Города и Страны

Описание Спаса на Крови

Храм Спас на Крови – храм памяти Александра II

Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, больше известный как Спас на Крови, построен в  1883-1907 гг., на месте гибели императора Александра II. В народе Александра II прозвали «царем-освободителем», т.к. именно он отменил крепостное право.

Внешне храм Спас на Крови в Санкт Петербурге напоминает храм Василия Блаженного в Москве, но это на первый взгляд, при более детальном изучении архитектуры храма, видны значительные отличия.

Сходство двух храмов можно объяснить тем, что Александр III настаивал на том, чтобы  Храм Воскресения Христова был построен в стиле русской архитектуры XVII века, ярким представителем которого и являлся храм Василия Блаженного в Москве. Из множества проектов храма знаменитых архитекторов России Александр III одобрил проект Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия. Это был уже третий конкурс на лучший проект храма.

Архитектура храма Спас на Крови

Торжественное освящение храма состоялось 27 апреля 1908 года. Через 25 лет строительства храма Спас на Крови Петербургу предстало здание удивительной красоты. Храм не похож на другие здания Санкт-Петербурга. Его отличает буйство красок и асимметрия. В строительстве храма использованы такие материалы как: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и др. Поражает красотой и отделка храма. Для ее создания использовались: яшма, горный хрусталь, топаз. Храм Спас на Крови  —  яркий представитель русского мозаичного искусства. Только представьте: общая площадь мозаики составляет около 7050 кв.

Спас-на-крови. (19 фото)

м.

Отдельного внимания заслуживают и  купола храма Спас на Крови. Всего их девять. Высота высочайшего из них достигает 81м. Часть куполов храма покрыта позолоченными листами, а часть – разноцветной эмалью. В храме заключено место гибели Александра II.

По  периметру храма стоят таблички с памятными датами, характеризующие различные исторические события, во времена правления Александр II. Они  полностью соответствую гранитным табличкам, увековеченным на стенах храма.

Интересные моменты из истории храма Спас на Крови

Стоит заметить, что храм Воскресения Христова (Спас на Крови) не был приходским. Службы в нем велись редко и только в честь Александра II, а вход был только по пропускам.

Во времена Советской власти храм хотели разобрать, но дело до этого так и не дошло, а начавшаяся Великая Отечественная война и вовсе заставила забыть об этом решении. Во время блокады храм использовали как склад под декорации  Малого оперного театра.

На этом беды храма не закончились. В 1961 году в главном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд, массой 150 кг. Благодаря мужеству команды верхолазов из шести человек его смогли обезвредить.

К моменту передачи храма Спас на Крови в состав музея «Исаакиевский собор», храм был в аварийном состоянии и нуждался в серьезной реконструкции. Реставрация началась в 1970 году и затянулась на долгие годы. По этому поводу существовала даже легенда, гласившая о том, что режим советской власти будет существовать до тех пор, пока будет длиться реставрация храма. Как ни странно, в 1991 году реставрационные леса вокруг храма Спас на Крови были разобраны, в августе этого же года произошел развал Советского Союза.

Храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге – как добраться

Как известно, все основные достопримечательности Санкт-Петербурга находятся в центре. Поэтому, что своими глазами увидеть красоту храма Спас на Крови необходимо выйти на станции метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» и пройти вдоль канала Грибоедова в сторону уменьшения нумерации домов. Купола храма вы увидите издалека.

Храм Спас на Крови Фото

Сочинение: Храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

1 марта 1881 года И. Н. Гриневицкий, террорист из «Народной воли», взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра II, возвращавшегося с парада в Михайловском манеже. Уже через полмесяца на месте убийства была освящена передвижная временная часовня, автором которой был Л. Н. Бенуа, а вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника.

Победителем конкурса стала во втором туре совместная работа А. А. Парланда и архим. Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, окончившего Академию художеств. В процессе доработки и упрощения архитектор, положив в основу «исконно русские начала», по желанию заказчика еще больше приблизил проект к памятникам московского зодчества, прежде всего к храму Василия Блаженного.

Девятиглавый однопресгольный храм на 1600 человек был заложен 6.Х.1883 в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три тода пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6.VII.1897 на главном шатре высотой 81 м. был водружен крест.

Еще раньше, в 1895, известная мастерская Фроловых приступила — сперва снаружи, а затем внутри — к мозаичному убранству, которое обошлось в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев — для Христа во славе на южном, Парланд — для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов — для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых царствующего дома работы костромского мастера Савельева.

Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.

Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19.VIII.1907 митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб.

Рисунки для мозаик интерьера выполнили В.

Санкт-Петербург: Храм Спаса на Крови

В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части — Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной — сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством.

Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа — В. М. Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых.

Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П. Овчинникова сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу — уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, — с гранильной фабрики в Екатеринбурге.

После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно — литию.

Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной оградой, сработанной на заводе К. Винклера.

27.IV.1908 митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе «Распятие», приписывавшееся В. Л. Боровиковскому. В 1888 храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.

С самого освящения настоятелем в соборе, имевшем приход, служил прот. Петр Иоаннович Лепорский, профессор догматики в Духовной академии.

В 1923 храм получил статус кафедрального собора епархии, а через четыре года стал оплотом «иосифлян». Постановлением Президиума ВЦИК храм был закрыт 17.ХI.1930 и передан «под культурно-просветительные нужды». В 1934 Общество политкаторжан устроило в соборе выставку, посвященную «Народной воле». Однако через год ее закрыли, храм сняли с государственной охраны; стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план.

Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хота надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций. Снова возник замысел снести собор. В 1970 храм передан как филиал музею «Исаакиевский собор», в нем начались сложные реставрационные работы. Зарегистрированная в 1990 община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого делать.

Храм Спаса на Крови

Send as Postcard

директору музея "Исаакиевский собор" Г.П.Бутикову удалось доказать сначала руководству города, а затем и чиновникам Министерства культуры историческую и художественную ценность этого храма. Он же ходатайствует о передаче памятника своему музею в качестве филиала, для проведения реставрационных работ и открытия в будущем музея.
Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение № 535 "Об организации филиала музея "Исаакиевский собор" в здании бывшего храма Спаса на крови". Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.
К этому времени храм Воскресения Христова находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
Сначала был выполнен большой объем общестроительных и инженерных работ, без которых реставрацию начинать было невозможно. Параллельно научные сотрудники музея изучали архивные материалы по Спасу на крови, и не только в Ленинграде, но и в Москве, Свердловске и Барнауле. Для определения состояния декоративно-художественного убранства памятника и выдачи рекомендаций по реставрации заключались договоры с институтами и научно-исследовательскими лабораториями.
Непосредственно к реставрации приступили только в 1980 году.
Первый этап научно-реставрационных и восстановительных работ был завершен 19 августа 1997 года, и музей-памятник "Спас на крови" открыл свои двери для посетителей. Основа его экспозиции — архитектура и художественно-декоративное убранство.
В силу своей специфики музей экспонирует произведения культового искусства, гармонично сочетающие в себе художественно-информационную и мемориальную ценность.
Экспозиция музея "Спас на крови" — одно из средств познания отечественной истории и культуры.

GuruMustSee.ru

Он видит свою задачу в раскрытии исторической и художественной ценности собора, позволяет нашим современникам испытать чувство сопричастности к отечественной истории и культуре.
Храм Воскресения Христова — единственный сохранившийся в Петербурге памятник императору Александру II.
Трагические события 1 марта 1881 года нашли свое отражение не только в сени храма-памятника, но и в здании ризницы, где уже несколько лет работает выставка "Император Александр II. 1818-1881", посвященная погибшему императору.
Ближайшие задачи государственного музея "Спас на крови" — восстановление прежнего статуса историко-мемориального комплекса.

История создания
В Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание удивительное здание храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Его разноцветные эмалевые купола господствуют над окружающими сооружениями, и вместе с куполом Исаакиевского и шпилем Петропавловского соборов создают архитектурный акцент в панораме центральной части города.
Освященный в честь праздника Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века.
Собор возвели на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Это дало храму второе, более часто употребляемое название — "Спас на крови".
Изначально этот собор возводился как храм-памятник, мемориал на месте смертельного ранения императора.
Александр II Освободитель был, бесспорно, одним из выдающихся государственных деятелей России. Его социальные, военные, экономические реформы, строительство железных дорог в невиданных прежде масштабах, освобождение крестьян от крепостной

Местоположение: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2Б

Ближайшие станции метро: Невский проспект, Гостиный двор

Режим работы, часы работы: ПН, ВТ, ЧТ, ПТ, СБ, ВС с 10:30 до 18:00; выходной день — среда.

Цена билета: 50 рублей — для лиц младше 18 лет, пенсионеров и студентов очных форм обучения; все остальные категории граждан — 250 рублей.

Телефон: +7-812-315-16-36

Описание Спаса на крови:

Спас на крови — это уникальный памятник архитектуры, храм Воскресения Христова в центре Санкт-Петербурга. Спас на крови расположен на набережной канала Грибоедова рядом с Невским проспектом, Казанским собором, Русским музеем и другими популярными достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Спас на крови, возведён на месте гибели русского императора Александра Второго. 1 марта 1881 года на месте настоящего Храма Воскресения Христова произошёл взрыв от разорвавшейся бомбы, брошенной польским террористом-смертником в императора, от чего он скончался на месте. Название Храма — Спас на крови — означает пролитую кровь императора. Сын погибшего императора император Александр Третий пожелал построить храм на месте гибели отца в исконно русском стиле в противовес западным тенденциям в строительстве, как это было принято в Петровскую эпоху. За образец в строительстве Спаса на Крови был взят храм Василия Блаженного в Москве на Красной площади возле Кремля.

Фотография. Спас на крови, ранняя осень в Санкт-Петербурге.

Спас на крови — это памятник архитектуры конца 19 века, начала 20 века. Строительство Храма продолжалось целых 20 лет с 1887 года по 1907 год. Проектные работы произвёл русский архитектор А.А. Парланд. Все главы собора выполнены в виде луковиц, украшенных ювелирным покрытием. Высота центрального шатра Спаса от земли до верхней точки креста — 81 метр. Количественное значение высоты символизирует год смерти императора Александра II (1881). Цокольная часть здания облицована карельским гранитом, а в нишах цокольного этажа установлены 20 досок норвежского тёмно-красного гранита, на которых перечислены все дела Александра II у власти.

Фотография.

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Луковички Спаса на крови.

Внутренние стены Храма Воскресения Христова — уникальная коллекция мозаик общей площадью 6560 квадратных метров. Интерьер храма оформляли мастера из Академии художеств и иностранные специалисты. Известные русские художники создавали уникальную коллекцию Спаса на крови: Г.Ф. Батюшков, И.М. Баранов, В.С. Кузнецов, В.М. Васнецов и другие.

В 1930 году Спас подвёргался закрытию и ограблению, ходили слухи о возможном сносе, но в конце концов в стенах храма решили устроить хозяйственные помещения для нужд Малого оперного театра. Во время блокады Ленинграда в главный купол храма попал снаряд, который по счастливой случайности не разорвался и сохранил для гостей и жителей Петербурга возможность любоваться первозданной красотой Спаса на Крови каждый день.

Достопримечательности Санкт-Петербурга рядом: Казанский собор, Невский проспект, Зимний дворец

Все достопримечательности Санкт-Петербурга

Реферат на тему:

Спас на Крови

План:

    Введение

  • 1Билеты
  • 2История
  • 2.1Временная часовня
  • 2.2Архитектурный конкурс
  • 2.3Строительство храма
  • 3История прихода храма
  • 4История после закрытия прихода
  • 5Архитектура и внутреннее убранство
    • 5.1Купола
    • 5.2Внешний вид собора
    • 5.3Внутреннее убранство собора
    • 6Собор в живописи
    • Примечания

      Введение

      Координаты: 59°56′24.58″ с. ш.30°19′42.95″ в. д. / 59.940161° с. ш.30.328597° в. д. (G) (O)59.940161, 30.328597

      Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.

      Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалеку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

      Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.

      1. Билеты

      Возможен бесплатный вход без очереди для туристов, купивших "Карту гостя Санкт-Петербурга".

      2. История

      2.1. Временная часовня

      1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И.И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

      Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

      Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

      2.2. Архитектурный конкурс

      Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

      Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.

      После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 года.

      2.3. Строительство храма

      Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года.

      Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 августа 1907 года в присутствии Императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

      27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

      При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

      3. История прихода храма

      Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании . Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.

      6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).

      С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.

      В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

      В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.

      С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

      С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

      С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого оппозиционного течения в Русской Церкви, отвергавшего «Декларацию» Патриашего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

      30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.

      4. История после закрытия прихода

      В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

      В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

      В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

      19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей.

      23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

      5. Архитектура и внутреннее убранство

      5.1. Купола

      В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

      В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

      5.2. Внешний вид собора

      Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

      В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

      5.3. Внутреннее убранство собора

      Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В.А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие художники, как В.М Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

      6. Собор в живописи

      • Семенов А. Ленинградский мотив. 1974

      • Семенов А. Ленинградские мосты. 1977

      Примечания

      1. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО С.-ПЕТЕРБУРГУ СП "ИКАР", 1991 Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1, стр. 212
      2. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. СПб.: Изд-во Чернышёва, 1994, с. 99-104.
      3. Шульц С. С. Храмы С.-Петербурга (История и современность): Справочное издание. СПб.: Глагол, 1994, С. 58.
      4. Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови». СПб., , С. 42, 66.
      5. 123 Бохонский Д. Жизнь и труды профессора протоиерея П. И. Лепорского // Христианское чтение. 2003. № 22.

        Россия, Санкт-Петербург: Храм Спаса-на-Крови — храм-памятник на месте цареубийства

        С. 57–68. — www.spbda.ru/journal-22-2003

      6. Собор Воскресения Христова (Храм Воскресения на Крови) Екатерининский канал — www.petergen.com/bovkalo/kl/spburgvhek.html

      Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.

      Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883

      Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Западный фасад

      Внутреннее убранство восточной части храма

      Спас-на-Крови

      Апсида алтаря храма

      Мозаики на стенах храма

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *