Города и Страны

Музей Тюремного Искусства

Это учреждение является, пожалуй, одним из наиболее интересных музеев Углича. «Запретная зона» была открыта в этом городе летом 2004 года. С тех пор музей снискал популярность как у местных жителей, так и у гостей города.

В музее бросается в глаза макет тюремной камеры – с нарами, лавкой, умывальником, сосудом для испражнений, столом и находящейся на нём посудой и другими предметами. Это малый зал музея. Здесь можно увидеть восковые фигуры заключённых, одетые в полосатые робы. Любопытный факт: фигуры заключённых были выполнены с реальных прототипов. Это музейное помещение воссоздаёт тюремные реалии. В комнату можно заглянуть сначала через глазок, находящийся в двери с замками и засовами, увидев камеру такой, какой её видит тюремный надзиратель во время осмотра. Затем предоставляется возможность очутиться внутри. После рассказа экскурсовода можно и самому переодеться в робу и сделать в этом месте снимок на память. Следует отметить, что фото- и видеосъёмка в этом музее разрешены за дополнительную плату.

Однако в первую очередь этот музей достоин посещения, безусловно, благодаря находящейся здесь коллекции вещей, к изготовлению которых приложили руки заключённые. Впечатляет широкий спектр предоставленных здесь вниманию предметов, которые располагаются за стёклами витрин и сгруппированы по технике исполнения и своему назначению. Так, здесь можно увидеть, например, изъятое в процессе обыска оружие (как холодное, так и огнестрельное), при изготовлении которого были использованы разнообразные подручные средства – в их числе трубы, пластмассовые корпусы зажигалок, ложек из алюминия.

Различные технические приспособления, выставленные здесь, способны удивить мастерством их изготовителей: прибор для нанесения татуировок (при его создании использовалась механическая бритва), электрические кипятильники, тройники, даже настоящий радиоприёмник. Тут можно увидеть в том числе и самогонный аппарат. Но, справедливости ради, стоит отметить, что он был изготовлен не в тюремной камере, а на поселении.

Некоторые экспонаты этого музея заслуживают отдельного внимания в том числе потому, что предоставляют возможность посетителям лучше понять, каким образом устроен быт в исправительном учреждении и в чём заключается его специфичность. Тут можно ознакомиться, например, с так называемым «бросом», который представляет собой перекрученную пластиковую бутыль, служащую ёмкостью для спирта – её перекидывали заключённым через забор. Характерным предметом из быта исправительного учреждения, который также можно увидеть здесь, является чифир-бак – посуда, предназначенная для приготовления чифира, очень крепкого напитка из высококонцентрированной заварки чая, популярного в тюремной среде.

Ещё один характерный атрибут тюремных условий – это письма, которыми заключённые обмениваются с близкими им людьми, находящимися на воле. Подобные экспонаты представлены здесь с соответствующей подписью из уголовного жаргона – «малявы». Также тут можно увидеть, какого рода справки выдают тюремным заключённым после их освобождения.

Любопытно выглядят предметы, призванные разнообразить досуг заключённых: чётки, изготовленные из различных материалов, шашки, шахматы и нарды.

Углич. Музей тюремного искусства «Запретная зона»

Особняком среди экспонатов музея выглядит самодельная гитара, корпус которой выполнен из папье-маше, дека сделана из доски, струны – из кордной нити, а роль колков играют шурупы. Интересно, что при игре на этом инструменте можно услышать жалобные звуки, напоминающие плач. Интерес представляет и набор карт, при изготовлении которых использовались опубликованные в газетах изображения различных политических деятелей.

Достаточно широко представлена серия экспонатов, представляющих собой арт-объекты, созданные заключёнными. В их числе можно увидеть, например, сувениры, выполненные из самых разных материалов: смесь хлебного мякиша с солью и пеплом, дерево, проволока, ткань и т.п. Любителей живописи наверняка заинтересуют в этом музее картины, в которых отобразились различные темы и жанры: здесь можно увидеть как портреты, так и, например, пейзажи. Например, на одном из портретов с подписью «Дорогой доченьке Наташе» изображена дочь заключённого. Любопытно, что портрет выполнен на тюремной простыне. Интересна технология создания этой картины: она была написана тушью, а после завершения нанесения рисунка ткань смочили солёной водой – таким образом изображение «закрепилось». Рисунок также может быть изображён на определённой поверхности посредством использования различных материалов: масло, проволока, шариковые ручки, металлическая стружка, каменная крошка.

Особенной популярностью в тюремном искусстве, как можно увидеть, пользуется религиозная тематика. Тут можно увидеть иконы, которые отличаются очень чёткой прорисовкой, а также значительным количеством мелких элементов. Один из здешних образов обрамлён в медный оклад, инкрустированный посредством битого стекла. Один заключённый из северной колонии выжег образ Сикстинской Мадонны на крупном листе фанеры, сделав это при помощи раскалённого гвоздя. Другой человек, отбывавший наказание, сумел вырезать из дерева миниатюрную модель храма с иконостасом. Любопытно, что он сделал это при помощи самодельных стамесок и резаков. Увидеть здесь можно и лик Николая Чудотворца, который автор изобразил с помощью двух шариковых ручек, а также различные другие вещи, в которых отображена религиозная тематика.

Дополнением к уникальному антуражу этого учреждения служит тот факт, что экскурсовод знакомит посетителей с экспозицией, будучи одетым в форму охранника. Любопытно, что здесь можно заказать как экскурсию на обычном языке, так и на жаргоне, что должно ещё больше поспособствовать погружению в атмосферу этого места. Интересным дополнением к экспозиции также служит музейная лавка, в которой можно приобрести специфические товары на память о посещении этого места, например, энциклопедию тюремных татуировок, словарь жаргона. Помимо этого, здесь можно приобрести кружки, тарелки и иные сувениры обыденного характера.

Адрес: Ярославская область, г. Углич, ул. Ольги Берггольц, д. 1/2
Телефоны: +7 (910) 972-80-59; +7 (48532) 2-30-75

Музей тюремного искусства

Музей тюремного искусства «Запретная зона»

Н. М. Ядринцев. Острожная поэзия, музыка и тюремное творчество

Несчастие имеет свою песню; точно так же и острог создал свою поэзию, в которую вложил свое чувство, свою душу и тоску… На тюремную песню нельзя смотреть только, как на развлечение заключенных: она выражает суету тех дум, тех ощущений, которые выносит человек в тюрьме и в неволе. Тысячи людей проводили у нас целую жизнь в тюрьмах, на каторгах и в бродяжничестве; в тюрьме создалась своя гражданственность, свой культ; она имеет свою историю, свои предания: как же она могла обойтись без песни?

Я прислушивался часто к этой песне в летние тихие вечера, когда чувство любви к свободе и воле сильнее пробуждается в груди арестанта при виде зеленеющих полей, темно-синего неба и весело порхающих птиц. В это время с окон острога обыкновенно неслись разнообразные мотивы, то цепляясь друг за друга, то перемешиваясь и дробясь, то сливаясь в общую надрывающую сердце мелодию.

В тюремной песне много горького: ее поют с кандалами на ногах удалые добрые молодцы; в ней переливают они свои воспоминания и соображения о своей судьбе, бездольи, о своем прошлом и будущем. Жизнь тюрьмы, бродяжества, каторги и ссылки живо отражается в ней. Можно сказать, что это вскормленное и взросшее в неволе дитя острога. Острожная песня обнимает собственно особый цикл и не может быть смешиваема ни с какою другою. Есть множество песен о тюрьме и наказании, созданных народом, вне острогов и тюрем; но прямо острожная песня разнится от них настолько, насколько ощущения людей свободных при виде тюрьмы разнятся от ощущений и взгляда на нее людей, сидящих в ней. И г. Максимов, включив именно эти древненародные песни о казни и тюрьме в число арестантских, — по нашему мнению, допустил большую ошибку.

Конечно, в тюрьме можно слышать и народные песни, но это потому, что разнообразное ее население приносит в нее с собой знание всевозможных песен, начиная с романсов «Ваньки Таньки», «В одной знакомой улице» и т. д. и кончая древними народными песнями и былинами. Оттого у г. Максимова вошли в число острожных песни об Иване Василиче Грозном и о монастырской казне, песня «Уж ты воля моя волюшка дорогая», — которую поет героиня Островского в одной из комедий, — «Гулинька», которая поется в Сибири, — и множество других песен, распеваемых в архангельской губернии и между прочим даже встречающихся в сборнике Сахарова и т. п.; но все это песни не тюремные.

Арестантская песня отличается от всех народных песен своим новейшим складом; она то же самое, что песня мещанская, фабричная, которая носит особую тональность, рифму и подходит к новейшему языку.

Музей тюремного искусства в Угличе

И это естественно: острог представляет всегда более развитое население, население городское, понятия, вкусы, привычки и воззрения которого выше простонародной среды. Известно, что народ, получая некоторое развитие, не довольствуется уже древним содержанием песен и их формами; ему остаются чужды герои и события времен Владимира-Красна-Солнышка и царя Ивана Васильевича Грозного. Его жизнь течет иначе, и потому, чтобы отражать эту жизнь, ему нужна новая песня и новый язык. Славянофилы у нас были очень недовольны, что новые песни, — большею частью мещанского, писарского и лакейского склада, — вытесняют полные художественной образности древние песни; но что же делать, если простой народ наш при своей малограмотности сталкивается с одной мещанской, фабричной и лакейско-писарской цивилизацией, из среды которой выходят его поэты, и вкладывает в свои дубоватые вирши его современную жизнь? Кто виноват, что для изображения этой жизни он не имеет лучших народных поэтов или они ему неизвестны?…

Во всяком случае, переход от древней песни к новейшей, так называемой мещанской, проявляется везде. В недра простого народа входят понемногу песни фабричные, бурлацкие, солдатские, мещанские и т. п. То же самое замечает Риль и в Германии. Так, он говорит, что с переходом некоторых округов к промышленной и фабричной деятельности, древнегерманская поэзия исчезает и заменяется новой. Вследствие этого же закона прежние народные песни из тюрьмы давно вытеснены. Об этом говорит уже Ф. М. Достоевский в «Записках из мертвого дома». Г. Максимов глубоко негодует на замен старой народной песни арестантскою песнею нового склада. Действительно, арестантская песня порою нескладна; она не может сладить ни с размером, ни со стихом; содержание ее бедно, прозаично, — слова часто пошлы; поэтому она иногда может оскорблять вкус наш; но нельзя же быть в ней и взыскательным — хоть потому, что эта песня в той или другой форме изображает действительную жизнь народа, жизнь ссыльно-арестантской среды, ее судьбу, ее горе и радости. Притом недостатки формы, слабость или тривиальность словесного выражения и бедность содержания часто выкупаются музыкою песен, тем чувством и душою, с которыми они поются; поэтому многие свободные люди, прислушиваясь к тюремной песне, несущейся из-за стен острога, всегда находили ее глубоко выразительною. Обратимся теперь к самым замечательным песням остро- га. Самою любимою в острогах песнею является «Собачка» или «Последний день». Как известно, это переделка прощальной песни (Good Night) Чайльд Гарольда, заимствованная грамотным народом, вероятно, из перевода Козлова {5}). В этой песне, приноровленной арестантами к их положению, не звучит того гордого горя, той мужественной тоски, которая проникает последнюю песню байроновского героя, по- кидающего, с гордым хохотом над своею судьбою, постылую родину и силящегося подавить сжимающую его тоску, которая невольно прорывается в его песне; арестантство, на- против, взяло самый нежный и простой мотив ее и запечатлело его одною любовью к покидаемому краю (что вполне соответствует настроению ссыльного); кроме того, варианты этой песни носят следы и тюремного, и ссыльного, и бродяжеского элемента. Вот ее полный вариант, как ее поют арестанты.

Музей тюремного искусства, Углич: отзывы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *