Города и Страны

Музей Академии Художеств

Научно-исследовательский музей Российской академии художеств — художественный музей в здании Императорской Академии художеств на Университетской набережнойВасильевского острова. Претендует на звание старейшего художественного музея России.

История

Вскоре после основания в 1757 году Академии художеств, её президент И. И. Шувалов передал учреждению, размещавшемуся тогда в покоях его дворца на Малой Садовой, собственное собрание картин и рисунков, включавшее произведения Веронезе и Рембрандта.

В продолжение XVIII—XIX вв. музейное собрание пополняли другие вельможи, Екатерина II и её преемники на российском престоле. Предпочтение отдавалось сухой и строгой живописи в стиле классицизма (произведения Н. Пуссена, К. Лоррена, Р. Менгса и др.). С XVIII века сохранились многочисленные слепки шедевров античной скульптуры (антиков), а также модели шедевров античной архитектуры, выполненные из пробки римским мастером Кики.

По академическому уставу 1859 года музей стал общедоступным. С 1897 года служил местом публичного представления произведений, претендовавших на размещение в Русском музее: «произведения художников, находящихся в живых, подлежат помещению на 5 лет в Музей императорской Академии художеств и только по истечении этого срока могут быть окончательно переведены в Русский музей императора Александра III, с согласия и по выбору управляющего оным»[1].

Кушелевская галерея. Крупнейшее и ценнейшее[2] пополнение фондов музей получил по завещанию графа Н. А. Кушелева-Безбородко, который в 1862 году завещал Академии свою коллекцию — 466 картин и 29 скульптур (по наиболее полному каталогу, изданному в 1886 году). Согласно воле покойного, коллекция получила статус публичной галереи. Для её размещения были выделены залы второго этажа по 3-й линии, которые сообщались с Музеем живописи через Голубой зал[2]. О значении кушелевской галереи для будущих художников писали В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, К. А. Коровин, А. А. Рылов и А. Н. Бенуа. Именно последний, прекрасно понимая художественную и историческую ценность коллекции, будучи заведующим Картинной галереей Эрмитажа, в 1918 году настоял на том, чтобы передать её Эрмитажу. В части публичности, то есть общедоступности воля владельца не была нарушена: в Эрмитаже после его национализации коллекция стала ещё более общедоступной, в отличие от музею при высшем художественном учебном заведении. Позднее несколько работ из коллекции были возвращены из Эрмитажа в музей Академии, а многие, уже вопреки завещанию, к сожалению, перекочевали в Москву, где пополнили экспозицию ГМИИ им. Пушкина.

В разное время хранителями музея были И. И. Спитц (с 1864), архитектор Ф. А. Клагес (с 1887), художники и действительные члены Академии художеств А. П. Соколов (с 1892) и Э. О. Визель (с 1907).

Здание и коллекции

Музей занимает историческое здание, построенное в 1764—88 годах для академии по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Сейчас в нём, помимо НИМ РАХ, расположены Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

Первый этаж занимает по традиции собрание антиков, второй этаж — дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств, третий этаж — проектные модели знаменитых зданий Петербурга (экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII—XIX вв.

Музей Российской академии художеств

в моделях, рисунках и чертежах»). В парадных залах вдоль набережной выставлены копии росписей станц Ватикана и других шедевров итальянских мастеров, исполненные пенсионерами академии середины XIX века во время пребывания в Италии.

Филиалы музея

Примечания

Ссылки

Академический музей на картине 1836 года

CC BY-SA 3.0 wikiredia.ru  

Научно-Исследовательский Музей Российской Академии Художеств (НИМРАХ), Санкт-Петербург: отзывы

Здание Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1764-1789 годах по проекту А. Ф. Кокоринова, Ж. Б. Валлен-Деламота и Ю. М. Фельтена. Сегодня здесь размещаются Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, музеи Академии художеств и Т. Г. Шевченко.

Интересные факты:

Первое время Академия художеств, основанная в 1757 году, располагалась в доме ее директора И. И. Шувалова, и только в 1764 году было торжественно заложено специальное здание на Васильевском острове. Первый проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот, а непосредственно строительством, со многими авторскими дополнениями, занимались сначала А. Ф. Кокоринов, а после его кончины — Ю. М. Фельтен. Здание было готово только к 1789 году, но внутренние работы по отделке продолжались вплоть до 1830-х годов.

Здание Академии художеств — яркий пример архитектуры классицизма. Квадратное симметричное строение имеет ровные и строгие очертания, внутри здания расположен один большой круглый двор и четыре небольших квадратных по краям. Парадный вход богато украшен тремя ризалитами, портиком с колоннами тосканского ордера, скульптурами Геркулеса и Флоры, и все здание венчает на крыше купол со статуей Миневры в окружении трех гениев художеств. На первом этаже здания находились квартиры профессоров и чиновников, на втором — конференц-зал, картинная и скульптурные галереи, библиотека и учебные классы, а на третьем — классы, спальни, лазарет и квартиры учителей.

Парадные залы Академии художеств, образующие анфиладу по периметру здания, были отделаны и расписаны лучшими художниками XVIII-XIX веков.

Их названия, например, Тициановский и Рафаэлевский, говорят о том, что они были украшены точными копиями полотен этих живописцев. Кроме того, особого внимания заслуживают Екатерининский и Конференц-залы.

По преданию, идея большого 55-метрового круглого двора-корпуса («циркуля») внутри Академии принадлежала Екатерине II, она хотела, чтобы будущие художники каждый день видели перед собой величину купола собора Святого Петра в Риме и воспитывались под воздействием его масштаба.

В 1837 году в северной части здания была освящена домашняя церковь Святой Великомученицы Екатерины.

В 1832-1834 годах гранитная набережная перед академией была оснащена спуском к воде, украшенным фигурами египетских сфинксов на гранитных пьедесталах. Сегодня — это один из символов Санкт-Петербурга.

Здание Императорской Академии художеств включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Опубликовано: Ноябрь 27, 2007

Научно-исследовательский музей РАХ. Санкт-Петербург

Коллекция научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, ведущего свою историю с времен императрицы Елизаветы Петровны, является прекрасным зеркалом, отражающим развитие русского искусства на протяжении двух с половиной веков.

Величественное здание Академии художеств на Университетской набережной Санкт-Петербурга. В нем располагается Научно-исследовательский музей PAX.

На протяжении полутора веков, вплоть до революции 1917 года, музейная коллекция неуклонно росла. В соответствии с Регламентом, составленным Шуваловым, каждый приезжающий в Россию профессор обязывался передавать в музей какие-либо новые экспонаты. Множество картин и скульптур пожертвовала музею Екатерина.

Анфилада музейных залов.

Поступали в музей и полотна из частных собраний. Так, замечательным приобретением стала коллекция графа Н. Кушелева-Безбородко, завещанная им Академии в 1862 году. Одно перечисление авторов работ, входивших в нее, дает представление о ее "бесценности" — среди них Брейгель Старший, Йордане, Рубенс, Делакруа, Милле, Курбе, Коро, Айвазовский, Брюллов и другие. Кроме того, достоянием музея неизменно становились лучшие учебные, пенсионерские и профессорские опыты. Уникальным было академическое собрание архитектурных чертежей и моделей (не забудем, что с начала XIX века и на протяжении следующих десятилетий "памятники славы отечественной" воздвигались только после их одобрения академическими экспертами).

К 1917 году музей приобрел славу крупнейшего и ценнейшего российского собрания произведений искусств.А далее произошла катастрофа. Удивительно, но первым приложил к этому руку рафинированный Александр Бенуа. Будучи заведующим Картинной галереей Эрмитажа, он распорядился в 1918 году передать Кушелевскую галерею Эрмитажу. Потом последовали чисто "идеологические" акции. Виднейшие русские авангардисты В. Татлин, Н. Альтман, П. Филонов, К. Петров-Водкин, возглавившие ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), который вселился в здание Академии художеств, приступили к полной реорганизации системы подготовки художников. Учебе у мастеров прошлого в этой системе места не нашлось — соответственно музей Академии художеств оказался как бы не нужен. Началось его расформирование — с передачей принадлежавших ему экспонатов в другие столичные и региональные собрания.

На протяжении 1920-х годов музей то закрывали, то вновь открывали — коллекция между тем исчезала на глазах. Лишь после 1932 года, когда была предпринята централизация "художественных сил" под знаменем "социалистического реализма", музей восстановили окончательно. Но вернуть в него удалось уже немногое.

Этот «театральный» портрет итальянской певицы Фанни Персиани в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула» Карл Брюллов создал в 1834 году, за год до своего отъезда из Италии в Россию.

Тем не менее, Научно-исследовательский музей PAX, получивший это имя в 1992 году, по-прежнему остается владельцем одного из самых качественных художественных собраний в России. Он ведет активную выставочную деятельность, участвует в международных акциях и в меру сил пытается пополнять свою коллекцию. Обзавелся музей и сетью филиалов — это мемориальные музеи выдающихся художников-педагогов петербургской Академии художеств И. Репина, П. Чистякова, А. Куинджи и И. Бродского.

Коллекция графики

Графический «Портрет жены художника» Жана Батиста Греза датируется 1760-ми годами.

Графическое собрание Научно-исследовательского музея PAX — выше всяческих похвал. Ученические рисунки "академистов" Академия собирала на протяжении десятилетий — все они поступали в музей. Здесь же хранятся натурные штудии профессоров Академии, произведения, выполненные русскими художниками во время разнообразных путешествий, а также рисунки Ф. Васильева и И. Шишкина, которые Академия специально приобретала в качестве "ориентиров" для учеников пейзажного класса. Наконец, поистине бесценной является коллекция графических работ западноевропейских мастеров. Ее ядром стали 31 альбом с рисунками, переданный в 1767 году в дар Академии ее вторым президентом И. Бецким (1704- 1795), и около семи тысяч рисунков, купленных Екатериной II у того же Бецкого и подаренных в 1769 году Академии. Около половины этих рисунков впоследствии перекочевали в Эрмитаж, но другая половина по-прежнему остается в распоряжении музея.

по материалам , см. список литературы

От: Смирнова Н.

Похожие темы

Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Выставка «Лев Бакст, 1866-1924» в Русском музее Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им.

Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств

И.Е. Репина

Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной

Выставка продажа картин Санкт-Петербург

—————————-

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *