Города и Страны

Мост Ломоносова в Санкт Петербурге

Мост Ломоносова (Чернышёв мост)
Река Фонтанка

Мост Ломоносова (Чернышёв мост), находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. Мост перекинут через реку Фонтанку в том месте, где её пересекает улица Ломоносова.

За период 1784-1787 годов через реку Фонтанку было перекинуто семь однотипных мостов: Чернышёв (Ломоносова), Симеоновский, Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский и Старо-Калинкин. В первоначальном виде до нашего времени дошли только два: Чернышёв (Ломоносова) и Старо-Калинкин. Все остальные сохранились в сильно изменённом виде.

Сперва будущий мост Ломоносова был деревянным, и назывался Екатерининским мостом в честь императрицы Екатерины II. Но такое название продержалось совсем немного, и уже к моменту капитальной перестройки в 1785 году он назывался — Чернышёв, так же, как и подходящий к нему переулок, название которому давала находившаяся здесь загородная усадьба генерала аншефа Г.П. Чернышёва (в то время Фонтанка была границей города Санкт-Петербурга). Площадь на другой стороне Фонтанки (ныне площадь Ломоносова) с момента своего создания Карлом Росси так же носила название Чернышёвой.

Действительный статский советник, генерал аншеф, граф Чернышёв, был дипломатом во многих европейских столицах, таких как Берлин, Париж, Лондон, Копенгаген и др. Он участвовал в Азовском походе, сражениях при Нарве и Полтаве. Постоянно служа России, и много времени проживая за границей, граф редко появлялся в Санкт-Петербурге, но имел рядом с Фонтанкой большое и богатое имение, земли которого распространялись на те места, где располагался переулок, мост, и будущая площадь Ломоносова.

Автором проекта каменных мостов через Фонтанку по большинству источников является французский инженер Ж-Р. Перроне. Мост имеет каменные опоры, каменные береговые арочные пролётные строения. В центрально части — четыре башни на гранитных быках, в которых находится разводной механизм. Первоначально средний, разводной пролёт, оставался деревянным. Практически, каменный мост не менял своего внешнего вида с тех пор, как был построен.

Ширина Чернышёва моста — 14,66 метров, длина — 57,12 метров. Особенность моста заключается в том, что он располагается под углом к набережной реки Фонтанки. Фасадные стороны моста, обращённые к воде, при этом получились неодинаковой ширины. Башни моста так же имеют не квадратную форму, хотя если идти по мосту, или смотреть на него со стороны, это трудно заметить. Боковые пролёты моста остаются одинаковыми по величине, они перекрыты коробовыми каменными сводами. Средний пролёт перекрыт металлическими балками. Перильное ограждение моста точно такое же, как и ограждение всей остальной набережной реки Фонтанки. Оно представляет собой металлические секции, установленные между гранитными тумбами.

Как и все мосты через Фонтанку, Чернышёв мост не избежал попыток переустройства. В 1826 году было предложено перестроить центральный пролёт моста, перекрыть пролёт чугунными сборными ящиками-клиньями. Для этого нужно было разобрать деревянный разводной пролёт, демонтировать башни и расширить проезжую часть, вынеся тротуары за пределы моста, при помощи специальных кронштейнов. 20 июля 1826 года проект был утверждён. По счастью, неизвестные причины не дали его осуществить. В дальнейшем, чтобы расширить проезжую часть, мост пытались перестроить несколько раз.

Мост Ломоносова

Сперва вопрос о перестройке моста поднимался в 1894 и 1896 годах. Потом, в 1902 году Городская Дума поручила инженеру Г.Г. Кривошеину разработать новый проект, мотивируя это тем, что: "в целях создания сооружения вполне рационального, удовлетворяющего условиям движения экипажного и судового, а также условиям художественным по внешней форме моста, следует отказаться от мысли сохранить на мосту башни, потерявшие свое прежнее назначение". По мнению Городской Думы, башни мост не украшали, и только мешали проезду. Перестраивать мост с сохранением башен было дороже, и такая трата виделась нерентабельной. Кривошеин, вместе с другим архитектором — В.П. Апышковым, разработал совершенно новый проект, по которому предполагалось разобрать старый мост полностью, и возвести новый, со стальным пролётным строением. Проект был одобрен, но на этот раз его осуществлению помешала первая русская революция 1905-1907 годов.

В 1910 году городскими властями снова был поднят вопрос о реконструкции Чернышёва моста. Однако, на этот раз за сохранение внешнего облика вступились Академия Художеств и Общество архитекторов. Мост так и не был перестроен. Тем не менее, в 1912-1913 годах мост был капитально отремонтирован. Руководил работами архитектор А.П. Пшеницкий. Опоры и своды моста полностью переложили, часть гранитных блоков заменили новыми. Вместе деревянного подкосного строения на месте бывшего разводного пролёта установили стальные балки. Башни и цепи сохранились.

В 1915 году архитектор И.А. Фомин предложил проект освещения моста при помощи четырёх невысоких гранитных обелисков с гранёными фонарями, на кронштейнах с золочёными фигурками морских коньков. В таком виде мост остаётся и по сей день.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Чернышёв мост был сильно повреждён. Пострадали гранитные парапеты и обелиски. Они были отреставрированы после окончания войны. А 23 августа 1948 года мост потерял своё привычное название. Его переименовали в честь российского учёного и поэта М.В. Ломоносова. Такое же название получила и примыкающая к мосту площадь, и улица.

В течение последующих лет силами Ленмосттреста на Ломоносовом мосту проводился ряд реставрационных работ. Его ремонтировали в 1950-1952, 1967 и 1986 годах. Были восстановлены утраченные обелиски с гранёными фонарями и кронштейнами.

На мост Ломоносова можно попасть с левого берега, пройдя от станции метро Владимирская по Загородному проспекту, до Пяти Углов, и далее — к реке Фонтанке по улице Ломоносова. Перейдя по мосту на правый берег, вы окажетесь на площади Ломоносова, от которой по улице Зодчего Росси можно пройти к театру драмы имени А.С. Пушкина, и обойдя театр, выйти к Невскому проспекту. Если же пройти через площадь Ломоносова и продолжить движение по улице Ломоносова, то можно выйти на улицу Садовую, к углу Гостиного Двора.

Река Фонтанка и Ломонсовский мост. Фото — февраль 2013.

Река Фонтанка и Ломонсовский мост. Вид со стороны Невского проспекта.

Набережная реки Фонтанки.

Набережная реки Фонтанки и Ломонсовский мост.

Набережная реки Фонтанки и Ломонсовский мост.

Ломонсовский мост.

Ломонсовский мост.

Впереди опор моста видны гранитные ледорезы. Это — треугольные выступы, которые раскалывают лёд во время ледохода, чтобы надвигающаяся по течению масса льда на снесла мост.

Мост Ломоносова и площадь Лимоносова за ним.

Мост Ломоносова.

Мост Ломоносова.

Вид с Лимоносовского моста на реку Фонтанку в сторону Невского проспекта.

Въезд на Ломонсовский мост.

Один из четырёх невысоких гранитных обелисков с гранёными фонарями, на кронштейнах с золочёными фигурками морских коньков.

Обелиск с гранёным фонарем возле моста Ломоносова.

Обелиск с гранёным фонарем возле моста Ломоносова.

На фотографии заметна асимметрия башен моста.

Фрагмент Ломоносовского моста.

Бывшая башня для подъёмного механизма Ломоносовского моста. Хорошо видна асимметрия строения.

Пешеходный тротуар проходит внутри башен моста.

Фрагмент Лимоносовского моста.

"Потолок" гранитной башни.

Фрагмент Ломоносовского моста.

Фрагмент Ломоносовского моста.

Фрагмент Ломоносовского моста.

Вид с моста на Фонтанку и Лештуков мост впереди. В перспективе видны купола Троице-Измайловского собора.

Фрагмент Ломоносовского моста.

Фрагмент Ломоносовского моста.

Фрагмент Ломоносовского моста. Цепи, оставленные от старых подъемных механизмов.

Въезд на площадь Ломоносова с моста.

Ломонсовский мост со стороны одноименной площади.

Ломонсовский мост со стороны одноименной площади.

Ломонсовский мост со стороны одноименной площади.

Мост со стороны площади Ломоносова.

Мост со стороны площади Ломоносова.

Мост со стороны площади Ломоносова.

Ломонсовский мост.

Ломонсовский мост.

Ломонсовский мост.

Ломонсовский мост со стороны площади.

Фрагмент Ломоносовского моста.

Фрагмент Ломоносовского моста.

Фрагмент Ломоносовского моста.

Вид с Ломоносовского моста на реку Фонтанку в сторону Невского проспекта.

Обелиск с гранёным фонарем возле моста Ломоносова.

Фрагмент гранитного бортика моста.

Фрагмент моста. Башня для подъёмного механизма.

Ломонсовский мост.

Ломонсовский мост, вид с стороны набережной реки Фонтанки.

Ломонсовский мост, вид с стороны набережной реки Фонтанки.

Ломонсовский мост, вид с стороны улицы Ломоносова.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2013

Мосты Питера – это не просто дороги над водой. Каждый из них почти личность, со своей уникальной историей и особенной судьбой. Конечно, когда каждый день бегаешь на работу или переезжаешь через реку на машине, эта необычность забывается, а их камни становятся привычной деталью быта, как стол или книга. Но иногда стоит прогуляться по городу неспешным шагом, прикасаясь рукой к холодным плитам, разглядывая детали и вспоминая историю отдельных зданий.

Когда я училась в школе и прогуливала занятия, то часами бродила по улицам. Особенно здорово было гулять под дождём – при взгляде через струи привычные предметы изменяли свои очертания и набережная превращалась в волшебную страну. Впрочем, в тумане тоже интересно гулять: когда позади и впереди клубится туман, а внизу течёт холодная речная вода – давно знакомый мост Ломоносова через Фонтанку (Санкт-Петербург) превращается в портал между мирами, между детством и юностью, между «давным-давно» и «сегодня».

История моста Ломоносова через Фонтанку, Санкт-Петербург

Ломоносовский мост в Санкт-Петербурге на фото выглядит так, как будто он вырос на этом месте одновременно с городом, – даже ограничивают его такие же металлические решётчатые секции между гранитными тумбами, как и вдоль набережной. Но на самом деле перестраивался он не один раз.

Впервые ездить здесь начали в конце восемнадцатого века, в 1784 году. Это было одно из семи похожих сооружений, а назывался он тогда Екатерининским (как легко догадаться, в честь императрицы Екатерины Второй). Только Старо-Калинкин и Ломоносовский мост сохранились в Санкт-Петербурге в виде, близком к изначальному, остальные изменились до неузнаваемости. Скорее всего, авторство проекта принадлежит Ж.-Р. Перроне.

Лошади, постукивая копытами по деревянному покрытию, перевозили через реку кареты знати с вельможами в завитых париках и телеги простолюдинов, тяжело нагруженные репой и капустой, в город и из него – в те времена здесь была городская граница, а сразу за ней находилась усадьба графа Г.

П. Чернышёва.

Чернышев мост — Мост Ломоносова

Поэтому к 1785 году, когда конструкцию перестроили впервые, объект уже назывался Чернышёвским. В 1915 году благодаря архитектору И. А. Фомину памятник архитектуры обзавёлся смешными фигурками морских коньков и четырьмя фонарями.

Конечно, герой моего рассказа не мог отправиться в эвакуацию и перенёс все тяготы блокады: был почти полностью разбомблён и восстановлен после войны.

Ломоносовский мост в Санкт-Петербурге (фото), также известный как мост с башенками в Санкт-Петербурге

Четыре квадратные на вид башни на громоздких опорах – это не просто украшения: поначалу центральный пролёт был разводным и в башенках располагался подъёмный механизм.

Мост Ломоносова таит одну маленькую хитрость: через Фонтанку (Санкт-Петербург) он построен не перпендикулярно к берегам, а наискосок, и башенки его не совсем квадратные. Внимательный перфекционист сможет в этом убедиться, рассмотрев их с разных сторон.

Как добраться до достопримечательности

С Михаилом Васильевичем связано только название, полученное предметом моего рассказа в августе 1948 года, его переименовали одновременно с площадью, где стоит памятник этому выдающемуся разностороннему учёному. Ныне Ломоносовский мост в Санкт-Петербурге соединяет одноимённые улицу и площадь – всё понятно и логично.

Выйдя со станции метро «Владимирская», прогуляйтесь по Загородному проспекту до Пяти углов, потом по улице Ломоносова и ступите на переправу. Когда налюбуетесь башенками, фонарями и рябью на поверхности речной воды – переходите на правый берег, на площадь.

Или, наоборот, начните свою прогулку с Невского проспекта, обойдите вокруг театра драмы имени А. С. Пушкина, по улице Зодчего Росси выходите на площадь и пересекайте речку по мосту с башенками. В Санкт-Петербурге обычно шумно в дневное время, поэтому лучше устроить эту экскурсию вечером или на рассвете.

Найти дешевые билеты на самолет в Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *