Города и Страны

Музей Сурикова Красноярск

Музей-усадьба В. И. Сурикова — музей, расположенный в доме Василия Ивановича Сурикова.

Музей создан в 1948 году в честь 100-летия со дня рождения художника. Музей расположен на территории усадьбы Суриковых площадью 0,25 гектара в центре Красноярска (Ленина, 98). Выставочная площадь — 357 м², 1300 единиц хранения, из них 92 работы В. И. Сурикова.

История музея

Дом построен в 1830-е годы из лиственницы. Усадьба была типичной для сибирской городской застройки XIX века. На территории усадьбы, обнесённой глухим заплотом, располагается двухэтажный дом с крыльцом со двора, баня по-чёрному, завозня (амбар и конюшня под одной крышей), флигель, построенный братом художника в 1900-е годы. Второй этаж дома сдавался в аренду. Дом незначительно перестраивался в 1895 году.

В этом доме 12 января (по старому стилю) 1848 года родился Василий Иванович Суриков. В 1854 году отца Василия Ивановича перевели на службу в село Сухой Бузим (ныне Сухобузимское) и семья выехала из Красноярска. После смерти отца — Ивана Васильевича — семья вернулась в Красноярск в 1859 году. 11 декабря1868 года Василий Иванович уехал из Красноярска в Санкт-Петербург.

Впервые создать музей В. И. Сурикова предлагалось в 1920-е годы. Но в то время в доме жил младший брат художника — Александр Иванович. В бывшей завозне работала рисовальная школа. В 1926 году на доме была установлена мемориальная доска.

Музей-усадьба Василия Сурикова

Александр Иванович Суриков умер в 1930 году. Часть мебели и некоторые вещи из дома Суриковых была переданы в Красноярский краеведческий музей.

Наследники подарили дом городу. В доме жила семья красноярского художника Дмитрия Иннокентьевича Каратанова, который был первым преподавателем рисовальной школы. Во флигеле создавались и работали различные общественные организации, например, Красноярское отделение союза художников.

Расселение дома Суриковых завершилось в конце 1940-х годов, и 5 июня 1948 года музей открылся. Первое название музея — Дом-музей В. И. Сурикова. В создании музея принимали участие дочери художника.

В первое десятилетие существования музея семья художника передала музею около 30 работ Сурикова («Е. А. Рачковская», «Гребец в красной рубахе», «Портрет Е. Пемовой» и другие). В 1950-е годы Красноярский краеведческий музей передал ранние акварели художника. В 1960-е годы внуки художника передали в музей работы: автопортрет Сурикова 1902 года, «Портрет хакаски» и акварель, изображающую юного брата художника.

В 1970-е годы были проведены реставрационные работы, дому вернули первоначальный облик. Изменилась экспозиция музея — экспонаты расположились в хронологическом порядке, на первом этаже восстановили домашний интерьер сибирского городского дома XIX века.

В 1983 году музей получил статус Музея-усадьбы, были проведены первые Суриковские дни в честь 135-летия художника, внуки художника передали музею 17 работ. В 1988 году Михаил Петрович Кончаловский передал музею 10 работ Сурикова и личные вещи семьи.

В конце 2002 года на территории усадьбы был установлен памятник В. И. Сурикову (скульптор Юрий Злотя).

Выставки

  • Передвижная выставка «Автопортрет в русском и советском искусстве» (Москва, Санкт-Петербург, Киев, 1976 год).
  • Презентация альбома «Суриков и Сибирь» в отделении «Урал, Сибирь и Дальний Восток» (Красноярск, Академия художеств, 1995 год).
  • Юбилейная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения В. И. Сурикова (Государственная Третьяковская галерея, 1998 год).

Галерея

  • Мастерская Сурикова с мольбертом

  • Интерьер усадьбы. Столовая

  • Завозня. С 1948 по 1958 год здесь располагалась рисовальная школа

  • Памятник В. И. Сурикову на территории музея-усадьбы. Автор Ю. Злотя

  • В. И. Суриков. "Голова гребца" 1900-е годы. Этюд к картине "Степан Разин" из собрания музея.

Литература

  • «Край наш Красноярский: Календарь знаменательных и памятных дат на 2003 год». Красноярск: Кларетианум, 2002.
  • Безызвестных Е. Ю. «Суриков и Сибирь». Издательство Красноярского отделения ассоциации «Русская энциклопедия». 1995. ISBN 5-88329-001-9

Ссылки

CC BY-SA 3.0 wikiredia.ru  

Музей-усадьба В.И.Сурикова, Красноярск

Тем, кто хочет в буквальном смысле "пальцами" прикоснуться к истокам творчества Сурикова, необходимо посетить удивительный сибирский музей, расположившийся в доме, где художник родился и вырос.

Творческое наследие Василия Сурикова столь велико, что его вполне хватает для того, чтобы посетитель любого более или менее крупного российского музея смог своими глазами увидеть работы художника. Как и в случае с другими русскими живописцами, их львиная доля поделена (примерно в равной пропорции) между московской Третьяковской галереей и петербургским Русским музеем. Кроме того, творчество Сурикова представлено в музейных собраниях Самары, Твери, Тулы, Донецка (Украина), Калуги, Кирова, Омска, Перми, Рязани, Саратова, в музеях-заповедниках "Абрамцево" и "Поленово", в Московской духовной академии и т.д. Не остался обделенным произведениями своего великого земляка и его родной Красноярск. Несколько картин живописца хранится в Красноярском художественном музее и в Музее-усадьбе В.И.Сурикова.


Музей-усадьба В.И.Сурикова в Красноярске

Последний музей очень интересен, так как дает представление о среде, в которой рос будущий мастер Если не забывать о том, что все его творчество уходит корнями в детские и юношеские "впечатленья бытия", то значение музея трудно переоценить.

С домом, где он расположился, накрепко связаны первые двадцать лет жизни Сурикова — за исключением двух лет (1854-1856), проведенных в селе Сухой Бузим, куда переводили служить его отца.

Из этого дома Суриков зимним путем отправился в 1868 году в Академию художеств — "завоевывать" Петербург. В этот дом не однажды приезжал летом, став известным живописцем, — особенно часто он это делал в конце 1880-х и в 1890-е годы. Более того, после смерти жены он предполагал навсегда поселиться здесь вместе с детьми. В мае 1889 года художник отправился в Красноярск, возвратившись в Москву лишь осенью 1890 года. В последний раз Суриков посетил родной дом за полтора года до смерти, в 1914 году.


Одна из жилых комнат бывшего дома Суриковых

Двухэтажный красноярский дом Суриковых сохранился до наших дней в первозданном виде. Сохранилась и сама усадьба с флигелем и надворными постройками. В XIX веке дома в Сибири рубили крепко, "навечно". Его построили из лиственницы (без единого гвоздя!) еще в 1830 году дед Сурикова, Василий Иванович, и его отец, Иван Васильевич. С тех пор дом не перестраивался, сохранив дыхание прежней жизни сибирского казачества. "Дом наш, — рассказывал Суриков, — соболями и рыбой строился… Комнаты в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры в них казались громадными".

До самой смерти в нем жила мать художника, Прасковья Федоровна (1818-1895), и брат, Александр Иванович (1856-1930), А.И.Суриков из Красноярска практически не выезжал, служа в Красноярском губернском суде. Со старшим братом он был очень близок, являясь единственным человеком, с которым художник переписывался всю свою жизнь, поверяя ему самые интимные свои мысли, делясь впечатлениями от поездок и замыслами новых работ. Именно А.И.Суриков подсказал живописцу, пытаясь вылечить его от тоски, идею написать "Взятие снежного городка": "Мне очень хотелось, — вспоминал он, — чтобы он после смерти жены не бросил свое художество". И не только подсказал, но и угодил в герои этого полотна, созданного в Красноярске.


Портрет "А.И.Суриков в шубе", созданный В.Суриковым в 1889-90 годах,
стал подготовительным по отношению к его шедевру
"Взятие снежного городка"

После смерти А.И.Сурикова наследницы, дочери художника, передали свое родовое "гнездо" в дар городу Красноярску, дабы увековечить память о его знаменитом уроженце.

В 1948 году, в ознаменование столетия со дня рождения В.Сурикова в усадьбе был основан музей художника. Музей, по сибирским меркам, очень богат: в нем хранится несколько сотен экспонатов — в частности, 92 произведения художника, его личные вещи, документы, книги. Среди произведений — замечательные портреты и пейзажи, принадлежащие кисти Сурикова. Приезжая на родину, он всегда много работал в жанре пейзажа — сама могучая сибирская природа как бы призывала его к себе, очаровывала. "Горы у нас, — говорил он, — целиком из драгоценных камней — порфир, яшма.

Музей-усадьба В. И. Сурикова

Енисей чистый, холодный, быстрый. Бросишь в воду полено, а его Бог весть куда уже унесло".


Работа Сурикова "Енисей у Красноярска" (1909) принадлежит к ряду замечательных пейзажей, написанных художником в Сибири.

В музее работает несколько научных сотрудников, проводятся тематические выставки, специалисты читают лекции, на которые собираются красноярские школьники и студенты. Всего через Музей-усадьбу В.И.Сурикова ежегодно проходит около семи тысяч человек.

МАТЬ ХУДОЖНИКА


Этот проникновенный портрет своей матери Суриков написал в 1887 году, точно обозначив в нем основные черты ее характера.

Прасковья Федоровна Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду Торгошиных, основавшему Торгошинскую станицу на берегу Енисея — напротив Красноярска. Торгошины упоминаются в документах еще XVII века. Несмотря на свою неграмотность, П.Ф.Сурикова сыграла важнейшую роль в выявлении художественных наклонностей своего сына, являя пример художественного отношения к жизни всем своим "бытовым поведением". Она замечательно плела кружева и вышивала бисером и гарусом целые картины. Суриков отзывался о своей матери с неизбывной нежностью. "Мать моя удивительная была, — рассказывал он М.Волошину. — У нее художественность в определениях была: посмотрит на человека и одним словом определит". Когда купец П.Кузнецов предложил Сурикову отправиться в столицу вместе с ним, П.Ф.Сурикова без тени сомнения благословила сына на этот путь. Она вполне понимала его тогдашнюю "тоску" (собственное слово художника) по искусству.

По материалам "Художественная галерея. Суриков", №52, 2005 г.

Музей-усадьба В.И.Сурикова, Красноярск

Тем, кто хочет в буквальном смысле «пальцами» прикоснуться к истокам творчества Сурикова, необходимо посетить удивительный сибирский музей, расположившийся в доме, где художник родился и вырос.

Творческое наследие Василия Сурикова столь велико, что его вполне хватает для того, чтобы посетитель любого более или менее крупного российского музея смог своими глазами увидеть работы художника. Как и в случае с другими русскими живописцами, их львиная доля поделена (примерно в равной пропорции) между московской Третьяковской галереей и петербургским Русским музеем. Кроме того, творчество Сурикова представлено в музейных собраниях Самары, Твери, Тулы, Донецка (Украина), Калуги, Кирова, Омска, Перми, Рязани, Саратова, в музеях-заповедниках «Абрамцево» и «Поленово», в Московской духовной академии и т.д. Не остался обделенным произведениями своего великого земляка и его родной Красноярск. Несколько картин живописца хранится в Красноярском художественном музее и в Музее-усадьбе В.И.Сурикова.


Музей-усадьба В.И.Сурикова в Красноярске

Последний музей очень интересен, так как дает представление о среде, в которой рос будущий мастер Если не забывать о том, что все его творчество уходит корнями в детские и юношеские «впечатленья бытия», то значение музея трудно переоценить.

С домом, где он расположился, накрепко связаны первые двадцать лет жизни Сурикова — за исключением двух лет (1854-1856), проведенных в селе Сухой Бузим, куда переводили служить его отца.

Из этого дома Суриков зимним путем отправился в 1868 году в Академию художеств — «завоевывать» Петербург. В этот дом не однажды приезжал летом, став известным живописцем, — особенно часто он это делал в конце 1880-х и в 1890-е годы. Более того, после смерти жены он предполагал навсегда поселиться здесь вместе с детьми. В мае 1889 года художник отправился в Красноярск, возвратившись в Москву лишь осенью 1890 года. В последний раз Суриков посетил родной дом за полтора года до смерти, в 1914 году.


Одна из жилых комнат бывшего дома Суриковых

Двухэтажный красноярский дом Суриковых сохранился до наших дней в первозданном виде. Сохранилась и сама усадьба с флигелем и надворными постройками. В XIX веке дома в Сибири рубили крепко, «навечно». Его построили из лиственницы (без единого гвоздя!) еще в 1830 году дед Сурикова, Василий Иванович, и его отец, Иван Васильевич. С тех пор дом не перестраивался, сохранив дыхание прежней жизни сибирского казачества. «Дом наш, — рассказывал Суриков, — соболями и рыбой строился… Комнаты в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры в них казались громадными».

До самой смерти в нем жила мать художника, Прасковья Федоровна (1818-1895), и брат, Александр Иванович (1856-1930), А.И.Суриков из Красноярска практически не выезжал, служа в Красноярском губернском суде. Со старшим братом он был очень близок, являясь единственным человеком, с которым художник переписывался всю свою жизнь, поверяя ему самые интимные свои мысли, делясь впечатлениями от поездок и замыслами новых работ. Именно А.И.Суриков подсказал живописцу, пытаясь вылечить его от тоски, идею написать «Взятие снежного городка»: «Мне очень хотелось, — вспоминал он, — чтобы он после смерти жены не бросил свое художество».

Музей-усадьба В.И.Сурикова

И не только подсказал, но и угодил в герои этого полотна, созданного в Красноярске.


Портрет «А.И.Суриков в шубе», созданный В.Суриковым в 1889-90 годах,
стал подготовительным по отношению к его шедевру
«Взятие снежного городка»

После смерти А.И.Сурикова наследницы, дочери художника, передали свое родовое «гнездо» в дар городу Красноярску, дабы увековечить память о его знаменитом уроженце.

В 1948 году, в ознаменование столетия со дня рождения В.Сурикова в усадьбе был основан музей художника. Музей, по сибирским меркам, очень богат: в нем хранится несколько сотен экспонатов — в частности, 92 произведения художника, его личные вещи, документы, книги. Среди произведений — замечательные портреты и пейзажи, принадлежащие кисти Сурикова. Приезжая на родину, он всегда много работал в жанре пейзажа — сама могучая сибирская природа как бы призывала его к себе, очаровывала. «Горы у нас, — говорил он, — целиком из драгоценных камней — порфир, яшма. Енисей чистый, холодный, быстрый. Бросишь в воду полено, а его Бог весть куда уже унесло».


Работа Сурикова «Енисей у Красноярска» (1909) принадлежит к ряду замечательных пейзажей, написанных художником в Сибири.

В музее работает несколько научных сотрудников, проводятся тематические выставки, специалисты читают лекции, на которые собираются красноярские школьники и студенты. Всего через Музей-усадьбу В.И.Сурикова ежегодно проходит около семи тысяч человек.

МАТЬ ХУДОЖНИКА


Этот проникновенный портрет своей матери Суриков написал в 1887 году, точно обозначив в нем основные черты ее характера.

Прасковья Федоровна Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду Торгошиных, основавшему Торгошинскую станицу на берегу Енисея — напротив Красноярска. Торгошины упоминаются в документах еще XVII века

ч. й. уХТЙЛПЧ РТЙОБДМЕЦЙФ Л ЮЙУМХ ЗЕОЙБМШОЕКЫЙИ ИХДПЦОЙЛПЧ ТХУУЛПЗП Й НЙТПЧПЗП ЙУЛХУУФЧБ.
рТПЦЙЧ ВПМШЫХА ЮБУФШ ЦЙЪОЙ Ч нПУЛЧЕ, уХТЙЛПЧ УЮЙФБМ ЕДЙОУФЧЕООЩН ТПДОЩН НЕУФПН ОБ ЪЕНМЕ — ДПН Ч лТБУОПСТУЛЕ. ч 1948 ЗПДХ, Ч 100-МЕФОАА ЗПДПЧЭЙОХ УП ДОС ТПЦДЕОЙС ИХДПЦОЙЛБ, Ч ЕЗП ТПДОПН ДПНЕ ВЩМ ПФЛТЩФ НЕНПТЙБМШОП-ИХДПЦЕУФЧЕООЩК НХЪЕК, ЛПФПТЩК Ч 1983 ЗПДХ РПМХЮЙМ УФБФХУ НХЪЕС-ХУБДШВЩ ч.й. уХТЙЛПЧБ.

ъДЕУШ РТПЫМЙ ЕЗП ДЕФУЛЙЕ Й АОПЫЕУЛЙЕ ЗПДЩ, ЪДЕУШ ПО УДЕМБМ РЕТЧЩЕ ТЙУХОЛЙ, ОБЮБМП ЖПТНЙТПЧБФШУС ЕЗП НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ. пФУАДБ ПО ЧЩЫЕМ Ч ВПМШЫПК НЙТ, УАДБ РТЙЕЪЦБМ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЧУЕК УЧПЕК ЦЙЪОЙ.

оБ ХУБДШВЕ ЧПУУФБОПЧМЕОЩ ОБДЧПТОЩЕ РПУФТПКЛЙ, Ч ДПНЕ ОБ РЕТЧПН ЬФБЦЕ УПИТБОЕОП РЕТЧПЪДБООПЕ ХВТБОУФЧП, ОБ ЧФПТПН, ЗДЕ ВЩМБ НБУФЕТУЛБС ИХДПЦОЙЛБ, — ЕЗП ТБВПФЩ. чУЕНХ НЙТХ ЙЪЧЕУФОЩ ЕЗП ЫЕДЕЧТЩ: "чЪСФЙЕ УОЕЦОПЗП ЗПТПДЛБ", "вПСТЩОС нПТПЪПЧБ", "рПЛПТЕОЙЕ уЙВЙТЙ еТНБЛПН", "хФТП УФТЕМЕГЛПК ЛБЪОЙ", нЕОЫЙЛПЧ Ч вЕТЕЪПЧЕ", "рЕТЕИПД уХЧПТПЧБ ЮЕТЕЪ бМШРЩ" Й ДТХЗЙЕ, ИТБОСЭЙЕУС Ч ЧЕДХЭЙИ НХЪЕСИ тПУУЙЙ, УФТБО ВМЙЦОЕЗП Й ДБМШОЕЗП ЪБТХВЕЦШС.

ч 10-ФЙ ЛПНОБФБИ МЙУФЧЕООЙЮОПЗП ДПНБ ТБЪНЕЭЕОБ ПУОПЧОБС ЬЛУРПЪЙГЙС НХЪЕС.

Музей-усадьба В.И. Сурикова

оБ ЧФПТПН ЬФБЦЕ НБУФЕТУЛБС ИХДПЦОЙЛБ, ЗДЕ ВЩМБ ОБРЙУБОБ "ВЩФПЧБС" ЛБТФЙОБ "чЪСФЙЕ УОЕЦОПЗП ЗПТПДЛБ"; ЕЗП РПТФТЕФЩ, РЕКЪБЦЙ, ЬФАДЩ; ОБ РЕТЧПН — ЧПУУФБОПЧМЕОБ ВЩФПЧБС ПВУФБОПЧЛБ.

ч УПЪДБОЙЙ НХЪЕС РТЙОЙНБМЙ ХЮБУФЙЕ ДПЮЕТЙ ч.й. уХТЙЛПЧБ — пМШЗБ чБУЙМШЕЧОБ Й еМЕОБ чБУЙМШЕЧОБ.
чНЕУФЕ У НХЪЕЕН ТПДЙМБУШ Й ЕЗП ЛПММЕЛГЙС. оБЮЙОБМБУШ ПОБ У ПДЙООБДГБФЙ ТБВПФ — УЕЗПДОС Ч ЛПММЕЛГЙЙ ДЕЧСОПУФП ТБВПФ ЧЕМЙЛПЗП ИХДПЦОЙЛБ.

рТПЙЪЧЕДЕОЙС, ИТБОСЭЙЕУС Ч НХЪЕЕ, ПФТБЦБАФ ЧУЕ РЕТЙПДЩ ЦЙЪОЙ чБУЙМЙС йЧБОПЧЙЮБ Й РПЮФЙ ЧУЕ УФПТПОЩ ЕЗП ФЧПТЮЕУФЧБ. вПМШЫБС ЮБУФШ ТБВПФ, МЙЮОЩЕ ЧЕЭЙ уХТЙЛПЧБ Й ЕЗП УЕНШЙ, ДПЛХНЕОФЩ Й ЖПФПЗТБЖЙЙ РПУФХРЙМЙ ПФ ОБУМЕДОЙЛПЧ ИХДПЦОЙЛБ. нХЪЕК ТБУРПМБЗБЕФ ТБВПФБНЙ УБНПЗП ТБООЕЗП РЕТЙПДБ — ДЕФУФЧБ Й АОПУФЙ. ьФП ОБФХТОЩЕ ЪБТЙУПЧЛЙ Й ЛПРЙЙ У ТЕРТПДХЛГЙК ТХУУЛЙИ ИХДПЦОЙЛПЧ.

тБВПФЩ УФХДЕОЮЕУЛЙИ МЕФ РТЕДУФБЧМЕОЩ "УЙВЙТУЛЙН БМШВПНПН" 1873 ЗПДБ Й БЛБДЕНЙЮЕУЛЙНЙ ТЙУХОЛБНЙ.
пУПВЩК ЙОФЕТЕУ РТЕДУФБЧМСАФ РПТФТЕФЩ ИХДПЦОЙЛБ, ЕЗП ТПДОЩИ — НБФЕТЙ, УЕУФТЩ, ВТБФБ, ЦЕОЩ Й ДПЮЕТЕК.
вПМШЫЙЕ РПМПФОБ ИХДПЦОЙЛБ ОБИПДСФУС Ч НХЪЕСИ нПУЛЧЩ Й уБОЛФ-рЕФЕТВХТЗБ. ч НХЪЕЕ ПОЙ РТЕДУФБЧМЕОЩ РПДЗПФПЧЙФЕМШОЩНЙ ЬФАДБНЙ.

хУБДШВБ уХТЙЛПЧЩИ — ФЙРЙЮОБС УЙВЙТУЛБС ХУБДШВБ XIX ЧЕЛБ. оБ ЕЕ ФЕТТЙФПТЙЙ ОБИПДЙФУС ЖМЙЗЕМШ, РПУФТПЕООЩК Ч 1900-Е ЗПДЩ ВТБФПН ИХДПЦОЙЛБ бМЕЛУБОДТПН йЧБОПЧЙЮЕН. чПУУФБОПЧМЕОЩ ОБДЧПТОЩЕ РПУФТПКЛЙ — ЛПОАЫОС У БНВБТБНЙ Й ВБОС. хУБДШВБ ПВОЕУЕОБ ДЕТЕЧСООЩН ЪБРМПФПН.

дЙТЕЛФПТ — зТЕЮЕОЛП м.
бДТЕУ: тПУУЙС, лТБУОПСТУЛЙК ЛТБК, З. лТБУОПСТУЛ, ХМ. мЕОЙОБ, 98
фЕМЕЖПО: 23-15-87

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *