

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) — известный русский писатель, мыслитель и публицист, вошедший в историю как новатор русского реализма и один из лучших романистов мирового значения. Наиболее значительными произведениями писателя, благодаря которым он прославился в России и за рубежом, стали "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" и "Бесы", многие из его трудов были экранизированы или поставлены в театре. Местами ужасающий реализм произведений Достоевского сделал его популярным ещё при жизни (хотя современники оценивали его творчество весьма неоднозначно), но и после смерти писателя поднятые в них темы не утратили своей актуальности. За участие в "кружке Петрашевского" Достоевский был осуждён на 4 года каторги и сослан; примечательно, что суд приговорил его и ряд других членов кружка к смертной казни через расстрел, но позже приговор был смягчён: сначала до 8 лет каторги, затем, когда император Николай I утверждал подготовленный приговор, до 4 лет каторги. Тем не менее, приговорённым о смягчении приговора сказали в самый последний момент, после переломления над головой шпаги. Позднее Достоевский был полностью амнистирован.

Скульптура изображает писателя в довольно неловкой позе: Достоевский восседает на покрытой тканью скамье, тело откинуто назад и сгорблено, на его лице — выражение глубокой задумчивости, безысходности и грусти; одна рука уложена на колено, другой он неловко опирается о скамью. Удивительно выразительны глаза писателя: на первый взгляд кажется, что он их прячет, но при этом бронзовый Достоевский словно провожает взглядом каждого, кто на него смотрит.

Достоевский на скамейке у библиотеки… — Памятник Ф. М. Достоевскому

Памятник отлит из бронзы и размещён на фигурном гранитном постаменте, спереди которого высечена надпись "Достоевский", а на боковых гранях — рельефное изображение набережной Невы (Санкт-Петербург).

Авторы монумента: скульптор Александр Рукавишников, архитекторы Михаил М. Посохин и Александр Кочековский, художник Сергей Шаров.

"Памятник русскому геморрою"

Любопытно, что неловкая поза Достоевского, которую демонстрирует скульптура, стала объектом для насмешек — вероятно, наиболее жестоких среди прочих "неоднозначных" монументов.

Дело в том, что в народе скульптура прославилась как "памятник русскому геморрою": Достоевский, полуприсевший и сгорбленный, опирающийся о скамью, словно вот-вот упадёт назад из-за своей неудобной позы, со сведёнными ногами и скорбным лицом выглядит так, словно пришёл на приём к проктологу.

Тем не менее, скульптора Рукавишникова такие народные ассоциации не смутили. По его мнению, это лишь иллюстрирует культуру жителей.

Памятник Фёдору Достоевскому перед зданием РГБ (Библиотеки имени Ленина) расположен на углу Моховой улицы и Воздвиженки. Добраться до него можно пешком от станций метро "Библиотека имени Ленина" Сокольнической линии, "Арбатская" Арбатско-Покровской и "Александровский сад" Филёвской.

Памятник Фёдору Достоевскому у здания РГБ

Памятник Ф.М. Достоевскому на Владимирской площади
Санкт-Петербург

Памятник Ф.М. Достоевскому находится с южной стороны Владимирской площади. Скульпторы: Л.М. Холина, П.П. Игнатьев, архитектор В.Л. Спиридонов.

Идея памятника Ф.М. Достоевскому возникла ещё в 1956 году, во время хрущёвской Оттепели. Скульптор Любовь Михайловна Холина (1918 — 1998) создала эскиз монумента, но он так и остался эскизом. Позже к вопросу установки памятника знаменитому писателю власти возвращались уже в Перестройку, в 1988 году. Был объявлен конкурс и его выиграла скульптор Л.М. Холина вместе с архитектором Петровым.

Многие знают скульптора Л.М. Холину по знаменитой композиции "Под солнцем Сталинской Конституции" и по горельефу "Текстильщицы", который можно видеть в холле станции петербургского метро "Нарвская".

По первоначальному замыслу Л.М. Холиной фигура Достоевского должна была изготавливаться не из бронзы, а из гранита и иметь значительную высоту: 3-3,5 м. В течение последующих лет модель неоднократно дорабатывалась с помощью художника Петра Александровича Игнатьева и скульптора Павла Петровича Игнатьева, сына и внука автора работы. Окончательный вариант материала памятника был решен так: фигура — бронза, постамент — гранит. Но по идее первоначального варианта, фигура Достоевского была, хотя и отлита из бронзы, но выполнена "под камень".

В 1990 году приступили к выбору места для установки памятника. Изначально Л.М. Холина хотела установить его на месте впадения Крюкова канала в канал Грибоедова, напротив Никольского собора — так называемое знаменитое "Семимостье", которое показывают всем туристам. Но установка памятника на гранитной набережной сочли слишком сложной и потому выбрали другое место: перед Владимирской площадью. Неподалеку находилась квартира писателя, где он проживал последнее время и скончался в 1881 году. Сейчас там Музей-квартира Ф.М. Достоевского.

Закладка памятника состоялась 11 ноября 1996, в день 175-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского.

Дата открытия: 30 мая 1997 год. Высота установленной в итоге скульптуры 220 см, высота полированного постамента из розового гранита — 150 см.

В анфас памятник напоминает знаменитый портрет Достоевского, созданный художником В.Г. Перовым в 1872 году.

Памятник Холиной принято считать "самым лучшим" и знаменитым памятником Достоевского, но лично мне он не нравится. Вообще, скульптура отличается от барельефа тем, что на неё можно смотреть со всех сторон и с каждой стороны она являет собой особенный портрет, особенную композицию.

Достоевского Холиной можно смотреть только спереди, как на барельеф, отступая в стороны не более, чем на 45º. Если посмотреть на изваяние в профиль — скульптура ужасна: круглая линия руки без локтя и круглая сутулая спина, писатель сидит на прямоугольном шероховатом предмете, который словно облеплен грязью. Сзади скульптура и вовсе никакая: продолговатый мешок на шероховатом прямоугольнике.

Гранит постамента — розовый. Когда на розовый постамент поставили памятник Александру III критики обозвали постамент — бонбоньеркой (Розанов В.В. Paolo Trubezkoi и его памятник Александру III). Когда на розовый постамент водрузили камнеподобного Достоевского — это провозгласили шедевром. Но о вкусах не спорят.

Оформление площадки архитектором В.Л. Спиридоновым искусствоведы раскритиковали в пух и прах, обозвали бездарностью и фальшью: плиточное мощение нашли неудачным, а фонарики и вовсе — пошлыми (http://www.peterburg.biz/pamyatnik-f.m.-dostoevskomu.html). Хотя как эти несчастные фонарики могут испортить такую скульптуру — лично я не понимаю.

Другая волна воплей последовала, когда были снесены деревья с бульвара в центре Большой Московской, "и памятник лишился фона", который прикрывал его неприглядный анфас.

По мне так на фоне косматых кустов и деревьев (за которыми, естественно, никто не ухаживал) он смотрелся ещё хуже.

Ежегодно, каждую первую субботу июля, у подножья памятника открываются Дни Достоевского в Санкт-Петербурге.

Адрес памятника Достоевскому: Санкт-Петербург, Большая Московская, 1, перед Владимирской площадью.
Метро: "Владимирская" и "Достоевская".

Памятник обиженному Достоевскому.
Фото: 2006.

Из всех отзывов об этом памятнике в интернете нет ни одного отрицательного или даже нейтрального. Все восторгаются. Одна я, наивная, кроме недовольства ничего не испытываю: аморфная масса одежды, прямой угол на рукаве по всей его длине, отчего рукава кажутся кубическими. Ноги сидящей скульптуры непонятно откуда растут, особенно левая — закинутая на правую. Такое впечатление, что она должна расти откуда-то из живота.
Фото: 2006.

Памятник Ф.М. Достоевскому. За его спиной — улица Большая Московская. После поворота она переходит в ул. Правды (бывшая Кабинетская улица).
Фото: 2006.

С этого ракурса кажется, что ноги не закинуты одна на другую, а просто стоят рядышком, но одна — на некой приступочке.
Фото: 2006.

Памятник Ф.М. Достоевскому. Фрагмент.
Фото: 2006.

Памятник Ф.М. Достоевскому. Фрагмент.
Фото: 2006.

Памятник Ф.М. Достоевскому. Фрагмент.
Фото: 2006.

Памятник Ф.М. Достоевскому во стороны Владимирской площади.
Фото: 2006.

По четной стороне Большой Московской улицы располагается пешеходная зона. Движение автомобилей только с одной стороны и направлено противоположно нумерации домов.
Фото: 2006.

А это — пешеходная половина улицы.
Фото: 2007.

Памятник Ф.М. Достоевскому. Фрагмент.
Фото: 2008.

Памятник Ф.М. Достоевскому на пешеходной части Большой Московский улицы.
Фото: 2014.

Памятник Ф.М. Достоевскому.
Фото: 2014.

Памятник Ф.М. Достоевскому.
Фото: 2014.

Памятник Ф.М.

Памятник Достоевскому (Москва, РГБ)

Достоевскому.
Фото: 2014.

Памятник Ф.М. Достоевскому и площадка с пресловутыми фонариками.
Фото: 2014.

Памятник Ф.М. Достоевскому.
Фото: 2014.

Памятник Ф.М. Достоевскому.
Фото: 2006.

Подсветка перед памятником.
Фото: 2016.

Лаконичная надпись.
Фото: 2016.

Увядшее приношение писателю.
Фото: 2016.

Памятник Ф.М. Достоевскому.
Фото: 2016.

Обходим памятник против часовой стрелки.
Фото: 2016.

Вид сбоку.
Фото: 2016.

Скульптура — одномерна, смотреть на неё можно только спереди: оба профиля и сзади — смотреть просто не на что.
Фото: 2016.

Памятник Ф.М. Достоевскому "вид со спины". Впереди виден Собор во имя Владимирской иконы Божьей Матери, который в данный момент, в реставрационных лесах.
Фото: 2016.

Продолжаем обход памятника.
Фото: 2016.

Наша любимая круглая спина, кубическая, без локтя, рука, непонятно свисающая пола одежды…
Фото: 2016.

Памятник Ф.М. Достоевскому. О вкусах не спорят.
Фото: 2016.

Ну вот, наконец-то мы добрались до ракурса, с которого хоть как-то можно смотреть на скульптуру.
Фото: 2016.

Несчастный фонарик, вызвавший бурю искусствоведческих мнений.
Фото: 2016.

Фонарик на противоположной стороне.
Фото: 2016.

Памятник Ф.М. Достоевскому и площадка перед ним, тоже много раз критикуемая и обзываемая "пошлою".
Хорошо, плиточное мощение вам, господа критики, не нравился, а что лучше — закатать всё под асфальт? Уж это-то конечно было бы совсем не пошло!
Фото: 2016.

Непонятно, почему так много шумихи вокруг фонариков. Эти фонарики этот монумент испортить не могут, потому что его вообще ничего испортить не может. Достоевскому поставлено много памятников в разных городах. Любой из них лучше этого. И выражение у Достоевского какое-то обиженное. Хотя, если прочитать двухтомник "Достоевский в воспоминаниях современников" (М., 1964), то, действительно, нельзя не отметить: Достоевскому в жизни свойственно было обижаться, замыкаться, чего-то себе накручивать, комплексовать… С этой позиции, автору скульптуры хорошо удалось передать характер!
Фото: 2016.

Фонарик и памятник Ф.М. Достоевскому.
Фото: 2016.

Всё вышесказанное — сугубо моё частное мнение, а несогласным никто не мешает часами стоять "открывши рот и боясь шелохнуться" (слова одного комментатора), созерцая монумент Л.М. Холиной.
Фото: 2016.

Обиженный Достоевский в одиночестве…
Фото: 2016.

Памятник Ф.М. Достоевскому.
Фото: 2016.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *