Города и Страны

Николо Бабаевский Монастырь

Николо-Бабаевский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ярославская митрополия, Ярославская епархия, Некрасовский благочиннический округ

Наместник — архимандрит Борис (Долженко)

Храмы монастыря:
Церковь Иоанна Златоуста
Церковь Николая Чудотворца
Церковь Иверской иконы Божией матери
Надвратная церковь Успения Пресвятой Богородицы

nikolo-babaevskiy@yandex.ru(48531) 4-23-55http://babayki.orthodoxy.ruАдрес:Россия, Ярославская область, Некрасовский район, поселок городского типа Некрасовское,ул. Волжская, 11 Идет загрузка …
История:
Расположенный у реки Солоница на пути из Костромы в Ярославль, современный поселок Некрасовское, в прошлом именовался посад Большие Соли, а еще раньше — Соль Великая. Места здешние издавна славились богатыми запасами соли, от которой и произошли названия реки и посада. Из первых летописных упоминаний о Великой Соли видно, что поселение существовало ещё с начала 13 века во владении великого княжества Владимирского.
В первое время Большие Соли строились на левом берегу реки Солоницы. Там же велась торговля, были таможня и тюремный дом. По преданию эта сторона носила название Егорьевская. Население посада состояло из посадских, торговых, ремесленных и пашенных людей. Позднее торговля была перенесена на правую — Борисоглебскую сторону реки Солоницы, и строительство домов активно стало вестись на возвышенной части берега.
В 1583 году Иван Грозный дарит Большие Соли купцу Семену Строгонову за заслуги в освоении Сибири.
В 1693 году Петр 1 пожаловал Большие Соли переславскому Горицкому монастырю.
В 1761 году по прошению жителей посада императрица Елизавета приказала отобрать Большие Соли у Горицкого монастыря.
В конце 17 века Большая Соль была приписана к Костромской губернии.
В конце 19 — начале 20 веков Большесольским посадским главою являлся купец В.А.Охлобыстин.
Поселок в настоящее время является административным центром Некрасовского муниципального района Ярославской области.
Но не только добычей соли знаменита земля Некрасовская. В этих краях жили: А. М. Опекушин – автор памятника А. С. Пушкину в Москве; С. А. Воротилов – автор проектов трёх храмов в городе Нерехта и проекта ансамбля Костромского Кремля; В. И. Касторский – певец Мариинского театра в г. Санкт-Петербурге; А. А. Блохин – первооткрыватель башкирской нефти. И, наконец, поэт Н. А. Некрасов, именем которого и был назван район…
Бабайский (Николо-Бабаевский) монастырь — действующий мужской монастырь в посёлке Некрасовское Ярославской области.
Основан в XV веке у впадения в реки Солоницы в Волгу в месте, называемом Бабайки (здесь на берегу складывали одноименные весла для сплава леса), рядом с селом Большие Соли, между Ярославлем и Костромой. Причиной основания послужило обретение здесь в XIV веке иконы Николая Чудотворца, приплышей на одной из бабаек. Первоначально икона была помещена в дубовой роще к югу от будущего монастыря. Известно, что царь Алексей Михайлович пожаловал ему мельницу. К началу XVIII века имел многочисленные вотчины в Костромской губернии. В 1719 году в монастыре случился серьёзный пожар; сгорела большая часть монастырского имущества и архива. В 1764 году, согласно манифесту Екатерины Второй, причислен к сверхштатным.
В Бабайском монастыре неоднократно бывал Николай Некрасов, чьё детство прошло неподалёку, на противоположном берегу Волги — в сельце Грешнево. Монастырь упомянут поэтом в стихотворении «Горе старого Наума»: «Вблизи — Бабайский монастырь, село Большие Соли…»
Сохранившиеся здания монастыря (главным из них был Никольский собор) выстроены в XIX веке. В 1861-1868 годах здесь жил на покое св. Игнатий (Брянчанинов), благодаря которому были изысканы средства на ремонт существующих строений и постройку храма Иверской Божьей Матери. Здесь он вёл уединённую молитвенную жизнь, создал многие известные сочинения («Приношение современному монашеству», «Отечник» и др.), продолжал переписку с духовными детьми. После кончины (1868) он был похоронен у малой больничной церкви Сергия Радонежского.
Упразднён Николо-Бабаевский монастырь был в 1919 году.

Николо-Бабаевский мужской монастырь

Некоторые монастырские документы были переданы в Москву (сейчас — в РГАДА). На месте бывшего монастыря в советское время расположился детский костнотуберкулёзный санаторий. В 1988 году, после канонизации Игнатия Брянчанинова, его мощи были перенесены в ярославский Толгский монастырь, где сейчас и находятся.
Сам монастырь был возрождён в 1998 году.

Николо-Бабаевский мужской монастырь.
Некрасовский посёлок.

Местоположение Николо-Бабаевской обители весьма красиво: она стоит на возвышенном правом берегу реки Волги, при впадении в нее реки Солоницы, на полпути от Костромы к Ярославлю, недалеко от села Большие Соли и поселка Некрасовского. В весенний разлив вода доходит до самых стен монастыря, и тогда здания его кажутся стоящими на воде или на острове.

Красота здешних мест поразила монахов московского Николо-Угрешского монастыря, владевших расположенными неподалеку соляными варницами, и они в конце XIV столетия заложили новый монастырь. Первый храм во имя св. Николая Чудотворца был освящен в 1375г. самим преп. Сергием Радонежским, во имя которого позднее в нем был устроен придел. В 1650г. построили существовавший в обители вплоть до 1930-х гг. соборный храм св. Николая. Над Святыми вратами помещался храм Успения Пресвятой Богородицы.

По другим же преданиям, Никольская обитель основана была лишь в XVI веке. Как бы там ни было, но в XVII веке монастырь был уже весьма благоустроен и привлекал к себе внимание значительного числа почитателей, и сам Государь Алексей Михайлович лично щедро жаловал монастырь.

Несмотря на различные мнения о времени основания монастыря, все предания сходятся в одном: появление этой обители связано с чудотворным образом св. Николая, явившегося на бабайках. «Бабайки» — это большие весла, использовавшиеся вместо руля при сплаве леса по рекам Волге и Шексне. Когда лесопромышленники заводили плоты в устье реки Солоницы, бабайки, или весла, были им не нужны, и их складывали в пользу монастыря. На такой бабайке и явилась древняя чудотворная икона св. Николая Чудотворца — главная святыня обители. Издревле этот чудотворный образ привлекал к себе богомольцев. Жители как близлежащих городов, так и окрестных сел прибегали к молитвенной помощи святителя у этого образа. Установилась традиция торжественно носить эту чудотворную икону из монастыря в Кострому и Ярославль. В каждом из этих городов икона находилась ежегодно в зимнее время от трех до четырех недель.

Особой страницей в истории Николо-Бабаевского монастыря было пребывание в нем известного русского богослова и аскетического писателя XIX века – святителя Игнатия Брянчанинова.

Впервые св. Игнатий посетил это место в 1847г., когда, будучи еще архимандритом и настоятелем Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом он был освобожден от управления пустынью и для поправления подорванного здоровья приехал в этот тогда удаленный и малопосещаемый монастырь. Святителю полюбилась эта обитель – и по причине климата, благотворно повлиявшего на его здоровье, и по причине уединения монастыря. Летом 1861 года, уже, будучи епископом Кавказским, святитель подал прошение об увольнении на покой по причине плохого здоровья. Он попросил себе настоятельство в Николо-Бабаевском монастыре. Просьба его была удовлетворена.

Приехав сюда 13 октября 1861г. с группой своих учеников и сподвижников, владыка нашел хозяйство монастыря в немалом упадке: многие здания обители обветшали, в том числе и соборный храм. Благодаря жизненному опыту святителя и энергии его помощника и духовного сына игумена Иустина быстро удалось преодолеть хозяйственные трудности и осуществить необходимые восстановительные работы. Уже в 1862г. началась подготовка к строительству нового здания собора в честь Иверской иконы Божией Матери по особому проекту, благословленному святителем и рассмотренному и одобренному самим Государем.

Труды святителя по благоустройству обители после его кончины продолжил его ученик и бывший келейник архимандрит Иустин. Благодаря его усилиям и брата почившего святителя – Петра Александровича Брянчанинова были изысканы необходимые средства и завершено строительство и благоукрашение собора в честь Иверской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось по завершении всех работ только 8 сентября 1877г.

Иверский собор – уникальное архитектурное сооружение – представлял собой двухэтажный храм, в котором на верхнем этаже помимо главного придела располагались еще два – в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен в 1893 г.) и мученицы Александры. Нижний храм освящен был в честь Рождества Христова, внизу были расположены также приделы в честь Сретения Господня и в честь священномученика Игнатия Богоносца. Купол храма, выполненный в форме архиерейской митры, был украшен изображениями наиболее чтимых икон Пресвятой Богородицы.

Обитель неоднократно подвергалась нападениям грабителей, была опустошаема пожарами, но вновь восстанавливалась. Множество знаменитых русских боярских родов: князья Сицкие, Хилковы, Львовы, Голенищевы-Кутузовы, Салтыковы, Хитрово, Чоглоковы и другие — благотворили монастырю, цари и патриархи были его вкладчиками. К концу XIX века монастырь достиг своего полного благоустройства. Здесь было четыре храма: двухэтажный каменный собор, посвященный Иверской иконе Божией Матери, Нерукотворному образу Спасителя, Рождеству Христову и Сретения Господня; вторая церковь теплая, во имя св. Николая Чудотворца; третья — во имя св. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского; четвертая — в честь Успения Божией Матери.

Главными святынями монастыря являлись три чудотворные иконы: св. Николая Чудотворца, Иверской и Казанской иконы Божией Матери.

С приходом к власти богоборцев Николо-Бабаевский монастырь в 1920-х гг. был закрыт и разорен. Все святыни монастыря, включая древний чудотворный образ св. Николая, бесследно исчезли. Территория монастыря стала использоваться для различных советских учреждений. Богоборцам трудно было переносить присутствие здесь сооружений, свидетельствующих о вере Христовой слишком явно, поэтому и храм Святителя Николая, и Иверский собор, несмотря на их неоспоримую архитектурно-историческую ценность, были взорваны и стерты с лица земли… В годы войны 1941-1945 в святых стенах был расквартирован госпиталь, позднее в монастырских зданиях размещались дом престарелых и детский дом, колония для малолетних преступников и детский туберкулезный санаторий.

После закрытия в 80-х гг. противотуберкулезного стационара, располагавшегося на территории монастыря, бесхозные монастырские строения быстро стали разрушаться и разворовываться. В этой ситуации руководство Ярославской епархии приняло решение о поднятии мощей св. Игнатия. Мощи святителя в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. были подняты и перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле, где почивают открыто и по сей день.

Со временем в разрушенных и полуразрушенных монастырских зданиях поселилась братия вновь открытого монастыря, она малочисленна и не превышает десяти человек. С 1998 г. монастырь вновь становится действующим. В настоящее время идет и не прекращается ни на день работа по восстановлению всей обители. Вновь восстановлен и действует храм в честь преп. Сергия и св. Иоанна Златоуста, в котором почивали мощи святителя Игнатия, активно реставрируются помещения настоятельского корпуса, того самого корпуса, где располагались келии святителя.

Огромно значение монастыря для русской духовной культуры. Известные русские духовные писатели именно здесь испытывали особое вдохновение и трудились над своими сочинениями. Например, вышеупомянутый Св. Игнатий (Брянчанинов), великий церковный учитель, живя в обители в 1847-1848гг. и с 1861 по 30 апреля 1867г. и возрождая традиции духовного окормления мира в монастыре, написал монументальные труды: «Приношение современному монашеству» и «Отечник», а также множество назидательных писем.

Некрасовское. Николо-Бабаевский монастырь.

Здесь же свою первую книгу пророчеств о судьбе России, «мудрую и премудрую», закончил прозорливый монах Авель (1757- 1841). В 1906г. шесть месяцев провел в монастыре известный русский духовный писатель С.А. Нилус. Здесь в 1908г. состоялась его встреча с «дорогим Батюшкой», св. прав. Иоанном Кронштадтским, чудотворцем, благословившим его на занятия духовными сочинениями. Здесь же произошла встреча Нилуса с будущим его духовным цензором, тоже духовным писателем, известным редактором Троицких листков, епископом Вологодским Никоном (Рождественским).

В настоящее время на покое в обители находится Архиепископ Михей (Хархаров), управлявший с 1993 по 2002г. Ярославской епархией, а с мая 2003г. в Николо-Бабаевский монастырь почислен на покой с проживанием Митрополит Симон (Новиков), управлявший Рязанской епархией с 1972 по 2003г. Владыка Симон избрал себе местом пребывания этот монастырь так же, как полтора века назад святитель Игнатий Брянчанинов. В этом посещении монастырь видит только благо. Владыка Симон — известный архиерей и церковный деятель, его пребывание оказывает духовное воздействие на пребывающих в монастыре. Он автор Богословских трудов “Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета”, “Святитель Василий, епископ Рязанский”, “Святая гора Афон”, и множество других. Находясь на покое в Николо-Бабаевской обители, владыка не скрывает, что начал серьезное исследование творений Святителя Игнатия Брянчанинова и будет способствовать их распространению в мире.

Настоятель Николо-Бабаевского мужского монастыря — игумен Борис (Долженко Борис Михайлович).

Мы, потомки, должны почитать эти места, потому как они были освящены пребыванием в них мужей духоносных.

Золотые Купола Ярославии — Фонд помощи ярославской епархии русской православной церкви

Добавить фото Редактировать страницу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *