Города и Страны

Монастыри Свердловской Области

Единственный женский монастырь в Екатеринбурге

Ново-Тихвинский женский монастырь недавно отпраздновал двухсотлетний юбилей. А начиналось все с маленькой кладбищенской церкви за городом, которую выстроил овдовевший купец Иван Хлепетин, чтобы было где помолиться за упокой любимой жены. Рядом с храмом, освященным в честь Успения Божией матери, пристроился деревянный дом для причта — сотрудников церкви. Дом этот какое-то время пустовал, а потом стали в нем селиться одинокие женщины, и к середине 90-х годов 18 века при храме возникла маленькая женская община. Жизнь они вели почти монашескую, особенно почитая Тихвинскую икону Богородицы и добывая средства к существованию чтением псалтири над усопшими.

Через некоторое время возникла идея сделать общину монастырём не только «де факто», но и «де юре». Это было не так-то просто: статус монастыря можно было получить только в столице. Поэтому две жительницы заброшенного дома — Татьяна Костромина и Агафья Котугина — отправились в Санкт-Петербург. Их шансы на успех были ничтожно малы: чего могут добиться в большом городе (даже если они туда доберутся целыми и невредимыми) две малограмотные провинциалки?

Тем удивительнее выглядит то, что случилось с ними в столице, куда они добрались хоть и не быстро, но без особых приключений. Чудесным образом в поисках жилья Татьяна и Агафья попали в дом прославленного адмирала Федора Ушакова. Человек этот был благочестивым и набожным (сейчас он канонизирован, и его икона находится на почетном месте в Ново-Тихвинском монастыре), и взял на себя хлопоты по созданию монастыря в городе Екатеринбурге, и хлопоты эти были не напрасными: 31 декабря 1809 года была учреждена Ново-Тихвинская женская обитель.

А через полгода, 9 июля 1810 года, состоялось празднование в честь открытия монастыря. Почему именно в июле? Да просто потому, 9 июля — день Тихвинской иконы Божией матери, самой почитаемой в монастыре — в честь нее он и был назван. С тех пор традиционно празднуется не день рождения монастыря, а его именины — в июле. В торжественных крестных ходах с Тихвинской иконой принимают участие не только монахини, но и многочисленные гости.

В 1814 году, в честь победы русского войска в войне 1812 года, был заложен самый большой и красивый храм обители — собор Александра Невского. Построен он был к середине 50-х годов архитектором Малаховым в классическом стиле.

Всего же на территории монастыря было шесть храмов. Все они были закрыты в конце 20-х годов прошлого века, частично или полностью перестроены. Например, надвратная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы после перестройки превратилась в какую-то средневековую башню — так старательной ей замаскировали купол.

Сейчас там, как и на большей части территории монастыря, находится военный госпиталь. С 1994 года монастырь возрождается, некоторые храмы и помещения переданы обратно монахиням.

Среднеуральский женский монастырь — обитель чудес

С первого взгляда понятно, какие именно: монастырские здания ремонтируются и реставрируются, в отличие от владений госпиталя.

Для посещений прихожанами сейчас открыт храм во имя Всех Святых. В нем же находятся основные святыни монастыря: Тихвинская икона Божией Матери — точный список (то есть копия) чудотворной иконы, находящейся в Тихвине, подаренный монастырю в начале 19 века и ларец с 25 частицами святых мощей из самого древнего храма России — Софийского собора в Великом Новгороде (мощи были переданы Татьяне Костроминой по благословению новгородского митрополита Амвросия специально для монастыря, где она стала первой настоятельницей).

Сейчас монастырь возрождается и крепнет с каждым годом. Подробнее о жизни и трудах монастыря можно узнать на его сайте sestry.ru.

Места:
Ново-Тихвинский монастырь в г. Екатеринбург

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Добавить страницу

АБВЕИКНПРСТ

А

Алапаевск город, Ленина улица, 79. Во имя святой преподобномученицы Елисаветы женский монастырь.
Алапаевск город, Перминова улица, 1. Во имя святой великомученицы Екатерины храм.
Алапаевск город. Тимофеевский святой источник.
Алапаевск город. Свято-Троицкий собор.
Алапаевск район, Арамашево село. Казанской иконы Божией Матери храм.
Алапаевск район, Верхняя Синячиха пгт (Межная урочище). Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских. Поклонный Крест над шахтой.
Алапаевск район, Верхняя Синячиха пгт (Межная урочище). Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских. Во имя Новомучеников Российских храм.
Алапаевск район, Верхняя Синячиха пгт (Межная урочище). Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских. Монастырские святые врата.
Алапаевск район, Верхняя Синячиха пгт (Межная урочище). Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских. Во имя святой преподобномученицы Елисаветы часовня.
Алапаевский район, Коптелово деревня. Вознесения Господня храм.
Алапаевский район, Коптелово деревня. Симеона Верхотурского надкладезная часовня, святой источник.
Алапаевский район, Нижняя Синячиха село. Спасо-Преображенская церковь.
Алапаевский район, Нижняя Синячиха село. Часовня.
Алапаевский район, Нижняя Синячиха село. Александра Невского часовня.

Б

Белоярский район, Заречный город, Курчатова улица. Покрова Пресвятой Богородицы церковь.
Березовский район, Старопышминск посёлок, Волкова улица, 1. Во имя Сретения Господня храм.
Богдановический район, Троицкое село, Ленина улица, 146. Троицы Живоначальной церковь.
Богдановичский район, Ильинское село. Во имя святого пророка Божия Илии храм.
Быньги село. Свято-Никольский храм.

В

Верхняя Пышма город. Успенская церковь.
Верхотурский район, Дерябино село. Успенская церковь.
Верхотурский район, Кордюково село. Богородичный святой источник.
Верхотурский район, Костылева село. Свято-Косминская пустынь, мужской монастырь. В честь блаженного Косьмы Верхотурского храм.
Верхотурский район, Меркушино село. Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. Свято-Константиновский крестильный храм.
Верхотурский район, Меркушино село. Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. Святого праведного Симеона Верхотурского храм.
Верхотурский район, Меркушино село. Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. В честь Архистратига Божия Михаила собор.
Верхотурский район, Путимка село. Свято-Николаевский храм.
Верхотурский район, Тура река (бл. село Меркушино, 9 км.). Во имя Всех святых, в земле Сибирской просиявших храм.
Верхотурье город, Воинская улица, 1а. Свято- Николаевский мужской монастырь.
Верхотурье город, Воинская улица, 1а. Свято- Николаевский мужской монастырь. Крестовоздвиженский собор.
Верхотурье город, Воинская улица, 1а. Свято- Николаевский мужской монастырь. Преображенская церковь.
Верхотурье город, Воинская улица, 1а. Свято- Николаевский мужской монастырь. Симеоно-Аннинская надвратная церковь.
Верхотурье город, Сенянского улица, 3. Свято — Покровский женский монастырь.
Верхотурье город, Сенянского улица, 3. Свято — Покровский женский монастырь. Старо-Покровская церковь.
Верхотурье город, Сенянского улица, 3. Свято — Покровский женский монастырь. Иоанно-Предтеченская церковь.
Верхотурье город, Сенянского улица, 3. Свято — Покровский женский монастырь. Покровская церковь.
Верхотурье город. Свято-Троицкий собор.
Верхотурье город. Спасо-Воскресенская церковь.
Верхотурье город. Одигитриевская церковь.
Верхотурье город. Успенская церковь.

Е

Екатеринбур город, Вознесенская площадь, 1. В честь Вознесения Господня храм.
Екатеринбур город, К. Маркса улица, 31. Крестовоздвиженский мужской монастырь. Крестовоздвиженский храм.
Екатеринбур город, Машиностроителей улица, 4а. В честь Рождества Христова храм.
Екатеринбур город, Центрального рынка переулок, 6. Во имя Чудотворного Образа Казанской иконы Божьей Матери храм.
Екатеринбур город, Цыганская улица,19. Во имя святого праведного Симеона храм.
Екатеринбур город, Цыганская улица,19. Во имя святого блаженного Космы храм.
Екатеринбур город, Цыганская улица,19. Свято-Симеоновский источник, часовня.
Екатеринбур город. Екатерининский собор.
Екатеринбур город. Иоанно-Богословская домовая церковь.
Екатеринбур город. Максимилиановская церковь.
Екатеринбур город. Свято-Троицкий кафедральный собор.
Екатеринбур город. Во имя Всех Святых храм.
Екатеринбур город. Богоявленский Кафедральный Собоp
Екатеринбург город, 8 марта улица, 39 (дендрологический парк). Во имя святого благоверного князя Александра Невского часовня.
Екатеринбург город, Бисертская улица, 12-а. Во имя Всемилостивого Спаса монастырь.
Екатеринбург город, Димитрова улица,1-а. Во имя иконы Казанской Божьей Матери храм.
Екатеринбург город, Елизавет посёлок, Бисертская улица, 12-а. Свято-Игнатьевское подворье. Во имя Всемилостивого Спаса храм.
Екатеринбург город, Зеленая роща улица, 1. Ново-Тихвинский женский монастырь. Во имя Святых Царственных страстотерпцев домовая часовня.
Екатеринбург город, Зеленая роща улица, 1. Ново-Тихвинский женский монастырь.
Екатеринбург город, Зеленая роща улица, 1. Ново-Тихвинский женский монастырь. Во имя Всех Святых храм.
Екатеринбург город, Зеленая роща улица, 1. Ново-Тихвинский женский монастырь. Во имя святого благоверного князя Александра Невского собор.
Екатеринбург город, Зеленая роща улица, 1. Ново-Тихвинский женский монастырь. Швейная мастерская.
Екатеринбург город, Зеленая роща улица, 1. Ново-Тихвинский женский монастырь. Иконописная мастерская.
Екатеринбург город, Зеленая роща улица, 1. Ново-Тихвинский женский монастырь. Во имя преподобномученицы Елизаветы Федоровны домовый храм.
Екатеринбург город, Ленина улица, 11-а. Иннокентия, митрополита Московского храм.
Екатеринбург город, Опалихинская улица. 23 — 25. Во имя Архистратига Божия Михаила приход.
Екатеринбург город, Отдыха улица, 93. Свято-Игнатьевский скит Ново-Тихвинского женского монастыря. В честь святителя Иоанна Тобольского храм.
Екатеринбург город, Походная улица, 2. В честь Преображения Господня церковь.
Екатеринбург город, Репина улица, 6а. Иоанно-Предтеченский собор.
Екатеринбург город, Ясная улица, 3. Серафима Саровского церковь.
Екатеринбург город, Ясная улица, 3. Николая Чудотворца церковь.
Екатеринбург город. Во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших храм.
Екатеринбургский район, Ганина Яма. В честь Святых Царственных Страстотерпивцев мужской монастырь. В честь иконы Божией Матери «Державная» храм.
Екатеринбургский район, Ганина Яма. В честь Святых Царственных Страстотерпивцев мужской монастырь. Сергия Радонежского церковь.
Екатеринбургский район, Ганина Яма. В честь Святых Царственных Страстотерпивцев мужской монастырь. Во имя святого Серафима Саровского храм.
Екатеринбургский район, Ганина Яма. В честь Святых Царственных Страстотерпивцев мужской монастырь. Поклонный крест.
Екатеринбургский район, Ганина Яма. В честь Святых Царственных Страстотерпивцев мужской монастырь. Во имя Царственных Страстотерпцев храм.
Екатеринбургский район, Ганина Яма. В честь Святых Царственных Страстотерпивцев мужской монастырь. Николая Чудотворца церковь.

И

Ирбит город. Свято-Троицкая церковь.

К

Каменск-Уральский город, Ленина улица, 126. Свято-Троицкий собор.
Каменск-Уральский город, Революционная улица, 45. Покровский храм.
Каменск-Уральский город, Февральской революции улица, 13 (село Волково). Покрова Пресвятой Богородицы храм.
Каменск-Уральский город. Александро-Невская часовня.
Каменский район, Большая Грязнуха село. Преображенская церковь.
Каменский район, Исетское село. Николаевская церковь.
Каменский район, Кисловское село. Петро-Павловская церковь.
Каменский район, Маминское село. Михаило-Архангельская церковь.
Каменский район, Окулово село. Преображенская церковь.
Каменский район, Пирогово село. Флоро-Лаврская церковь.
Каменский район, Покровское село. Покровская церковь.
Каменский район, Потаскуево село. Христорождественская церковь.
Каменский район, Рыбниковское село. Во имя Пресвятой Богородицы, в честь иконы Её, именуемой «Тихвинская» церковь.
Каменский район, Смолинское село. Пророко-Илиинская церковь.
Каменский район, Сосновское село. Христорождественская церковь.
Каменский район, Травянское село. Введенская церковь.
Каменский район, Троицкое село. Свято-Троицкая церковь.
Каменский район, Черемхово село. Вознесенская церковь.
Каменский район, Щербаково село. Николаевская церковь.
Камышлов город, Энгельса улица, 147-а. Свято-Покровский женский монастырь. Во имя Покрова Божией Матери собор.
Карпинск город. Введенский собор.
Краснотурьинск город, Карпинского улица, 13. Максима Исповедника храм.
Краснотурьинск город, Октябрьская улица, 53, стр. 1. Александра Невского часовня.
Краснотурьинск город, Школьная улица, 15. Свято-Пантелеймоновский женский монастырь. Богородичный святой источник.
Красноуфимск город, Мизерова улица, 88. Александра Невского храм.
Красноуфимский район, Нижнеиргинское село. Крестовоздвиженский молитвенный дом.
Красноуфимский район, Нижнеиргинское село. Крестовоздвиженский молитвенный дом.
Красноуфимский район, Нижнеиргинское село. Старообрядческая часовня.
Красноуфимский район, Нижнеиргинское село. Свято-Троицкая единоверческая церковь.

Н

Невьянск город. Спасо-Преображенский собор.
Невьянский район, Быньги село. Свято-Никольский храм.
Невьянский район, Быньги село. Казанская единоверческая церковь.
Невьянский район, Тарасково село. Троицкий Всецарицынский мужской монастырь.
Невьянский район, Шурала село, Ленина улица, 14. Во имя святого благоверного князя Александра Невского храм.
Нижнесергинский район, Кленовское село. Во имя Николая Чудотворца церковь.
Нижний Тагил город, Ленина проспект, 1. Входо-Иерусалимский собор.
Нижний Тагил город, Металлургов улица, 32. Сергия Радонежского собор.
Нижний Тагил город, Трудовая улица, 3. Свято-Троицкая единоверческая церковь.
Нижний Тагил город. Казанский собор.
Нижний Тагил город. Александро-Невская церковь.
Нижний Тагил город., Красногвардейская улица, 55. Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь.

П

Первоуральск город, Орджоникидзе улица, 1. Во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла храм.
Первоуральск город, Вайнера улица, 87. Во имя святой Великомученицы Екатерины церковь.
Первоуральский район, Новоуткинск посёлок, Свердлова улица, 1-а. Успения Пресвятой Богородицы церковь.
Первоуральский район, Слобода село (Уткинская слобода).

Храмы и монастыри Свердловской области (29)

Георгиевская церковь.
Полевской город. Преображенская часовня.
Полевской район, Курганово село, Ленина улица, 44. Во имя Святителя Николая Чудотворца церковь.

Р

Ревда г.о. Мариинск село. Свято-Николаевский храм.

С

Сысертский район, Арамиль город. Свято-Троицкий храм.

Т

Таборинский район, Таборы село, Евлашова улица, 6. Андрея Первозванного храм.
Таборинский район, Таборы село, Евлашова улица, 6. Свято-Преображенский храм.
Тавдинский район, Кошуки село, Береговая улица, 27. Прокопия Устюжского церковь.
Тавдинский район, Тавда город, Средняя улица, 30. Во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца молитвенный дом.
Тавдинский район, Тавда город, Фабрика посёлок, Герцена улица, 11. Во имя святого Иакова Исповедника церковь.
Тавдинский район, Тавда город. Николая Чудотворца храм.
Туринский район, Туринск город, Декабристов улица, 15. Всемилостивого Спаса храм.
Туринский район, Туринск город, Декабристов улица, 43. Свято-Николаевский женский монастырь.
Туринский район, Туринск город, Крылова улица, 25. Сретенская церковь.

Монастыри, часовни, храмы, церкви

Уральский международный  институт туризма 

Контрольная работа по Краеведению 

Тема: «Монастыри Урала XVII-XIX вв».

Студентка 1 курса З/О

 Неволина  Светлана Владимировна

2009 г.

С приходом на Урал переселенцев стали зарождаться новые очаги  Русской культуры. Вслед за первыми  переселенцами на суровую Уральскую  землю ступило и православие. В тогда ещё не освоенном крае появились первые монастыри.

По началу, они были совсем небольшими, несколько деревянных строений. Но со временем они росли  и развивались. В те суровые и  лихие годы монастыри тоже были неким  подобием крепостей.

Вот так современники описывают оборонительные возможности  одного из монастырей: «ограда вокруг монастыря была деревянной, в столбах, на ней по углам возвышались башни. Монастырь, как пограничное укрепление, по углам имел башни, из оружия было 10 винтовок, 30 мушкетов и гладких пищалей».

Как видно, возможность  держать оборону, была для первых монастырей Урала одним из первостепенных вопросов.

Строились монастыри  отдельными крепостями. Они несли  переселенцам не только веру, но и способствовали развитию всевозможных ремесел, земледелия, учили наукам.

Монастыри получали от Российского  государства земельные наделы, и  это использовалось как способ привлечь переселенцев из крестьян селиться на своих землях. Так власти продвигали процесс освоения переселенцами  отдаленных глухих районов.

В тридцатых-сороковых годах XVII века Соликамский, Вознесенский, а так же Пыскорский Спасо-Преображенский монастыри имели обширные вотчины в своих районах. Уже к началу XVIII века число монастырей, обладающих огромными земельными вотчинами, выросло в несколько раз. К их числу принадлежал и Далматов монастырь, основанный в районе Исети в 1644 году, и уже во второй половине XVIII века имевший в своем составе одно село и целых девятнадцать деревень.

Из деревянных церквей  самой распространенной была клетская церковь, своим обликом и размерами напоминающая клеть избы. Обычно её высокая крутая двускатная крыша, завершенная главой с крестом, выделялась среди других построек. Из числа уцелевших до времен краеведов с фотоаппаратами, сохранилась церковь в селе Монастырь Гайнского района Пермского края, построенная в 1614 году.

С тех далёких времен праздничный мелодичный перезвон и тревожный набат разносились по Уральской тайге. Шатровые колокольни оканчивались главками, покрытыми «в чешую», как еловые шишки, фигурными дощечками – лемехом. Лемех из осины строгался до блеска, и в нем отражалось Уральское небо.

Из дерева рубились и  колокольни. Они стояли отдельно и  представляли из себя величественные башни – срубы. Часто конструкция  колоколен была многоярусной.

Один из путешественников писал в 1857 году: «в шести верстах от села Вильгород стоит село Бегичи, с деревянной старинной церковью. Архитектура покачнувшейся колокольни этой церкви знакома каждому, кто езжал по Пермской губернии.

Колоколен, остатков XVII и прошлого века довольно много – это просто шестиугольные срубы, в верхней их части прорублены окна и висят колокола, плоская крыша свисает концами из-за сруба, всё это увенчано низкой башенкой и главкой, нередко покрытой зелёной муравленой черепицей». Подобное упоминание далеко не единственное, и становится очевидно, что монастыри и церкви на долгие годы определили облик поселений Урала.

Мужской Свято-Николаевский монастырь – самый крупный и старый на Урале в г. Верхотурье мужской монастырь, который был основан еще в 1604 году.

На территории Свято-Николаевского  монастыря находится семиглавый Кресто-Воздвиженский собор, который  является третьим по величине собором  в России, после Храма Христа Спасителя (Москва) и Исаакиевского собора (Санкт-Петербург).

Крестовоздвиженский храм был построен к 300-летию дома Романовых. На его открытие ждали императора Николая II, однако он приехать не смог и на освящение собора приезжала  великая княгиня Елизавета Федоровна. В храме также находится уникальный фаянсовый иконостас.

На территории монастыря  также находятся чудотворные  мощи Праведного Симеона Верхотурского  – местного святого из села Меркушино. В 1692 году гроб с мощами Симеона Верхотурского (изначально святого именовали Симеон Меркушинский) вышел из земли, на месте могилы забил источник, а также начали происходить чудесные исцеления. В 1704 году произошла канонизация святого, и мощи Праведного Симеона Верхотурского были перенесены в мужской монастырь Верхотурья. Серебряная рака с мощами святого до сих пор находится в Свято-Николаевском мужском монастыре и доступна для паломников. Святой праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири, а его мощам приписываются излечения бесплодия и болезни ног и глаз.

Симеоно-Аннинская надвратная церковь интересна тем, что здесь покоятся останки (кости и черепа) монахов, которых не смогли опознать при раскопках на территории монастыря. Картина уникальная – грудой сложены черепа, горит лампада в полной тишине, а на стене надпись «Мы были как вы, а вы будете как мы».

В братском корпусе монастыря  расположен также и Православный музей, где представлена история  монастыря и Екатеринбургской Епархии

Первые упоминания о  деятельности обителей Урала по обучению элементарной грамотности относятся к первой четверти XVIII в.

Традиционно считается, что родоначальником просвещения  в Зауралье является Верхотурский Николаевский мужской монастырь. Основанием для  этого утверждения является широко процитированная в историографии  память митрополита Сибирского и  Тобольского Филофея Лещинского архимандриту Сильвестру, датируемая 1716 г. и повелевающая набирать в Верхотурском уезде детей окрещенных вогулов, способных к обучению, и «учити их прилежно», а по возможности отсылать таких малолеток и в отдалённый Тобольск, где уже существовала при архиерейском доме школа, в которой обучались дети новокрещенных. Эта память была дана во исполнение указа императора Петра I (предписания об учреждении школ при монастырях издавались Петром I неоднократно, как до, так и после 1716 г.) и приказа сибирского губернатора князя Матвея Петровича Гагарина.

Ни одного документального  свидетельства о практическом исполнении данного предписания в Николаевском монастыре не сохранилось, поэтому  версия об открытии школы для новокрещенных  в Верхотурье в 1716 г. остается пока недоказуемой, хотя и вероятной. Плохая сохранность монастырского архива, сгоревшего в 1762 г., не позволяет пролить свет на эту проблему. Впервые «школа» и «студенты» упоминаются в монастырском делопроизводстве в 1762–1763 гг., и эти сведения относятся к обучению не новокрещенных, а детей священнослужителей.

Более надежные свидетельства  о существовании «училища» в  первой четверти XVIII в. имеются относительно Далматовского Успенского мужского монастыря.

В первой половине XVII столетия один тобольский дворянин, оставив жену и детей, удалился в Невьянский монастырь Тобольской епархии, где принял иночество с именем Далмат. Так как он отличался высокой добродетельной жизнью, братия Невьянского монастыря пожелала видеть его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая этого высокого и ответственного поста, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Божией Матери. В 1644 г. он прибыл в Пермскую губернию и здесь поселился в пещере, во владениях татарина Илигея.

Когда Илигей узнал, что на его землях появился инок, намеревающийся даже построить здесь обитель, он вознегодовал и, собрав родственников, отправился к подвижнику, намереваясь изгнать его. На ночлег он остановился прямо напротив пещеры Далмата, за рекой Исетью, рассчитывая на рассвете неожиданно напасть. В случае сопротивления или самозащиты иноку грозила смерть. Людской помощи ему ждать было неоткуда, бежать он тоже не мог. Но угоднику Божию не нужна была человеческая защита. Ночью Илигею явилась Божия Матерь, в венце, в багряном одеянии и с пламенным мечом в руке. Она строго запретила причинять иноку вред и приказала дать ему землю для построения обители. После этого страшного видения татарин смиренно пришел к Далмату и отвел ему землю для монастыря. В этом же, 1646 г., и был основан Далматов монастырь.

Но вскоре на новоучрежденную  обитель напали калмыки. Они сожгли начатые монастырские постройки, часть  монахов убили, часть пленили. Только старец Далмат чудесным образом спасся и сохранил принесенную им икону  Успения Божией Матери. Когда калмыки ушли, он своими трудами стал восстанавливать обитель. Через несколько лет, благодаря его усердию, уже возвышалась деревянная церковь, а поблизости появились кельи.

В 1664 г. монастырь опять  подвергся нападению, на этот раз  войск сибирского хана Дивлет-Гирея. Чудотворная икона осталась невредимой, тогда как обитель полностью разграбили и сожгли. Ее восстанавливал архимандрит Исаак. В 1707 г. была построена церковь, в которой и находился чудотворный образ с богато украшенной ризой и венцами. Множество людей прибывало сюда для поклонения Пречистой.

Далматская икона принадлежала иноку Далмату, основателю Успенской  обители. Именно здесь, в соборной церкви и хранился чудотворный образ.

В 1719 г. по стране приводили  к присяге верности наследнику российского престола, и в обещательном листе об этом от 31 мая среди обитателей далматовской вотчины указываются и «обретающиися во училищи». Впрочем, сами «обретающиися» (упоминаются 9 человек) подписаться не сумели, за них это сделал «мастер их Фалелей Леонтиев», что считается доказательством факта образования училища при монастыре незадолго до приведения к присяге. К присяге в то время приводили с 8-летнего возраста.

В.

Монастыри Свердловской области

Н. Татищев, посетивший Далматовский монастырь дважды, в 1721 и 1736 гг., в своем сочинении «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской» указал, что при обители имеется «училище для младенцев», в котором обучают всех желающих на монастырский счёт. При этом Татищев отметил, что содержание училища является требованием устава, восходящего к основателю монастыря Далмату.

Еще одно упоминание о  существовании при монастыре  школы для детей монастырских служителей относится к 1734 г. Она  размещалась в особой келье, а  преподаванием чтения, письма, четырех  действий арифметики занимался Петр Кирвянов.

Сопоставляя эти разрозненные свидетельства, можно утверждать, что  училище было создано для детей  крестьян монастырской вотчины, и хотя дата его основания не установлена, но к 1719 г. оно уже существовало, а  возможно и много раньше. Создание училища носило чисто прагматический характер: для управления большой вотчиной (Далматовский монастырь был самым крупным церковным землевладельцем на Восточном Урале) требовалось определенное количество грамотных людей, которые могли исполнять должности писцов и т.п. Надо полагать, что для подобных целей обучали монастырских крестьян и в других обителях региона.

Приписной к Далматовскому  Успенскому женский Верхтеченский  Введенский монастырь, на который распространялись уставные нормы, составленные старцем Далматом, также был обязан обучать девочек-сирот. Судить о реальном исполнении этой нормы до 60-х годов XVIII в. довольно сложно. В 1722 г. была проведена перепись всех 75 монахинь и послушниц этой обители, среди которых оказалось лишь 5 человек «книжному писанию учёных» и еще одна малолетняя послушница находилась «в книжном учении», т.е. всего 8% обитательниц монастыря можно считать грамотными.

В XVIII в. в женские монастыри  обычно поступали в юном возрасте (так, в Верхтеченском Введенском из живущих в 1722 г. 30% пришли в обитель в возрасте до 20 лет).

Большинство сестер были крестьянского происхождения. И  если столь незначительный процент  обитательниц самой обители обладал  основами грамотности, то вряд ли при  монастыре существовало училище для девочек-сирот. Вероятно, обучение проводилось в редких случаях в частном порядке. К 1755 г. положение изменилось: среди сестер обители 18% были «учены грамоте», причем 10% (5 человек) были уроженцами самой монастырской вотчины. Это может служить косвенным свидетельством распространения начального образования среди девочек в монастырской вотчине.

Настоятели Далматовского  Успенского монастыря являлись в XVIII в. и заказчиками (т.е. исполняли административные обязанности в рамках церковного округа – заказа, включавшего несколько десятков церквей). Как на одно из церковных учреждений, на монастырь указом Тобольской архиерейской консистории от 30 августа 1748 г. была возложена обязанность завести славяно-российскую школу для начального обучения детей духовенства, и одновременно в монастырь из Тобольска отправлено «при указах и пашпортах» 15 отпрысков духовенства Далматовского заказа. Вскоре к ним присоединились еще 16 бывших учеников Тобольской архиерейской школы. Причинами такого административного решения были как недостаток средств на содержание архиерейской школы в Тобольске, так и нежелание священников отправлять детей для обучения в далекую Сибирь. 10 октября того же года начались занятия. Учителями славяно-российской школы были определены распоп Кирило Павлов «с товарищи». Об успехах учеников преподаватели обязаны были два раза в год рапортовать в Далматовское духовное правление, а оттуда ведомости об учащихся отправлялись в Тобольскую духовную консисторию.

В 1761 г. курс обучения в  Далматовской школе был расширен за счет введения преподавания латыни. Школа, таким образом, стала называться «латинской» или семинарией. Чтобы справиться с увеличившимся потоком учеников, некоторые дети из младших классов обучались славяно-российской грамоте и чтению в женском Верхтеченском монастыре, а для постижения латыни переводились в Далматовский Успенский монастырь.

Страницы:123следующая →

Свердловская область — достопримечательности

Свято-Троицкий Всецарицынский монастырь (Тарасково): паломничество к уральским святыням

Рубрика: Свердловская область

Приглашаем вас в небольшое путешествие к святым местам Среднего Урала, а именно в Свято-Троицкий Всецарицынский мужской монастырь, который относится к Нижнетагильской и Серовской епархии Русской православной церкви. Находится духовная обитель в старинном селе Тарасково Новоуральского городского округа Свердловской области. Немало верующих из разных уголков земли русской приезжает сюда поклониться знаменитым уральским святыням и попросить Всевышнего о милости и прощении грехов. Такое паломничество оставляет яркий след в жизни каждого человека и сюда хочется возвращаться снова и снова!

Храм с более чем столетней историей

К началу прошлого столетия на месте нынешнего монастыря находилась деревянная Свято-Духовская церковь. Новый кирпичный однопрестольный храм построили и освятили в 1906 году – в честь Святой Живоначальной Троицы.

В 1934 году церковь была закрыта, но к великому счастью для верующих, ее миновала участь других храмов, которые во времена воинственного атеизма попросту уничтожались. Богоборческая советская власть использовала церковь сначала как складское помещение, а затем как лыжную базу.

1989 год стал судьбоносным в истории храма: его вернули Русской православной церкви. Через девять лет отец Алексей (Малетин), исполняя данный Господу обет, начал строительство часовни с колодцем. Средств поначалу для этого не было, но по ходу строительства деньги чудесным образом находились, и прихожане усмотрели в этом Божие участие. В том же 1998 году в Россию доставили с Афона – это случилось впервые – знаменитую икону Божьей матери «Всецарица» («Пантанасса», XVII век). Это событие и вдохновило отца Алексея назвать строившуюся часовню в ее честь.

31 декабря 2002 года по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия была создана монашеская община. 6 октября 2003 года Священный синод Русской православной церкви дал благословение на открытие здесь мужского монастыря. Освящен был Свято-Троицкий Всецарицынский монастырь архиепископом Викентием 22 ноября того же года – в праздник иконы Божьей матери «Скоропослушница».

Икона «Всецарица» – главная святыня обители

Главной святыней монастыря с 2000 года является икона Божьей матери «Всецарица» Новоуральская (Тарасковская) – копия, написанная в Екатеринбурге специально для этой обители. В апреле 2004 года она официально признана Патриархом Московским и всея Руси Алексием II чудотворной. Поскольку афонский оригинал получил славу благодаря своей целительной силе, в Тарасково устремились не только паломники, но и жаждущие исцеления от всевозможных недугов.

Особенную благодать и исцеление икона дарует онкологическим больным, и такими возможностями помогать тяжело больным людям ее наделила Пресвятая Богородица. Только просить во всякой нужде и скорби нужно с верой истинной, сокрушением сердечным, проявляя смирение и долготерпение. Тогда стучащему отверзнется, ищущий обретет, а просящий получит.

Находясь в монастыре, испытываешь самые сильные чувства. Ведь кроме названной чудотворной иконы здесь хранятся святыни, почитаемые во всем православном мире. Это частица Гроба Пресвятой Богородицы, Иерусалимский крест с частицей Голгофы, частица Ризы Пресвятой Богородицы, веточка из Гефсиманского сада, частица Мамврийского дуба, частица Святого Животворящего Креста Господня и другие. Хранятся в обители и частицы мощей угодников Божьих: святых Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Василия Блаженного, Далмата Исетского, святых Вифлеемских младенцев, Филарета Московского и ряда других.

Святые целебные источники монастыря

На благословенной монастырской земле находится более семи целебных источников, но особенно привлекают паломников четыре из них.

Источник в честь иконы Божьей матери «Нечаянная радость». Находится на окраине села, освящен 23 июля 2003 года. Перед ним вымаливают прощение тяжких грехов, просят даровать покаяние нераскаявшимся.

Источник в честь Святой Троицы. Находится от Тарасково всего в двух километрах, в лесу. Согласно преданию, здесь до революции жил отшельник, и именно вера в молитвы покойного старца наделяет источник целебной силой.

Источник преподобной Марии Египетской. Его тоже можно найти в лесу неподалеку от села. Зависимые от блудных желаний просят здесь избавления от них – не зря источник назван в честь бывшей блудницы, победившей в себе эти страсти.

Источник в честь Николая Чудотворца. Находится в небольшой часовне неподалеку от монастырских стен.

Монастыри Свердловской области

К этому колодцу, которому по имеющимся свидетельствам более 120 лет, приезжает очень много паломников.

Как добраться до монастыря в Тарасково?

От Екатеринбурга до села 80 км. Из областного центра можно доехать электричкой до станции Мурзинка, затем автобусом до Тарасково.

Можно обратиться в паломнический отдел епархии, организующий однодневные автобусные поездки в село и монастырь.

На автомобиле ехать по Московскому тракту: проезд через Первоуральск и далее по маршруту Билимбай-Елани-Починок-Тарасково. Расстояние от Билимбая до села около 30 км.

Адрес: ул. Кирова, 51-а, 624177 Тарасково, Свердловская обл., Россия.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Село» Арамашево
По данным «Пермской летописи», село Арамашево было образовано в 1631 г. переселенцами, облюбовавшими для этой цели высокий берег реки Реж, защищенный от визитов недружественных кочевников. Это была лесистая местность с береговыми скалами, легенды о…

Природный» парк «Оленьи Ручьи»: тропами уникального заповедника
Природный парк «Оленьи Ручьи» хорошо известен в России и за ее пределами. Ежегодно этот уникальный заповедник, который находится в Нижнесергинском районе Свердловской области, это в 120 км от Екатеринбурга, посещает около 50 тысяч человек. Площадь …

Каменск-Уральский» — достопримечательности. Что посмотреть в металлургической столице Урала?
Каменск-Уральский Свердловской области, раскинувшийся на слиянии Каменки и Исети, называют металлургической столицей Урала. А последние несколько лет еще и колокольной столицей России. Основанный более трехсот лет назад, он также входит в перечень …

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *