Города и Страны

Памятник Афанасию Никитину

ПАМЯТНИКИ

Всего в мире существует три памятника Афанасию Никитину: в Твери, в Индии и в Феодосии. Они как бы образовали кольцо — путь тверского купца.

31 мая 1955 г. в Калинине (Тверь) на Первомайской набережной (ныне набережная Афанасия Никитина) был открыт памятник Никитину скульпторов С. М. Орлова, А. П. Завалов и архитектора Г.А.

Афанасий Никитин

Захарова. Памятник представляет собой четырёхметровую бронзовую статую на гранитном постаменте, который установлен на круглой чугунной площадке в виде ладьи с головой коня. В руке купца – свиток бумаги для заключения торговых сделок, к поясу привязан кошель с деньгами. На бронзовой доске четко вырисовывается надпись:

Отважному
русскому
путешественнику
Афанасию Никитину
в память о том, что он
в 1469-1472 годах
с дружественной целью
посетил Индию.

На открытии присутствовал посол Индии в СССР — К.П.Ш. Менон, который, в частности, сказал: «Никитин был одним из величайших путешественников, одним из открывателей новых земель… В этот период Индия не была известна Европе».

В 2003 г. открыли памятник в западноиндийском городе Ревданде (штат Махараштра). Идея поставить в Индии памятник тверскому купцу принадлежит Владимиру Путину. Средства на его сооружение выделила администрация Тверской области, а Образовательное общество региона Конкан безвозмездно предоставило участок земли на территории колледжа им. Пиланкара в Ревданде. Семиметровая стела, облицованная черным гранитом, по четырем сторонам которой золотом выгравированы надписи на русском, хинди, маратхи и английском языках впечатлила присутствующих на церемонии открытия мэра Твери А. Белоусова, вице-губернаторов Тверской области Ю. Краснова и О. Пищулину и представители российского дипкорпуса в Индии. Индийскую сторону представляли власти штата Махараштра, а также известные общественные деятели.

Третий памятник был открыт в Феодосии в 2008 году. Его автор —скульптор В. Замеховский. Чугунная скульптура высотой 3,2 метра на постаменте, выложенном камнем, установлена в историческом месте города — на мысе Карантин, недалеко от средневекового православного храма, в котором, по преданию, молился Никитин, прибывший осенью 1474 г. в Кафу.

НИКИТИН Афанасий Никитович (? — 1475), твер. купец, путешественник, писатель. В 1468-1475 совершил поездку в страны Востока (датировка путешествия дается по Л.С.Семенову). В 1471-1474 находился в Индии. Составил описание путешествия, изв. под назв. "Хождение за три моря". Путешествие нач. весной 1468 из Твери, носило торговый характер, было поддержано епископом Геннадием, воеводой Б.З.Бороздиным. Н. с товарищами получил проезжую грамоту твер. вел. кн. Михаила Борисовича. В Н.Новгороде они присоединились к каравану судов ширванского посла, возвращавшегося из М. в Ширван (сев. Азербайджан). В устье Волги были ограблены астраханским ханом. Морем достигли Дербента. Н., не получив помощи от ширванского шаха, ушел в Баку, где принял решение двинуться на Ю., в Индию, переплыл Каспийское море, почти год шел через Иран к Персидскому заливу. Из Ормуза направился вдоль сев. берегов Аравийского моря, делал остановки в Москате, Калахоте и Комбае, в зап. Индии (Гуджерат). Из Комбая поплыл на Ю. вдоль индийского побережья и в мае 1471 высадился в г.Чауле на зап. берегу п-ва Индостан (к Ю. от совр. Бомбея). Все плавание от Ормуза заняло 6 недель. Из Чаула двинулся на В. вглубь п-ва. Объездил часть Индии между рр.Кистна и Годавери, посетил мн. г. Жил в Бидаре — столице мусульманского гос-ва Бахманидов в зап. Декане. Совершил поездки в расположение алмазных копий, Райчур, Кулур, Голконду и Парват — одну из святынь индусов. Заключил выгодную торговую сделку. Записывал сведения об увиденном и услышанном, сблизился с индусами, вел споры о жизни и вере, подвергался принуждению остаться в Индии. Весной 1473 направился на З. к морю. В нач. 1474 пришел в порт Дабул (Дабхол), где "устремился мыслию на Русь пойти". Пробыл в Индии ок. 3 лет. Н. морским путем в янв. 1474 направился в Ормуз, больше месяца находился в открытом море. Сильная буря прибила корабль к африканскому берегу Аденского залива (Сомали), где Н. был снова ограблен, но отпущен. Добрался морем через Москат до Ормуза. Отсюда двинулся на С. по объятому войной Ирану и в окт. 1474 прибыл в Трапезунд, на юж. бер. Черного моря. Турецкими властями был арестован, т.к. пришел из враждебного Ирана (Персия) и лишен остатков имущества. С трудом пересек Черное море, достигнув бер. Крыма у Балаклавы, и 5 нояб. 1474 высодился в Кафе-Феодосии, генуэзской колонии, где жили рус. купцы. Зиму 1474-1475 провел в Кафе, завершая записки. Весной 1475 с моск. купцами направился в Тверь днепровским путем, но не дойдя Смоленска умер. В том же году спутники Н. привезли его "тетради" в Москву, передали их великокняжескому дьяку В.Мамыреву, ближайшему советнику Ивана III, и были включены в Летописный свод 80-х гг. 15 в. Записки Н. обнаружил Н.И.Карамзин в архиве Троицко-Сергиевского мон. в составе Троицкой летописи. В начале текста Н. называет свое имя и дает название путешествию: "Написал я грешное свое хожение за три моря": Каспийское, Индийское и Черное. Под этим названием фрагменты записок Н. впервые были опубликованы в 1817 Карамзиным и стали известны в науке. Найдено 7 списков "Хожения" конца 15-17 вв., к-рые хранятся в РГБ, РГАДА, РНБ. Существует более 100 русских и зарубежных публикаций о Н. Текст "Хожения" издавался 10 раз, 6 раз переводился на ин. языки. Зап. содержат три группы сведений об Индии: о торговле и географии, по воен. делу и политике, о быте и религии: длина путей между городами, состав войска и вооружение, война Бахманидов с империей Виджаянагар, ярмарки, предметы торговли, цены на товары и способы их добывания (мускуса и др.), морские порты из Индии в др. страны Востока (Китай и др.), заметки о климате Ирана, Аравии, Закавказья, Индии, Палестины. Н. вспоминает Русь, сравнивая ее с другими странами, отдает Родине предпочтение, размышляет о ее судьбе: "Русская земля да будет богом хранима; боже, сохрани! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли не справедливы. Да будет Русская земля благоустроена, ибо справедливости мало в ней". Зап. Н. — законченное лит. произведение, основанное на собственных наблюдениях. Его гл. достоинство — худ. простота языка и достоверность. "Хожение" — первое на европ. языке объективное описание Индии 15 в. Н. был литературно одарен, наблюдателен, образован (в путь взял книги), отличался редкой для его времени веротерпимостью. В разных религиях видел то общее, что объединяет народы. Знал тюркский и персидский языки, объяснялся с индусами на местных наречиях. Путешествие Н. — одно из свидетельств высокой культуры, образованности, международных связей и предприимчивости купечества древней Твери. Исследователи (Р.Хенниг и др.) отмечают, что Н. был среди европейцев единств. купцом, к-рый по собств. почину описал свои странствия. Н.И.Карамзин поставил Н. в один ряд с его вел. современниками-землепроходцами: "Индийцы слышали о ней (т.е. о России) прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии.

Памятник Афанасию Никитину — символ Твери

В то время, как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры". Индийский писатель и кинорежиссер Ходжа Ахмад Аббас в 1960 посетил Тверь, собирал материал для фильма о Н. Он выразил мнение индийской общественности: "Ваш соотечественник был коммерсант, он открывал дорогу дружбы, он писал как сын великого народа о другом великом народе. Никитин относился к народу Индии не только с интересом, но с уважением. Этим проникнута книга …" В краевед. музее Бидара собран материал о Никитине — гуманисте и путешественнике Эпохи Великих географических открытий. В июне 1955 в Калинине (Тверь) на Первомайской наб. (ныне Афанасия Никитина набережная) открыт пам. Н. (скульп. С.М.Орлов и А.П.Завалов, архит. Г.А.Захаров). На постаменте серого гранита (высота 4 м) статуя из бронзы (высота 4,06м). Памятник установлен на круглой площадке в виде ладьи, носовая часть к-рой украшена головой коня. На открытии пам. присутствовал общественный деятель и посол Индии в М. — К.П.Ш.Менон, к-рый сказал: "Никитин был одним из величайших путешественников, одним из открывателей новых земель … В этот период Индия не была известна Европе". Ежегодно в Твери проводится регата "Афанасий Никитин". Лит.: Срезневский И.И., Хожение за три моря Афанасия Никитина в 1466-1472 гг., СПБ, 1857; Ильин М.А., Афанасий Никитин, в кн.: Люди русской науки, М.-Л., 1948, т.1; Хожение за три моря Афанасия Никитина. Сост. Я.С.Лурье и Л.С.Семенов. Сер. "Литературные памятники". Изд-во "Наука", Л., 1986.

Памятник Афанасию Никитину (Тверь)

Афанасий Никитин (род. в 1433 г. – ум. около 1474 г., близ Смоленска) — русский путешественник, тверской купец, писатель.

Жизненный путь

Считается, что Афанасий происходит из крестьянской семьи. Отметим, что «Никитин» — это отчество, а не фамилия.

С 1468 по 1474 год Афанасий Никитин путешествовал по Индии, Персии и Турции. Благодаря этим странствиям появились знаменитые путевые записи, известные под названием «Хожение за три моря». Эти записи стали первым в русской литературе описанием коммерческой поездки. В данном произведении можно найти много интересных наблюдений об экономике, политическом устройстве и культуре восточных стран. Кроме того, Никитин описывает красоты природы, пышность дворцов, нравы и облик местных жителей.

Никитин отправился в путешествие из Твери. Он вез русские товары, надеясь выгодно продать их на берегах Каспийского моря. Но уже в устье Волги его ограбили астраханские татары. Несмотря на это, он решил продолжить свои странствия. Кроме того, товар был взят в долг.

Памятник Афанасию Никитину

Тверской купец отправился в заморские земли, чтобы заработать достаточно средств для возвращения долгов. Сначала он отправился в Баку, затем перебрался на юг, где торговал и занимался изучением языков. Около 1469 г. Никитин добрался до Ормуза – крупного порта, который находился на пересечении торговых путей из Малой Азии, Индии, Египта и Китая. Затем он несколько лет путешествовал по Индии.

В «Хожении» можно найти много мусульманских молитв и арабско-персидской лексики, поэтому некоторые ученые выдвигали мнение, что в Индии Афанасий принял ислам. Но сам путешественник в своих записях всегда это опровергал. Отметим, что как купец Афанасий не имел успеха. На родину Никитин возвращался через Персию и Трапезунд. Также он посетил Кафу (Феодосию). Но домой Никитин так и не добрался, скончавшись под Смоленском.

В 1475 г. рукопись Никитина оказалась у Василия Момырёва, московского дьяка. Впоследствии ее текст внесли в Летописный свод 1489 г. и продублирован в Львовской и Софийской летописях. Кроме того, записки Никитина сохранились в Троицком сборнике 15 в. Позднее в Троицко-Сергиевском монастыре записки Никитина обнаружил Н. Карамзиным. Именно он опубликовал их отрывки в 1818 г. в примечаниях к 6-му тому «Истории государства Российского». А в 1821 г. полный текст записей Никитина опубликовал П. Строев в издании Софийской летописи.

Память о великом русском путешественнике

В 2008 г. Феодосии сооружен памятник А. Никитину. Кроме того, в этом городе существует улица и переулок, названные в его честь.

В Твери есть набережная Афанасия Никитина. В 1955 г. здесь был сооружен памятник Никитину (скульпторы А. Завалов и С. Орлов).

Именем Афанасия Никитина названа вершина горного массива, который расположен в водах Индийского океана (недалеко от экватора).

Имя Афанасия Никитина носит теплоход, фирменный пассажирский поезд «РЖД» и Airbus A320 VP-BQU (Российские авиалинии).

Группа «Аквариум» написала песню «Афанасий Никитин буги».

С 1994 в Твери производится пиво «Афанасий». На его этикетке изображен купец.

В 1958 г. вышла кинокартина «Хождение за три моря», роль Никитина сыграл О. Стриженов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *