Города и Страны

Палаццо Фарнезе в Риме

Европа 16 века представляла собой огромную арену религиозных войн, которые были вызваны Реформацией и последующей реакцией на нее со стороны сторонников Католической церкви.

Палаццо Фарнезе

В 1527 году императором Священной Римской Империи Карлом Пятым был взят и разграблен Рим. Правящий на тот момент в Вечном Городе папа Климент Седьмой был заключен под стражу в Замке Святого Ангела. Да и сама Италия 16 века была ареной борьбы между Францией и Испанией за право гегемонии над этой страной.

Тем не менее, в духовном и культурном плане Италия и Рим оставляли за собой пальму первенства. Так, например, в Риме была открыта Витрувианская академия, которая служила объединением для всех ведущих архитекторов Италии.

Зал Палаццо Фарнезе

В 1534 году новым папой стал Алессандро Фарнезе, который вошел в историю под именем Павла Третьего. Павел Третий продолжал политику своих предшественников, которые поддерживали деятелей искусства и стремились сделать Рим самым передовым городом того времени.

Так, например, Павел Третий продолжил работы по строительству Собора Святого Петра. Так во времена его правления была закончена роспись алтарной стены Сикстинской Капеллы.

Роспись потолка во дворце Фарнезе

Строительство Дворца Фарнезе

Дворец Фарнезе в Риме является одним из самых значительных архитектурных памятников в Риме. Строить дворец начали еще в 1511 году под руководством Антонио да Сангалло Младший.

Династия Фарнезе: выдающиеся личности и любовные интриги

После смерти Сангалло достраивать палаццо Фарнезе пришлось уже великому Микеланджело, который благодаря Павлу Третьему навсегда поселился в Риме. Находится дворец Фарнезе на одноименной с ним площадью, которая также украшена замечательными фонтанами.

Настоящим украшением дворца является изумительной красоты внутренний дворик, который обрамлен аркадами и колоннами.

Внутренний двор, Палаццо Фарнезе

По своему плану палаццо Фарнезе представляет собой прямоугольник. По своему стилю его можно отнести к классическим флорентийским палаццо эпохи Возрождения.

Площадь перед палаццо должна была подчеркивать могущество Фарнезе. До этого момента ни один из римских дворцов не имел такой внушительной площади перед своим фасадом.

Джулия Фарнезе на картине

С 1547 года строительством дворца руководил архитектор Джакомо Виньола, а заканчивал строительство дворца Фарнезе уже в 1589 году Джакомо делла Порто. В 1731 году дворец был куплен королями Неаполя, которые вызвали в свою столицу самые ценные экспонаты дворца. Например, была вывезена знаменитая античная статуя Фарнезского быка.

Украшение фасада Палаццо Фарнезе

Палаццо Фарнезе на карте

ПАЛА́ЦЦО ФАРНЕ́ЗЕ

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

Архитектурные проекты (1538-1564)

Палаццо Фарнезе (1546-1547)

"Папа Павел III, когда еще был жив Сангалло, поручил ему ускорить строительство дворца семейства Фарнезе, и когда пришлось увенчать его главным карнизом, чтобы завершить крышу с наружной стороны, он пожелал, чтобы его сделал Микеланджело по своему рисунку и под собственным руководством.

Тот не мог отказать папе, который так его ценил и так осыпал ласками, и потому распорядился сделать деревянную модель части карниза подлинных размеров, то есть в шесть локтей длины, и приказал поместить ее на один из углов дворца, чтобы видно было, каким он должен быть в действительности; а так как он понравился Его Святейшеству и всему Риму, его впоследствии и закончили в той части его, которая теперь видна, и вышел он самым красивым и сложным из всех когда-либо виденных, как древних, так и новых.

И по этой причине, когда Сангалло умер, папа пожелал, чтобы названное строительство было равным образом поручено Микеланджело, которым и было сделано там большое мраморное окно с прекраснейшими колоннами из пестрого мрамора над главным входом во дворец, с большим, очень красивым и сложным мраморным гербом основателя дворца — папы Павла III.

Внутри же он продолжал строительство двора, надстроив над первым ордером еще два ордера с самыми красивыми, разнообразными и изящными окнами, украшениями и венчающим карнизом, когда-либо виданными; и потому благодаря трудам и гению этого человека двор этот стал ныне красивейшим двором Европы. Он же расширил и увеличил главную залу и украсил ордером передний вестибюль, где, пользуясь сложными и новыми способами применения циркуля, он определил полуовальную форму свода этого вестибюля…

Тогда же по указаниям Микеланджело должен был в этом направлении быть переброшен мост через реку Тибр, по которому можно было перейти прямо из упоминавшегося палаццо Фарнезе в затибрскую часть, в другой их сад и к другому их дворцу, так чтобы прямо от главного входа, выходящего на Кампо ди Фьоре, одним взглядом можно было окинуть двор, фонтан, улицу Джулиа и мост, а также красоты второго прекрасного сада, вплоть до другого входа с Затибрской улицы: все это достойно и названного первосвященника, и таланта, рассудительности и замысла Микеланджело"

Вазари.

Сооружение палаццо Фарнезе для кардинала Алессандро Фарнезе было начато Антонио да Сангалло Младшим в 1517 году. Однако статус заказчика изменился в 1534 году — кардинал Фарнезе стал папой римским под именем Павел III. Вследствие этого проект строительства палаццо был изменен. Фарнезе рассудил, что папский дворец должен быть величественнее кардинальского. И еще несколько раз Антонио да Сангалло вносил изменения в первоначальный проект. После его смерти в 1546 г. здание осталось незаконченным.

В конкурсе карниза для палаццо Фарнезе (кроме Микеланджело) принимали участие Вазари, Перино дель Вага, Себастьяно дель Пьомбо.

Карниз Микеланджело, венчающий третий этаж здания, среднего окна фасада, второго и третьего этажей двора палаццо, был выполнен им в 1546-1547 гг.. Весь дворец достраивал Джакомо делла Порта (мост выстроен не был).

Микеланджело присматривал за отделкой дворца Фарнезе, когда внезапно тяжело заболел, затем последовали приступы подагры и каменной болезни, которыми он страдал до конца своей жизни.

предыдущая / главная /  следующая страница

Палаццо Фарнезе и фонтаны в виде цветов Ириса на площади Фарнезе, Рим, Италия

Вокруг площади Фарнезе

Площадь Фарнезе (Piazza Farnese) отделяет от Кампо-де-Фьори один-единственный и очень короткий участок улицы Бауллари.

Паллацо Фарнезе в Риме

Однако атмосфера там совсем иная — никакой толпы, никаких торговцев, все благородно и аристократично: на переднем плане вода плещется в порфирных ваннах из терм Каракаллы, задний целиком занят темно-серой махиной палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese). Эту резиденцию, мгновенно затмившую все дворцы, какие только были в ренессансном Риме, возвел для себя папа Павел III. Автор проекта — Сангалло Младший, западным фасадом, выходящим на реку, занимался Джакомо делла Порта, фигурный карниз изобрел лично Микеланджело. После объединения Италии дворец сдали под посольство французам. По вечерам палаццо Фарнезе подсвечивают, и на фрески Аннибале Карраччи на сюжеты из Овидиевых "Метаморфоз", которыми украшена парадная зала, можно любоваться прямо с площади. Между прочим, художнику по окончании двенадцатилетней работы почти ничего не заплатили — компенсировали только расходы на материалы. Карраччи в результате впал в депрессию и бросил писать.
А за дворцом начинается пустынная, тенистая улица Джулия (Via Giulia). В конце XV века, когда Браманте проложил ее по приказу Юлия II, это была большая сенсация: первая абсолютно прямая улица за десять с лишним веков. Изначальная идея состояла в том, чтобы собрать здесь все главные государственные учреждения — Браманте начал даже строить здание Трибунала, но тут Юлий умер, а улицу заселили кардиналы и богатые флорентийские коммерсанты. От Трибунала остался только рустованный цоколь с каменными скамьями на углу улицы Гонфалоне да еще построенная веком позже тюрьма (N52), где в XX веке открыли Музей криминологии.
Заднюю кулису улицы Джулия образует плющ, свисающий с арки Фарнезе — когда-то она служила началом особого хода, соединявшего дворец с виллой Фарнезина на другой стороне реки. А в двух шагах от арки стоит церковь Санта-Мария-дель-Орацьоне-э-Морте (Santa Maria dell Orazione e Morte) с крайне своеобразными украшениями на фасаде: изо всех углов торчат черепа и скелеты с косами. Дело в том, что здешним священникам вменялось в обязанность хоронить всех бесхозных мертвецов, которых вблизи реки попадалось великое множество.
Следующая примечательная церковь находится с другого конца улицы — там, где она отходит от площади Витторио-Эмануэле. Это Сан-Джованни-деи-Фьорентини (San Giovanni dei Fiorentini), центр местной флорентийской колонии. Флорентийцы по своему ренессансному обыкновению собрали здесь всех главных мастеров эпохи. Конкурс на лучший проект выиграл Сансовино, главным архитектором наняли Карло Мадерно, ему в помощники взяли Сангалло Младшего и Джакомо делла Порта. Украшением алтаря занимался Борромини, похороненный здесь же, у третьей колонны слева. Мадерно, кстати, тоже покоится в Сан-Джованни-деи-Фьорентини: его надгробная плита находится прямо под куполом. В результате архитектура в этой церкви совершенно затмила скульптуру и живопись, несмотря на то что многие памятники делали мастера вроде Бернини. Впрочем, заглянуть внутрь все равно стоит — хотя бы для того, чтобы оценить организацию пространства.
Отсюда стоит углубиться в степенный, не замечающий течения времени квартал, лежащий между улицей Джулия и площадью Витторио. Перетекающие друг в друга улица Банки-Векки (Via dei Banchi Vecchi) и улица Монсерратo (Via Monserrato), равно как и идущая параллельно улица Капеллари (Via dei Cappellari), настоящий ренессансный заповедник, который спасают от музейного налета только рассыпанные там и сям овощные лавки, магазины с одеждой секонд-хенд и провинциального вида бары.
На улице Монсеррато (Via di Monserrato) помимо дворцов внимания достойны две церкви: Сан-Джироламо-делла-Карита (San Girolamo della Carità) с капеллой Спада, которую Борромини в самом начале своей карьеры украсил мраморными, яшмовыми и порфирными завесами, и Санта-Мария-ин-Монсеррато (Santa Maria in Monserrato), начатая в 1518 году по проекту Сангалло Младшего, а по завершении перешедшая в ведение римской испанской общины. Поэтому здесь покоятся останки двух пап Борджа (род происходит из Валенсии) — Каликста III (1455-1458) и Александра VI. Легендарного злодея, развратника, политика и мецената собирались похоронить каким-нибудь более пышным образом, соответствующим влиянию и богатству, которыми папа пользовался при жизни. Однако тело отравленного понтифика стало разлагаться со сверхъестественной скоростью, и времени на церемонии попросту не осталось. Помимо папских надгробий, здесь хранится бюст кардинала Монтойи работы Бернини, про который ходит следующая легенда. Урбан VIII, увидев бюст, воскликнул: "Вот настоящий монсеньор Монтойя!" — а потом, повернувшись к ошарашенному оригиналу, постучал ему скипетром по голове и добавил: "А вот это — его бледное подобие".
Во дворец Фарнезе можно попасть, если записаться во французскую библиотеку
Музей криминологии Via Giulia 52 вт 9.00-13.00, 14.30-18.30, ср, пт-сб 9.00-13.00, чт 14.30-18.30
Вход — €2
Сан-Джованни-деи-Фьорентини Via Acciaioli 2 пн-вс 7.00-11.00, 17.00-19.30
Сан-Джироламо-делла-Карита вс 7.00-11.00

Данная страница нарушает авторские права?

КАПРАРОЛА ВИЛЛА (Дворец Фарнезе) — па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры в Ита­лии. 

На­хо­дит­ся в на­се­лён­ном пу­нк­те Капрарола, в 19 км к юго-во­сто­ку от города Ви­тер­бо (область Ла­цио). Строи­тель­ст­во двор­ца на­ча­лось около 1521 года с воз­ве­де­ния пя­ти­уголь­ной в пла­не кре­по­сти с бас­тио­на­ми в уг­лах по про­ек­ту Ан­то­нио да Сан­гал­ло Млад­ше­го для кар­ди­на­ла Фар­не­зе (бу­ду­ще­го па­пы Рим­ско­го Пав­ла III). В 1530-х годах ру­ко­во­дство строи­тель­ст­вом пе­ре­шло к Б. Пе­руц­ци, а в 1556 году — к Дж. да Винь­о­ле, раз­ра­бо­тав­ше­му по пред­ло­же­нию но­во­го вла­дель­ца Алес­сан­д­ро Фар­не­зе другой про­ект (1556-1558 года), в ко­то­ром уже су­ще­ст­вую­щая кре­пость транс­фор­ми­ро­ва­лась в дво­рец. В про­цес­се строи­тель­ст­ва (1559-1583 года) в цен­тре двор­ца был соз­дан круг­лый двор, об­ра­зуе­мый дву­мя яру­са­ми свод­ча­тых ароч­ных га­ле­рей; бас­тио­ны пре­вра­ще­ны в от­кры­тые пло­щад­ки для про­гу­лок, а склон хол­ма, ве­ду­щий к па­рад­но­му вхо­ду зда­ния, оформ­лен тер­ра­са­ми. Подъ­езд­ная до­ро­га за­кан­чи­ва­ет­ся оваль­ным дво­ром, зад­нюю сто­ро­ну ко­то­ро­го оформ­ля­ет рус­то­ван­ная лод­жия; ох­ва­ты­ваю­щие двор по­лу­круг­лые пан­ду­сы ве­дут ко вто­ро­му дво­ру тра­пе­цие­вид­ной фор­мы, свя­зан­но­му двух­мар­ше­вы­ми ле­ст­ни­ца­ми со зда­ни­ем двор­ца. Рос­пи­си ин­терь­е­ров вы­пол­не­ны Т. и Ф.

Палаццо Фарнезе в Риме, Италия

Цук­ка­ри, Я. Бер­то­ей, Джо­ван­ни деи Век­ки и А. Тем­пе­стой, Дж. А. да Ва­ре­зе (зал Карт; иллюстрации смотри в статье Гео­гра­фи­че­ские кар­ты). Ве­ду­щая на 2-й этаж вин­то­вая ле­ст­ни­ца, ха­рак­тер­ная для зам­ко­вой ар­хи­тек­ту­ры, вы­пол­не­на в ор­дер­ных фор­мах, что при­да­ёт ей изы­скан­ный и при­чуд­ли­вый вид.

Ниж­ний пар­тер­ный парк с са­до­во-пар­ко­вы­ми ста­туя­ми и фон­та­на­ми раз­бит в 1557-1583 годах по про­ек­ту Винь­о­лы. Верх­ний парк и Лет­ний до­мик (Па­лац­ци­на-дель-Пья­че­ре), соз­дан­ные архитектором Джа­ко­мо дель Ду­кой в 1584-1586 годах, от­ли­ча­ет тес­ная связь при­род­ных и ар­хитектурных форм. Со­че­та­ние слож­ных гео­мет­рических форм, про­ти­во­по­став­ле­ние рус­то­ван­ных и глад­ких по­верх­но­стей, во­пло­ще­ние средневековых ар­хитектурных мо­ти­вов сред­ст­ва­ми ре­нес­санс­ной ар­хи­тек­ту­ры, сме­на ви­дов и не­ожи­дан­ные ра­кур­сы, связь ар­хитектурного объ­ё­ма с при­ро­дой де­ла­ют Дво­рец Фар­не­зе в Капрароле од­ним из важ­ней­ших па­мят­ни­ков итальянского мань­е­риз­ма.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Caprarola / A cura di P. Portoghesi. Rome, 1996
  • Faldi I. Il palazzo Farnese di Caprarola. Roma, 2001
  • Passini L. Caprarola: il paese e la sua storia. Roma, 2002

Статью разместил(а)

Давиденко Михаил Вячеславович

редактор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *