Города и Страны

Мыс Капчик Крым

Загадочный мыс в Крыму часто называют Ящерицей, уж очень он своими очертаниями похож на сползающего с берега дракона, пьющего морскую воду.

Даже камень-ушко торчит на «голове». Узкая каменистая коса с куполообразным холмом на самой окраине выдаётся в море на 300 м, разъединяя Голубую и Синюю бухты.

Мыс Капчик образован древними коралловыми рифами, таящими множество загадок в своих подземельях. В начале прошлого столетия некоторые открыл князь Лев Голицын, которому принадлежали земли в окрестностях современного посёлка Новый Свет. Тропа Голицына спускалась вдоль хребта каменной рептилии к входу в Сквозной грот-тоннель длиной около 80 метров, облагороженного по приказу князя и перестроенного в арку. Щелевидный тоннель разделяется на два коридора, обращённые к Синей бухте. К юбилею князя в пещере устроили банкетный зал и установили разноцветные витражи, выход их галерей оборудовали лестницами. До начала нынешнего века по Сквозному гроту прогуливались туристические группы, любуясь световыми эффектами витражей, пока не случился камнепад в тоннеле с несчастным случаем, и Сквозной грот закрыли для визитов туристов.

В недрах мыса Капчик – подземное озерцо, мелкие пещеры, в которых, как передают народные пересказы, прятали свои богатства контрабандисты и пираты. Кто знает, какие тайны хранит мыс Капчик, может, клады до сих пор ждут своих искателей.

Достопримечательности поблизости мыса Капчик

Синяя (Разбойничья) бухта известна угрюмой молвой: рассказывают, что в древности пираты и разбойники подкарауливали здесь торговые суда, идущие в Солдайи, топили и грабили их. Драйверы утверждают, что каменистое дно залива перенасыщено остатками грузов затонувших кораблей, надёжно спрятанных зарослями водорослей, придающих волнам тёмно-синюю окраску.

Гора Орёл (Коба-Кая) с Голицынским гротом возвышается над Синей бухтой на высоту 165 м, нависая над волнами отвесным утёсом, у основания которого вымыта морскими волнами пещера-грот, именуемый Голицынским или Шаляпинским, хотя пребывание известного певца в Новом Свете подвергается сомнениям.

Мыс «Капчик»

Князь Голицын определил, что недра Коба-Кая круглогодично одной температуры, поэтому распорядился вырубить штольни-погреба протяжённостью почти 7 км для хранения знаменитых голицинских вин.

Для спелеологов представляет интерес подводная пещера с пресным озером и красивейшими натёками – сталактитами и сталагмитами, которые можно увидеть, проникнув в подземелье со стороны моря.

Голубая бухта, Царский пляж и гора Караул-Коба. Укромная полоска пляжа, закрытая от посторонних глаз холмами, когда-то служила местом купания для царской семьи, а в 1912 году здесь отдыхал и купался сам император Николай II. Дно бухты укрыто сланцевыми породами, придающими характерный лазурный цвет воде, настолько чистой, что виден каждый подводный камешек.

С противоположной стороны от мыса Капчик бухту ограничивает гора Караул-Оба с остатками боспорской крепости на западном склоне. Известняковый массив – составная часть ботанического заказника, созданного в окрестностях Нового света для сбережения уникальной реликтовой рощи сосны Станкевича – эндемика Крыма, и парковой зоны древовидного можжевельника.

Неподалёку от мыса Капчик находится музей истории виноделия организован в голицынской усадьбе, в народе называется Дом князя Голицына. Особняк не отличается особой роскошью, князь предпочитал простоту интерьера и быта. Экспозиция музея состоит из трёх частей: история рода Голицыных, включая документы и предметы, повествующие о Льве Сергеевиче, как о личности, внесшей неоценимый вклад в процветание Крыма; вторая часть представляет собой сведения об истории виноделия на крымских землях; последние залы посвящены технологии изготовления игристых вин. Посетителям музея предоставляется возможность побывать в знаменитых голицынских погребах на дегустациях, устраиваемых Домом шампанских вин «Новый свет».

Где остановиться

Мыс Капчик – яркая достопримечательность урочища Новый Свет с одноимённым посёлком, который имеет массу возможностей по размещению туристов.

Отдых в Новом Свете сопровождается комфортным поселением в гостиницах «Тихая гавань», «Катран», «Весёлая Скорпена», «Можжевеловая роща», отеле «Князь Голицын», виллах «Цветок сакуры» и «Японский сад камней» с ценовыми предложениями от 35 до 130 у.е., экскурсиями на мыс Капчик и гору Коба-Кая с посещением Музея виноделия, пляжными процедурами у бухт с кристально-чистыми водами, морскими прогулками на катере.

Как добраться до мыса Капчик

Россия, Крым, Городской округ Судак, пгт. Новый Свет

Координаты (G): 44°49′00″ с. ш. 34°54′32″ в. д.

От мыса Капчик до посёлка Новый Свет ведёт вырубленная в известняковой породе Тропа Голицына.

Из Симферополя от автостанции на Привокзальной площади отправляются маршрутные такси до Нового Света (количество рейсов ограничено) и до Судака (через каждые полчаса). Стоимость проезда порядка 100-130 рублей по живописной трассе, время в пути – примерно 2 часа. Из Судака до Нового Света городские маршрутки курсируют часто и расстояние в 7 км преодолевают в течение 10 минут, цена билета – 14 рублей.

Через Керченскую переправу трансфер Анапа – Судак обойдется в 350 рублей, из Краснодара в Судак проезд 750 рублей.

 
Первый Курильский пролив (всего проливов между островами Курильской гряды, соединяющих Охотское море с Тихим океаном, — 26) разделяет Камчатку (мыс Лопатка) и самый северный остров Курильского архипелага — Шумшу.

Длина пролива около 15 км, минимальная ширина — 12 км, глубина — до 32 м. Координаты: 50° 51”06" с. ш., 156° 34”08" в. д.
C 1875 по 1945 годы по проливу проходила российско- и советско-японская граница. Ныне пролив находится в акватории Сахалинской области и Камчатского края, являясь административной границей между субъектами РФ.
В северных Курильских проливах вода поступает из Тихого океана в Охотское море, за исключением Второго Курильского пролива, где течение в основном направлено из Охотского моря в Берингово.
В навигационном отношении все Курильские проливы опасны для судовождения, но наиболее сложным считается Первый. Там постоянны ветры, дожди и метели, туманы, течения, сулои и водовороты, высокие волны и зыбь. Нередкие землетрясения вызывают цунами, волны которых могут достигать 14-метровой высоты.
В то же время Первый Курильский пролив наиболее удобен для перехода судов с западного побережья Камчатки на восточное и используется в этих целях с XVIII века. Тогда опорной базой русских географических исследований в северо-восточной части Тихого океана был Нижнекамчатск и переходы судов из Охотска и Усть-Большерецка в устье реки Камчатки стали регулярными.
Для парусных судов пролив был сложным препятствием. Рифы и подводные камни близ Лопатки, неблагоприятные погодные условия стали причиной гибели многих судов. В 1801 году Российская Адмиралтейств-коллегия даже издала специальный указ, запрещавший плавание Первым Курильским проливом. Наиболее безопасным был признан проход Четвёртым Курильским проливом, отделяющим острова Онекотан и Маканруши от островов Парамушир и Анциферова. Длина этого пролива около 30 км, минимальная ширина 1,5 км, максимальная глубина — свыше 1110 м.
Риск

Тем не менее, многие капитаны рисковали и предпочитали более короткий путь близ мыса Лопатка. Камчатский писатель и краевед Валерий Мартыненко в книге «Камчатский берег. Историческая лоция» (1991 г.) указывает, что 27 октября 1806 года в Первом Курильском проливе погиб галиот «Охотск», шедший из Охотского порта в Петропавловскую гавань. Спустя пять лет у острова Шумшу потерпел крушение транспорт «Феодосия», направлявшийся из Охотского порта в Нижнекамчатск с ценным грузом и пассажирами, среди которых были женщины и дети. Оставшиеся в живых провели зиму на Шумшу, питаясь выброшенным провиантом и охотой. Весной специальное судно перевезло их в Охотск.
Когда в 1875 году царское правительство отдало Японии весь Курильский архипелаг в обмен на южную часть Сахалина, все Курильские проливы, кроме Первого, стали для российских судов недоступными. Уже в советское время, ранним утром 14 июня 1920 года, охранный крейсер «Командор Беринг», следовавший из японского порта Хакодате в Петропавловск, сел на подводные камни в районе Лопатки. Среди пассажиров этого инспекционного судна, охраняющего котиков и каланов мыса Лопатка, находились 6 участников знаменитой «Шведской Научной Камчатской экспедиции» (1920–1922 гг.), организованной Шведским Географическим обществом.
Вот как описывает это крушение в своей книге «По дикой Камчатке» (1932 г.) руководитель экспедиции Стен Бергман:
«…в половине седьмого нас разбудил ужасный грохот. Судно наскочило на подводную скалу. Все побежали на палубу, где наступило всеобщее смятение. Вода начала заливать машинное отделение и трюм.

Новый Свет. Крым, июнь 2018

Во время ужасного столкновения со скалами последние, очевидно, пробили днище судна…
К счастью, до юго-западного берега Камчатки было лишь пять километров. Когда шлюпки наполнились людьми, узлами и чемоданами, они пошли к берегу.
…Мы вышли на берег около безлесной, бедной на охотничьи трофеи южной оконечности Камчатки, т. е. около мыса Лопатка. Были только нерпы и морские птицы в море и несколько сурков на земле. С аппетитом мы ели мясо нерп, бакланов и сурков.
… Берег был голым и совсем без деревьев. Большие скопления снега доходили до самой воды, хотя было уже 14 июня. Деревянный крест в тундре говорил о том, что мы не первые на этом месте.
…С печалью в сердце нам пришлось оставить «Командор Беринг», успев спасти не более чем несколько быстро найденных ценных вещей — микроскопы, некоторые метеорологические инструменты, несколько штук оружия и фотокамер.
…На пустынном берегу находились 53 человека с потерпевшего аварию судна, окруженные узлами, ящиками и чемоданами.
…Маленькая русско-шведская колония выглядела со стороны достаточно странной. Лагерь состоял из десятка палаток. Над палаткой большевистского комиссара Воловникова реял красный советский флаг, на котором можно было прочитать: «Да здравствует демократическая республика!».
…Судовая собака, которая находилась на судне со времени его спуска на воду, что произошло 15 лет назад, и три свинки, брошенные в спасательную шлюпку, теперь имели право ходить совершенно свободно и способствовали повышению настроения, веселили нас.
…Более дискомфортное место, чем юго-западный берег Камчатки, едва ли можно найти на всём полуострове. Это обычное место для штормов, дождей и туманов».
Потерпевшие кораблекрушение разбили на Лопатке лагерь (команде удалось перевезти с судна все палатки, брезенты и чехлы), в котором прожили 10 дней. 25 июня 1920 года их вместе с частью спасённого багажа доставили в Петропавловск два японских миноносца.
Буквально на днях мне удалось посмотреть полуторачасовой фильм, снятый шведской экспедицией. Там есть кадры, запечатлевшие место кораблекрушения. Палатки, ящики с оборудованием, костры… Особенно умилили три беззаботно бегающих поросёнка, спасённых с тонувшего судна, о которых упоминал Бергман.
В 1933 году сел на прибрежные камни мыса Лопатка пароход «Камо».
Маяк
Стало ясно, что Первый Курильский пролив, не оборудованный в то время никакими навигационными средствами, представляет серьёзную опасность для мореплавания. Поэтому в 1933 году в двух километрах от оконечности мыса на единственной там возвышенности была установлена деревянная восьмиугольная башня с автоматическим ацетиленовым фонарем. Фонарь, расположенный на высоте 52,7 метра над уровнем океана, имел дальность видимости до 10,5 миль.
В 1957 году на месте старого деревянного маяка, была установлена световая башня нового сооружения, исправно работающего и сегодня.
Маяк представляет собой круглую чугунную башню высотой 29 метров с  красными и  белыми горизонтальными полосами. Над уровнем моря его световой аппарат расположен на высоте 73 метров.
Характеристика маяка, данная в морских лоциях, представляет вот такую аббревиатуру: Бл Дл Пр (2) 15с 22М. Для моряков это вполне понятно и говорит о том, что цвет огня маяка белый, длительно-проблесковый с двумя проблесками в группе, продолжительность пауз между проблесками — 15 секунд, дальность видимости огня — 22 мили. Маяк также оборудован туманной звуковой сигнализацией и радиомаяком. Его круглосуточно и круглогодично обслуживает вахта профессионалов-маячников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *