Города и Страны

Монастырь Саввы Освященного

… И есть дивно мѣсто и несказанно отнудь. И ту есть гробъ святаго Савы посредиѣ церквий тѣх трий, вдалее отъ великия сажень 4. И есть теремець над гробомъ святаго Савы; учинено красно. Ту же лежат мнози святии отци, телесы яко живи: святый Иоаннъ епископъ Исихастъ ту лежить, святый Иоаннъ Дамаскинъ ту лежит, и святый Феодоръ Едесский ту лежитъ и Михаилъ сыновець его, Афродитианъ святый ту бежит, и инии мнози святии ту лежат, телесы яко живи; и благоухание от них исходить несказанно. И видѣх кладязь святаго Савы, егоже показа ему в нощи осля дикое в потоцѣ том, противу келии его; пихом от кладязя того воду сладку и студену зѣло.

Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли

Как гласит официальная израильская статистика, россияне занимают второе место по количеству визитов в Израиль, лишь немного уступая по этому показателю США. Причем, если американцы зачастую просто приезжают посетить родственников или живут «на две страны», то треть наших сограждан уверенно едут в Израиль с целью посещения Святых мест. Отмена виз вызвала в этой стране настоящий бум туристических поездок из России: в 2012 г. пересекло границу почти 600 тыс. россиян.

С православными паломниками работает большое количество туристических агентств, для которых такой поток стал серьезным источником дохода. Однако, туризм как и любой бизнес стремится к унификации, конвейеру, массовости, превращая паломнические туры в череду стандартных посещений Храма Гроба Господня, многочисленных Святых мест Иерусалима, изредка затрагивая окрестности — Назарет, Галилейское море и место Крещения на р. Иордан.

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания, в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

К таким можно отнести г. Каранталь неподалеку от Иерихона (место, где Иисус Христос постился в пустыне), могилы Праотцев и Мамврийский дуб в Хевроне, колодец Иакова в Наблусе и многие другие. Поэтому для того, чтобы проникнуться духом Святой Земли по-настоящему, лучше перемещаться самостоятельно, или, договорившись заранее, воспользоваться услугами насельников многочисленных русских монастырей в качестве проводников.

Историческая Палестина очень невелика по размеру и испещрена разветвленной сетью автомобильных дорог, поэтому, если позволяют средства и есть возможность хорошо подготовиться к поездке — лучше взять напрокат автомобиль, что можно сделать прямо в аэропорту. Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного, крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Кстати, этот самый цикл, который известен у нас как Иерусалимский устав, был разработан св. Саввой именно здесь, и в библиотеке монастыря монахи бережно хранят ранний список Типикона — оригинал погиб во время нашествия на Палестину персидского царя Хосрова II Парвиза в 614 г.

Общежительная Лавра была основана св. Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 г. была учреждена Лавра — монастырь, в котором монахи жили в протирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения.

Для этого еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва.

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники и России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.

Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое, поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских.

Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень.

Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру.

Монастыри Палестинской автономии

На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.

Добраться до Лавры можно следующим образом. Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит — кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Метки: Израиль, монастырь, монашество, Савва Освященный

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

Описание Лавры Саввы Освященного

Лавра Саввы Освященного- монастырь 5-го века является самым большим монастырем в Иудейской пустыне. Комплекс построен на южных скалах ручья Кедрон. Помимо центрального монастыря вся долина покрыта небольшими церквями, параклисами и пещерами. Лавра Саввы Освященного была основана святым Сабасом или Саввой (арабский: Мар Саба) и назван в честь него. На протяжении многих лет он был перестроен, расширен и укреплен. В свой пик здесь проживало около 500 монахов.

 

Савва — отец-основатель

Савва родился в Муталаске, Каппадокия, в 439 году. Он вырос в городе Коенобии в Каппадокии и жил в этом городе в течение 10 лет, а затем в возрасте 18 лет он перехал в Иерусалим. Он перебрался в Иудейскую пустыню и оставался в Коэнобиуме Евфимия 12 лет. В возрасте 30 лет ему было дано разрешение жить в уединении в пустыне 5 лет. Савва жил около 10 лет в пещере рядом с будущим расположением монастыря, названого впоследствие в честь него. Он нашел этот удаленный участок в ручье Кидрон, идеальным местом для уединения. Савва в возрасте 45 лет основал Лавру в Мар-Сабе (483 год) — кластер пещер или скитов отшельников, проживающих вокруг центрального монастыря.
 
Савва руководил Великой Лаврой Мар-Саба в течение почти 50 лет. За эти годы место было расширено для размещения сотен монахов, которые проживали здесь. Вкоре стены были построены для обеспечения защиты от разбойников.
 
Савва помог установить больше монастырей в пустыне: он и его монахи установили за это время в общей сложности 13 (!) Монастырей в пустыне Иудеи — 7 Лавров и 6 коенобий. Несколько старших монастырей попали под его управление — в том числе знаменитые Монастыри Евтимия и Феоктиста. В свое время число отшельников выросло до сотен тысяч. Автор «Жизни Саввы», Кириллос Скифополис, подвел итог его жизненной миссии как «превращение пустыни в город».
 
Его влияние изменило обычаи и обычаи монахов. Он был первым из отцов-отшельников пустыни, который сформулировал набор письменных правил поведения и образа жизни для монахов-пустынников в пустыне Иудеи.

 

Мар Саба после Саввы
 

После его смерти в 532 году в возрасте 93 лет Савва был похоронен во дворе монастыря. К настоящему времени Монастырь Мара Саба стал небольшим центром для монахов. Это сформировало Лавру — термин в православном христианстве, означающий кластер пещер или клеток отшельников, живущих вокруг центрального монастыря.

 

 

Общий вид на Лавру Саввы Освященного

 

Вид на монастырь Саввы Освященного с северо-востока. Кидронский ручей протекает через Иудейскую пустыню, из Иерусалима к Мертвому морю.

 

Вид на центральную сторону монастыря внизу. Справа находится купол церкви. Золотой купол в центре обозначает оригинальную могилу Саввы.

 

На дне монастыря находится родник, который привлек Святого Савву.

 

Южная башня, также называемая Женская башнея, поскольку женщины были исключены из других частей монастыря. Когда вы подъзжаете к Лавре Саввы Освященного это первое, что вы увидете по середине бесконечной пустыни. Башня была возведена в 5- ом веке на деньги Византийского императора Юстиниана.

 

 

 

Внутри двора монастыря Лавры Саввы Освященного

 

Это более близкий вид на Лавру Саввы Освященного. Женщинам запрещено входить в монастырь, и они могут получить доступ только к одной из внешних башен, построенных по просьбе матери Саввы (которой также запрещено было входить на святые места).

 

 

 

Гробница во дворе

 

Внутри двора Лавры Саввы Освященного находится здание с шестиугольным куполом. Это оригинальная могила Святого Саввы. В 12-о м веке его кости были перенесены, но возвращены в 1965 году и теперь выставлены в главном церковном зале.

 

 

 

Главная церковь Лавры Саввы Освященного

Ниже изображен интерьер главной церкви, самый красивый зал в монастыре. На правой стороне, за стеклянным шкафом, лежат кости основателя Святого Саввы.

Лавра Саввы Освященного, Кедрон, Израиль

Святой Савва продолжает молится и наблюдать за повседневной жизнью монастыря. Зал темный и освещен естественным светом, который падает сверху.

 

 

 

Пещера Саввы

Пещера Саввы, отмеченная крестом, находится на противоположной стене ручья. Согласно традиции, Святой Савва уединился здесь на 5 лет. Вокруг этой пещеры есть множество других пещер, где позже жили монахи, которые пришли сюда уединиться от мира.

Отшельники в долине Кидрон

В долине Кидрон, рядом с монастырем, находятся пещеры десятов отшельников. Фотография ниже — вид на северо-западную сторону монастыря. В Мара Сабе в средние века жило сотни монахов. Отшельники предпочитали оставаться в одиночестве в своих частных уголках большую часть времени и собираться в монастыре только еженедельно или в особых случаях. Эта традиция продолжается и сегодня.

 

Транспорт

Где поесть

Отели, хостелы и прочие

Культурные (и не очень) мероприятия

Интересная и полезная информация

blog comments powered by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *