Города и Страны

Памятник А в Суворову

Вдоль Фонтанки-реки: гвардия в Петербурге.

Памятники

Памятник А. В. Суворову установлен на Суворовской площади перед Троицким мостом. Рисунки и модель памятника были сделаны в 1799 г. скульптором М. И. Козловским. 5 мая 1801 г., в первую годовщину смерти А. В. Суворова, состоялось торжественное открытие монумента.

На высоком гранитном постаменте возвышается фигура воина в шлеме и латах, с ниспадающим по спине плащом. Скульптор изобразил полководца в виде романтического рыцаря, ассоциирующегося с богом войны Марсом. В правой руке – обнаженный меч, в левой – щит с гербом Российской империи, прикрывающий жертвенник, на котором находятся Неаполитанская и Сардинская короны и тиара Папы Римского. На гранях жертвенника представлены аллегорические фигуры «Веры, Надежды и Любови». Перечисленные атрибуты выполнены резного дела мастером Дунаевым. Круглый постамент из красного полированного гранита рапакиви сделан по проекту архитектора Висконти.

Памятник Суворову А.В.

На лицевой стороне пьедестала помещен бронзовый позолоченный барельеф. Он изображает две фигуры гениев «Славы и Мира», у подножия которых изображены военные трофеи. В центре рельефа – надпись «Князь Италийской Графъ Суворовъ Рымникской. 1801 г.». Барельеф вылепил скульптор Ф. Г. Гордеев. Все работы по отливке и чеканке бронзовых частей памятника были выполнены в литейной мастерской Академии художеств литейным мастером В. П. Екимовым. На плинте с тыльной стороны подписи «1801. ПРОИЗВОДИЛЪ КОЗЛОВСКОЙ, ОТЛИВАЛЪ ЕКИМОВЪ». На латах (на груди) монограмма Павла I.


       Фото с сайта «Привет, Питер» http://www.hellopiter.ru/index.html

Первоначально монумент предполагалось установить у Михайловского замка, однако его поставили на Марсовом поле у реки Мойки. В 1818 г. перемещен ближе к Миллионной улице на место, где стоял Румянцевский обелиск(1799, арх. В.Бренна). В 1820 г. по проекту арх. К. И. Росси памятник А. В Суворову был перенесен ближе к Неве, где стоит в настоящее время. Вокруг постамента была устроена ограда из чугунных пушек с гранатами, соединенных цепями. Первый пьедестал из вишнево-красного тивдийского мрамора был сде­лан по проекту скульптора М. И. Козловского, арх. А. Н. Воронихина при участии архитекторов-помощников Н. П. Давыдова, А. Шестикова. Из-за сильных разрушений он был заменен в 1834 г. на ныне существующий.

Высота статуи – 3,37

Высота пьедестала – 4,05

Диаметр пьедестала – 1,70.


Ист
.: Скульптура и скульпторы Санкт- Петербурга. 1703-2007 : / Кривдина О. А, Тычинин Б. Б. – СПб. : Logos, 2007.

Памятник А.В.Суворову установлен в центре Суворовской площади, которая является предмостной и находится у выезда с Троицкого моста. Великий полководец изображен в образе юного Марса. Бронзовый монумент был отлит  в 1801 году по модели скульптора М.И.Козловского.

В 1798 году войсками Наполеона была захвачена Северная Италия и Швейцария. Россия оказалась  среди тех стран, которые готовы были дать отпор.

Страны-союзники обратились  к императору Павлу I с просьбой назначить командующим фельдмаршала А.В.Суворова, полководца, не знавшего поражений за всю свою боевую жизнь и император, который совсем недавно уволил Суворова из армии и отправил в ссылку в его имение, вынужден обратиться к нему с льстивым письмом: "Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии…".

Из Италийского и Швейцарского походов 1799 года А.В.Суворов возвратился победителем. И Павел I, понимая значение этих побед для его царствования, повелевает "…поставить в Гатчине, на площади против дворца, статую князя Италийского, графа Суворова-Рымникского". В русской истории такого еще не было. Впервые, как это бывало в Древнем Риме, велено было поставить памятник при жизни героя. Но затем Павел I решил поставить монумент на пьедестал перед Михайловским Замком.

Полководец, возведенный на пьедестал, увенчан павловским вензелем, а его щит прикрывает жертвенник, на котором лежат неаполитанская и сардинская корона, а также папская тиара. На постаменте, работы архитектора А.Воронихина – горельефы работы Ф.Г.Гордеева.

Но памятник полководцу, как ни торопил император, прижизненным не стал. Почти за год до открытия памятника окончил свой жизненный путь Александр Васильевич Суворов.

Памятник А.В. Суворову в Санкт-Петербурге

Всего двух месяцев не хватило и Павлу, чтобы увидеть памятник рядом со своим замком.

5 мая 1801 года новый император Александр I и генералитет столицы присутствовали при открытии памятника князю Италийскому, графу Суворову-Рымникскому.

Затем монумент стоял в глубине Марсова поля, ближе к Мойке и подчеркивал его  «военное» предназначение. Этой же цели служил и еще один монумент, созданный по проекту В.Бренны в 1799 году. Это обелиск, посвященный памяти генерал – фельдмаршала П.А.Румянцева.

По  проекту   Росси в в 1818 году, было решено устроить  площадь, которая бы  связала ансамбль Марсова поля с Невой. Памятник Суворову передвинули к реке  и он стал центром этой композиции.

Памятник не имеет прямого портретного сходства, это обобщенный образ воина, героя, в военном костюме которого соединены элементы вооружения древнего Рима и средневекового рыцаря. Главное для скульптора было передать не портретное сходство – а образ полководца. Гордый поворот головы, правая рука поднимает меч, в левой руке  щит. Обобщенный образ национального героя, созданный М.И.Козловским, считается шедевром русского классицизма наряду с «Медным всадником» работы Э.М.Фальконе.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,

© Е. А. Паршина, 2009

В самой высокой точке перевала Сен-Готард (Gotthardpass) установлен памятник нашему великому соотечественнику — фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову. Памятник был установлен 19 июня 1999 года в честь 200-летия перехода армии Суворова через Альпы. Он представляет собой сидящего на коне фельдмаршала со своим верным спутником и проводником Антонио Гаммой, сопровождавшим его в течении всего похода. Автор монумента — скульптор Дмитрий Тугаринов.

Идея создания памятника принадлежит меценату русской культуры из княжества Лихтенштейн барону Эдуард Фальц-Фейну, а Тугаринова пригласила коммуна Сен-Готарда. Он поехал за свой счет и взялся создать памятник без всякой оплаты. Работал он прямо там, среди горных вершин, на месте легендарного перехода.

Сразу же возникли трудности: в Швейцарии по тамошним законам нельзя устанавливать ничего, пропагандирующего войну, и ничего, изображающего иностранные войска. А Тугаринов сначала предлагал батальную сцену, со стреляющими друг в друга солдатами.

Памятник Суворову (Санкт-Петербург)

Но в результате пришлось ограничиться одним Суворовым (и то без оружия) и его проводником.

Многие критиковали скульптора за созданный образ великого полководца — уж больно карикатурным он получился. Ведь все мы помним эпическое полотно Сурикова "Переход Суворова через Альпы", где Суворов изображен бравым воякой, окруженным своими "чудо-богатырями".

Но тут надо помнить вот что. Суворов был отнюдь не богатырского телосложения, на момент альпийского похода ему стукнуло 70 лет. Плюс ко всему сам переход оказался неудачным, во время него Суворов впервые в жизни отдал приказ об отступлении. О его состоянии говорят его же слова: "Мы окружены горами… окружены врагом сильным, возгордившимся победою… Со времени дела при Пруте… русские войска никогда не были в таком гибелью грозящем положении… Помощи ждать не от кого, одна надежда на Бога, другая — на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск, вами предводимых… Но мы — русские! С нами Бог!"

Поэтому неудивительно, что на самом деле он едва держался в седле, подпираемый с обоих сторон дюжими казаками. Правдивость внешнего вида Суворова потверждается также тем, что Тугаринов лепил по его посмертной маске.

Тем не менее это отнюдь не умаляет заслуг Александра Васильевича перед Отечеством. И пусть сидит наш великий фельдмаршал на своей кляче, с просветленным лицом юродивого глядя на швейцарские горы, чтобы все видели — русское не только в непомерной физической силе, но и в мужестве, смекалке и находчивасти.

Кстати…

Оригинальность памятника еще и в том, что скульптура Суворова и его проводника поставлена непосредственно на скалу без какого-либо постамента. Суворов здесь как будто живой на месте его легендарного подвига — он крестится и благодарит Провидение за успех.

Кроме этого, в Швейцарии есть еще несколько монументов, посвященных Суворову и солдатам его армии — вырубленный в скале огромный крест около Чертового Моста и несколько других (см. фото). Авторство памятника Суворову в городке Эльм принадлежит тому же Дмитрию Тугаринову.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *