Города и Страны

Палаццо Барберини в Риме

Палаццо Барберини

Путешествие в столицу Италии – настоящий источник новых знаний, впечатлений и эмоций, всегда хочется увидеть побольше и ничего не упустить. Знаменитый дворец Палаццо Барберини в Риме обязательно должен быть в списке каждого туриста, решившего посетить Вечный город.

Роскошное здание знаменито тем, что здесь располагается Национальная галерея античного искусства. Посетители дворца могут лицезреть:

  • полотна великих художников: Рафаэля, Караваджо, Тициана, Пуссена и других;
  • антикварную мебель;
  • изумительную по своей красоте коллекцию фарфора;
  • старинную библиотеку.

История создания Палаццо Барберини

Задумка строительства чертога родилась в 1625 году, когда папа Урбан VIII решил построить на приобретенных землях на холме Квиринале собственную резиденцию. Начало строительства Palazzo Barberini было положено в 1627 году, руководил проектом архитектор Карло Модерна. Первоначальный проект сооружения был создан под впечатлением от дворца Фарнезе и являл собой четырехугольное традиционное здание в духе эпохи Возрождения. Однако в окончательном варианте, который был одобрен понтификом, конструкция имела очертания холма Квиринале с крыльями по обеим сторонам.

Спустя два года после начала строительства Карло Модерна умер, и работы по возведению дворца Барберини легли на плечи архитектора Джованни Бернини, которому помогал Пьетро да Кортона. В возведении сооружения также принимал участие молодой Франческо Борромини – внук Карло Модерны. Он разработал винтовую лестницу, задний фасад и его окна. Совместными усилиями постройку шикарного Палаццо Барберини удалось завершить уже в 1633 году.

Папа Урбан VIII был просвещенным человеком и приверженцем идей гуманизма, царившего в то время в искусстве. Резиденция Palazzo Barberini сразу стала местом, где любили собираться известные ученые, поэты, скульпторы и художники. В стенах дворца была создана мастерская по изготовлению гобеленов. Последний этаж постройки был отведен под обширнейшую библиотеку понтифика, которая насчитывала около 10 тысяч рукописей и порядка 60 тысяч печатных томов.

Главный фасад Палаццо Барберини, который выходит на улицу Via delle Quattro Fontane, оформил Бернини. Сейчас с этой стороны находятся прекрасные парадные ворота, а также ограда 19 века, оборудованная восемью столбами и украшенная изображениями атлантов, которые разработал архитектор Франческо Адзурри.

В тяжелые времена для того, чтобы достойным образом содержать дворец, большинство его сокровищ было продано. Так, в 1900 году антикварную мебель и библиотеку кардинала Франческо купил Ватикан. Со временем парковая территория Palazzo Barberini была поделена на участки, каждый из которых был продан под застройку министерских зданий. Уже в 1949 году здание и вся принадлежащая ему обстановка, включая произведения искусств, являлись собственностью государства.

Архитектура и галерея искусств дворца Барберини

Сооружение представляет собой трехэтажное строение с главным корпусом и двумя боковыми крыльями. Левое крыло Palazzo Barberini украшают фрески Пьетро да Кортона, в правом установлены античные статуи. Вся территория чертога обнесена забором с изображением пчел, которые являлись символом рода Барберини. Рядом с нынешним центральным входом располагается ограда работы Адзурри 19 века, за зданием можно увидеть сад, впечатляющий своей красотой.

В настоящее время на первом и втором этажах дворца Палаццо Барберини в Риме располагается Национальная галерея старинного искусства, в которой можно увидеть работы художников 15-17 веков.

Палаццо Барберини. Национальная Римская галерея

В 34 дворцовых залах находятся более 1500 живописных полотен и прочих экспонатов.

Национальная галерея дворца Барберини является одной из самых молодых в Риме. Она образовалась после слияния четырех частных художественных коллекций: папы Урбана VIII, кардинала Неро Корсини, герцога Торлониа и галереи дель Монте.

Площадь Барберини в Риме

Интересной для туристов будет еще одна одноименная достопримечательность Рима. Речь идет о площади Барберини, расположенной в центральной части Вечного города. В античные времена на этом месте находился храм богини Флоры, возле которого народ любил затевать шумные праздники.

В начале 16 века здесь была сделана площадь, названная по фамилии кардинала Гримани, но уже в 1625 году она была переименована в Сфорца (знатное семейство в Риме), а в 1633 объект получил окончательное название – Барберини. Связано это с тем, что с южной стороны на холме Квиринале был возведен роскошный дворец, принадлежавший династии Папы, речь о котором шла выше. Вокруг площади были разбиты сады, а в середине 17 века архитектор Джованни Лоренцо Бернини построил здесь театр. Здание было снесено в 1873 году для строительства улицы Via Barberini.

Площадь Барберини в Риме составляет гармоничный ансамбль с дворцом. Она украшена известными во всем мире фонтанами – Тритона и Пчел, которые являются символикой этого древнего города. Площадь Барберини – одно из любимых мест отдыха римлян. Достопримечательность также манит к себе тысячи туристов, желающих сделать красивые фотосессии.

Палаццо Барберини

Дворец Барберини был построен на холме, на том самом месте, где долгое время находился виноградник семьи Сфорца.

Дворец Барберини в Риме

В середине шестнадцатого столетия этот холм украсил небольшой дворец. После этого участок несколько десятков лет переходил из рук в руки от одного кардинала к другому.

В первой половине семнадцатого столетия из-за трудного финансового положения кардинал Алессандро Сфорца был вынужден продать свои земли папе Урбану VIII, известному также как Маффео Барберини. В то время семья Барберини занимала большое количество высокооплачиваемых должностей и обладала несколькими кардинальскими титулами. Благодаря такому высокому положению и успешно идущим делам, Барберини принимает решение полностью реконструировать дворец на территории своих новых владений.

Принять участие в реконструкции пришлось сразу трем знаменитым архитекторам. Перед ними стояла задача собрать разрозненные постройки разных эпох в единый и достойный внимания гармоничный дворец — Палаццо Барберини.

Архитектор Карло Модерна, в свое время прославившийся своей блестящей работой над собором Святого Петра, было поручено превратить виллу Сфорца на манер эпохи Возрождения в нечто подобное дворцу Фарнезе. Последние два года архитектору всячески помогал в этом проекте его племянник, Франческо Борромини. После смерти Модерно продолжить его работу было поручено знаменитому Бернини, а Борромини и при нем оставался помощником. Все работы по реконструкции были окончены в одна тысяча шестьсот тридцать третьем году.

Джованни Лоренцо Бернини сумел гениально довести строительство дворца по начатому к воплощению проекту Мадерно. Однако новый архитектор внес в проект большое количество поправок. Добавлял идей в создании уникального дворца и помощник архитекторов, Борромини. Именно ему дворец обязан появлением маленьких окошек на третьем этаже, которые относительно основного фасада являются боковыми. Подобный прием Модерно использовал в реконструкции собора Святого Петра, но там он смотрелся не так изящно.

Иннокентий X конфисковал дворец после того как Урбан VIII умер. Его вернули семье Барберини лишь спустя почти два десятка лет. В то время перед дворцом был разбит прекрасный сад под названием Giardino Segreto.

В настоящее время в Палаццо Барберини располагается часть Национальной Галереи. Она состоит лишь из нескольких залов на двух этажах, но обладает огромным количеством настоящих шедевров. Княжеские апартаменты восемнадцатого столетия, к которым можно попасть по спиральной лестнице Борромини, также открыты в наши дни для просмотра.

О стране

РИМ!

Мы вконтакте

Города Италии

Карты

Отдых в Италии

Мы в одноклассниках

Мы в Facebook

Палаццо Барберини

27 октября 2017

На холме где сейчас расположен дворец Барберини прежде был виноградник принадлежащий семье Сфорца. В 1549 году рядом был построен маленький дворец. В последствии участок переходил от одного кардинала к другому в течении 16 столетия. В 1625 году пребывая в трудном финансовом положении, кардинал Алессандро Сфорца продал полу пригодный участок Маффео Барберини, папе Урбану VIII.

Палаццо Барберини в Риме

Семья Барберини была задарена кардинальскими титулами и наиболее доходными должностями в папском государстве. Казалось, что вернулись времена понтификов Возрождения. В 1625 вновь объявленный Юбилейный год призван был свидетельствовать о папском могуществе. Во время процессий, двигавшихся от собора к собору во главе с церковными сановниками, в толпу бросались золотые монеты, а по вечерам били фонтаны, освещенные искусственными огнями. В последствии три известных архитектора работали на реконструкцией дворца, создавая одно гармоничное целое. Архитектору Карло Модерна успешно работавшему над Собором Св. Петра было поручено преобразить виллу Сфорца в духе эпохи Возрождения согласно дворцу Фарнезе. С 1627 года, в работе помогал Модерна его племянник Франческо Борромини. Когда Модерно умер в 1629 году Борромини продолжил работу над дворцом как помощник знаменитого Бернини. Работы были завершены к 1633 году.

Спроектированный Мадерной, но законченный после его смерти под руководством Джованни Лоренцо Бернини, дворец послужил своего рода палестрой для состязания экспериментаторов. Борромини дворец обязан маленькими оконцами третьего этажа (боковыми относительно главного фасада). Они восходят к схеме, использованной Мадерной для лоджии собора Святого Петра (которая в свою очередь, берет начало в работах Микеланджело). Однако они выстраивают более изощренную линию, которая согласуется с плоскостью фасада благодаря вертикально спускающимся перевернутым «ушкам». Огромные окна третьего этажа центральной части фасада также происходят из замысла Мадерны. После смерти Урбана VIII, дворец был конфискован папой Инокентием X. Он был возвращен семье Барберини лишь в 1653 году. Сад перед дворцом называют Giardino Segreto ("Cекретный сад"), в нем расположен памятник Бертелю Торвальдсену – датскому художнику и скульптору чья студия распологалась рядом в театре Барберини с 1822 по 1834 годы. Сегодня во дворце Барберини находится часть Национальной Галереи. Галерея небольшая состоящая лишь из нескольких залов на 2х этажах, но обладающая множеством шедевров. Также для осмотра открыты княжеские апартаменты XVIII века. К ним ведет спиральная лестница Борромини.

Адрес: Via Barberini, 18, Roma 00184
Тел: +39 06 4814591
Метро: Barberini
Автобус: 52, 53, 61, 80, 95, 116, 119, 175, 492
Часы работы: 9:00 — 19:00
Билеты: общий 6.20€, льготный 4.64/3.10€

ВИЛЛЫ БАРБЕРИНИ, БОЛОНЬЕТИ И КОРСИКИ

РИМСКИЕ ВИЛЛЫ ЭПОХИ БАРОККО

Риме переход от эпохи Ренессанса к эпохе барокко произошел незаметно, и потому нельзя провести строгой грани между виллами Ренессанса и барокко, хотя, по-видимому, переломом можно считать восьмидесятые годы XVI в., т. е. то время, когда сошли со сцены зодчие-теоретики (Ви-ньола, Лигорио, Амманати, Монторсоли и Палладио). Работы Райнальди, Дж. делла Порта и других мастеров следующего поколения носят характер барокко и тем не менее хранят еще спокойствие и ясность Ренессанса.

Работы римских архитекторов в XVII и даже XVIII вв., за редкими исключениями (например, колокольня Андреа делле Фрате и другие постройки Борромини), в высшей степени ясны по композиции, а в плане их и даже в декорации нет той пышности и нагромождения, какие бывают в южногерманских дворцах и соборах. Так и виллы XVII и даже XVIII в. ничем, по существу, не отличаются от вилл XVI в. Впрочем, к первоначальному принципу расположения боскетов квадратами, как главных украшений по главной оси сада, прибавляется радиальное расположение аллей.

Строго говоря, и виллы Боргезе, Людовизи, и Квиринал следовало бы отнести к барокко, так как их равномерное деление на боскеты и утомительная монотонность последних характерны скорее для барокко, чем для Ренессанса. В те времена протяженность и довольно строгое однообразие были характерным признаком дворцовых сооружений. И чем ближе к XVIII в., тем ярче это выражено (дворцы Версаля, Шлосхайма, Царского Села и т. д.). Таким образом, сады Квиринала можно бы считать самым характерным садом XVII—XVIII вв., наряду со Шлосхаймом и той частью Царского Села, которая охвачена Крестовым каналом.

Кроме вилл Маттеи и Людовизи, радиальное расположение аллей выражено в вилле Негрони. Там от главного входа радиусами расходились три аллеи, из коих средняя упиралась в казино виллы, как видно на гравюре Кюзеля (см. стр. 104). В треугольных боскетах между аллеями находились большие фонтаны. Эта вилла была начата кардиналом Монтальтом ок. 1570 г. между холмами Квиринальским, Эсквилинским и Виминальским, но постройку пришлось приостановить, так как Папа Григорий XVIII неодобрительно смотрел на роскошные затеи кардинала. Однако архитектор Доменико Фонтана закончил ее на свои средства. Впоследствии она перешла к семейству Савелли и в 1700 г. к кардиналу Негрони, а в конце XVIII в. была совсем запущена, и теперь от нее ничего не осталось.

ВИЛЛА САККЕТИ

От прелестной виллы Саккети, расположенной на склоне холма Марио и построенной Пьетро да Кортона для кардинала Ю. Саккети, и в конце XVIII в. оставалось мало, а теперь не осталось и следа. Между тем сама по себе постройка была весьма замечательна, так как в ней уже совсем исчезли все следы прежних полукрепостных планов. Центральная ниша ее была рассчитана как раз на наибольший декоративный эффект. На террасах, спускавшихся перед ней, были расположены фонтаны, и этот тип расположения их не раз повторялся впоследствии. Единственным воспоминанием об этом исчезнувшем перле искусства остаются полуфантастичные чертежи Персье и Фонтена и рисунок Ю. Робера (из коллекции С. П. Яремича).

Сопоставление этих рисунков заставляет несколько усомниться в точности того и другого, тем более что и Робер, и Персье, и Фонтен видели лишь развалины виллы. Однако несомненно, что при создании ее архитектор все внимание устремил на то, чтобы создать возможный декоративный эффект. Для этого самой существенной частью фасада была сделана колоссальная ниша (этот мотив ведет начало от «Nicchione» Браманте и применен в вилле Фальконьери (Фраскати)), а главным украшением сада являлась лестница с гротами и фонтанами. Это опять-таки мотив Браманте, но насколько он усилен и как богато разработан! Высокая стена, поддерживавшая террасу, напоминала такую же деталь виллы Мадама, но утомительное однообразие рафаэлевского (или сангалловского) мотива Кортона нарушил чудесно изогнутой лестницей.

ВИЛЛА ПАМФИЛИ

Вилла Памфили за воротами С.-Панкрацио на древнеримской Аврелиевой дороге занимает место садов Гальбы и была построена А. Альгарди для Памфили в 1644 г. Стройное двухэтажное казино виллы расположено на вершине холма, откуда открывается знаменитый вид на купол Св. Петра.

С другой стороны казино, этажом ниже, расположен очень широкий, но неглубокий партер с цветниками и вазами. На гравюре Переля видно как само казино, так и боковые, не существующие уже галереи и вольеры; перед ними на террасе расположены цветники партера, а ниже боскеты с цветочными узорами.

Любопытно, что в конце XVIII в. палисады, окружавшие эти боскеты, достигли нескольких сажен высоты, как это можно видеть на прекрасной картине Ж Берне (Кушелевская галерея). На ней изображен вид вдоль левой аллеи гравюры Переля. На картине протянута невысокая стена с фонтанами, а посредине ее находится театр с нишами и скульптурами. Вид из-за балюстрады сверху театра на казино изображен на стр. 112. По нему можно судить, как разрослись теперь боскеты. Таким образом, в главной части сада имеются две перспективы: на дворец и на театр. Благодаря разрастанию боскетов, единство плана кажется утраченным.

Существует предание, что партер виллы был придуман Ленотром, но последний был в Риме в 1678 г. Кроме того, отсутствие широкой средней перспективы, независимость всех аллей и вырезанные утлы боскетов с несомненностью указывают, что автор сада — итальянец.

Верхняя терраса (у самого дворца) неглубока, но чрезвычайно широка, так что взор не сразу ее охватывает, и только ряд ваз на балюстраде указывает ее размеры.

Театр и низкие стены, по обе стороны его, совершенно замыкали сад и прежде придавали ему замкнутый характер, напоминающий виллу Пиа ватиканских садов.

Остается еще отметить устройство лестницы, ведущей с верхней террасы в партер. Очевидна родственность ее с мотивами виллы Саккети и отчасти виллы Фальконьери во Фраскати.

Признаком новых влияний явилось устройство в XVIII в. туфовых каскадов, расположенных параллельно главной перспективе и впадавших в небольшое озеро.

При всей красоте деталей и прелести расположения в обширном пейзажном парке, эта вилла не производит такого поэтичного впечатления, как остальные виллы Рима. В ней чувствуется изобилие сил и средств по сравнению с замыслом. Однако некоторые детали, например стройность фасада казино, расстановка статуи на балюстраде амфитеатра, центральный фонтан Амура, скамейки у начала каскадов и лестницы сбоку партера, принадлежат к числу замечательных деталей садовой архитектуры.

ВИЛЛЫ БАРБЕРИНИ, БОЛОНЬЕТИ И КОРСИКИ

Как ни странно, но даже самая поздняя из вилл Рима — Альбани,— которую многие считают созданной под французским влиянием, по простоте плана напоминает сады Виньолы. Предшественницами ее были уже исчезнувшие виллы Бар-берини и Болоньети. Первая была очень похожа на Фарнезиану. Как и там, сады возвышались четырьмя террасами по склону холма и заканчивались наверху великолепным театром с нишами, фотами, фонтанами и т. п. От нее сохранились лишь жалкие остатки недалеко от колоннады Св. Петра да два полуфантастических наброска: Фрагонара (коллекция Дусэ) и Робера (коллекция Яремича). По преданию, она была построена Л. Аригуччи и Д.

Площадь и дворец Барберини в Риме, Италия

Кастелли в 1626 г. для Барберини, племянника Папы Урбана VIII.

вилла Болоньети, недалеко от Порта Пиа, была построена Н. Сальви в 174З г.

для М. Болоньети. Сады ее, чрезвычайно простые по плану, в XIX в. были расширены и переустроены в пейзажном стиле. Интересен большой четырехугольный двор между зданием и Виа Пиа.

Вилла Корсини была, по-видимому, устроена вместе с дворцом (теперь в ней находится Академия Линчей) Фердинандо Фугой ок. 1730 г. В настоящее время часть сада превращена в ботанический, а часть — передана во владение города и соединена с общественным парком (Passeggiata Margherita).

От былой роскоши остался только каскад на главной перспективе. Он невелик по сравнению с каскадами Фраскати, но очаровательно устроен. Вода бьет тонкой струей из верхней круглой чаши и ниспадает в пять полукруглых бассейнов, возвышающихся один над другим. По краям поднимаются каменные лестницы.

Часть статуй, украшавших балюстрады, исчезла, окружающие участки парка приобрели пейзажный характер, и только каскад сохраняет прежнее очарование. Он находится на главной оси сада и в то же время на главной оси дворца, прохо-дящей через один из великолепнейших дворцовых вестибюлей.

Отметим еще среди римских вилл сад Киджи за воротами Салариа. Он носит еще совсем архаичный вид, напоминающий отчасти сады Флоренции (плоский партер с круглым фонтаном), а отчасти римские аллеи (как аллея нижнего сада Мондрагоны или аллеи виллы Негрони).

ВИЛЛА АЛЬБАНИ

Вилла Альбани расположена за воротами Салариа и занимает обширный учас-ток, прорезанный аллеями, пересекающимися под прямым углом. Наиболее интересная часть ее расположена около казино, построенного в 1760 г. Маркионе для А. Альбани. Сады же и все мелкие сооружения построены А. Нолли.

Казино довольно растянуто, а возвышенный центр его украшен великолепной лоджией (см. стр. 108). К краям фасада, прилегают два храма. Портик одного поддерживается ионическими колоннами, а другого — кариатидами. Перед портиком находится великолепная терраса, украшенная гермами и лестницей, ведущей в большой партер. Посредине партера расположен фонтан, поддерживаемый четырьмя атлантами. По другую сторону партера находится небольшой павильон-кафе с круглой стеной-галереей, имеющей такое же значение для сада, как декоративные театры в других виллах. С одной стороны последнего находится небольшой домик для бильярда, а с другой — возвышенная площадка с великолепными цветниками и фонтанами.

Все постройки, цветники и партеры украшены бесчисленным количеством античных мраморов, образующих вместе с тем выдающийся музей. Зелень, окаймляющая боскеты, красиво подстрижена в виде гладкой стены, и на ее темном фоне красиво выделяются белые мраморы (см. стр. 114). Благодаря тому что вилла содержится в порядке, впечатление от нее блестящее, и как-то странно в ней сочетаются заветы старых садовых архитекторов и новое влияние Винкельмана, устраивавшего и подбиравшего античные мраморы виллы. Остальная часть парка покрыта прямоугольными боскетами, и в них великолепно разрослись пинии и кипарисы.

Для садового архитектора эта вилла, производившая когда-то колоссальное впечатление на архитекторов и художников, интересна главным образом тем, что в ней соединены все мотивы, примененные в предыдущих. Нет только каскадов, потому что эта вилла такая же плоская, как сады Квиринала или Памфили.

Казино виллы является дальнейшим развитием мотива виллы Мадама или виллы Памфили. Та же центральная повышенная часть и низкие крылья. Терраса перед дворцами так же неглубока, как и в вилле Памфили, и так же углублена средняя часть партера.

Наконец, кофейный домик, с его полукруглой стеной, кажется развитием прежнего мотива театров и приспособлением его для практической цели. Храмики по краям партера и фонтаны между боскетами аналогичны таким же украшениям других вилл, только в вилле Альбани их, пожалуй, слишком много.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *