Города и Страны

Музей Бурылина Иваново

    В основе музейного собрания — коллекции, собранные Иваново-вознесенским фабрикантом, меценатом и почетным гражданином г. Иваново — Дмитрием Геннадьевичем Бурылиным (1852-1924). Часть коллекции — нумизматика и книги — достались Д.Г. Бурылину от деда Д.А. Бурылина. Впоследствии, увлекшись собиранием предметов старины, Д.Г. Бурылин значительно расширил коллекцию. В нее вошли самые разнообразные коллекции: книги, фарфор, живопись, оружие, нумизматика, мебель, предметы ДПИ и многое другое. Хронологические рамки коллекции — от античности до начала XX в.

Музей промышленности и искусства в Иваново

Для пополнения своих коллекций Д.Г. Бурылин много путешествовал по России, странам Европы и Востока.

    Коллекция Библий, масонская коллекция были признаны современниками лучшими в России. Д.Г. Бурылин выставлял свои коллекции на выставках в России и за рубежом, где неоднократно награждался дипломами.

    В 1914 г. было завершено строительство здания музея, где разместилась часть коллекций, а также филиал Санкт-Петербургской рисовальной школы барона Штиглица. После революции 1917 г. Д.Г. Бурылин не может оставить дело своей жизни и просит власти оставить его при музее.

    После смерти Д.Г. Бурылина часть коллекции была утеряна, часть передана в музеи других городов, а часть — продана. В Эрмитаж в 1930 г. из Ивановского музея передана коллекция сургучных и мастичных оттисков (около 1500 предметов); часть масонской коллекции продана, часть передана в Эрмитаж и в Музей Востока (г. Москва); коллекция Греции и Рима передана в Музей Крыма. В 1958 г. на основании Приказа Министерства культуры РСФСР "Об организации Ивановского областного художественного музея" из фондов музея было передано более 13000 предметов, практически вся живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. С 1919 по 1990-е гг. музей имел статус краеведческого, поэтому большинство коллекций Д.Г. Бурылина находились в фондах.

    В 2002 г. музею возвращено его первоначальное название. Первую выставку "Искусство и время" музей представил жителям города после длительного ремонта в 2003 г. В последующие годы были открыты другие экспозиции на основе коллекций, собранных Д.Г. Бурылиным, которые действуют по сей день. Большая часть коллекций, выставляемых ныне в музее, экспонируется впервые с 1917 г.

Городские легенды: Таинственный особняк Ивана Бурылина

Незаурядный пример богатого купеческого особняка в стиле неоклассицизма – главный дом усадьбы Ивана Бурылина никого не оставлял и не оставляет равнодушным. Он по-прежнему привлекает своей строгой изысканностью, парадоксально сочетающей монолитность архитектуры и мажорность интерьера.

Само здание особняка отличается своеобразием планировки. Заглубленный и срезанный юго-западной угол, где находится парадный вход, ориентирован на въездные ворота. По мнению архитектора Андрея Воронова, неоклассическую целостность фасада здания придают ритмичная расстановка прямоугольных и арочных окон, симметрия композиции, повторяемый набор элементов декора. Холл основного этажа особняка напоминает форму растянутого в стороны восьмиугольника. Как вспоминают старожилы – работники ЗАГСа, раньше вместо потолка над холлом возвышался стеклянный купол, сквозь который можно было смотреть на звезды.

Из главного холла высокие арочные проемы ведут в три зала (в народе их по привычке именуют «розовый», «бежевый» и «голубой»), где традиционно проходят церемонии бракосочетания. По воспоминаниям фотографа Александра Дремова, который вот уже 30 лет работает в ЗАГСе, с конца 60-х годов в нынешнем «красном» зале размещался ресторан с говорящим названием «Счастье», который могли посещать не только новобрачные, но и все желающие.

К сожалению, многочисленные «хозяева дома» в силу идеологии советского времени сильно изменили первоначальный роскошный внутренний интерьер особняка. Практически полностью была закрашена лепнина. В основном, она сохранилась в «розовом» зале, поэтому не случайно он считается одним из самых красивых и востребованных у молодоженов. Лепное убранство здесь характерно для неоклассицизма. В зале, в центре плафона, ограниченного карнизом с модульонами, помещена крупная розетка, наполненная лепным растительным орнаментом. Заметим, что изначально стены всех залов были застелены гобеленом, однако, после капитального ремонта они приобрели нынешний вид.

Из всех залов наиболее всего сохранили свой первоначальный вид «розовый» и «голубой», который до сих пор украшает камин Ивана Бурылина. По слухам, ранее он был инкрустирован драгоценными камнями. Практически полная реставрация интерьера и фасадов Дворца Бракосочетания была выполнена в начале 1990-х годов. Между тем в здании еще со времен Ивана Бурылина сохранились оконные витражи из матового белого, желтого и коричневого стекла, филенчатые двери, центральная лестница, паркетные полы (в «розовом» зале). Как вспоминает Александр Дремов, в советские годы пожилые люди даже снимали обувь, прежде чем зайти в этот зал.

Особняк Ивана Бурылина, действительно, строился «на века». Здесь была оборудована даже индивидуальная система отопления, причем, незаметная глазу, поскольку батареи встраивали в стены. Однако из-за аварии уже в советские годы их пришлось заменить на выносные «теплоносители». Между тем в особняке, по-прежнему, функционирует система вентиляции, а акустика в залах поражает даже звукорежиссеров. На крыше здания (со стороны восточного фасада) металлическая кровля до сих пор пропаяна свинцом, который по каким-то причинам не сняли во время Великой Отечественной войны для отливки пуль.

Что интересно, владения сына и отца Бурылиных соединены подземным ходом, который в годы советской власти был зацементирован. По слухам, он выложен мрамором, а стены хода украшают лепнины древнегреческих богов. Отрадно, что сам особняк Ивана Бурылина, отмечающий в этом году свое 95-летие, еще жив и обещает всем сюда входящим сказку семейной жизни. Ведь несмотря на время и нравы, здесь свидетельствуют о рождении новых семей, а свой первый в жизни документ получают самые маленькие жители Иванова. Жизнь, как города, так и здания продолжается.

Музей промышленности и искусства имени Д.Г. Бурылина

Бездетные супруги Бурылины предусмотрительно готовили в наследники племянника Николая Геннадьевича — Ивана Дмитриевича Бурылина, чтобы было кому передать семейный бизнес. Как многие потомки знаменитых текстильных династий своего времени, он был блестяще образован: учился сначала в России, затем прошел стажировку на лучших фабриках Германии, Австрии, Франции и Швейцарии. Специально для Ивана Дмитриевича в центре города, неподалеку от фабрики, был построен прелестный особняк, где ныне находится городской ЗАГС. Иван Дмитриевич Бурылин работал инженером-механиком на Куваевской мануфактуре и входил в состав правления товарищества. Но продолжить семейный бизнес ему не пришлось — все планы нарушил октябрьский переворот. Впрочем, блестящее образование пригодилось Ивану Дмитриевичу Бурылину на ответственной работе в Министерстве промышленности в советской России.

Судьба его дяди оказалась не так милостива. Как большинство текстильных магнатов, он был посажен большевиками в тюрьму. Внучка Д. Г. Бурылина Татьяна Алексеевна Зражевская вспоминала: «У Николая Геннадьевича были значительные капиталы в швейцарском банке. После революции 1917 г. он обратился с письмом к Ленину, где выразил желание, чтобы весь его капитал был перечислен из швейцарского банка в Россию и передан государству и чтобы ему разрешили до конца жизни жить в собственном доме… Ему было дано это разрешение письмом В. И. Ленина». Сокамерники осуждали Николая Геннадьевича за этот торг с новой властью. Сохранилось письмо тейковского фабриканта Невядомского, позднее эмигрировавшего во Францию, о том, что ничего хорошего из переписки Бурылина с Лениным не получится — с большевиками нельзя договориться. Так и вышло. Швейцарские капиталы новая власть взяла, доживать в своем доме не разрешила. Умерли супруги Бурылины в нищете, в жалкой квартирке в доме, когда-то построенном ими же для своих работников.

Здание Ивановского ЗАГСа на ул. Батурина пережило противостояние идеологий и нравов, но осталось верным своей ауре и историческому призванию. Оно строилось как свадебный подарок сыну известного мецената и промышленника Дмитрия Геннадьевича Бурылина – Ивану, кстати, инженеру по профессии. Это здание, пожалуй, можно назвать одним из самых популярных в Иванове, потому что его изображения по причине исторической ценности встречаются не только в туристических путеводителях, но и в семейных альбомах большинства ивановцев. Именно здесь рождаются семьи и не зря в народе его называют «Дворцом счастья».

Годом рождения будущего Дворца бракосочетаний считается 1915 год. Именно тогда владелец Куваевской мануфактуры Николай Геннадьевич Бурылин решил презентовать для будущей семьи любимого племянника большой одноэтажный дом с высоким цокольным этажом и ризалитами на всех фасадах. Он был построен по проекту московского архитектора, профессора Строгановского художественного училища А.А. Галицкого.

Буквально через три года здание было национализировано и передано городским властям под использование в культурно-просветительных целях. Так в стенах уже рабочего клуба фабрики Большой ивановской мануфактуры стали проводиться диспуты и культмероприятия. После Великой Отечественной войны в 1946 году особняк Ивана Бурылина уже значился в реестре как городской ЗАГС, а после проведения капитального ремонта в 1968 году — как Дворец Бракосочетания. В то же время, как отмечают старожилы – работники ЗАГСа, в свое время в здании размещался даже детский сад-ясли.

01 июля 2011, 16:32

Музей промышленности и искусства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *