Города и Страны

Памятник Богдану Хмельницкому

Богдан Хмельницкий. г.Киев, Софийская площадь, 1888г. Памятник Богдану Хмельницкому — памятник украинскому историческому и политическому деятелю, гетману Богдану Хмельницкому. Торжественно открыт 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия принятия христианства. Является одним из символов Киева, памятником искусства XIX века.

История
Идея создания памятника возникла в общественности по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова в 1840-х годах. После получения разрешения от царского правительства в 1860 году был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем — профессором университета, главой Киевской археографической комиссии.

В Киеве "ожил" памятник Богдану Хмельницкому

Первый проект памятника, созданный скульптором Михаилом Микешиным, был весьма резким — конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.

С 1870 года начался сбор средств с всероссийской подпиской. Из-за того, что собранная сумма оказалась небольшой (лишь 37 тысяч рублей), а также из-за сомнений генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова относительно целесообразности антипольского и антисемитского памятника, комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита статуя (проект Микешина в металле реализовали П. Велионский и А. Обер), на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома. Портретные черты и особенности одежды Хмельницкого были воспроизведены с помощью консультации Владимира Антоновича.

В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет стояла во дворе дома Присутственних мест, потому что на постамент, предусмотренный проектом, не хватило средств. Лишь в 1885 году Владимир Николаев создал более дешёвый проект постамента и воплотил его в жизнь. Камни для постамента подарила управа Киевской крепости. Сам Николаев при этом работал бесплатно, и вдобавок на сэкономленные деньги спроектировал ещё изгородь с фонарями.

Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял своё место, оказалось, что конь очень невежливо повёрнут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору. Поэтому постамент был развёрнут, и гетманская булава, которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции. А вот на Москву, вопреки другой распространённой легенде, Богдан не указывал никогда. О московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах они были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888». Эту надпись можно видеть и сейчас.

Композиция памятника
Композиция памятника поражает динамизмом. В изображении момента резкой остановки всадником взмыленного коня заложен символ: мужественный полководец будто прерывает стремительное движение, чтобы указать народу, который собрался на площади, на северо-восток (именно на Софийской площади, 23 декабря 1648 года киевляне встречали Богдана Хмельницкого и казацкие полки после победы под Пилявцами). Во властном укрощении коня, решительно приподнятой правой руке с булавой, обращённому к народу лице ощущается несокрушимая воля сильной личности.

Архитектурные особенности
Отлично приспособленная к круговому обзору скульптура отличается разнообразием и красотой контуров, тщательной обработкой многочисленных деталей, которые хорошо просматриваются благодаря невысокому постаменту, по своей форме напоминающему степной курган. Чрезвычайно выразительными являются силуэт коня, изгиб его ног и головы, откинутой назад. Складки одежды всадника трактованы экспрессивно, что усиливает сложную светотеневую градацию всей композиции. Моделируя лицо всадника, автор широко использовал иконографию Богдана Хмельницкого, наделив его портретными чертами и передав характер решительного волевого человека.

Координаты GPS: 50 27 12.85 : 30 30 59.72

главная >> достопримечательности киева >>памятники>> памятник богдану хмельницкому

Памятник Богдану Хмельницкому

Адрес: Софиевская площадь

Как добраться: доехать на метро до ст. Майдан Незалежности, спуститься вниз 2 квартала по ул. Софиевской; доехать на метро до ст. Золотые ворота, пройти вниз по ул. Владимирской до Софиевской площади

Памятник Богдану Хмельницкому является самым знаменитым  памятником города, своеобразным символом Киева. Установлен он в честь гетмана Богдана Хмельницкого, который вошел в историю Украины как выдающийся полководец, государственный деятель, возглавивший восстание украинского народа против господства Речи Посполитой. Также известен Богдан Хмельницкий благодаря Переяславской Раде, сделавшей союзниками Московию и Украину.

В середине 19 века у украинских деятелей культуры возникла мысль установить памятник Богдану Хмельницкому в Киеве или Переяславе. Однозначного ответа на вопрос, кому первому пришла в голову эта идея, нет. Авторство делят между собой два профессора: Михаил Максимович и  Николай Костомаров. Осуществление задуманного стало возможным благодаря Михаилу Юзефовичу, тоже профессору, являвшемуся главой Киевской археографической комиссии. Проект будущего монумента должен был разработать очень известный в то время живописец и скульптор Михаил Микешин.

Первый проект памятника Богдану Хмельницкому был выполнен с грандиозным размахом. На гранитном постаменте, по форме похожем на курган, на гарцующем коне восседал гетман. Под копытами коня предполагалось изобразить распластанное тело ксендза-иезуита, покрытое изорванным польским знаменем, рядом лежали звенья разорванных цепей. Сбитые скачущим конем,  летели со скалы фигуры польского пана-шляхтича и еврея-арендатора.

Куда указывает булава Богдана Хмельницкого?

Внизу, перед скалой располагались еще 4 фигуры – слепой кобзарь и его слушатели: белорус, малоросс, великоросс и червоноросс. Барельефы должны  были изображать эпизоды  Битвы под Збаражем и Въезд войска Хмельницкого в Киев.

Средства на памятник предполагалось собрать по благотворительной подписке, но пожертвования поступали плохо. Политические мотивы и недостаток средств привели к тому, что композиция утвержденного памятника стала намного скромнее. Были отвергнуты попранное польское знамя и антисемитская тематика, заодно исчезли с памятника  фигуры кобзаря, его слушателей, а также барельефы.

Морское ведомство пожертвовало на строительство памятника 1600 пудов (25,6 т.) старой корабельной меди. В 1877 году, наконец-то,  была изготовлена гипсовая модель, а в 1879 году в Санкт-Петербурге, на литейно-механическом заводе Берда, при участии скульпторов Пия Адамовича Велионского и Артемия Лаврентьевича Обера, композицию отлили из металла.

Место для установки памятника гетману Богдану Хмельницкому определилось после долгих споров – было решено, что это будет Софийская площадь. Но неожиданно из Петербурга пришел запрет. Дело в том, что памятник, установленный на Софийской (Софиевской) площади, располагался бы между алтарной стеной Киевского Софийского (Софиевского) собора и зданием Михайловского Златоверхого собора. Ориентирована статуя была так, чтобы гетманская булава была направлена с угрозой в сторону Польши. Соответственно, выходило так,  что конь Богдана Хмельницкого был обращен хвостом к алтарной стене Софийского собора, и именно это будут видеть вместо христианской святыни многочисленные богомольцы, устремляющиеся к собору. Кроме того, закрывался вид на собор со стороны Михайловского монастыря и Крещатика. Это вызвало возмущение киевского духовенства, и оно написало жалобу в Синод. Некоторое время он стоял на Бессарабской площади.

Восемь лет простоял готовый памятник Богдану Хмельницкому во дворе Старокиевского полицейского участка, так как денег на строительство гранитного постамента не хватило. Киевляне шутили, что гетмана арестовали за то, что "прибыл без пашпорта". Наконец, в 1886 году из городской казны было выделено 12000 рублей, а управа  Киевской крепости отдала для памятника 30 кубических саженей гранита, которые остались от строительства опор Цепного моста, после чего архитектор Владимир Николаев спроектировал и построил постамент для памятника. Киевский архитектор работал бесплатно, а деньги, которые удалось сэкономить, потратил на установление изгороди с фонарями вокруг памятника.

Чтобы не оскорблять чувства верующих, скульптурную композицию развернули, после чего булава стала грозить скорее в сторону Швеции, чем в сторону Польши. Вопреки расхожему мнению, в сторону Москвы булава не была направлена никогда. О сопричастности к России говорили лишь надписи на постаменте: "Хотим под царя восточного, православного" и "Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия". В 1919 и 1924 годах эти надписи сменили на "Богдан Хмельницкий. 1888", которая сохранилась по наши дни.

11 июля 1888 года, во время празднования в Киеве 900-летия крещения Руси, памятник Богдану Хмельницкому был окончательно установлен и освящен.

Сам памятник Богдану Хмельницкому производит сильное впечатление своей динамичностью. Как будто всадник, на полном скаку осадил коня, чтобы обратиться к народу. Довольно точно передано портретное сходство с прототипом, а также детали одежды. Постамент скульптурной композиции относительно невысок, кроме того, она доступна для кругового обзора, что дает возможность подробно рассмотреть все детали композиции, которые проработаны очень тщательно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *